Предмет и задачи этнологических исследований.

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

РОССИЙСКИЙ ИСЛАМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦДУМ  РОССИИ

ЭТНОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ И  ПРОГРАММА КУРСА,

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

УФА - 2008

Печатается по решению, кафедры Гуманитарных наук и учебно-методического совета Российского Исламского университета.

УМК . ЭТНОЛОГИЯ  ПРОГРАММА КУРСА, ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ/ Составитель: Якупов Р.И.  Уфа – «Российский исламский университет» 2011.

Составитель – д.и.н., профессор кафедры Гуманитраных наук РИУ

Р.И. Якупов.

Рецензенты:

Сафин Ф,Г. - д.и.н., в.н.с. Института этнологических исследований УНЦ РАН;

Ардаширова И. – магистр истории.  Главный методист УМУ РИУ ЦДУМ.  

Содержание

1.              Введение

2.              Рабочий план курса

3.             Лекционный курс

4.              Практический курс

5.              Тематика рефератов выполняемых в рамках  практического курса (для зачета)

6.              Рекомендации по организации работы над рефератами

7.              Задания для самостоятельной подготовки   (для студентов ОЗО)

8.              Примерные вопросы для экзамена и зачета

9.             Источники для самостоятельной работы

10.         Специальная литература для подготовки рефератов

11.            Теоретичекая и методическая литература для выполнения заданий всех типов и подготовки к зачетам и экзаменам

ВВЕДЕНИЕ

Этнография (этнология) возникла из стремления познать  этническое многообразие мира и долгое время существовала как  описательная наука.  Отсюда и ее более раннее название этнография.

Однако, по мере накопления эмпирического материала и в связи с тем, что на земле уже не оставалось непознанных (неописанных) народов, этнографы подошли к вопросам о сущности этнического.

Необходимо отметить, что в обществе всегда возникали и имели устойчивое бытование различные способы объяснения многообразия этнического состава, населения Земли.

В прошлом,  приблизительно  до средины 19 столетия  большинство таких представлений опирались на священные писания.

В священном Коране Всевышний  Аллах говорит: «Мы создали Вас разными, мужчинами и женщинами, племенами и народами, дабы Вы познавали друг друга» (Св.Коран 49.13.). Об исторических народах  другой суре Всевышний Аллах говорит: «Почему вы, иудеи и христиане, спорите об этих людях? Это - народ, который уже ушёл: ему - то, что он приобрёл, а вам - то, что вы приобрели. И с вас не спросят за то, что делали они»

 Европейцы следовали в основном за Библейской традицией.  В  Библии повествуется о людях, попытавшихся возвысится до уровня Всевышнего и с этой целью строивших знаменитую Вавилонскую башню. Но Бог прервал их дело, рассеяв строителей по свету и разделив их по языковому принципу.  В результате этого разделения, и возникли различные языки и народы.

В науке ранние философско-рационалистические построения так же строились на идее духа народного духа (volkesgeist- нем.), будто бы являющегося руководящим элементом в системе нации (этноса). Эта концепция, имевшая широкое хождение в социальной науке XIX в., восходит к философской системе Г.В.Ф.Гегеля, в которой "абсолютная идея" или "абсолютный дух" имеют свое "инобытие" в развитии так называемых "исторических народов".

В XX в. стали широко бытовать различные представления о нациях (народностях, национальностях, т.е. этносах) как о таких общностях, в основе которых лежит "этническое самосознание", а происхождение последнего оставалось невыясненным. Затем в советской этнографической школе были предложены  модели этноса - как устойчивой социально-биологической общности обладающей условным набором признаков, в каждом конкретном случае проявляющихся в особых комбинациях.

Наконец, в 1980-х и 1990-х годах сделаны также попытки трактовать полностью в субъективном духе: с одной стороны, этнос представляют себе как лишь «мыслительный конструкт», о котором не известно,  - имеет ли он что-либо общее с реальностью.

Но все же в наши дни  по прежнему популярными остаются  представления об этносе,  которые в наиболее законченной форме были изложены в трудах Ю.В.Бромлея.

Исходный пункт этой теории состоит в том, что в этносе будто бы по-разному сочетаются, с одной стороны, так называемые собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание, закрепленное в этнониме - самоназвании этноса), а с другой стороны, такие, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и.т.п.).

В соответствии с этим делением этнос получает якобы двойственную (дуалисти­ческую) природу. Этнос в узком смысле получил наименование "этникос" (греческое прилагательное от «этнос») и включил в себя перечисленные «собственно этнические» характеристики, а этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом (сокращенно ЭСО) и, таким образом, выглядел как сочетание собственно этнических элементов и, кроме того, условий его складывания и функционирования.

Из сказанного вытекает, что содержание этнологии (этнографии, народоведения) не сводится к интересу к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.

Этнология изучает:

а)    возникновение этносов (этногенез),

б)    историческую эволюцию этносов (этническую историю),

в)     современную жизнь этносов (их актуальное функционирование).

г)     возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования).

