Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Кафедра философии
Направление подготовки бакалавров
39.03.03. «Организация работы с молодежью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «История и современное состояние молодежной политики за рубежом»
Тема «Патриотическое воспитание молодежи
в Соединенных Штатах Америки»
Студент Федотова Надежда Сергеевна, 2 курс,
направление «Организация работы с молодежью»
Научный руководитель кандидат философских наук, доцент кафедры философии ______________ Малкова Елена Вячеславовна
Пермь, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. |
|
Введение |
3 |
Глава I. Патриотизм, его сущность и виды |
6 |
1.1 Патриотизм: этимология и история понятия |
6 |
1.2 Сущность патриотизма, его виды, элементы и функции |
9 |
1.3 Понятие патриотического воспитания, его компоненты и методы |
14 |
Глава II. Патриотическое воспитание молодежи США на современном этапе развития общества |
17 |
2.1 Ценность патриотического воспитания молодежи Соединенных Штатов Америки |
17 |
2.2 Система патриотического воспитания молодежи в США |
19 |
Заключение |
23 |
Список использованных источников |
25 |
Приложение 1 |
27 |
Приложение 2 |
29 |
ВВЕДЕНИЕ
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше…это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Толстой А.Н.
Любовь к Родине, соблюдение правовых и морально-нравственных норм своей страны, уважение к традициям и культурному наследию своей наций – все это является целью патриотического воспитания подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание молодежи – глобальный вопрос современности, потому он рассматривается и на государственном уровне. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач современности. Почти в каждом государстве мира существуют целые программы патриотического воспитания молодежи.
Патриотизм – одна из наиболее важных и значимых ценностей, является «фундаментом» для каждого государства, основой его жизнеспособности. В «новых» социально-экономических и геополитических условиях происходит пересмотр духовно – нравственных ценностей. Не истинный характер в умах молодежи сейчас носят такие понятия, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг Родине, честность и честь, самоотверженность. Через средства массовой информации и «новое» искусство молодым людям приводятся в качестве эталонных далеко не лучшие образцы массовой культуры и морально – нравственных ценностей. У молодых людей все более равнодушное отношение к своей Родине, негативное отношение к государству и согражданам, проживающим в других регионах нашей страны…
Патриотическое воспитание молодых людей всегда являлось одной из важнейших задач государственной политики во все времена не только в Российской Федерации, но и в таких странах Европы, как Франция и Германия, Италия и Испания, ну и, конечно, Соединенные Штаты Америки. Патриотизму уделялось внимание, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в школах и колледжах, а вот, к сожалению, на следующей ступени образования все меньше времени отводится патриотическому воспитанию молодежи. Воспитание патриотизма должно, на наш взгляд, быть совокупным, должно присутствовать в жизни человека, как на ранних стадиях социализации, так и в более зрелом возрасте, если это необходимо.
Проблема патриотического воспитания молодежи в США, как и в любой другой стране, была и остается актуальным вопросом в рамках воспитания молодого поколения. Патриотизм как явление преимущественно положительно воспринимается в большинстве государств современного общества. И следует отметить, что в последнее время моральная ценность патриотизма становится только выше и во многих странах на лицо рост патриотических настроений.
Цель курсовой работы – выявление форм, методов и подходов к формированию патриотизма в молодежной среде США на современном этапе развития общества.
Задачи:
- дать определение понятиям: патриотизм и патриотическое воспитание;
- определить сущность и виды патриотизма, его элементы и функции;
- выявить аспекты исторического развития патриотического воспитания в Соединенных Штатах Америки;
- выявить формы и методы патриотического воспитания молодежи в США в современном обществе.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания молодых людей в США.
Предмет исследования – скаутские организации как субъект патриотического воспитания молодежи.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение 1, приложение 2.
Глава I. Патриотизм, его сущность и виды
1.1 Патриотизм: этимология и история понятия
Значение, понимание и использование терминов «патриотизм» и «патриот» менялось с ходом веков в каждой стране, но следует отметить, что развитие патриотизма и гражданственности всегда считалось одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и стабильного развития государства.
