Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное Учреждение
Высшего Профессионального образования
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Исторического Факультета.
Кафедра: Политологии и Права.
Реферат
По дисциплине: Политическая география.
Тема: Политические устройство Германии.
Выполнил
Студент первого курса
Дневного отделения
Группы №15
Елизаров Николай Валерьевич
Подпись____________________
Проверил
Корнилов Виктор Викторович
Оценка_____________________
Дата_______________________
Подпись____________________
г.Красноярск
2012.г
План реферата.
1. Политический режим Германской империи и Конституция 1871 года.
1.1 Начало Объединения.
1.2 Конституция 1871 года.
1.3. Политический режим Германской Империи.
1.4. Кратко.
2. Политическое устройство Германии с 1919 года.
2.1 Революция 1918 года.
2.2 Веймарская Конституция.
2.3. Кратко.
3. Политическое устройство германии с 1933 года
3.1. Фашизм.
3.2. Приход к власти фашистов в Германии.
3.3. Механизм фашисткой диктатуры, государственный строй и политический режим.
3.4. Карательные органы как главная опора фашистской диктатуры.
4. Политическое устройство Германии после Второй мировой войны. Образование двух немецких государств.
4.1. ФРГ.
4.1.1. Боннская конституция 1949 г.
4.1.2. Политические партии.
4.2. ГДР.
4.2.1Политические партии.
5. Объединение ФРГ и ГДР, образование ФРГ.
5.1. Этапы реформирования федеративной системы.
5.2. Пакет нововведений охватывает следующие сферы:
Конституция 1871 года и политический режим Германской империи.
Начало объединения.
Воссоединение Германии в единую Германскую империю состоялось, несмотря на то, что многие попытки объединения, такие как Рейнский союз (1806 - 1813 годов), образованный Наполеоном I, и Германский союз, просуществовавший с 1815 по 1866 год, были не очень удачными. Огромную роль в этом объединении сыграл в то время первый министр Пруссии, а в последствии канцлер Германской империи, Отто фон Бисмарк.
В 1861 году прусским королем стал Вильгельм I. Вскоре он призвал к власти человека, сыгравшего важную роль в истории объединения Германии. Это был прусский помещик Отто фон Бисмарк. Он допускал только один путь к объединению Германии – войну Пруссии с другими государствами и подавление демократического движения. Его программа была краткой и ясной: «Не словами, но железом и кровью будет объединена Германия». Так он заявил депутатам прусского ландтага (парламента).
В августе 1866 года, в результате война между Австрией и Пруссией, в Центральной Европе, под именем Северо-Германского союза, возникло по сути дела новое государство, возглавляемое Пруссией. В него вошли двадцать два германских государства, расположенных к северу от реки Майн. Управление Союзом отдавалось прусскому королю («президенту»), канцлеру и двум палатам, нижняя из которых избиралась на основе всеобщего избирательного права.
Вне Союза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден и другие.
В 1870 году Бисмарк спровоцировал Францию на объявление войны и выставил ее агрессором. В ходе той войне, известной под названием франко-прусской, Франция была разгромлена и перед Северо-Германским союзом, перед Пруссией встала давно запланированная задача присоединения южно-германских государств. 18 января 1871 года в Версальском дворце, в свое время служившем местопребыванием французских королей, прусский король Вильгельм I был провозглашен императором Германии. Объединение Германии завершилось. Присоединение южных государств было оформлено договорами, ратифицированными соответствующими парламентами. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство, принявшее название Германской империи. 16 апреля 1871 года рейхстаг утвердил новую конституцию.
Конституция Германии 1871 года
В 1871 году была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южно-германскими государствами путем ряда конституционных новаций. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво. А также на управление почтой и телеграфом. У Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления армией и железными дорогами, к тому же в имперском комитете по «армии и крепостям» она занимала постоянное место, в то время как другие члены комитета назначались императором. Под ее председательством действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, с включением двух ежегодно избираемых членов других государств.
По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли двадцать пять государственных образований (четыре королевств, шесть великих герцогств, четыре герцогств, восемь княжеств, три вольных городов) и имперская провинция Эльзас-Лотарингии, аннексированная от Франции. По форме государственного устройства Германия становилась федерацией. Все члены федерации располагали своими законодательными и исполнительными органами власти. Конституция наделила эти субъекты незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.
По форме правления Германия стала конституционной монархией. Главой империи – императором - был провозглашен король Пруссии Вильгельм. Это отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и шестьдесят процентов населения страны. Император был главой вооруженных сил: «Император… от имени империи объявляет войну и заключает мир» (статья 11), назначал чиновников империи: «Император назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении» (статья 18), включая главу правительства – имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция давала ему возможность руководства министрами империи и самой Пруссией.
Члены верхней палаты империи – Союзного совета – бундесрата – назначались правительствами союзных государств: «Союзный совет состоит из представителей государств, входящих в состав союза, между которыми голоса распределяются таким образом, что… (Пруссия получает семнадцать голосов из пятидесяти восьми». Остальные государства имели в нем от одного до шести депутатов. «Представительство в союзном совете и руководство его делами принадлежит имперскому канцлеру, который назначается императором», - так гласила 15 статья Конституции Германии.
Конституция предоставляла Союзному совету законодательную власть – наряду и вместе с рейхстагом – и значительную исполнительную власть. Однако решающее слово во многих вопросах было за президентом: «Имперское законодательство осуществляется союзным советом и рейхстагом. Согласие большинства в том или другом собрании необходимо для имперского закона и устанавливает его. Если в союзном совете произойдет разделение мнений, касательно законодательных проектов, относящихся к армии, флоту, … голос президента является решающим, если он высказывается за сохранение существующего устройства» (статья 5). Бундесрат имел свой аппарат в лице комиссий, специализированных по тем или иным областям общественной и государственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату было предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.
Пруссия имела огромную долю власти в верхней палате империи. Председателем палаты, как уже было сказано, был канцлер – прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Одно это давало Пруссии заметное преобладание в бундесрате. Для отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего четырнадцать голосов: «Изменения конституции… считаются отклоненными, если имеют против себя 14 голосов в союзном совете» (статья 78), между тем Пруссия была представлена в верхней палате первоначально семнадцатью депутатами, затем их стало двадцать два. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта. Мелкие государства нередко даже отказывались являться в бундесрат.
Нижняя палата парламента сохранила название рейхстага. Он избирался сначала на три года, затем (с 1887 года) на пять: «Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов» (статья 20). Фактическая власть рейхстага была небольшой. Его неоднократные попытки установить хотя бы минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались поражением.
Итак, статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институту вредному и опасному.
Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение исконной воли объединенных народов.
Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней – бундесрата, и это не единожды делалось.
