ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОЛЛЕДЖ БАЙКАЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Цикловая комиссия правовых дисциплин

Специальность:

Право и организация

                                                                                
              социального обеспечения

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПМ.01 ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

МДК. 01 Право социального обеспечения

ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Студент группы ___________________

                                                             (подпись)

ПСО 14-3 Ахвердян М. А.

(группа, ФИО)

Научный

руководитель    ________________

(подпись)

Преподаватель Бубаева Н. С.

(должность, ФИО)

Иркутск, 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

Глава I ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ   6

§ 1.1. Правоотношения социального обслуживания, их понятие. 6

§ 1.2. Классификация правоотношений в социальном обслуживании. 8

§ 1.3. Виды правоотношений по социальному обслуживанию.. 10

§ 1.4. Предпосылки возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных правоотношений. 12

§ 1.5. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. 17

Глава II СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ... 21

§ 2.1. Субъекты правоотношений по социальному обслуживанию.. 21

§ 2.2. Объекты правоотношений по социальному обслуживанию.. 24

§ 2.3. Содержание правоотношений по социальному обслуживанию.. 26

§ 2.4. Признаки присущие правовым отношениям. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА 35


ВВЕДЕНИЕ

Правоотношения по социальному обеспечению в государственно-организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Как и в любой другой отрасли права правоотношения являются одним из главных элементом права социального обеспечения. Отсюда следует выделить актуальность данной темы, так как она имеет многогранный смысл и требует тщательного анализа.

Социальная защита[1] в самом широком ее понимании осуществляется на государственном и негосударственном уровнях в разных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременений либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий). Главный критерий – осуществляемые меры должны быть направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Переходный период к рыночным отношениям ознаменовал собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным по своей сути, он вызвал к жизни новые процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми спустя десятилетия. Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения страны и потребовали неотложного формирования принципиально новой системы социального обеспечения.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют ряд признаков, которые отличают их от иных правовых отношений.

В основе правоотношений по социальному обеспечению лежат экономические отношения по распределению материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения. Правоотношения по социальному обеспечению являются такими юридическими отношениями, которые возникают при реализации гражданами своего конституционного права на различные виды социального обеспечения.


Глава I ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОМ

ОБСЛУЖИВАНИИ

§ 1.1. Правоотношения социального обслуживания, их понятие

Правоотношения по социальному обслуживанию – это урегулированные нормами права социального обеспечения социально – обеспечительные отношения граждан с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде.

Отличительной чертой правоотношений по социальному обеспечению является то, что ядром систем являются материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества. Указанные правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта.

Важно также отметить, что в сфере социального обслуживанию нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получить все требуемые блага. В силу видового разнообразия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество видовых правоотношений, объединенных общей целью – необходимость реакции государства и общества на социальные риски, перманентно присущие человеческому обществу.

Важность правоотношений по социальному обеспечению заключается в том, что объективные основания правоотношений при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения, или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд и потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании[2].

Статья 39 Конституции РФ гласит:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе — это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т. д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения, или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд и потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т. д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании.[3]

Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, благодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.

§ 1.2. Классификация правоотношений в социальном обслуживании

Правоотношения по социальному обеспечению можно также классифицировать их и по формам социального обеспечения:

1)                государственное социальное страхование;

2)                социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджетов;

3)                 дополнительные виды добровольного страхования (дополнительные пенсии, услуги, пособия).

Данные виды классификации позволяют [4]более полно раскрыть все правоотношения по социальному обеспечению с их необходимыми элементами.

Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:

1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;

2) предшествующие, как правило, основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказа в нем;

3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений. Эти виды будут раскрыты далее при освещении материальных и процедурных правоотношений.

Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

1)      правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа;

2)      правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.

Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения, и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд.

Практически все ученые видят различие между процедурой и процессом в социальном обеспечении. Однако многие авторы категорически считают процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения не относящимися к предмету права социального обеспечения, а органично включенными в соответствующие отрасли права – гражданско - процессуальное и административное. Другие констатируют, что эти отношения регулируются, как правило, не нормами права социального обеспечения, но в качестве составной части предмета науки и учебного курса права социального обеспечения раскрывают их особенности, которые, безусловно, имеются.

Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения.

