МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
"УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра геологии и геофизики
Реферат
по дисциплине "Экономика"
на тему
"Особенности теневой экономики"
Преподаватель: Пустохина Н.Г.
Студентка: Киселёв Д.А.
Группа: Гис-13
Екатеринбург
2016
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Общая характеристика теневой экономики. 5
1.1. Сущность, структура и причины теневой экономики. 5
1.2. Эволюция парадигмы теневой экономики в исследованиях российских и зарубежных ученых. 13
Глава 2. Оценка влияния теневой экономики на общественное воспроизводство. 26
2.1. Теневая экономика как угроза экономической безопасности России. 26
2.2. Оценка ущерба, наносимого теневой экономикой субъектам УрФО.. 34
2.3.Теневая экономика и коррупция. 37
Глава 3. Пути сокращения доли теневой экономики. 38
3.1. Подходы к решению проблем "теневой экономики". 38
3.2. Пути преодоления теневой экономики. 43
Вывод. 53
ВведениеТеневой сектор играет в ᴨереходных экономиках неоднозначную роль. С одной стороны, его скрытость от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы занятым в нем работникам, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, функционирование теневого сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. Большая часть исследователей считают теневую экономику в основном негативным феноменом.
Присутствие теневой экономической деятельности неизбежно практически для любой современной экономики. Теневая экономика является одной из укоренившихся проблем и для российского государства и общества. Благодаря экономическому росту и общему улучшению социально-экономической обстановки в Российской Федерации острота этой проблемы и внимание к ней общества несколько снизилось. Между тем, ее негативное воздействие на российскую действительность сохраняется, имеет крупные масштабы и приводит к разнообразным негативным последствиям. Для преодоления необходимо всестороннее исследование теневой экономики и разработка научно обоснованных мер по минимизации ее негативного влияния.
Изучая теневую экономику и эволюцию ее парадигмы в исследованиях российских и зарубежных ученых, можно отметить, что это чрезвычайно динамично и гибко реагирующее на изменения социально-экономической обстановки явления. Особенно быстро трансформации проистекают в теневой экономики России.
Актуальность данной темы объясняется
тем, что на данный момент очень велик процент теневых доходов, например, в
России более 25 % ВВП, а эти деньги могли бы пойти на становление и развитие
малого бизнеса, снижение социальной напряженности, повышение эффективности
государственных финансов за счет увеличения реальной базы налогообложения
предпринимательского сектора.
Глава 1. Общая
характеристика теневой экономики
Теневая экономика - сложные социально-экономические процессы и явления, охватывающие всю систему экономических отношений, не контролируемых обществом, экономических структур, скрываемых от органов государственного управления и контроля.
Хозяйствующие субъекты теневой экономики используют государственную, негосударственную и криминально нажитую собственность в целях извлечения сверхдоходов для удовлетворения личных и групповых потребностей. Теневая экономика тесно связана и переплетена с легальной экономикой, является составной частью хозяйствующих в своей деятельности "услугами" государства, его производственными факторами, не вступая в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования.
Теневая экономика – противоправные, неучтенные государством виды хозяйственной деятельности. Она включает производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, а также социально-экономические отношения между гражданами, социальными группами и обществом в целом. Теневая экономика существует практически во всех странах мира. Согласно исследованию зарубежных экспертов, во второй половину 90-х гг. ХХ в. в развитых странах мира теневая экономика охватывала 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39%. В России удельный вес теневой экономики в ВВП составлял более 40%.
Теневая экономика структурно состоит из криминальных и некриминальных секторов. К первому из них относятся сугубо криминальные элементы: торговцы наркотикам, оружием, рэкетиры, коррупционеры, фальшивомонетчики, лица и организации, занимающиеся отмывание "грязных" денег, и др. Некриминальный сектор включает хозяйственную деятельность, которая не попадает в отчетность (либо отражается в ней с искажением) и не фиксируется в документации. Речь идет о домашнем хозяйстве, репетиторстве, частном извозе, строительстве дач, ремонте техники, сдаче в поднаем жилья, частной медицинской практике, об обслуживании автомобилей, о самогоноварении и т.п. Большое влияние на рост теневого сектора экономики оказывают чрезмерно высокие налоги, вынуждающие предпринимателей уводить свои капиталы в тень.
Структура теневой экономики представлена как криминальными, так и некриминальными типами отношений.
