МИНИСТЕРСТВО НАУКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко"
Факультет социальных коммуникаций и филологии
Направление: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и социальная педагогика
Реферат
На тему «Особенности психологии развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения и проблемы их образования»
Группа № 222з
выполнила: Третьякова Н.И
проверила: к.п.н доцент Бреннер Д.А
Ижевск 2020
Содержание
1.Введение 3
2.Формирование эмоционально волевой сферы 3
3.Основные
причины нарушений
6
4. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей и подростков 7
5.Диагностика нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте 8
6. Методы коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте 9
7.Заключение
11
8. Литература
12
Введение.
Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно детерминированных(обусловленных) качеств и факторов внешней (в первую очередь, социальной) среды. Поскольку процесс развития в значительной мере зависит от факторов внешней среды, очевидно, что неблагоприятные средовые воздействия могут стать причиной временных нарушений поведения, которые, закрепившись, могут привести к аномальному (искаженному) развитию личности.
Как для нормального соматического развития необходимо соответственное количество калорий, белков, минеральных веществ и витаминов, так и для нормального психического развития необходимо присутствие определенных эмоционально-психологических факторов. К ним относятся, прежде всего, любовь ближних, чувство безопасности (обеспечиваемое заботой родителей), воспитание правильной самооценки, а также наряду с развитием самостоятельности в действиях и поведении) руководство взрослых, включающее, помимо любви и заботы, определенный набор запретов. Только при правильном соотношении внимания и запретов формируются соответствующие связи между «Я» ребенка и внешним миром, и маленький человек, сохраняя свою индивидуальность, развивается в личность, которая обязательно найдет свое место в обществе.
Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечивающих развитие ребенка, уже сама по себе свидетельствует о возможности значительного числа неблагоприятных факторов внешней (социальной) среды, которые могут стать причиной нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.
Формирование эмоционально-волевой сферы детей и подростков.
Особенности развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Кто из нас не мечтает о том, что жизнь наших детей и внуков будет счастливой?
Человек приходит в мир не только для своего безбедного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт необходимы его детям, будущим поколениям и обществу.
Растить детей здоровыми - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети проводят в нем большую часть дня. Одной из главных задач, которую ставит Программа «От рождения до школы» перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
Хорошее воспитание требует чего-то большего, чем простое интеллектуальное руководство. Оно затрагивает личностные черты, что не учитывают большинство рекомендаций, которые получали родители в течение последних тридцати лет. Хорошее воспитание включает в себя воздействие на эмоции.
За последнее десятилетие ученые выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими
чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять.2
Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным интеллектом являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.
Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.
Чтобы помочь ребёнку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития. Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.
Эмоциональное развитие ребенка тесно связано с его умственным созреванием. Обычно малыш к 3 месяцам демонстрирует свои радостные чувства, а в 4 месяца уже громко смеется. В 6 месяцев возникает общение с помощью жестов. Эмоции матери – залог эмоционального и умственного развития малыша.
Детские эмоции, как и эмоции взрослого человека, напрямую связаны с внутренним миром маленького человечка, его переживаниями и восприятием разных жизненных ситуаций. Наиболее распространенные нарушения эмоциональной сферы у детей – это состояния аффектов, фрустрации, страхи, гипербулия, гипобулия, абулия, навязчивое и копульсивное влечение.
Эмоциональные расстройства и социопатии составляют две самые большие группы наиболее часто встречающихся нарушений. Эмоциональные расстройства, как уже видно из их названия, характеризуются такими эмоциональными состояниями, как тревога, депрессия, фобия, навязчивость, ипохондрия и др.
Прогресс, мир гаджетов и современных технологий, интернет, социальные сети, телефоны и ноутбуки - это мир современных детей. Многие из них испытывают дефицит визуального и эмоционального общения, что ведет к снижению коммуникативных возможностей, и, как следствие этого, возрастает количество детей с речевыми проблемами. Раннее приобщение детей к виртуальному миру приводит к тому, что начинается нарушение речевой взаимосвязи ребенка с внешним миром. Малыши испытывают трудности в общении и начинают позже говорить, а у детей чуть постарше возникают сложности со связной речью. Трудности овладения речью приводят к ограничению интеллектуального развития, росту раздражительности и агрессивности, возникновению нарушений внимания и памяти.
По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Академик Ю. Е. Вельтищев объясняет это тем, что в данном возрасте происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.
Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.
Неслучайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с таким проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, случается, много и бесцельно двигаются.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как излишняя агрессивность или пассивность, плаксивость или другие эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.
Часто речевые нарушения бывают спровоцированы психологическими проблемами - страхами, неуверенностью в себе, отчужденностью.
Возрастные страхи встречаются у чувствительных детей как отражение особенностей их эмоционального и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов:
-наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребенком,
-большое количество запретов со стороны родителей;
-конфликтные отношения между родителями;
-эмоциональное заражение страхами от сверстников и взрослых.
В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения могут сочетаться с неуверенностью в себе, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки. Такие проявления, как снижение внимания, замкнутость, импульсивность и раздражительность, могут быть реакцией на умственное напряжение и стресс в условиях, когда ребенку предъявляются завышенные требования.
Нередко у детей отмечается повышенная утомляемость, низкая работоспособность, они становятся беспокойными, капризными. В настоящее время в нашей стране увеличилось число детей, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы.
Основные внешние проявления расстройств выглядят следующим образом:
При повышенной эмоциональной напряжённости дети испытывают затруднения в процессе умственной деятельности, наблюдается снижение игровой активности.
Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками, ребёнку трудно сосредоточиться, он может относиться отрицательно к ситуациям, где необходимо проявить мыслительные качества, силу воли. Повышенная тревожность может выражаться в снижении стремления к общению.
Проявления агрессивности могут носить характер неповиновения взрослым, физической грубости и вербальной агрессии.
Отсутствие эмпатии, то есть способности чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. Сопереживание другому человеку обозначает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы глубоко разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев.
При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, чаще всего, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
Проявление эмоций родители наблюдают с ранних лет ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так ребенок показывает, что ему либо хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.
В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции.
По мере взросления ребенка, эмоции претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и демонстрируют уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является умение контролировать проявление эмоций.
Эмоциональные расстройства и социопатии составляют две самые большие группы наиболее часто встречающихся нарушений. Эмоциональные расстройства характеризуются такими эмоциональными состояниями, как тревога, фобия, депрессия, навязчивость, ипохондрия и пр.
Детские эмоции, как и эмоции взрослого человека, напрямую связаны с внутренним миром маленького человечка, его переживаниями и восприятием разных жизненных ситуаций. Все мы знаем об IQ, но есть ещё и такой измеритель, как EQ - эмоциональный интеллект. И он очень важен, так как, владея своими эмоциями, можно достичь гораздо большего.
Процесс эмоционального воспитания, по мнению Джоана Деклера, Джона Готтмана, должен быть.
Родители:
1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;
2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения;
3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;
4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;
5)вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы.
В основе воспитания должны быть такой тип взаимоотношений, при котором происходит личностный рост, развитие творческой активности, снижение эмоциональной напряженности и конфликтности.
Педагог-воспитатель должен создать такую атмосферу, в которой ребенок чувствовал бы себя естественно и непринужденно. Он должен быть эмпатичным, т.е. способным вжиться во внутренний мир ребенка, проникнуться его мыслями, чувствами, переживаниями.
Таким образом, отрицательные эмоции формируются в результате действия социальных факторов, а основными причинами нарушений эмоционально-волевой сферы детей и подростков являются психологические проблемы.
Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы детей
К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся реактивные состояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психопатия (психопатические формы поведения). Так как процесс психического развития в большей мере зависит от факторов внешней среды, то очевидно, что неблагоприятные воздействия окружающей действительности могут стать причиной нарушений в поведении ребенка, в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.
Можно часто наблюдать, как взрослые делают замечания детям дошкольного возраста, вроде: «Не морщи лоб!»; «Не хмурь брови!»; «Не шмыгай носом!» и т. п. В данном случае мы имеем дело с так называемыми нервными тиками, которые могут быть простыми (зажмуривание), сложными (выражение лица радостное, испуганное и др.), генерализованными (тик распространяется на все мышцы лица и верхнюю половину туловища).
Большинство таких тиков имеют генетическую природу и передаются по наследству. Простые и сложные тики могут быть спровоцированы перенапряжением, стрессом, депрессией, сложной обстановкой дома, в школе, сильным испугом.
При появлении нервных тиков нельзя ребенка ругать, а необходимо выявить причины и устранить их. Кроме того, нужно укреплять нервную систему ребенка. Тик - не повод для насмешек и нотаций.