Понятие «патриотизм» большинство источников относят к расцвету греческой культуры времен античности. Слово «патриотизм» происходит от греческого πατριώτης — соотечественник или πατρίς — отечество. Если рассуждать о том, что представляет языковая и смысловая основа, отталкиваясь от его греческого происхождения, данное понятие можно трактовать как любовь и преданность отечеству. Из этого можно вывести расширенное определение этому термину: патриотизм - это политический принцип, связанный с общественной необходимостью, содержанием которой является поддержка большинством населения какой-либо цивилизации или государства такого мировоззрения у людей, чтобы для них приоритетным была любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, из чего следует неуклонное стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Следует отметить, что толкование данного понятия отличается контекстуально в связи с различным территориальным расположением государств и стран, менталитетом их жителей, ну и, конечно же, с различной политической идеологией. Интересы целых цивилизаций и государств пока исторически никому до конца не удавалось загнать в рамки унифицированного списка «вечных ценностей», на основе которых можно было бы сформировать некое «стандартное» мировоззрение для людей. Исторически сложилось, что каждая цивилизация или даже государство всегда имело свой набор мировоззренческих ценностей, которые являлись и являются до сих пор основой понимания патриотизма в этих регионах. Именно поэтому понятие патриотизма большинство современных государств и цивилизаций взяли от греков, но содержание и понимание каждая цивилизация и каждое государство вкладывает своё, специфическое. Так же следует отметить, что и каждый человек на всей планете в понятие патриотизм может вложить что-то свое, сугубо личное и индивидуальное, то, что, может быть, соответствует лишь его мировоззрению.
Например, в понятие «патриотизм» в Германии: патриотизм (patriotismus) – это эмоциональная привязанность к своей нации. Эту связь можно так же охарактеризовать, как национальные чувства и Национальная гордость. В Великобритании следующее понимание патриотизма (patriotism): это культурная привязанность к Родине и преданность своей стране. Франция и ее жители понятие патриотизм («le patriotisme») наполняют «своим» смыслом: это чувство глубокой привязанности и преданности к родине, часто с желанием защищать ее в случае военного вторжения извне.
В СССР патриотизм был неотъемлемой частью идеологии и политического строя. Вот как трактовал понятие «патриотизм» вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ульянов (Ленин): «Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств».
В современном же российском обществе патриотизм понимают и дают ему тождественные определения, но если более детально рассмотреть понятие, то каждое понятие вложено нечто специфическое. В различных источниках (словарях и энциклопедиях) мы нашли более десяти определений термину «патриотизм». Вот некоторые из них:
1. Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. [Ушаков, Толковый словарь современного русского языка, 2013. С. 471]
2. Патриотизм – нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. [Кузнецов, Словарь философских терминов, 2010. С. 408]
3. Патриотизм - моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости успехам и достижениям, уважении ее исторического прошлого, культурных традиций, готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за независимость и свободу своей Родины. [Ожегов, Шведова, Толковый словарь русского языка, 2010. С. 496]
4. Патриотизм - общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и чувств, называемом любовью к Родине. Это одно из наиболее глубоких чувств, включающее заботу об интересах и исторических судьбах страны, готовность ради них к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с врагами; гордость достижениями своей страны; сочувствие к страданиям народа и переживание за социальные пороки общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к родному городу, деревне, стране в целом. [Прохоров, Большой энциклопедический словарь, 2008. С. 856]
Казалось бы, одно и то же определение. Но каждый автор привнес в него что – то свое, индивидуальное. Один автор рассматривает патриотизм как сугубо нравственная вещь, в другом – нравственно-политический принцип. Прохоров расценивает данное понятие как принцип общественный и нравственный, а в словаре Ожегова патриотизм – моральная позиция человека.
Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, считает, что «патриотизм» -это не только с уважением и любовью относиться к своей родине и ее истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего, служить обществу и стране».
1.2 Сущность патриотизма, его элементы, виды и функции.
Выявление сущности патриотизма – немаловажный процесс. Он позволяет раскрыть главный смысл данного понятия, помогает определить отличие «патриотизма» от других качеств личности.
Анализ философской, исторической и психологической литературы позволил Н.В. Адаевой в своей статье «К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи» выделить сущность патриотизма как духовно-нравственное, политическое, социально-гуманистическое и национальное его проявление.[1]
Духовно-нравственная сущность патриотизма проявляется в возвышенных чувствах к Отечеству, в совершенствовании каждого человека и нравственном возрождении общества в целом.
