Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Особенности психологического воздействия цвета. Использование цвета в интерьере»
Дисциплина: Общая психология
Курсовая работа студентки группы 259-у/4
Зачетная книжка № 19-5096
Грибушиной Кристины Викторовны
Руководитель курсовой работы
Нурисламова Татьяна Сергеевна,
старший преподаватель
Дата сдачи курсовой работы «__» ____ 2020 г.
Оценка __________
_______
«__» _________ 2020 г.
(подпись преподавателя)
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
I. Понятие, свойства и физическая природа цвета………………………………..5
1.1 Особенности восприятия визуальной информации…………………………..7
1.2 Воздействие цвета на человека и его психику………………………………...9
II. Использование цвета в интерьере……………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………………...20
Введение
Как известно, 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% – посредством органа слуха и только 1% – при помощи других органов чувств. Информация воспринимается нами по-разному. Зависит это в большей степени от того, в каком обрамлении она попадает в поле нашего внимания. Очень большое значение в восприятии информации играет цвет.
Древние мудрецы естественно и разумно использовали цветовую информацию, находя в ней различные эффекты на человека, тем самым могли влиять на ум и сознание с помощью цвета. Любой цвет может иметь свой специальный эффект, который меняет настроение человека в ту или иную сторону. Даже астрологи утверждали, что людям свойственны вполне определенные цвета, а также свои драгоценные камни и металлы. Если перенести всю эту чудодейственную силу камней в наше время, то можно сказать, что каждый подбирает свой собственный интерьер в своей цветовой гамме, свою отличную от других одежду, причем сам не замечает, как цвета управляют эмоциями. От нашего настроения зависит, какой цвет мы сегодня предпочтем.
Сегодня, в век интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий значение цвета при создании электронных документов нельзя недооценить. Цвет – один из самых значимых элементов печатной рекламы, способный повлиять на решение о покупке не меньше, чем сам текст. Это своеобразное связующее звено в рекламном сообщении, которое вносит коррективы в восприятие информации.
В свое время Гете писал: "Цвет... оказывает известное действие на чувство зрения..., а через него и на душевное настроение...". По мнению современных исследователей, цвет – характерная функция восприятия, позволяющая приобрести определенные знания об объекте. Максимальное информирование
получателей о товаре является одной из основных задач рекламы. Поэтому так важно, чтобы цвет соответствовал объекту и другим элементам рекламы.
Понимание значения цвета и умение его использовать имеет огромное значение в печатном и электронном дизайне, поскольку цвет и цветовые сочетания помогают передать правильный тон сообщения, его суть, а также вызвать нужную реакцию на брошюру, рекламу, веб-сайт или любую другую печатную или электронную продукцию.
Цель работы: анализ цветового решения, который можно провести на примере интерьера, как доказательство воздействия цвета на эмоции, настроение и ощущения человека
Объект: цвет
Предмет: психологическое воздействие цвета
I. Понятие, свойства и физическая природа цвета
Ощущения различных цветов вызываются световыми излучениями или просто светом.
Свет - это видимое излучение, то есть электромагнитные волны в интервале частот от 380 нм /нанометров/ до 760 нм, воспринимаемые человеческим глазом. Естественным источником света является Солнце. Существуют также искусственные источники света.
Естественный свет может быть разложен в спектр. Впервые опыт по получению спектра произвел Исаак Ньютон (1643–1727). В 1676 году он с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет в цветовой спектр.
Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. Ньютон выделил семь основных цветов в спектре по аналогии с семью музыкальными тонами, но его попытка найти соответствие между цветом, и звуком оказалась несостоятельной. Выделяют также три основные зоны спектра - красную, зеленую и синюю.
Световое излучение определенной длины волны называется монохроматическим. Спектр содержит излучения с длинами волн от 380 нм до 760 нм.
Границы участков спектра семи цветов в нанометрах:
красный 760 - 650 голубой 490 - 460
оранжевый 650 – 590 синий 460 - 440
жёлтый 590 – 540 фиолетовый 440 - 380
зелёный 540 - 490
Цвет – это зрительное ощущение, которое возникает у человека в результате воздействия на глаз излучений разной длины волны. Цвет – это один из признаков видимых нами предметов.
Цветные поверхности, освещаемые источниками света, часть лучей поглощают, а часть - отражают. Предмет черного цвета все световые излучения поглощает, а предмет белого цвета – отражает. Если, например, отражаются красные лучи, а остальные поглощаются, мы видим предмет красного цвета.
