МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖИЕНТА И БИЗНЕСА КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»
НАПРАВЛЕНИПЕ
072500 «Дизайн»
РЕФЕРАТ
На тему: «Перспектива в зарисовке»
ВЫПОЛНИЛ: студент 1 курса гр. ДЗбзу-15
Ларченкова. И. А
ПРОВЕРИЛ: преподаватель кафедры
Лукина. О. Г, Бычков. Ю. А
Тюмень 2016
![]() |
Содержание
1. ПОНЯТИЕ ЗАРИСОВКИ…………………………………………………3
2. ПОНЯТИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………….…5
2.1 виды графических построений перспективы…………………………5
3. ВИДЫ КРАТКОСРОЧНОГО РИСУНКА………………………………8
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..12
5. ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………13
![]() |
1. ПОНЯТИЕ ЗАРИСОВКИ
Зарисовка - рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска исполнение зарисовки может быть очень детализированным.
Выполнение набросков и зарисовок является важной составляющей обучения рисунку. Набросок (croquet – франц., sketch – англ.) – монохромное неполное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое обычно в короткий, иногда в кратчайший промежуток времени, когда сложная форма решается верной и выразительной передачей только ее основных, типических и характерных признаков.
Зарисовка – более полное, чем набросок, монохромное изображение предметного мира, но время работы, над которым определяется самим рисующим, что зависит от требований, которые он предъявляет к ее содержанию, а также от дальнейшего назначения зарисовки. Зарисовка, исполняемая с натуры, является как бы продолжением наброска в сторону обогащения его деталями [1, с. 7–8]. Кроме того, одна из главных функций зарисовок и набросков – поиск композиционного пространства, который облегчает выполнение работы на основном формате.
С давних времен многие именитые художники задумывались о необходимости выполнения зарисовок и набросков. До XV века существовал обычай делать эскиз со всеми деталями (для фрески или алтарной картины). Леонардо да Винчи, перед тем как начать свою работу, делал несколько вариантов эскизов, из которых выбирал лучший, по его мнению. Рафаэль, напротив, последовательно разрабатывал один и тот же вариант.
Также значительной функцией набросков и зарисовок выступает возможность достигать цельности изображения. Именно об этой особенности (целостности) восприятия у художников говорил И.П. Павлов: «У людей художественного типа преобладает первая сигнальная система, и они воспринимают действительность целиком, без всякого дробления, без всякого разъединения». Такое выполнения наброска может иметь самостоятельную художественную ценность. В музеях и на выставках, посвященных рисунку, экспонируются как самостоятельные произведения. Это относится, прежде всего, к таким художникам как А. Дюрер, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, В.И. Суриков и другие.
Наброски и зарисовки с натуры чаще всего предполагают передачу общего впечатления, самого главного в объектах изображения или же, наоборот, отдельных частностей натуры. Вместе с тем в наброске предполагается правильность передачи формы, пропорций, объема, пространственного положения предмета, эстетической сущности окружающей действительности. Главное же заключается в том, что наброски и зарисовки являются средством выражения первоначального впечатления от натуры, в то время как в длительном рисунке закрепляют и уточняют форму, объем натуры на основе тщательного ее изучения.
1. ПОНЯТИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Перспектива (лат. perspicio - «ясно вижу сквозь») - это техника создания иллюзии пространства на плоскости. Для придания правдоподобной глубины изображению используются такие приёмы, как:
изменение пропорций в соответствии со зрительным восприятием объема;
изображение света и тени, как они ложились бы на реальный предмет;
воздушная перспектива - художественный приём с уменьшением насыщенности и/или чёткости предмета по мере отдаления.
Испокон веков человек интересовался рисованием и делал попытки запечатлеть окружающую реальность. Начиная с примитивных наскальных зарисовок, сделанных по интуитивным ощущениям, изобразительное искусство развивалось на основе наблюдения, а затем и научного обоснования закономерностей окружающих форм и явлений.
