Понятие безработицы, её  причины и формы                                       5

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                        
                                           3

1 Теоретические основы безработицы и занятости                                              5

1.1 Понятие безработицы, её  причины и формы                                       5

 1.2 Занятость населения и её виды                                                             9

2 Анализ безработицы и занятости                                                                      13

2.1 Особенности занятости и безработицы в России                               13

2.2 Особенности безработицы и занятости по Курганской области      20

2.3Структурный анализ занятости и безработицы                                   23

3 Пути решения проблемы  занятости и безработицы в современных условиях                                                                                      
                                       27

3.1Тенденции развития экономики и рынка труда                                  27

3.2 Пути решения проблемы безработицы                                               23

Заключение                                                                      
                                       37

Список использованной литературы                                                                   39

Приложение                                                                      
                                     

ВВЕДЕНИЕ

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть проблемы безработицы и занятости в современных условиях. В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:

1) дать теоретические основы занятости и безработицы;

2) провести анализ безработицы и занятости в России и Курганской области ;

3) найти пути решения проблемы занятости и безработицы в современных условиях.

Период исследования – 2012 - 2014 гг.

Источниками информации являлись: методические рекомендации, учебная и научная литература, средство периодической печати, официальные интернет порталы, органов власти, и прочие средства массовой информации.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ

1.1 Понятие безработицы, её виды и причины

 Безработица – это социально-экономическое  явление, при котором  часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее [4].

По закону «О занятости населения в Российской Федерации» безработными (имеющим статус безработного и право на пособие) в России признаются трудоспособные (т.е. не являющиеся инвалидами первой и второй групп) лица трудоспособного возраста (женщины от 15 до 54, мужчины от 15 до 59 лет), не имеющие работы (доходного занятия), зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу и готовые приступить к ней, и которым служба занятости не может подобрать подходящую работу в течение 10 дней после первичной регистрации [18].

Безработица— одна из сложнейших проблем современного общества, затрагивающая все страны. Безработица как экономи­ческое явление имеет место в том случае, если часть способного и желающего трудиться населения не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

При определении категории «безработица» необходимо четко различать понятия «безработица» и «незанятость» населения. Официальная статистика в России безработным признает только то лицо, которое желает и способно трудиться, ищет работу и за­регистрировано в службе занятости.

Для рыночной экономики вредна как чрезмерная безработи­ца, поскольку она свидетельствует о недопроизводстве и непол­ной занятости (экономическая система функционирует ниже кривой своих производственных возможностей), так и чрезмер­ная занятость, поскольку она снижает гибкость и приспособляе­мость экономики как к внутренним, так и внешним изменениям.

К экономическим причинам возникновения безработицы относятся:

а) Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.

Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.

б) Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель)

В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.

в) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных. [1]

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п. Безработица - это неотъемлемый спутник рыночной экономики. Резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.

Безработица может быть обусловлена множеством причин, а значит принимает множество форм. Обычно выделяют фрикци­онную, структурную и циклическую безработицу.

Фрикционная безработица, связана с поиском и ожиданием работы по своей специальности. Это безработица среди лиц, которые ищут работу, соответствующую их квалификации и индивидуальным предпочтениям. Продолжительность фрикционной безработицы характеризуются краткосрочным периодом, необхо­димым для поиска новой работы в связи с получением образования, выходом из декретного отпуска, переездом на новое место жительства, с увольнением по собственному желанию из-за из­менений профессиональных предпочтений. Фрикционная безра­ботица имеет преимущественно добровольный характер и отли­чается непродолжительностью, поскольку у данной категории безработных есть навыки к работе, которые можно продать на рынке труда. Фрикционная безработица существует практически всегда и везде и является неотъемлемым элементом любой эко­номики. Фрикционная безработица считается неизбежной и в  какой-то мере желательной, так как многие рабочие переходят с низкооплачиваемой малопродуктивной работы на более высоко­оплачиваемую и более продуктивную. Это означает более высо­кие доходы для работников и более рациональное распределение и использование трудовых ресурсов.

Структурная безработица,  возникает вследствие каких-либо структурных экономических сдвигов или внедрения в производ­ство достижений НТП. Структурная безработица — это безрабо­тица среди лиц, профессии которых «устарели» или оказались невостребованными из-за научно-технического прогресса. Струк­турная безработица может быть обусловлена упадком старых отраслей промышленности (черной металлургии, угольной, тек­стильной и др.). Работники таких отраслей попадают в тяжелое положение, утрачивая не только работу, но и профессию. Кроме того, структурными безработными считаются рабочие, имеющие низкую квалификацию и небольшой производственный опыт. Структурная безработица носит вынужденный характер и отлича­ется большей продолжительностью по сравнению с фрикцион­ной, так как получение новой работы для этой категории безра­ботных будет сопряжено с переподготовкой, переквалификацией, а возможно, и со сменой места жительства.

Структурная безработица в определенном смысле также при­суща экономике, как и фрикционная. В этой связи возникает понятие естественного уровня безработицы, представляющего собой сумму фрикционной и структурной безработицы. Естест­венная безработица имеет место в том случае, когда численность людей, занятых поиском работы, совпадает с количеством сво­бодные рабочих мест, т. е. существует возможность трудоустро­иться. Естественный уровень безработицы предполагает наличие резерва рабочей силы, которая может быстро перемещаться в экономике, занимая свободные места. Естественный уровень безработицы характеризует величину оптимального резерва ра­бочей силы, способной перемешаться в экономике из одной сферы в другую в ответ на изменение потребности в трудовых ресурсах. Без этого резерва экономическая система функциони­ровать не может. Естественный уровень безработицы для разных стран различен: для Великобритании и Франции — 5 %. Шве­ции и Японии — 1.5—2 %, Канады — 8 %, США — 5—6 %. Эко­номисты склоняются к мнению, что естественный уровень без­работицы должен составлять в среднем 4—6 %. В определенных условиях реальная безработица может оказаться даже ниже есте­ственного уровня, например в условиях войны. Если существующая безработица количествен но соответствует уровню естественной безработицы, то считается, что экономика функционирует в условиях полной занятости, когда производится полный объем производства, т. е. фактически производимый ВВП равен своему потенциально возможному значению. Итак, полная занятость не означает 100%-ной занятости населения.

Циклическая безработица, представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Эта разница получила название циклической безработицы, так как чаше все­го она возникает в фазах спада или депрессии экономического цикла. В период циклического спала циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, в периоды циклическо­го подъема рассматриваемая форма безработицы обычно отсут­ствует. [14].

1.2 Занятость населения и её виды

Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны. Как социально – экономическое явление занятость

- общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая трудовой доход.

Как экономическая категория занятость  - совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей в оплачиваемых рабочих местах, получении дохода.

Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии его личности [7].

Занятость как общественно полезная деятельность охватывает широкий круг трудоспособного населения. По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на 4 большие группы:

1 занятые в экономике оплачиваемой деятельностью

2 военнослужащие, занятые деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике)

3 учащиеся с отрывом от производства

4 занятые воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

В соответствии и Международным классификатором статуса занятости (1993) выделяют шесть групп занятого населения: а) наемные работники;     б)  работодатели;  в) лица, работающие за свой счет;  г)  члены производственных кооперативов;  д) помогающие члены семьи;  е) работники, не классифицируемые по статусу.