В этой связи существует перечень тем, проблем и научных направлений, которые чаще других изучают специалисты этнологи:

- расселение народов, их этнонимию (самоназвания - эндоэтнонимы; названия, данные другими народами - экзоэтнонимы) и другие аспекты динамики размещения этносов, связанные с изучением этнических территорий и этнических границ;

- социальные группы (слои, классы, сословия и т.п., в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоев, институтов и проч., что составляет предмет занятий специальной этнологической дисциплины-этнической социологии;

- демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов;

- субэтнические  группы и образования;

- различные аспекты традиционно-исторической и современной народной и профессиональной культуры народов - их поселения, жилища, орудия и утварь, системы питания, одежда и украшения и т.п.;

- хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этносы;

- обряды, обычаи, нравы и верования народов;

- языковое поведение и его влияние на этносы;

- проблемы этнического сознания и самосознания;

- политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими (в том числе конфликтными) отношениями и т.п.

Овладение началами этнологической науки важно для современного человека ибо мы живем в уже довольно тесном мире, в котором интенсивность контактов и взаимодействия этносов становится настолько интенсивным, что, пожалуй это является одним из важнейших факторов современного развития человечества. Не случайно большинство военных конфликтов второй половины ХХ  века были межэтническими. А они возникают прежде всего из  непонимания этноса, этничности и некоторых доступных для понимания  законов ее развития.

Настоящий курс общей этнологии включает в себя три  раздела теоретический и классификационный и обзорный. Первый посвящен изучению  и философскому осмыслению феномена этничности, второй – способам осмысления этнографической картины мира и классификации этносов, третий - изучению особенностей  культуры и быта народов, обитающих в различных средах, географических зонах, культурно-цивилизационных ареалах, странах.

Практический курс подразумевает  углубленное рассмотрение этноса и этнических процессов и самостоятельную работу студентов – подготовку рефератов, докладов и выполнение контрольных заданий по этнографии народов мира.

Данная программа построена на  мировоззренческих принципах Ислама, с учетом достижений этнологической науки, опыта преподавания этнографии (этнологии) в ведущих вузах страны и соответствует государственному стандарту  высшей школы. Программа рассчитана на студентов исторических факультетов вузов и адаптирована к возможной перестройке в соответствии конкретно определенным количеством часов.  

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Введение в общую этнологию

Этнография как историческая дисциплина и ее предметная область. Этнография и этнология соотношение понятий. Цели и задачи этнологии. Понятийный аппарат. Источники этнографической науки. Способы накопления и хранения источников.  Методы этнографических исследований. Социальная функция этнологии. Субэтнологические дисциплины. Связь этнологии с гуманитарными  и естественными науками. Структура курса общей этнологии для духовных учебных заведений.

Раздел I. Основы теории этноса

Лекция 1. Этнос и его признаки

Термин «этнос» и его значения. Субъективные признаки этноса: этноним, этническое самосознание. Объективные признаки этноса: территория, раса, экономика, социальная структура, язык, культура. Культура и ее этнодифференцирующие свойства. Этнические стереотипы. Этническая психология. Ментальность.

Лекция 2. Механизм возникновения, сохранения и воспроизводства этноса и этничности.

Теория Божественного происхождения народов. Священный Коран об этническом многообразии мира.  Научные этнологические теории: примордиализм и конструктивизм. Этносоциальная теория. Ю.В.Бромлей, С.А.Токарев, В.И.Козлов. Информационная теория. Н.Н.Чебоксаров, В.Г.Левин. Космобиологичесая теория. Л.Г.Гумилев. Историко-культурологическая теория. С.А.Арутюнов, Н.Н.Чебоксаров, Р.Г.Кузеев. Этнокультурные инфосвязи и их роль в сохранении и функционировании этноса.  Брачные контакты и их роль в развитии этнокультурных инфосвязей. Этнические границы.

Лекция 3. Этнические общности.

Виды этноса. Этникос и этносоциальный организм (ЭСО). Признаки этносоциального организма. Классификация этнических общностей: таксономия.  О соотношении социального и этнического в ЭСО.  Типология этнических общностей: историко-стадиальная, историко-генетическая.

Лекция 4. Этнические процессы.

Понятие об этнических процессах. Этноэволюционные процессы.  Этнотрансформационные процессы. Этнические процессы разделения и объединения. Этнические процессы и изменения в сферах культуры и языка. Этнические и национальные процессы. Нациестроительство. Этнические процессы и история. Этнос как процесс.

Раздел II. Классификация народов мира

Лекция 5. Антропологическая и географическая классификации.

Расогенез и основные принципы антропологической классификации народов мира. Большие расы. Малые расы и антропологические типы. Основные характеристики больших рас. Переходные расовые типы.

Новое в антропологии и морфологические признаки. Расы и этносы соотношение понятий. Эвристическое и политическое значение антропологической классификации народов мира.

Принципы географической классификацииРазличные подходы к географической классификации. Научное значение географической классификации.

Народы Африки. Общие сведения. Северная Африка. Восточная Африка, Западная тропическая Африка, Центральная Африка, Южная Африка. 

Народы Азии: Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия,  Восточная Азия,  «Советская»  Азия. 

Народы Европы: Северная, Западная и Центральная, Южная, Восточная Европа.

