Повседневная жизнь Древней Месопотамии по Эпосу о Гильгамеше

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теме: «Повседневная жизнь Древней Месопотамии по «Эпосу о Гильгамеше»

Автор: Коршунова Алина

План работы:

1)Культура

а) Представления о мире

б)Пантеон

в) Письменность

2)Быт и внешний облик шумеров

а) Одежда

б) Украшения и аксессуары

в) Еда

г) Жилища

3)Ведение Хозяйства

Список литературы:

1)Емельянов В. В. Древние Шумеры. Очерки культуры. 

2)Белицкий Мариуш. Забытый мир шумеров

3)Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран 

4) И.М. Дьяконов “Эпос о Гильгамеше”

Источник: “Эпос о Гильгамеше”

Введение

Повседневная жизнь Древних народов, в частности жителей Древней Месопотамии, - часть истории, которая вызывала интерес у многих ученых раньше, вызывает сейчас и будет вызывать в будущем. Изучение повседневной жизни жителей древних государств интересно особенно потому, что оно дает нам возможность лучше представлять себе какие явления волновали, о каких вещах заботились и чему уделали особое внимание в то, изучаемое, время. По этой теме написано много книг и научных трудов. В своей работе я постараюсь создать анализ «Эпоса о Гильгамеше» и нескольких написанных по этой теме работ, который и даст мне возможность сделать выводы о повседневной жизни жителей Древней Месопотамии.

            В своей работе я постараюсь изучить особенности быта и предметов внешнего облика шумеров, населявших Древнюю Месопотамию, их методы ведения хозяйства, а также рассмотрю их представления о культуре. Чтобы достичь этого, я собираюсь провести анализ «Эпоса о Гильгамеше», который и будет основным источником по моему вопросу, также проведу анализ нескольких книг, написанных по данной теме, и затем сделаю собственные выводы, на основе прочитанного и проанализированного материала.  

В ходе своей работы я буду изучать Древнюю Месопотамию начиная примерно с конца 3 тысячелетия до нашей эры, поскольку именно этим промежутком времени датируется создание «Эпоса о Гильгамеше», хотя он и был записан существенно позже и не в одно время.

            При написании курсовой я собираюсь работать со следующими книгами:

-          «Древний Шумер. Очерки культуры» В.В. Емельянова. Пожалуй, эта книга будет являться для меня главой моего списка литературы так как она является одним из самых известных трудов по моей теме.

-          «Забытый мир шумеров» Мариуша Белицкого. Пожалуй, далеко не все из этой книги может пригодиться мне, но тем не менее она являет собой довольно ценный труд по истории Месопотамии.

-          «Культура и искусство Двуречья и соседних стран”. Н.Д. Флиттнер Книга “Культура и искусство…” – это, пожалуй, мой главный помощник в вопросах по, непосредственно, культуре Древнего Востока.

В список литературы для курсовой работы я включила те книги, которые затрагивают интересующие меня темы: искусство Древней Месопотамии, способы ведения хозяйства,  одежду и т.д.

Также я думаю стоит сказать чуть больше о моем источнике, которым является вышеупомянутый «Эпос о Гильгамеше». «Эпос о Гильгамеше» является эпической поэмой о некоем герое Гильгамеше, равного которому не знала земля, и его похождениях сначала с его товарищем Энкиду, после - без него. «Эпос о Гильгамеше» является одним из центральных произведений шумеро-аккадской культуры. Это произведение представляет собой интерес и как величайшее достижение философской мысли того времени, и как прекрасный источник по странам Двуречья в то время. Он был записан дошел до нас в виде глиняных табличек с клинописью, на которых он был записан на четырех древних языка – шумерском, аккадском, хеттском и хурритском. Эти записи относятся к разным временам и самыми древними являются шумерские записи, хотя наиболее важной в художественном отношении историки считают аккадские части произведения. Самый ранний период времени, которым датируются сохранившиеся таблички «Эпоса», - это конец 3 тысячелетия века до нашей эры, то остальные части поэмы дошли до нас в конце 2 тысячелетия, а так же в7 и 6 веках до нашей эры и именно эти части и были в основном использованы для создания переводов на современные языки. Переводов было несколько и это были переводы не только на разные языки, но и переводы на один язык разных автор (к примеру, на русский язык есть как минимум три различных перевода, один из которых стихотворный). В своей работе я буду пользоваться переводом И. М. Дьяконова.