Безработные вместе с занятыми  людьми формируют рабочую силу страны. Следовательно, рабочая сила представлена двумя группами населения: одна принимает участие в создании благ, а другая не работает:

Рабочая сила = Занятые + Безработные.

Рабочую силу еще принято называть экономически активным населением [4]. Однако в экономически активное население не входят:

- дети до 16 лет;    

- пенсионеры;              

- инвалиды;

- студенты очной формы;

- солдаты срочной службы;

- заключенные;

- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения   свободы;

- домохозяйки.

В законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации».         Занятость - это деятельность граждан, удовлетворяющая личные и общественные потребности, непротиворечащая законодательству РФ и как правило приносящая им доход» [6].

В рамках этой концепции различают полную, рациональную и эффективную занятость.

Полная занятость - это такое состояние экономики, при котором число вакансий соответствует числу безработных или превышает его (т.е. когда нет незанятых, желающих работать).

Рациональная занятость - это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории.

Достижение эффективной занятости предполагает отбор вариантов организации процессов воспроизводства рабочей силы, выбранных по совокупности критериев экономической и социальной результативности. Эффективная занятость предполагает способность общественной системы управления воспроизводить социально-экономические условия в соответствии с критериями социалистического образа жизни, требованиям интенсификации и динамизма общественного производства[3].

Различают также виды и формы занятости. Виды занятости - это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства. Следует различать занятость и общественно полезную деятельность, к которой могут быть отнесены все виды трудовой деятельности. Формы занятости - это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования.

В рамках каждого вида занятости, труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающихся нормами правового регулирования продолжительности и режимов рабочего дня, регулярностью трудовой деятельности (временная, сезонная), местом выполнения работы (на предприятиях, на дому), статусом деятельности (основная, дополнительная, вторичная) и т.п.

Уровень занятости характеризуется процентным отношением численности работающих в общественном хозяйстве и учащихся с отрывом от производства к общей численности трудовых ресурсов.

Экономически активное население - это совокупность лиц, потенциально способная участвовать в производстве материальных благ, оказании услуг и создании потребительских стоимостей. В состав экономически активного населения включаются занятые и безработные граждане.

К занятым причисляют всех лиц старше возраста, установленного для измерения экономически-активного населения, которые в течение определенного краткого периода (одна неделя, один день) относились к следующим категориям:

— занятые по найму:

1 «работающие» лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу за заработную плату или жалованье деньгами или натурой;

2 «имеющие рабочее место, но не работающие» - лица, которые уже работали на своем нынешнем рабочем месте, но временно не работают в отчетном периоде, хотя формально сохраняют свое рабочее место;

— занятые на собственном предприятии:

1 «работающие» лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу для получения прибыли или семейного дохода деньгами или натурой;

2 «имеющие предприятие, но не работающие» - лица имеющие предприятие, будь то фирма, ферма или предприятие обслуживания, которые временно в течение отчетного периода не работали по той или иной причине[5].


2  АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ

2.1 Особенности занятости и безработицы в России

В Российской Федерации в соответствии с законом «О занятости населения» от 19 апреля 1991 года также создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает следующие меры:

- образован Государственный фонд занятости

- установлен период выплат пособий - 12 месяцев;

- гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице;

- лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие, в размере минимальной месячной оплаты труда;

- после истечения срока выплаты пособия по безработице оказываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания).

- государство гарантирует безработным бесплатное обучение новой профессии и повышение квалификации, что делается по направлению службы занятости.

Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными официально признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработной платы (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны и готовы приступить к работе, и которым служба занятости населения не смогла предоставить подходящую работу.

К безработным относятся все лица трудоспособного возраста, не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода. Которые в данный период были без работы, то есть не работали по найму или на собственном предприятии, были готовы приступить к работе или искали работу, то есть предпринимали конкретные шаги в поиске оплачиваемой работы [10].

Признание человека безработным происходит не сразу после его обращения в органы службы занятости, предоставления необходимых документов и регистрации в качестве ищущего подходящую работу, а лишь при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации. В этом случае человека признают безработным со дня предъявления необходимых документов. Но первые 10 дней гражданин будет числиться как зарегистрированный в органах службы занятости, но не как безработный.

В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе и временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Условия труда должны соответствовать правилам и нормам по охране труда. Предлагаемый заработок должен быть не ниже среднего заработка исчисленного за последние три месяца по последнему месту работу. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного должна определяться органами местного самоуправления [6].

Гражданам, признанным безработными, выплачивается пособие по безработице.

В соответствии с положением «О порядке регистрации безработных и условий выплаты пособий по безработице» размеры пособий по безработице снижаются по мере увеличения сроков по безработице. В течении первых трех месяцев они выплачиваются в размере 75% среднего заработка, в течении последних четырех месяцев - 60%, в дальнейшем 45%. Гражданам не имеющим до увольнения двенадцати недель оплачиваемой работы, пособие по безработице выплачивается в размере минимальной оплаты труда [11].

В стране выплачиваются пособия по безработице продолжительность, которых, составляет 12 месяцев, что в целом соответствует международным стандартам. Другие индикаторы менее оптимистичны. В отличие от других стран, где процент охвата пособиями рассчитывается по отношению ко всем безработным, у нас этот показатель определяется исходя из численности зарегистрированных. В соответствии с таким подходом пособия назначаются более чем 90% безработных, обратившихся в службы занятости и получивших соответствующий статус. С этой точки зрения, процент охвата действительно высок, что дает основания международным экспертам характеризовать российскую систему выплаты пособий как достаточно щедрую по сравнению с другими странами, а российским политикам и законодателям — обосновывать свои решения по ужесточению данной системы. Если же рассчитывать этот показатель по отношению ко всем реально безработным (а не только к регистрируемым), то цифра будет неприлично низкой (не более 20%)[12].

В англоязычных странах наблюдается невысокая норма замещения заработной платы пособиями по безработице (около 50%) и непродолжительные сроки выплаты пособия (в США — не более шести месяцев, в Канаде — не более девяти). В Европе выплаты щедрее и рассчитаны на более длительный срок. Так, в Скандинавских странах выплаты достигают 70% от прежней зарплаты и могут выплачиваться в течение нескольких лет. В Восточной Европе норма замещения составляет 56%. В России статистики по реальной норме замещения не ведется.

Одним из самых сложных аспектов борьбы с безработицей в России сегодня остается трудоустройство граждан старшего поколения.

 По данным опроса HeadHunter по итогам 2013 года, около 9% респондентов были уволены по сокращению штатов, а 10% - в связи с реорганизацией компании. При этом 7% опрошенных ощущали себя неуверенно на текущем рабочем месте, а еще 14% допускали возможность, что могут быть уволены. В сравнении с 2012 годом количество таких работников возросло на 6%.