Итак, как уже было сказано выше, имперское правительство было представлено в единственном лице – лице канцлера. Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в подчинении канцлера. Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах большой политики может нести … только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием».
Функции имперского правительства были весьма широкими. «Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:
1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования, … сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.
2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.
3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.
4) Общие определения в банках.
5) Патенты на изобретения.
6) Охрана авторской собственности.
7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания … и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.
8) Железные дороги … и пути сообщения, водные и сухопутные, установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота.
10) Почта и телеграф …
13) Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.
14) Армия и военный флот в империи.
16) Определения о прессе и о праве общения (союзов)» (статья 4).
На долю же местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, получавших преимущества перед законами областническими.
Итак, по своему социально-политическому содержанию конституция 1871 года была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом.
В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.
Таким образом, исходя из конституции 1871 года, государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король, он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов и военного дела. Император был связан контрасигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению.
Политический режим германской империи
Политический режим кайзеровской Германии отличался неустойчивостью. Непосредственное влияние на частые изменения политического режима оказывали сложные социально-экономические процессы исторического развития объединенной Германии. Канцлер (ранее — министр-президент Пруссии) О. Бисмарк играл в этих процессах особую роль. С его именем связывается проведение политики, определяемой противоречивыми понятиями: «революция сверху», «государственный социализм», «реакционный милитаризм», «бонапартизм» и пр. Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно преобладание либеральных методов и средств осуществления государственной власти. В это время не только снимается множество феодальных препон для развития предпринимательства и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.
Объединение Германии дало сильнейший толчок ее экономическому и политическому развитию. Промышленная революция в Германии в целом началась сравнительно поздно, но при этом совпала с крупными научно-техническими открытиями и широким внедрением в производство прогрессивных технологических процессов. Индустриализация в Германии проходила с учетом передового опыта развитых стран, а промышленность строилась на базе современных технологий. Вскоре Германия станет перегонять Англию. Вместе с тем быстро росла численность немецкого рабочего класса. Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 году возникает и первая рабочая Социал-демократическая партия (СДРП). В 1875 году в результате объединения в Готе СДРП и Всегерманского рабочего союза (эзенахцев и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партий Европы. Социалистическая идеология становится господствующей среди рабочего класса, расширяется круг социалистических партийных изданий, представительство социал-демократов в Рейхстаге со временем все больше растет.
В создавшейся ситуации Бисмарк прибег к мерам уголовной и административной репрессии. В 1878 году, ставшим вехой наступления конца «либеральной эры» канцлерства Бисмарка, рейхстаг, по его настоянию, проводит так называемый исключительный закон против социалистов. Тюремное заключение и крупный штраф угрожали каждому за состояние в организации, желающей «свержения существующего государственного или общественного строя путем социал-демократических, социалистических или коммунистических устремлений». Запрещались также собрания и печатные издания, пропагандирующие «подобные стремления», сбор средств с этой целью и пр. Полиции и местным властям по их усмотрению предоставлялось право запрещать собрания и распространение политической литературы, объявлять «малое осадное положение» и высылать лиц, «опасных для общественной безопасности», из мест их «вредной деятельности».
На основе «исключительного закона» правительство добилось тюремного заключения для 1500 членов социал-демократической партии и высылки 900 человек, к ней принадлежащих; 1300 печатных изданий партии было запрещено.
Однако Бисмарк понимал, что влияние новой партии обусловлено тяжелым положением рабочего класса. Действуя методом кнута и пряника, он стал инициатором законов, целью которых было улучшение положения рабочего класса. В 1883 году был принят закон о страховании на случай болезни, в 1884 году введено страхование от несчастных случаев, а в 1889 году закон о страховании по инвалидности и старости, что и явилось одним из ярких примеров неизменно проводимой им политики социального маневрирования (бонапартизма). Действие закона распространялось, однако, лишь на часть рабочих, за счет которых и проводилось само страхование, что послужило основанием его резкой критики в рейхстаге представителем социал-демократии А. Бебелем.
Итак, несмотря на комплекс тщательно разработанных социальных законов, добиться ослабления влияния социалистов в среде рабочего класса ему не удалось, «исключительный закон» не дал ожидаемых результатов. В 1881 году за социалистов проголосовало меньше, чем в 1877 году, но в 1884 году - уже больше (540 тысяч), а в 1890 году - почти полтора миллиона. Бесперспективность управления общественной и политической жизнью Германии с помощью репрессивных законов и непоследовательных уступок рабочему движению проявилась со всей очевидностью. 1889—1890 годы стали рекордными по количеству рабочих забастовок (более 1100), принимающих все более массовый характер. Социальная политика Бисмарка зашла в тупик. В 1890 году «исключительный закон» был отменен. Вместе с ним был устранен и сам Бисмарк. Отмена «исключительного закона» стала непосредственной причиной отставки «железного канцлера», а также последующей очередной либерализации политического режима.
Агрессивный внешнеполитический курс полуабсолютистского государства Германии, ставшего прямым следствием объединения страны «железом и кровью» под гегемонией Пруссии, при всех сменах методов и средств осуществления внутригосударственной политики оставался неизменным. Объединение Германии на прусской основе привело к тому, что издавна сложившаяся в Пруссии военная система стала распространяться на всю страну. Огромная часть бюджета шла на содержание армии и полиции, полномочия которой для поддержания «порядка» неуклонно расширялись. Политический строй объединенной Германии позволил военным учреждениям сосредоточить в своих руках значительную власть, оказывая влияние на общий политический курс и решение конкретных вопросов. Наличие огромной, хорошо подготовленной армии в сочетании с экономическими устремлениями финансово-промышленной олигархии позволили Германии за короткий срок создать свою колониальную империю и одновременно развивать экономическую экспансию в Османскую империю, Китай, Южную Америку. Прусско-германский милитаризм создал в Европе тот тип международных отношений, который вошел в историю XIX — начала XX в. под именем «вооруженного мира», сущностью которого стала систематическая подготовка к локальным войнам, а затем и к мировой войне.
Резкая активизация агрессивной милитаристской политики Вильгельма II перед первой мировой войной привела к новому изменению политического режима в стране, к введению новых репрессивных законов. В 1908 году принимается закон о союзах и собраниях, названный в народе «исключительным законом против молодежи», который запрещал лицам до 18 лет участвовать в политических союзах, в антивоенной деятельности и прочее. Милитаристские интересы финансово-промышленной олигархии толкнули Германию к войне за передел мира. После объявления войны сначала России, затем — Франции, в 1914 году в Пруссии и других землях ужесточились нормы уголовного права против военнообязанных и военнослужащих, были введены осадное положение и военно-полевые суды, сфера действия которых расширилась за счет передачи им значительного круга дел: о сопротивлении властям, о государственной измене и других тяжких уголовных преступлениях. Установилась жесткая военная цензура над прессой. В 1914 году был принят Закон о чрезвычайных полномочия правительства, давший государственным органам право контроля над сырьем и топливом, его использованием для военных нужд, над распределением и выполнением правительственных военных заказов. В различных отраслях промышленности были созданы военные комитеты, выполнявшие контрольные функции, и пр.