Во-первых, это экономические отношения между отдельными гражданами и/или неформальными объединениями, не регистрируемые и не учитываемые государством ("вторая" экономика). Данный тип отношений является ответной реакцией граждан на просчеты хозяйственного механизма, игнорирование их нужд и потребностей. Изменение российского законодательства привело к легализации индивидуального предпринимательства, которое долгие годы относилось к нелегальному сектору экономики.
Во-вторых, это неформальные, часто фиктивные экономические отношения, обеспечивающие удовлетворение личных и групповых потребностей. Подобные неформальные экономические отношения проявляются как повторный счет общественного продукта, приписки и другие искажения отчетности, выпуск некачественной (фальсифицированной продукции), непроизводительные расходы и потери, неэквивалентный обмен сырьем, готовой продукцией и т.п. позволяющие получать значительные нетрудовые доходы. Отмеченные виды "теневых" отношений функционируют внутри официальных экономических структур и сопровождаются коррупцией. взяточничеством и вымогательством.
В-третьих, это криминальные отношения, базирующиеся на незаконной производственной деятельности, злоупотреблении служебным положением, на корыстно-насильственном вторжении в производственную и распределительную сферы экономики. Этот тип отношений теневой экономики охватывает многие виды экономической преступности, в том числе наиболее общественно опасную форму ее проявления - организованную экономическую преступность. Здесь характерными правонарушениями являются: незаконная производственная деятельность, часто связанная с нарушением прав человека; хищения; корыстные должностные и хозяйственные преступления; наркобизнес; незаконный игорный бизнес; вымогательство (рэкет) и т.п. Широко распространенным явлением этого вида теневой экономики стало сокрытие доходов от налогообложения.
Теневая экономика существовала и в административно-командной системе, а рыночной она получила галопирующее развитие. Удельный вес теневой экономики в общемировом масштабе составляет 5-10% ВВП, тогда как, по некоторым экспертным оценкам, в России доля теневой экономики - около 40%, различаясь по отраслям.
Столь высокий уровень является критическим: на этом рубеже влияние теневой экономики на хозяйственную жизнь страны становится настолько ощутимым, что дальнейшее усиление теневой экономики грозит всеобщим подчинение ей. Поэтому проблема теневой экономики приобрела общегосударственное значение.
Криминализация экономики – процесс формирования экономики, в которой значительное место занимают преступные элементы и преступные формы хозяйствования; мафиозные структуры, промышляющие, например, наркобизнесом, торговлей людьми, экспортом запрещенных к вывозу веществ, подпольной добычей и торговлей драгоценными металлами и камнями, осуществляющие махинации и спекуляции на биржах, в банках и т.д., то есть осуществляющие действия, подпадающие под уголовную ответственность.
В процессах, сопровождающих криминализацию экономики, могут функционировать такие экономические структуры, которые не занимаются запретным бизнесом, но скрывают свои доходы (частично или полностью) и не выплачивают государству налоги, осуществляют бартерные и/или не учтенные в их банковских счетах сделки, нанимают рабочую силу, за которую не выплачивают отчисления в пенсионный фонд, или занижают официально зарегистрированную заработную плату и т.д. Эти формы незаконного бизнеса также относятся к теневой экономике.
Источники теневой экономики следующие:
1. Самостоятельные экономические отношения между отдельными гражданами и их неформальными объединениями, преследующие цель удовлетворить личные потребности и потребности, не регистрируемые и не учитываемые государством.
Эти отношения связаны с просчетами в хозяйственной деятельности и недооцениваются контролирующими органами государственной власти по следующим причинам:
• слабость финансовых и налоговых служб, стимулирующая уклонение от налогов;
• отсутствие развитой системы рынков, заставляющее полагаться на незаконные источники ресурсоснабжения;
• избыточная административная регламентация, в том числе противозаконная;
• сомнение в долговременности нынешней политики государства в отношении негосударственного предпринимательства и др.
2. Система неформальных фиктивных экономических отношений, обеспечивающих удовлетворение корыстных интересов за счет несовершенства действовавшей и складывающейся системы хозяйствования.