Вопросы кадровой политики не могут оставаться в стороне в условиях валютных колебаний и нестабильной ситуации, сложившейся в российской экономике из-за множества факторов, в том числе и внешнеполитических, отмечает Татьяна Кузнецова, партнер компании GLOBALPAS. "В случае ухудшения экономической ситуации, скорее всего, большинство организаций повторят тот же сценарий кадровых решений, который был в 2008 году. Тогда большее количество компаний осознали тот факт, что они не в состоянии более обеспечивать содержание необоснованно разросшегося и неэффективного штата сотрудников и были вынуждены проводить кадровую оптимизацию, в том числе и проводя массовые сокращения", - прогнозирует она. Однако, в отличие от 2008 года, когда кадровый рынок сжимался очень стремительно, происходили массовые зарплатные и кадровые сокращения, на сегодняшний день о подобных тенденциях говорить не приходится, считает Татьяна Кузнецова. "Если сокращения и происходят, то только в отдельных компаниях, они не носят массового характера", - отмечает эксперт. По мнению Татьяны Кузнецовой, в первую очередь стоит ожидать сокращения бюджетов, заложенных на обучение персонала. Только затем компании будут проводить мониторинг сотрудников на предмет соответствия ими занимаемой должности, выявляя, таким образом, неэффективный персонал и сокращая в первую очередь данную категорию сотрудников.

Это что касается рынка труда в целом. А вот о промышленных предприятиях с госучастием (тот же "АВТОВАЗ") разговор отдельный. "Неся на себя определенную социальную роль, например, в случае градообразующих предприятий, эти организации вынуждены в кризисных условиях действовать в своей кадровой политике несколько иначе, нежели остальные компании", - отмечает Татьяна Кузнецова из GLOBALPAS. По ее мнению, в первую очередь они будут сокращать рабочие часы персонала, занятого на производстве, и только затем приступать в кардинальным планам по сокращению штата.

Такую модель на своем примере как раз демонстрирует "АВТОВАЗ". После сокращения рабочих часов, смен и нескольких периодов не многодневных каникул (когда конвейер останавливался) в прошлом году планы на 2014-ый выглядят смелее. До конца года автопроизводитель планирует уменьшить число персонала на 7,5 тыс. человек в рамках оптимизации затрат на фоне общего падения продаж автомобилей в РФ, а также негативных прогнозов по рынку на год. К апрелю заявления об увольнении по соглашению сторон подали уже более тысячи работников. При этом предложена такая схема: те, кто уволился до конца февраля, получают пять среднемесячных зарплат, в марте - четыре, в апреле - три. Остановлен и прием новых работников, а также численность персонала уменьшается за счет уходящих на пенсию. Так что, основные цели будут достигнуты и без применения процедуры сокращения. Стоит отметить, что и другим автопроизводителям приходится нелегко в связи с тенденциями на рынке. На днях совместное предприятие Ford и Sollers сообщило, что переведет предприятия в Ленинградской области и Татарстане на односменный режим, не исключены и дни простоя, в результате чего потерять работу могут 700 человек. Причины те же - падение продаж, да и девальвация рубля не на руку этим компаниям. "КАМАЗ" в феврале сокращал часы работы (четырехдневная неделя), но в марте вернулся к полноценной работе и в апреле планирует обойтись без простоев. [20]

На сегодняшний день для качественного улучшения ситуации на рынке труда в России необходимо создать 750-800 тыс. новых рабочих мест. В то время как в экономике РФ ежемесячно открывается порядка 20-25 тыс. новых рабочих мест, предполагающих постоянную, а не временную занятость.

По данным Федеральной службы государственной статистики уровень безработицы в России в 2012 г. составил 5,5%. Самый низкий показатель в 2012 г. был отмечен в Центральном федеральном округе –3,1%, а самый высокий в Северо-Кавказском –13,1% «Приложение 3». В целом по России уровень безработицы 2008-2009 гг. увеличился с 6,2% до 8,3%, но 2010-2012 гг. сократился с 7,3% до 5.5% «Приложение 2».

Минэкономразвития составило прогноз на ближайшие годы. Согласно их подсчетам, в 2012-2014 годах уровень безработицы в стране будет снижаться, и уже к 2013 году достигнет предкризисного уровня 2007-го года.

В 2013 году эти показатели соответственно снизятся до 5,3 %. В 2014 году уровень безработицы сократится до 5,0 %, так как сократится доля экономически активного населения.

         Уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста. Уровень занятости в России в 2012 г. составил 64,9%. Самый низкий показатель в 2012 г. был отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе – 56,7%, а самый высокий в Северо-Западном федеральном округе – 66,7% «Приложение 3». В целом по России уровень занятости 2010-2012 гг. увеличился с 62,7% до 64,9% (приложение 2).

Численность экономически активного населения в 2012 г. составил 75676,076 тыс. чел. Самый низкий показатель был отмечен в 2012 году в Дальневосточном  федеральном округе и составил 3427,2 тыс. чел.  Самый высокий показатель был отмечен в 2012 году в Центральном федеральном округе и составил 21041,5 тыс. чел. В целом по России наблюдалось увеличение экономически активного населения только в  2011 году (приложение 1).

Как показывают материалы исследований населения по проблемам занятости, 65% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте составила 33,5%, среди безработных женщин – 36,7%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Среди безработных, доля женщин в 2012 г. составила 43%, доля городских жителей – 64,6%. Превышение уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с ее уровнем среди городских жителей составляло 1,6 раза.

Средний возраст безработных в 2011 г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 5,2%, 20-24 лет – 20,9%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33%) и 20-24 лет (14,8%).

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в 2011 г. составил 16,6%, в том числе среди городского населения – 15,4%, среди сельского населения - 19,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения – 3,2 раза, сельского населения – 2,4 раза.

Среди безработных 23,5 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 35,7% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы значительно выше, чем среди городских.

По прогнозам Госкомстата РФ, с 2008 года ситуация на рынке труда в России значительно улучшилась. Ожидается не только количественное увеличение численности трудоспособного населения, но и улучшение его качества[16].

Прошлый год на рынке труда прошел под знаком сбалансированности. К концу 2013 года общая численность занятого населения составила с учетом сезонности 71,2 млн человек по сравнению с 71,8 миллиона человек в 2012 году. Общая безработица, по данным Минтруда РФ, составила 5,5% от численности экономически активного населения. Это сравнимый с прошлым годом уровень. Но в 2014 году безработица может оторваться от спокойных уровней - сложная экономическая ситуация в стране заставит компании идти на сокращение работников. И многие это уже начали делать. В последние месяцы о введении мер по оптимизации численности работников объявили некоторые крупные корпорации - в основном принадлежащие государству или контролируемые им, а также относящиеся к финансовому сектору, отмечает Всемирный банк в "Докладе об экономике РФ №31". Такие новости пришли от "АВТОВАЗа", "Российских железных дорог", "Сбербанка", ВТБ, банка "Уралсиб". Эти меры ухудшат перспективы получения доходов для населения и, как результат, замедлят рост потребления, уверены экономисты Всемирного банка.

 При этом именно быстрые темпы роста средних доходов и потребления обусловили в России в 2000-2010 годы сокращение бедности и рост среднего класса. Но ВБ отмечает, что уже в 2013 году рост реальных располагаемых доходов составил лишь 3,3% по сравнению с 4,6% в 2012 году. Таким образом, стагнация в реальном секторе привела к некоторому повышению уровня бедности в 2013 году (определяется как доля населения с душевым потреблением в размере 5 или менее долларов в день). Показатель составил в прошлом году 11,9% против 11% в 2012-ом [20].

2.2 Особенности безработицы и занятости по Курганской области

Трудовые ресурсы общества и их использование – проблема не только экономическая, но и социальная. Она тесно связана с вопросом воспроизводства населения, подготовки, распределения и использования рабочей силы, размещения и использование трудовых ресурсов по секторам экономики, экономической эффективности использования рабочей силы.

