Особенности статуса политических партий как общественных объединений

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                                                   высшего образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

Факультет непрерывного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА  

              по дисциплине Конституционное право РФ

Наименование темы работы

Особенности статуса политических партий как общественных объединений

                                     Выполнил (а):

                                              Студент (ка) 2 курса

                                               очной формы обучения

                                                             Загорулько М. А.

Научный руководитель:

к. ю. н., ст. преподаватель

Бондарчук И.В.

Дата представления работы                                                     Работа защищена

                …………...   2016 г.                                 ……...…………201.…г.

                                                            Оценка…………………

Подпись………………

                                             Симферополь 2016 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..3

1.     Конституционно-правовые основы статуса общественных объединений……………………………………………………………………..5

1.1  Конституционно-правовой статус и законодательное регулирование права     

граждан на объединение……….……………….….…………………………..5

     1.2 Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных

           объединений.....................................................................
....................................9

     1.3 Порядок создания и государственной регистрации общественных

объединений…………………………………………………………………...15

1.4 Права, обязанности и имущество общественных объединений…………...19

2.     Особенности конституционно-правового регулирования статуса политических партий……………...…………………………………………..24

2.1 Понятие, признаки, функции и классификация политических партий...…24

2.2 Общие условия создания и деятельности политических партий………….28

2.3 Права и обязанности политических партий…...……………………………33

2.4 Контроль, приостановление деятельности и ликвидация политических

      партий…………………………………………………………………………37

Заключение……………………………………………………………………….….41

Список использованной  литературы…………………………….……………..…42


Введение

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Не являясь непосредственными носителями государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной жизни. Занимая центральное место в системе негосударственных организаций, политическая партия представляет собой самостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, имеющее определенную структуру и цели деятельности. В сложившихся демократических политических системах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсов в рамках существующего конституционного строя и общепризнанных правил общественного поведения. Нормы, регулирующие правовой статус политических партий, входят в состав самостоятельного комплексного института конституционного права Российской Федерации, органично интегрированного в состав генерального института основ конституционного строя Российской Федерации. Право граждан на объединение закреплено в Конституции РФ (ст. 30) и в ряде Федеральных законов: от 19 мая 1995 г. № 82ФЗ «Об общественных объединениях», от 11 августа 1995 г. № 135ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996 г. № 10¨ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 12 января 1996 г. № 12ФЗ «О некоммерческих организациях» и др. «Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения», - говорится в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г., «Об общественных объединениях». Этим Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством. Федеральный закон «О политических партиях» был принят 11 июня 2001 года Государственной Думой, одобрен Советом Федерации 29 июня 2001, подписан Президентом Российской Федерации 11 июля 2001. Множество споров было до принятия этого закона, некоторые из них продолжаются и на сегодняшний день. Изменения, которые происходят после этого важного события в политической сфере страны, являются интересными для политологов, юристов, ученых, а так же для различного рода общественных деятелей.                                                                                        Данная тема «Правовой статус политических партий в Российской Федерации» является достаточно научно разработанной: существует множество статей, публикаций, изданий посвященных вопросам связанных с правовым статусом, деятельности политических партий. Авторами этих работ являются Юдин Ю.А., Авакьян С.А., Лапаева В.В., Баранов С.Д., Тур А.И. и ряд других ученых. Однако все эти работы написаны до появления Федерального закона «О политических партиях», либо в период разработки и рассмотрения законопроекта. При этом в связи с коротким периодом, прошедшим с момента принятия нового закона, отсутствует комплексный и глубокий анализ его положений и перспектив реализации.

Целью данной работы является: рассмотреть особенности статуса политических партий в РФ.

Для достижения указанной цели нами решаются следующие задачи:

1. Определить, что является общественным объединением, политической партией.

2. Рассмотреть особенности статуса общественных объединений.

3. На основе действующего законодательства рассмотреть порядок создания и ликвидации политических партий, а так же определить их права и обязанности.

Актуальность работы заключается в том, что автор анализирует правовой статус в свете Федерального закона «О политических партиях». Дается характеристика и тем положениям этого акта, которые еще не вступили в силу (например, статья 33), поэтому на сегодняшний день невозможно предусмотреть каков будет результат, следовательно, можно делать только прогнозы.

1.  Конституционно-правовые основы статуса общественных объединений

1.1 Конституционно-правовой статус и законодательное регулирование права граждан на объединение

Общественные объединения – одна из форм выражения гражданами своих интересов и проявления их общественной (публичной) активности. Нужно отметить, что общественные объединения – это один из видов общественных формирований граждан в Российской Федерации. Категорией общественных формирований можно обозначить любые формы негосударственных объединений граждан, иначе говоря, объединений, не имеющих статуса государственных организаций.[1]  Всего можно выделить четыре вида общественных формирований:

1)                Общественные объединения – они способствуют проявлению интересов граждан в публично значимых сферах их жизни;

2)                Религиозные объединения -  в их основе единство граждан по их индивидуальному духовному интересу, причем законодательство запрещает религиозным объединениям участвовать в общественно-политической жизни;

3)                Хозяйственные товарищества – они являются негосударственными общественными формированиями, однако объединяют людей не по признаку общественно-политической активности либо индивидуального духовного интереса, а для ведения совместной хозяйственной деятельности и извлечения прибыли;

4)                Территориальное общественное объединение – объединения граждан по месту их жительства для совместного обсуждения и решения вопросов, волнующих их как жителей городских микрорайонов или сельских населенных пунктов. Это общественные формирования в сфере местного самоуправления. Публичные и личные интересы у граждан могут переплетаться, однако они имеют четко обозначенный территориальный аспект, чем и отличаются от иных общественных формирований.