Восприятие цвета предметов определяется следующими факторами: спектральным составом излучения источника света, коэффициентом отражения поверхности и особенностями зрения.
Основные характеристики и свойства цвета.
Цветоведение изучает и раскрывает основные особенности цветовых явлений в природе, предметно-пространственной среде, созданной человеком, а также в сфере искусства, по отношению к тем объектам, которые воспринимаются визуально.[1]
С позиций физики (оптики) цвет имеет световую природу. Возникновение цветовых ощущений невозможно без света, следовательно, понятия «свет» и «цвет» неотделимы. Светоцветовые ощущения возникают только тогда, когда свет воздействует на орган зрения человека. Лучи света, попадая на сетчатку глаза, вызывают импульсы, производящие в мозгу ощущение (впечатление) того или иного цвета или их сочетаний.
В природе существует множество видов электромагнитного излучения, которые не воспринимаются зрением человека: радиоволновое, инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское, гамма-излучение. Выделяется относительно узкий видимый человеку диапазон электромагнитного излучения — это так называемое оптическое излучение (видимый свет).
1.1 Особенности восприятия визуальной информации
Как отмечал И. М. Яглом: “…орган слуха взрослого человека может пропустить за одно и то же время 1000 единиц информации, орган осязания — 10000, а орган зрения — 100000”. Это подтверждает народную мудрость: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Психолог Б. Г. Ананьев подчеркивал, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие, представление; через слуховую – только на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем «со слуха».
Исследования ряда учёных показали, что до 20 % поступающей слуховой информации может потеряться, так как, во-первых, мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, а, во-вторых, существует множество различного рода отвлекающих факторов (реакция на внешние раздражители).
Современные исследования показали, что объём запоминаемой информации зависит от формы её получения: 15% запоминается, если информация поступает в речевой форме; 25% – в зрительной и 65% – если оба эти способа передачи информации используются одновременно”. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения. Попробуем сформулировать некоторые закономерности в визуальной информации.
Во-первых, вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине. Отсюда — текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом.
Во-вторых, поле чтения при горизонтальном варианте увеличивается, текст читается быстрее. Хотя существует и противоположная точка зрения: при широком поле чтения глаз делает больше регрессий, а это замедляет чтение.
В-третьих, линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями
считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на 1/3 быстрее, чем письменный.
Ну и, наконец, восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста. Играют роль не только рисунок и размер шрифта, но и различное соотношение материала, расположение на странице (длина строки, междустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ печати и т.д.[2]
1.2 Воздействие цвета на человека и его психику
Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.
При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь.
Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют "кричащими". Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.
К оптическому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет.
Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета
и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно
Это явление играет существенную роль при конструировании шрифтов. В то время как, например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O и G, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за приделы строки. Эффектом иррадации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками. Поле на рисунке слева кажется более низким, чем поле на рисунке справа, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля.[3]
При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета (см. Приложение 1. Психологические характеристики цветов). Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.
Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука, ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.
С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить
11
как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского).
Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И становясь светлее все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.
Часто белый цвет определяется как «некраска». Он есть, как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей.
Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего.
Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое – беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность.
Красный цвет, мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет своё влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.
Фиолетовый цвет – это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.
Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый — черный.
II. Использование цвета в интерьере
Большую часть времени мы проводим в помещении, поэтому особое значение имеет его цветовое решение. Особенно важно не ошибиться в отделке собственного жилища, так как расслабиться и отдохнуть большинство из нас может именно в родных стенах. Необходимо учитывать еще и то, что каждый человек воспринимает цвета по-разному.
Воздействие цвета на человека неоспоримо и было неоднократно установлено учеными. Доказано о воздействии цвета на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Умелое использование цветовых решений и сочетаний цвета в интерьере способны изменить любое помещение до неузнаваемости, поменять его визуальное восприятие. Работать с ним нужно очень осторожно и желательно ознакомившись с природой цвета и законами построения цветовых композиций. Наш мозг обрабатывает увиденную информацию, воздействуя на психологическое состояние.