Численность населения Курганской области составило 877,1 тыс. человек. Это на 8,7 тыс. меньше, чем было на 1 января 2013года. Это в первую очередь связано со снижением рождаемости, повышением уровня смертности и миграционными процессами.

Численность экономически активного населенияв феврале 2014 года по итогам обследования населения по проблемам занятости составила 399,3 тыс. человек. Из общей численности экономически активного населения 369,5 тыс. человек, или 92,5 % были заняты в экономике и 29,8 тыс. человек (7,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 7,1 тыс. человек.

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю февраля 2014 года, уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 56,0%.

Среднесписочная численность работников организаций (без учета внешних совместителей) за январь 2014 года составила 252,5 тыс. человек, и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,4 %.

На долю организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, приходилось 74,0 % работающих. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях в январе 2014 года привлекалось еще 8,5 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости). Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в этих организациях в январе 2014 года составило 195,4 тыс. человек и уменьшилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 6,8 тыс. человек.

В январе 2014 года в общем количестве замещенных мест в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, рабочие места внешних совместителей составляли 2,3%, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам – 2,1%.

Наиболее высокая доля рабочих мест совместителей и лиц, работавших по гражданско-правовым договорам, отмечена в организациях страхования (53,7%), в общественных объединениях (19,4%), в организациях по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (12,3%), розничной торговли (10,0%), образования (6,8%).

На конец февраля2014 года в органах службы занятости состояло на учете 8219 человек, не занятых трудовой деятельностью, из них официально безработными признаны 7094 человек. Численность безработных по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 798 человек, или на 10,1 процента. Пособие по безработице назначено 91,5%  безработных.[16]

Естественный прирост населения зарегистрирован в Кургане, Кетовском и Половинском районах, а также в городах Куртамыш, Петухово и р.п. Юргамыш, сообщили. На остальных территориях области сохранялась естественная убыль населения, самый высокий показатель в Шатровском районе - 8,6 человека на тысячу. Также в Курганстате отмечают, что в прошлом году в области родились 6320 мальчиков и 6076 девочек, было 119 двоен и 3 тройни. Зарегистрировано 8053 брака и 5019 разводов.

Число умерших в области превысило число родившихся в 1,1 раза. Всего с начала 2013 года умерли 7332 мужчины и 6892 женщины. Наиболее распространенными причинами смерти оставались болезни системы органов кровообращения (41,9%), новообразования (16,8%), несчастные случаи, отравления и травмы (11,9%). Среди внешних причин наиболее часто встречались самоубийства (22,7%), случайные отравления алкоголем (14,0%).

Миграционная убыль населения составила 6,8 тыс. человек, что ниже уровня 2013 года на 20,8 %. Её удельный вес в сокращении численности населения области уменьшился с 82 % в 2012 году до 78,9 %. Объем миграции составил 74,5 тыс. человек. Отток населения из Курганской области в другие регионы России был частично компенсирован, как и в прошлом году, за счет мигрантов из стран СНГ и других зарубежных стран. Сальдо международной миграции было положительным и составило 1188 человек [8].

2.3 Структурный анализ безработицы

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю марта 2013 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2013г. составила 75,2 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.

Рисунок 1 ­– Динамика численности экономически активного населения

В численности экономически активного населения 71,0 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,3 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в марте 2013г. составил 5,7% (без исключения сезонного фактора).Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в марте 2013г. составил 64,4%.

По сравнению с февралем  численность занятого населения в марте 2013г. уменьшилась на 34 тыс.человек, численность безработных - на 85 тыс.человек, или на 2,0%. По сравнению с мартом 2012г. численность занятого населения выросла на 962 тыс.человек, или на 1,4%, численность безработных сократилась на 447 тыс. человек, или на 9,5%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,9 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2013г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1083 тыс.человек, что на 1,4% меньше по сравнению с февралем и на 17,5% - по сравнению с мартом 2012 года.

Рисунок 2 – Уровень безработицы

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, в марте 2013г., как и в марте 2012г., 68% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2013г. составила 29,0%, среди безработных женщин - 35,5%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в марте 2013г. его использовали 59,3% безработных. Обращение в государственные учреждения службы занятости населения - второй по популярности способ поиска работы, который использует примерно треть безработных.

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте 2013г. составила 46,4%, доля городских жителей-64,3%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В марте 2013г. это превышение составило 1,8 раза.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в марте 2013г. составил 35,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 24,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,3%, 20-24 лет - 20,5%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (29,3%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с мартом 2012г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 0,6 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 2 процентных пункта.

Рисунок 3 – Уровень безработицы по возрастным группам

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 40,4%, среди городских - 31,6%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 24,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2013г. их численность по сравнению с мартом 2012г. уменьшилась на 260 тыс.человек, или на 20% и составила 1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 14,3% составляет молодежь до 20 лет, 47,5% - от 20 до 24 лет, 20,4% - от 25 до 29 лет.

В марте 2013г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,7%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 27,3% (в марте 2012г. - соответственно 19,8% и 25,4%).

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе[9].

 3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 Тенденции развития экономики и рынка труда

Ожидаемые демографические сдвиги задают жесткие требования к будущим тенденциям развития рынка труда. Возрастная структура населения будет сдвигаться в сторону постарения, будет увеличиваться численность населения старше трудоспособного возраста, а численность населения трудоспособного возраста, наоборот, снижаться. Эти тренды приведут к существенному росту демографической нагрузки на трудоспособное население.

Неблагоприятное изменение возрастной структуры населения будет ограничивать возможности компенсации негативных демографических тенденций повышением уровня экономической активности населения. К 2030 году существенно возрастет количество граждан пенсионного возраста (60-72 года), которые традиционно имеют низкую степень экономической активности. При этом сокращение численности населения в основном будет связано с когортами 20-40 летних, экономическая активность которых выше среднего уровня. Экономическая активность молодой части населения может сдерживаться ростом спроса на высшее образование.

С другой стороны, сейчас уровень экономической активности населения в возрасте 25-59 лет довольно высокий, а среди женщин является одним из наиболее высоких в мире. Основные меры будут направлены на сохранение уровня экономической активности этой возрастной группы, в том числе мерами политики занятости, направленными на повышение экономической активности многодетных родителей, родителей детей-инвалидов, граждан, имеющих ограничения трудоспособности по состоянию здоровья. Одновременно будут реализовываться меры, направленные на повышение экономической активности граждан пенсионного возраста, что позволит частично компенсировать снижение экономической активности в молодых возрастах. Таким образом, в целом численность экономически активного населения сократится с 72,6 млн. человек в 2011 году до 66,1 млн. человек в 2030 году, или на 9%. По форсированному варианту в условиях более благоприятной демографической ситуации численность экономически активного населения снизится до 68,4 млн. человек в 2030 году.

По мере увеличения мобильности населения и улучшения профессионального соответствия уровень безработицы снизится с 5,7% в 2012 году до 4,4-4,7% экономически активного населения к 2030 году (по инновационному и консервативному варианту соответственно). По форсированному варианту уровень безработицы может сократиться до 4,1%. Снижению безработицы также будет способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.

Таким образом, к 2030 году численность занятых в экономике страны может снизиться до 63-63,2 млн. человек по консервативному и инновационному варианту соответственно (67,7 млн. человек в 2011 году) или на 6,6-6,9%. По форсированному варианту в экономике страны будет занято 65,6 млн. человек.