Таким образом, в основе общественных объединений лежит публично-общественный интерес, а сама их деятельность отражается на управлении общественными делами и жизнью. Общество, которое претендует на высший уровень самоорганизации, на то, чтобы именоваться гражданским, должно обеспечить создание всевозможных общественных объединений.

Нормативная правовая база создания и деятельности общественных объединений.

В Российской Федерации главным документом, закрепляющим право граждан на объединение, является Конституция Российской Федерации, в частности статья 30.[2] Она гласит, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Предметом регулирования данной статьи являются общественные отношения, которые возникают вследствие осуществления гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства права на добровольное объединение.  В свободу объединения входит: право лица объединять других лиц, присоединяться к действующему объединению и выходить из него, принимать участие в деятельности объединения, требовать признания правового статуса образованного объединения, в первую очередь со стороны государства и также всеми другими лицами. Это право включает в себя также правомочие на защиту, в случае ограничения свободы деятельности общественных объединений. Статья 30 Конституции Российской Федерации определяет своей основной целью защиту политических, профессиональных и других некоммерческих объединений. Понятие и содержание свободы объединения, описанные в данной статье, дополняются иными статьями Конституции, такими как: статья 14 предусматривает, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; статья 19 гарантирует равенство граждан независимо от принадлежности к общественным объединениям; статья 36 предоставляет гражданам и их объединениям право иметь в частной собственности землю; статья 46 предоставляет каждому право обжалования решений и действий (или бездействий) общественных объединений в суд.

После Конституции главным специальным документом, составляющим нормативную основу создания и деятельности общественных объединений, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»,[3] который развивает положения статьи 30 Конституции Российской Федерации. Данный закон специально оговаривает, что его предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Он предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Действие Закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Действие Закона распространяется также на деятельность созданных на территории Российской Федерации структурных подразделений – организаций, отделений или филиалов и представительств – иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Кроме этого есть еще ряд важных федеральных законов, относящихся к данной сфере: от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей», от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 17 июня 1996 г. «О национально - культурной автономии».

Принятие решения об объединении – это волевое действие, то есть, оно реализуется свободно и выражает действительные обоснованные желания и стремления нескольких субъектов действовать совместно, вследствие чего объединяющиеся лица должны быть дееспособными. Ввиду этого, в частности, статья 19 Закона об общественных объединениях закрепила, что членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие четырнадцати лет, детских общественных объединений – граждане, достигшие восьми лет.

Право на объединение предусмотрено не только для граждан Российской Федерации, но и для иностранных граждан и для лиц без гражданства, которые находятся на законных основаниях в Российской Федерации.  В соответствии со статьей 19 Закона об общественных объединениях они могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Право на объединение может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами. Такие объединения по направленности деятельности могут представлять собой юридические лица (ассоциация, общественная организация) и существовать без образования юридического лица (общественное движение).

Исходя из статьи 30 Конституции Российской Федерации, не могут быть признаны субъектами права на объединение государства, государственные органы и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 19.03.1997 № 20-O  установил, что по смыслу Конституции объединениями граждан являются создаваемые ими на добровольной основе по собственной инициативе формирования для защиты своих интересов и достижения общих целей.


1.2 Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных объединений

Федеральный закон «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Исходя из этих положений, можно отметить следующее.

Во-первых, общественное объединение существует в обществе, отделено от государства, представляет собой негосударственное объединение. В большинстве случаев общественные объединения создаются по инициативе граждан. Закон допускает инициативу государства в создании общественных объединений, в которых оно заинтересовано.  Но такая инициатива должна быть дополнена инициативой самих граждан, причем именно на ее основе создается объединение. Оно будет общественным либо в некоторых случаях считается государственно-общественным (общественно-государственным), однако в любом случае действует самостоятельно от государства как явление общественной жизни.

Во-вторых, общественное объединение создается на добровольной основе. Никто не вправе заставить граждан стать членами или участниками объединения.

В-третьих, общественное объединение – самоуправляемое объединение. Это означает, что его дела, внутренняя организация и так далее находятся в руках граждан, ставших членами или участниками объединения. Никто вместо них не будет и не вправе управлять объединением.

В-четвертых, общественное объединение – разновидность некоммерческих объединений. Это значит, что оно может заниматься хозяйственной деятельностью, чтобы обеспечить себя средствами, а не в целях извлечения прибыли. В этом случае общественное объединение отличается от хозяйственного товарищества тем, что возможная прибыль не распределяется между членами или участниками объединения, а идет на его общие цели.

В-пятых, у граждан, объединяющихся в общественное объединение, должна быть общность интересов. Причем индивидуальные интересы граждан ведут к созданию общественного объединения, а затем их индивидуальные интересы перерастают в общий интерес.

