Московский Государственный
Университет имени М.В. Ломоносова
Факультет Государственного Управления
Реферат на тему:
«Политическая
философия Макиавелли»
Студент МГУ ФГУ 108: Атаев Имран
Магомедгасанович
Научный руководитель: Логунова, Людмила Борисовна
Москва, 2016
Введение
Наука управлять государством. Что же это такое? Из каких
аспектов она состоит? Многие мыслители задумывались над этим вопросом.
Например: древнегреческие философы Аристотель и Платон – проповедники
демократической мысли, считали демократию лучшей из форм правления,
предоставляющую свободу людям самим устраивать свою жизнь, а французский
философ Жан-Жак Руссо развил эту теорию, расширив рамки определения
представительной демократии, снова отдавая исполнительную власть в руки
монарха, либо ограниченному кругу лиц. Основа существования государства -
умение править народом. Это признавали все политики и государственные деятели
прошлого и в некоторой степени, настоящего времени. Самый главный враг
государства – это неуправляемая толпа. Из этого следует вопрос: Как же
направить власть в нужное русло, чтобы правильно управлять народом? Одним из
первых, рассмотревших этот вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт и
практические знания всей истории существования государств, был Николо
Макиавелли. Его труды по-разному оценивались современниками и исследователями
нашего времени, но за пять веков они не потеряли интереса к себе. Управлять
государством, применяя силу или использовать более либеральные методы, как
строить отношения с соседними государствами, как вести финансовые дела и
организовывать армию, как добиваться могущества во всех сферах деятельности –
все эти аспекты подробно рассматривал в своих работах Макиавелли. В современном
мире все эти перечисленные вопросы хорошо изучены и разработана определенная
современная система управления государством. Однако, для того чтобы понять, что
такое государство сейчас и каким оно было в прошлом, нужно знать труды
Макиавелли.
1. Представительнаядемократия— политический режим, при котором основным источником власти признается
народ, но управление государством
делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами.
Биография
Для того чтобы лучше понять, откуда берут начало идеи Макиавелли,
необходимо обратить особое внимание на его биографию. Николо Макиавелли (1469 –
1527) принадлежал к обедневшей семье, некогда игравшей определенную роль в
политической жизни Флорентийской республики. Отец его был юристом, доходы
семьи были самыми скромными и не позволили юному Николо получить
университетское образование. Но выросший в кругу флорентийской интеллигенции,
он достаточно хорошо изучил латынь, чтобы свободно читать древних авторов. С
юных лет он уделял преимущественный интерес к политике. Никто из предков Николо
ничем особенным себя не прославил и богатством никто из них не выделялся.
Однако родители смогли дать своему сыну блестящее классическое образование.
Николо повезло и еще в одном - в его семье было принято нередкое в то
время свободное отношение к религии и Церкви. Даже мать его не была набожной.
Наверное, именно это помогло Макиавелли впоследствии реально оценивать роль
церкви в жизни Италии.
В 1498 году, когда ему было 29 лет, он был избран на должность
секретаря второй канцелярии Сеньории. Эта должность дала возможность приобрести
большой опыт, без которого он никогда не стал бы Макиавелли. Он оказался в
самом центре современной политической жизни, и это ему очень нравилось.
В течение 13 лет Макиавелли посылали с самыми ответственными миссиями. Он был
не послом республики, а её политическим агентом. Впрочем, иногда Макиавелли
философствовал и пытался давать советы. Тогда ему вежливо говорили: «Излагайте
точнее факты, а принимать решение предоставьте другим»
В 1502 году Макиавелли побывал в Ареццо, вскоре после того, как в
Вальдикьяне было подавлено антифлорентийское восстание, поднятое людьми Чезаре
Борджа. В том же году он получил возможность лично познакомиться с этим тогда
уже легендарным человеком. Наблюдения над действиями Чезаре Борджа, а также
мысли, вывезенные Макиавелли из Ареццо, легли в основу двух
литературно-политических очерков: «Описание того, как избавился герцог Валентино
от Вителлоцо Вителли, Оливеротто да Фермо, сеньора Паоло и Герцога Гравина
Орсини» и «О том, как следует поступить с восставшими жителями Вальдикьяны».
Считая, что политики Флорентийской республики должны учиться смелости
и решительности у людей вроде Чезаре Борджа, Макиавелли ещё надеялся, что
Флоренция сможет обойтись без диктатуры, как он выражался «нового государя», то
есть не просто тирана, а истинно народного вождя и лидера. В 1504 году ему ещё
очень хотелось верить в возможность превратить Флоренцию в сильное государство,
не производя насильственных преобразований в её политическом строе. Путь к
этому Макиавелли видел в замене наемных отрядов регулярной «национальной
гвардией», вербуемой из граждан свободной республики. Но эти предположения
рухнули, когда созданная Макиавелли в 1512 году, для защиты от экспансии папы
Римского, милиция разбежалась при первом натиске противника. Трусость
флорентийских ополченцев доказала Макиавелли не ложность его военных теорий, а
насущную необходимость серьёзных преобразований в политической и социальной
структуре Италии и прежде всего, конечно, Флоренции.
