Реферат
«Понятие о мышлении, его отличие от других
познавательных процессов. Виды мышления, их
особенности.»
Автор: Хамзин Алмаз
ТТ-8-15
2016
Содержание:
1. Понятие о мышлении.
2. Отличие мышления от других познавательных процессов.
3. Виды мышления и их особенности.
4. Методики изучения мышления
1.Понятие о мышлении.
Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках, и на протяжении этой истории (она начинается как минимум с XVII в.) разными психологами, а также представителями различных наук он понимался по-разному. Когда-то мышлением называли всю психологию человека и противопоставляли мышление реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под мышлением стали понимать один из познавательных процессов, называя его наряду с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Ученые-психологи, представители функциональной психологии, пытались выяснить специфику мышления, сравнивая его с другими познавательными процессами человека. По-настоящему предметом не только философских размышлений, но и экспериментальных исследований мышление человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс — настолько сложный, что не только исчерпывающим образом изучить его, но даже кратко и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. Ситуация с точным определением и научным изучением мышления человека не прояснилась и во второй половине XX в. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления.
Мышление можно определить как один из познавательных, психических процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непосредственному восприятию с помощью естественных, данных человеку от природы, органов чувств, или познанию при помощи иных психологических процессов. Когда, например, человек при помощи своих ощущений узнает элементарные свойства окружающего мира или когда он с помощью восприятия узнает о том, как устроен окружающий его мир, воспринимая его в виде отдельных предметов и явлений — это, по определению, не будет мышлением, так как данные познавательные процессы предоставляют человеку непосредственные знания. Если человек что-либо извлекает из памяти, мы также имеем дело с теми знаниями, которые уже есть у человека и, следовательно, являются в любой момент потенциально доступными. Для того чтобы их получить и пользоваться ими, нет необходимости думать, размышлять. Мышление же открывает для нас еще не доступные знания, которые иным путем, кроме мышления, получить невозможно.
Мышление — это процесс решения задач. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует очевидных ответов. Задачи имеют исходные условия, в которых нужные знания потенциально заданы. Путем преобразования исходных условий по определенным правилам, например по законам логики, эти знания можно получить. Примером получения неизвестного через известное с помощью мышления являются математические задачи. Всякий раз, когда мы вначале имеем дело с чем-то известным, заданным, а затем, преобразуя его, получаем то, что не известно (не задано), мы имеем дело с мышлением.
Мышление — это также процесс опосредствованного познания человеком действительности. Это высказывание следует понимать так: имея дело с мышлением, человек для получения нужных ему знаний каждый раз использует не только органы чувств, но и какие-либо специальные средства. К примеру, чтобы в деталях узнать то, что находится далеко от него, вне пределов досягаемости и возможностей его органов чувств, человек может использовать специальный прибор, скажем, бинокль, подзорную трубу или телескоп. Это самый простой пример применения средств в процессе мышления.
Еще одним частным определением мышления может служить следующее. Мышление — это процесс обобщенного познания человеком действительности, то есть получения общих представлений о ней на уровне понятий. Это высказывание надо понимать так: те знания, которые человек приобретает в результате мышления, не представляют собой конкретные знания всевозможных частных свойств воспринимаемых предметов и явлений. Это — знания о самом главном и существенном, что характеризует соответствующие явления и предметы и содержится в них. (1)
2. Отличие мышления от других познавательных процессов.
Поскольку мы называем мышлением только один из познавательных процессов и отделяем его от других познавательных процессов, необходимо выяснить, чем же мышление принципиально отличается, например, от восприятия, воображения и памяти. В образе восприятия содержится всегда только то, что непосредственно воздействует на органы чувств. Правда, и в восприятии иногда возникают иллюзии, в которых представлено не существующее в действительности, однако эти иллюзии в большинстве случаев порождаются тем, что воспринимают органы чувств, или процессами, происходящими в самих органах чувств. Иными словами, в восприятии всегда более или менее точно, прямо или косвенно содержится или отражается информация, воздействующая на органы чувств.