В 1916 году, начальником генерального штаба назначен фельдмаршал Гинденбург, а его заместителем генерал Людендорф. В условиях усилившейся конкуренции гражданских и военных властей, император лишился фактически всяких реальных полномочий и в Германии фактически установилась военная диктатура.
Принятие закона 1916 года “О вспомогательной службе Отечеству”, на основании которого вводилась обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет, а властям предоставлено было право проводить принудительную мобилизацию населения на любую работу, завершило процесс полной милитаризации труда в Германии.
В конце сентября 1918 года, перед лицом угрозы тотального поражения германской армии, Гинденбург и Людендорф на совещании высших представителей военных и политических кругов страны, наконец, поставили вопрос о выходе из войны и немедленном заключении перемирия. Массовое антимилитаристское, антивоенное движение, начавшееся в Германии, угроза народной революции страшило их больше грядущей «катастрофы на фронте».
Для предотвращения ее, стала проводиться политика «парламентаризации власти», расширения прав рейхстага, ограничения власти кайзера и канцлера, установления контроля рейхстага над генеральным штабом и пр. В конце октября 1918 года, с этой целью были приняты два конституционных закона. Но новая политическая либерализация уже не могла спасти правящий режим. В результате Ноябрьской революция Вильгельм II был вынужден отречься от престола, монархия была свергнута и в стране установилась парламентская республика.
Кратко.
В 1871 году Германия была объединена «железом и кровью». Принятие Конституции явилось юридическим оформлением завершения процесса объединения. По форме государственного устройства Германия провозглашалась федерацией, по форме правления стала конституционной монархией. Конституционный механизм Германской империи создавался для наиболее эффективного решения под руководством Пруссии сложных внутри- и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военной силы. В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена “военному делу империи”.
Политический режим Германской Империи можно охарактеризовать, как авторитарный. В нем соединялись черты и тоталитаризма, и демократизма, с частыми колебаниями между ними.
Политическое устройство германии с 1919.
Сложившаяся в Германии в годы первой мировой войны военно-монархическая диктатура являлась нарушением принципов конституции 1871 года.
Важным фактором, определившим политическое развитие страны в этот период, стала возрастание влияния левых партий, среди которых особым радикализмом отличалась Независимая социал-демократическая партия Германии, которая откололась от социал-демократической партии. Крайне левые социал-демократы образовали группу «Спартак», члены которой выступали за реализацию в Германии большевистской альтернативы государственно-политического развития. Они поддерживали тесные связи с Россией, испытывая сильное идеологическое влияние пришедших к власти большевиков.
Осенью 1918 года Советы в Германии превратились в самостоятельное антимонархическое движение, поддержавшее требование широкой общественности об установлении в стране республиканской формы правления. Республика рассматривалась в этот период как единственный эффективный механизм, способный оказать противодействие милитаризму.
Революция 1918 года.
Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918 года создали в Германии революционную ситуацию. Октябрьская революция 1917 года в России усилила и без того накалённую социальными и политическими страстями ситуацию, сложившуюся ввиду очевидного военного поражения Германии. Под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов.
Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 года. Крупнейшие города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. 9 ноября 1918 года революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. В результате революции власть перешла к Совету народных уполномоченных. Будучи по характеру буржуазно-демократической, революция привела к крушению общегерманской монархии и 22 местных монархий, существовавших в отдельных немецких землях. 11 октября было подписано перемирие со странами Антанты, фактически положившее конец мировой войне и ознаменовавшее начало политического переустройства Германии.
В создавшейся обстановке имперское правительство передало власть социал-демократам. Выбор пал на социал-демократию, потому что это партия исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищённости.
Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы как этим, так заверениями о неприкосновенности частной собственности успокоить буржуазию и землевладельцев (включая крестьян, к революции не примкнувших), сохранить социальный мир и, значит, возможность мирного политического решения вопроса о будущем Германии.
Веймарская конституция 1919 года.
Проводимая социал-демократией политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т.п.
В ноябре 1918 года в ходе создания новых органов революционной власти лидирующими были Советы Большого Берлина и избранный ими Центральный комитет, по инициативе которого был создан Совет народных уполномоченных (СНУ), взявший на себя функции временного «политического кабинета». Совет народных уполномоченных распустил палаты прусского ландтага, оставив в должности старых статс-секретарей в качестве «министров-специалистов», штабной генералитет с его контрольными функциями над вооружёнными силами, чиновничество.
В декабре 1918 года был созван Всегерманский съезд представителей рабочих и солдатских советов, на котором приняли резолюцию о созыве Учредительного национального собрания и о передаче законодательной и исполнительной власти Совету народных уполномоченных до утверждения нового государственного устройства.
Коалиция трёх партий - социал-демократической, демократической и партии центра - составила правительство Германии, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и, самое главное, приняло новую Конституцию Германии, названную Веймарской.
Проект Веймарской Конституции 1919 года был составлен в течение нескольких дней на основе ранее разработанного проекта. Этот проект был направлен в Совет народных уполномоченных под названием «Проект будущей Конституции (общая часть)». Согласно этому проекту Германия была сильной президентской республикой. Члены СНУ потребовали включения широкого перечня прав свобод, структуры и функций органов власти государства.
Высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг, избираемый на четыре года всеобщим прямым и тайным голосованием.
По конституции статус отдельных земель определялся их политической автономией в пределах общегосударственного законодательства. Декларировалось преимущество общеимперского права над областным. Все земли теперь имели равные права и равное представительство в общегерманском органе власти. Организация власти на местах должна была соответствовать республиканским принципам.
Основным принципом организации власти стало разделение властей. Законодательными полномочиями обладал парламент. Парламент состоял из двух палат. Нижней палатой считался рейхстаг, депутаты которого избирались на основе всеобщего избирательного права. Верхняя палата называлась рейхсратом (имперским советом), где были представлены интересы германских земель. Численность депутатов была прямо пропорциональна численности населения.
Имперские законы издаются рейхстагом - объявление войны и заключение мира совершаются по средствам имперского закона; союзы и договоры с иностранными государствами относящиеся к предметам имперского законодательства, нуждаются в согласии рейхстага.
