Наименьшие радиусы кривизны проектной линии в соответствии с таблицей
Категория дороги |
Наибольший продольный уклон, ‰ |
Наименьший радиус кривизны, м |
|
Выпуклой кривой |
Вогнутой кривой |
||
I-а |
40 |
25000 |
8000 |
I-б, I-в, II |
40 |
15000 |
6000 |
III |
50 |
8000 |
4000 |
IV |
60 |
4000 |
2500 |
V |
70 |
1500 |
1500 |
При первом типе местности (сухие места) требуемая высота насыпи определяется по обеспечению снегонезаностимости на открытых участках:
,
где hсн,5% – расчетная высота снега в данной местности с вероятностью превышения 5% (рекомендуется принимать 0,4 – 0,5м в Витебской и Гродненской областях, 0,6м – в Гомельской и Минской, 0,6 – 0,7 – в Витебской и Могилевской);
∆h – запас высоты насыпи над снежным покровом для размещения сбрасываемого с дороги снега и увеличения скорости снежного потока над дорогой, равный 1,2м – для дорог I-а категории; 1,0м для дорог I-б, I-в категорий; 0,7м – для II; 0,6м – для III; 0,5м – для IV и V;
b – ширина проезжей части дороги II – V категории или проезжей части одного направления дороги I категории;
а – ширина обочины;
с – ширина укрепленной полосы (при наличии переходно-скоростных полос принять с=0,25м);
in, i0 – поперечный уклон проезжей части и обочины.
Для 2 типа местности руководящая рабочая отметка (минимальная высота насыпи) определяется по обеспечению хорошего водного режима земляного полотна:
,
где hmin,2– минимальное возвышение низа дорожной одежды над поверхностью земли с необеспеченным стоком (hmin,2).
Hд.о – толщина дорожной одежды
b, in – ширина и поперечный уклон проезжей части;
H0 – глубина залегания воды.
Минимальная отметка проектной линии у труб определяется по двум условиям:
а) по минимальной засыпке трубы грунтом (до устройства дорожной одежды) не менее 0,5м:
где Hтр – отметка лотка трубы (в курсовом проекте принимается равной черной отметке);
d – внутренний диаметр круглой трубы или высота прямоугольной (в курсовом проекте может быть принята равной 1,0м для III, IV, V категорий дорог и 1,2м для дорог II и I категорий).
t – толщина стенки верха трубы (t=0,1м);
hД.О. – толщина дорожной одежды (по заданию);
in – поперечный уклон проезжей части;
б) по возвышению бровки обочины hб над уровнем воды (УПВ), равное 0,5м при безнапорном режиме протекания воды:
В нижнем уровне проходит дорога III категории – принимаем трехпролетный балочный путепровод.
Минимальная отметка проектной линии на трехпролетном путепроводе определяется по формуле
где НПН – проектная отметка дороги, проходящей в нижнем уровне;
5,0 – автодорожный габарит;
0,2 – запас габарита на усиление дорожной одежды при реконструкции;
СП – строительная высота пролетного строения
,
где hб – высота балки, м;
∆С – толщина дорожной одежды, гидроизоляции (в курсовом проекте можно принять ∆С=0,16м).
Требуемая длина пролетного строения Lт,2 трехпролетного путепровода определяется по формуле
где В – ширина дорожного полотна нижней дороги с учетом дополнительных полос на ней;
lmin – минимальное расстояние от бровки обочины до опоры путепровода, равное по ТКП [1] 2м для дорог I, II, III категорий и 0,5м для дорог IV, V категорий.
tоп – толщина опор путепровода (в курсовом проекте может быть принята равной 0,4м).
Длина балки, м |
12;15 |
18;21;24 |
33 |
Высота балки, см |
90 |
120 |
150 |
Принимаем высоту балки 120 см, длину 21 м.
1.3![]() |
.1 Определение длины путепровода.
Схема к определению длины путепровода
Определяем требуемую длину путепровода Lпт, при угле пересечения дорог, равном 90º.
![]() |
Схема к определению требуемой длины путепровода над дорогами II, III, IV, V категорий
При прохождении нижней дороги в насыпи требуемая длина путепровода при α=90º
,
где В – ширина дорожного полотна;
m1 – заложение откоса насыпи (в курсовом проекте можно принять m1=4 для дорог I-б, I-в, II, III, IV, V категорий и m1=3 для дороги I-а категории);
m2 – заложение откоса конца подхода (m2=1,5);
h1 – высота насыпи по бровке обочины:
,
где Нпн – проектная отметка нижней дороги на пересечении осей дорог;
Нч – черная отметка на пересечении дорог;
∆У – снижение отметки бровки обочины относительно проектной отметки, вычисляется по данным о поперечном профиле дорожного полотна нижней дороги
bk – расстояние между подошвами насыпей нижней и верхней дорог (в курсовом проекте можно принять 0,4-1,0м).