3. В основе теневой экономики лежит система криминальных отношений ("черная" экономика), опирающаяся на злоупотребление служебным положением или на корыстное насильственное вторжение служебным положением или на корыстное насильственное вторжение в производственную и распределительную сферу экономики (незаконная производственная деятельность). К ней относятся все виды деятельности, которые полностью исключены из официальной экономической жизни, поскольку считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее, а именно:
▪ хищения в государственном масштабе;
▪ корыстные должностные и хозяйственные преступления;
▪ наркобизнес;
▪ азартные игры;
▪ проституция;
▪ грабежи, разбои, кражи личного имущества;
▪ вымогательство (рэкет) и т.п.
Таким образом, к теневой экономике относятся все те разнообразные виды хозяйственной деятельности, которые приносят нетрудовые доходы. Теневая экономика имеет два основных признака: нелегальная деятельность и нетрудовые доходы, которые тесно взаимосвязаны.
1.2. Эволюция парадигмы теневой экономики в исследованиях российских и зарубежных ученых.В той или иной форме теневая экономика существует с момента возникновения государства. Очевидно, что теневая экономика - это экономическая деятельность лиц, игнорирующих законы, установленные государством, а такие лица присутствуют в любом обществе. Теневая экономика активно исследовалась и исследуется зарубежными учеными. Первым научным исследованием, привлекшим интерес научной общественности к проблеме теневой экономики, по мнению автора, следует считать работы Кеннета Эдварда Боулдинга, по мнению автора были опубликованы в 1944-1947гг. Они посвящены обобщению последствий регулирования цен на основные потребительские товары в годы Второй мировой войны. Им была разработана классическая модель теневого рынка (модель Боулдинга), описывающая отклонения кривых спроса и предложения. Однако эти исследования носили только теоретический характер и не получили дальнейшего развития, так как многие ученые полагали, что с ликвидацией военного регулирования исчезнет и см объект исследований.
В период 1949-1959гг. получил развитие правовой подход к определению понятия теневая экономика. Один из крупнейших представителей американской криминологии Эдвин Сатарленд выдвинул концепцию "преступника в белом воротничке", согласно которой многие "белые воротнички" (предприниматели, политики, врачи и др.) совершают противоправные действия, причиняющие обществу неизмеримо большой ущерб, чем обычные преступники. Сатерленд не только подчеркивал опасность преступлений "белых воротничков" в имущественном плане, но и считал, что такие преступления подрывают устои общества.
Эта концепция Сатерленда, развитая им в дальнейшем. положила начало целому направлению в криминологии и ныне считается общепринятой. Было выделено пять основных видов экономической преступности:
1) нарушение правил конкуренции (коммерческие взятки, нарушение антимонопольного законодательства, промышленный шпионаж);
2) нарушение прав потребителей (ложная реклама, выпуск недоброкачественных товаров);
3) нарушение прав наемных работников (нарушение трудовых контрактов, норм техники безопасности)
4) нарушение прав акционеров, кредиторов;
5) нарушение прав государства.
Публикация статьи американского экономиста Гэри Беккера "Преступление и наказание: экономический подход" открыла новый этап в изучении теневой экономической деятельности. До ее публикации преобладало убеждение, что преступники действуют иррационально. Г. Беккер впервые предложил исходить из того, что преступники действуют рационально, они стремятся максимизировать свою выгоду при ограниченных ресурсах. В своей теории он попытался применить экономические категории издержек и прибыли к понимаю поведения нарушений закона.
Глава 2. Оценка влияния теневой экономики на общественное воспроизводство. 2.1. Теневая экономика как угроза экономической безопасности России.Организационно-экономической особенностью российской теневой экономики является объединение в различных формах (согласование действий) хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность полностью или частично криминальных образом. Такое объединение, помимо чисто криминальных выгод, дает монопольные конкурентные преимущества в легальном бизнес, в том числе возможности:
§ Устанавливать (поддерживать) цены (тарифы), скидки и т.п. в повседневном хозяйственном обороте на региональном, отраслевом или ином уровне;
§ Повышать, снижать или поддерживать цены на аукционах и торгах;
§ Разделять рынок по территориальному, отраслевому или иному принципу;
§ Ограничивать доступ на территориальный или отраслевой рынок или устранять с него иных хозяйствующих субъектов и т.п.
Развитие теневой экономики постепенно приводит к моменту, когда дальнейшее экономическое развитие зависит от участия криминальных структур, занимающих важнейшие финансовые и производственные ниши.