Рейхсрат (имперский совет) состоит из членов правительств отдельных областей, имеет право опротестования законов, принятых нижней палатой. Рейхсрат даёт рейхстагу согласие на повышение расходной части государственного бюджета. Внесение законопроектов имперским правительством требует согласие рейхсрата.
Главой исполнительной власти провозглашался президент. Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Президент избирался всеобщим голосованием. Его власть во многом походила на монархическую. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Он мог противопоставить свою власть рейхстагу в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера.
Президенту разрешалось распускать рейхстаг, если он находил это нужным, и назначать новые выборы. Командование вооружёнными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности так же находились в компетенции президента. К непременной компетенции президента относилось назначение правительства - и его главы и всех министров.
Веймарская Конституция подчёркивала особое положение главы правительства - канцлера республики, которому поручалось формулирование основных принципов политики руководимого им правительства.
В Веймарскую Конституцию были внесены немаловажные нормы, касающиеся отношений между правящими классами, с одной стороны, и трудящимися - с другой. Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова, печати, ассоциации и т.д. Отделив школу от церкви, Конституция предусматривала обязательное религиозное воспитание детей.
Особое значение Конституция предавала созданию рабочих советов на предприятиях и в округах. Рабочие и служащие призваны были на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда, а также и в хозяйственном развитии организации предпринимателей и рабочих. Защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возглавлялась на их представительные органы - рабочие советы предприятий. Были узаконены 8-часовой рабочий день, право на заключение коллективных договоров, введение пособий по безработице, избирательное право.
Уровень демократизма документа определялся содержанием раздела о гарантии личных и гражданских прав и свобод немцев: полного гражданского равенства, свободы передвижения, вероисповедования, свободы личности, печати, слова, митингов, собраний, союзов и общинного самоуправления.
Веймарская Конституция провозглашала независимость судебной власти, которая реализовывалась в рамках независимых и самостоятельных судов и Верховного суда Германии.
Веймарская Конституция.
- была демократична по своему духу
- закрепляла основополагающие права и свободы человека
- имела социальный характер
- впервые в Европе включала норму о социальной функции собственности
- утвердила республиканский строй.
Кратко.
Ноябрьская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Такой же была и Веймарская Конституция. Признание свободы партий, слова, печати, права на труд и охрану труда свидетельствовало о том новом положении, которое пролетариат и демократия стали завоёвывать в общественной жизни, в мировой истории.
Несмотря на буржуазно-демократический характер, революция 1918 года в Германии была проведена в значительной мере пролетарскими средствами, о чём наглядно свидетельствуют Советы рабочих и солдатских депутатов.
Веймарская Конституция 1918 года определила Германию как единую неделимую суверенную республику с президентско-парламентским правлением. Многие положения этого документа стали новациями в политико-правовой европейской практике, повлияв тем самым на многие конституционные акты Новейшего времени.
Таким образом, Веймарская Конституция стала классическим документом новейшего времени, отразившим как достижения политико-правовой мысли того времени.
Фашизм, национал-социализм.
«Фашизм появляется как одна из реакций буржуазии на диктатуру пролетариата. Неудивительно, что на своей родине, в Италии, фашистское движение сразу же приняло антикоммунистический характер, развившийся в воинствующий антикоммунизм. При всей пестроте и сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм есть непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на надвигающуюся социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, разброда в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. По своей социальной природе фашизм есть не что иное, как превентивная контрреволюция, имеющая своей целью не только предотвратить надвигающуюся социалистическую революцию, но и увести массы в сторону от борьбы за социализм под псевдосоциалистическими и шовинистическими лозунгами. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась. Приход фашизма к власти, - это необыкновенная замена одного буржуазного правительства другим, а смена одной государственной формы, классового господства буржуазии - буржуазной демократии другой его формой - открытой террористической диктатурой» - говорил Г. М. Димитров на VII конгрессе Коминтерна.
Трудно не согласиться с вышеприведенным. Действительно, фашизм в Италии и в Испании а также, родственный им по идеям, методам и конечным целям, национал-социализм в Германии представляют собой уродливое детище попавшего в глубокий экономический и политический кризис капиталистического общества, стоящего на пороге социальной революции и идеей национального возрождения, этой «спасительной соломинкой», боящейся потерять свои богатства крупной и средней буржуазии. Далее в работе автор под термином «фашизм» просит понимать движение (именно движение, на уровне как отдельных групп людей так и на уровне целых государств и народов) вобравшее в себя самые человеконенавистнические, расистские и националистические идеи. Итак, «фашизм», движение основанное на грубом разделении всех живущих людей по расовому, национальному или какому-нибудь другому признаку на два сообщества: члены первого сообщества имеют право на все и осуществляют правление с помощью тоталитарного режима, члены второго сообщества не имеют право ни на что. Этому принципу подчинена вся правовая база фашизма.
При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. При установлении фашизма к власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим прямого произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового капитала.
Социальной базой фашистских движений является прежде всего мелкая буржуазия. К ней примыкают различного рода деклассированные элементы, а также значительная часть безработных. Но это вовсе не означает, что при установлении фашизма к власти приходит мелкая буржуазия. Эта австромарксистская теория была в свое время широко распространена. К ней часто обращаются и современные буржуазные ученые. Однако, на самом деле, мелкая буржуазия в силу двойственного характера своей политической психологии и ее положения в системе общественного производства не может сама осуществлять государственную власть. Мелкобуржуазное происхождение многих фашистских вождей (Муссолини — сын кузнеца, Гитлер — сын сапожника, ставшего затем таможенным чиновником), наличие выходцев из этой среды на важных постах в механизме фашистской диктатуры никак не меняет ее сущности. Фактически власть находится в руках наиболее реакционных элементов монополистического капитала. Фашизм устанавливается не сразу. Прежде чем произвести замену политического режима, буржуазия проводит серию подготовительных мероприятий. Г. М. Димитров говорил на VII конгрессе Коминтерна: «До установления фашистской диктатуры буржуазные правительства обычно проходят через ряд подготовительных этапов и осуществляют ряд реакционных мероприятий, помогающих непосредственному приходу фашизма к власти».
Фашизация политического режима осуществляется обычно по следующим основным направлениям: открытое нарушение и попрание буржуазно-демократических прав и свобод; преследование и запрещение коммунистических и рабочих партий, а также прогрессивных профсоюзов и общественных организаций; слияние государственного аппарата с монополиями; милитаризация государственного аппарата; упадок роли центральных и местных представительных учреждений; рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти; сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом; консолидация ранее разрозненных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций; возникновение различного рода правоэкстремистских движений ("Национальный фронт во Франции, Итальянское социальное движение и т. д.).
В условиях общего кризиса капитализма, а особенно на современном его этапе, элементы фашизации той либо иной степени имеют место во всех буржуазных странах, достигших стадии государственно-монополистического капитализма.
