Содержание
Введение........................................................................
.................................3
1.Понятие культуры повседневности и его составляющие........................5
2.История повседневности – отрасль исторического знания.....................8
3.Исторические подходы к изучению культуры повседневности.............11
Заключение......................................................................
...............................17
Список использованной литературы............................................................19
Введение
Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражение и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Человека окружают вещи, предметы, произведения искусства и художественного ремесла, орудия труда, все то, что создал человек и что окружает его в повседневной жизни. И это тоже культура.
Широко распространено отождествление культуры с образованностью, но не с тем, что ассоциируется с эрудицией, накопленной в уме информацией, а с тем ее содержанием, которое как бы «осаждается» во внутреннем мире личности, делая ее носителем качеств, полагаемых как культурные. В этом случае культура становится в один ряд с внутренней интеллигентностью, практически отождествляется с ней. В обиходе, в нашей обыденной жизни, слово «культура» применяется для характеристики качественного состояния тех или иных сторон нашей повседневности. Это: «культура речи», «культура чувств», «культура продавца» и «культура покупателя», «культура быта» и «культура жилища», «городская и сельская культура» и т.д. И хотя зачастую это не совсем обыденное, скорее литературно- публицистическое словоупотребление, но его истоки следует усматривать именно в обыденном сознании.
Есть культура производства и экономическая культура, организационная, политическая, правовая, нравственная, научная, религиозная, экологическая, педагогическая и иные формы, зависящие от специфики того сегмента общественной жизни, в котором она функционирует.
Не случайно в практике словоупотребления приходится сталкиваться со сведением целостной многоаспектной культуры к одной из форм ее функционирования: для одних культурен тот человек, кто овладел богатством художественных ценностей, для других — кто знаком с высшими достижениями науки, для третьих культура - это, прежде всего, нравственность.
Эта тема актуальна, так как мы говорим о повседневной культуре применительно к человеку, его частной жизни, а это значит, что можно говорить о повседневной культуре общества.
Цель моего реферата состоит в том, чтобы дать целостное представление о культуре, сформировать новый концептуально-методологический ракурс исследований культуры – анализ повседневной культуры.
Задачей является рассмотрение развития культуры с точки зрения теории повседневности, показать формирование и роль теории повседневности в современном гуманитарном знании, показать междисциплинарный характер теории повседневности, сформировать представление об устойчивой структуре повседневного бытия и его особенностях, рассмотреть особенности повседневного бытия в различных культурах, проанализировать состояние повседневности в современной культуре.
Изученность: 1. основные понятия и категории, через которые описывается сущность и структура повседневного бытия человека 2. особенность повседневности различных культур, их историю и динамику 3. культурологические и философские характеристики вещей быта 4. сущность и практики формирования повседневного пространства в контексте развития мировой культуры и ситуации современности.
1.Понятие культуры повседневности и его составляющие
Повседневное — это привычное, обычное и близкое. Это тот жизненный порядок, в котором каждый человек, кем бы и каким бы он ни был, ориентируется свободно. Повседневное — это сфера человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Для нее характерно напряженно-бодрствующее состояние сознания, личное участие в мире, представляющем собой совокупность видимых, не вызывающих сомнения в объективности своего существования форм пространства, времени и социальных взаимодействий.
Повседневность — область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека. Это нечто привычное. Она создает человеку зону комфорта. Возникает, когда человек становится человеком, когда вырывается из границ природы (самоосознание), после возникает вопрос как жить? – приобретает знания (метод проб и ошибок) – формируется знание о питании, одежде, - формируется близкий мир.
Подобно тому, как повседневность — это жизнь в целом и ее реалии, так и культура повседневности — это культура во всем многообразии ее жизненных проявлений. Это то, во что погружен человек, где он живет, как живет, мыслит, ведет себя и т.п.
Культуру повседневности можно понимать как универсальный способ человеческого существования, имеющего свои пространственно-временные границы, как форму организации повседневной жизни и деятельности человека, так как только труд, деятельность как таковая являются непременным условием его бытия.
Повседневная культура человека проявляется через особенности его деятельности, сознания и поведения, а также через вещи, предметы, произведения искусства и художественного ремесла, окружающие его, орудия его труда, языковые особенности речи, характеризующие этого человека или группу людей, общество в целом.