Требуемую длину путепровода корректируемна угол пересечения дорог, отличный от 90º
Далее вычисляют длину крайних пролетов путепровода (трехпролётного)
где L2 – принятая типовая длина среднего пролета.
Принимаем длину балки 21 м, а высоту балки 120 см.
Общая длина трехпролетного путепровода:
Пикетное положение начала путепровода в пикетаже верхней дороги №1
,
где РК1(О) – пикетное положение на дороге №1 точки пересечения осей дорог.
1.3.2. Назначение габарита путепровода
Габариты путепроводов в соответствии с ТКП принимаются по таблице
Категория дороги |
Число полос движения |
Ширина |
Габарит путепровода, Г |
|
Правой полосы безопасности, П |
Проезжей части |
|||
I-а I-б, I-в II III IV V |
4+2 4+2 2+2 2+2 2+0 2+0 |
2,5 2,0 2,0 1,5 1,0 0,5 |
2x11,25 2x10,5 14,0 14,0 6,0 5,5 |
15,75+z+15,75 14,5+z+14,5 18 17 8 6,5 |
Примечание: 1.Ширину разделительной полосы z принимать равной аналогичной на подходах к путепроводу, но не менее ширины ограждения плюс 2м. В курсовом проекте можно принять z=3м с устройством на ней ограждения. 2. При наличии ограждения на разделительной полосе дорог I категории следует предусмотреть левую полосу безопасности (со стороны ограждения) шириной не менее 2,0м. В этом случае габарит путепровода увеличиться на ширину этих полос. |
Для дороги 1 б категории : 14,5+3,0+14,5=32
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕВОПОВОРОТНЫХ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ОТВЕТВЛЕНИЙ 2.1 Проектирование плана левоповоротных соединительных ответвлений. 2.1.1. Обоснование длины переходной кривойПо заданному радиусу R круговой кривой рассчитывают скорость движения автомобиля по левоповоротному соединительному ответвлению (ЛПО):
, км/ч
км/ч
где μ – коэффициент поперечной силы, определяемый подбором, принимая в начале μ=0,15:
,
км/ч
iв – уклон виража, принимаемый равным 0,040 для северной части Республики Беларусь, 0,045 для центральной и 0,050 для южной части (приложение А).
Минимальная длина переходной кривой по условию удобства пассажиров определяется по формуле:
,
где V – скорость движения автомобиля, соответствующая радиусу R кривой;
I – скорость нарастания центробежного ускорения, принимается равной 0,4м/с3.
Полученную по формуле длину переходной кривой L сопоставляют с нормами ТКП .
Радиус круговой кривой, м |
300 |
250 |
200 |
150 |
100 |
60 |
50 |
30 |
Длина переходной кривой, м |
130 |
100 |
90 |
80 |
70 |
60 |
50 |
40 |
Принимаем длину переходной кривой L = 50 м.
Минимальная длина отгона поперечного уклона равна:
где bл – ширина проезжей части ЛПО (bл=5,5м для однопутной проезжей части);
iв – уклон виража на ЛПО, принимается равным 40, 45, или 50‰ соответственно в северной, центральной или южной части РБ;
in – поперечный уклон проезжей части ЛПО (in =0,020);
iдоп – дополнительный уклон внешней кромки проезжей части ЛПО, равный 0,005 при расчетной скорости более 60 км/ч и 0,010 при расчетной скорости 60 км/ч и менее.
Определяем требуемую длину участка переходной кривой от точки А до точки К:
=43,13
Вычисляем радиус кривизны и угол касательной к переходной кривой в точке К
, радианы
, радианы
Находят значение координаты точки К
,
b0 – ширина полосы движения, сопрягаемой ЛПО;
bл – ширина однополосной проезжей части ЛПО;
с – ширина укрепленной полосы (при наличии переходно-скоростных полос принять с=0,25м).
Определяем требуемое значение длины участка переходной кривой до точки К по значению ук
Вычисляют значение l1n:
Условие выполняется.
Принимаем l0=l02, l1=l1n, вычисляем координаты точек К, В и n:
;
;
;
;
,
![]() |
2.1.2 Определение пикетажного положений основных точек ЛПО.
Схема к расчету элементов плана трассы левоповоротного соединительного ответвления: 1,2 – оси пересекающихся дорог; 3 – ось полосы, с которой начинается ЛПО; 4 – ось полосы, на которой заканчивается ЛПО.
Расчёт ЛПО 4 (IV четверть)
Пикетное положение точек А и К на дороге 2
;
,
где РК2(О) – пикетное положение на дороге №2 точки пересечения оси дороги №2 с осью дороги №1 (по заданию);
С2 – смещение точки пересечения полос движения, сопрягаемых ЛПО, относительно точки О .
РА – расстояние от точки Р до начала ЛПО;
Величину смещения точки Р от точки О (рисунок 2.2) вычисляют по формулам:
при угле α ≤ 90º (для двух противоположных ЛПО)
;
,
где b1 – расстояние между осью дороги 1 и осью полосы 4, на которой заканчивается ЛПО (b=3,5+1,75=5,25)
b2 – расстояние между осью дороги 2 и осью полосы 3, с которой начинается ЛПО (b=2,5+3,5+1,75=7,75 )
α – острый угол пересечения осей дорог 1 и 2 (по заданию).