В мышлении, в его результатах практически всегда представлено то, чего в действительности, в физическом виде не существует. Например, в действительности нет абстрактного треугольника или треугольника вообще, а есть только множество конкретных предметов, имеющих треугольную форму, но не понятие о треугольнике. Оно является результатом мышления. Кроме того, восприятие бесстрастно фиксирует, отражает в образе все без разбора, что воспринимают органы чувств человека, в том числе множество случайных, несущественных признаков предметов и явлений. Мышление же, по определению, отражает лишь существенное и игнорирует случайное. Воображение в одном отношении чем-то напоминает восприятие (его результатом является образ), чем-то мышление (этот образ всегда несет в себе то, чего нет в воспринимаемой человеком действительности). Кроме того, и воображение, и мышление — сугубо внутренние процессы.
И все же мышление существенно отличается и от воображения. Эти отличия сводятся к следующему. Во-первых, результатом мышления является мысль, а итогом воображения — образ. Во-вторых, мышление помогает человеку глубже и лучше познавать окружающий мир, то есть содержит в себе идеи, представляющие собой глубинные законы, на которых зиждется и согласно которым действует этот мир. Ничего подобного в воображении нет. Результатом воображения не является какой-либо закон. Для нас совершенно безразлично, какое отношение к реальной действительности имеет то, что содержится в порождаемых воображением образах. Более того, чем дальше образ фантазии отходит от действительности, тем воображение лучше. В отношении мышления дело обстоит противоположным образом: чем ближе к действительности находится продукт мышления, тем оно совершеннее. Наконец, человек с богатой фантазией далеко не всегда является творчески одаренной, интеллектуально развитой, то есть обладающей хорошим мышлением, личностью. Наоборот, тот, у кого развито мышление, например, абстрактное, далеко не всегда обладает хорошей фантазией. Из всего этого можно сделать вывод: воображение и мышление — действительно разные процессы.
Теперь обратимся к памяти и сравним ее с мышлением человека. Память запоминает, хранит и воспроизводит лишь то, что воспринимается органами чувств человека, если иметь в виду так называемую чувственную память, то есть память, основанную на информации о мире, получаемой при помощи органов чувств. В этом отношении память похожа на восприятие и точно так же отличается от мышления, как от него отличается восприятие. Есть, правда, логическая, интеллектуальная память, которая запоминает, хранит и воспроизводит не образы, а мысли человека. Но и в этом случае память
воспринимает, сохраняет и припоминает лишь те мысли, которые уже имеются у человека, не привнося в них ничего нового, не порождая и не изменяя их. Мышление же, напротив, порождает и изменяет именно мысли как таковые. (2)
3. Виды мышления и их особенности
У человека можно выделить следующие основные виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), интуитивное (чувственное) и логическое, аутистическое и реалистическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных видов мышления.
1)Теоретическим называется мышление, которое полностью совершается в уме, без обращения к опыту или к практическим действиям с реальными материальными предметами. Целью такого мышления может стать выведение одних знаний из других (например, доказательство какого-либо неочевидного положения путем умственного преобразования уже известных положений — заданных условий задачи), определение понятий, формулирование и обоснование теорий, объясняющих какие-либо явления действительности. Чаще всего теоретическим мышлением занимаются ученые, но иногда к нему, сталкиваясь с необходимостью решения указанных выше задач, обращаются и другие люди.
2)Практическим обычно называют мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизненной задачи, отличной от тех чисто познавательных задач, которые были названы теоретическими. Практическим мышлением каждодневно занимаются все без исключения люди. Такое мышление может содержать в себе и умственные, и практические действия человека. Например, думая над тем, каким образом лучше всего организовать свой рабочий день, человек занимается именно практическим мышлением, хотя совершает соответствующие действия в уме.
3)Продуктивным или творческим называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие, писателя, создающего новое литературное произведение, художника, пишущего новую картину, предпринимателя, в голове которого рождается новая экономическая идея, политика, обнаруживающего новое политическое решение, инженера, изобретающего новую машину.
4)Репродуктивное — это мышление, имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, перерисовывающий картину другого художника, то есть создающий ее репродукцию. Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процессе обучения решают какие-либо учебные задачи. Репродуктивное мышление характерно и для тех людей, которые в реальной жизни многократно, повторно решают типичные жизненные задачи. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается. Поэтому его иногда называют также нетворческим.