Первые упоминания о геометрическом построении перспективы встречаются во времена Древней Греции в трудах Эвклида. Затем, в Средневековье, эта наука была временно утеряна. До начала эпохи Возрождения в искусстве не существовало понятия построения перспективы, художники изображали пространство интуитивно.
С наступлением Ренессанса началось активное развитие науки, люди стали интересоваться теоретическими обоснованиями окружающих явлений, в том числе и перспективных искажений. По некоторым свидетельствам, впервые теория перспективы была описана архитектором Филиппо Брунеллески (1377-1446) и быстро прижилась в живописи, как впечатляющий визуальный эффект. (рис. 1)
1. 1 виды графических построений перспективы.
Прямая линейная перспектива
Характеризуется пропорциональным уменьшением предметов по мере отдаления. Довольно долго считалась единственным способом отображения реальности на рисунках. Она наиболее распространена и сегодня.
Первое, что нужно сделать при построении прямой линейной перспективы, - провести линию горизонта, на которую будет ориентирована последующая работа. Если линии, параллельные земле, продлить до бесконечности - они должны заканчиваться на горизонте, а если они к тому же параллельны между собой - сходиться на линии горизонта в одну точку, (в точку схода).
Где применяется?
Повсеместно, от академического рисунка до компьютерных игр. (Рис. 2)
Аксонометрическая перспектива
Более известна как аксонометрическая проекция. В отличие от линейной перспективы, в ней отсутствуют точки схода. Все линии, параллельные в реальности, остаются параллельными и на рисунке. Это даёт ощущение пространства без уменьшения пропорций удалённых предметов.
Если вы, к примеру, создаёте набор иконок с аксонометрической перспективой, то для соблюдения его целостности следует различать виды этой перспективы:
изометрическая - все три оси имеют одинаковую степень искажения относительно реальных пропорций;
диметрическая - искажение одинаковое по двум осям;
триметрическая - искажение разное по всем трём осям;
фронтальная - одна из плоскостей изображается без искажений. (Рис.3)
Где применяется?
Изначально - в чертежах, хороша для конструктивного изображения предметов. В пиксель-арте, для лучшей чёткости диагональных пиксельных линий, и в плоском дизайне, так как не нарушает стилистику плоскости. Также свойственна живописи средневекового Китая.
Обратная перспектива
Противоположность линейной перспективе - предметы увеличиваются по мере отдаления. Соответственно, точка схода находится не на горизонте, а на самом зрителе. Создаёт необычный эффект развёрнутого пространства. (Рис. 4)
Где можно встретить?
Встречается в иконописи Древней Руси, где носит глубокий символичный характер. Используется редко, в обоснованных случаях.
Сферическая перспектива
Также известна как купольная. Изображает трёхмерное пространство как будто на сферической поверхности, а не на плоской. При такой перспективе прямыми остаются только линии глубины, сходящиеся на главной точке, линии горизонта и вертикали. Все остальные линии схода, чем дальше они от главной точки, тем более округлую форму принимают. (Рис.5)
Где можно встретить?
В изобразительном искусстве и фотографии.
Перцептивная перспектива
Её название происходит от латинского слова perceptio - восприятие. Она соединяет в себе прямую, аксонометрическую и обратную перспективу, формируя отображение реальности таким, каким его видят человеческий глаз и мозг. Если быть точнее, по причине бинокулярности нашего зрения:
ближний план видится в обратной перспективе, так как предмет виден двумя глазами одновременно с разных сторон;
дальний план - в прямой линейной перспективе с уменьшением предметов;
и лишь средний план виден почти не искаженно, в аксонометрии. (Рис. 6)
Понятие появилось относительно недавно. Впервые было описано Б. В. Раушенбахом, российским физиком-механиком, в книге «Пространственные построения в живописи» (1975). По задумке автора, изучавшего особенности восприятия глубины человеческим зрением, перцептивная перспектива наиболее точно изображает на рисунке окружающий мир, увиденный глазом, и несёт более сильное впечатление.