Процедурные отношения в сфере социального обеспечения можно подразделить на:

1)                процедурные отношения по установлению необходимых юридических фактов;

2)                процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение;

§ 1.3. Виды правоотношений по социальному обслуживанию

Пенсионные правоотношения можно объединить в следующие группы:

1) по выплате трудовых (страховых) пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

2) по выплате пенсий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

3) по выплате социальных пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Правоотношения по поводу выплаты пособий очень разнообразны. Их также можно классифицировать с учетом организационно-правовых форм на социально-страховые, социально-обеспечительные и по оказанию социальной помощи. В свою очередь, социально-страховые правоотношения моно объединить в несколько групп по видам страховых пособий:

1) по временной нетрудоспособности;

2) по беременности и родам;

3) в связи с рождением ребенка;

4) на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие.

При заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях ухудшения здоровья возникают материальные правоотношения по оказанию различных видов бесплатной для населения медицинской помощи; диспансерного наблюдения; первичной медико-санитарной помощи[5]; скорой медицинской помощи; лечения на дому, в стационарных учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в частных клиниках за средств ОМС; по предоставлению лекарств и изделий медицинского назначения бесплатно или по льготным тарифам и др.

Большим многообразием отличаются и правоотношения по социальному обслуживанию:

1) по оказанию бесплатных или льготных (со скидкой) социальных услуг на дому;

2) по содержанию в стационарных учреждениях социальной защиты;

3) по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов;

4) по обеспечению инвалидов транспортными средствами;

5) по протезированию и т.д.

При наступлении определенных юридических фактов физическое лицо может быть субъектом нескольких правоотношений, существующих в одно и то же время[6].

§ 1.4. Предпосылки возникновения, изменения и прекращения

социально-обеспечительных правоотношений

Социально-обеспечительные правовые отношения, как и все прочие, могут возникать и функционировать, и прекращаться лишь при наличии соответствующих предпосылок. В науке права социального обеспечения их принято делить на общие и юридические. К общим относят предпосылки в широком и в узком смыслах. В широком смысле под общими предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, политических, духовных и культурных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных социально-обеспечительных отношений.

К общим предпосылкам в узком смысле относятся:

1) наличие не менее двух субъектов, ибо лицо не может состоять в каком-либо отношений с самим собой;

2) интересы и потребности субъектов, под влиянием которых они вступают в социально-обеспечительные правоотношения;

3) наличие социального блага. Социальные потребности могут быть материальными (потребность в том или ином пособии, обеспечении продуктами и т. д.), духовными (потребность в консультировании по правовым вопросам) или физиологическими (потребность в лечении). Стремление к удовлетворению указанных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом — их первопричина. Однако общих предпосылок бывает недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически [7]возникали и действовали реальные социально-обеспечительные правоотношения. Для этого нужны еще и формально-юридические предпосылки. К ним относятся:

а) норма права;

б) правосубъектность участников правоотношений;

в) юридический факт.

Правовая норма и правовое отношение органически взаимосвязаны. Они представляют собой в известном смысле единство, в котором два главных компонента жестко предполагают друг друга.

Правовая норма вне обеспечительного правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо. Они соотносятся как причина и следствие — первое предшествует второму, а не наоборот. Взаимосвязь нормы права и социально-обеспечительного правоотношения имеет сложный характер и выражается в том, что:

а) обеспечительное правовое отношение возникает и функционирует только на основе нормы права социального обеспечения. Нормы, отличные от установленных органами государственной власти и местного самоуправления, могут приниматься локальными нормативными правовыми актами работодателя, а также коллективными договорами и двух и трехсторонними соглашениями по регулированию социально-трудовых отношений;

Правоотношение – это норма права социального обеспечения в действии[8]. Их конечные цели совпадают. Они сводятся к урегулированности социально-обеспечительных отношений и скоординированности поведения субъектов этих отношений. Таким образом, социально-обеспечительное правовое отношение есть результат регулирующего воздействия нормы права социального обеспечения на обеспечительное общественное отношение. При этом последовательность здесь такая: норма права социального обеспечения – фактическое социально-обеспечительное общественное отношение социально-обеспечительное правоотношение.

