23 мая стартовал основной период государственной итоговой аттестации в 11-х классах. Некоторые выпускники, сосредоточенные на подготовке к экзаменам, могут избегать общения с друзьями и семьей, что приводит к чувству одиночества и ухудшению психоэмоционального состояния. О том, как родителям и педагогам поддержать детей в этот период, федеральному порталу «Российское образование» рассказала Елена Карапетрова, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Азовского государственного педагогического университета (Запорожская область).
«Прежде всего, важно активно слушать подростков, стараться понять их переживания и страхи перед экзаменами. Это помогает ребятам почувствовать себя услышанными и поддерживаемыми. Родителям стоит избегать завышенных ожиданий, поскольку избыточное давление способно усилить стресс. Разговор о важности экзаменов лучше вести спокойно, подчеркивая значимость процесса подготовки и личного роста, а не только конечных результатов. Следует также напомнить подросткам, что экзамены – лишь один из путей к достижению целей, ведь существует множество альтернативных способов добиться успеха», – отметила Елена Карапетрова.
Эксперт обратила внимание на то, что постоянное подчеркивание важности экзаменов и требование исключительно высоких баллов порождают у детей стресс и боязнь неудачи. Регулярные сравнения ученика с одноклассниками снижают его уверенность в себе и вызывают чувство собственной несостоятельности. При этом недостаточное участие взрослых в учебном процессе лишает школьника ощущения заботы и поддержки, а оценка знаний без пояснения ошибок и советов по улучшению мешает развитию мотивации.
Елена Карапетова также сделала акцент на необходимости внимательного подхода и комплексной работы педагогов при подготовке учеников к ЕГЭ. Она добавила, что внимательность, понимание и грамотная организация учебного процесса способны эффективно снижать уровень стресса и повышать уверенность старшеклассников.
«Для создания комфортной среды рекомендуется поддерживать открытое общение, проявлять эмпатию, составлять сбалансированные расписания, давать регулярные позитивные отзывы и показывать реальные примеры успеха, а также обеспечить удобное и функциональное учебное пространство», – сказала она.
В перечень организаций, подведомственных Минпросвещения России, входят 36 педвузов, в их числе Азовский государственный педагогический университет.
Ознакомиться с датами основного периода проведения ЕГЭ в 2025 году можно на официальном сайте Министерства просвещения РФ.
Источник: edu.ru