5)Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства — интуиции. Интуиция — это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения. Человека, который рассуждает примерно так: «Я чувствую, что надо действовать именно так, но не могу доказать почему или показать, каким образом я пришел к этому решению», — называют человеком с интуитивным мышлением.
6)Логическим называют такое мышление, которое, во-первых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения включенных в него действий с известными правилами логики. Правильность такого мышления всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть, действуя по строгим логическим правилам.
7)Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия практически сведены к минимуму или полностью отсутствуют, а задача в основном решается за счет практических манипуляций с предметами, перемежающихся восприятием и оценками того, что в результате этого получается.Наглядно-действенное — это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным и, вероятно, доминировавший у первобытных людей. Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с шестого — восьмого месяца жизни. Примером такого мышления является доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним.
8)Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Вместо того чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы и наблюдая, что в результате этого получается, человек может мысленно переставить эти предметы и, получив в результате образного преобразования ситуацию, оценить результат. Это и будет примером решения задачи в наглядно-образном плане или примером обращения к наглядно-образному мышлению. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет.
9)Словесно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельно взятого человека, но и всего человечества. Данный вид мышления характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями или их образами. Во-вторых, этот вид мышления полностью протекает во внутреннем, умственном плане. В-третьих, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Часто, наоборот, для того чтобы использовать тот или иной вид мышления, человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации. В-четвертых, такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое следование которым приводит к истинным выводам или правильным решениям обсуждаемых задач. В качестве таких законов чаще всего выступают известные правила логики мышления. Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека. Эта традиция сложилась еще в древние времена, укрепилась в XVII в. и как неизменная сохранялась до конца XIX в. Только в связи с началом изучения интеллекта животных и маленьких детей возникла идея выделения других, менее развитых, чем словесно-логическое, видов мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного.(3)
4.Методики изучения мышления
Разработано большое количество методик для исследования мышления, каждая из них исследует свой аспект. Так, например, методика "Толкование пословиц" направлена на исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированность и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровень развития речевых процессов; методика "Простые аналогии" выявляет характер логических связей и отношений между понятиями; методика "Сложные аналогии" используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей; методика "Сравнение понятий" — для исследования операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении.
Приведем краткое описание некоторых методик.
1. "Исключение лишнего" (предметный вариант).
Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.
Инструкция: "Посмотрите на эти рисунки, здесь нарисовано четыре предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажите, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу?"
Исследователь
вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по
мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения,
исследователь задает ему наводящий вопрос. В протоколе записывают номер
карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение,
при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы,
которые ему были заданы, и его ответы.
2. "Исключение лишнего" (словесный вариант).
Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов
Инструкция: "Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (словесно или вычеркнуть).Таблица 1.
Если
испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере
их усложнения или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение,
подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его
интеллектуальной недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (т.е. придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.В таблице 2 представлена шкала для оценки уровня операции обобщения.
3. "Числовые ряды".
Цель: исследование логического аспекта математического мышления.
Материал: лист бумаги с напечатанными на нем примерами.
Инструкция: "Вам предъявлены семь числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать недостающие числа". Время выполнения работы — пять минут.
Ключ к обработке:
1. 12 9
2. 25 36
3. 13 20
4. 36 38
5. 13
6. 44 46
7. 10 4
Интерпретация: если испытуемый затрудняется при решении подобных задач, это может обозначать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими воспользоваться, следовательно, его логическое мышление I! математике развито слабо.
Список источников и литературы:
1. Что такое мышление? (http://all-psychology.ru/ppp/myshlenie/opredelenie-i-vidy/opredelenie.html)
2. Чем мышление отличается от других познавательных процессов? (http://all-psychology.ru/ppp/myshlenie/opredelenie-i-vidy/otlichiya.html)
3. Каковы основные виды мышления человека?( http://all-psychology.ru/ppp/myshlenie/opredelenie-i-vidy/vidy.html)
4. Методики изучения мышления (http://studme.org/1593110629003/psihologiya/metodiki_izucheniya_myshleniya)