Правосубъектность участников является важной юридической предпосылкой социально-обеспечительных правоотношений. Участник этих отношений должен обладать отраслевой и специальной правоспособностью и дееспособностью. Без наличия указанных свойств субъект правоотношения не будет иметь ни физической, ни юридической возможности участвовать в нем. Юридические факты в социально-обеспечительных правоотношениях — это определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права социального обеспечения связывают возникновение, прекращение или изменение названных правоотношений. Жизненные обстоятельства становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми законом и иным нормативным правовым актом. Социальное обеспечение — это непрерывная цепь разнообразных фактов, действий, событий, которые затрагивают наиболее существенные интересы человека и общества. Именно они входят в сферу правового регулирования и могут повлечь за собой известные юридические последствия. Следовательно, придание юридического значения тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, а не от самого человека, нуждающегося в социальном обеспечении, хотя без него эти обстоятельства могли бы и не наступить. Не право социального обеспечения порождает подобные факты — они возникают и существуют помимо него, но только право придает им статус юридических в целях их регулирования и упорядочения. Установленные законом юридические факты и их составы являются основаниями возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных правоотношений. Они многочисленны и разнообразны, поэтому в целях выявления их особенностей и более глубокого познания наукой права социального обеспечения классифицируются по различным основаниям. По волевому признаку юридические факты делятся на события, действия и состояния. Факты события — это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания человека. Например, болезнь, наступление старости, производственная травма или профессиональное заболевание. Сами по себе указанные явления ничего юридического в себе не содержат и автоматически никаких обязательств не порождают, но служат поводами, причинами для этого. В материальных социально-обеспечительных отношениях события занимают главное место среди юридических фактов. Для возникновения и прекращения процедурных правоотношений значение имеют и факты действия. Действия –это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Все факты действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные (подача заявления на предоставление пенсии, подача необходимых документов на пользование субсидией, жалоба в вышестоящий орган социального обеспечения, управленческие постановления, распоряжения и приказы, договоры) и неправомерные (все виды правонарушений: предоставление ложных сведений при оформлении пособия, необоснованный отказ включить определенный период работы в стаж работы во вредных условиях и др.).

Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве и т. д.). По характеру юридических последствий различают правообразующие, право прекращающие и право изменяющие факты. Например, смерть кормильца — пенсионера, получающего трудовую пенсию по старости, является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения. А в пенсионном правоотношении по обеспечению трудовой пенсией по старости [9]данного пенсионера его смерть является право прекращающим юридическим фактом. Приведем пример право изменяющего юридического факта: до достижения 60-летнего возраста гражданин Н. вынужден был находиться на трудовой пенсии по инвалидности, но с достижением 60 лет он в соответствующем процедурном порядке перешел на трудовую пенсию по старости (здесь факт достижения 60 лет есть право изменяющий факт). Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые юридические составы или сложные комплексные факты, когда для возникновения определенного социально-обеспечительного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов). Так, для того чтобы возникло правоотношение по одному из видов обязательного пенсионного страхования — трудовой пенсии по старости, необходимо:

а) достижение лицом возраста 60 или 55 лет;

б) наличие страхового стажа не менее пяти лет;

в) представление заявления и других необходимых других документов;

г) принятие пенсионным органом решения о назначении пенсии. Такой фактический состав предопределяет и вид правоотношения, и его объект, и продолжительность, и размер устанавливаемого блага (пенсионный капитал, из которого должна исчисляться пенсия, наличие иждивенцев, нуждаемость в уходе и др.). Таким образом, юридические факты играют весьма важную и активную роль в социально-обеспечительных правоотношениях, являясь своего рода звеном, сцепляющим нормы права с конкретными обеспечительными отношениями. С помощью хорошо продуманного набора юридических фактов.

§ 1.5. Основания возникновения, изменения и прекращения

правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются наступление установленных законом юридических фактов и их составов (то есть комплекса таких фактов)

Юридические факты в социальном обеспечении – это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

Уже в процедурных правоотношениях [10]устанавливается, существуют или нет соответствующие юридические факты для самого права гражданина на данный объект предполагаемого основанного правоотношения (на пенсию по старости, на пособие на детей и т.д.). Таким образом, прежде чем установить основное материальное правоотношение по реализации конкретного права, уже в предшествующем ему процедурном правоотношении проверяется и устанавливается, есть ли само данное право у гражданина, и если есть, назначается ли этот вид обеспечения, а если нет, то отказывается в его предоставлении, поскольку нет того или иного юридического факта. Поэтому юридические факты имеют определяющее значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являясь их основанием.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении – это факты –  события. Причем такие юридические факты получили наименование «социальные риски». Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значения имеют и факты – действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

В зависимости от срока существования юридические факты можно разделить на кратковременные и факт – состояния.

В юридической литературе существуют разные мнения о правовой природе состояний в системе юридических фактов. Одни авторы выделяют факты – состояния в отдельную группу, другие считают, что за состоянием не стоит никакого юридического значения.

Состояния являются такими юридическими фактами, которые существуют длительное[11] время, непрерывно или периодически порождают юридические последствия (временная нетрудоспособность, состояние в браке, иждивение и т.д.). Но состояния не могут быть выделены в особую группу юридических фактов наряду с событиями и действиями.