            «Эпос о Гильгамеше»  представляет собой огромную важность как для исторической, так и для литературной науки.  И эта важность заключается как раз в том, что до нас дошли записи легенды о Гильгамеше, относящиеся к разным временам. Возможность изучать развитие героя поэмы на протяжении веков очень важно для литературоведения, а раз произведение датируется разными временами, то и жизнь описываемая в этих временах разная и как раз в этом и заключается важность «Эпоса» для исторической науки.

Глава 1. Культура и представления о мире в Древней Месопотамии

“Месопотамская культура зародилась среди пустыни и заболоченных озер, на бескрайней плоской равнине, однообразной и на вид совершенно серой. На юге равнина обрывается соленым Персидским заливом, на севере переходит в пустыню. Этот унылый рельеф побуждает человека или к бегству, или к активной деятельности в борьбе с природой.” (В.В. Емельянов “Шумеры. Очерки культуры”) Представления о культуре у людей, живших  в Месопотамии, были тесно связаны с постоянной необходимостью выживать: строить дома так, чтобы их не залило водой, сажать хлеб именно в это время года, потому что в другое он не вырастет, и т.п. Из-за небольшого количества природных ресурсов на этой территории многое из того, что росло и рождалось на ней становилось священным, а значит и частью культуры. Так, например, финиковая пальма была священным деревом и в “Эпосе о Гильгамеше” ее плодами, финиками, питались даже боги (“…Ишуллану-садовника ты любила, что тебе постоянно носил фиников гроздья, каждый день твой стол украшая,”)[1]. Так же стоит отметить, что именно этот факт, небольшое количество природных ресурсов, сыграл свою роль в том, что жители Древней Месопотамии активно взаимодействовали с жителями других государств  и благодаря этому рано и быстро развилась торговля. Так же важное место в культуре этих людей занимала вода. Из-за того, что чистая вода была в дефиците и из-за этого была страшно дорогой, ее берегли, а если не рассматривать именно чистую воду, то воду также использовали в медицине, в гигиенических целях например, для стирки) и в различных обрядах.

В представлении жителей Древней Месопотамии мир делился на несколько частей: мир людей, преисподнюю, куда уходили люди после смерти и где жили и правили соответствующие боги, и высший мир, в котором жили большинство богов. В «Эпосе о Гильгамеше подземному миру посвящена вся 12 таблица, которая повествует о пребывании Энкиду в преисподней. Ад, царство Эрешкигаль, - это не бездна куда отправляются только грешники, а пустынное и унылое место, куда попадают после смерти все люди. В особых случаях все эти миры могут взаимодействовать друг с другом. Так боги взаимодействовали с людьми через их сны, посылая людям вещие сновидения, а мудрецы толковали их. («Нинсун мудрая,- все она знает, - вещает она Гильгамешу…»)[2], а духи из загробного мира могли подняться к живым, чтобы сказать им что-то. Так дух Энкиду по повелению бога Эллиля смогу подняться, чтобы поговорить с Гильгамешем («…Лишь открыл бы ты отверстье, дух Энкиду из Земли бы поднялся, брату своему закон земли бы поведал») , а также боги, в представлении людей, спускались к ним с небес в башню «зиккурат» - самую высокую часть храма.

Представление о мире складывались под влиянием совершенно разных вещей, например взаимодействие с флорой и фауной, которая была распространена в Месопотамии. Таким образом змея играла очень важную роль в храмовой культуре, потому что змей боялись ( в Месопотамии распространены виды смертельно опасных змей) и считали, что они отпугивают даже демонов, а овцы и коровы, которых в большом количестве разводили местные жители, почитались как животные дающие еду (на волах пахали) и одежду (из шерсти овец делали пряжу), обеспечивающие жизнь. Даже существовал термин «сипа» - пастух овец, -который использовали по отношению к царям.  В «Эпосе о Гильгамеше» так же много внимания уделяется быкам. Быка, например, послал бог Ану, чтобы наказать Гильгамеша за то, что он оскорбил его дочь отказом. И после того, как Гильгамеш победил быка, он позвал мастеров и они оглядели его рога. Сделали это потому, что многие цари и божества носили как украшение на голове рога быка «как символ могущества, плодородия и постоянства жизни» (В.В. Емельянов “Шумер. Очерки культуры”).  Бог был животным, которого также считали символом силы, и он очень ценилс я в хозяйстве. Так  же влияние на восприятие мира оказали и природные условия, в которых жили шумеры. На территории Древней Месопотамии было очень много глины, что, разумеется, не могло не сделать глину важной составляющей повеседневной жизни Шумеров, а значит и в мифологии она присутсвует. К примеру, именно из глины богиня Аруру создала Энкиду (“отщипнула глины, бросила на землю, слепила Энкиду»). По мнению И.М. Дьяконова это отсылки к мифу о создании в целом людей так как в «Эпосе о Гильгамеше» сюжетная линия основана частично на основных мифах, которые есть в любой культуре: создание человека, первородный грех и т.п.