Впоследствии размышляя, что погубило в 1512 году республику,
Макиавелли всегда приходил к выводу, что главным злом была не военная слабость Флоренции,
а нежелание мягкого и гуманного Пьеро Содерини прибегнуть к более решительным
действиям ради подавления внутреннего врага. В надежде, что новый правитель
Флоренции будет более осторожен и решителен, Макиавелли, отстраненный от
политических дел, пишет произведение-послание Лоренцо Медичи – «Государь», в
котором излагает, каким должен быть правитель, дабы не повторить судьбы Пьеро
Содерини и достичь процветания своего государства. На первый взгляд «Государь»
является своеобразным руководством по управлению государством.
В мире Макиавелли нет
места для божественного вмешательства. Подобно тому как Леонардо да Винчи
рассматривал мир природы без божественного вмешательства, Макиавелли фактически
исключил бога из сферы своего анализа общественной жизни, истории и политики.
Как у Леонардо объектом изучения является мир природных явлений, так и для
Макиавелли таким объектом становится мир человеческих отношений и поступков,
прежде всего история и ход образования, возвышения и гибели государств.
В политическом учении Николо Макиавелли на смену средневековой
христианской истории, согласно которой человечество движется от сотворения
Адама, грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит представление о постоянстве
законов, по которым живут люди и государства: «Размышляя о ходе дел
человеческих, я прихожу к выводу, что мир всегда остается одинаковым, что в
мире этом столько же дурного, сколько и хорошего, но что зло и добро
перекочевывают из страны в страну. Это подтверждают имеющиеся у нас сведения о
древних царствах, которые сменяли друг друга вследствие изменения нравов, а мир
при этом оставался одним и тем же» - рассуждает автор.
Государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской
доблести и могущества, затем разлагаются, приходят в упадок и гибнут - вечный
круговорот, не подчиненный никакой свыше предустановленной цели. Круговорот
этот рассматривается в сочинениях Макиавелли как результат воздействия судьбы –
Фортуны. Фортуна-Необходимость - по отношению к истории и обществу не внешняя
сила, а воплощение природной закономерности, неизбежного хода вещей,
определяемого совокупностью причинно-следственных связей.
Роль церкви и в истории Италии,
и в истории Европы Макиавелли оценивал очень негативно. Макиавелли хорошо
видел, чувствовал и сознавал силу религии, её социальную функцию, её власть над
умами и сердцами верующих и поэтому призывал всемерно использовать эту силу для
общего блага, в особенности для объединения и укрепления государства. Исходя из
этого, Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик или царств
сохранить основы, поддерживающей их религии. Если они будут поощрять и умножать
всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами и считали всё это обманом
и ложью, то им будет легко сохранить своё государство религиозным, а значит -
добрым и единым.
Возможно, если бы Александру VI, Юлию II или любому из их
предшественников удалась попытка объединить Италию под властью римской курии и
создать единое и независимое итальянское государство, Макиавелли по-другому
отнесся бы к политике Ватикана, но даже это кажется сомнительным. Конечно, как
политический деятель Макиавелли умел принимать и ценить, прежде всего, успех и
вполне по-иезуитски оправдывать практически любые средства, ведущие к
достижению поставленной цели. Но все же он был патриотом своей страны, как
Флоренции, так и всей Италии, - недаром основное несчастье своей родины он
видел в том, что церковь не обладала достаточной силой, чтобы объединить
страну, но была достаточно сильной, чтобы помешать ее объединению не под своим
главенством. В "Государе" Макиавелли приводит множество примеров
ошибочной политики пап, и ошибки эти объяснял тем, что Ватикан свои интересы
всегда ставил выше общенациональных интересов Италии.
Однако Макиавелли признавал именно практическую пользу религии. Это его слегка
пренебрежительное отношение к Римской католической церкви вполне объяснимо. Как
христианин, он обязан был знать
основные догматы христианской веры, как образованный человек своего времени он
должен был читать труды отцов церкви, но то, что он видел вокруг себя, ничуть
не напоминало мир библейских заповедей. Распутные и продажные священники, обагрённые
кровью руки наместников святого Петра, кардиналы, дерущиеся за власть подобно
стае диких псов, - вот то, что было вполне обычным для того времени. Те, кто
пытался бороться с создавшимся положением вещей, чаще всего расставались со
свободой, а то и с самой жизнью. В качестве примера можно привести современника
и земляка Макиавелли – Савонаролу. Но и этот борец за чистоту Церкви вряд ли
являлся человеком, способным привлечь симпатии такой личности как Николо
Макиавелли к христианской религии: фанатизм, гордыня, плохо сочетающаяся с
проповедуемым им христианским смирением, - человек, наделённый такими
качествами, не слишком подходил на роль идеального пастыря.