Развитие теневой экономики фактически превратилось в форму конкурентной борьбы, при которой та корпорация, которая лучше осуществляет именно криминальные, а не легальные операции, оказывается в экономическом выигрыше и вытесняет конкурентов с рынка. При этом сам рынок только внешне напоминает таковой в цивилизованном понимании. На самом деле с учетом криминальных операций и теневого оборота рынок является криминальной средой экономической деятельности, реализующей свои операции через легальные и нелегальные механизмы. При этом рыночная суть (равноправие хозяйствующих субъектов и конкуренция между ними) выхолащивается незаконный способ ведения бизнеса.
Все эти процессы обостряются вследствие следующих факторов:
· Резко усилившееся неравенство по степени доходности отраслевых производств, что ведет к увеличению финансовых и производственных возможностей отдельных предприятий и отраслей; однако результаты этого процесса используются, прежде всего, структурами теневой экономики;
· Криминальный характер деятельности организаций, контролируемых криминальными структурами, способствует формированию конкурентных преимуществ перед законно действующими предприятиями, что приводит к вытеснению организациями с деятельностью, организованной как криминальные структуры, законопослушных предприятий;
· Помимо чисто криминальных особенностей, существует широкая возможность картельного сговора в общероссийском и
· транснациональном бизнесе и укоренения внутрикорпорационного движения товаров на основе трансфертных цен, значительно ослабляющих возможности государственного воздействия на отношения, складывающиеся в российской экономике.
Можно выделить три глобальных последствия влияния теневой экономики:
1)изменение организаций, которые прямо или косвенно ведут к созданию лучших возможностей именно для имеющих криминальные инвестиций и подконтрольных им (тесно связанных в рамках производственных, финансовых и торговых циклов) по сравнению с предприятиями без криминальных инвестиций;
2)постоянно происходящий процесс изменения отдельных предприятий и трансформаций всего производственного комплекса преимущественно в направлений, выгодном криминализованным структурам;
3)вытеснение организациями с криминальными инвестициями всех прочих, приводящее к изменению производственного комплекса в ущерб приоритетам развития региона.
Таким образом, влияние теневой экономики проявляется через систему своего рода диспозиций, порождающих и структурирующих хозяйственную практику организаций. Тем самым теневая экономика навязывает им систему принудительной ориентаций в пространстве экономических интересов и приоритетов развития, а также действия определенного характера в соответствии с такой системой ориентации.
В этих условиях соотношение влияния теневой экономики и развития организаций экономического комплекса во многом определяется тем, насколько умело осуществляется контроль и воздействие на эти процессы со стороны правоохранительных органов.
Серьезной проблемой и важным фактором развития теневой экономики являются наличие и активная деятельность групп уголовных элементов и криминальных предпринимателей, организованных по ярко выраженному национально-этническому принципу.
Особо необходимо отметить роль организованной преступности и теневой экономики в дестабилизирующих процессах, происходящих в ряде регионов России. Экономической основой их зарождения и поддержания часто являются финансовая подпитка и интересы крупномасштабного криминального бизнеса. Как правило, национальные или религиозные интересы оказываются второстепенными по сравнению с экономическими.
Если ранее структура теневой экономики в российских регионах характеризовалась разрозненностью и конкуренцией отдельных криминальных предпринимателей и предпринимательских групп (кланов), а также опекавших их крупных чиновников регионального и городского уровня, то в конце 90-х гг. XX в. эти процессы приобрели упорядоченный характер. И если в прошлом процессы хищений, корыстных злоупотреблений и других экономических преступлений чиновников, и поддерживающих их предпринимательских групп, происходили в условиях, когда регион не был жестко поделен на сферы влияния, то сейчас расстановка сил полностью определилась: все основные участки рынка и хозяйства региона четко поделены и контролируются какой-либо из предпринимательских групп вместе с покровительствующими им коррумпированными чиновниками. Все остальные преступные «конкуренты» изгоняются или выдавливаются из занимаемых ими экономических лиц.
Несомненно, что теневая экономика оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Наблюдается следующие негативные последствия криминальных процессов.
Экономические последствия:
Ø Расширение теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета, а как следствие – государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств;
Ø Нарушение конкурентных механизмов рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот кто смог получить криминальные преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискридетацию идей рыночной конкуренций;
Ø Замедление появления эффективных частных собственников, прежде всего из-за нарушений в ходе приватизаций;
Ø Неэффективное использование бюджетных средств, в частности при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны;
Ø Повышение цен за счет криминальных «накладных расходов». В результате страдает потребитель;
Ø Потеря доверия агентов рынка к способности властей устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов;
Ø Расширение масштабов криминальных операций в неправительственных организациях ( на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны.