Расстояние РА до начала ЛПО определяется по формуле:
где хв, ув – координаты конца переходной кривой, вычисляют по формуле (2.13);
β – угол переходной кривой, вычисляют по формуле:
, градусы
В курсовом проекте рассматриваем случай симметричного относительно биссектрисы угла α плана трассы ЛПО. Поэтому принимают значения длины переходных кривых АВ и А"В" одинаковыми, равными L.
L=
50 м (вычесленно ранее)
пикетное положение точек К, В, СО, В", К" и А" вычисляем по формулам:
;
;
;
;
;
,
где К0 – длина круговой кривой ВСОВ", вычисляется по формуле:
,
где β – угол переходной кривой в градусах.
Расстояние от точки пересечения осей полос (точка Р) до центра круговой кривой (точка О1) определяется по формуле
Расчёт ЛПО 2 (I четверть)
Пикетное положение точек А и К на дороге 2
;
,
Величину смещения точки Р от точки О вычисляют по формулам:
при угле α ≤ 90º (для двух противоположных ЛПО)
;
,
Расстояние РА до начала ЛПО определяется по формуле:
Пикетное положение точек А" и К" вычисляем по формулам, аналогичным, принимая РА"=РА и хк=хк":
L=
50 м (вычесленно ранее)
пикетное положение точек К, В, СО, В", К" и А" :
;
;
;
;
;
,
где К0 – длина круговой кривой ВСОВ", вычисляется по формуле:
,
Расстояние от точки пересечения осей полос (точка Р) до центра круговой кривой (точка О1) определяется по формуле
Расчёт ЛПО 3 (III четверть)
Пикетное положение точек А и К на дороге 1
;
,
Величину смещения точки Р от точки О вычисляют по формулам:
при угле α1 >90º
;
,
Расстояние РА до начала ЛПО определяется по формуле:
где хв, ув – координаты конца переходной кривой, вычисляют по формуле;
Пикетное положение точек А" и К" на дороге №2 вычисляют по формулам, аналогичным, принимая РА"=РА и хк=хк":
L=
50 м (вычесленно ранее)
пикетное положение точек К, В, СО, В", К" и А" вычисляем по формулам:
;
;
;
;
;
,
где К0 – длина круговой кривой ВСОВ", вычисляется по формуле:
,
Расстояние от точки пересечения осей полос (точка Р) до центра круговой кривой (точка О1) определяется по формуле
Расчёт ЛПО 1 (III четверть)
Пикетное положение точек А и К на дороге 1
;
,
Величину смещения точки Р от точки О (рисунок 2.2) вычисляют по формулам:
при угле α1 >90º
;
,
Расстояние РА до начала ЛПО определяется по формуле:
Пикетное положение точек А" и К" на дороге №2 вычисляют по формулам, аналогичным, принимая РА"=РА и хк=хк":
L=
50 м (вычесленно ранее)
пикетное положение точек К, В, СО, В", К" и А" вычисляем по формулам:
;
;
;
;
;
,
где К0 – длина круговой кривой ВСОВ", вычисляется по формуле:
,
Расстояние от точки пересечения осей полос (точка Р) до центра круговой кривой (точка О1) определяется по формуле
![]() |
Схемы восходящей и нисходящей проектной линии ЛПО
Максимальный продольный уклон проектной линии по ТКП не должен превышать 50‰. Минимальные радиусы выпуклых и вогнутых вертикальных кривых при скорости V=38 км/ч принимаем Rвып, min = 1000 м, Rвог, min = 1000 м .
2.2.1 Определение отметок фиксированных точек и продольных уклонов в них.
Фиксированными точками проектной линии являются точки К и К".
Отметки точек К и К" в случае дорог II, III, IV и V категорий, а также дорог I категории, имеющих 4 полосы движения вычисляют по формулам:
;
,
Для ЛПО 3:
Для ЛПО 2:
где Н2(n) – проектная отметка дороги 2 на пикете РК2(n), (вычисляют по данным о проектной линии дороги №1);
in – поперечный уклон проезжей части, принимается равным 0,020 для дорог II-V категорий и 0,025 для дорог I категории;
b0 – ширина основной полосы проезжей части (3,75м для дорог I-а категории; 3,5м для дорог I-б, I-в, II, III категорий; 3,0м для дороги IV категории и 2,75м для дороги V категории);
bД – ширина дополнительной полосы, равна ширине основной (на дорогах IV,V категорий bД =0);
с – ширина укрепленной полосы, равная 0,5м на дорогах IV, III, I-в, I-б категорий; 0,75м на дороге II категории и 2,5м на дороге I-а категории (остановочная полоса);
bл – ширина проезжей части однополосного ЛПО;
Н1(n") – проектная отметка дороги 1 на пикете РК2(n"), вычисляют по данным о проектной линии дороги №1.