В-шестых, на основе общих интересов формулируются цели общественного объединения, которые отражаются в его уставе. Без таких целей и без устава общественное объединение по Закону невозможно.[4]

Организационно-правовые формы (виды) общественных объединений. Спектр общественных объединений разнообразен. Федеральный закон «Об общественных объединениях» отказался от перечня общественных объединений по их отраслевой или социальной окраске. Хотя он предполагает данный фактор как основу их существования, то есть создание общественных организаций, общественных движений с политическими, социальными целями, профсоюзов, культурных, научных, спортивных и иных обществ по интересам, обществ, фондов, союзов, и иных объединений для организационной и материальной поддержки различных категорий граждан, а также предпринимательства и так далее.

Но все-таки основой для типизации общественных объединений по названному Закону стали организационно-правовые формы их существования. Статья 7 Закона так и именуется – «Организационно-правовые формы общественных объединений». Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1)                общественная организация;

2)                общественное движение;

3)                общественный фонд;

4)                общественное учреждение;

5)                орган общественной самодеятельности;

6)                политическая партия.

Таким образом, «общественное объединение» является родовым понятием, которое охватывает все названные организационные формы конкретные разновидности объединений.

Общественная организация по названному Федеральному закону – это «основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».[5] Участниками общественной организации согласно ее уставу могут быть физические и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено рассматриваемым Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Общественными организациями являются профсоюзы, культурные, научные, просветительские, спортивные общества и другие.

Общественное движение (статья 9 Закона «Об общественных объединений») – это «состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения». Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественный фонд (статья 10 Закона «Об общественных объединений») «является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели»

Общественное учреждение (статья 11 Закона «Об общественных объединений») есть «не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения» (общественными учреждениями могут быть негосударственные школы искусств, музыкальные, спортивные школы и так далее).

Орган общественной самодеятельности (статья 12 Закона «Об общественных объединений») – «не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания» (органами общественной самодеятельности могут быть родительские комитеты в школах, библиотечные советы при библиотеках).[6]

Политическая партия как самостоятельная организационно-правовая форма общественных объединений указана в Федеральном законе «Об общественных объединениях» при внесении в него изменений и дополнений от 12 марта 2002 г., до этого считалось разновидностью общественных организаций. Выделение партий в особую организационно-правовую форму обуславливается тем, что им отводится важная роль в политической и государственной жизни.

Отличие партий от иных общественных организаций можно видеть в следующем:

1)                в партии возможно лишь индивидуальное членство физических лиц, в то время как в общественных организациях может быть членство и иных общественных объединений – юридических лиц;

2)                в партию входят только граждане Российской Федерации, в общественных организациях их уставами может допускаться членство иностранных лиц;

3)                партия является лишь федеральной организацией, а общественные организации могут существовать также в муниципальных образованиях;

4)                партия должна обязательно пройти государственную регистрацию, в то время как существование общественных организаций Закон допускает без юридической регистрации.

Также Федеральный закон «Об общественных объединениях» рассматривает такую категорию как «союзы (ассоциации) общественных объединений». Их создают общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений возникает с момента их государственной регистраций.

По территориальной сфере деятельности возможны следующие общественные объединения:

1)                общероссийские – осуществляют деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения (организации, представительства, филиалы);

2)                межрегиональные – действуют на территориях менее половины субъектов Российской Федерации (но не менее двух) и имеют там свои структурные подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства);

3)                региональные – осуществляют деятельность в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

4)                местные – существуют в пределах территории муниципального образования.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» (статья 47) предусматривает возможность существования международных общественных объединений. Согласно данному Закону общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство.

Допускаются также создание и деятельность в Российской Федерации организаций, отделений или филиалов и представительств международных общественных объединений.

Вместе с тем и зарубежные организации могут осуществлять деятельность в Российской Федерации. В статье 47 Закона говорится о том, что организации, отделения или филиалов и представительств международных общественных объединений создаются и осуществляют свою деятельность в России в соответствии с данным Законом и другими федеральными законами. Это также относится и к организациям, отделениям или филиалам и представительствам иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, задач, форм и методов деятельности. В то же время деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной.


1.3 Порядок создания и государственной регистрации общественных

объединений

Порядок создания. Право граждан на создание общественных объединений реализуется непосредственно путем объединения физических лиц. Возможно также создание новых общественных объединений с участием (по решению) существующих общественных объединений, если они зарегистрированы и приобрели статус юридических лиц.

В зависимости от вида общественного объединения в нем могут быть члены либо участники объединения. Категория членства предусмотрена для общественных организаций, политических партий, участников – для всех других общественных объединений. Члены и участники имеют равное положение внутри объединения, их права по закону одинаковы.

Граждане могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений по достижении восемнадцати лет. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие четырнадцати лет, а детских общественных объединений – восемь лет. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить и юридические лица – общественные объединения. Для создания общественного объединения созывается съезд, конференция или общее собрание. На этом организованном мероприятии принимаются решения:

1)                о создании общественного объединения;

2)                об утверждении его устава;

3)                о формировании руководящего органа общественного объединения;

4)                о формировании контрольно-ревизионного органа.