Политическая сущность – реальные дела граждан, которые способствуют стабилизации и интеграции, а так же сохранению и укреплению политической власти.
Социально-гуманистическая сущность патриотизма – потребности, стремления, мотивы, направленные на удовлетворение интересов народа и общества, личности, уважение достоинства и прав человека.
Национальная сущность – проявление через национальные обычаи, традиции, культура.
Выделенные сущности патриотизма – внешние, взаимодействующие с социумом. А вот внутренняя сущность патриотизма представлена как взаимосвязи между составными частями патриотизма: патриотические знания, сознание, чувства, потребности, убеждения, патриотическую деятельность и поведение.
Патриотическое знание, сознание и мировоззрение можно интегрировать в одно более широкое понятие – патриотическое мировоззрение. Степень усвоения знаний может быть разной, в зависимости от того, какого отношение к ним, их осмысленность и осознанность. Осознание и осмысление, в свою очередь, формируют патриотическое сознание. Данный вид сознания включает в себя следующие компоненты: осмысление морального долга человека и ответственности за свои действия и поступки, понимание общечеловеческих морально-нравственных ценностей. Но следует понимать, что полученные знания могут стать лишь воззрениями человека. А в процессе осознания и осмысления их ценности появляется готовность применять полученные знания на практике и в повседневной жизни – таким образом, полученные знания переходят в мировоззрение. Но формирование патриотического мировоззрения невозможно без чувств, вызванных фактами и знаниями, людьми и обществом.
Выделяют следующие патриотические потребности: проявление интереса к историческому и культурному наследию своей страны, потребность и стремление беречь честь и достоинство своего государства. Адаева считает, что потребности, в том числе патриотические, лежат в основе мотивов и формируют их. А сформированный патриотизм предполагает, в свою очередь, длительную и устойчивую мотивацию. Следовательно, по мнению автора, совокупность патриотических потребностей и мотивов образуют патриотическую направленность личности – новую структурную единицу патриотизма.[2]
Патриотическое поведение выступает внешним выражением внутреннего «я» (усвоенных и осознанных знаний, ценностей и идеалов). Патриотическое поведение – это и есть различная патриотическая деятельность личности, направленная на благо Родины и общества.
Следует отметить, что каждая структурная единица патриотизма находится во взаимодействии с другими элементами и непосредственно связана с каждым из них:
1. Глубоко прочувствованное патриотическое мировоззрение побуждает к действию в определенном направлении, таким образом, определяет направленность личности;
2. Патриотическая направленность личности – основа всякого поведения;
3. Патриотическое поведение – это внешнее выражение мировоззрения.
В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Понимания любви к Родине любовью к государству. А.Н. Вырщиковым были выделены следующие, наиболее крупные, разновидности патриотизма[3]:
1. Государственный (державный) патриотизм. Идея служения государству – наивысшая идея. Государственные интересы приоритетны над личными, частными интересами граждан.
Для развития такого вида патриотизма абсолютно необходимо знать историю своего государства, воспитывать соответствующее правосознание в умах, особенно, подрастающего поколения, взаимное уважение прав гражданина и государства.
2. Патриотизм как социально-психологический феномен. Он представлен в большей степени на эмоционально-чувственном уровне.
В основе такого патриотизма лежат понятия: Родина, Отечество, Отчизна… данный вид раскрывает духовную основу этого чувства.
3. Национальный патриотизм. В основе – история и культура конкретного народа конкретного государства.
Любовь к своей земле, к своему народу, цивилизации. Защита ее самобытности и политического строя, знание культурных и исторических ценностей, традиций и обычаев, передающихся из поколения в поколение и уважение к ним. Все это – условия формирования осознанной национальной идентичности, гордости за свой народ, свою нацию, бережное отношение к ценностям своего народа и желание преумножать их.
4. Местный патриотизм – непосредственно связан с «малой Родиной». Проявляется в любви к родным местам, знакомым с детства, тому месту, где человек родился и вырос. Эти чувства невозможны без осознания, в первую очередь, духовной связи с «малой Родиной».