Россия как  самостоятельный политико-географический регион. Европейская часть, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний  Восток. Европейская и Азиатская  Россия. 

Народы Австралии и Океании: Австралия  и Тасмания, Новая Зеландия, Полинезия, Меланезия, Микронезия.

Народы Америки: Северная Америка,    Центральная и Южная Америка  -  зоны Центральная материковая,  Карибская,   Тропическая Южная,  Умеренная Южная.

Лекция 6.Лингвистическая классификация.

Основные принципы классификации языков народов мира. Языковые семьи. Языковые группы. Языковые ветви. Диалекты. Говоры. Обзор языковых семей и их географическая локализация.

Лекция 7. Хозяйственно-культурная  и ареальная классификации.

Понятие о хозяйственно-культурных типах. Системы жизнеобеспечения и хозяственно-культурные типы. Значение хозяйственно-культурной классификации. Обзор ХКТ.

Понятие об историко-этнографических провинциях и областях.  Историко-этнографические ареалы и их иерархия в России и СНГ. Понятие ИЭО, ИКП. Обзор ИЭО в мире. Эвристический смысл ареальной классификации. Этногенез и культурогенез.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Тема 1. Предмет и задачи этнологических исследований.

1.   Религиозное  и научное представление об этносе: их единство и противоположность.

2.   Объект и субъект этнологического анализа, противоречия исследовательского процесса.

3.   Изменения этнокультурной реальности и задачи этнологии на современном этапе.

4.   Практическое значение этнологии.

Задания для самоподготовки:

1. Ответьте на следующие вопросы:

- В чем суть расхождений в религиозном и светском представлении об этносе?.

- Что объединяет эти представления?

- В чем необходимость этнологического знания?

- В чем состоят основные сложности осмысления этноса?

2. Выпишите в глоссарий и запомните  значения терминов: этнос, этникос, этническое самосознание, этническая территория, этническая культура, этнографическая и этническая группа.

Темы докладов и сообщений:

- «Народы мира, о которых повествуется в Священном Коране»

- «Описание народов в путешествии Ибн-Фадлана»

- «История становления этнографической науки»

Тема 2. Этнологические источники и методы  исследовательской работы

1.           Источники для изучения этногенеза,  этнической истории, материальной и духовной культуры: их специфика.

2.           Методы этнографических исследований. 

3.           Развитие современной источниковой базы  этнологических исследований.

Задания для самоподготовки:

1. Ответьте на следующие вопросы:

- Какие виды источников используются в этнографии и этнологии?

- Каковы современные методы этнологических исследований?

-  Какие новые категории источников  появляются в современном мире, и в чем состоит сложность их использования?

2. Постройте последовательный план собирания общей этнологической информации в  новой местности.

3. Выпишите в глоссарий и запомните  значения терминов: этногенез, этническая история, этнические и этнокультурные процессы, материальная и духовная культура, этнографичекий источник. 

Темы докладов и сообщений:

- «Священные писания как этнографический источник»

- «Письменные нарративные источники по этнической истории России».

- «Географические открытия в Арабском халифате»

- «Географические описания европейцев в средневековье и в новое время»

- «Сложности в использовании ранних этнографический описаний»

Тема 3. Классификация народов мира.

1.Классификация народов мира в священных писаниях.

2.Научные принципы  классификации народов мира и эвристические возможности разных классификаций.

3. Лингвистическая классификация. Хозяйственно-культурная и историко-этнографические классификации.

Задания для самоподготовки:

1. Нарисуйте лингвистическое древо народов мира

2. Нарисуйте схему развития славянских, финно-угорских, тюркских языков.

3. Составьте  карту хозяйственно-культурных типов России.

4. Составьте карту  историко-этнографических областей СНГ.

Темы докладов и сообщений:

1.                «Коран об этническом многообразии мира»

2.                «Хадисы Пророка Мухаммада о различных народах мира»

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ВЫПОЛНЯЕМЫХ В РАМКАХ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА

(для зачета и экзамена).

1. История этнографического изучения   России в 18-19 вв.

2. История развития этнографии России в 20 в.

3. Русские: этногенез и этапы этнической истории.

5. Белорусы: этногенез и этапы этнической истории.

6. Украинцы: этногенез и этапы этнической истории.

7. Татары: этногенез и этническая история.

8. Мордва: этногенез и этническая история.

9. Марийцы: этногенез и этапы этнической истории.

10. Удмурты: этногенез и этапы этнической истории.

11. Коми: этногенез, этническая история и этнографические группы.

12. Ханты и манси: этногенез и этническая история.

13. Якуты: этногенез и этническая история.

14. Уйгуры: этногенез и этническая история.

15. Камчадалы: этногенез и этническая история.

16. Казаки: генезис и этносоциальная история.

17. Бессермяне: генезис и этнокультурная характеристика.

18. Калмыки: этногенез и этническая история.

19. Сибирские татары: формирование и этническое развитие.

20. Чуваши: проблема этногенеза и этническая история.

21. Народы Дагестана: общий обзор.

22. Узбеки: этническая история и  культура.

23. Таджики: этногенез и  этнокультурные особенности.

24. Казахи: этногенез и этническая история.