С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом.

Регистрация. В первоначальной редакции статьи 21 «Государственная регистрация общественного объединения»[7] Федерального закона «Об общественных объединениях» говорилось: «Общественные объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает прав юридического лица». При введении в 1998 г. Категории «политическое общественное объединение» было установлено, что оно подлежит государственной регистрации в обязательном порядке. Такое же требование предъявляется и к политическим партиям.

При реформировании названного Закона в 2002 г. положение о возможности общественного объединения не регистрироваться было исключено из текста. Однако другие положения Закона позволяют общественному объединению существовать без регистрации. В соответствии со статьей 18 данного Закона с момента принятия решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов общественное объединение считается созданным: осуществляет уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные названным Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Решение о регистрации является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации; межрегионального -  органами юстиции по месту нахождения руководящего органа; регионального и местного – органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для государственной регистрации необходимы:

·                   заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа с указанием места жительства каждого;

·                   устав общественного объединения в двух экземплярах;

·                   выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания;

·                   сведения об учредителях;

·                   документ об уплате регистрационного сбора;

·                   документ о предоставлении юридического адреса;

·                   протоколы учредительных съездов структурных подразделений (для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений и так далее).

Органы, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

После регистрации общественное объединение вправе:

1)                рассчитывать на защиту со стороны государства своих законных интересов;

2)                участвовать в выборах и референдумах (если предусмотрено уставом);

3)                учреждать собственные СМИ;

4)                защищать свои интересы в судебном порядке.

В результате регистрации общественное объединение приобретает права юридического лица, свой юридический адрес, может иметь свое имущество, открывать счета в банке, осуществлять финансовые операции и так далее.

Основаниями для отказа в регистрации общественного объединения являются:

·                   противоречие его устава Конституции и законодательству;

·                   непредставление полного перечня учредительных документов;

·                   если ранее было зарегистрировано объединение с тем же названием на той же территории;

·                    недостоверность информации;

·                   если название оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан и так далее.

Отказ от регистрации объединения может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд.


1.4 Права, обязанности и имущество общественных объединений

Права. Общественные объединения для осуществления своих целей, предусмотренных уставом, имеет множество прав:

·                   свободно распространять информацию о своей деятельности;

·                   участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;

·                   проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

·                   учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность;

·                   представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

·                   осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законодательством об общественных объединениях;

·                   выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и другие.

Первоначально, всем общественным объединениям предоставлялось право на участие в избирательных кампаниях, выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов. Затем эти права были отданы только политическим общественным объединениям. В 2002 г. общероссийские общественные объединения вновь получили право участвовать в выборах, но лишь в избирательных блоках с политическими партиями (с выдвижением кандидатов в депутаты только от блоков). В 2003 г. предусмотрено на перспективу, что общественные объединения утрачивают право участия в выбора, эту возможность имеют только политические партии. Но по инициативе Президента Российской Федерации, высказанной им в Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г., в Закон об основных гарантиях избирательных прав 5 апреля 2009 г. внесены дополнения, дающие право общественным объединениям участвовать в выдвижении кандидатов на муниципальных выборах.[8]

В советский период общественные организации имели право законодательной инициативы на соответствующем уровне, то есть они могли подготовить и внести законопроект в высший представительный орган Союза ССР, союзной или автономной республики.[9] В наше время на федеральном уровне общественные объединения утратили это право. Для уровня субъектов Российской Федерации Закон об общих принципах организации органов власти субъектов Российской Федерации оставляет решение вопроса о полном круге субъектов права законодательной инициативы на усмотрение самих субъектов. В соответствии со статьей 6 Закона конституцией (уставом) субъекта это право может быть предоставлено и общественным объединениям (например, статья 82 Конституции Удмуртии правом законодательной инициативы наделены общественные объединения в лице их республиканских органов; в соответствии со статьей 59 Конституции Якутии это право принадлежит республиканским органам политических партий и общественных движений; статья 55 Устава Краснодарского края включает в круг субъектов права законодательной инициативы краевой совет профессиональных союзов; согласно статье 88 Конституции Республики Мордовия право законодательной инициативы имеет съезд мордовского народа – общественное объединение граждан, принадлежащих к данной нации и проживающих как  в республике, так и за ее пределами).

Обязанности. Общественное объединение обязано:

1)                соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

2)                публиковать ежегодный отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

3)                ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;

4)                представлять по запросу зарегистрированного органа решения руководящих должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

5)                допускать представителей зарегистрированного органа на проводимые общественным объединением мероприятия;

6)                оказывать содействие представителям зарегистрировавшего органа в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Приведенный перечень обязанностей был установлен в начальной редакции Федерального закона «Об общественных объединениях».[10]

Дополнениями названного Закона от 10 января 2006 г., действующими в редакции от 20 июля 2012 г., обозначена обязанность общественных объединений информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.

Обновленные сведения, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, общественное объединение обязано представлять в трехдневный срок с момента таких изменений.