В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, необходимо создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»). При этом следует ожидать, что вновь созданные и модернизированные рабочие места будут иметь более высокую производительность труда, а работники на этих рабочих местах будут получать более высокую заработную плату.

В соответствии с выбранной методологией (высокопроизводительные  рабочие  места (ВПРМ)) на основе использования данных по 81 тыс. предприятий, количество высокопроизводительных рабочих мест в 2011 году оценивается на уровне 17,9 млн. рабочих мест или 26% от всех имеющихся в экономике мест. В наибольшей степени обеспечены высокопроизводительными рабочими местами добыча полезных ископаемых – 73% всех рабочих мест и рыболовство и рыбоводство – 57% рабочих мест, в наименьшей степени весь сектор услуг – 2-6% от рабочих мест.

Основой для увеличения ВПРМ, является масштаб экономического роста, который позволяет в форсированном сценарии увеличить количество ВПРМ к 2020 году на 8,4 млн. мест и достичь целевого параметра. В условиях консервативного и инновационного вариантов к 2020 году достигается 21-22 млн. высокопроизводительных рабочих мест.

Таблица 1 – Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест

Сценарий

2011 г.

2015 г.

2018 г.

2020 г.

консервативный

17,9

19,2

20,5

21,3

инновационный

17,9

19,6

20,8

22,3

форсированный

17,9

20,8

23,8

26,3

Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости, перераспределению работников по секторам экономики, расширению сферы услуг, развитию инновационных направлений деятельности и возникновению новых направлений занятости.

При этом наибольшее сокращение занятости за период 2012-2030 гг. будет происходить в отраслях реального сектора экономики (сельском хозяйстве, промышленных видах деятельности, строительстве, на транспорте и в связи) – на 24%. Высвобождаемые из производственных секторов работники будут находить работу в сфере услуг и торговле. Численность занятых в этих сферах к 2030 году вырастет на 11 процентов.

Несмотря на общее снижение занятости, наибольший прирост ВПРМ произойдет в обрабатывающих отраслях промышленности, где будет дополнительно создано 2 млн. ВПРМ, а общая обеспеченность ВПРМ в этом виде деятельности увеличится с 32% от всех рабочих мест до 56%. Более чем на 1 млн. вырастет количество ВПРМ в строительстве, торговле, здравоохранении и предоставлении социальных услуг. Значительно возрастет доля ВПРМ в секторе услуг – с 2-6% до 15-25%. Общее невысокое количество ВПРМ в этом секторе объясняется доведением зарплат педагогического персонала и работников здравоохранения до средней зарплаты по экономике, в то время как средняя зарплата в 2020 году не достигнет принятых для определения ВПРМ критериев.

Таблица 2 – Структура высокопроизводительных рабочих мест по видам экономической деятельности

Показатели

2011 г.

2020 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

6,4

3,5

Рыболовство и рыбоводство

0,5

0,3

Добыча полезных ископаемых

4,3

2,7

Обрабатывающие производства

18,4

19,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

4,0

4,7

Строительство

11,6

12,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

26,0

25,5

Гостиницы и рестораны

1,7

1,7

Транспорт и связь

12,3

8,1

Финансовые услуги

1,3

1,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

10,3

7,7

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

1,3

3,2

Образование

0,7

3,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

0,7

4,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

0,5

1,4

Всего

100

100

Модернизация российской экономики будет сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики[21].

Международная организация труда (МОТ) подготовила отчет о тенденциях занятости:

         В глобальном масштабе наблюдается рост безработицы на 4,2 миллиона человек, а процесс создания новых вакансий замедляется во многих регионах. Общее число безработных в мире в 2012 году составляло 197,7 миллиона человек, также этот показатель вырос на 5,3 миллиона человек в 2013 году.

Одна из частых причин долгосрочной безработицы (когда люди не могут найти работу месяцами) — растущий дисбаланс между навыками, востребованными работодателями, и квалификацией соискателей. МОТ отмечает, что с 2008 года — с начала экономического кризиса — все большее число людей, потерявших работу, оказываются в ситуации, когда вероятность того, что их новая работа будет похожа на предыдущую, оказывается крайне низкой. Соответственно, чтобы найти работу, многим приходится кардинально менять сферу деятельности, однако значительному проценту соискателей трудно адаптироваться к такой ситуации. Отметим, что МОТ составила своеобразный индекс того, насколько навыки соискателей не отвечают требованиям работодателей. В различных странах мира этот показатель варьируется от 5% до 30% (чем больше — тем больше уровень несоответствия).

Значительный рост безработицы среди молодежи — до 12,6% в среднем по всем странам мира.

Глобальное соотношение занятости за пять лет с 2007 по 2012 год снизилось на 1% и составило 60,3%. Этот показатель означает, что во всем мире работают 60,3% процента от трудоспособного населения. МОТ уточняет, что это самый низкий уровень за всю историю наблюдений — с 1991 года. МОТ также считает, что за время экономического кризиса было потеряно 67 миллионов рабочих мест, — и эти рабочие места не восстановлены до сих пор.

Резкое замедление роста производительности труда. В среднем, во всем мире производительность труда выросла только на 1,9% в 2012 году. Для сравнения, в 2011 году этот показатель составил 2,9%, в докризисные годы в среднем производительность труда в мире росла на 2,3%.

Процент бедности и крайней бедности среди трудящихся во всем мире снизился. Около трети работников в развивающихся странах в 2011 году жила в бедности — это означает значительное снижение данного показателя по сравнению с 2001 году, когда таких работников насчитывалось 53,7%. При этом выросло число "почти бедных" работников (живущих на сумму от 2 до 4 долларов США в день) — таковых сейчас насчитывается 25,2%. Одновременно увеличивается размер так называемого "среднего класса" среди работников — живущих на сумму от 4 до 13 долларов США в день[19].

3.2 Пути решения проблемы безработицы

Важнейшая задача государства – полное и рациональное использование такого ресурса производства как труд, не допущенное масштабной безработицы, активная деятельность по её уменьшению. В решении этой проблемы можно выделить два генеральных направления.

Первое (его можно назвать субъективным) заключается в организации такой подготовки человека к трудовой деятельности, когда он в связи с изменениями условий производства, технической базы достаточно быстро сможет пройти переподготовку и овладеть новыми знаниями, умениями и навыками для успешной трудовой деятельности.

Необходимость этого велика, поскольку современному производству свойственны систематические изменения технологий, технического базиса. И работник должен соответствовать такой тенденции развития производства. Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось и значительным сокращением подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального образования. Оно уменьшилось более, чем на треть. Подобная ситуация замедляет рост трудового потенциала страны, создает определенный дисбаланс в структуре кадров, препятствует динамическому развитию экономики, и следовательно, рассасыванию безработицы [2].

Для её уменьшения сегодня особое значение приобретает повышение квалификации работников и их переподготовка. Именно это позволяет людям либо сохранить себя в числе работающих при реорганизации производства, либо быстрее найти новое место работы в случае увольнения. Однако в России такая работа еще не налажена. Масштабы повышения квалификации и профессиональной подготовки все еще очень малы.

Вполне очевидно, что такие масштабы деятельности службы занятости по переподготовке кадров, повышению их квалификации не могут устроить экономику. Особенно, если учесть, что заводские службы по повышению квалификации и переподготовке кадров сегодня, за очень небольшим исключением, практически бездействуют.