Развита была и медицина у Древних Шумеров. Поначалу врачами были жрецы, но позднее медицина частично отделилась от храмов и врачей стало можно разделить на две категории: прорицателей и целителей. Первые устанавливали причину болезни, осматривали больного и говорили, что эта болезнь означает для его судьбы, каким знаком является, тогда как вторые знали необходимые заговоры и отвары для того, чтобы эту болезнь излечить. Несмотря на то, что не только жрецы были врачами, медицина все равно была тесно связана с религиозными взглядами и поэтому врачи так старались вылечить человека, ведь несмотря на то, что жизнь была не праздником, после смерти ему предстояло опуститься в ад – место обитания демонов.

Так же медицина была тесно связана с астрологией, с помощью которой зачастую прогнозировали исход болезни. Шумерам были известны совершенно разные виды лекарств: от отваров до мазей, а так же различные средства гигиены. Так, они научились стирать одежду, используя не только золу и песок, но и различные мылящие растения, которые росли на территории Месопотамии.

“Культ богов имел своей целью не то, что мы называем очищением, святостью или покоем божьим, он прежде всего призван был обеспечить хороший урожай, дожди в периоды засух, военные победы, удачу в любви и делах, детей, богатство, здоровье и долгую жизнь”[3].У жителей Древней Месопотамии пантеон был множественный. Среди богов существовала некая иерархия, по которой были высшие боги, правящие всем, и «обычные» боги. К высшим богам относились Эллиль, Ану и Энки. Боги имени разные ипостаси и порой разными именами называли одного и того же бога или богиню. Среди богов так же существовали родственные связи: одни боги были прождены другими, а некоторые богини считались женами некоторых же богов. Каждый бог считался покровителем чего-то: существовали боги стихий («Боги небес призвали…») (Эти боги, олицетворения стихий, были самыми древними), боги – покровители городов («…призвали владыку Урука»), божество, которое умирало (его культ был связан с оплакиванием всего умирающего осенью и зимой и возрождением весной-летом) и т.д. Не было в мире Шумеров такой вещи, явления или дела, которое  бы не имела своего бога-покровителя. Боги постоянно вмешивались  в жизнь людей и помогали (или насылали беды) им. Так же существовали представления о героях, наполовину людях, а наполовину богах («На две трети бог, на одну человек он»), которые и созданы порой были этими богами. Так, например, Гильгамеш и Энкиду были такими героями, которых создала богиня Аруру («…Подобье Ану создала в своем сердце. Умыла Аруру руки, отщипнула глины, бросила на землю, слепила Энкиду, создала героя»)[4], поскольку были герои, то были и чудовища, с которыми боролись эти герои. Во второй таблице «Эпоса о Гильгамеше» говорится о чудище Хумбабе, который страшен тем, что «ураган его голос, волнует море, колеблет землю, как буйный ветер войну зачинает, как потоп сотрясает страны света»[5] и с ним идут бороться Гильгамеш и Энкиду. Герои взаимодействуют не только с персонажами, подобными Энкиду, но и с людьми, и с богами. Шестая таблица «Эпоса…» начинается с разговора между Гильгамешем и богиней Иштар, где она зовет героя стать ее мужем, а тот ей отказывает, за что отец богини, бог Ану послал на землю быка, о котором уже было сказано ранее, и которого и победили Энкиду и Гильгамеш. В этой сцее предствлены сразу два вида взаимодействия богов с людьми: позитивное и негативное. В первом случае, Иштар сулит Гильгамешу все блага и честь стать ее мужем за то, что он герой, а во втором случае, Иштар, пусть через своего отца Ану, насылает на Гильгамеша бедствие, желая покарать его за оскорбление нанесенное ей. (Для того, чтобы победить Гильгамеша, Ану создал быка, скорее всего потому, что это животное олицетворяла бога, который мстит). Богам также приносили жертвы перед различными важными делами. Так Гильгамешу говорят чтить бога его Лугальбанду и не забывать про него  перед походом на Хумабабу.  («…Пусть всегда в твоем мехе вода будет чистой. Шамашу возливай ты холодную воду, постоянно помни Лугальбанду»)[6]