Имущество. Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» общественное объединение, являющиеся юридическим лицом, может иметь свою собственность: земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе. В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, СМИ, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

Имущество общественного объединения формируется на основе:

·                   вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований;

·                   поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

·                   доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения;

·                   гражданско-правовых сделок;

·                    внешнеэкономической деятельности общественных объединений;

·                   других не запрещенных законом поступлений.

Рассматриваемый Закон допускает предпринимательскую деятельность общественных объединений. Однако он устанавливает, что общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации. Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.


2.Особенности конституционно-правового регулирования статуса политических партий

2.1 Понятие, признаки, функции и классификация политических партий

Весьма значительную и все более возрастающую роль в современной политической системе общества играют политические партии.

Согласно Федеральному закону «О политических партиях»[11] политическая партия –это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (пункт 1 статья 3).

Политические партии в их современном понимании возникли сравнительно недавно – в XIX веке. Наиболее ярко партийное влияние и противостояние выразились в это время в Англии и в США. Позднее, к началу XX века, политические партии стали все больше отражать и отстаивать интересы уже не столько отдельных индивидов, сколько определенных слоев населения, классов и других социальных групп.

Политические партии существенно отличаются от внешне похожих на них других политических объединений (союзов, движений и так далее) по ряду специфических признаков.

Признаки политической партии:

·                   Основная цель деятельности – завоевание и осуществление политической власти в обществе.

·                   Наличие детально разработанной политической программы и устава партии.

·                   Наличие организационной структуры в центре и на местах.

·                   Активное участие в выборных кампаниях.

Сила политических партий во многом определяется их организованностью, соединением усилий их членов. В силу этого обстоятельства они способны гораздо в большей степени, чем отдельные индивиды или другие общественные группы, влиять на политику и общественное мнение. Путем своего представительства в структурах власти партии более эффективно решают вопросы реализации политических интересов представляемой ими политической общности и соответствующих социальных групп.[12]

Выделяют различные виды партий:

1.                По социальному признаку -  в зависимости от того, какие социальные слои (страты) представляет данная партия. При этом может быть четко выраженная ориентация на определенный социальный слой (класс). Встречаются также межклассовые и смешанные партии, представляющие более широкие слои различных социальных общностей. В результате возникают партии: буржуазные (в том числе мелко- и средне- буржуазные), крестьянские, рабочие, партии служащих и другие. Как правило, политические партии декларируют свои особые интересы как благоприятные для всего общества и его слоев.

2.                По идейному (идеологическому) признаку различают консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, клерикальные (религиозные) и другие партии.

3.                По организационной структуре (классификация французского социолога Мориса Дюверже) выделяют:[13]

·                   Кадровые партии – характеризуются значительной внутрипартийной свободой, отсутствием фиксированного членства. Местные комитеты, состоящие из активистов, не стремятся к расширению собственных рядов. Их деятельность направлена главным образом на выяснение мнений и ожиданий избирателей, подбор кандидатов во власть. Как правило, активность таких партий ограничена периодом предвыборной борьбы.

·                   Массовые партии имеют жесткое фиксированное членство, уплату членских взносов. Они проводят постоянную организационную и идеологическую работу. Им свойственна высокая партийная дисциплина. Фракции таких партий в парламенте весьма зависимы от решений высших партийных органов. Организационная основа массовых партий – первичные организации (ячейки). Во многом внутренняя организация и работа таких партий отражает их понимание необходимости устройства жизни общества.

4.                Традиционно также деление политических сил, в том числе партий, в зависимости от их ориентации и методов достижения целей на так называемые «левые» и «правые». Согласно классической терминологии, левые партии, как правило, исповедуют социалистические, коммунистические ценности и соответственно радикально-революционные методы их достижения. Правые партии в основном ориентируются на консервативные буржуазные ценности, стабильность политической системы, отрицание коммунистических идеалов и революционных методов переустройства общества.

Между этими двумя полюсами политических сил находится весьма обширный и разнородный по составу так называемый политический центр. Как правило, это умеренные политические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути развития в целях улучшения благосостояния общества и его членов. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов – стержень их повседневной политики.

5.                По отношению к существующему режиму различают партии правящие и оппозиционные.

·                   Правящими считаются партии, которые победили на выборах и (главное) сформировали правительство. Правящая партия (или партийная коалиция нескольких партий, объединившихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета министров.

Как правило, это возможно только в условиях парламентской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правящей (Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ в 1995 г. на выборах не дал им возможности сформировать правительство России в условиях президентской республики). Поэтому главный признак – правящей партии – возможность самостоятельного формирования правительства.

·                   Оппозиционными партиями считаются те, которые лишены реальной возможности влиять на формирование правительства и находятся в очевидной оппозиции к политике действующего правительства. Их сверхзадача – завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего правительства за его ошибки, жесткий контроль за действиями властей, проверяемых на соответствие конституции и законам, предложения обществу альтернативных проектов развития страны.