Пожалуй, единственным государственным деятелем, выступавшим на стороне
римской курии и заслужившим одобрение и почти восхищение Макиавелли, был Цезарь
Борджа, хотя нельзя сказать, что Борджа не преследовал личных интересов, а
сражался только за идею мирового господства Римской Католической церкви. И
именно в этой личной заинтересованности, в огромной энергии и воле, в
государственном уме Чезаре Борджа видел Макиавелли залог процветания страны,
управляемой таким человеком. Но обстоятельства, да и сама судьба были против
Борджа, хотя он был очень близок к осуществлению своих планов. И, кажется,
именно эта неудача как бы окончательно определяет отношение Николо Макиавелли к
церкви и ее политике.
Таким образом, не только
анализ политики отделен и освобожден у Макиавелли от религии, но и сама религия
оказывается подчиненной политическим соображениям. Анализ общественных,
политических проблем у Макиавелли отделен от каких бы то ни было теологических или
религиозных соображений. Политика рассматривается им автономно, как
самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные
цели и свои законы, независимо не только от религии, но и от морали. Было бы,
однако, неверно рассматривать политическое учение Макиавелли как проповедь
безнравственности. Моральные соображения у Макиавелли всегда подчинены целям
политики. Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление
государства, имеет единственный собственный критерий оценки, заключенный в ней
самой: критерий этот - польза и успех, достижение поставленных целей. Хорошим и
благим Макиавелли объявляет все что содействует укреплению государства, его
похвалы удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми
средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого
насилия.
Государь Макиавелли - герой его политического трактата - это
разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие
к достижению цели, к политическому успеху. Он отвергает распространенные в
гуманистической литературе сочинения об идеальных государствах и идеальных
государях, отвечающих представлениям о должном ходе государственных дел. Цель
автора «Государя» иная - практические советы фактическому политику ради
достижения реального результата. Только с этой точки зрения Макиавелли
рассматривает и вопрос о нравственных качествах идеального правителя – государя.
В сущности, Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило
«цель оправдывает средства». Однако целью этой является, по мнению Макиавелли,
вовсе не частный личный интерес правителя, государя, но общее благо, которое он
не мыслит вне создания сильного и единой национального государства. Если
государство это выступает в книге о государе в форме единоличного правления, то
это продиктовано не выбором автора в пользу монархии в ущерб, а потому, что
современная ему действительность, европейская и итальянская, не давала реальных
перспектив создания государства в республиканской форме. Республику он считал
порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как наше время
нельзя рассчитывать, чтобы могло быть что-нибудь доброе в такой развращенной
стране, как Италия. Государь, о котором идет речь в знаменитой книге, не
наследственный монарх, а «новый государь», т.е. человек, создающий новое
государство, которое в дальнейшем, после достижения поставленной цели, после
смерти правителя может перейти и к республиканской форме правления.
Гумани́зм— демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие
существа имеют право и обязанность определять
смысл и форму своей жизни.
Политическое учение Макиавелли
есть учение, впервые отделившее рассмотрение политических проблем от религии и
морали, поставившее целью содействовать формированию национальных государств
абсолютистского типа. Оно было использовано в дальнейшем идеологами абсолютизма
и вызвало яростную ненависть со стороны защитников феодальных устоев и
феодального порядка. Сформулировав принцип оправдания средств, применяемых
политиком, теми целями, которые он ставит перед собой, он дал возможность
достаточно произвольного истолкования соотношения целей и средств политического
действия.
Нельзя, однако, забывать, что при всей своей прогрессивности
национальное абсолютистское государство создавалось на костях обездоленных масс
трудящихся, обычно не принимаемых во внимание защитниками буржуазного
прогресса. Поэтому так важно подчеркнуть социальную природу политического
учения Николо Макиавелли и его историческую, классовую ограниченность.
Макиавелли – один из самых
трудных для понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении
четырех с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь»
ведутся полемические бои, а его учения и взгляды объединились в негативный
термин «Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия,
предательства, жестокости и т.д.
Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавелли
противоречиво. С одной стороны – резко негативно, за то, что он беспощадно и
безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачи и
цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего класса до
конца. С другой стороны из Макиавелли делают политического мыслителя и
политического деятеля, мысли и дела которого якобы пригодны во все времена и во
всех обстоятельствах.
Он первый в своем роде единственный мыслитель Эпохи Возрождения,
который сумел достаточно определенно постичь смысл основных тенденций той
эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и
изложить их таким образом, что они становились не просто высказываниями и
афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех, кто ещё смутно
ощущал эти требования, но стремился к преобразованию, желая увидеть новую
Италию.
Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и
сделал её самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами,
отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть
символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в
мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение
определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью
которой можно создать могучее, единое государство.
Для нас Макиавелли и его творчество имеют, прежде всего,
конкретно-историческую и культурную ценность. Будучи одним из самых крупных и
замечательных представителей эпохи возрождения, Макиавелли связывает традиции
мысли и культуры с новым временем и современностью. Из его произведений перед
нами предстает вся интеллектуальная, социально-политическая картина эпохи
Возрождения, со всеми ее гуманистическими достижениями, со всеми ее
противоречиями и борьбой.
Список использованной литературы:
1. Макиавелли Н. «Государь»
2. Нерсесянц В.С. «История политической мысли»
3. Интернет-сайт «Wikipedia»