Процесс формирования местного патриотизма начинается в семье, целенаправленный и систематический характер приобретает в школе (процесс патриотического воспитания).
В том числе, к разновидностям патриотизма относят:
1. Конституционныйпатриотизм направлен на защиту конституционного строя.
2. Общинныйпатриотизм направлен на поддержку какой-то общности, её традиций и особенностей.
3. Либеральный патриотизм направлен в основном на защиту права граждан самовыражаться и своевольничать в каком-либо государстве, невзирая на национальные особенности, на политический строй, на власть.
4. Национал-патриотизм направлен на возвышение какой-то нации над другими, как живущими в этом государстве, так и вне его. Сопровождается агрессивным отношением к другим национальностям и государствам.
5. Интернациональныйпатриотизм основан на какой-либо общественно значимой идее и направлен на поддержку глобального порядка вне национальных особенностей, входящих в глобальную общность народов.
Что касается выделения функций, Минаков В.А. в своей научной работе «К вопросу о методологии исследования патриотизма» предложил 6 основных функций, характерных для патриотизма[4]:
1. Интеграционная / Консолидирующая – обеспечивает единство этнической, социальной, политической составляющих общности людей – Отечества.
2. Дифференцирующая – обособление Отечества. При этом такое разграничение предполагает идентификацию, как личности, так и общности, принимая (или отторгая) те или иные социальные ценности.
3. Информационно-ориентировочная. Эта функция напрямую связана с нравственностью личности, она позволяет ориентироваться в сложной среде социальных ценностей.
4. Мобильно-побудительная – осознание преданного отношения к Отечеству – одновременно вдохновляет человека преодолевать трудности и достигать конкретных результатов в патриотической деятельности.
5. Регулятивно-оценочная – способность определять соответствие своего поведения интересам Отечества.
6. Воспитательная функция – воздействие патриотизма на сознание и поведение людей, формируя у них соответствующие оценки общественных явлений, политических процессов с точки зрения их влияния на интересы Родины.
1.3 Понятие патриотического воспитания, его компоненты и методы
Сущность патриотического воспитания менялась в зависимости от социально-исторических условий, образовательно-культурной политики и других особенностей развития общества.
Адаевой, в научной статье, были определены интеллектуально–эмоциональный, потребностно–мотивационный и деятельностный компоненты патриотического воспитания[5]. Содержание патриотического воспитания с учетом основных направлений и компонентов представлено в таблице (Приложение 1).
Следует отметить, что в современной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». В.И. Лутовинов: «Патриотическое воспитание – динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма». Но, по нашему мнению, не всегда такого рода воздействие приводит к желаемому результату.
Л.Д. Столяренко и И.Ф. Харламов подходили к определению патриотического воспитания со стороны деятельностного подхода, определяя его как «целенаправленный процесс включения в различные виды работы, связанной по содержанию с развитием патриотизма».
Автор статьи «К пониманию сущности понятия патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи», Н.В. Адаева, сформулировала свое определение патриотического воспитания: « <...> это специально организованный, педагогически целесообразный процесс взаимодействия людей в различных видах деятельности, направленной на формирования патриотизма».
Л.Н. Буйлова – автор статьи «Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования» выделяет следующие методы патриотического воспитания[6]:
1. Метод убеждения включает разъяснение и убеждение на собственном опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка молодого человека в позицию полноправного участника процесса, т.е. активного субъекта).
2. Метод пробуждения: увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций, которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).
3. Метод приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).
Первый метод включает в себя многообразные формы общепатриотического характера, которые используются в условиях образовательного и воспитательного процесса, на факультетах, курсах, секциях и др.; беседы, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.
Второй метод менее разнообразен и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, включают ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические объединения, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Третий метод – наиболее перспективные формы военно-патриотического воспитания, к которым относятся такие формы, как военно-спортивный оздоровительный лагерь, учебные сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности.
Глава II. Патриотическое воспитание молодежи США на современном этапе развития общества
2.1 Ценность патриотизма среди молодежи Соединенных Штатов Америки
В современном мире все ведущие государства уделяют патриотическому образованию подрастающего поколения огромное внимание. В Соединенных Штатах Америки, как и во многих странах, патриотическое воспитание молодых людей – немаловажный момент образования.