2.2 Общие условия создания и деятельности политических партий

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

1)                соответствующая общественная организация должна себя обозначить именно как политическая партия, провозгласить это при создании или преобразовании, зафиксировать в уставе партии; таким образом, партия в этом плане организационно и по политическим целям должна отличаться от иных общественных объединений, в том числе и не отрицающих отдельные политизированные цели;

2)                партия обязательно должна иметь региональные отделения – по редакции от 2 апреля 2012 г. Не менее чем в половине субъектов Российской Федерации (до этого – более чем в половине); при этом в субъекте может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии – п. «а» ч. 2 ст. 1 Закона);

3)                руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации;

4)                в ней должно состоять определенное, указанное в названном Законе количество членов.

Первое, второе и третье из названных требований остались почти неизменными с момента принятия рассматриваемого Закона.

Что касается четвертого требования – о численности партии, - оно было и остается предметом политических дискуссий, наблюдается довольно «чувствительная» динамика в его законодательном регулировании.[14]

При принятии Федерального закона «О политических партиях» в 2001 г. в нем записали, что в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов политической партии.

При изменении Федерального закона от 20 декабря 2004 г. было определено, что в партии должно быть не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов партии; в остальных субъектах создаются региональные отделения при условии, что численность каждого из них не может составлять менее 250 членов партии.

В Законе одно из ключевых положений состоит в том, что в России не могут создаваться межрегиональные, региональные и местные политические партии. Партии могут быть только федеральными организациями, осуществляющими свою деятельность на все территории Российской Федерации.

Это положение Закона было оспорено в Конституционном Суде Российской Федерации общественно-политической организацией «Балтийская республиканская партия», будучи региональной организацией, полагала, что вправе сохранять в своем наименовании слово «партия» и просила Конституционный Суд признать соответствующее положение Закона противоречащим Конституции Российской Федерации. Однако Конституционный Суд в постановлении от 1 февраля 2005 г.[15] отказал ей, отметив: что касается межрегиональных, региональных, и местных политических общественных объединений, то они, как общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не вправе использовать в своем наименовании слово «партия», в течение двух лет со дня вступления Федерального закона «О политических партиях» в силу сохраняет статус политического общественного объединения, а затем действуют в качестве общественных объединений на основании своих уставов.

Таким образом, федеральный законодатель, принимая Федеральный закон «О политических партиях», связывал получение статуса политической партии с теми общественными объединениями, которые выражают интересы значительной части граждан независимо от региона проживания и действуют на всей или большей части территории Российской Федерации.

Для политических партий существуют те же ограничения на создание и деятельность, что и для общественных объединений в целом.  К этому добавляются некоторые специальные ограничения: не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности; политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

Вопросы возможности создания партий по признакам национальной или религиозной принадлежности были предметом оценки Конституционного Суда Российской Федерации. В постановлении от 15 декабря 2004 г.[16] он отметил, что принцип светского государства в понимании, сложившегося в странах с моноконфессиональным и мононациональном устройством общества и с развитыми традициями религиозной терпимости и плюрализма, не может быть автоматически применен к Российской Федерации.

Создание партий по религиозному признаку, подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, открыло бы путь к политизации религии и религиозных объединений, политическому фундаментализму и клерикализации партий, что, в свою очередь, повлекло бы отторжение религии как формы социальной идентичности и вытеснение ее из системы факторов, консолидирующих общество. Создание партий по национальному признаку могло бы привести к преобладанию в выборных органах власти представителей партий.

Таким образом, конституционный принцип демократического и светского государства применительно к конкретно-историческим реалиям не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности.

Федеральный закон «О политических партиях» повторяет положение о недопустимости взаимного вмешательства органов государственной власти, их должностных лиц и политических партий в деятельности друг друга. Не допускается использование должностными лицами преимуществ своего должностного лица или служебного положения на государственных или муниципальных должностях в интересах политической партии.

Для депутата Государственной Думы в 2005 г. было установлено: подача им заявления о выходе из партийной фракции влечет прекращение депутатских полномочий. Для депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации Закон об общих принципах организации органов власти субъектов Российской Федерации новеллами 2008 г. Установил, что если они избраны как члены политической партии, то обязаны входить во фракцию данной политической партии в соответствующем представительном органе и не могут выходить из нее, в противном случае следует досрочное прекращение депутатских полномочий.

Политическая партия создается без разрешения органов государственной власти и должностных лиц. Она может быть создана на учредительном съезде либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на их съезде.

Партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений: о создании политической партии; об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации; о принятии устав; принятии программы; формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов.

Со дня создания партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений партии и получением ею свидетельства о государственной регистрации.

Документы на регистрацию партии представляются не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда.  В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[17] (статья 8) она «осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган».

Федеральный закон «О политических партиях» довольно подробно регулирует ряд вопросов, касающихся внутренней организации и деятельности партий. Он не только обязывает любую партию иметь устав, но и указывает основные позиции, которые надо в нем отразить. Закон также говорит, что партия должна иметь программу, определяющую принципы ее деятельности, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач.

  2.3 Права и обязанности политических партий

В целом, права и обязанности политических партий сходны с правами и обязанностями иных общественных объединений. Можно отметить такие права партий: свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; участвовать в выработке решения органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных Федеральным законом «О политических партиях» и иными законами; участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации»; создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица.[18]

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти.