Нарушения психического развития могут быть связаны с тяжелыми внутренними конфликтными переживаниями. Причинами таких переживаний чаще всего являются:
- неблагоприятное положение ребенка в семье (конфликты в семье);
- дети, оставленные родителями, усыновленные;
- недостатки и дефекты психофизического развития;
- психотравмирующие ситуации в условиях школьного коллектива;
Основными причинами нарушений являются: перенесённые стрессы; отставание в интеллектуальном развитии; недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми; социально-бытовые причины; фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста.
Эти и другие вместе взятые причины вызывают у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются чаще и сильнее в периоды возрастных кризисов: в возрасте трёх лет и в непростом подростковом периоде.
Итак, в результате анализа мы выяснили, что задача родителей заключается в организации жизни ребенка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу. Так как семья приобщает детей к социуму, к жизненным ценностям, благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей и подростков
При работе с детьми и подростками с нарушениями эмоционально-волевой сферы педагогам необходимо проводить занятия согласно адаптированной образовательной программе, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
При планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей раннего возраста руководствуется следующими основными принципами:
1. ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребёнка;
2. учётом направленности его интересов;
3. обеспечением свободы выбора и волеизъявления;
4. безоценочным подходом к детям.12
Ориентация на «зону ближнего развития» исключает усредненный подход к ребёнку и способствует устранению эмоционально-интеллектуальной напряженности, возникающей у него, если повышены пределы доступности воспринимаемого им материала. Гуманистический принцип безоценочного подхода служит одним из важнейших условий обеспечения позитивного состояния нервной системы детей.
В каких видах деятельности происходит психическое развитие дошкольника?
Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, так как вызывает качественные изменения в психике ребенка.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и долгое пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Воспитателю необходимо помочь новеньким детям преодолеть страх и стрессовое состояние, вызванное расставанием с родителями, непривычной обстановкой, и безболезненно адаптироваться в детском саду,
Ребёнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций - залог становления личности, основа проявления познавательной активности.
Большое значение в профилактике психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста имеет работа педагогического коллектива с семьёй.
Свои эмоции родители привычно выплёскивают на детей, при этом в вину ребёнка ставят как внешние проблемы, так и домашние. Ребенок попадает в ситуацию зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Все нарушения эмоционально-волевой сферы корректируются с помощью двух подходов: психодинамического и поведенческого. Психодинамический подход призван создать условия, снимающие внешние социальные преграды на пути развертывания внутреннего конфликта. Поведенческий подход помогает ребенку усвоить новые реакции.
В задачи коррекционной работы с такими детьми входят:
-развитие как речевого, так и неречевого слуха;
-формирование связной речи;
-развитие внимания, памяти и мышления;
-развитие графомоторных навыков;
-расширение знаний об окружающем мире
Коррекция эмоциональных нарушений — важный аспект в воспитании ребенка. Правильно используя психологические методы, можно не только скорректировать нарушения эмоциональной сферы малыша, но и смягчить эмоциональный дискомфорт, развить самостоятельность, преодолеть мнительность и тревожность, которые присущи детской нестабильной психике.
Диагностика нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с окружающей жизненной средой, при котором сохраняются его здоровье, способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного развития.
Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, необходимо показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить правильные проявления чувств, следует интересоваться его чувствами и сопереживать.
Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).
В качестве источников для диагностирования можно использовать научно-практические разработки С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой и др.
Выявляются следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
-особенности контакта ребенка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
-реакция на одобрение;
-эмоциональное состояние во время выполнения заданий и др.
Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями. Особенно важно педагогическое изучение и наблюдение за деятельностью ребенка, его познавательной активностью.
Интересующие сведения можно получить с помощью таких методов, как беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков, подделок и др.), педагогическое наблюдение.
Все полученные сведения позволят в дальнейшем вносить коррективы в организацию работы по формированию эмоционально-волевой сферы детей и подростков.
Таким образом, в психологии и инклюзивной педагогике в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.
Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего ребенка.
Методы коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
Различные эмоционально-волевые нарушения в разной степени поддаются тому или иному методу лечения. Подбирая метод психокоррекции, нужно исходить из специфики конфликта, влияющего на благополучие ребенка. Наиболее распространенными и эффективными считаются игровые методы коррекции, поскольку игра – это естественная форма деятельности малышей. Сюжетно-ролевые игры способствуют исправлению самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми.
Популярен сегодня также метод арт-терапии, основанный на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания. Чаще всего этот метод используют для коррекции страхов у детей и подростков.