У каждого из нас есть "комфортные" цвета в одежде и личных предметах, каждый замечал, что в одном помещении ему приятно находиться, а в другом дискомфортно и угнетающе. Воздействие цвета на человека на уровне ассоциаций вызывает соответствующие эмоции. По эмоциональным ассоциациям воздействие цвета делят на позитивное, негативное и нейтральное. К возбуждающим цветам относят красный, оранжевый и желтый. К угнетающим - фиолетовый, темно-серый и черный. К успокаивающим - зеленый и голубой. Не менее важным являются физические ассоциации цветов: весовые (легкие, тяжелые), пространственные (выступающие, глубокие), акустические (тихие, громкие) и фактурные (мягкие, жесткие, гладкие).[4]
Желтый цвет в интерьере
Желтый цвет - это цвет лучезарности, радости, богатства и свободы. С другой стороны может рождать самые противоречивые ассоциации от солнца до измены, от духовности до цитрусов. Желтый цвет станет хорошим выбором для тех, кто желает разгрузки, чтобы достичь большего, раскрыться и реализовать себя. Желтый цвет помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, только он не должен быть слишком ярким. Его часто используют рядом с письменными столами для большей концентрации и повышения тонуса. Грязный желтый может угнетать в какой-то момент, канареечно-желтый раздражать или "резать" глаз, а солнечно-желтый цвет радует, песочно-желтый - успокаивает.
Зеленый цвет в интерьере
Зеленый цвет - это цвет покоя, умиротворения, защиты, благополучия. Ассоциация с природой придает умиротворение и свежесть. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов. Он состоит из синей и желтой основы. Чем больше в нем синего цвета, тем больше прохлады. Чем больше желтого, тем активнее он становится, ассоциируясь со свежей зеленью, ростом или даже удачей. Зеленый богат оттенками, что облегчает выбор наиболее приятного оттенка. Его выбирают люди спокойные и в чем-то консервативные, но верные и надежные. Зеленый успокаивает, освежает и благотворно сказывается на зрении. Применяется для лечения астмы, бессонницы и сердечных недугов. Цвет широко применяется без ограничения по функциональности комнат.
Коричневый цвет в интерьере
Коричневый цвет - это цвет земли, скалы, спокойствия, сдержанности, стабильности. Цвет воспринимается как самый естественный. Коричневый весьма консервативен, это объяснимо тем, что его выбирают люди, желающие спокойствия, внутреннего благополучия и безопасности. Коричневый цвет присутствует в большинстве пород дерева, что лишний раз подчеркивает стойкость и ненавязчивую внутреннюю силу. Желто-коричневый ассоциируется
с трудолюбием и строгостью, кремово-коричневый оказывает мягкое воздействие, дает уверенность и расширяет пространство. Переизбыток темно-коричневого цвета может вызвать печальные мысли, разочарование, его лучше добавлять в качестве небольшого акцента, нежели фона.
Красный цвет в интерьере
Красный цвет - это цвет страсти, напряжения и азарта. Его возбуждающее действие связывают с ассоциациями огня, остроты, крови. Это очень сильный цвет, который привлекает властных людей Если в помещении преобладает красный цвет, особенно насыщенный, от этого повышается раздражительность и агрессивность. Фон красного цвета весьма тяжелый для восприятия, зато добавление отдельных деталей красного цвета на нейтральном фоне повысит тонус. Его можно использовать в гостиных, рассчитывая на динамичную атмосферу, а также в спальнях в виде отдельных деталей интерьера. Также с его помощью можно выделить "игровую зону" в помещении (не путайте с детской). Цвет подходит далеко не всем, поэтому используйте его осторожно.
Синий и голубой цвет в интерьере
Синий цвет - это цвет постоянства, упорства, задумчивости, серьезности, строгости. Благодаря большому количеству оттенков, может выражать от легкости, прохлады и умиротворения при голубом цвете (стремясь к зеленому), до авторитетности и тревожности при темно-синем цвете (стремясь с фиолетовому). Синий цвет вызывает ощущение расслабленности, покоя снимает эмоциональное напряжение. За счет этого часто выбирается для спальни. Голубой цвет способствует тихому отдыху и сну, снижает кровяное давление. Ассоциируясь с небом или океаном, синий цвет навевает безмятежность. Часто голубой используют в небольших помещениях, добавляя воздушности. У синего цвета много поклонников, однако, его изобилие в интерьере может навевать грусть, поэтому для него лучше подобрать гармоничные теплые цвета.