25. Киргизы и каракалпаки: этническая история и культура.

26. Азербайджанцы: этногенез и этническая история.

27. Турки: этногенез, история и культура.

28. Арабы: этнографическая классификация и общая характеристика культуры.

29. Мусульмане Индии.

30.Мусульмане Юго-Восточной Азии

Рекомендации по организации работы над рефератами.

Прочитав нижеследующие справочные издания можно найти дополнительную общую информацию об изучаемом народе, а так же, в конце статей по каждому народу,  сведения по библиографии и источникам для дальнейшего изучения.

1.   Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

2.   Страны и народы. Научно популярное научно-справочное издание в 20 томах. Т.1. М., 1985. (и.т.д.)

3.   Бромлей Ю.В., Подольный И. Человечество – это народы. М., 1986.

4.   Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1986.

5.   Расы и народы. Ежегодник. (См. содержание каждого выпуска).

6.   Журнал «Советская этнография», с 1990 года этот журнал выходит под названием «Этнографическое обозрение». * 

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

(для студентов ОЗО)

ВАРИАНТ 1

Изучите и передайте в тексте следующие теоретические проблемы современной этнологии: 

Задание № 1.

Изучите и  изложите в письменной форме следующие теоретические проблемы современной этнологии: 

а) Понятие этнос

б) типология этносов

а) проблемы  изучения  этноса   и этничности

б) источники для изучения этноса и этничности

Задание № 2.

Расскажите  о принципах классификации народов мира. Перечислите существующие классификации. Объясните в рамках каких наук они возникли и чем помогают этнологии. Какая из классификаций применяется в этнологии наиболее часто и широко?

Задание № 3.

Сравните отечественные и теории этноса и этничности: интегрированная этносоциальная теория Ю.В. Бромлея, культурологическая теория Н.Н.Чебоксарова, С.А.Арутюнова, Р.Г.Кузеева и др. космобиологическая теория Л.Н.Гумилева.

Задание №4

Расскажите о зарубежных теоретических направлениях (школах) в этнологии: примордиализм, конструктивизм и их  вариации. Другие школы и направления.

Задание № 5.

На основе изученного учебного материала сформулируйте основные особенности этнической истории России. Обрисуйте в системе географических координат этническую карту  России (Используйте принятые формы  привязки  к  ландшафтным объектам – горам, равнинам, низменностям, рекам, а так же административную номенклатуру – области республики и т.д.)

Задание № 6.

       Перечислите конфессиональные группы  России и проблемы их изучения. 

Объясните понятие этноконфессиональная общность. Назовите известные вам этноконфессиональные общности в России и в Мире.

Задание № 7.

В чем различие понятий этнографическая группа и этническая группа. Расскажите об известных вам этнографических группах России. 

Задание № 8.

В чем смысл и инструментальное (практическое) значение для науки понятия - историко-этнографические области (или историко-культурные области) Какие существуют синонимические понятия.  Перечислите ИЭО и ИКН, которые выделяют исследователи на  территории России.

Задание № 9.

Охарактеризуйте следующие дефиниции (понятия) этнологии: культура (обратите внимание на различные уровни толкования этого понятия), традиционная культура, материальная и духовная культура (есть ли между последними двумя четкая граница).

Задание № 9.

Дайте общую этнографическую характеристику  Австралии и Океании. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 10.

Дайте общую этнографическую характеристику  Зарубежной Азии. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 11.

Дайте общую этнографическую характеристику  Зарубежной Европы. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 12.

Дайте общую этнографическую характеристику  Северной Америки. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 13.

Дайте общую этнографическую характеристику  Мезоамерики. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 14.

Дайте общую этнографическую характеристику  Южной Америки. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 15.

Дайте общую этнографическую характеристику  Северной и Восточной Африки. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 16.

Дайте общую этнографическую характеристику  Северной и Западной и Цетральной Африки. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 17.

Дайте общую этнографическую характеристику  Южной Африки. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

ВАРИАНТ 2

Представить конспект монографии (одной из нижеперечисленных, выбор свободный):

Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М.: 1990.

Ахинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата. Наука Каз.ССР. 1989. 293 с.

Берг Л.С. Очерки по истории Русских географических отк­рытий. М.Л.: АН СССР, 1946. - 358 с.

Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. М.,.1990.

Воробьев Н.И. Казанские татары (этнографическое исследо­вание материальной культуры дооктябрьского периода). - Казань: Тат­госиздат, 1953. - 381 с.

Греков Б.Д., Калинин Н.Ф., Булгарское государство до монгольского завоевания. Казань, 1978.

Еникеев С. Очерки истории Татарского дворянства. Уфа, 1999.

Народы Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Тип. №1, 1985 - 268 с.

Исхаков Д.М. Историческая демография татарского народа. Казань 1994.

Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. Казань, 1998.

Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар. Казань. «Иман». 2000. - 135 с.

Исхаков Д.М. Введение в историческую демографию Вол­го-ральских татар. Казань 1993.

Исхаков Д.М. Историческая демография татарского народа (XVIII - ачало XIX вв.). Казань 1993. С.89-93.

Кабузан В.М. Народонаселение России в ХVIII - первой по­ловине ХIХ в. (по материалам ревизий). М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 29 с.