К практическим методам и формам коррекции относятся рисование (ниткография), мульттерапии, сказкотерапия, куклотерапия, драматизация сказок, игры и др. Занятия с применением таких методов направлены на снятие психоэмоционально-волевой сферы, развитие речи, коммуникативных навыков.
Развитие творческой активности у детей с нарушениями на логопедических и дефектологических занятиях осуществляется в детских учреждениях с опорой на активно-неадаптивную концепцию творчества С. В. Максимовой.
Рисование. Многие ученые отмечают, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей.
Ниткография. Этот прием можно использовать как дома, так и на занятиях. Рисуют с детьми с помощью обыкновенной веревочки. Используя этот прием, воспитатели решают такие задачи, как развитие у ребенка зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребенка.
На занятиях также можно использовать элементы театрализации. В качестве главного героя занятия выступают различные игрушки и куклы, с которыми дети общаются, отвечают на их вопросы и рассказывают разные истории. Творческие физкультминутки – это своего рода игра со словами, побуждающими детей быстро найти правильный ответ на вопрос персонажа.
Еще один из интересных способов развития творчества и воображения - файловое рисование. На прозрачном файле копируется изображение, нарисованное на листе, вставленное в файл, а потом дается полная свобода в творчестве. Дети дорисовывают то, что хотели бы изобразить. Такой способ рисования очень хорошо развивает графомоторные возможности детей и дает волю воображению. А также помогает преодолеть страх ошибки, неуверенность в себе.
Наглядное моделирование, при котором используются изображения, схематические рисунки и различные карточки дает детям возможность предвидеть результаты собственных действий, проявить способности к перспективной абстракции. Эффективными методами коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы являются методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.
Психолог Болотова Н. в статье «Методика «Мозарт-терапия» в коррекционной работе с детьми» делится опытом по использованию методики «Мозарт-терапия».
Эта методика может быть использована психологами, педагогами в дошкольном и школьном учреждениях, она позволяет определить эмоциональное состояние человека, выявить личностную проблему, получить представление о межличностных, в том числе внутрисемейных, взаимоотношениях испытуемого. В индивидуальной коррекционной работе методика «Мозарт-терапия» сглаживает эмоциональные и поведенческие проблемы, а групповые занятия позволяют научиться межличностному взаимодействию, доброжелательным контактам, навыкам коммуникации в процессе творчества при помощи изобразительных ресурсов. Психотерапевтическая методика «Мозарт-терапия» предлагается: детям дошкольного возраста, которые зачастую испытывают внутреннюю напряженность и недоверие к внешнему миру, тревожным, возбудимым и агрессивным; детям младшего школьного возраста с эмоциональными нарушениями, нарушениями в социальных отношениях и др.; подросткам и взрослым, имеющим проблемы в коммуникативной сфере и межличностных отношениях. Методика «Мозарт-терапия» помогает снять у ребенка внутреннюю напряженность и недоверие к внешнему миру, проиграв с ним психотравмирующую ситуацию. Для проведения занятий по методике «Мозарт-терапия» используются игро-арт-пособия «Усадьба», «Туманы», «Русское чудо», «Подмосковный городок».
Обычно в сферу внимания школьного психолога попадают дети с тем или иным неблагополучием (трудностями) в адаптации к школе, в коммуникации, поведении, обучении. Работая с семьями учащихся, психолог также часто встречается с наличием в них серьезных проблем.
Для снижения внутреннего напряжения у детей, испытывающих различные страхи, полезно включать в физминутки упражнения на напряжение и расслабление.
Часто такие дети страдают от реального отсутствия теплоты дома, поэтому психологу или педагогу необходимо уметь устанавливать с ними теплый эмоциональный контакт. На коррекционных занятиях ребенок, испытывающий страхи, стремится к играм, в которых можно бояться. В них он выбирает роль боящегося, пугается на самом деле (визжит, сжимается).
Очень часто родители обращаются к психологам с проблемой: что делать, если ребенок боится темноты?
Возраст, когда большинство детей начинают бояться темноты, — 3–5 лет. Есть такие игры, которые помогают преодолевать страх темноты и боязнь различных шумов.
Игра называется «Не боимся темноты» (с использованием терапевтической сказки «Мышонок и темнота» О.В. Хухлаевой). Во время игры формируется позитивное отношение детей к темноте, снижается чувство страха; развивается воображение и творческая активность; развивается мелкая моторика пальцев, правильно формируется опорно-двигательная система организма, развивается равновесие, координация при выполнении основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Например, в темноте можно играть в теневой театр.