Можно обозначить все виды выборов, на которых политические партии реализуют свои права:

·                   на выборах Президента Российской Федерации кандидаты выдвигаются либо политическими партиями, либо в порядке самовыдвижения;

·                   выборы депутатов Государственно Думы последних двух созывов (2007 г. и 2011 г.) проводились исключительно по спискам политических партий

·                   с 2004 г. выборы населением глав исполнительной власти были заменены привидением их к должности решением законодательного органа субъекта Российской Федерации.

·                   Политические партии с самого начала имели и сейчас располагают правом на выдвижение кандидатов в депутаты законодательных органов власти субъекта Российской Федерации.

      Эти выборы являются выборами органов государственной власти, а также по       Закону «О политических партиях» только они являются единственным видом общественных объединений, обладающих правом выдвижения кандидатов.

На муниципальных выборах пока сохраняется категория «избирательные объединения», она охватывает все общественные объединения как имеющие право на выдвижение кандидатов, в том числе и политические партии.

Политическая партия считается участвующей в выборах, если ею выдвинуты и зарегистрированы:

·                   федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы;

·                   кандидат на должность Президента Российской Федерации;

·                   кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не менее чем в 10% субъектов Российской Федерации;

·                   кандидаты (списки кандидатов) в депутаты законодательных органов субъектов не менее чем в 20% субъектов Российской Федерации;

·                   кандидаты (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.

4 июня 2010 г. в Закон «О политических партиях» включена статья , расширяющая возможности участия политических партий, образно говоря, в парламентской деятельности. Предусмотрено, что партии, не представленные в Государственной Думе, вправе не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании Государственной Думы.

Помимо прав, политическая партия также имеет и обязанности. В частности, она обязана (статья 27 Закона): соблюдать в деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии; допускать представителей уполномоченных органов на открытие мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональным отделениями и иными структурными подразделениями; извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Закон предусматривает, что политическая партия один раз в три года (новелла от 2 апреля 2012 г., до этого – ежегодно) представляет в федеральный уполномоченный орган (то есть Минюст России) информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о региональных отделениях политической партии с указанием численности членов политической партии в этих отделениях и мест нахождения постоянно действующих руководящих органов региональных отделений.

Также один раз в три года партия и ее региональные отделения представляют соответственно в Минюст России и его территориальные органы сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения обязаны информировать уполномоченные органы об изменении сведений, указанных в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Партия обязана один раз в три года (новелла от 2 апреля 2012 г., до этого – ежегодно) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в ЦИК Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в отчетном году. Такие сведения должны содержать информацию об источниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного зарегистрированного структурного подразделения, о стоимости имущества, поступившего в качестве пожертвований, и жертвователях, о расходовании соответственно политической партией, ее региональным отделением, иным зарегистрированным структурным подразделением средств политической партии.


2.4 Контроль, приостановление деятельности и ликвидация политических партий

Федеральный закон «О политических партиях» регулирует вопросы контроля, приостановления деятельности и ликвидации политических партий.

Контроль осуществляют органы государственной регистрации политических партий. Хотя статья 38 названного Закона называется «Контроль за деятельностью политических партий», из ее содержания видно, что речь идет о контроле за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами партий.[19]

В рамках контроля эти органы вправе: не чаще одного раза в три года (новелла 2012 г., до этого не чаще одного раза в год) знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов партии; направлять своих представителей для участия в проводимых партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях по принятию  устава и программы партии, внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений.

Выполняя контрольные функции, регистрирующие органы имеют право выносить политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом партии. Указанное предупреждение может быть обжаловано партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением в суд. В случае вынесения предупреждения региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии территориальный орган обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный регистрирующий орган и руководящий орган партии.

Особая ситуация возникает в случае нарушения партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона «О политических партиях» и иных федеральных законов. В этом случае на основании п.2 ст. 39 Федерального закона «О политических партиях» федеральный регистрирующий орган выносит партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. Если в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления Минюста России.

Закон «О политических партиях» устанавливает условия, при которых не допускается приостановление деятельности политической партии. Так, если партия добилась успеха на выборах в Государственную Думу и ее федеральный список был допущен к распределению депутатских мандатов, тогда в течение срока полномочий Государственной Думы (то есть пяти лет) деятельность партии не может быть приостановлена по основаниям, связанным с отсутствием региональных отделений партии не менее чем в половине субъектов Российской Федерации или отсутствием необходимого числа членов партии. Кроме того, приостановление не применяется со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента Российской Федерации до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Федеральный закон предусматривает и такую меру конституционно-правовой ответственности, как ликвидация политической партии. В случае если партия, ее региональные отделение или иное структурное подразделение не устраняют нарушения, послужившие основанием для приостановления их деятельности, федеральный регистрирующий орган или его территориальный орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа – съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации.

Партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случаях (п. 3 ст. 4):

·                   невыполнения требований ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 9 Федерального закона «О политической партиях» (осуществление экстремистской деятельности), п. 4 и 5 того же Закона (нарушение правил о создании структурных подразделений партии только по территориальному признаку, о запрете на деятельность в государственных и иных органах и учреждениях);

·                   неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности партии;

·                   неучастия партии в выборах в формах, которые были указаны выше;

·                   отсутствия региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации;

·                   отсутствия необходимого числа членов партии;

·                   неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

Заявление о ликвидации партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным регистрирующим органом.