Кабузан В.М. Изменения в размещении населения России в ХVIII - первой половине ХIХ в. (по материалам ревизий). - М.: Наука, 1971. - 190 с.

Кабузан В.М. Народы России в ХVIII веке. Численность и этнический состав. - М.: Наука, 1990. - 256 с.

Козлов В.И. Этническая демография. - М.: Статистика, 1982. - 239 с.

Козлов В.И. Национальности СССР. Этнодемографический обзор. - М.: Финансы и статистика, 1982. - 303 с.

Кристенсен С.О. История России XVII в. Обзор исследований и источников. М.: Прогресс, 1989. - 256 с.

Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. - Уфа: Башкнигоиздат, 1978. - 263 с.

Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю М.: Наука, 1992.- 347 с.

Кульпин Э.С., Пантин В.И. Решающий опыт. Генезис кризисов природы и общества в России. М.: Московский лицей, 1991.

Мухаметшин Ю.М. Татары Кряшены. М., 1980.

Народы Европейской части СССР. Народы мира. Этнографические черки. Т.II. - М.: Наука, 1964. - 918 с.

Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические черки. - М.: Наука, 1985. - 308 с.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. ., 1993.

Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце ХVI начале ХVIII в. - М.: Наука, 1972. - 391 с.

Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в ХVII - ХVIII вв. Вопросы формирования небашкирского населения. - М.:Наука,  1988. - 188 с.

Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М., 1955.

Токарев С.А.Основы этнографии. М., 1968.

Тарасов М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала. Вторая половина ХVIII - первая половина Х1Х в. М.: Наука, 1984. - 173 с.

Тохаев Х.Я. Башкирия. Экономико-географическая характеристика. М.: Соцэкгиз, 1950. - 240 с.

Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань: Татарское книжное издательство, 1978. -160 с.

Халиков Н.А. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX - начала XX в. историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1981.- 124 с.

Хозяйство и культура башкир в XIX-начале XX вв. Ред. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В. Уфа, 1979.

Якупов Р.И. Тептяри. Этносоциальный феномен и научная проблема. Уфа, 1998.

Этнонимы. М.,1970.

ПРИМЕРНЫЕ  ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА, ЭКЗАМЕНА:

1. История этнологии: когда этнология сформировалась в самостоятельную науку?

2. Каковы объект и предмет этнологии?

3.Разберите понятия этнография, этнология, социальная антропология и культурная антропология?

5. Расскажите о методах этнологического исследования?

6. Какие новые научные направления сформировались на стыке этнологии и других наук?

7. В чем практическое значение этнологии?

8. Дайте определение этнической общности.

9. Что представляет собой племя? Существуют ли племена в наше время?

10. Дайте характеристику понятия народность. Существуют ли они сегодня в России?

12. Объясните понятия субэтносы, этнографические группы, этнические группы и разницу между ними?

13. Раскройте смысл понятия «национальное меньшинство».

14. Какие метаэтнические и суперэтнические образования Вы знаете? Дайте их общую характеристику.

15. Раскройте содержание терминов «абориген», «автохтоны», «коренные» народы (приведите примеры).

16. Объястните принципы классификации этносов.

17. Каковы принципы и особенности географической классификации?

18. Каковы принципы и особенности антропологической классификации?

19. Каковы принципы языковой классификации народов мира?

21. Что представляют собой хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области?

22. Раскройте систему мировых языков и их функционирования.

23. Составьте карту языков народов России.

24. Составьте таблицу языков народов России по степени уменьшения распространения каждого языка.

25. В чем отличие научного понимания термина «культура» от его обыденного понимания?

26. Дайте определение понятиям «этническая культура», «быт»,  «национальная культура».

27. Перечислите основные признаки этноса и их функции на разных этапах этнической истории.

28. Каковы этнодемографические процессы в мире?

29. Какие крупные этномиграционные процессы происходили в истории человечества?

30. Какие факторы влияют на межэтнические отношения?

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1.    Коран. Перевод с арабского академика И.Ю.Крачковского. М.- «Наука», 1990.

2.    Коран. На арабском языке.

3.    Сады праведных. Из слов господина посланников. Составитель: Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийа Бин Шириф ан-Навави. М. –«Бадр», 2001.

4.    Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература // Избранные соч. Т. IV. М, Л. 1957. 920 с.

5.    Тизенгаузен В.Г., 1941 - СМИЗО. Т. II. Извлечения из персидских сочинений. М.; Л. 308 с.

6.    История Татарии в материалах и документах. М., 1937.

7.    Путешествие Ибн-Фадлана   на   Волгу.     Перевод     и     комментарии ИЮ.Крачковского. М., 1939.

8.    Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в
921-922 гг. Статьи, переводы, комментарии. Харьков, 1956.

9.     Хвольсон Известия о хазарах, буртасах, болгарах и русах Ибн-Руста.//  ЖМНО. Вып. 12. СПб., 1868. С.669-670.

10. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 1996. (Предисловие).

11.Герберштейн С. Описание Московии. М., 1980.