Задачи службы занятости в нашей стране очень велики. Это обусловлено тем, что гарантами занятости сегодня выступает не только государство, муниципалитеты и общественные организации, но и частный сектор экономики (включая сюда смешанную, без иностранного участия и смешанную с иностранным участием и иностранную собственность) и, что не менее важно, возможность предпринимательской деятельности для каждого отдельного человека. Все это меняет трудовое поведение людей. В новых условиях хозяйствования трудоустройство человека стало его личным делом. Государство теперь лишь оказывает ему помощь в решении таких вопросов. Более того, трудоустройство происходит в условиях безработицы, что существенно затрудняет решение проблемы занятости. Все это ново для граждан России. И в этих условиях они должны быть хорошо подготовлены к тому, как вести себя на рынке, какими правами они обладают, каковы их обязанности в новых условиях, как вести себя самому человеку, оказавшемуся безработным, как наниматься на работу, как её искать и т.д.[17].

Второе генеральное направление по обеспечению занятости населения – это  деятельность государства по стимулированию развития экономики, что должно повысить спрос на товары и услуги потребительского и инвестиционного характера. Именно на этой основе оно может непосредственно открывать новые рабочие места на предприятиях государственной и муниципальной собственности, стимулировать частный сектор экономики и открытие новых рабочих мест. Однако в целом такая деятельность нуждается в своем скорейшем совершенствовании. Об этом убедительно свидетельствуют данные о динамике среднего времени поиска работы. Более трети лишившихся работы россиян уже нашли себе новое место всего за неделю, выяснилось в ходе опроса, проведенного в конце ноября 2008 года. Каждому десятому уволенному понадобилось на поиск новой работы более месяца. Остальным 32%, которые находятся в поисках, будет труднее - средние сроки поиска работы уже увеличились, констатируют в кадровых агентствах. В правительстве не ожидают всплеска безработицы, однако на следующий год на государственном уровне уже приняты меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Этот факт дает основание считать, что государство предпринимает меры, и весьма существенные, по сокращению масштабов безработицы. Однако надо признать, что силами крупных государственных и частных предприятий проблему безработицы вряд ли можно успешно решить. Основная масса занятых в странах с развитой рыночной экономикой сосредоточена в малом и среднем бизнесе. И именно его развитие, равно как и промыслов, ремесленничества, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. самовзанятости как формы экономической деятельности, когда человек сам находит для себя определенный её вид, организует процесс труда, результаты которого обеспечивают его достойное существование, сможет кардинально решить проблему роста занятости и рассасывания безработицы.

Есть два пути решения проблем безработицы: прямой и косвенный.

Прямой путь- это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости, что значит:

1 обеспечение правовой защищенности наемных работников;

2 использование альтернативных форм занятости;

3 развитие системы страхования от безработицы:

-повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;

-использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании участвует и сам работник;

-финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда - попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

-адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;

-упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4 усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы;

5 создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства[13].

Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев- выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей партнерства является устранение конфликтных ситуаций, поскольку партнеры наемных работников- государство и предприниматели- нередко нарушают взятые на себя обязательства, а это в свою очередь приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.

В сложившейся в стране ситуации отсутствует, как считает автор учебника «Экономическая теория» главное- равноправие сторон. И поэтому необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы [15].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из выше изложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

   По результатам проведенной работы мною были сделаны следующие выводы:

1 В данный момент в России преобладает циклическая безработица, вызываемая сменой фаз в промышленном цикле, т. е. зависит от экономических циклов. Это безработица, связанная с невозможностью найти работу по любой специальности в связи с общим низким совокупным спросом на труд. Именно она вызывается кризисными спадами производства.

2 Проводятся программы для борьбы с безработицей, увеличивается число рабочих мест, за несколько лет в большинстве организаций была увеличена деятельность по подготовке и повышению квалификации рабочих кадров.

3 Курганская область обладает мощным трудовым потенциалом, однако трудовые ресурсы используются нерационально. Высок уровень общей безработицы и потери рабочего времени в связи с неполной загрузкой производства, которая вынуждает администрации предприятий и организаций принимать такие непопулярные меры, как предоставление дополнительных отпусков без сохранения или частичным сохранением заработной платы.

В результате анализа сущности безработицы можно сделать вывод, что безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень.

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

Предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.

      Подводя итог, хочу сделать вывод, что безработица - это тормоз в развитии общества и недоиспользование производственных возможностей. Решением проблемы безработицы может быть освобождение рынка от неоправданного  вмешательства (в области заработной платы, цен )  и  проведение  тонкой  государственной  политики  по повышению его гибкости


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Агапова  Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. - 7- е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Дело и сервис», 2010. - 448 с.

2 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

3 Булатов А.С. Экономика:учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. — 896 с. 

4 Грязнова  А.Г.и Думная Н.Н.  Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. – М.:КНОРУС,2005. – 688с.

5 Добрынин А.И.. Экономическая теория: Учебник для вузов. -3-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПбГУЭФ, Питер, 2004. — 544 с. 

6 Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года

7 Ильина  Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: учебник-Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 415с.

8 Информационное агентство REGNUM // СМИ Эл № ФС77-55029 от 14 августа 2013, ИА №ФС77-51367 от 23 ноября 2012 г. //http://www.regnum.ru/news/society/1762211.html#ixzz2ybFaWKex

9 Информационное агентство «Российские финансовые коммуникации» (свидетельство о регистрации СМИ ИА  № ФС77-51254 от 20 сентября 2012г.)

10 Постановление Правительства РФ N 324 «Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004 г.

11 Постановление Правительства РФ N 877 «О порядке регистрации безработных и условий выплаты пособий по безработице» от 17 ноября 1992г

12 Постановление Правительства РФ N 12 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2006 год» от 17 января 2006г.

13 Cальникова В. Спрятанная безработица. "Трибуна", 03.08.2007.

14 Современная экономическая теория. 2010-2013//http://modern-econ.ru/makro/problemy/bezrabotica/formy.html

15 Труд и занятость в России. 2009: стат.сб./Росстат-М.,2009

16 Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru.

17  Чепурин М.Н. Киселева Е.А. ,Курс экономической теории: Учебник 5-е изд., испр., дополн. и перераб. - Киров: "АСА", 2006. — 832 с. 

18 Шлендер. П.Э. Экономика трудовых ресурсов: Учеб. пособие /. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 302 с.

19  http://www.recruiting.net.ua/news/61-world/6027--2013-.html

20  http://www.finam.ru/analysis/forecasts01459/

21http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/structure/depmacro/monitoring2013.


Приложения 1

Таблица 1- ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТЫХ И БЕЗРАБОТНЫХ
(тысяч человек)

2000

2005

2010

2011

2012

Численность экономически активного населения1)  -  всего

72770

73581

75478

75779

75676

мужчины

37631

37311

38601

38716

38720

женщины

35139

36270

36877

37063

36956

в том числе:

занятые в экономике – всего

65070

68339

69934

70857

71545

мужчины

33574

34584

35566

36032

36470

женщины

31496

33755

34367

34824

35075

безработные – всего

7700

5242

5544

4922

4131

мужчины

4057

2727

3034

2684

2250

женщины

3643

2515

2510

2238

1881

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года)2) - всего

1037

1830

1589

1286

1065

мужчины

322

630

698

560

472

женщины

715

1200

891

726

593

Из них безработные, которым назначено пособие
по безработице - всего

910

1570

1359

1069

876

мужчины

286

536

602

465

385

женщины

624

1034

757

605

491

1) Здесь и в табл. 5.2; 5,3; 5.7-5.12; 5.16-5.23 данные приведены по материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости.