Повседневная культура — это важнейшее условие человеческой жизнедеятельности, это организация человеческих взаимоотношений, их, так сказать, неформальная институциализация. И к какой бы сфере жизнедеятельности общества мы ни обратились - везде первостепенное значение приобретает общая повседневная культура человека. Это и культура его труда и производства, культура дискуссий и политическая культура, культура общения и поведения. Было признано, что само понятие культуры контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентируется. Встретив термин «культура», стоит прежде всего выявить его наполнение, и определить, к какой сфере деятельности или знания оно относится.
Обратимся к повседневной жизни человека, его ежедневному быту с его заботами и хлопотами. Мир прагматики и непосредственного общения порождает и соответствующее ему осмысление, осознание – обыденное сознание. В нем не пытаются отстроить систему фундаментального понимания глубин мироздания. В этом мире люди стремятся понять друг друга, расставить ориентиры для собственной деятельности.
Повседневность — это обыденная среда, актуальное «здесь» и «сейчас» бытие человека, включающее весь спектр его личностных предпочтений. Человек, со всем многообразием его потребностей и интересов, оказывается исходным пунктом осмысления культуры повседневности.
Многое в мире повседневности, обыденности берется как интуитивно ясное, принимается как данность, по традиции, с ориентацией на укорененные нормы жизни. Рассудочный, приземленный характер обыденного сознания предполагает, что оно, в основном, оперирует не «абстрактными», а конкретными примерами, обобщенным опытом предков, окружающих и т.п. У многих людей регуляторами их поведения выступают представления, почерпнутые из житейского опыта, основанные на «здравом смысле». В них сплавлены друг с другом истина и заблуждение, разум и предрассудок, чувственно-достоверное и иллюзорно-фактическое.
В одних областях культуры или сферах жизнедеятельности человек осваивает необходимые знания и навыки в силу повседневного опыта оперирования окружающими предметами, общения с другими индивидами, приобщения к культуре через доступные обычные средства. Это относится к организации процессов социального порядка, жизнеобеспечения и взаимодействия - экономическая, политическая, правовая области культуры.
Но что касается организации социально значимого знания и поведения - философии, науки, искусства, религия, — здесь требуется специализированная подготовка в специальных учебных заведениях, освоение специальной литературы, использование специальных инструкций для осуществления совместной деятельности.
Целостный образ культуры повседневности создается в результате обобщения особенностей обыденной стороны жизни: уровень технологии, организации и управления экономикой, определяющие наш общий бытовой и физический комфорт, манера общения людей, отношения между людьми в семьях, в профессиональной сфере, отношение к религии, политических отношений, правовой защиты и отношения к властям, самочувствие людей, т.е. наше самочувствие под их сенью.
Во всех случаях культура повседневности — это жизненный опыт человека.
Культура повседневностипредставляет собой образ жизни и мышления людей данной социальной общности и исторической эпохи.
Она складывается из нравов, обычаев, верований, привычек сознания и поведения, способов мировосприятия и картины мира в целом, ставших коллективным достоянием целых классов, сословий, наций в целом на определенном этапе их исторического развития.
2.История повседневности – отрасль исторического знания
Повседневность с развитием гуманитарного знания становиться актуальной научной проблемой. Это свидетельствует о том, что в обществе возникла потребность в осмыслении обыденной сферы человеческой действительности, которая является ценностью гуманитарного знания, культуры и всей современной науки.
Обыденная культура - владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. То же, что повседневная культура. Проблему обыденной культуры и повседневной реальности ставили философы-прагматисты (У. Джеме), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социологи М. Вебер и Дж. Мид, А. Щюц и Г. Гарфинкель. В отечественной культурологии эта проблема получила развитие в трудах М. М. Бахтина, Б. Ф. Поршнева, А. Я. Гуревича, Ю. М. Лотмана. Обыденная культура — это культура, не получившая институционального закрепления; часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. Обыденная культура — сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученные благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ровесники, родня), обучению в школе и получению общего образования, средствам массовой информации. Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся приватное пространство (квартира), публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т.п.).
История повседневности – отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности – «реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира », комплексное исследование этой реальности (жизненного мира) людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события.
Возникновение истории повседневности как самостоятельной отрасли изучения прошлого – одна из составляющих «историко-антропологического поворота», начавшегося в гуманитарных науках конце шестидесятых годов двадцатого века.
При изучении культуры повседневности важно выделить две группы источников:
I. Материалы, дающие сведения о реалиях культуры повседневности:
§ Природные, градостроительные и др. источники — естественная и искусственно созданная среда обитания (рельеф, климат, флора, фауна, поселения разного типа, коммуникации).