Фашизм как особого рода буржуазный политический режим обладает рядом особенностей, отличающих его от иных авторитарных режимов.
Фашизм не только целиком уничтожает буржуазную демократию, но и теоретически «обосновывает» необходимость установления тоталитаризма. Вместо либерально-демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалирую над интересами отдельных личностей.
Фашизм в теории и на практике порвал со всеми политическими и правовыми принципами буржуазной демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.
Установление открыто террористического режима при фашизме сопровождается самой оголтелой социальной демагогией, которая возводится в ранг официальной идеологии. Спекулируя на демагогической критике наиболее вопиющих пороков капитализма, фашизм всегда выдвигает псевдосоциалистические лозунги, жонглирует той либо иной разновидностью «национального социализма». Фашизм теоретически «обосновывает» отсутствие антагонистических классов в буржуазном обществе. Вместо классов он вводит понятие корпораций. Корпоративизм провозглашает «сотрудничество труда и капитала», при котором предприниматель уже не является эксплуататором, а выступает как «капитан индустрии», руководитель, осуществляющий важнейшую социальную функцию. Корпорации якобы сотрудничают друг с другом и пребывают в определенном соподчинении. Согласно фашистской идеологии, каждая корпорация, занимающая присущее ей место в иерархической системе, осуществляет свойственную ей «социальную функцию». Корпоративистские теории проповедуют единство и монолитность нации. Так, в муссолиниевской Хартии труда (апрель 1927 г.) говорилось: «Итальянская нация является организмом, цели, жизнь и средства действия которого превышают силой и длительностью цели, жизнь и средства действия составляющих этот организм отдельных лиц и групп их. Она представляет моральное, политическое и экономическое единство и целиком осуществляется в фашистском государстве». На самом деле в условиях фашистского «морально-политического единства» возрождается на империалистической основе кастовая система, при которой псе граждане распределяются по подчиненным фашистскому государству корпорациям, а классовая борьба и профсоюзная деятельность запрещаются и объявляются государственным преступлением.
Именно социальная демагогия и прежде всего проповедь «национального социализма» отличают фашизм от иных авторитарных режимов, при которых также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами.
В настоящее время фашизм в его «классической» форме не существует нигде. Однако достаточно широкое распространение получили различного рода тиранические режимы, при которых полностью уничтожаются все институты буржуазной демократии. «Там, где обычные формы подавления трудящихся не срабатывают, империализм насаждает и поддерживает тиранические режимы для прямой военной расправы с прогрессивными силами».
Приход к власти фашистов в Германии.
История Веймарской республики являет картину острой борьбы могущественных промышленно-финансовых монополий, с одной стороны, и организованных отрядов рабочего класса — с другой.
Ноябрьская революция, несмотряна поражение, долгодавала себя знать. В 1923 годуГермания снова переживает революционную ситуацию. В Саксонии и Тюрингии возникли рабочие правительства. Славной страницей в истории, германского рабочего класса вошло гамбургское восстание 1923 года.
Положение едва стабилизировалось, как разразился экономическийкризис 1929 года. Уровень промышленной продукции понизился почти наполовину, а безработных стало по разным оценкам от 9 до 13 млн. человек.
Народные массы переходили на сторону компартии, проводящую активную работу с пролетариатом. На выборах 1930 года она получила 4,5 млн. голосов — на 1300 000 человек больше, чем в 1928 году.
Охваченные страхом перед новой революцией, монополии Германии решили вручить власть фашистской партии Гитлера.
Партия эта, официально именовавшаяся «национал социалистической рабочей партией», возникла в 1919 году; программа ее, лживая в своей рекламируемой части, была рассчитана на привлечение определенной части недовольных — от отсталых (с точки зрения коммунистов) рабочих до мелких буржуа.
Она возвещала создание нового немецкого «рейха», великой империи, построенной на костях всех ненемецких народов, «искоренение марксизма и коммунизма», физическое истребление евреев.
Предвидя опасность фашистского переворота, Коммунистическая партия Германии предложила левым силам, особенно социал-демократам, объединиться в едином антифашистком фронте. Предложение было отвергнуто. Социал-демократические лидеры объявили, что не окажут сопротивления Гитлеру, еслитот придет к власти «легальным путем».Имелось в виду соблюдение конституционной процедуры: выборы, поручение составить правительство и пр. Аргументация эта, основанная на позитивистском принципе «закон есть закон», доводит преклонение перед легальностью до «юридического кретинизма». Как будто сами гитлеровцы шли к власти законным путем, без насилия, без шантажа, без обмана.
На выборах врейхстаг, состоявшихся в августе 1932 года гитлеровцы получили 13 млн. голосов - далеко не большинство. Онипытались поправить дело в ноябре, но неожиданно, за какие-нибудь два-три месяца, потеряли 2 млн. избирателей.
В то же время компартия завоевала 600 тыс. новых голосов. За нее голосовало б миллионов избирателей.
Результаты ноябрьских выборов были неожиданными для монополистических хозяев Германии. На специальном совещании, состоявшемся в январе 1933 года, они решили призвать к власти Гитлера. Президент Гинденбург, только что клявшийся в том, что не допустит к власти «австрийского ефрейтора», каким в свое время был Гитлер, пошел на попятную и осуществил их волю своим распоряжением.
Три обстоятельства способствовали установлению фашистской диктатуры в Германии:
а) монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом;
б) мелим буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в демагогических обещание гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;
в) рабочий класс Германии - и это едва ли не главное оказался расколотым и поэтому разоруженным: коммунистическая партия была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм помимо и против социал-демократии.
Механизм фашисткой диктатуры, государственный строй и политический режим.
Государственный строй, политические режимы фашистской Италии и гитлеровской Германии обнаруживают больше сходства,чем различий.
Недаром Муссолини признавал: «Фашизм и национал-социализм есть два параллельных течения в истории».
Так же как в Италии фашизм, в Германии нацизм начал с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Этим целям служила целая серия чрезвычайныхдекретов, приходящихся на первые месяцы 1933 года.
Всем им присваивались громкие названиям: чем подлее было содержание, тем громче кричали «о благе народа и государства».
Февральский декрет, названный «В защиту народа и государства», отменял свободу личности, слова, печати, собраний. Февральский же «чрезвычайный» декрет «В защиту германского народа» наделял неограниченными полномочиями полицию и т.д.
Неслыханные репрессии обрушились прежде всех и большевсех на коммунистов. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. Сама партия была запрещена (март 1933 года), ее пресса закрыта.
По своемуобыкновению, гитлеровцы прибегли к провокации. Они возвели ее, так же как систематический обман, в регулярное орудие политики. Гитлер учил лгать народу и притом лгать крупно, ибо мелкая ложь, как он полагал, вызывает меньше доверия.