2.2.2. Расчёт отметок проектной линииДЛЯ ЛПО 3
1. Вычисляют расстояние между фиксированными точками К и К"
где РКЛПО(К"), РКЛПО(К) – пикетное положение на ЛПО фиксированных точек.
2. Определяют превышение между точками К и К":
,
где Нк’, Нк – отметки фиксированных точек.
3. Принимают предварительно радиусы выпуклых кривых выше минимальных,
R= 2000м.
4. Назначают предварительно уклон i проектной линии равным 0,050 и вычисляют тангенсы вертикальных кривых по формуле:
где ω – перелом, равный алгебраической разности уклонов соседних прямых.
5. Вычисляют расстояние между вершинами переломов проектной линии li и превышение между ними:
,
,
где i1i2 – уклоны в точках К и К" (знак «+» – подъем, знак «–» – спуск).
6. Определяют продольный уклон средней части проектной линии:
7. Сравнивают полученный уклон с максимально допустимой величиной, равной 0,050. Если он не превышает допустимого значения, то округляют его до 0,001 в меньшую сторону. Между точкой К и началом первой кривой, а также между концом второй кривой и точкой К". могут иметь место прямые участки проектной линии ЛПО.
ДЛЯ ЛПО 2
ω1=-7,24‰+50‰=42,76‰
ω2=-12,58‰+50‰=37,42‰
, (24,5 ‰)
Пересчитанные
ω1=-7,24‰+24,5‰=17,26‰
ω2=-12,58‰+24,5‰=11,92‰
R=42,76/(0.5*0.01726)=4954,81м
R=37,42/(0.5*0.01192)=6278,52м
м
3. Проектирование правоповоротных соединительных ответвлений.
![]() |
3.1. Проектирование плана трассы правоповоротных соединительных ответветвлений (ППО).
Схема к проектированию правоповоротных соединительных ответвлений: 1,2 – оси пересекающихся дорог
3.1.1 Определение расстояния между осями ЛПО И ППО.
![]() |
Схема к определению расстояния между осями однополосных ЛПО и ППО
Рабочую отметку в точке СО определяют по продольному профилю ЛПО.
Так как продольный профиль ППО еще не запроектирован, то предварительно принимают земляное полотно ППО в насыпи высотой не менее руководящей рабочей отметки для 1-го типа местности по условиям увлажнения поверхностными и грунтовыми водами. В курсовом проекте допускается принять рабочую отметку равной 1.0м, заложение откосов m2=3,0.
Расстояние Млп
Расстояние между ЛПО 2 и ППО 2(ЛПО 4 и ППО 4):
Расстояние между ЛПО 3 и ППО 3(ЛПО 1 и ППО 1):
где bл, bп –ширина однополосной проезжей части ЛПО и ППО, равная 5,5м и 5,0м соответственно;
ал, ап – ширина обочины ЛПО и ППО (ал=an=1,5);
m1, m2 – заложение откосов насыпей ЛПО и ППО;
hл, hп – высота откосов насыпей ЛПО и ППО, определяется в зависимости от величины рабочей отметки и поперечного уклона дорожного полотна.
3.1.2. Определение длины переходной кривой на правоповоротном соединительном ответвлении.Правоповоротное соединительное ответвление в случае дорог I, II, III категорий начинается с полосы торможения и заканчивается полосой разгона. Для этого случая длину переходной кривой L принимаем 90 м, при R = 172 м
Кромки покрытия основной дороги и ППО расходятся в точке К на ППО на расстоянии l0 от начала ППО:
где L, R – длина переходной кривой и радиус круговой;
с – ширина укрепленной полосы;
∆b – половина разности ширины проезжей части однополосного соединительного ответвления и ширины ПСП при двухстороннем уширении или этой разности при одностороннем уширении.
3.1.3. Расчёт элементов закруглений плана трассы ППО.В курсовом проекте рассматривают вариант симметричного относительно биссектрисы угла α расположения ЛПО и ППО. Поэтому элементы закруглений на ВУ1 и ВУ2 одинаковы и вычисляют в такой последовательности:
- Смещение t и сдвижка р закругления при введении переходной кривой длиной L:
,
,
где хв, ув – координаты конца переходной кривой:
β – угол переходной кривой, вычисляется по формуле:
, градусы,
2. Тангенс круговой кривой:
Для ППО II и ППО IV
м
где γ – угол поворота трассы ППО, равный:
, градусы
Для ППО III и ППО I
м
где γ – угол поворота трассы ППО, равный:
, градусы
3. Длина круговой кривой после введения переходной и домер:
Для ППО II и ППО IV
м
м
Для ППО III и ППО I
м
м
3.1.4. Определение пикетного положения основных точек правоповоротного соединительного ответвления.
![]() |
Расчёт ППО 2
Схема закругления на ВУ1
Рассмотрим закругление на ВУ1.