Шумеры считали, что и боги, и природа, и духи умерших предков присутствую во всех областях их жизни, а значит должны и помогать везде: чтобы скот хорошо плодился, хлеб вырастал в большом количестве, женщины рожали больше детей, а реки разливались, принося наименьший ущерб хозяйству, а чтобы так все и было приносили богам и духам жертвы, задабривая их тем самым, и это повлияло на многие аспекты их жизни: развитие сильного храмового хозяйства, устройство их дома (в доме обязательно находился небольшой алтарь для жертвоприношений, а в самые ранние времена рядом с ним закапывали урны с прахом умерших предков).

Также у шумеров были так называемые «ме» - божественные законы, которые определяли их этические и религиозные взгляды.

По мнению автора книги «Шумеры. Очерки культуры», самое важное что сохранилось до наших дней от Шумеро-Аккадской цивилизации – это письменность и, кстати, именно благодаря письменности «Эпос о Гильгамеше» сохранился до наших дней, да и любой другой записанный эпос. «Письменность стала мощным ускорителем прогресса во многих областях деятельности человека»[7]. Так что же представляла собой письменность в Древней Месопотамии? Шумеры пользовались разновидностью письма, которую называют клинописью. Стоит так же сказать, что шумерской письменностью пользовались и другие народы в других государствах. Этот вывод также можно сделать, зная, что «Эпос…» был написан клинописью (т.е. одной разновидностью письма), но на четырех разных языках.

Письменности обучали в специальных писцовых школах, а в основном писали жрецы и жрицы, но и обычные люди тоже обучались в школах. И именно в Древнем Шумере возникло фонетическое письмо. Вначале сложные рисунки стали заменяться более простыми пиктограммами, которые затем превратились в идеограммы, смысл которых не совпадал с изображением. «После этого уже оставалось сделать всего один шаг, чтобы знаки приобрели чисто звуковое значение — возникло слоговое письмо. Однако ни шумеры, ни народы, заимствовавшие у них систему письма, не сделали следующего шага — не создали алфавитного письма.” [8]

В школах обучали не только письму, но и расчетам, и тому как следует вести себя в жизни. В школах существовали свои нормы и правила, так, например, пригласить учителя в дом и сделать ему подарок не считалось взяткой, а считалось благодарностью за полученные знания.[9]  

Писцы пользовались в Шумере особым уважением. Тот факт, что человек образован и обладает специальными знаниями, мог помочь в продвижении по карьерной лестнице наравне с тем, что человек является сынов какого-нибудь вельможи.

Так же очень важно сказать, что у Шумеров была хорошо развитая правовая система, с прописанными законами, которые были обязаны соблюдать все граждане.

Глава 2. Быт и внешний облик шумеров

Основной одеждой как мужчин, так и женщин в Древней Месопотамии были туники, которые различались исключительно по длине. Так же мужчины носили набедренные повязки, которые украшались бахромой с одного края. Иногда, особенно в жаркую погоду, мужчина мог появиться на улице в одной только набедренной повязке («Когда Энкиду сел перед нею, ткань разорвала, одной его одела (скорее всего речь идет о набедренной повязке),тканью второю сама оделась»[10]). Женщины обычно не выходили из дома без туники или только в ней и носили платья. («Я дам тебе платьев, елея для тела»). Одежду изготавливали из шерсти овец.  Из обуви шумеры носили кожаные сапоги и сандалии. («Сандалия, жмущая ногу господина») [11]

И женщины, и мужчины в Древнем Шумере носили украшения. Поскольку в Месопотамии не было месторождений драгоценных камней и их приходилось везти из других стран, то украшения из лазурита или сердолика носили самые богатые люди, так как его было очень трудно достать (золото и лазурь сулит Энкиду Шамхат наравне с другими великими благами («…тебе пусть подарит лазурь и злато»[12]), люди победнее – украшения из цветного стекла, которое тоже привозили из других государств, а самые бедные – украшения из керамики или глины, которые делали в Месопотамии (сделать что-то из глины мог любой, а вот из драгоценных металлов – нет, поэтому изделия из драгоценных камней или сами камни также жертвовали богам («Сосуд из сердолика наполнил медом, сосуд из лазури наполнил маслом, фигурку украсил и Шамашу вынес»)[13]. Эти украшения были самыми разнообразными: серьги, ожерелья, подвески, тиары, венки. Они были выполнены в основном в трех цветах: желтом, красном и синим, так как это цвета тех материалов, из которых их делали.