12.Кононов   А.Н.   Рордословная   туркмен.   Сочинение   Абу-л-Гази,   хана хивинского. М.-Л.:«АНСССР». 1958.

13.Арабские и персидские источники. /Ред. Волин С.Л./ М.-Л, 1939.

14.Джовании дель Плано Карпини. История Монголов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. Ред. Вступительная  статья и прим. Н.П.Шастиной. М., 1957.

15.Ю.Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров 13-14 вв. о татарах и восточной Европе.//Исторический архив. Т.З. 1940.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ:

1.   Пименов В.В. Урало-Поволжская историко-этнографическая область: К проблеме изучения. – В кн.: Проблемы типологии в этнографии. М., 1979.

2.   Кузеев Р.Г., Гарипов Т.М., Иванов В.А., Моисеева Н.Н. Об истории этнокультурных контактов индоевропейских, уральских и алтайских народов в Урало-Поволжье. – В кн.: Вопросы этнической истории Южного Урала. Уфа, 1982.

3.   Кнышенко Ю.В. История первобытного общества и основы этнографии. Ростов-на-Дону, 1965.

4.   Чуваши: этнографические исследования. Ч.I. Чебоксары, 1956; Ч.2. Чебоксары, 1970.

5.   Этногенез мордовского народа: Материал научной сессии 8-10 декабря 1964 г. Саранск, 1965.

6.   Бусыгин Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья: Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX – начало XX в.). Казань, 1966.

7.   Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967.

8.   Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974.

9.   Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М.: МГУ, 1978.

10.    Русские: Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. (Середина XIX – начало XX в.) М.: Наука, 1967.

11.    Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962, т.1; Уфа, 1964, т.2; Уфа, 1968, т.3; Уфа, 1971, т.4; Уфа, 1973, т.5.

12.    Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и риуралья. Казань, 1976.

13.    Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.

14.    Гаген-Торн Н. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары, 1960.

15.    Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.; Л., 1978.

16.    Сепеев Г.А. Восточные марийцы: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX – начало XX в.). Йошкар-Ола, 1975.

17.    Мухамедова Р.Г. татары-мишари: Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1972.

18.    Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М.: МГУ, 1964.

19.    Хозяйство и культура башкир в XIX – начале XX в. М.: Наука, 1979.

20.    Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. М.: наука, 1981.

21.    Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. М.: Наука, 1981.

22.    Этнография Башкирии. Уфа: БФАН СССР. 1976.

23.    Народное творчество башкир. Уфа: БФАН СССР. 1976.

24.    Халикова Н.А. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX – начала XX в. М.: Наука, 1981.

25.    Культура и быт башкир. Уфа: БФАН СССР, 1978.

26.    Воробьев Н.И. Казанские татары: этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода. Казань, 1953.

27.    Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены: Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX – начало XX в.). М.: Наука, 1977.

28.    Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX – начало XX в.): Определитель. М.: Советская Россия, 1971.

29.    Народы мира: Народы европейской части СССР. Ч.1. Этнографические очерки (русские, украинцы, белорусы). М.: Наука, 1964; Ч.2. Этнографические очерки (удмурты, марийцы, мордва, чуваши, татары, башкиры). М.: Наука, 1964.

30.    Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. Л.: Наука, 1978.

31.    Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. Казань: КГУ, 1981.

32.    СИЭ (Советская историческая энциклопедия) – см. слова: башкиры, татары, чуваши, удмурты, мари, мордва, этнос, этнографическая группа, историко-культурная общность, нация, культура и т.д.

33.    Козлова К.И. Проблемы изучения этнокультурных контактных зон Среднего Поволжья. – В кн.: Вопросы этнографии Удмуртии. Ижевск, 1976.

34.    Пименов В.В. Удмурты: Опыт компонентного анализа этноса. Л.: Наука, 1977.

35.    Статистические сборники материалов всесоюзных переписей населения.

36.    Серия: Народы мира: Этнографические очерки. – См. тома, посвященные народам СССР.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ВСЕХ ТИПОВ И ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ И  ЗАЧЕТАМ:

1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. — М., 1979.

2. Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М.: 1990.

3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М., 1989.

4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.

5. Этносоциология. М., 1999.

6. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1983.

7.  Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. М.,.1990. 

8. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. — М., 1978.

9. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М., 1987.

10. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. — М., 1993.

11. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. — М., 1995.

12. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М, 1992.

13. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. — СПб., 1994.

14. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. — Л., 1991.

15. Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю М.: Наука, 1992.- 347 с.

16. Козлов В.И. Этническая демография. - М.: Статистика, 1982. - 239 с.

17. Козлов В.И. Национальности СССР. Этнодемографический обзор. - М.:, 1982. - 303 с. 4.

18. Концепции зарубежной этнологии. — М., 1976.

19. Лурье СВ. Историческая этнология. — М., 1997.

20. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. — М., 1996

21. Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.

22. Народы России. Энциклопедия. — М., 1994.

23. Население СССР за 70 лет. — М., 1988.

24. Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник. — СПБ, 1999.

25. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М., 1994-

26. Преображенский П.Ф. Курс этнологии. — М.-Л., 1929.

27. Садохин А.П. Этнология. — М., 2000.

28. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. — СПБ., 1999.