События – это факты, происхождения которых не связано с волей участника правоотношений. К ним относятся: рождение ребенка, смерть кормильца, достижение пенсионного возраста, болезнь и т.д.

Действия – это факты, связанные с волей участников правоотношений. К ним можно отнести волеизъявления граждан, акты применения права. Они могу быть правомерными и неправомерными, то есть соответствующими праву или противоречащими ему.

Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом – правоизменяющим, а в третьем – правопрекращающим; в одном правоотношения он может быть основным, правообразующим, а в другом – правопрекращающим фактом. Например, смерть кормильца – пенсионера по старости является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего правоотношения о ней.

Можно привести примеры из судебной практики: Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что положения приказа противоречат Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ), поскольку Министерством социального развития Пермского края расширен установленный статьей 5 названного закона перечень участников правоотношений в системе социального обслуживания, не предусматривающий в качестве таковых принимающие семьи и определен порядок оказания услуги по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях, которая действующим законодательством не установлена. При этом суд сослался на положения пункта 1 статьи 8 названного федерального закона о полномочиях субъектов Российской Федерации по осуществлению правового регулирования в сфере социального обслуживания исключительно в пределах, установленных этим законом. Суд первой инстанции, признав временное пребывание детей-инвалидов в принимающих семьях одной из форм социального обслуживания, сделал вывод о несоответствии Положения статье 27 Федерального закона № 442-ФЗ, регламентирующей порядок предоставления социальной услуги и правила предоставления социальной услуги. Судебная коллегия находит позицию суда ошибочной, как основанную на неправильном применении норм материального права, без учета целеполагания оспариваемого нормативного правового акта, принятого исключительно в целях реализации пункта 5.2.4 Государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1322-п (далее - Государственная программа края) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (преамбула приказа). Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Российская Федерация, подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, взяла на себя обязательство формировать среду, комфортную и доброжелательную для жизни детей. Одной из основных проблем в сфере детства в приведенном Указе Президента Российской Федерации названа социальная исключенность уязвимых категорий детей, в том числе детей-инвалидов, которые нуждаются в особой заботе государства.[12]


Глава II СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ

ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

§ 2.1. Субъекты правоотношений по социальному обслуживанию

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно действующему законодательству, т.е. субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъекты права социального обеспечения (и соответственно субъекты правоотношений по социальному обеспечению) в силу распределительного характера складывающихся отношений очевидно делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотношения группы:

1) лица – получатели благ по социальному обеспечению;

2) лица – предоставители благ по социальному обеспечению.

Первая группа лиц – граждане РФ, лица без гражданства, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ (могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений).

Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца может являться семья.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять своими действиями указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Однако надо различать гражданина как субъекта права социального обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так гражданин, имеющий право на пенсию по инвалидности, является субъектом права социального обеспечения.


[13]В то же время пока он не проявит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не будет субъектом пенсионного правоотношения по инвалидности.

Заслуживает внимания точка зрения, которая выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей – постоянную и переменную.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств. Объем его содержания меняется на протяжении всей жизни человека. С помощью переменной части правоспособности за конкретным лицом закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания.

Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во - вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении[14]; нести ответственность за неправомерное поведение.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государство и лице государственных органов, учреждений и иных уполномоченных государством лиц. К ним относятся:

1) территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС РФ;

2) органы Министерства здравоохранения и социального развития;

3) органы министерств и иных федеральных органов власти (обороны, внутренних дел и др.);

4) учреждения здравоохранения и социального обслуживания;

5) работодатели и др.

Такое большое количество государственных органов обусловлено большим объемом распределяемых государственных средств в целях социального обеспечения и самой большой масштабной вовлеченностью населения в систему социального обеспечения.

В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли права субъекты, как бюро медико-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности и т.д.), клинико-экспертные комиссии, лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности), а также суды (установление факта безвестного отсутствия, факта нахождения на иждивении и т.д.) и другие.

В процессуальных отношениях соответствующим субъектом будут выступать вышестоящий по отношению к принявшему спорное решение орган (например, главное бюро медико-социальной экспертизы), прокуратура, а также суды общей юрисдикции).

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

 

§ 2.2. Объекты правоотношений по социальному обслуживанию

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. Разным видам правоотношений соответствуют разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, то есть получения какого – либо блага.

В процедурных правоотношениях по реализации права на получение благ по социальному обеспечению (назначение пенсий, пособий и т.д.) объектом является юридическое действие по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта.