Социальные последствия:
ü Отвлекаются колоссальные средства от целей социального развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;
ü Увеличивается и закрепляется резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и
ü неправдивое перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения;
ü Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти;
ü Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможности для отмывания денег;
ü Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.
Политические последствия:
♦ Цели политики смещаются от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;
♦ Снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти;
♦ Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.
Таким образом, экономическая безопасность в аспекте противодействия теневой экономике представляет собой совокупность внутренних факторов, обеспечивающих контроль развития криминальных тенденций в экономике с позиции российских государственных и общественных интересов.
Анализ состояния экономики России в аспекте макроэкономических последствий функционирования теневой экономики позволяет подвести некоторые итоги.
Во-первых, к настоящему времени экономика страны практически утратила способность к осуществлению воспроизводства без участия криминальных капиталов и криминального бизнеса. Теневая экономика превратилась в своего рода многоотраслевой сегмент всей экономики, неотъемлемым элементом вписывающийся в производственные, финансовые и торговые механизмы, выполняющий определенные функции, обслуживающий интересы достаточно широкого круга юридических и физических лиц.
Во-вторых, в результате общего падения объемов производства в экономике произошло более значительное снижение производства в организациях и отраслях, не относящихся к теневой экономике, и удельный вес финансового и производственного вклада криминализированных корпораций в общем объеме производящейся продукций сильно вырос.
В-третьих, качественные изменения в экономике в отношении ее теневой составляющей обусловили серьезнейшие последствия, привели к деформации деятельности и развития ее важнейших правовых и политических институтов.
В таких сложных условиях обострилась проблема обеспечения экономической безопасности существования российского государства как великой державы.
О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики, как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).
Почему теневой сектор до сих пор не утратил значительного места в российской экономике? Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:
1.Финансово-экономические:
Несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30% (наши расчёты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);
Несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала - речь не о «раскулачивании олигархов», а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности);
Продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий).
2. Правовые:
Существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности при избыточном регулировании открытой деловой активности;
Отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
Слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью – это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);
Отсутствие государственной программы жёсткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере.
3.Административные:
Отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
Запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;
Местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях – своеобразная чиновничья рента.
4. Общественно-политические:
Неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;
Недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций)
2.2. Оценка ущерба, наносимого теневой экономикой субъектам УрФОУрФО показателен для проведения оценки ущерба, наносимого теневой экономикой, так как в нем представлены территории с развитой нефте- и газодобычей (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа); регионы с развитой металлургией, тяжелым машиностроением, военной промышленностью (Свердловская, Челябинская области); территории с преобладанием сельского хозяйства (Курганская, Тюменская области). Неоднородно и их финансовое положение - от дотационных (Курганская область) до регионов, формирующих значительную долю доходов бюджета Российской Федерации (ханты- Мансийские АО, Ямало-Ненецкий АО,
Свердловская область). Интерес представляет наличие на территории городов с достаточно развитой рыночной инфраструктурой и потребительским рынком (Екатеринбург, Челябинск).
Расчеты показывают позитивную динамику, выражающуюся в снижении ущерба от теневой экономики. Ущербы, наносимый теневой экономикой, значительно различается по субъектам УрФО. Наименьшие относительные значения ущерба, наносимого теневым сектором экономики (в сопоставлении с ВРП), приходятся на нефтегазодобывающие регионы. Это объясняется рядом факторов: определенной прозрачностью товарных потоков - нефти и газа – для контроля со стороны государства; особым вниманием контролирующих органов к крупным компаниям, обеспечивающим значительные доходы бюджета. Значительные показатели теневой активности в Тюменской области, по нашим оценкам, связаны с развитым в этом регионе бизнесом, ориентированным на удостоверение потребностей жителей соседних нефте- и газодобывающих регионов с высоки доходами. Предприятия, ориентированные на потребительский ранок России, наиболее подвержены теневой деятельности.
Можно также отметить близкие значения ущерба и схожую динамику у субъектов Федерации, имеющих похожую структуру экономики, например, Свердловской и Челябинской областей. В дальнейшем это наблюдение будет подтверждено и схожей у этих субъектов структурой наносимого теневой экономикой ущерба.