29. Соколов Э.В. Культурология: очерки теории культуры. — М., 1994.

30. Страны мира. Справочник. — М., 1999.

31. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. — М., 1998. 

32. Токарев С.А.Основы этнографии. М., 1968.

33. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1998.

34. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. — М., 1998. 

35. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А.. Расы, народы, культуры. М.,1988.

36. Что нужно знать о народах России. — М., 1999.

37. Этнические процессы в современном мире. — М., 1987.

38. Этнические стереотипы поведения. — Л., 1985.

39. Этнические факторы в жизни общества. — М, 1991.

40. Этнография и смежные дисциплины. — М., 1994.

41. Этнознаковые функции культуры. — М„ 1991.

42. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. — М., 1991.

43. Этнография и смежные дисциплины. — М., 1994.

44. Этнология в США и Канаде. — М, 1989.

45. Этнология. — М., 1994.

46. Этносы и этнические процессы. — М., 1995.

47. Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. — М., 1996.

48. Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств. — М., 2000.

49. Языковая ситуация в Российской Федерации, — М., 1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Из сур Священного Корана о народах и племенах.

2:139. Скажите им : "Зачем вы препираетесь с нами, говоря, что Аллах выбирает пророков только из вашего народа? Ведь Аллах - Господь не одного народа, а всех людей и всех творений. Он щадит, кого хочет, и награждает или наказывает каждого в зависимости от его деяний, а не от его принадлежности к тому или иному народу или его предкам. Нам - за наши дела, вам - за ваши дела. Аллах повёл нас по прямому пути, и, поклоняясь Ему, мы всегда перед Ним искренни".

2:140. Скажите им: "Зачем вы спорите с нами о том, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб и их колена были иудеями или христианами, как вы; вы знаете, что Тора и Евангелие были ниспосланы Мусе и Исе после этих пророков? Аллах нам об этом сообщил. Или вы больше знаете, чем Аллах? Аллах также сообщил вам об этом в ниспосланных вам Священных Писаниях. Не скрывайте истины, изложенной в этих Писаниях. Есть ли ещё кто-нибудь нечестивее того, кто скрыл у себя свидетельство Аллаха? Поистине, Аллах не оставляет без внимания того, что вы делаете, и воздаст вам за ваше заблуждение!" (1).
2:141. Почему вы, иудеи и христиане, спорите об этих людях? Это - народ, который уже ушёл: ему - то, что он приобрёл, а вам - то, что вы приобрели. И с вас не спросят за то, что делали они.

3. 33.   Воистину, Аллах избрал над мирами Адама, Нуха (Ноя), род Ибрахима (Авраама) и род Имрана.

3:137 «До вас также случалось подобное. Постранствуйте по земле и посмотрите, каким был конец тех, кто считал лжецами посланников» (Коран. 3:137).

6.6   Разве они не видели, сколько поколений Мы погубили до них? Мы одарили их на земле властью, которой не одарили вас, ниспосылали им с неба обильные дожди и заставляли реки течь под ними. Мы погубили их за их грехи и создали после них другие поколения.

6.11   Скажи: «Постранствуйте по земле и посмотрите, каким был конец тех, которые сочли ложью истину».

6.42.   Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они стали смиренными.

6.43.   Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не становились смиренными? Их сердца ожесточались, а сатана приукрашивал для них то, что они совершали.

6.44.   Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!

6.45.   Беззаконники были уничтожены до основания. Хвала Аллаху, Господу миров!

7.59.   Мы послали Нуха (Ноя) к его народу, и он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. Я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий день».

7.60.   Знатные люди из его народа сказали: «Мы видим, что ты находишься в очевидном заблуждении».

7.61.   Он сказал: «О мой народ! Я не заблуждаюсь. Напротив, я – посланник Господа миров.

7.62.   Я сообщаю вам послания моего Господа и даю вам искренние советы. Я узнаю от Аллаха то, чего вы не знаете.

7.63.   Неужели вы удивляетесь тому, что напоминание от вашего Господа явилось к мужчине из вашей среды, чтобы он мог предостеречь вас и чтобы вы стали богобоязненны? Быть может, тогда вы будете помилованы».

7.64.   Они сочли его лжецом, а Мы спасли его и тех, кто был с ним, в ковчеге, и потопили тех, кто счел ложью Наши знамения. Воистину, они были слепыми людьми.

7.65.   Мы отправили к адитам их брата Худа. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. Неужели вы не устрашитесь?»

7.66.   Знатные люди из его народа, которые не уверовали, сказали: «Мы видим, что ты глупец, и считаем тебя одним из лжецов».

7.67.   Он сказал: «О мой народ! Я не являюсь глупцом, а являюсь посланником Господа миров.

7.68.   Я доношу до вас послания от вашего Господа, и я для вас – надежный и добрый советчик.

7.69.   Неужели вы удивляетесь тому, что напоминание от вашего Господа дошло до вас через мужчину, который является одним из вас, чтобы он мог предостеречь вас? Помните о том, как Он сделал вас преемниками народа Нуха (Ноя) и сделал вас еще более рослыми. Помните о милостях Аллаха, – быть может, вы преуспеете».