Каждый вид социального обеспечения имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют ограничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.

Пенсия – это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной деятельностью, а также нетрудоспособных, потерявших кормильца.

Пособие – это выплата гражданам в установленных законом случаях ежемесячно или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

Услуга – это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей граждан.

В основных материальных правоотношениях объектом выступает реализация прав на данный вид обеспечения, то есть получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.

Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности, но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является получение пенсии по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение соответствующей пенсии по старости или инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных. Например, названия процедурных правоотношений – по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, пособий по безработице, компенсаций беженцам – уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Аналогично и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то их объектом является обеспечение реализации данного права, то есть назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

 

§ 2.3. Содержание правоотношений по социальному обслуживанию

Основная особенность материальных правоотношений по социальному обеспечению заключается в том, что их содержание составляет субъективное право физического лица на получение конкретного вида социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность государственного органа (учреждения или иного уполномоченного государством лица) его предоставить. Вместе с тем при реализации своего субъективного права физическое лицо должно выполнять возложенные на него законом обязанности. В частности, оно обязано: предъявлять содержащие достоверные сведения документы, служащие основанием для предоставления выплат и услуг; сообщать о всех изменениях, влияющих на условия социального обеспечения и размеры выплат (например, о трудоустройстве), выполнять другие обязанности.

В свою очередь государственный орган (учреждение или иное уполномоченной государством лицо) имеет не только обязанности, но и значительный объем прав. Он может требовать от физического лица предоставления документов, необходимых для назначения или перерасчета выплат, производить удержания из выплат, приостанавливать выплату пенсии или пособия и пользоваться иными правами в рамках, определенных законом.

Содержание процедурного правоотношения составляет субъективное право физического лица на установление юридических фактов, необходимых, для подтверждения права на конкретный вид социального обеспечения, и соответствующая ему обязанность государственного органа (учреждения или иного уполномоченного государством лица) произвести проверку и вынести акт – решение об удовлетворении обращения физического лица или об отказе в этом.

§ 2.4. Признаки присущие правовым отношениям

Социально-обеспечительным правовым отношениям присущи следующие признаки:

1.      Социально-обеспечительное правоотношение — это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм права социального обеспечения на поведение субъектов права. Между нормой права и правоотношением существует довольно жесткая зависимость — в жизни возникают только те правоотношения, на которые указывает норма правового акта. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. В строгом смысле слова, правоотношения — это законоотношения. Действует правило: есть норма права — возникает правоотношение, нет нормы — нет и правоотношения.

2.      Социально-обеспечительное правоотношение — это связь между субъектами права социального обеспечения посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах законов и подзаконных актов. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, причем интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого. Носитель субъективного права на социальное обеспечение (временно нетрудоспособный человек, пенсионер, инвалид, ветеран и т. д.) — лицо, управомоченное; носитель юридической обязанности (территориальный орган ПФ России, орган социальной защиты населения субъекта Федерации, учреждение социального обслуживания и др.) — лицо обязанное. В правоотношении лицу управомоченному всегда противостоит лицо обязанное, будь то человек, организация или государственный орган.

3.      Социально-обеспечительное правоотношение — это связь индивидуализированная. Взаимное поведение субъектов этого отношения отличается строгой определенностью, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение кого-то с кем-то. Стороны (физические лица и соответствующие органы (организации), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия соответственны.

Индивидуализация при этом осуществляется двояко:

1)      поименно, когда субъекты права социального обеспечения называются своим полным именем (фамилией) или полными реквизитами (применительно к органам и организациям); таковы, к примеру, отношения по договору оказания платных социальных услуг между человеком, находящимся в трудной жизненной ситуации, и организацией социального обслуживания и др.;

2)      по названию социальных ролей. В этом случае поименное или пореквизитное определение субъектов не имеет значения, называются лишь их социальные роли: пенсионер — пенсионный орган, временно нетрудоспособный — работодатель и т. п. Именно этот тип индивидуализации субъектов правоотношений характерен для большинства социально-обеспечительных отношений.

3)      правоотношения по социальному обеспечению — это волевые отношения. Для возникновения такого правоотношения необходимо наряду с другими юридическими фактами и волеизъявление. Во-первых, потому что через нормы права социального обеспечения в них отражается государственная воля и воля других субъектов, издающих источники права; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.