,
где РК1(О) – пикетное положение точки пересечения осей пересекающихся дорог в координатах дороги 1.
Пикетное положение точки А и точки n относительно дороги №1
,
,
,
,
где:
Далее определяют пикетное положение основных точек (точек А, К, В, С и Д) закругления на ВУ1 в пикетаже ППО, принимая начало ППО в точке А:
,
,
,
,
Рассмотрим закругление на ВУ2
Схема закругления на ВУ2
Пикетное положение ВУ2 и точек А", n" относительно дороги №2 вычисляют по формулам:
,
,
,
Пикетное положение ВУ2 на ППО определяют, вычисляя длину ломаной трассы до ВУ2 и учитывая домер Д закругления на ВУ1:
,
Пикетное положение точек Д", С", В", А" и К" вычисляют по формулам:
,
,
,
,
,
Пикетное положение середины ППО(точки F):
Расчёт ППО 4
Рассмотрим закругление на ВУ1.
Пикетное положение ВУ1 относительно дороги 1 вычисляют по формуле:
,
где РК1(О) – пикетное положение точки пересечения осей пересекающихся дорог в координатах дороги 1.
Пикетное положение точки А и точки n относительно дороги №1
,
,
,
,
где:
Далее определяют пикетное положение основных точек (точек А, К, В, С и Д) закругления на ВУ1 в пикетаже ППО, принимая начало ППО в точке А:
,
,
,
,
Рассмотрим закругление на ВУ2
Пикетное положение ВУ2 и точек А", n" относительно дороги №2 вычисляют по формулам:
,
Пикетное положение ВУ2 на ППО определяют, вычисляя длину ломаной трассы до ВУ2 и учитывая домер Д закругления на ВУ1:
,
Пикетное положение точек Д", С", В", А" и К" вычисляют по формулам:
,
,
,
,
,
Пикетное положение середины ППО(точки F):
Расчёт ППО 1
Рассмотрим закругление на ВУ1.
Пикетное положение ВУ1 относительно дороги 2 вычисляют по формуле:
,
Пикетное положение точки А и точки n
,
,
,
,
где:
Далее определяют пикетное положение основных точек (точек А, К, В, С и Д) закругления на ВУ1 в пикетаже ППО, принимая начало ППО в точке А:
,
,
,
,
Рассмотрим закругление на ВУ2
Пикетное положение ВУ2 и точек А", n" относительно дороги №2 вычисляют по формулам:
,
Пикетное положение ВУ2 на ППО определяют, вычисляя длину ломаной трассы до ВУ2 и учитывая домер Д закругления на ВУ1:
,
Пикетное положение точек Д", С", В", А" и К" вычисляют по формулам:
,
,
,
,
,
Пикетное положение середины ППО(точки F):
Расчёт ППО 3
Рассмотрим закругление на ВУ1.
Пикетное положение ВУ1 относительно дороги 2 вычисляют по формуле:
,
Пикетное положение точки А и точки n
,
,
,
,
где:
Далее определяют пикетное положение основных точек (точек А, К, В, С и Д) закругления на ВУ1 в пикетаже ППО, принимая начало ППО в точке А:
,
,
,
,
Рассмотрим закругление на ВУ2
Пикетное положение ВУ2 и точек А", n" относительно дороги №2 вычисляют по формулам:
,
Пикетное положение ВУ2 на ППО определяют, вычисляя длину ломаной трассы до ВУ2 и учитывая домер Д закругления на ВУ1:
,
Пикетное положение точек Д", С", В", А" и К" вычисляют по формулам:
,
,
,
,
,
Пикетное положение середины ППО(точки F):
3.2 Проектирование продольных профилей правоповоротных соединительных ответветвлений.
3.2.1 Определение отметок фиксированных точек и продольных уклонов в них.