2) По данным Роструда.

Приложение 2

Таблица 2 - УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ И УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ

(в процентах)

Уровень экономической активности (экономически активное население
к численности населения соответствующей возрастной группы)

Уровень занятости (занятое население к численности населения соответствующей возрастной группы)

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы)

Уровень
зарегистрированной
безработицы (зарегистрированные безработные к численности экономически активного населения) 2)

в возрасте
15-72 года

в трудоспособном
возрасте1)

в возрасте
15-72 года

в трудоспособном
возрасте1)

в возрасте
15-72 года

в трудоспособном
возрасте1)

Всего

2000

65,5

78,4

58,5

69,9

10,6

10,9

1,4

2005

66,0

76,7

61,3

71,1

7,1

7,4

2,5

2010

67,7

78,7

62,7

72,7

7,3

7,6

2,1

2011

68,3

79,2

63,9

73,8

6,5

6,7

1,7

2012

68,7

79,5

64,9

75,0

5,5

5,7

1,4

Мужчины

2000

71,5

81,1

63,8

72,2

10,8

11,0

0,9

2005

71,1

79,0

65,9

73,1

7,3

7,4

1,7

2010

73,8

81,6

68,0

75,1

7,9

8,0

1,8

2011

74,4

82,0

69,2

76,2

6,9

7,1

1,4

2012

74,7

82,4

70,4

77,5

5,8

5,9

1,2

Женщины

2000

60,0

75,5

53,8

67,5

10,4

10,7

2,1

2005

61,5

74,4

57,2

69,0

6,9

7,3

3,3

2010

62,2

75,7

58,0

70,2

6,8

7,2

2,4

2011

63,0

76,1

59,2

71,3

6,0

6,4

2,0

2012

63,3

76,5

60,1

72,3

5,1

5,5

1,6

1) Мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 года.

2) По данным Роструда, на конец года.

Приложение 3

Таблица 3. ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТЫХ И БЕЗРАБОТНЫХ
ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1)

Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек

в том числе

Уровень безработицы,  процентов

Численность экономически активного населения – всего,
тыс. человек

в том числе

Уровень безработицы,  процентов

занятые в экономике

безработные

занятые в экономике

безработные

Российская Федерация

Орловская область

2010

75478

69934

5544

7,3

2010

398

362

35

8,9

2011

75779

70857

4922

6,5

2011

389

365

24

6,3

2012

75676

71545

4131

5,5

2012

391

370

21

5,3

Центральный

Рязанская область

федеральный округ

2010

572

524

48

8,4

2010

20677

19716

961

4,6

2011

570

529

41

7,2

2011

20914

20057

858

4,1

2012

562

537

26

4,6

2012

21041

20383

659

3,1

Смоленская область

Белгородская область

2010

549

508

41

7,4

2010

779

739

41

5,2

2011

547

506

41

7,6

2011

767

734

33

4,3

2012

547

516

31

5,7

2012

787

757

29

3,7

Тамбовская область

Брянская область

2010

554

511

43

7,8

2010

650

599

52

8,0

2011

543

507

36

6,6

2011

644

599

45

7,1

2012

536

510

26

4,9

2012

644

612

33

5,1

Тверская область

Владимирская область

2010

717

670

47

6,6

2010

762

715

47

6,1

2011

718

675

43

6,0

2011

773

729

44

5,7

2012

723

686

36

5,0

2012

776

742

34

4,4

Тульская область

Воронежская область

2010

808

761

47

5,8

2010

1152

1065

87

7,5

2011

807

765

43

5,3

2011

1172

1096

76

6,4

2012

810

773

37

4,6

2012

1164

1100

65

5,5

Ярославская область

Ивановская область

2010

678

627

51

7,5

2010

556

514

42

7,6

2011

678

643

34

5,1

2011

553

516

37

6,6

2012

673

650

23

3,4

2012

557

522

35

6,3

г. Москва

Калужская область

2010

6436

6321

115

1,8

2010

564

527

38

6,7

2011

6644

6548

95

1,4

2011

557

526

31

5,6

2012

6800

6745

55

0,8

2012

551

527

24

4,3

Северо-Западный

Костромская область

федеральный окуг

2010

358

336

21

6,0

2010

7641

7188

453

5,9

2011

352

334

18

5,1

2011

7672

7280

391

5,1

2012

352

336

17

4,8

2012

7649

7347

302

4,0

Курская область

Республика Карелия

2010

581

533

48

8,2

2010

348

316

32

9,3

2011

570

534

36

6,3

2011

339

311

28

8,4

2012

566

537

29

5,1

2012

330

307

23

7,0

Липецкая область

Республика Коми

2010

619

591

28

4,5

2010

517

465

52

10,1

2011

609

579

30

4,9

2011

498

457

41

8,2

2012

634

612

23

3,6

2012

492

460

31

6,4

Московская область

Архангельская область

2010

3944

3813

131

3,3

2010

657

611

46

6,9

2011

4022

3873

148

3,7

2011

662

623

39

5,9

2012

3968

3852

116

2,9

2012

636

602

34

5,4

Продолжение приложения 3

Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек

в том числе

Уровень безработицы,  процентов

Численность экономически активного населения – всего,
тыс. человек

в том числе

Уровень безработицы,  процентов

занятые в экономике

безработные

занятые в экономике

безработные

в том числе Ненецкий

Северо-Кавказский

автономный округ

федеральный округ

2010

23

22

2

6,5

2010

4358

3639

719

16,5

2011

23

21

2

8,7

2011

4434

3791

643

14,5

2012

23

21

2

6,9

2012

4485

3899

587

13,1

Вологодская область

Республика Дагестан

2010

654

603

51

7,8

2010

1272

1083

189

14,8

2011

645

597

47

7,3

2011

1359

1187

172

12,7

2012

640

603

37

5,8

2012

1329

1174

155

11,7

Калининградская область

Республика Ингушетия

2010

511

458

52

10,3

2010

179

90

89

49,7

2011

527

480

48

9,1

2011

191

99

92

48,1

2012

524

485

39

7,4

2012

202

106

96

47,7

Ленинградская область

Кабардино-Балкарская

2010

962

912

50

5,2

Республика

2011

975

932

42

4,3

2010

379

331

48

12,7

2012

977

946

32

3,2

2011

368

329

39

10,5

Мурманская область

2012

385

351

34

8,9

2010

488

446

42

8,6

Карачаево-Черкесская

2011

471

431

41

8,6

Республика

2012

471

435

36

7,7

2010

233

209

24

10,3

Новгородская область

2011

233

210

23

9,8

2010

342

323

19

5,6

2012

238

217

21

8,9

2011

340

324

17

4,9

Республика Северная

2012

333

319

14

4,1

Осетия - Алания

Псковская область

2010

379

342

37

9,7

2010

354

320

34

9,5

2011

358

328

30

8,3

2011

357

324

33

9,3

2012

352

324

28

7,9

2012

351

327

23

6,6

Чеченская Республика

г. Санкт-Петербург

2010

551

312

238

43,3

2010

2807

2733

74

2,6

2011

551

346

205

37,3

2011

2858

2802

56

2,0

2012

597

419

178

29,8

2012

2896

2863

33

1,1

Ставропольский край

Южный

2010

1365

1271

94

6,9

федеральный округ

2011

1375

1293

82

6,0

2010

6968

6439

530

7,6

2012

1383

1309

74

5,4

2011

6977

6487

490

7,0

Приволжский

2012

6993

6560

434

6,2

федеральный округ

Республика Адыгея

2010

15863

14664

1198

7,6

2010

205

186

19

9,3

2011

15835

14801

1034

6,5

2011

204

187

17

8,4

2012

15715

14883

832

5,3

2012

204

188

17

8,1

Республика Башкортостан

Республика Калмыкия

2010

2040

1858

182

8,9

2010

149

127

22

14,8

2011

2080

1921

159

7,6

2011

149

128

21

14,2

2012

2042

1918

124

6,1

2012

145

126

19

13,1

Республика Марий Эл

Краснодарский край

2010

375

336

39

10,5

2010

2603

2430

173

6,7

2011

372

335

38

10,1

2011

2587

2433

153

5,9

2012

366

342

24

6,5

2012

2634

2487

147

5,6

Республика Мордовия

Астраханская область

2010

464

439

25

5,4

2010

525

482

43

8,2

2011

466

441

24

5,2

2011

532

485

47

8,8

2012

457

434

22

4,9

2012

518

477

41

7,9

Республика Татарстан

Волгоградская область

2010

2026

1899

126

6,2

2010

1324

1219

105

8,0

2011

2035

1940

95

4,7

2011

1335

1243

92

6,9

2012

2051

1966

85

4,1

2012

1332

1252

80

6,0

Удмуртская Республика

Ростовская область

2010

832

754

78

9,3

2010

2162

1995

167

7,7

2011

838

780

58

6,9

2011

2170

2011

159

7,3

2012

830

780

50

6,0

2012

2160

2030

130

6,0

Продолжение приложения 3

Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек

в том числе

Уровень безработицы,  процентов

Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек

в том числе

Уровень безработицы,  процентов

занятые в экономике

безработные

занятые в экономике

безработные

Чувашская Республика

Сибирский

2010

665

601

63

9,5

федеральный округ

2011

664

612

52

7,8

2010

10010

9140

870

8,7

2012

655

617

38

5,9

2011

9939

9133

806

8,1

Пермский край

2012

9813

9117

696

7,1

2010

1402

1286

117

8,3

Республика Алтай

2011

1391

1287

104

7,5

2010

100

88

12

12,2

2012

1358

1273

85

6,3

2011

100

87

13

12,8

Кировская область

2012

99

88

11

11,6

2010

736

672

64

8,6

Республика Бурятия

2011

710

652

59

8,3

2010

476

427

49

10,4

2012

688

639

49

7,1

2011

464

423

42

9,0

Нижегородская область

2012

462

425

36

7,9

2010

1779

1641

138

7,7

Республика Тыва

2011

1785

1657

129

7,2

2010

127

100

28

21,7

2012

1817

1719

98

5,4

2011

134

111

23

17,3

Оренбургская область

2012

120

98

22

18,4

2010

1063

986

77

7,2

Республика Хакасия

2011

1049

983

66

6,3

2010

267

242

24

9,1

2012

1040

984

56

5,4

2011

270

250

19

7,2

Пензенская область

2012

261

241

21

7,9

2010

685

641

44

6,4

Алтайский край

2011

689

652

37

5,4

2010

1256

1146

111

8,8

2012

703

668

35

4,9

2011

1219

1116

103

8,5

Самарская область

2012

1195

1121

74

6,2

2010

1756

1655

101

5,8

Забайкальский край

2011

1751

1663

88

5,1

2010

529

470

59

11,1

2012

1748

1688

60

3,4

2011

535

478

57

10,6

Саратовская область

2012

532

476

56

10,6

2010

1369

1283

86

6,3

Красноярский край

2011

1310

1232

78

6,0

2010

1555

1458

97

6,2

2012

1282

1213

69

5,4

2011

1511

1421

90

6,0

Ульяновская область

2012

1513

1429

84

5,5

2010

671

612

59

8,8

Иркутская область

2011

694

647

47

6,8

2010

1263

1136

127

10,1

2012

680

642

38

5,6

2011

1264

1149

115

9,1

Уральский

2012

1246

1148

98

7,8

федеральный округ

Кемеровская область

2010

6524

6005

519

8,0

2010

1416

1290

126

8,9

2011

6549

6102

447

6,8

2011

1414

1300

114

8,1

2012

6551

6159

392

6,0

2012

1401

1303

99

7,1

Курганская область

Новосибирская область

2010

456

400

55

12,1

2010

1429

1319

110

7,7

2011

445

400

44

10,0

2011

1448

1349

99

6,8

2012

435

397

38

8,7

2012

1441

1360

81

5,6

Свердловская область

Омская область

2010

2305

2111

194

8,4

2010

1051

966

85

8,1

2011

2307

2139

167

7,2

2011

1066

982

84

7,9

2012

2293

2159

133

5,8

2012

1049

977

72

6,9

Тюменская область

Томская область

2010

1893

1763

130

6,9

2010

540

498

42

7,7

2011

1916

1804

111

5,8

2011

513

466

46

9,1

2012

1944

1843

101

5,2

2012

494

453

42

8,4

в том числе:

Дальневосточный

Ханты-Мансийский

федеральный округ

автономный округ – Югра

2010

3437

3142

295

8,6

2010

916

847

69

7,5

2011

3459

3205

254

7,4

2011

904

847

57

6,3

2012

3427

3199

228

6,7

2012

913

863

50

5,5

Республика Саха (Якутия)

Ямало-Ненецкий

2010

494

450

44

8,9

автономный округ

2011

492

448

44

9,0

2010

314

301

13

4,3

2012

500

460

40

8,0

2011

322

311

11

3,5

Камчатский край

2012

333

322

11

3,4

2010

190

177

13

7,0

Челябинская область

2011

192

180

12

6,1

2010

1871

1731

140

7,5

2012

188

177

11

5,8

2011

1882

1758

124

6,6

2012

1879

1759

120

6,4

Продолжение приложения 3

Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек

в том числе

Уровень безработицы,  процентов

Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек

в том числе

Уровень безработицы,  процентов

занятые в экономике

безработные

занятые в экономике

безработные

Приморский край

Сахалинская область

2010

1071

969

102

9,5

2010

288

263

26

8,9

2011

1062

977

85

8,0

2011

289

266

23

7,9

2012

1061

988

73

6,9

2012

286

264

22

7,7

Хабаровский край

Еврейская автономная

2010

743

677

66

8,9

область

2011

751

701

50

6,6

2010

87

79

8

9,3

2012

746

698

48

6,4

2011

89

82

8

8,5

Амурская область

2012

88

81

7

8,5

2010

429

399

30

6,9

Чукотский автономный округ

2011

450

423

27

6,0

2010

33

31

1

4,5

2012

427

405

23

5,3

2011

33

31

2

5,6

Магаданская область

2012

33

32

1

4,3

2010

102

96

6

5,6

2011

102

97

5

4,5

2012

99

96

3

3,4

1) По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости;  в среднем за год.

Информация о файле
Название файла Понятие безработицы, её  причины и формы                                       5 от пользователя puguvud
Дата добавления 5.5.2020, 18:37
Дата обновления 5.5.2020, 18:37
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 310.27 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 408
Скачиваний 54
Оценить файл