§ Массовые (демографические) источники — документы, регистрирующие рождение, браки, разводы, смерть; удостоверения личности разного рода, членские билеты и др.
§ Вещественные источники — здания (внешний вид, планировка помещений), мебель, предметы убранства интерьера, посуда, одежда, бытовые вещи, детские игрушки (зачастую представляют реалии “взрослой жизни”, не дошедшие в оригинале).
§ Изобразительные источники — рисунок, живопись, гравюра, фотография, хроника, документальное кино, телевизионные программы.
§ Описи вещей, описания музейных коллекций и собраний, архитектурные проекты, планы городов, карты, официальные отчеты, статистика, материалы обществ и комиссий по изучению быта и т.д.
§ Объявления, афиши, обертки, театральные и концертные программы, плакаты, меню, открытки и т.д. (Являются одновременно и вещественными источниками, и письменными).
§ Письменные источники. Нормативные издания и руководства, в т.ч. иллюстрированные (правила хорошего тона, объяснения правил разного рода игр, учебники, словари, письмовники, разговорники, сонники, кулинарные книги, модные журналы, каталоги и т.д.)
II. Материалы, представляющие наряду с реалиями культуры повседневности контекст их восприятия:
§ Источники личного происхождения — дневники, переписка, мемуары.
§ Художественная литература.
§ Публицистика.
§ Пословицы, поговорки, анекдоты.
§ Карикатура.
§ Художественное кино.
3.Исторические подходы к изучению культуры повседневности
Благодаря работам отечественных и зарубежных ученых было определено исследовательское поле, в рамках которого следовало работать историкам повседневности. К феноменам, определяющим повседневное существование, оказалось возможным отнести целый ряд объектов, которые можно классифицировать как:
1) природные или естественные,
2) социальные;
3) ментальные.
К первым относилась среда обитания обычного человека, вещи «вокруг» и «для» него, культура питания, способы поддержания здоровья.
Вторые включали в себя профессиональную деятельность, общественные (в
том числе, семейные) коммуникации, отклоняющееся (девиантное) поведение.
Наконец, третья группа состояла из общей культуры, ценностных представлений и возрастных установок.
Общепризнанным стало то мнение, что к повседневности относятся социальные явления и индивидуальные состояния, классифицируемые в качестве обычных, обиходных, то есть не принадлежащих к явлениям однократным, необычным или харизматическим. По мнению большинства исследователей, структура повседневности включает в себя ряд элементов, которые, для лучшего их понимания могут быть обозначены через их противоположности: будни – праздник, рутина – чрезвычайность, работа –праздность; жизнь незамечательных людей – официальная история; частное– общественное; спонтанное – отрефлексированное; наивное - подготовленное. В трудах немецкого философа Бернхарда Вальденфельса «повседневное» определялось как привычное, упорядоченное, близкое, смутное, дилетантское, импровизированное, окказиональное.
П.Н. Кондрашов в рамках марксистской парадигмы определил повседневность как форму человеческой деятельности, которая представляет собой автоматически выполняемые действия, направленные на удовлетворение непосредственных потребностей трудовых будней, домашнего быта и свободного времени, которые протекают среди привычных вещей и осуществляются с помощью подручных средств. В результате были выделены основные сферы повседневности – труд, быт и отдых, а также такие ее атрибуты, как автоматизм и привычность. В другой работе Кондрашова, написанной им совместно с К.Н. Любутиным, повседневность определялась как «форма непосредственной человеческой деятельности, представляющая собой совокупность:
1) повседневного бытия, то есть того, чем занимаются люди в своей обыденности в целях удовлетворения обычных потребностей трудовых будней и домашнего быта,
2) обыденного сознания, то есть того, в виде каких мыслей и эмоциональных переживаний это бытие отражается в психической деятельности людей». Многообразие исследовательских подходов, а также то обстоятельство, что к проблеме повседневности обращались преимущественно философы и социологи, значительно усложнило создание какой-либо обобщенной истории повседневной жизни в тех или иных пространственно-временных границах. В связи с этим возникла необходимость в альтернативном, непосредственно историческом подходе к изучению повседневности.
Развитие «истории повседневности» шло в двух различных направлениях.