Следует отметить, что здесь оно ценится особенно высоко. Американцы очень сильно любят родину и бережно хранят память об истории своего государства.
Патриотизм населения США находится на очень высоком уровне, несмотря на некоторое снижение показателей. По данным опроса агентства Гэллап Пол, уровень патриотизма США в сравнении 2002 и 2013 годов снизился на 7 % (с 92 до 85)[7]. Вместе с тем, патриотизм в США не является чем-то монолитным и односложным, а состоит из разных компонентов.
Патриотизм в США не имеет этнической, национальной или языковой основы. США – многонациональное государство, на территории государства проживают представители почти всех национальностей, и американцы ценят возможность соприкосновения с другими культурами. В образовательных учреждениях, где обучается большое количество иностранцев, проводятся международные дни и недели, в ходе которых желающие могут продемонстрировать свои национальные костюмы и рассказать о своих культурных традициях. Здоровый патриотизм других народов вызывает у американцев уважение.
Основой патриотизма в США служат конституционные права и свободы. Американцы считают, что осуществление своих прав – это очень патриотично. Это дает возможность открыто критиковать власть, добиваясь изменений политических веяний, и мобилизовать других граждан для решения общих проблем. Пожалуй, нет такой страны, где общество подвергает власть такой жёсткой и нелицеприятной критике как в США. Согласно первой поправке к Конституции, принятой в 1791 году, не допускается принятие законов, которые могут ограничивать права на свободу слова, прессы, собраний, вероисповедания.
Тема патриотизма занимает постоянное место в политике страны и жизни ее граждан.
Одним из ярких элементом патриотизма в США является государственная символика. Государственный флаг – наиболее узнаваемый символ США. По всей стране можно встретить огромное количество флагов в любом виде и в любом месте. Каждый штат также обладает своим флагом. Жители штатов почитают одинаково флаг и своей страны, и своего штата и вывешивают их рядом. Политические деятели всегда выставляют в своих офисах рядом с флагом США флаг своего штата, подчёркивая свою приверженность интересам своих избирателей. Гимн США - «The Star-Spangled Banner», написанный в честь американского флага во время осады британцами форта Макгенри в 1812 году, традиционно исполняется во время значимых общественных и спортивных мероприятий.
С раннего детства американцы получают важную воспитательную установку о социальном продвижении личности: каждый может стать тем, кем пожелает, в том числе президентом страны. Понятно, что в конечном итоге это дано единицам. Но такая установка помогает формировать чувство сопричастности к судьбе страны, ответственность за происходящее на местном и национальном уровне, желание участвовать в общественных инициативах.
2.2 Система патриотического воспитания молодежи в США
Патриотическое воспитание – это формирование патриотического сознания (знаний, взглядов, убеждений, суждений, оценок, идеалов), морально-волевых черт характера (намерения, установки, мотивация, решения) и ориентированного поведения (действия и поступки, навыки и привычки) граждан.
Основные составляющие патриотизма в США:
1. Реализация прав и свобод по Конституции США.
2. Государственная символика, которая ценится и признается всеми американцами.
3. Голосование на выборах, участие в общественной деятельности.
4. Свободная от патриотизма академическая сфера, чтобы не препятствовать критическому осмыслению фактов и процессов.
5. Президент, которым можно гордиться.
6. Поддержка военнослужащих, вне зависимости от правильности политики правительства США.
7. Каждый может стать тем, кем пожелает.
Патриотическое воспитание в сфере образования в США начинается рано. С первого класса в школах перед началом занятий ученики ежедневно произносят Клятву в верности флагу:
«Я клянусь в верности флагу Соединенных Штатов Америки и Республике, которую он символизирует, одной Нации под Богом, неделимой, со свободой и справедливостью для всех».
Как это часто бывает, в США такая практика не является повсеместной. В некоторых штатах Клятву не произносят вообще, в некоторых раз в месяц, в некоторых школах её произносят ученики только начальных классов.
Центральными идеями патриотизма в школах США служат принципы свободы, равенства и справедливости. Качествами характера патриота являются мужество, ответственность, благодарность перед основателями и самопожертвование во имя общего блага.