Отметки фиксированных точек К и К" для двухполосных дорог II, III категории и четырехполосных дорог I категории вычисляют по формулам:
ППОІ
in=8‰ in’=3.6‰
Hn=152 Hn’=151.35
Hk=152-0.025*(3.5+3.5+0.5+0.5*5)=151.75
Hk’=151.35-0.02*(3.5+3.5+0.5+0.5*5)=151.15
ППОІІ
in=-3.9‰ in’=-8.8‰
Hn=151.32 Hn’=150.49
Hk=151.32-0.02*(3.5+3.5+0.5+0.5*5)=151.07
Hk’=150.49-0.025*(3.5+3.5+0.5+0.5*5)=150.24
ППОІІІ
in=24‰ in’=-8.8‰
Hn=150.34 Hn’=149.4
Hk=150.34-0.025*(3.5+3.5+0.5+0.5*5)=150.09
Hk’=149.4-0.02*(3.5+3.5+0.5+0.5*5)=149.2
ППОІV
in=8.1‰ in’=8‰
Hn=149.45 Hn’=152.05
Hk=149.45-0.02*(3.5+3.5+0.5+0.5*5)=149.25
Hk’=152.05-0.025*(3.5+3.5+0.5+0.5*5)=151.8
3.2.2 Расчёт отметок проектной линии
ППО І
ω1=58‰
ω2=53.6‰
, (2.8‰)
Пересчитанные
ω1=8‰+2.8‰=10.8‰
ω2=3.6‰+2.8‰=6.4‰
R=58/(0.5*0.0108=10740.74м
R=53.6/(0.5*0.0064)=16750м
м
ППО ІІ
ω1=-3.9‰+50‰=46.1‰
ω2=-23.6‰+50‰=26.4‰
, (0.1 ‰)
Пересчитанные
ω1=3.9‰-0.1‰=3.8‰
ω2=23.6‰-0.1‰=23.5‰
R=46.1/(0.5*0.0038)=24263.16м
R=26.4/(0.5*0.0235)=2246.81м
м
ППО ІІІ
ω1=24+50=74‰
ω2=-8.8+ 50=41.2‰
, (5.3‰)
Пересчитанные
ω1=24‰+5.3‰=29.3‰
ω2=8.8‰-5.3‰=3.5‰
R=74/(0.5*0.0293)=5051.19м
R=41.3/(0.5*0.0035)=23600м
м
ППО ІV
ω1=41.9‰
ω2=58‰
, (6.6‰)
Пересчитанные
ω1=8.1‰-6.6‰=1.5‰
ω2=8+6.6‰=14.6‰
R=41.9/(0.5*0.0015)=55866.67м
R=58/(0.5*0.0146)=7945.21м
4. Составление разбивочных чертежей левоповоротных и правоповоротных соединительных ответвлений.
4.1 РАЗБИВКА ЛЕВОПОВОРОТНЫХ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ОТВЕТВЛЕНИЙ (ЛПО)Составляем разбивочный ЛПО 2 методом прямоугольных координат и методом угловых засечек.
Схема разбивки ЛПО методом прямоугольных координат: 1,2 – оси пересекающихся дорог.
4.1.1 РАЗБИВКА ЛПО МЕТОДОМ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ КООРДИНАТСхема выноски ЛПО 2 методом прямоугольных координат приведена на схеме. Переходные кривая АВ выносится в системе координат Х1У1, переходная кривая А"В" выносится в системе координат Х6У6. Круговая кривая ВВ" делится на четыре части: ВМ, МСО, СОN и NВ". Эти участки круговой кривой выносятся в системах координат: ВМ – Х2У2 , МСО – Х3У3 , СОN– Х4У4 , NВ"– Х5У5.
В процессе технических изысканий на местности закреплены оси пересекающихся дорог 1 и 2.
Для выноски систем координат в курсовом проекте приводятся числовые значения требуемых данных в виде таблиц:
Значения данных для выноски систем координат
α |
R |
b1 |
b2 |
РО1 |
С1 |
С2 |
РК1(А") |
РК2(А) |
Тд |
Тк |
β |
82 |
68 |
5,25 |
7,75 |
105,97 |
8,56 |
6,39 |
88+71,36 |
39+51,47 |
27,68 |
22,47 |
15,67 |
,
,
,
,
Для расчета координат приводят пикетное положение отрезков кривых плана трассы ЛПО (точек А, В, М, СО, N, В" и А").
Наименование точек |
А |
В |
М |
СО |
N |
В" |
А" |
Пикетное положение |
0+00 |
50 |
115,2 |
180,4 |
245,6 |
310,80 |
360,80 |
Пикетное положение точек М, СО, N получают исходя из условия деления круговой кривой К0 на четыре отрезка:
;
;
;
;
Пикетное положение точки |
Системы координат |
|||||||||||||||||
х1у1 |
х2у2 |
х3у3 |
х4у4 |
х5у5 |
х6у6 |
|||||||||||||
S |
x |
y |
S |
x |
y |
S |
x |
y |
S |
x |
y |
S |
x |
y |
S |
x |
y |
|
0+50 |
50 |
49,32 |
6,07 |
|||||||||||||||
1+00 |
50 |
45,61 |
17,57 |
|||||||||||||||
1+50 |
30,4 |
29,46 |
6,68 |
|||||||||||||||
2+00 |
19,6 |
19,33 |
2,81 |
|||||||||||||||
2+50 |
60,8 |
18,56 |
2,58 |
|||||||||||||||
3+00 |
10,8 |
57,65 |
31,94 |
|||||||||||||||
3+50 |
10,8 |
10,79 |
0,29 |
Схема разбивки ЛПО методом угловых засечек: 1,2 – оси пересекающихся дорог
Данные для выноски точек О1 и F приведены в таблице
Параметры |
α |
R |
b1 |
b2 |
PO1 |
C1 |
C2 |
MЛП |
Значения |
82 |
68 |
5,25 |
7,75 |
105,97 |
8,56 |
6,39 |
26,26 |
Данные об углах αi и γi для выносимых точек вычисляют по формулам:
;
,
где РКЛПО(i) – пикетное положение на ЛПО выносимой точки i;
РКЛПО(СО) – пикетное положение середины ЛПО
Данные для разбивки ЛПО методом засечек сводят в табл. Ввиду симметрии ЛПО углы αi и γi определяют для точек, симметричных относительно биссектрисы угла α.