4.      в нормах права, регулирующих распределение части валового внутреннего продукта в форме материальных благ и услуг через систему социального обеспечения, прежде всего, выражена воля государства, в связи, с чем эти отношения им охраняются. Причем в отличие от иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, для возникновения правоотношения по социальному обеспечению по общему правилу не требуется волеизъявления обоих его субъектов, а достаточно лишь волеизъявления гражданина, реализующего конституционное право на социальное обеспечение. Второй субъект на основании такого волеизъявления и при наличии соответствующих юридических фактов обязан предоставить требуемый вид социального обеспечения. Иначе говоря, социально-обеспечительные правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю субъектов права. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником социально-обеспечительного правового отношения, например, малолетний ребенок или душевнобольной человек.

5.      Социально-обеспечительные правоотношения, как и право социального обеспечения, на базе которого они возникают, охраняются государством. Охрана законности и право порядка означает и охрану социально-обеспечительных правоотношений. Последние как часть совокупности правоотношений, существующих в обществе, и образуют правовой порядок.

6.      Социально-обеспечительные правоотношения имеют претензионно-обеспечительный характер. Это значит, что, когда один субъект — человек (семья) — правомочен требовать предоставления, полагающегося ему вида социального обеспечения, другой субъект — орган (учреждение) социального обеспечения обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права, и обязанности, но право на социальное обеспечение на стороне человека (семьи), а обязанности по его предоставлению лежат на органе социального обеспечения.

7.      Социально-обеспечительные правоотношения объединены общей целью. Данный признак означает, что они являются формой выражения, и закрепления отношений распределения части валового внутреннего продукта, расходуемой на удовлетворение жизненных потребностей граждан (социально-экономических потребностей престарелых и нетрудоспособных, потребностей в охране здоровья граждан, в содержании и воспитании подрастающего поколения, охране материнства и детства и т. д.).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Виды правоотношений по социальной помощи и обслуживанию. Критериями классификации могут быть перечисленные объекты правоотношений и порядок их предоставления (по закону и по договору). В последнем случае мы выделяем:

А. Правоотношения по государственной социальной помощи и социальному обслуживанию, которые характеризуются следующими признаками:

1) основанием их возникновения являются нуждаемость (бедность) и трудная жизненная ситуация, в которой находится лицо;

2) социальная помощь и обслуживание как объект правоотношения призваны обеспечить уровень жизни нуждающимся до определенного законом минимального уровня. Финансирование осуществляется за счет средств государственных и местных бюджетов, а перечень гарантированных социальных услуг предоставляется безвозмездно;

3) права и обязанности участников – государственных и муниципальных социальных служб, с одной стороны, и физического лица – с другой, носят социально-алиментарный характер, а указанные социальные службы обязаны предоставить социальную помощь и обслуживание на условиях и в порядке, предусмотренных законом.

Б. Договорные правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию, которые отвечают следующим признакам:

1) субъектами названных отношений являются, с одной стороны, любые физические лица независимо от признака нуждаемости (бедности), с другой – не только государственные и муниципальные социальные службы, но и частные;

2) объектом правоотношения выступают социальные услуги и иные виды социального обслуживания, но их уровень не должен быть ниже установленных государственных стандартов качества социального обслуживания, но предоставляются они на платной основе (полностью или частично). Установлен государственный контроль за деятельностью по предоставлению услуг частными социальными службами вплоть до лишения их лицензии;

3) взаимные права и обязанности сторон определяются договором на условиях частичной или полной оплаты предоставляемых социальных услуг.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей, т.е. субъекты можно условно разделить на:

1. лиц – получателей благ по социальному обеспечению;

2. лиц – предоϲҭавителей благ по социальному обеспечению.

В материальных правоотношениях по социальному обеспечению объектом является конкретное социальное благо (вид ᴏбеϲᴨечеʜᴎя), по поводу которого уϲтаʜовлена данная юридическая связь субъектов, а в процедурных и процессуальных – ʜепосредственно само поведение субъектов.

Оϲʜᴏвами содержаʜия правоотношения по социальному обеспечению являются субъективное право и юридическая обязаʜность его субъектов, вытекающие из содержаʜия действующего закоҥодательства.

Оϲʜᴏваʜиями возникновения, измеʜения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению служат специфические жизʜенные обстоятельства (юридические факты), закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального ᴏбеϲᴨечеʜᴎя по различным видам ᴏбеϲᴨечеʜᴎя.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Нормативно-правовые акты

1.                Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 2011. – № 161-ФЗ. // Российская газета от 2011. – № 139.

2.                Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 2001. – № 167-ФЗ. // Парламентская газета от 2001. – № 238-239.

3.                Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 2014. – № 84-ФЗ. // Российская газета от 2014. – №101.