Помимо украшений, Шумеры так же использовали некоторую косметику: пользовались маслами, часть которых  привозили из других государств и пользоваться ими могли только богатые люди (так Гильгамеш говорит, что подарит елей для помазанья бога его («…подарил для помазанья бога своего Лугальбанды»))[14], а часть делали там же, на территории Междуречья, врачи; женщины подводили глаза порошком сурьмы, пользовались румянами и тенями, многие известные нам сейчас косметологические вещи появились именно в Междуречье.. Все это служило не только для красоты, но имело и практическое применение: сурьма защищала глаза от яркого солнечного света, а масло предотвращало сухость кожи. Шумеры относились к маслам и ароматам с огромным почтением. Использование некоторых из них было возведено в ритуал, наравне с использованием чистой воды. Однако секреты создания масел и ароматов были доступны только посвященным – жрецам, а простой человек не мог изготовить ничего подобного.

            Пища шумеров не была очень уж разнообразной: чистая вода была очень дорогой (как известно тому, кто отличился в лучшую сторону при жизни, в загробном мире будет хорошо, а в «Эпосе…» говорит о человеке, который при жизни трех сыновей родил, а после смерти пьет воду, из чего можно сделать вывод что вода была роскошью («…Он в земле утешен, пьет воду»))[15], поэтому пили в основном вино и пиво: кто побогаче – финиковое, кто победнее – ячменное, а самые богатые пили виноградное вино («…вином напою достойным царицы»). Из еды были различные лепешки: из ячменя, пшеницы или полбы, молочные продукты, которые получали за счет разведения коров и коз, различные сорта рыбы, скорее всего речной, мясо ели редко, если что-то оставалось от жертвы, в основном его приносили в дар богам («…носил зольные хлебцы, сосунков тебе резал»)[16], кашу, приготовленную из фиников. Из сладостей ели финики или блюда, приготовленные из муки и финиковой патоки.

            Обычный дом был высотой в один этаж и чаще всего строился из кирпича –сырца (кирпич, который не подвергается обжигу в процессе производства и имеет низкую влагостойкость), но из-за сухого и жаркого климата низкий уровень водонепроницаемости не приносил особого вреда, кроме, разумеется, сезона дождей. Самые богатые дома строились из кедра, но это уже был верх роскоши («…Нарублю тебе кедров, моих гор порожденье, дома тебе из тех кедров построю»)[17]. Из предметов мебели в нем были тростниковые циновки, на которых спали, и связки тростника, на которых сидели, а так же стол, за которым стояли во время трапезы и на который ставили еду. Дом располагался вокруг открытого дворика, на котором находился алтарь для жертвоприношений предкам. Дома более богатых людей были выше, а из мебели так же были и стулья, и маты из тростника, и шерстяные коврики на полу. На втором этаже располагались личные покои хозяев, включающие в себя спальню, а на первом находились кухня, туалет, людская и отдельное помещение, в котором находился небольшой домашний алтарь . Окон в доме не было. Проход в дом закрывали дверью, которую делали из тростника, растущего в обилии возле рек или дерева, но деревянные двери были значительно дороже и их ставили более богатые люди. Дома строили как можно выше для того, чтобы во время разлива рек или сезона дождей, когда поднималась вода, помещения не затапливались. Дома устанавливались не просто на высоких места, а на специальных платформах , на которые уже и настраивался фундамент.