α1 = [50 – 180,40]180 / (3,14*68) = 109,93;
γ1 = arctg [(68 - 68 cos 109,93 + 22,6) / (68 sin 109,93)]=60,67;
α2 = [100–180,40]180 / (3,14*68) = 67,78;
γ2 = arctg [(68 - 68 cos 67,78 + 22,6) / (68 sin 67,78)]= 45,87;
α3 = [150–180,40]180 / (3,14*68) =25,63;
γ3 = arctg [(68 - 68 cos 25,63 +22,6) / (68 sin 25,63)]=44,88;
α4 = [200–180,40]180 / (3,14*68) = 16,52;
γ4 = arctg [(68 - 68 cos 16,52+22,6) / (68 sin 16,52)]=52,73.
α5 = [250–180,40]180 / (3,14*68) = 58,67;
γ5 = arctg [(68 - 68 cos 58,67+22,6) / (68 sin 58,67)]=44,71.
α6 = [300–180,40]180 / (3,14*68) = 100,82;
γ6 = arctg [(68 - 68 cos 100,82+22,6) / (68 sin 100,82)]=57,12.
α7 = [310,80–180,40]180 / (3,14*68) = 109,93;
γ7 = arctg [(68 - 68 cos 109,93+22,6) / (68 sin 109,93]=60,67
Разбивка ЛПО методом угловых засечек.
Номер точки |
Пикетное положение точки |
Величина углов |
||
ai |
gi |
|||
1=В |
00+50 |
109,93 |
60,67 |
|
2 |
1+00 |
67,78 |
45,87 |
|
3 |
1+50 |
25,63 |
44,88 |
|
4 |
2+00 |
16,52 |
52,73 |
|
5 |
2+50 |
58,67 |
58,67 |
|
6 |
3+00 |
100,82 |
100,82 |
|
7=В’ |
310,80 |
109,93 |
109,93 |
|
4.2. Составление разбивочных чертежей правоповоротных ответвлений
Разбивку первого закругления правоповоротных ответвлений осуществляют в системах координат X1Y1 и X2Y2, второго – в системах X3Y3 и X4Y4. Пикетные положения начала координат каждой из систем (точки А, Д, Д’, А’) определены ранее. Положение прямой ВУ1 – ВУ2 на местности определяется трассированием от ВУ1 или ВУ2. Пикетные положения этих вершин также были определены ранее. Угол поворота трассы ППОв точках ВУ1 и ВУ2 составляет 90° – 0,5a= 90°–41°=49°.
Координаты Х и Y на участке переходной кривой рассчитывают по формулам представленным ранее, а на участке круговой кривой по формулам:
Разбивку первого закругления ППО осуществляют в координатах х1у1 и х2у2, второго – в координатах х3у3 и х4у4. Пикетное положение начала координат систем хiyi точек В, С, В", С" на ППО приводят в таблице
Параметры |
РКППО(В) |
РКППО(С) |
РКППО(Д) |
РКППО(Д") |
РКППО(С") |
РКППО(В") |
РКППО(А") |
Значения |
90 |
147,01 |
237,01 |
348,11 |
438,11 |
405,12 |
585,12 |
![]() |
Схема разбивки ППО
Схема разбивки ППО методом прямоугольных координат
Первое закругление |
Второе закругление |
||||||||||
РКППО1 |
X1 |
Y1 |
РКППО1 |
X2 |
Y2 |
РКППО1 |
X3 |
Y3 |
РКППО1 |
X4 |
Y4 |
0 |
0 |
0 |
237,01 |
0 |
0 |
348,11 |
0 |
0 |
585,12 |
0 |
0 |
10 |
10,00 |
0,10 |
200 |
36,97 |
1,36 |
350 |
-1,89 |
0,00 |
550 |
35,08 |
1,22 |
20 |
19,99 |
0,40 |
150 |
86,43 |
7,47 |
400 |
-51,77 |
2,67 |
500 |
84,57 |
7,15 |
30 |
29,98 |
0,89 |
147,01 |
89,35 |
7,99 |
438,11 |
-89,35 |
7,99 |
450 |
132,93 |
17,90 |
40 |
39,94 |
1,59 |
405,12 |
174,83 |
31,48 |
||||||
50 |
49,89 |
2,48 |
|||||||||
60 |
59,81 |
3,56 |
|||||||||
70 |
69,70 |
4,85 |
|||||||||
80 |
79,55 |
6,32 |
|||||||||
90 |
89,35 |
7,99 |
6. Расстановка дорожных знаков на транспортной развязке
6.1 Расстановка дорожных знаков в зоне разветвления потоков
В зоне разветвления потоков необходимо дать информацию о направлении движения на пересечении и за пересечением. Выполняется это следующим образом:
На первой дороге категории 1а за 800м до начала полосы торможения устанавливается знак 5.20.1 «Предварительный указатель направлений». На второй дороге этот знак устанавливается за 300м до начала полосы торможения.