Академическая сфера в США стремится быть свободной не только от системного патриотического воспитания как части учебного процесса, но и от того, чтобы патриотизм упоминался вообще. В этом случае патриотизм рассматривается как препятствие для критического подхода к оценке вопросов внешней и внутренней политики, в том числе, действующего президента и всех ветвей власти.
Следует отметить, то, что в других странах понимают под «патриотическим воспитанием», военные теоретики США чаще всего обозначают такими категориями, как «политическое образование», «формирование морального духа» и т.д. Это подтверждает мысль о том, что этот процесс патриотического воспитания в США целесообразно рассматривать как целенаправленную, преднамеренную деятельность государственных и общественных организаций и институтов в работе с молодежью по формированию и развитию личности молодого человека как гражданина-патриота своей страны и побуждению его к самосовершенствованию и саморазвитию.
Важным институтом проявления и развития патриотизма в США остаются Вооружённые Силы. После терактов 11 сентября 2001 года в стране произошёл значительный всплеск патриотизма, поток желающих присоединиться к вооруженным силам страны значительно вырос. В последние годы наблюдается некоторое размытие патриотизма в вооруженных силах. Тем не менее, 87 % американцев продолжают считать, что служба в Вооруженных Силах США – это патриотично.
Важнейшей патриотической задачей является воспитание национально - государственного самосознания, гордости за принадлежность к вооруженным силам США – «оплоту демократии во всем мире», лояльности к правительству страны и ее президенту. Система патриотического воспитания личного состава вооруженных сил США представляет собой диалектическое единство следующих ее структурных элементов:
а) главной цели воспитания;
б) ее субъекта;
в) объекта воспитания;
г) основных направлений воспитания военнослужащих;
д) форм воспитательной работы;
е) ее методов;
ж) средств воспитания.
К основным формам воспитательной работы патриотической направленности в вооруженных силах США относятся[8]:
а) еженедельные групповые занятия по программам: «Командная информация», «Моральное наследство и человеческое самосовершенствование», «Равные возможности»;
б) религиозные мероприятия («Час капеллана», богослужения, индивидуальные пасторские беседы и т.д.);
в) встречи с представителями НАТО, «Вечера боевой дружбы»;
г) празднование дня вооруженных сил США;
д) соревнования за право называться лучшим солдатом месяца (квартала, года) и др.
Отношение к военным в США глубоко уважительное. Каждый политик в предвыборных выступлениях обязательно упоминает интересы «мужчин и женщин в униформе», которые защищают страну и её национальные интересы. Американцы не переносят на военных критические оценки в адрес руководства страны. Заметим, что американские военные получают значительную поддержку после выхода со службы. Одной из наиболее ценных видов поддержки являются льготы по оплате высшего образования. Поэтому среди студентов можно часто встретить ветеранов, большинство из которых прошли Ирак и Афганистан. Нередко встречаются и девушки – студентки, служившие в вооруженных силах: армии, военной полиции, военной разведке, войсках специального назначения... Ежегодно в ноябре американские университеты отдают должное таким студентам. Для участия прибывают высокопоставленные военные, полноформатный военный оркестр, проводится торжественная церемония поднятия флага и чествования всех родов войск.
Голосование на выборах, а тем самым проявление своей политической активности и причастности к выбору будущего для своей страны, также считается проявлением патриотизма, когда граждане имеют возможность влиять на выбор руководителей государства и штатов. Вместе с тем, участие американцев не отличается высокой активностью. На президентских выборах 2012 количество проголосовавших избирателей составило 54,87%[9]. Для сравнения в 2008 году, когда Барак Обама был избран на первый срок, проголосовали 63% избирателей, что стало самым высоким показателем с 1960 года.
Также, немаловажным фактом остается то, что живым символом государства и источником патриотизма является президент Соединенных Штатов Америки.