2. ВИДЫ КРАТКОСРОЧНОГО РИСУНКА
Перспективные зарисовки городских улиц
В перспективных зарисовках городских улиц в первую очередь необходимо следить за правильным перспективным построением. Напомним правила прямой линейной перспективы:
1. Равновеликие предметы по степени удаления от зрителя визуально уменьшаются. Размер предмета, расположенного ближе к зрителю, будет больше, чем размер такого же предмета, более удалённого от зрителя.
2. Параллельные линии, уходящие от зрителя, равномерно сближаются и сходятся в одной точке, называемой точкой схода. Горизонтальные параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта.
3. Вертикальные линии в перспективном рисунке остаются вертикальными и параллельными друг другу, за исключением некоторых случаев, когда для них предусмотрена дополнительная точка схода (так называемая «зенитная» перспектива, или перспектива «с птичьего полёта», когда мы смотрим снизу вверх или сверху вниз на предметы с большой протяжённостью вертикальных размеров).
При выполнении перспективных зарисовок городских улиц предпочтительно построение рисунка во фронтальной линейной перспективе с одной точкой схода на линии горизонта. В композиционном поиске необходимо выбрать соотношение изображаемого неба, поверхности земли, определить точку зрения (высокий или низкий горизонт).
Зарисовки бытовых предметов
Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее доступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы.
Даже в кратковременной зарисовке, передавая особенности складок, следует все время чувствовать форму, на которой расположена ткань, а также уметь выделить из множества складок наиболее характерные по своей форме.
Навыки, полученные в подобных зарисовках, принесут пользу в работе и над композиционными заданиями как сюжетного, так и декоративного характера.
Большое значение придавал рисунку драпировки и ее связи с той формой, на которой она находится, Александр Иванов. Доказательством этого служат его многочисленные зарисовки и этюды к картине «Явление Христа народу». (Рис. 7)
Наброски интерьера
Наброски интерьера и его элементов развивают чувство перспективы, глазомер в определении пропорций различных предметов обстановки, позволяют усвоить определенные стилевые особенности архитектуры.
В кратковременном рисунке, изображающем даже небольшую часть помещения, надо учитывать законы перспективного сокращения плоскостей, стремиться лаконично, выразить характер отдельных форм и передать глубину помещения.
Даже небольшой набросок способен выразить в остроподмеченных элементах интерьера определенное действие, без изображения человека.
О том, как умело использовали интерьер многие выдающиеся художники, лучше всего говорят их произведения. Вспомним хотя бы такие полотна, как «Свежий кавалер» и «Анкор, еще Анкор!» П. А. Федотова, «Иван Грозный и сын его Иван» и «Не ждали» И. Е. Репина. (Рис. 8)
Зарисовки пейзажей
Работа над рисунком пейзажа может состоять из набросков различных мотивов городского или сельского пейзажа и из зарисовок отдельных его элементов, например, деревьев, домов, земли, облаков и т. п.
Рисунок пейзажа, даже самый кратковременный, требует знаний правил линейной и воздушной перспективы, умения находить пропорции, определять масштабы и выявлять в изображаемом наиболее существенное.
Работая над зарисовкой отдельного элемента пейзажа, например дерева, нужно хорошо понять связь его конструктивной основы - ствола с ветвями, определить расположение листвы. Каждое дерево - ель, ива, береза, сосна и т. д.- имеет свой характер, свою форму, рисуя крону дерева, необходимо передавать ее трехмерность, при изображении сучьев учитывать разницу в трактовке ветки, идущей на нас, то есть находящейся в сильном сокращении, и ветки, находящейся по отношению к рисующему в развернутом положении.
Объектом для наброска в городском пейзаже может служить часть улицы с движущимся транспортом и уходящими в перспективу домами или аллея парка. Большой интерес представляет зарисовка памятников архитектуры и их отдельных декоративных элементов, отражающих особенности стиля. Очень полезна, может быть зарисовка строительства с изображением кранов и другой техники.
Такие наброски закрепляют знания по наглядной перспективе, тренируют глаз в определении пропорций крупных форм и масштабных соотношений.
Если в набросок городского мотива включены группы людей, то необходимо стараться увидеть натуру обобщенно, изображая фигуру, не упускать характер основной массы, ее силуэт, улица полна движения; чтобы передать его, нужно использовать возможности наброска, позволяющего обобщенно зафиксировать тот или иной жизненный момент. При этом каждый раз надо ставить определенную задачу.