Глава 3. Ведение хозяйства

Основными отраслями сельского хозяйства были животноводство и растениеводство. Разводили коз, коров, которые давали молоко и которых можно было принести в жертву, и овец, с которых срезали шерсть и тоже приносили в жертву (в жертву разумеется приносили не только мясо, а еще масло, мед, финики и др. («наполнил медом, сосуд из лазури наполнил маслом, фигурку украсил и Шамашу вынес»); («…носил зольные хлебцы сосунков тебе резал»); («шесть мер елея…подарил для помазанья своего бога»)). Животных содержали в загонах и каждый день выпускали пастись на луга и поэтому были и пастухи, следящие за ними. Пастухи следили за стадом коз, другие за стадом коров и третьи за стадом овец.  Выращивали самые разнообразные культуры, которые впоследствии употребляли в пищу: ячмень, полбу, пшеницу, также настоящей находкой для земледельцев была финиковая пальма, из плодов которой можно было сделать довольно много различных блюд. Ведение хозяйства было тесно связанно с климатом этой местности: землю приходилось постоянно орошать, воду очищать от ила, выращивать столько хлеба, чтобы оставались запасы на случай голода из-за неурожая, отводить воду во время разлива рек. Города вырастали в основном вокруг каналов, благодаря которым было возможности вести на этой территории сельское хозяйство.

            Помимо разведения животных, люди занимались охотой («…я поставлю ловушки- он их вырвет, из рук моих уводит зверье и тварь степную»)[18], в получении пропитания она имела значение второстепенное так как основную роль все играло животноводство. У шумеров были довольно необычные отношения с животными. Каждое животное наделялось какими-то определенными качествами, становилось символом чего-то. Так, бык был символ благополучия, а вол считался животным глупым и неповоротливым, но его ценили так, как на нем пахали землю. Часто люди применяли относительно богов эпитеты, связанные с животными, такие как «дикий бык», а так же у них складывались определенные выражения, поговорки, сравнивающие людей с тем или иным животным.

            Развитие металлургии позволило так же изготавливать различные орудия труда5: копья, лопаты, и т.д.

            У шумеров был так называемый «Календарь земледельца». Это был порядок того, когда стоит сажать и собирать урожай, составленный и основанный на опыте множества предыдущих поколений. Он также диктовал, что нужно делать, когда поле уже засеяно, от кого его нужно оберегать, нужно делать до того как засеивать поле (например, тот факт, что сначала нужно позаботится об уровне воды в оросительной системе каналов) и в нем были прописаны такие детали как то, сколько нужно землепашцу засеивать в день и проч.

            Благодаря большому количеству глины возможны были занятие лепкой и гончарное  дело. Мастера создавали сосуды для масел, воды и других жидкостей, сыпучих веществ: крупы, муки. Помимо гончарных изделий делали и другие орудия труда: оружие, прялки, лопаты, строили ладьи, на которых переправлялись по морю и рекам («…Поднялся Элиль, взошел на корабль, взял меня за руку, вывел наружу»)[19].

            Женщины занимались приготовлением пищи(«Пропитание града поручено девкам»)[20] и шитьем одежды (сначала, разумеется, созданием пряжи и ткани). Хотя основной функцией женщин в то время было рождение детей.

Помимо сельского существовало так же и жреческое хозяйство и рабство. Земля делилась на храмовою и нехрамовою (общинную), которой было больше, чем первой. Земля храмовая делилась на три вида: земля жреческая, на которой работали храмовый работники, получавшие за это натуральные выдачи, земля кормления, которая раздавалась в виде наделов ремесленникам, лицам храмовой администрации и др., земля возделывания, которая так же выдавалась в виде наделов, но за долю в урожае, а не как поощрение за службу. Храмы помимо земли имели еще и мастерские, в которых трудились ремесленники, ткачи и т.д. и склады, погреба, на которых хранилось зерно, пиво и другие продукты. Стоит также отметить, что та самая высоко развитая торговля была полностью монополизирована храмами.  Жрецы занимали важное место с социальной структуре Шумера. Так, у них существовал даже город, в котором жили только жрецы и простым смертным туда доступ был запрещен. В этом городе находились захоронения знатных граждан Шумерского царства. Так же важным центром жречества был город Урук, про который в «Эпосе…» говорится, что это город бога Ану, а раскопки подтверждают тот факт, что ему поклонялись в этом городе как покровителю тем, что «раскопанный среди развалин Урука небольшой участок мостовой из необработанных известняковых блоков представляет собой древнейшее каменное сооружение Месопотамии. Здесь же обнаружено древнейшее, если не самое древнее, искусственное возвышение, на каких в Двуречье строились храмы. Стоявший на нём храм бога Ана, сложенный из известняковых блоков, археологи назвали «Белым святилищем».” [21]