Как следует из приведенных результатов, основной ущерб наблюдается в таких сферах, как бюджетная и социальная. Расчеты показывают, что ущерб, наносимый бюджетной сфере, составляет более 16% налогов, собираемых на территории.
Следует также отметить, что по сравнению с ситуацией 2003-2004гг. в структуре ущерба, наносимого теневой экономикой в 2005-2006гг. произошли значительные изменения. Снизилась доля ущерба, наносимого бюджетной и социальной сфере, экологии, промышленной и торговой сферам. Такие изменения связаны, прежде всего, с успехами, достигнутыми в налоговом администрировании, что и привело к относительному снижению ущерба в целом. В то же время отмечен рост выявления правонарушений в сферах, на которые напрямую не влияет уклонение от налогообложения (например, в производственной и торговой сферах нарушение авторских прав, незаконное использование товарного знака).
2.3.Теневая экономика и коррупцияТеневая экономика непосредственно связана с коррупцией, которая со временем превращается в специфический инструмент возникновения мощных мафиозных образований. В экономической литературе сформулированы этапы возникновения таких преступных структур.
На первом этапе используется подкуп должностных лиц с целью вовлечения их в незаконную деятельность.
На втором этапе организованные преступные группы используют подкупленных чиновников для установления полного или частичного контроля над определенными государственными предприятиями или организациями путем создания на их базе различного рода коммерческих структур.
На третьем этапе криминальные группы, используя коррупционные связи, «перекачивают государственные средства в эти структуры» –получение из бюджета незаконных кредитов и субсидий, присвоение валютной выручки от продажи за рубеж товарно-сырьевых ресурсов.
В результате банальная взятка, определяемая в словаре С. И. Ожегова как «деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата преступных, караемых законом действий», дополняется в современных условиях новыми, внешне вполне легальными, методами вознаграждения за теневые услуги. К ним относятся: финансирование политических партий и компаний, гигантские гонорары «за лекции и консультации», выдача беспроцентных долгосрочных кредитов для открытия счетов в банке, передача акций родственникам чиновников, создание разного рода фондов, которым официально передаются огромные средства, гарантирование должностным лицам на случай их отставки высокооплачиваемых постов в коммерческих структурах.
Об ущербе теневой экономики свидетельствуют многие факторы. Так, по информации главы Федеральной службы по валютному и экспортному контролю, объем средств, ушедших из России на Запад по формально законным экспортно-импортным сделкам, оказавшимися затем фиктивными, составляет млрд («серые» деньги). Если добавить к этому собственно «грязные» капиталы (наркодоллары, доходы от незаконной торговли оружием, рэкета), то, как считают эксперты, цифра возрастет до 10 млрд.
Глава 3. Пути сокращения доли теневой экономики. 3.1. Подходы к решению проблем "теневой экономики"В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.
Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.
Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».
Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт (в том числе примеры латиноамериканских стран), но и практика преобразований в России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела (чего стоит недавнее публичное признание председателем Верховного суда РФ того, что судебные решения исполняют криминальные структуры).
Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему. Под пресс попадут прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов (у воротил же бюрократическо-криминальной экономики, в руках которых как раз и сосредоточена основная масса не контролируемых государством доходов, особых проблем не возникнет: их регистрируемые доходы, образующие «надводную часть айсберга», настолько велики, что достаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь значительной бы она ни была). Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на время кампании крупные покупки (что безусловно снизит общую хозяйственную активность), или постараются обойти закон (к примеру, подкупать возможных осведомителей, оформлять торговые сделки по частям или вообще их не документировать). Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для шантажа и устранения конкурентов (внешне мотивы задействования этих рычагов будут самыми благовидными — наказание за сокрытие доходов). Став фактором поощрения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному миру.
В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление.
3.2. Пути преодоления теневой экономики.Несмотря на терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, уже сегодня идут процессы, направленные на сопротивление неформализации общественной жизни.
Необходима выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода. Односторонние акценты, с упором на чисто экономические или только на институциональные решения могут лишь усугубить проблему, обострить социальные последствия соответствующих мер.
Основным направлением борьбы с теневой экономикой, когда ею охвачена значительная часть физических и юридических лиц, следует считать ее легализацию, создание условий для их вовлечения в нормальную экономическую жизнь в сочетании с привлечением к уголовной ответственности криминальной ее части.