7.7  Они сказали: «Неужели ты пришел к нам для того, чтобы мы поклонялись одному Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы? Ниспошли нам то, чем ты угрожаешь, если ты говоришь правду».

7.71.   Он сказал: «Наказание и гнев вашего Господа уже поразили вас. Неужели вы станете пререкаться со мной относительно имен, которые придумали вы и ваши отцы? Аллах не ниспосылал о них никакого доказательства. Ждите, и я подожду вместе с вами».

7.72.   Мы спасли его и тех, кто был с ним, по Своей милости и искоренили тех, которые сочли ложью Наши знамения и не стали верующими.

7.73.   Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. К вам явилось ясное знамение от вашего Господа. Эта верблюдица Аллаха является знамением для вас. Позвольте ей пастись на земле Аллаха и не причиняйте ей зла, а не то вас постигнут мучительные страдания.

7.74.   Помните о том, как Он сделал вас преемниками адитов и расселил вас на земле, на равнинах которой вы воздвигаете дворцы, а в горах высекаете жилища. Помните о милостях Аллаха и не творите на земле зла, распространяя нечестие».

7.75.   Знатные люди из его народа, которые превозносились, сказали уверовавшим из числа тех, кто был слаб: «Знаете ли вы, что Салих послан своим Господом?» Они сказали: «Мы веруем в то, с чем он послан».

7.76.   Те, которые превозносились, сказали: «А мы отказываемся уверовать в то, во что уверовали вы».

7.77.   Они убили верблюдицу, превознеслись над повелением своего Господа и сказали: «О Салих! Ниспошли нам то, чем ты угрожаешь, если ты действительно являешься одним из посланников».

7.78.   Их поразило землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах.

7.79.   Он отвернулся от них и сказал: «О мой народ! Я донес до вас послание моего Господа и искренне желал вам добра, но вы не любите тех, кто желает вам добра».

7.80.   Мы отправили Лута (Лота), и он сказал своему народу: «Неужели вы станете совершать мерзкий грех, который до вас не совершал никто из миров?

7.81.   В похотливом вожделении вы приходите к мужчинам вместо женщин. Воистину, вы являетесь народом преступным».

7.82.   В ответ его народ лишь сказал: «Прогоните их из вашего селения. Воистину, эти люди хотят очиститься».

7.83.   Мы спасли его и его семью, кроме его жены, которая оказалась в числе оставшихся позади.

7.84.   Мы пролили на них дождь. Посмотри же, каким был конец грешников!

7.85.   Мы отправили к мадьянитам их брата Шуейба. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. К вам явилось ясное знамение от вашего Господа. Не обмеривайте и не обвешивайте, не присваивайте себе имущества людей и не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней наведен порядок. Так лучше для вас, если только вы являетесь верующими.

7.86.   Не садитесь на дорогах, угрожая и сбивая с пути Аллаха тех, кто уверовал в Него, и пытаясь исказить его. Помните, что вас было мало, а Он приумножил ваше число. Посмотри же, каким был конец злодеев!

7.87.   Если одна часть из вас уверовала в то, с чем я послан, а другая не уверовала, то потерпите, пока Аллах не рассудит между нами, ибо Он – Наилучший из судей».

7.88.   Знатные люди из его народа, которые превозносились, сказали: «О Шуейб! Мы непременно изгоним тебя и тех, кто уверовал вместе с тобой, из нашего города или же ты вернешься в нашу религию». Шуейб сказал: «Даже если это ненавистно нам?

7.89.   Мы возведем навет на Аллаха, если вернемся в вашу религию после того, как Аллах спас нас от нее. Не бывать тому, чтобы мы вернулись в вашу религию, если только этого не пожелает Аллах, наш Господь, Который объемлет знанием всякую вещь. Мы уповаем только на Аллаха. Господь наш! Рассуди между нами и нашим народом по истине, ведь Ты – Наилучший из судий».

7.90.   Знатные люди из его народа, которые не уверовали, сказали: «Если вы последуете за Шуейбом, то непременно окажетесь в числе потерпевших урон».

7.91.   Их постигло землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах.

7.92.   Те, которые сочли Шуейба лжецом, словно никогда не жили там. Те, которые сочли Шуейба лжецом, оказались потерпевшими убыток.

7.93.   Он отвернулся от них и сказал: «О мой народ! Я донес до вас послания моего Господа и искренне желал вам добра. Как я могу печалиться о неверующих людях?»



* В последнем (шестом) номере журнала каждого года есть перечень всех опубликованных за год статей. Для поиска необходимой информации необходимо,  прежде всего, просматривать этот материал, обнаружив нужную статью в перечне, обращаться к тому номеру журнала, в котором она опубликована.

В журнале «Этнографическое обозрение» публикуются статьи практически о всех народах и аспектах этнографических исследований. При этом, недостаточно найти одну статью, так как одна и та же тема может обсуждаться с различных точек зрения в разных номерах журнала.

Информация о файле
Название файла Предмет и задачи этнологических исследований. от пользователя Vera_ef
Дата добавления 5.5.2020, 16:11
Дата обновления 5.5.2020, 16:11
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 57.57 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 346
Скачиваний 88
Оценить файл