4.                Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 2015. –№ 58-ФЗ. // Собрание законодательства РФ от 2015. – № 13.

II. Научная литература

5.                Галаганов В. П. Право социального обеспечения: Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.

6.                Горшков А. В. Право социального обеспечения: Учебное пособие изд., переработано – М.: Издательство «Омега-Л», 2014.– 157 с.

7.                Гусов К.Н. Право социального обеспечения России: Издательство Проспект 2012 – 640 с.

8.                Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.: Издательство Юрайт, 2014 - 576 с.

 

III. Материалы практики

9.                Об отмене решения Пермского краевого суда от 22.09.2015 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа министра социального развития Пермского края № СЭД-33. – Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 21. 03. 2016 – № 44-АПГ15-23. // www.vsrf.ru/ – Режим доступа: Свободный – 2016.

IV. Интернет ресурсы

10.           Верховный суд РФ – www.vsrf.ru/ – Режим доступа: Свободный – 2016.

11.           КонсультантПлюс – http://base.consultant.ru/ – Режим доступа: Свободный – 2016.

12.           Гарант – www.garant.ru/ – Режим доступа: Свободный – 2016.


Приложение № 1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 января 2016 г. N 44-АПГ15-23

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пермского края об оспаривании приказа Министра социального развития Пермского края N СЭД-33-01-03-180 от 7 апреля 2015 г. "О реализации проекта по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях" по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Пермского краевого суда от 22 сентября 2015 г., которым заявление было удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Министерства социального развития Пермского края Кессер М.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о незаконности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министром социального развития Пермского края в целях реализации пункта 5.2.4 государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной постановлением Правительства Пермского края 3 октября 2013 г. N 1322-п, издан приказ от 7 апреля 2015 г. N СЭД-33-01-03-180 "О реализации проекта по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях" (далее - приказ), которым утверждено Положение о реализации проекта по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях (далее - Положение).

Как следует из содержания утвержденного приказом Положения, оно устанавливает порядок организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях в целях повышения качества жизни детей-инвалидов и их семей, а также предотвращение попадания детей-инвалидов в интернатные учреждения, что проект реализуется на территории города Перми, города Соликамска, города Кунгура и Кунгурского муниципального района, а также Чайковского муниципального района (пункты 1.1, 1.2), предусматривает требования к принимающим семьям (пункты 3.1 - 3.6), раскрывает основные понятия (пункты 2.1 - 2.6), предусматривает конкретный перечень действия, которые должен совершить исполнитель (определившееся в результате проведения конкурсных процедур юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющий оказание услуг по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях), Министерство социального развития Пермского края и его территориальные управления по перечисленным выше муниципальным образованиям (пункты 4.1 - 4.11).

Прокурор Пермского края, считая, что приказ и Положение не соответствуют требованиям федерального и регионального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере организации социального обслуживания граждан в Российской Федерации, обратился в Пермский краевой суд о признании их не действующими со дня принятия.

По мнению прокурора, у Министерства социального развития Пермского края отсутствовали полномочия по принятию оспариваемого регионального нормативного правового акта в силу того, что действующее законодательство в названной сфере общественных отношений не предусматривает такой формы социального обслуживания как временное пребывание детей-инвалидов в принимающих семьях.

Решением Пермского краевого суда от 22 сентября 2015 г. приказ признан недействующим со дня его принятия.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края просит отменить судебный акт ввиду неправильного применения судом норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На апелляционную жалобу прокурором Пермского края поданы возражения о законности судебного постановления и несостоятельности ее доводов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что положения приказа противоречат Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), поскольку Министерством социального развития Пермского края расширен установленный статьей 5 названного закона перечень участников правоотношений в системе социального обслуживания, не предусматривающий в качестве таковых принимающие семьи и определен порядок оказания услуги по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях, которая действующим законодательством не установлена.

При этом суд сослался на положения пункта 1 статьи 8 названного федерального закона о полномочиях субъектов Российской Федерации по осуществлению правового регулирования в сфере социального обслуживания исключительно в пределах, установленных этим законом.

Суд первой инстанции, признав временное пребывание детей-инвалидов в принимающих семьях одной из форм социального обслуживания, сделал вывод о несоответствии Положения статье 27 Федерального закона N 442-ФЗ, регламентирующей порядок предоставления социальной услуги и правила предоставления социальной услуги.

Судебная коллегия находит позицию суда ошибочной, как основанную на неправильном применении норм материального права, без учета целеполагания оспариваемого нормативного правового акта, принятого исключительно в целях реализации пункта 5.2.4 Государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п (далее - Государственная программа края) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (преамбула приказа).