В 1929 г. французскими историками Марком Блоком (1886-1944) и Люсьеном Февром (1878-1956) был основан журнал "Анналы". Именно французские историки прославленной школы, сформировавшейся в 30-е годы 20-века вокруг журнала "Анналы", сумели развернуть свою науку к быту. С этого момента ведет отсчет своей истории Школа "Анналов". Расцвет Школы "Анналов" пришелся на послевоенные годы, когда были опубликованы и получили популярность основополагающие труды Л. Февра и М. Блока, расцвело творчество Ф. Броделя. Это направление, стало изучать преимущественно нематериальную составляющую повседневности – представления, страхи и т.п., что скорее представляло собой изучение ментальности. В России именно такой подход к изучению повседневности был характерен для А.Я. Гуревича, Ю.Л. Бессмертного, Ю.М. Лотмана и др.
У основания так называемой "Новой исторической науки" — стояли мэтры гуманитарного знания — Люсьен Февр, Марк Блок, Фернан Бродель. Следующее поколение французских ученых создало уже настоящую "индустрию" исследований повседневной жизни, которые со временем покрыли почти все человеческую историю.
Основными принципами "Новой исторической науки" являются :
· исторический синтез, то есть отрицание "заданности" методологии изучения прошлого, объединение в рамках своего исследования как самых различных методик, так и всестороннее рассмотрение объектов изучения;
· конечной целью труда историка является воссоздание целостной, объемной картины прошлого — тотальной (глобальной) истории; ее сущность не в максимально широком охвате исторического пространства, а рассмотрение объекта исследования с максимально возможного числа точек зрения, в различных ракурсах.
· сочетание макро - и микроисторического подходов;
· антропологический подход к истории, преимущественное внимание человеку в истории (по образному выражению М. Блока, считающегося основоположником данного подхода, "Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча");
· полидисциплинарность и междисциплинарный синтез в исторических исследованиях.
Их последователи вскоре раскололись на несколько направлений. Правда, эти направления весьма сходны, и являются производным тех или иных принципов "Новой исторической науки". Часто отличия между ними только в предмете исследования и в национальной традиции употребления того или иного термина как названия данного научного направления.
Так, для французской исторической школы принято различать историческую антропологию и историю ментальностей.
В Германии выделяют историческую антропологию, микроисторию и историю повседневности.
Все эти направления объединяются тем, что в центре их внимания Человек, но не всегда какой-то конкретный (то есть это не совсем биографии), хотя исследования ведутся на конкретном материале. Человек как производная и как источник исторического процесса.
Однако существовали и общие черты, сближающие два этих подхода.
Оба подхода признают кардинальное отличие человека прошлого от человека сегодняшнего. В каждом из них исторический процесс рассматривался как «история снизу». В центре внимания исследователя оказывались не цари или герои, а «маленькие люди».
НАПРАВЛЕНИЯ:
1.Историческая антропология
Историческая антропология объединяет в себе изучение менталитета, материальной жизни, повседневности вокруг понятия антропологии (в том числе — изучение тела, жестов, устного слова, ритуала, символики и т.д.). Сущностными чертами исторической антропологии, по П. Берку, можно назвать следующие:
· фокусирование внимание историка на конкретных антропологических объектах изучения;
· ими, как правило, выступают "малые сообщества" (небольшие социумы, выделяемые по разным критериям, но, главное, позволяющие в своих рамках всестороннее показать роль человека);
· социальные взаимодействия в данных социумах описываются в терминах, обозначающих нормы и категории самих этих социумов;
· при этом большое внимание уделяется символизму повседневной жизни: обыденным ритуалам, рутине, манере одеваться, есть, общаться друг с другом, жестам и т.д.
Основоположником исторической антропологии как особого подхода традиционно считается, как уже отмечалось выше, Марк Блок и особенно его труд "Короли-чудотворцы", вышедший в 1924 г. Однако ее развитие началось позже, с 1960-х — 70-х гг. гг., прежде всего, как показал Ж. Дюби, под влиянием успехов социальной антропологии (исследования К. Леви-Строса и др.). Свой вклад в него внесли историки разных стран, прежде всего — Ф. Арьес, М. Вовель, Р. Дарнтон, К. Томас, П. Берк, А. Макфарлейн и др.
2. История частной жизни (история семьи, история повседневности)
В западной науке данное направление развивается с 1980-х гг. Рассматриваемое течение выросло из возникшей на Западе в 1960-е гг. истории семьи. Ее представители изучают историю домохозяйства, внутрисемейные отношения, демографические показатели внутри семьи, ее взаимодействие с окружающей средой. Особую роль здесь играют исследования, связанные с женщиной (от рождения до брака, смерти, домашней жизни). Из "женских" исследований выросло особое направление гендерная история .