Важными способами коррекции психоэмоционального напряжения детей является правильная организация сна, питания, режима дня, физического воспитания в дошкольном учреждении.
Очень эффективны приемы занимательного аутотренинга для детей.
В настоящее время расстройства аутистического спектра рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении.
Аутизм - психическое расстройство, при котором затруднено или полностью невозможно установление контакта с новыми людьми. У детей с аутизмом неразвита речь, зрительный контакт (взгляд в лицо, глаза) отсутствует, граммофонная речь — повторение только что или когда-то ранее услышанного, стереотипные движения — подпрыгивания и другие действия.
За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.
Как помочь ребенку с аутизмом учиться новому?
Как развить у него способность к социальному взаимодействию, общению? Как преодолевать имеющиеся трудности и вырабатывать у ребенка необходимые социальные навыки? Конечно, играя с ним в разнообразные, развивающие игры.
Игра — естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Особый ребенок чувствителен к любым воздействиям,
поэтому необходимо при организации игр учитывать индивидуальные предпочтения, отгороженность аутичного ребенка, его желание заниматься однообразными видами деятельности. Необходимо также стремиться, чтобы ребенок понимал правила игры.
В отличие от обычных детей, у них нет навыков, которые позволили бы им делать это с удовольствием. Выработка навыков, которые так нужны детям с аутизмом для лучшей обработки сенсорной информации, для адаптации к различным ситуациям обычной жизни, для адаптации к школе и успешной учебной деятельности, стали частью профессиональной практики педагогов-психологов.
На занятии по теме «Я познаю мир с помощью конструктора Лего» формируются коммуникативные навыки, развивается контактность, сенсорные навыки. Дети обучаются простейшим способам конструирования, расширяются их знания о предметах рукотворного мира.
Психолог вместе с ребенком строит башни площадок с опорой на схему-картинку, направляет действия ребенка, следит за правильным выполнением задания, мотивирует ребенка на успех.
Специалисты утверждают, что большинство подростков переживают застенчивость, нерешительность либо агрессивность как серьезную жизненную трудность, которая мешает находить друзей, добиваться серьезных результатов в учебе. Ассертивность - способность регулировать свое поведение и отвечать за него. Это самый оптимальный, самый конструктивный способ взаимодействия людей. Обладать навыками ассертивного поведения — значит быть хозяином своей жизни и своих отношений, чего я от души желаю каждому из нас.
Например, ролевая игра-упражнение «Жизненные ситуации». Задача: указать три возможных способа решения предложенных ситуаций.
Можно провести другое занятие на тему «Застенчивость и нерешительность», задачи которого помочь подросткам в осознании положительных и отрицательных характеристик застенчивости, возможных методов ее преодоления, тренировка навыков ассертивного поведения.
Ромена Августова является создателем методики обучения детей с синдромом Дауна. Она занимается педагогикой речи, учит говорить тех детей, которые совсем говорить не умеют и которым говорить трудно из-за поражений мозга или тяжелых форм заикания. Отдельную группу среди ее учеников составляют дети с синдромом Дауна. В своей книге она дает ценные рекомендации, которые помогут родителям в решении некоторых проблем, связанных с коррекцией поведения ребенка. Хотя по ее мнению, действия самих родителей нуждаются в коррекции.Болезненно воспринимая реакцию посторонних на неправильное поведение ребенка, родители зачастую не замечают того, что сами относятся к нему как к неспособному понять.
Безусловно, в большинстве своем родители знают своего ребенка и достаточно тонко чувствуют и понимают проявления его характера, его настроения, склонности и интересы.
Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.
Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.
Заключение
Таким образом, традиционные педагогические и коррекционные методики не всегда оказываются эффективными, и специалистам необходимо научиться разговаривать на языке современных детей, найти новые методы, адекватные особенностям внутреннего мира современного ребенка.
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важных условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
отрицательные эмоции как одна из распространенных форм отклоняющегося поведения детей формируется в результате действия социальных психологических факторов, которые приводят к росту агрессивности, тревожности и других отрицательных эмоций. Отрицательные эмоции оказывают влияние на все стороны жизни ребенка, в том числе и на общение ребенка со сверстниками и взрослыми.
Поэтому очень важно, знать специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению отрицательных эмоций. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.
Литература.
1. Августова Р.Т. Говори! Ты это можешь: Книга для родителей - М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. -297с.
2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста", М. 2010.-80 с.
3. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Система коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей с расстройствами развития // «Школа здоровья», №3, 2007, с.68-72.