Выдающиеся мастера пейзажа часто использовали наброски в качестве исходного материала для своих больших произведений. Так, на последней выставке произведений И. И. Левитана экспонировались небольшие по размеру наброски, в которых ясно видны замыслы его известных полотен.
В беглых карандашных набросках (из альбома 1890 - 1895 гг.) запечатлены мотивы, характеризующие его картины «Вечерний звон», «Тихая обитель». В наброске «Летний вечер» почти полностью определен мотив его одноименной, картины, изображающей околицу и полосу леса на дальнем плане, озаренную вечерним солнцем. (Рис. 9)
Наброски животных
Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характерные особенности. Ограниченное время, которое отводится для таких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания рисующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого животного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, позволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.
Зарисовки цветов
Рисование цветов - задача более трудная, чем рисование листьев. Форма цветов в отличие от формы листьев более сложная и разнообразная: колесовидная, колокольчатая, трубчатая, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и т.д., что привлекает не только художников, но и мастеров народных художественных промыслов, создающих неповторимые по красоте и образному строю цветочные орнаменты и декоративные композиции.
При зарисовке цветов полезно знать основные принципы строения и изображения данных растений. В связи с этим нужно изучить наиболее характерные признаки конструктивного строения таких цветов, как лилия, ирис, роза, ромашка, колокольчик, василек.
Самая простая форма цветов такая, когда вокруг круглого центра симметрично располагаются несколько лепестков. Это наблюдается почти у всех плодовых деревьев во время их цветения весной.
Лепестки, пестики, чашелистики отличаются удивительным разнообразием формы, и в их строении можно подметить необычные для человека композиционные открытия, где симметрия своей «зеркальностью» поражает воображение.
Рисование цветов связано с изучением законов для творческих интерпретаций в области декоративно-прикладного искусства, а также с постижением принципов природного формообразования.
Рисуя цветы с натуры, нужно обращать внимание на то, как эти растения группируются: располагаются на стебле, растут большими группами в форме шара или цилиндра и т.д.
Рисуя цветы, нужно придерживаться принципов изображения: сначала общее очертание, затем наметка пропорций, пространственное расположение элементов и далее детальная проработка изображения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Интернет источники:
1. http://art-grd.com/clubs/26_nabrosok-zarisovka-yeskiz.html
2. http://oformitelblok.ru/typespicture.html
1. Основы рисунка - А. Ф. Шембель; Издательство: Высшая школа; Год: 1994
2. Гомзякова Е.Л. Пространство в учебном рисунке // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 06. – ART 14582. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14582.htm. – ISSN 2304-120X.
3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки [Текст]:учеб. пособие для студентов / А.О. Барщ. –М.: Искусство, 1970. – 166 с.
4. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки [Текст]:пособие для студентов / В.С. Кузин. –2-е изд., стер. –М.: издательский центр «Академия», 2013. – 232 с.
5. Павлов И.П. Полное собрание трудов [Текст] / И.П. Павлов. – 2 изд., т. III. – М.-Л.: Академия наук СССР, 1951. – 439 с.
6. Савинов А.М. Методические принципы академического рисунка при подготовке дизайнеров / А. М. Савинов // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 06. – ART 14571. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14571.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (0,56 п.л.).
Приложение А
Рис.
1 Эскиз перспективы заднего плана картины «Поклонение волхвов» (Леонардо да
Винчи).
Рис. 2 Геометрическое построение линейной перспективы в чертеже Рафаеля Араужо (Rafael Araujo).
Рис.3 Аксонометрическая перспектива
Рис. 4 Обратная перспектива
Рис.5 Сферическая перспектива.
Рис. 6 Перцептивная перспектива
Рис.7 Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу" 1837 г.
Рис.
8 Илья Ефимович Репин «Не ждали». 1884—1888 гг.
Рис. 9 Левитан, Исаак Ильич. Эскиз к картине "Летний вечер" 1899 г.