3. Гендерная история (как пол человека связан с его социальной реализацией в ходе исторического процесса).
4. Микроистория — направление, сторонники которого исследуют историю через всестороннее воссоздание жизни одного из "незнаменитых", и в то же время в чем-то нетривиальных представителей того или иного социального слоя.
Микроистория возникла в 1970-е гг. в Италии. Первые работы, написанные в этом ключе, были опубликованы в журнале "Quaderni Storici", а затем — в серии "Microistirie", публикуемой в издательстве "Эйнауди" Карлом Гинзбургом и Джованни Леви. Это направление столь близко к исторической антропологии и истории повседневности и, по сути, является их ответвлением.
В западной науке микроисторический подход имеет достаточное количество приверженцев. Можно назвать ставшие популярными монографии Карло Гинзбурга "Сыр и черви", построенной в форме изложения судебного процесса в XVI в. над мельником-еретиком Меноккио, Джузеппе Леви "Нематериальное наследство", Натали Земон Дэвис "Возвращение Мартина Герра".
Именно микроисторический подход позволил реконструировать жизни огромного количества «незамечательных людей», подняв источниковедческое значение биографии и автобиографии. Значимость микроистории как метода реконструкции повседневности заключалась также в изучении стечения непредвиденных обстоятельств в ситуации исторического выбора. Кроме того, именно представители данного направления исследовали опыт поведения человека в экстремальных условиях природных катаклизмов, войн, революций, голода. Повседневность в рамках этой концепции выступала как индивидуальная интерпретация времени и пространства.
Заключение
Понятие «повседневность» занимает все большее место в современных исследованиях культуры. Появляются многочисленные издания, посвященные исследованию повседневной жизни различных культурных общностей в различные исторические эпохи, причем этот аспект человеческого существования привлекает к себе большое внимание, перестав считаться вторичным или малозначительным, как это было в традиционных исследованиях по истории культуры или искусства.
Интерес к повседневности связан с общим изменением отношения к культуре в ХХ веке, она начинает восприниматься как весь мир созданного человеком, без жесткой ценностной иерархии. В результате в орбиту исследователя попадает масса культурных объектов, которые ранее просто не считались достойными изучения и серьезного исследования, к примеру, вся область популярной культуры, которая стала предметом серьезных научных исследований лишь в первой половине ХХ века. Возникает своеобразная мода на изучение повседневности в самых разных дисциплинах – истории, социологии, культурологии. Исследователи ставят самые разнообразные вопросы, касающиеся повседневности и ее культуры.
Среди проблем, наиболее часто ставящихся в исследованиях повседневности, можно выделить следующие:
· Что такое повседневная жизнь? Каковы ее основные качества, свойства?
· Каким образом повседневная жизнь трансформируется в условиях современности и постсовременности?
· Каковы основные интеллектуальные традиции в исследовании повседневности? В какой степени эти традиции находятся под влиянием этнокультурного контекста их производства?
· Каковы этические и эстетические качества повседневной жизни? Являются ли они противоречащими друг другу или же пересекаются в определенных точках?
· Каким образом исследование повседневной жизни создает новый тип отношения между теорией и практикой?
Все эти проблемы перекликаются между собой и составляют своеобразный калейдоскоп, который дает все новые и новые картины повседневности.
Список использованных источников
1. Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник. 1998-1999. – М., 1999.
2. Бессмертный Ю.Л. Это странное, странное прошлое... // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. / Под. ред. Л.П. Репиной и В.И. Уколовой. Вып. 3. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.
3. Кром М.М. Повседневность как предмет исторического исследования История Повседневности. Сборник научных работ.
4. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. - СПб.: «Алетейя», 1999.
5. Ревко П. Искусственные интеллектуальные системы и повседневная жизнь человека. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.
6. Кондрашов П.Н. Марксистская теория повседневности: попытка предварительной экспликации // Философия и общество. - 2006.
7. Гирц К. Интерпретация культур. М. росспен. 2004.
8. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994
9. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., Индрик, 1993.
10. http://do.gendocs.ru/docs/index-229271.html?page=2, http://www.iek.edu.ru/progs/pogavr2.htm
http://www.magicspace.ru/?p=668.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет экономики и управления.
Кафедра: ФТИК (философии, теории и истории культуры)
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Культурология»
На тему: «Исторические подходы к изучению культуры в повседневности»
Выполнил:
Студент гр. УПб 12-1 А.А. Копылова
Проверил доцент: Н.А. Соколова.
Чита, 2012г.