Мировой опыт подсказывает, что количественный критерий успешного решения задачи противодействия развитию теневой экономики соответствует 5-10% ВВП страны, причем этого уровня лишь силовыми методами не достичь.
В настоящее время борьба с проявлениями теневой экономики возложена на МВД, МНС, ФСНП России, хотя эта проблема давно уже стала общегосударственной. Каждый из этих органов преимущественно действует в своей области работы и не охватывает всю сферу теневой деятельности, и, что самое главное, не касается корней, причин этого явления. Поэтому для борьбы с теневой экономикой, возможно, необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц и разработкой правовых основ их функционирования в сфере предпринимательства.
При таких масштабах теневой экономики общегосударственной задачей является ее легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Правильно было бы вопросы легализации теневой экономики начать решать с устранения корней ее развития, с учетом видов экономической деятельности, оказывающих разрушительное воздействие на экономику страны. При этом надо исходить, с одной стороны, из реально происходящих в обществе объективных экономических, политических, социальных и других процессов, с другой – из всего комплекса действия институциональных механизмов в экономической сфере и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой.
Одним из основных факторов развития теневой экономики является поляризация доходов населения и обнищание его основной массы. В целях предупреждения преступлений в свое время еще Платон предлагал установить пределы разрыва между бедностью и богатством в 4 раза. Это предположение не беспочвенно. В европейских странах он близок к пятикратному, в США к восьмикратному. Социально опасным и наиболее криминогенным считается соотношение 1:10 и более. По данным же правительственной программы социальных реформ РФ на 1996-2000 годы этот разрыв был 24-кратным.
Практика показывает, что резкое имущественное расслоение населения, сосредоточение значительных имущественных ценностей в руках малой части населения при обнищании большинства, снижение социальных и правовых гарантий, потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан является питательной средой для растущей криминализации общества. Поэтому одной из мер в решении этой сложной проблемы России является сокращение растущей поляризации доходов между различными слоями общества.
В постсоветский период в России сложилось ошибочное представление о либеральной рыночной экономике, о характере и степени свободы субъектов хозяйствования на рынке. Абсолютной свободы в рыночной экономике нет и быть не может, ее результатом может быть только анархия и широкомасштабная теневая экономика. Это подтверждается нашей действительностью. Поэтому одной из предпосылок борьбы с теневой экономикой и условием ее легализации является совершенствование нормативно-правовой базы. Начатое в последние годы совершенствование уголовного законодательства – это начало и одно из направлений борьбы с теневой экономикой. В ряде принимаемых законов, определяющих налоговую, финансовую, бюджетную политику, необходимо предусмотреть статьи, направленные на концентрацию национального капитала в российской, а не зарубежной экономике.
При этом нужно четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников, чтобы деятельность последних переориентировать в нормальную, легальную хозяйственную жизнь, потому что она предоставляет людям возможность трудиться и зарабатывать , расширять свои объемы производства товаров и услуг.
Наибольший ущерб от функционирования незаконного предпринимательства несет государственная власть, население, предприниматели и предприятия, ведущие свой бизнес на законных основаниях.
Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трех основных направлениях:
— На предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников;
— На мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей;
— На формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.
По первому направлению государство действует следующим образом. Во-первых, средствами рекламы и пропаганды создается негативный образ теневому бизнесу, через СМИ подчеркивается его вредное воздействие на экономику и общество, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу. Во-вторых, правоохранительными органами ведется активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства. В-третьих, пресекается нелегальная предпринимательская деятельность на стадии ее формирования, а ее организаторы берутся на учет и подвергаются административным и уголовным наказаниям.
Сокращение численности незаконных предприятий и предпринимателей осуществляется за счет оперативно-розыскных мер правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием организаторов теневого бизнеса.
Третье направление борьбы с теневым бизнесом включает в себя создание благоприятных условий для развития легитимного предпринимательства. Государственные органы совместно с представителями общественных организаций и легального бизнеса вырабатывают систему организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, связанных с облегчением функционирования официально зарегистрированных коммерческих структур. В перечень мер, улучшающих среду бизнеса, входят:
— Улучшение налогового климата;
— Снижение административного давления на легальный бизнес;
— Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;
— Помощь в кредитовании бизнеса;
— Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;
— Создание системы бизнес-инкубаторов, обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов.