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Российская Федерация, подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, взяла на себя обязательство формировать среду, комфортную и доброжелательную для жизни детей.

Одной из основных проблем в сфере детства в приведенном Указе Президента Российской Федерации названа социальная исключенность уязвимых категорий детей, в том числе детей-инвалидов, которые нуждаются в особой заботе государства.

В связи с этим в Указе всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, определена как основная задача Национальной стратегии, мерами решения которой названы создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей не только медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, но и социально-психологическую и консультативную помощь родителям, а также создание и внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) таких семей и предоставления услуг так называемой передышки (временного размещения ребенка-инвалида в замещающую семью).

Государственная программа края в разделе пятом в качестве мероприятия предусматривает реализация проекта по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях (пункт 5.2.4).

Приведенные нормативные правовые акты свидетельствуют о том, что оспариваемое прокурором Положение регулирует узкий круг отношений исключительно в сфере защиты детей-инвалидов.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), согласно положениям которого целью такой защиты является обеспечение инвалидов условиями для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2).

Между тем Федеральный закон N 442-ФЗ, как следует из системного толкования его предписаний, регламентирует отношения в сфере социального обслуживания, то есть деятельности, заключающейся в осуществлении действий по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (статья 3).

Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов регламентировано статьей 5 Федерального закона N 181-ФЗ. В частности, пунктом 6 этой статьи закреплено право названных органов на предоставление дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Приведенная норма корреспондирует положениям Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 поименованного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов социальной поддержки в том числе инвалидов. По данным вопросам органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принимать законы и иные нормативные правовые вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 этой же статьи).

Таким образом, оспариваемые прокурором приказ и Положение приняты во исполнение Федерального закона N 181-ФЗ в пределах полномочий субъекта Российской Федерации во исполнение региональной государственной программы, в интересах детей-инвалидов и их семей, не регулируют вопросы социального обслуживания граждан, а устанавливают дополнительную меру социальной поддержки для названной категории граждан за счет собственных средств, в предоставлении которой принимают участие Министерство социального развития Пермского края и его территориальные управления в качестве заказчика, юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, определившиеся в результате проведения конкурсных процедур, как исполнители, а семьи с детьми-инвалидами и принимающие семьи являются участниками проекта.

При таком положении вывод суда об обоснованности требований прокурора является ошибочным, следовательно, решение Пермского краевого суда от 22 сентября 2015 г. подлежит отмене.

С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Пермского краевого суда от 22 сентября 2015 г. отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Пермского края о признании не действующим приказа Министра социального развития Пермского края от 7 апреля 2015 г. N СЭД-33-01-03-180 "О реализации проекта по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях" отказать.



[1] Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 2013 – № 442. // Российская газета от 2013.  – № 295.

[2] Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения: Учебник – Издательство РИОР Инфра-М –2012. –  с. 64.

[3] Гусов К.Н. Право социального обеспечения России: Учебник – Издательство Проспект, 2012. – с. 640.

[4] О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 2006 – № 256 // Российская газета от 2006. – № 297.

[5] О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 2005 – № 115. // Российская газета от 2005 – № 161.

[6] О техническом регулировании: Федеральный закон от 2002 – № 184. // Российская газета от 2002. – № 245.

[7] Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: Учебник – Издательство Юрайт 2012. – c. 576.

[8] Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан: Федеральный закон от 22.12.2014 № 421 // Российская газета от 2014 –№ 293.

[9] Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 2001. – № 167 // Парламентская газета от 2001. – № 238-239.

[10] Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: Учебник. – М., 2014. –  С. 18-19.

[11] Горшков А.В. Право социального обеспечения: Учебник – Издательство Омега-Л, 2012. – c. 160.

[12] 9.     Об отмене решения Пермского краевого суда от 22.09.2015 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа министра социального развития Пермского края № СЭД-33. – Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 21. 03. 2016 – № 44-АПГ15-23. // www.vsrf.ru/ – Режим доступа: Свободный – 2016.

[13] А.В. Горшков Право социального обеспечения: Учебник – Издательство Омега-Л, 2014. –с. 10.

[14] О национальной платежной системе: Федеральный закон от 2011. – № 161 // Парламентская газета от 2011. – № 32.

Информация о файле
Название файла ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ от пользователя svetlana2015
Дата добавления 5.5.2020, 18:21
Дата обновления 5.5.2020, 18:21
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 58.02 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 340
Скачиваний 51
Оценить файл