Американцы гордятся своими президентами, даже если их есть за что критиковать. Президентов тщательно изучают и не только их деятельность до, во время и после президентства. Для американцев важно видеть человеческую сторону своих президентов. Благодаря тому, что в США существует ограничение сроков для одного человека на посту президента, новые имена и новые биографии обеспечены – изучение руководителя государства всегда будет иметь новое продолжение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В новых социально – экономических условиях всего мира вопрос воспитания у молодых людей чувств патриотизма и любви к Родине является предметом глобального интереса. В Великобритании, Германии, Италии, России, США …
В первой главе работы было дано определение понятиям «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Были выявлены виды патриотизма и его элементы, обозначены функции патриотизма. Также были выявлены компоненты патриотического воспитания молодежи и его методы. Патриотизм - это политический принцип, связанный с общественной необходимостью, содержанием которой является поддержка большинством населения какой-либо цивилизации или государства такого мировоззрения у людей, чтобы для них приоритетным была любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, из чего следует неуклонное стремление защищать интересы Родины и своего народа. Патриотическое воспитание – динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма.
Во второй главе работы было выяснено, насколько ценным явлением является патриотизм и патриотическое воспитание для Соединенных Штатов Америки. Какое место он занимает в политической государственной системе страны, имеет ли он место быть. Уровень патриотизма населения США находится на очень высоком уровне. По данным опроса агентства Гэллап Пол, уровень патриотизма в США в 2013 году составил 85%. Также сделан акцент на основных элементах патриотизма. Выделены такие основные составляющие патриотизма, как реализация прав и свобод по Конституции США; государственная символика, которая ценится и признается всеми американцами; голосование на выборах, участие в общественной деятельности; свободная от патриотизма академическая сфера, чтобы не препятствовать критическому осмыслению фактов и процессов; президент, которым можно гордиться; поддержка военнослужащих, вне зависимости от правильности политики правительства США; каждый может стать тем, кем пожелает. Рассматривается, в том числе, и процесс реализации патриотического воспитания в различных социальных институтах: школе, академической сфере, вооруженных силах страны и политической активности самого молодого человека.
Следует отметить, что не только в Соединенных Штатах Америки, но и в России в последнее десятилетие вопросы патриотического воспитания и патриотизма стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах государства. За последние 15 лет было принято три Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы; 2006 – 2010 годы; 2011 – 2015 годы». На сегодняшний момент на всеобщее обсуждение вынесена новая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы». А так же разработаны «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».
Несмотря на то, что вышеперечисленные официальные документы четко очерчивают понятие патриотизма и его роль на современном этапе развития российской государственности, стоит предположить, что в общественном сознании отношение к данному понятию далеко от однозначного. Это предстоит выяснить в следующей курсовой работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная и дополнительная литература:
1. Абдрашитова, Т.А., Оспанова, Я.Н. Передовой опыт по патриотическому воспитанию граждан / Т.А. Абдрашитова, Я.Н. Оспанова // Методическое пособие. – Астана: ТОО «Агроиздат», 2009. – 236 с.
2. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н.В. Адаева // Человек и образование №1 (30), 2012. – С. 130-134.
3. Бочинин. А.В. Механизм применения «закона о патриотизме» в прессе США в 2010-2013 гг. (на примере газет «Вашингтон Пост», «Вашингтон Таймс» и «Нью-Йорк Таймс») / А.В. Бочинин // МЕДИ@ЛЬМАНАХ №3, 2015. – С. 52 – 63,
4. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодежи / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
5. Голунов, С.В. Патриотическое воспитание: за и против / С.В. Голунов // Вопросы образования №3, 2012. – С. 258-274.
6. Кузнецов, В.И. Словарь философских терминов / В.И. Кузнецов – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 730 с.
7. Минаков, В.А. К вопросу о методологии исследования патриотизма / В.А. Минаков // Научный журнал «Вестник Бурятского государственного университета» №14, 2010. – С. 67-70.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – Москва: Азбуковник, 2010. – 944 с.
9. Пелевина Н.Г., Дьяченко А.С. Национально-культурная специфика концепта «патриотизм» и средства его репрезентации в американской публицистике / Н.Г. Пелевина, А.С. Дьяченко // Мир науки, культуры, образования №3 (40), 2013. – С. 255 – 258.
10. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров – Москва, 2008. - 1632 с.
11. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков – Москва: Аделант, 2013. – 800 с.
Интернет-источники:
1. Академия Управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития прогнозно-аналитический центр. Что такое «патриотизм» // Солдаты России: журнал достойных, 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soldatru.ru/art/art/art61.php (доступно на 17.05.2015 года).
2. Буйлова, Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования, 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://dopedu.ru/stati/152-2012-05-23-19-14-02.html (доступно на 18.05.2015 года).