В ночь на 28 февраля 1933 года гитлеровцы подожгли здание рейхстага. Сделали они это для того, чтобы получить предлог гонений на компартию. Находившийся в Германии болгарский коммунист Георгий Димитров и некоторые другие коммунисты были арестованы и преданы суду по обвинению в поджоге рейхстага.
Димитров с необыкновенным достоинством и мужеством разоблачил преступление фашистов. Знаменитый Лейпцигский процесс, которым хотели дискредитировать не только германских коммунистов, но и все международное коммунистическое движение, закончился оправданием Димитрова и других коммунистов-обвиняемых.
Тем не менее в стране развертывалась настоящая травля коммунистов. Начиная с 1933 года тысячи членов КПГ были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Коммунисты погибали в застенках и при “попытках к бегству”. Был арестован и Эрнст Тельман, выдающийся вождь немецкого пролетариата, руководитель компартии.
Незадолго до донца войны гитлеровцы убили его.
Вскоре наступила очередь всех других партий, включаябуржуазные. Право на существование получила одна только нацистская партия.
Преследованию подвергли и социал-демократическую партию; нацисты преподали им практический урок легальности и конституционности.
Профессиональные союзы трудящихся Германии были распущены, средства этих союзов конфискованы. Используя опыт Италии, гитлеровцы создали свои собственные «профсоюзы», в которые насильно загоняли людей.
Нацистская партия стала частью правительственной машины. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось присягой на верность “национал социализму”
Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона.
Партия имела особое устройство. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных “фюреров”, которых (как и в Италии) назначали сверху.
Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в особе «фюрера».
Уже закон 24 марта 1033 г. разрешал имперскому правительству, не испрашивая санкций парламента, надавать акты, которые «уклоняются от конституции».
Августовский закон 1934 года уничтожал должность президента, а его полномочия передавал “фюреру”, который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника.
Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстраций. Иногда - в демагогических и внешнеполитических целях - гитлеровцы проводили «народные опросы». При этом заранее объявлялось, что всякий, кто воспользуется правом голосовать тайно, будет считаться «врагом народа».
Как и в Италии, в Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а соответственно с тем земельные ландтаги, упразднялось “ во имя единства нации”. Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство.
Формально не отмененная Веймарская конституция прекратила свое действие.
Свойственные империализму процессы нашли в гитлеровском рейхе свое законченное выражение. Тесная и непосредственная связь существовала здесь между партией, государством, монополиями - экономическими гигантами типа “Фарбениндустри”, авто гиганта “Круппа” и др.
Законом 27 февраля 1934 года в Германии учреждались хозяйственные палаты - общеимперская и провинциальные. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни.
Результаты сказались быстро: средняя продолжительность рабочего дня выросла с 8 до 10-12 часов тогда как реальная заработная плата составляла в 1935 году всего только 70% от зарплаты 1933 года. Соответственно с тем происходил рост прибылей монополий: доходы Стального треста, например, составляли 8.6 млн. марок в 1933 году и 27 млн. в 1940 году.
Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. Крестьяне и торговцы, ремесленники и кустари, ожидавшие от фашизма экономических благ, были обмануты: ни земли, ни кредита, ни отсрочки долгов они не получили.
С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром.
Карательные органы как главная опора фашистской диктатуры.
В непосредственном подчинении партийного центра находились палаческие «штурмовые отряды» (СА), охранные отряды (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера.
Преступления, совершенные членами партии, рассматривались особыми судами на тайных заседаниях. Уголовные преступления чаще всего вообще сходили им с рук. Важна преданность, твердил Гитлер, а если при этом сопрут что-нибудь, плевать на это,
Особое мести в системе репрессивного аппарата заняла тайная полиция - гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.
Как и в Италии, мы видим здесь не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству. Штурмовики и эсэсовцы - партии. Одна полиция следила за другой, и ни одна не доверяла другой.
Такая система была основой тотальной слежки, что помогало держать власть в стране.
Политическое устройство Германии после Второй мировой войны. Образование двух немецких государств.
ФРГ.
После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общее управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете.
В конце 1946г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами. Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование двух самостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести западный держав: США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. На основании решений конференции военные губернаторы США, Великобритании и Франции в оккупированных зонах уполномочили премьер-министров правительств германских земель преступить к разработке проекта конституции будущего государства - ФРГ. Проект был подготовлен и обсужден в Парламентском Совете. Этот совет состоял из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей с совещательным голосом от Западного Берлина.
8 мая 1949 г. Парламентский совет заседавший в Бонне принял проект основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель. В период с 18 по 21 мая 1949г. парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект конституции.
Боннская конституция 1949 г.
Новая конституция вступила в силу 23 мая 1949 г. Она восстановила демократические институты власти и управления и в ряде отношений походила на Веймарскую конституцию 1919 г.
1. Новое германское государство построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель (в настоящее время - 14), самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.
2. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: Верхняя палата - Бундесрат (Союзный совет), нижняя - Бундестаг.
3. Бундесрат - это узкая коллегия состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации. Правительство каждой из "земель" назначает в Бундесрат своих уполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная "земля" определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. - 4 голосами, а свыше 6 млн. - пятью.
4. Бундестаг избирался всем народом Германии и состоит из 496 членов. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле по пропорциональной системе. Каждому избирателю ФРГ предоставляется два голоса. Первый - для выборов депутата по избирательному округу, второй - для выборов по земельным спискам. Партия, собравшая менее 5% вторых голосов, делила представительства в парламенте.
Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты - он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции - то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.
5. Система центральных органов государственной власти основывается на принципе разделения властей.
6. Согласно конституции главой ФРГ является президент, который избирается на 5 лет - специально собираемым Федеральным собранием. Президент может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует законы, может в некоторых случаях распустить Бундестаг. Однако для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра.
7. Реальная исполнительная власть сосредоточена в правительстве и особенно в руках его председателя - канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он - единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом.
8. Федеральное правительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует в законодательном процессе. С этой точки зрения особенно важно его право предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости. Бундестаг тем самым устраняется от принятия законов (ст. 81).
9. Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера (ст. 67). Здесь применяется т.н. "конструктивный вотум" недоверия, который резко отличается от деструктивного, применяемого в других парламентарных странах.
10. В системе центральных государственных органов ФРГ особое место занимает Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов по 8 судей в каждом. Члены суда избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом. Конституционный суд обладает широкой компетенцией - толкование Конституции, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, разрешение споров между федерацией и землями и др. Суд может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют "духу и букве" конституции (ст. 93).
Политические партии.