Политическая партия, не принимавшая в течение семи лет (новшество от 2 апреля 2012 г., до этого – пяти лет) подряд участия в каких-либо названных выборах, подлежит ликвидации.

Политическая партия, федеральный список которой на выборах депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов, не может быть ликвидирована по основаниям отсутствия региональных отделений и достаточного числа членов партии, в течении пяти лет со дня голосования на указанных выборах.

Не допускается ликвидация партии по решению Верховного Суда Российской Федерации со дня официального опубликования результатов указанных выборов за исключением случаев, когда речь идет об экстремистской деятельности партии.

В связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»[20] Федеральный закон «О политических партиях» был приведен в соответствие с указанным Законом. Вместе с тем Федеральный закон «О политических партиях» дополнен (п.7 ст. 41) указанием на то, что партию можно ликвидировать в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

А в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» названы более широкие основания ликвидации общественных объединений. Это означает, что при необходимости можно ставить вопрос о ликвидации политической партии также и по тем признакам, которые перечислены в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности».


Заключение

Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем»

Конституционно-правовое положение общественных объединений включает в свою структуру систему прав, обязанностей, гарантий нормальной реализации и защиты этих прав и обязанностей, юридическую ответственность, во многом отличающуюся от иных видов социальной ответственности. Конституционно-правовое положение общественных объединений - это составная часть их общего правового положения. Поэтому за ним закрепляются те же полномочия, которые присущи общественным объединением в целом. Помимо этого, конституционно-правовой статус общественных объединений характеризуется видовым своеобразием, присущими только ему юридическими правами, обязанностями, гарантиями и формами юридической ответственности.


Список использованной  литературы:

1)                Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2015.

2)                Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы М., 1996 г.

3)                Федеральный закон от 19.05.1995 № 82- ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях»

4)                Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях». М., 1996.

5)                Общественные организации, право и личность / отв. ред. Ц.А. Ямпольская, А.И. Щиглик. М., 1981

6)                Общественные организации и органы общественной самодеятельности. М., 1985.

7)                Кожевников О.А. Конституционно-правовой статус общественных объединений и его реализация в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. М., 2003.

8)                  Конституционный статус общественных организаций в СССР. М.,1983.

9)                Кокотов А.Н. Федеральный закон об общественных объединениях // Российский юридический журнал. 1996. №2 (10).

10)           Федеральный закон от 11.07.2001 № 95 – ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016)

11)             Конституционное право России. Учебник / Казанчев Ю.Д., Стрекозов В.Г. М., 1997.

12)           Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. – М., 2000.

13)           Волобуева А.Н. Конституционно-правовые вопросы организации деятельности политических партий в Российской Федерации: дис. канд. юрид. Наук. Саратов, 2005.

14)           Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия».

15)             Постановление Конституционного Суда Российской Федерации ль 15 декабря 2004 г. № 18-П по делу о проверке конституционного пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина город Москва.

16)           Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

17)           Казаченко А.А. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в современном демократическом государстве: Сравнительно-правовой анализ: дис. канд. юрид. наук. М.,2005.

18)           Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ( с изменениями и дополнениями).



[1] Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы М., 1996 г.

[2] Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2015.

[3]Федеральный закон от 19.05.1995 № 82- ФЗ (ред. От 31.01.2016) «Об общественных объединениях».

[4] Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях». М., 1996.

[5] Общественные организации, право и личность / отв. ред. Ц.А. Ямпольская, А.И. Щиглик. М., 1981

[6] Общественные организации и органы общественной самодеятельности. М., 1985.

[7] Федеральный закон от 19.05.1995 № 82 – ФЗ (ред. От 31.01.2016) «Общественных объединениях».

[8] Кожевников О.А. Конституционно-правовой статус общественных объединений и его реализация в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. М., 2003.

[9] Конституционный статус общественных организаций в СССР. М.,1983.

[10] Кокотов А.Н. Федеральный закон об общественных объединениях // Российский юридический журнал. 1996. №2 (10).

[11] Федеральный закон от 11.07.2001 № 95 – ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016)

[12] Конституционное право России. Учебник / Казанчев Ю.Д., Стрекозов В.Г. М., 1997.

[13] Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. – М., 2000.

[14] Волобуева А.Н. Конституционно-правовые вопросы организации деятельности политических партий в Российской Федерации: дис. канд. юрид. Наук. Саратов, 2005.

[15] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия».

[16] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации ль 15 декабря 2004 г. № 18-П по делу о проверке конституционного пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина город Москва.

[17] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[18] Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России. М. 2011.

[19] Казаченко А.А. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в современном демократическом государстве: Сравнительно-правовой анализ: дис. канд. юрид. наук. М.,2005.

[20] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ( с изменениями и дополнениями).

Информация о файле
Название файла Особенности статуса политических партий как общественных объединений от пользователя att-mob
Дата добавления 5.5.2020, 18:09
Дата обновления 5.5.2020, 18:09
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 59.62 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 377
Скачиваний 113
Оценить файл