С целью увеличения эффективности мер по борьбе с теневым бизнесом, государственными структурами привлекаются к сотрудничеству в данном вопросе такие заинтересованные стороны, как легальный бизнес и общественные организации.
Легальный бизнес, как нами отмечалось выше, весьма заинтересован в снижении доли теневого предпринимательства. Обладая значительными финансовыми ресурсами, кадровым потенциалом, влиянием на общественное мнение, предпринимательские объединения и союзы вносят свой вклад в борьбу с теневым бизнесом. Конкретно это проявляется в том, что:
— Легальный бизнес включает во внутренние кодексы корпоративной этики соответствующие положения, касающиеся недопустимости таких действий, как уклонение от уплаты налогов, подкуп должностных лиц, СМИ, судебных органов;
— Предпринимательские объединения, ассоциации и союзы, действующие на легитимной основе, самостоятельно регулируют поведение своих членов, при необходимости применяя к нарушителям штрафные санкции и меры дисциплинарного характера;
— Легальный бизнес отказывается от сотрудничества с предпринимателями-теневиками, тем самым затрудняя их деятельность, а также работу теневого бизнеса в целом;
— Под патронажем легального бизнеса осуществляются научные исследования по различной тематике, связанной с теневым бизнесом, даются юридические консультации юридическим и физическим лицам по вопросам противодействия незаконному предпринимательству, защиты прав потребителей и интеллектуальной собственности;
— Легальный бизнес осуществляет большую профилактическую и разъяснительную работу по широкому спектру вопросов, связанных с незаконным предпринимательством. На вебсайтах предпринимательских организаций и объединений, а также в СМИ публикуются соответствующие статистические данные, аналитические статьи и иные материалы.
Вывод
Под влиянием теневой экономики в обществе происходит формирование и воспроизводство параллельных официальных целостных социально-экономических структур, действующих вне рамок правовых отношений. Способных при сохранении существующих тенденций подчинить себе экономику страны и сформировать мафиозно-клановую систему общественных отношений. В рамках этой системы преобладает агрессивный тип координации деятельности её участников, решение многих вопросов осуществляется посредством прямого силового давления.
Теневая экономика является питательной средой для коррупции и организованной преступности. Коррупционные процессы широко проникли в среду должностных лиц управленческих структур разного уровня. Наибольшую опасность представляет коррупция в верхних эшелонах власти, формирующих экономическую политику и располагающих возможностью её корректировки.
Коррупция очень тесно связана с организованной преступностью, которая её провоцирует и стимулирует. Организованные преступные группы, облачившись в предпринимательскую мантию, используют коррупционные связи для «перекачки» государственного имущества в коммерческие структуры через получение из госбюджета незаконных кредитов и субсидий, занижая реальную стоимость приватизируемых объектов, присваивая валютную выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов.
Все эти действия стимулируют теневую активность, поскольку именно теневая экономика представляет собой тот источник, из которого черпаются средства для финансирования коррумпированного чиновничества. Коррупция является сегодня не только одной из составляющих теневой экономики, но и мощным средством влияния организованной преступности на власть.
На сегодняшний день очень важно осознание того, что чем точнее будут статистические показатели, тем эффективнее будут меры органов власти, предпринимаемые для решения проблемных вопросов в экономике региона.
Очевидным представляется снижение уровня «теневой» составляющей в экономике России. По данным Росстата, в 2009 году, доля теневой экономики составляла 16 %, в 2010 году – 15,5%. На апрель 2012 года Росстат оценивает долю теневой экономики в России примерно в 15%. В особо кризисном же 2015 году численность занятых в неформальной экономике РФ выросла во втором квартале на 900 тыс. чел до 21,2% от общего числа занятых в экономике (15,3 млн. чел.), то есть 3,24 млн человек.
Таким образом, теневая экономика в настоящее время представляет серьёзную угрозу национальной безопасности страны, затрагивая её экономическую, социальную и политическую составляющие. Это предопределяет необходимость принятия комплекса мер, направленных на регулирование процессов, протекающих в рамках системы теневой экономики. От того, в каком направлении будет проводиться государственная политика и насколько существенными будут результаты, достигнутые государством в борьбе с теневой экономикой, зависит выбор пути дальнейшего развития экономики и общества.