На первой дороге непосредственно перед началом полосы торможения над проезжей частью на П-образной стойке устанавливается знак 5.20.2 «Предварительный указатель направлений». Этот же знак устанавливается перед левоповоротным съездом на боковой поверхности пролетного строения.
На второй дороге непосредственно перед началом отгона полосы торможения устанавливается знак 5.8.3 «Начало полосы».
В начале ЛПО и ППО (точка А) устанавливается знак 5.21.1 «Указатель направлений», а на островках безопасности – знак 4.2.3 «Объезд препятствия справа
Или слева>> .
Схема расстановки знаков на дороге I категории в зоне разветвления потоков (ППС)
Схема расстановки знаков в зоне разветвления потоков на дорогахII, III категорий (ППО)
6.2 Расстановка дорожных знаков в зоне слияния потоков
В зоне слияния потоков необходимо обеспечить преимущественное право проезда по прямому направлению дороги, на которой заканчивается съезд, предотвратить въезды на ЛПО и ППО, имеющие одностороннее движение.
На съезде устанавливается знак 2.4 «Уступите дорогу», на одной стойке с ним – знак 4.1.2 «Движение только направо». На расстоянии 50м до конца полосы разгона устанавливается знак 5.8.5 «Конец полосы».
На дороге, на которую происходит съезд, устанавливают знак 4.1.1 «Движение только прямо». На второй дороге (категории II) на обратной стороне знака 4.1.1 устанавливается знак 3.1 «Въезд запрещен».
Схема расстановки знаков в зоне слияния потоков в конце ППО
7. Разметка проезжей части
7.1 Разметка проезжей части пересекающихся дорог
На первой дороге (Ia категории) краевые полосы обочин и разделительной полосы отделяются от проезжей части сплошной белой линией шириной 20см (разметка 1.2.1). Основные полосы движения разделяются друг от друга прерывистой линией 1.5, а полосы разгона и торможения – прерывистой линией 1.8.
На второй дороге полосы различного направления разделяются сплошной двойной линией 1.3.
Очертание островков 1.16.2 и 1.16.3 при а) общей дополнительной полосе ППО и ЛПО; б) раздельных дополнительных полосах
7.2 Разметка проезжей части правоповоротных ответвлений
В начале полосы торможения Sт наносятся три стрелки 1.18 через 20-30м. В месте ответвления ППО от основной дороги устраивается островок безопасности, обозначаемый разметкой 1.16.2 с тремя элементами. В месте примыкания ППО к основной дороге – островок безопасности 1.16.3. На полосе разгона наносятся стрелки 1.19. Первая за 30м до конца полосы торможения и далее по одной через 30, 60, 120м для первой дороги и 15, 30, 60м для второй дороги. В месте примыкания ППО к основной дороге наносится поперечная разметка из треугольников 1.13. и треугольник 1.20. Обочины на съезде отделяются линией 1.2.1.
Горизонтальная разметка в зоне разветвления ПЛО при общем протяжении полос торможения Sт и разгона на ППО и ЛПО (В фрагмент разметки в начале отгона
7.3 Разметка проезжей части левоповоротных ответвлений
Разметка ЛПО происходит аналогично разметке ППО: устраиваются островки безопасности 1.16.2 и 1.16.3, наносится разметка 1.13 и 1.20, обочины отделяются линией 1.2.1.
8. Проектирование ограждений
Конструктивно ограждения в зоне слияния и разветвления потоков включают: начальные участки , рабочие и конечные. Начальный участок длиною 12м. является частью ограждения 11ДОММН , он включает секции балок СБ-5 , СБ-6. Рабочий состоит из секции балок СБ-1, СБ-2 , СБ-3 , СБ-4. Конечный участок длиною 6м. состоит из балки СБ-6.
Пикетное положение начального участка в координатах основной дороги:
ПК1(НО) = ПК1(А)± ХНо , а в координатах съезда ПКЛПС(НС)=S ,
- гдеS ---растояние от точки А до начала ограждения на съезде.
S=L+R(arccos (( R+p-F)/R- b))
- где L---длина пререходной кривой ;
- R---радиус круговой кривой;
- p---сдвижка круговой кривой;
- b=0,5L/R , радианны;
- F=0.5b+bo+2r+boc+0.5bc; Для ЛПО F=8.1, для ППО F=7.85.
- где—bo-расстояние от кромки проезжей части основной дороги до ограждения , равное ширине обочины за вычетом расчётного прогиба равного1,5м.(I и II) , 1,25 для (III и IV);
- r---радиус балки СБ-6 0,8м.
- boc---расстояние от кромки проезжей части до ограждения на съезде=1,75 на внешней полосе и 1,0 на внутренней полосе.