К началу 60-х годов в ФРГ сложилась трехчленная партийно-политическая система. Ее главная особенность в том, что в качестве партий, образующих правительство, выступают две основные политические организации: Социально-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально-христианских партий - Христианско-демократический союз (ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальный союз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья же буржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входит в правительство на правах "младшего партнера"; баланса сил.
Такая система отличается от двухпартийной тем, что каждая из двух основных партий в определенной степени делит власть, когда к ней приходит с третьим партнером. Но и трехпартийная западно-германская парламентская модель может быть названа лишь условно, так как три ее звена не равнозначны друг к другу.
СвДП по своим масштабам и влиянию не в состоянии претендовать на роль правящей партии и не полноценна в качестве оппозиции.
Послевоенный период в истории ФРГ связан с правлением Христианско-демократической партии. В это время Западная Германия преодолела послевоенную разруху и вышла на одно из первых мест в мире как по общему объему производства, так и производительности труда. Однако на выборах в Бундестаг 1969г. ХДС потерпела поражение. Новая правительственная коалиция сложилась из депутатов самой массовой на тот момент партии ФРГ - социал-демократической (750 тыс. членов) и малочисленной СвДП (80-100 тыс. членов). Права социал-демократов В. Брандт был избран на пост канцлера ФРГ.
Правительство В. Брандта провозгласило новый курс во внешней политике на достижение разрядки в международных отношениях. Оно пошло на заключение важных договоров с СССР (август 1970 г.) и Польской Народной Республикой. Державы признали нерушимыми все государственные границы Европы, включая существующие границы ГДР и ФРГ и западные границы Польши. Стороны заявили, что они будут разрешать все споры исключительно мирными средствами. В ноябре 1972 г. на парламентских выборах ХДС потерпела новое поражение. Вилли Брандт был вторично избран канцлером ФРГ.
Ситуация в правительстве изменилась осенью 1982 г., когда свободные демократы перешли на сторону христианских демократов, создав таким образом правительственный кризис. В результате были проведены досрочные парламентские выборы и сформирован правительственный блок ХДС/ХСС - СвДП.
В целом боннская партийно-парламентская система действовала в условиях экономических и социально-политических затруднений 70-80 годов четче, чем подобный механизм в других капиталистических странах. ФРГ не знала ни глубокой конфронтации сил с реальной перспективой участия левых в правительстве, как в ряде западно-европейских стран с многопартийными системами; ни острых конфликтов между исполнительной и законодательной властью, как в США в период уотергейского дела. На этом основании многие политологи делали вывод об особой прочности западногерманской политической системы.
ГДР.
Германская Демократическая Республика пережила две важные вехи в развитии своего общественного и территориального устройства.
В первый период своего существования (1949—1968), когда была принята первая Конституция (1952 год), ГДР позиционировала себя как единственное немецкое государство, образованное в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Так, с юридической точки зрения она была единственным «легальным» немецким государством. Поскольку надежды на единство Германии были ещё довольно сильными, государственное устройство характеризовалось следующими тезисами:
- ГДР — единое государство германской нации;
- ГДР — федеративное государство;
- ГДР — не социалистическое, а буржуазно-демократическое государство. В качестве формы правления избирается народная демократия.
В это время Германская Демократическая Республика обладает двухпалатным парламентом. Нижняя палата — Народная палата — избиралась путем всеобщего прямого тайного голосования, верхняя палата — Палата земель — формировалась через ландтаги. Глава государства —Президент. Первым президентом стал Вильгельм Пик.
Как только надежды на объединение Германии провалились, в ГДР началась реформа государственного устройства. В 1952 году было отменено земельное деление, государство было разделено на округа. За ненадобностью в 1958 году была ликвидирована Палата земель. Парламент стал однопалатным, срок его полномочий составлял 4 года. Сто процентов мест занимал Национальный Фронт Демократической Германии, у руля которого стояла СЕПГ.
Вскоре после смерти Вильгельма Пика был упразднен пост Президента. Его функции перешли к коллективному органу — Государственному Совету. Во главе Государственного Совета встал генеральный секретарь СЕПГ Вальтер Ульбрихт.
Реформа государственного и территориального устройства была закреплена в новой, социалистической Конституции 1968 г. Основным органом власти становился однопалатный парламент — Народная палата — формировавшийся путем всенародного голосования. Народная Палата обладала очень широкими полномочиями, она же избирала центральный исполнительный орган — Государственный Совет.
В целом, можно сказать, что с принятием поправок к Конституции в 1974 году и до 1990 года Германская Демократическая республика была:
- унитарным государством;
- социалистической республикой;
- государством рабочих и крестьян (вместо «германской нации»)
Политические партии.
Доминирующее положение в стране занимала Социалистическая единая партия Германии (её ведущая роль была закреплена в Конституции), наряду с нею на протяжении десятилетий существовали и четыре другие партии:
- Христианско-демократический союз (ГДР) (ХДС)
- Либерально-демократическая партия Германии (ЛДПГ)
- Национально-демократическая партия Германии (ГДР) (НДПГ)
- Демократическая крестьянская партия Германии (ДКПГ)
В народной палате кроме партий представлены были Объединение свободных немецких профсоюзов, Демократический женский союз Германии, Союз свободной немецкой молодёжи иКультурный союз. Все политические организации, существовавшие в ГДР, объединялись в Национальный Фронт Демократической Германии. Единый список кандидатов от Народного Фронта и предлагался избирателям.
С 1990 СЕПГ стала ПДС, депутаты НДПГ присоединились к ХДС, депутаты ДКПГ присоединилась к либералам, депутаты профсоюзов вошли в СДПГ, часть женщин присоединилась к зелёным, молодёжные и культурные лидеры присоединились к коммунистам.
Были созданы новые партии как Демократический прорыв, Немецкий социальный союз и Социал-демократическая партия в ГДР.
Объединение ФРГ и ГДР, образование ФРГ.
В августе 1990 года между ФРГ и ГДР был подписан Договор об объединении Германии, предусматривавший ликвидацию ГДР, её присоединение к ФРГ с территориальным переустройством по западногерманскому образцу и немецком единстве.
Берлин — столица Германии. Между тем, в ходе длительных переговоров относительно условий переноса столицы из Бонна в Берлин, Бонну удалось оставить на своей территории большинство федеральных министерств, а также целый ряд главных важнейших федеральных ведомств (например, федеральной счётной палаты).
Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Она состоит из 16 земель. Государственное устройство регламентировано Основным законом Германии. По форме правления Германия — парламентская республика.
Германия — демократическое государство: «Вся государственная власть исходит от народа (Volke). Она осуществляется народом путём выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия»
Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный президент ФРГ приносит следующую присягу: «Я клянусь посвятить свои силы благу немецкого народа (deutschen Volkes), умножать его достояние, оберегать его от ущерба, блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации, добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению к каждому. Да поможет мне Бог» Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.
Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной , законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.
Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии однопалатные.
Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд юстиции в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.
Этапы реформирования федеративной системы.
После принятия Основного закона в 1949 году власти Германии неоднократно предпринимали попытки усовершенствовать федеративную систему. Первая крупномасштабная реформа была осуществлена правительством «большой коалиции» (ХДС/ХСС-СДПГ) при канцлере К-Г. Кизингере в 1966 — 1969 годах. В результате реформы переплетение интересов земель и федерального центра получило новое измерение.
В финансовой сфере был введён принцип «кооперативного федерализма», который станет одним из камней преткновения на современном этапе истории ФРГ.
При правительстве Шрёдера (1998—2005) была поставлена цель провести масштабную конституционную реформу федерализма, чтобы упростить политические процессы в стране, сделать их более прозрачными для населения и менее зависимыми от сиюминутных партийных расчётов. Реформа была призвана перераспределить полномочия между центром и субъектами федерации, уточнить законодательную компетенцию между бундестагом и бундесратом и в итоге повысить дееспособность государства в целом.
Число законов, требующих обязательного одобрения бундесрата планировалось сократить до 35-40 % за счёт изъятия законов о принципах администрирования всех земель из механизма согласования с бундесратом. То есть в будущем земли должны будут исходить из федеральных установок, что предполагает наделение ландтагов большей ответственностью.
В марте 2003 года Конвент по проблемам федерализма (в составе глав земельных парламентов и руководителей фракций представленных в них партий) одобрил «Любекское заявление», содержащее конкретные меры по модернизации федеративной системы.
17 октября 2003 года была создана Комиссия по федерализму, куда вошли тогдашний генсек СДПГ Ф. Мюнтеферинг и председатель ХСС и премьер-министр Баварии Э. Штойбер.
18 ноября 2005 года был подписан коалиционный договор ХДС/ХСС и СДПГ («Вместе за Германию — с мужеством и человечностью»), в котором были оговорены предложения данных партий по разграничению полномочий и ответственности между землями и центром.
7 июля 2006 года после одобрения бундесратом реформа вступила в силу.
Пакет нововведений охватывает следующие сферы:
1. Образование. Теперь текущие вопросы образования отошли в компетенцию земель, причем им напрямую будут перечисляться средства из федерального бюджета. Это исключает нецелевое использование полученных средств.
2. Распределение доходов. Федеральные законы не могут ставить перед городами и общинами задачи, требующие от органов местного самоуправления дополнительных материальных расходов. Если федеральные законы вторгаются в компетенцию земель, эти законы обязательно должны получить согласие бундесрата.
3. Высшая школа. Полностью отошла в компетенцию земель. Федерация может участвовать в финансировании научных исследований, но лишь с согласия земель.
4. Охрана окружающей среды. Федерация может разрабатывать рамочное законодательство, однако земли могут принимать решения, отходящие от него. При этом необходимо учитывать и нормативные акты ЕС по защите окружающей среды.
5. Бюджет. Введение «Пакта стабильности по образцу ЕС». В связи с проблемой долгов земель, эвентуальные долговые санкции на 65 % лягут на плечи федерации, и на 35 % — на плечи земель.
6. Земельное законодательство. В компетенцию земель вошли жилищное право, вопросы собраний, объединений и печати, пенитенциарная система, законодательство об охоте, часы работы магазинов, правила открытия ресторанов.
7. Борьба с терроризмом. Исключительная компетенция федерации (Федеральное ведомство уголовной полиции), наряду с атомной энергетикой, регистрацией граждан, регулирование оборота оружия и взрывчатых веществ.
8. Государственная служба. Компетенция земель.
15 декабря 2006 года стартовал новый этап реформы федерализма. Основные нерешенные на 1 этапе вопросы: уменьшение долгов земель, перекосы в финансовых отношениях федерация—земли и самими землями.
Суть проблемы в том, что все земли должны выполнять общефедеральные задачи, однако возможности у них для этого очень разные.
Поэтому в Конституции Германии (абз. 2 ст. 107) зафиксировано, что «законом должно обеспечиваться соразмерное выравнивание различий в финансовых возможностях земель; при этом должны учитываться финансовые возможности и потребности общин» Для этого существовала процедура выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, то есть часть средств «богатых» земель перераспределяется в пользу «бедных», иногда — с вливаниями и из федерального бюджета.
Формально федеративное государственное устройство в Германии имеет два уровня: федерация как целое государство и земли как члены этого государства. Но в реальности существует и «третий», неформальный уровень отношений федерации и земель — «кооперативный федерализм»; то есть наряду с горизонтальной самокоординацией земель сложилась практика вертикальной координации по оси федерация-земли: участие федерации в земельном финансировании. В рамках вертикальной координации создаются комиссии из представителей федерации и земель.
Основные проблемы горизонтальных и вертикальных отношений в Германии связаны с распределением финансовых средств между богатыми и бедными федеральными землями и реализацией принципа «равноценности» жизненных условий.
«Горизонтальное» выравнивание позволяет оказывать помощь слабо развитым регионам путём перераспределения доходов, которые федерация и земли получают совместно (корпорационный и подоходный налог). Подобное положение вызывает много нареканий, прежде всего со стороны либералов (СвДП, О. Ламбсдорф), которые выступают за снижение «благотворительной» роли государства.
С подобными предложениями согласны также и политики других партий. Например, премьер-министр Баварии Штойбер (ХСС) требует усиления регионализации, а премьер-министр Баден-Вюртемберга Тойфель (ХДС) — сократить число земель и увеличить легислатурные (законодательные) сроки.
Кратко их идеи по реформированию федерализма можно сформулировать так:
1. Присвоение каждому уровню своих налоговых полномочий; переход всех земель в статус «солидных финансовых единиц»;
2. Сокращение «горизонтального выравнивания» земельных бюджетов;
3. Отмена смешанного финансирования;
4. Уменьшение законодательной компетенции федерации в пользу земель путём ограничения полномочий центра такими сферами, как оборона, правопорядок, права человека, внешняя политика и «рамочное» регулирование вопросов экологии, экономики и социальной политики;
5. Существенное ограничение права вето Бундесрата. Общие принципы администрирования в землях были изъяты из тем законопроектов, требующих обязательного одобрения Бундесрата.
Поиски более эффективной модели федерализма осложняются в Германии тремя факторами: обострением противоречий между бедными и богатыми землями, наличием конкурирующих проектов крупных политических партий и потребностями европейского федерализма, вынужденного учитывать как опыт государств с централизованным управлением (Англия и Франция), так и опыт федераций (Германия).