3. U.S.News & world report [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usnews.com/news/blogs/ken-walshs-washington/2013/07/05/us-patriotism-slipping (доступно на 10.10.2015 года).
4. Federal Election Commission Washington, D.C. July 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fec.gov/pubrec/fe2012/federalelections2012.pdf (доступно на 10.10.2015 года).
Приложение 1
Таблица
Адаева Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи
Содержание патриотического воспитания
Направления |
Компоненты |
||
Интеллектуально-эмоциональный |
Потребностно-мотивационный |
Деятельностный |
|
Духовно-нравственное |
-Знание и уважение религиозных традиций и праздников; -Знание, понимание и уважение нравственных ценностей; -Чувство долга, ответственности перед страной, обществом. |
-Стремление к идеалам человечества. |
-Посещение святых мест, храмов, религиозных обрядов; -Проявление нравственных качеств; -Борьба за нравственное самосовершенствование; -Нравственная оседлость; -Самовоспитание. |
Политическое |
-Знание и уважение политической структуры общества; -Представления о патриотических ценностях; Знание и уважение законов, политического строя и учреждений; -Преданность государству до самоотвержения. |
-Стремление содействовать всем благим начинаниям власти; -Проявление интереса и истории и культуре своего государства; -Готовность встать на защиту своего государства, его свободы и независимости. |
-Выполнение гражданских и политических обязанностей; -Политическая активность; -Укрепление экономической и политической мощи своего государства; -Законопослушание. |
Социально-гуманистическое |
-Знание и оперирование понятиями историко-культурной и гражданско-правовой направленности; -Уважение к малой Родине; -Уважение к любому труду. |
-Стремление жить в согласии с обществом; -Стремление помогать ближним; -Стремление и желание трудиться и служить на блага Отечества; -Желание просветить и возвеличить Родину. |
-Деятельность во имя общего блага; -Проявление сострадания, сочувствия, сопереживания; -Бережное отношение к природе; -«Братская» любовь ко всем национальностям. |
Национальное |
-Знание русской литературы и истории, русского языка и национальной географии; -Знание национальных обычаев и традиций; -Гордость за национальную культуру; -Знание национальных особенностей родины. |
-Стремление сохранить нацию; -Стремление к национальным идеалам. |
-Бережное отношение к национальной культуре и традициям. |
Приложение 2
Таблица
Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования
Методы патриотического воспитания и их свойства
№ |
Методы |
Характеристика методов |
Свойства методов |
1 |
Убеждения |
Короткое разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте, обсуждение собственного опыта и опыта других, спор, дискуссия, полемика. |
Постановка молодого человека в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а субъект, сам принимает активное участие в их использовании |
2 |
Побуждения |
Увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование, напоминание и др. |
Формирование высоко значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству. Разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют развитию всех сторон личности, становлению и развитию патриотической направленности личности. |
3 |
Приучения |
Творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример. |
На основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируются отношения к разным сторонам жизни, складывается патриотическое видение мира. |
[1] Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н.В. Адаева // Человек и образование №1 (30), 2012. – С. 130-134.
[2] Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н.В. Адаева // Человек и образование №1 (30), 2012. – С. 130-134.
[3] Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодежи / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
[4] Минаков, В.А. К вопросу о методологии исследования патриотизма / В.А. Минаков // Научный журнал «Вестник Бурятского государственного университета» №14, 2010. – С. 67-70.
[5] Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н.В. Адаева // Человек и образование №1 (30), 2012. – С. 130-134.
[6] Буйлова, Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования, 2012 [Электронный ресурс].
[7] http://www.usnews.com/news/blogs/ken-walshs-washington/2013/07/05/us-patriotism-slipping
U.S.News & world report [Электронный ресурс]
[8] Абдрашитова, Т.А., Оспанова, Я.Н. Передовой опыт по патриотическому воспитанию граждан / Т.А. Абдрашитова, Я.Н. Оспанова // Методическое пособие. – Астана: ТОО «Агроиздат», 2009. - с. 58.
[9] http://www.fec.gov/pubrec/fe2012/federalelections2012.pdf -
Federal Election Commission Washington, D.C. July 2013 [Электронный ресурс]