Рабство было экзогенным, рабы были пленными, которых привозили воины из походов. Это были и войны между соседними маленькими государствами в Месопотамии, из-за которых и строили высокие стены чтобы оградить храмы и города («…стеною обнес Урук огражденный»)[22], но и более масштабные походы. Так например «воины из Двуречья впервые достигли кедровых лесов Сирии» (И.М. Дьяконов «Эпос о Гильгамеше») И в «Эпосе о Гильгамеше» герои предпринимают длительный поход против Хумбабы в кедровые леса возле гор («…Того, чье имя сотрясает страны, хочу победить его в лесу кедровом»)[23]

Выводы

Итак, что же представляла из себя повседневная жизнь людей, живших на территории Древней Месопотамии? Пожалуй, можно сказать, что это была жизнь, наполненная совершенно разными вещами, развитая и развивающаяся, в основе

которой лежала совершенно естественная потребность в выживании. В целом, она была похожа на жизнь других народов, проживавших в то время на близких к Месопотамии территории, но и имела свои особенности. Люди, жившие в Месопотамии, смогли превратить недостатки земли, на которой они жили в достоинства и примером тому служит то, как быстро развилась торговля в этих государствах когда люди поняли, что на их земле не так уж много полезных ресурсов. Народ Месопотамии, в отличии от многих других культур, сам создавал новых богов и ждал от этих богов помощи в нелегкой борьбе за выживание. Однако, несмотря на это богов почитали, приносили им жертвы и строили богатые храмы, несмотря на то, что боги эти вовсе не были источниками мудрости и добродетели, а были ничем не лучше людей: неблагодарны, мстительны и непоследовательны. Люди в Месопотамии тесно связывали потусторонние силы со своей повседневной жизнью поэтому относительно каких-то обрядов или действий нельзя сказать делались они  с целью практической или магической.  Они создали систему каналов и плотин, которая сдерживала и перенаправляла враждебную им стихию, - воду, - так, что эта стихия помогала в борьбе с другой, - жарким солнцем, которое выжигало посевы.  Повседневная жизнь жителей Древней Месопотамии была направленна на то, чтобы каждое действие помогало выжить: умасливание предотвращало сухость кожи,  растения, которые они выращивали давали силы в виде еды и заменяли чистую  воду, которой не было в достаточном количестве, в виде напитков, а боги, которым они приносили жертвы делали их урожай больше и давали больше потомства как животным, так и людям. Даже возникновение правовой системы скорее всего было связанно с тем, что без четких законов, которым следуют все, воцарился бы хаос и ни о какой жизни не могло быть и речи. Должно быть именно постоянная необходимость в выживании заставила шумерскую цивилизацию развиваться, искать новые пути решения возникающих проблем и, благодаря этому, в Шумере были изобретены вещи, которыми мы пользуемся и по сей день: косметика, система каналов и многое другое.



[1] «Эпос о Гильгамеше», таблица 6

[2] «Эпос о Гильгамеше», таблица 1

[3] М. Белицкий “Шумеры. Забытый мир”

[4] Здесь и цитаты до предыдущ. Сноски: «Эпос о Гильгамеше», таблица 1

[5] «Эпос о Гильгамеше» таблица 2

[6] «Эпос о Гильгамеше», таблиц2

[7] В.В. Емельянов «Древний шумер. Очерки культуры»

[8] М.Белицкий “Шумеры. Забытый мир”

[9] из документа о “Дне из жизни ученика”

[10] «Эпос о Гильгамеше», таблица 1

[11] Здесь и цитаты до предыдущей ссылки: «Эпос о Гильгамеше», таблица 6

[12] «Эпос о Гильгамеше», таблица 8

[13] «Эпос о Гильгамеше», таблица 8

[14] «эпос о Гильгамеше», таблица 6

[15] «Эпос о Гильгамеше», таблица 12

[16] «Эпос о Гильгамеше», таблица 6

[17] «Эпос о Гильгамеше», таблица 5

[18] «Эпос о Гильгамеше», таблица 1

[19] «Эпос о Гильгамеше», таблица 11

[20] «Эпос о Гильгамеше», таблица 2

[21] М.Белицкий “Шумеры. Забытый мир”

[22] «Эпос о Гильгамеше», таблица 1

[23] «Эпос о Гильгамеше», таблица 2

Информация о файле
Название файла Повседневная жизнь Древней Месопотамии по Эпосу о Гильгамеше от пользователя mikira1644
Дата добавления 5.5.2020, 16:07
Дата обновления 5.5.2020, 16:07
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 50.31 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 931
Скачиваний 70
Оценить файл