Черный цвет в интерьере
Черный цвет - это цвет загадочности, силы, пустоты, вызова. Другими словами о чисто черном цвете можно сказать, как об отсутствие цветов, мгле. Именно поэтому в нем есть что-то мистическое и одновременно угнетающее. Черный цвет визуально отдаляет объект и уменьшает его. Также он сильно поглощает свет, уменьшая тем самым окружающее пространство В больших количествах черный цвет применять не рекомендуется из-за возможности депрессии, желательно смешивать с яркими цветами, разбавлять или играть на контрастах. Черный цвет увеличивает яркость цвета, с которым сопоставляется. Наиболее частые сочетания с белым и красным цветами, за счет резкого перехода. В виде части интерьера или акценте на отдельных предметах мебели черный цвет показывает авторитетность, солидность и подавление. Белый цвет в интерьере Белый цвет - это цвет легкости, открытости, полноты и единства. Его фундаментальное качество - это равенство, так как он заключает в себе все цвета, как это ни странно. Тем самым он характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует полную свободу. Белый цвет вдохновляет, внушает определенную веру. Он может занимать очень большую поверхность в оформлении помещения, прекрасно дополняет любые цвета и служит отличным фоном. К нему всегда прибегают, если хотят расширить пространство. Если делать акцент только на белом, то могут возникнуть ассоциации отрешенности, изоляции и скуки. Для этого в интерьер добавляют яркие краски, на которые переводится внимание. психологический цвет дизайн эмоция
Серый цвет в интерьере
Серый цвет - это цвет на границе двух противоположностей, белого и черного. Он производит впечатление эмоциональной сдержанности, реализма. Чем он ближе к белому, тем больше ощущение легкости, открытости, желания контакта, хорошо успокаивает. Чем ближе к черному, тем больше печали, угнетений и депрессии. Много серого цвета в интерьере использовать не стоит,
из-за возможной меланхолии, поэтому серый цвет либо разбавляется более светлыми оттенками, либо добавляются гармоничные яркие цвета. Серый - неприметный цвет, но обладает богатыми возможностями. Он ни к чему не обязывает, всегда готов подыграть другому цвету, приняв его отблеск, подчеркнув его достоинства. Светлые оттенки серого являются мягким фоном для мебели и других предметов, однако лучше переводить внимание с серого цвета на насыщенные и яркие предметы.
Оранжевый цвет в интерьере
Оранжевый цвет - это цвет теплоты, лучезарности, накала, фруктовой тематики, радости жизни. Светлые оттенки делают оранжевый цвет доминирующим, ярким, играющим. Как источник неиссякаемой энергии его часто используют в детских. В деловых помещениях лучше не использовать за счет ассоциации с высоким самомнением. Оранжевый цвет используется для декорирования больших плоскостей, но в основном его применяют в качестве акцентного цвета. Небольшие вставки внесут радостное оживление практически в любой интерьер. Как теплый оттенок усиливает аппетит, повышает тонус.
Фиолетовый цвет в интерьере
Фиолетовый цвет - это самый сложный цвет, образующийся из красного и синего, которые гасят друг друга, образуя мистическое сочетание. Лиловый успокаивает при тревоге, символизирует интуицию, оказывает мягкое воздействие, улучшает зрение (анютины глазки). Яркий сиреневый цвет символизирует тщеславие и незрелость. Аметистовый цвет - символ королевской воздержанности, мудрости и духовности. Фиолетовые цвета раскрываются только при умелом сочетании. Так при смягчении и переходе в розовый цвет добавляется романтика, при сочетании темных оттенков с золотым или серебряным - величие и царственность.[5]
Заключение
Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Вследствие этого, за долгую историю развития человеческой цивилизации были накоплены знания о цвете, которые на данном этапе истории составляют науку- психология цвета. Многими учёными и исследователями уже практическим образом доказано объективное влияние цветов на человека: изменения нервно-психических процессов в организме, под воздействием различных цветов и их оттенков, влияние на ощущения, восприятие, поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно: вызывают разную реакцию: подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года; имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители; прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид. Также одним из моментов изучения этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение человека к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект. Цвет - мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.
Список используемой литературы
1. Агостон Ж.“Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1982 г.
2. Базыма Б.А.; Психология цвета: Теория и практика; Изд: Речь 2005.
3. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Изд. «Вече: Персей», 1996.
4. Миронова Л.Н. Цветоведение: учебное пособие / Л.Н.Миронова. – Минск,1984.
5. Рабкин Е.Б., Соколова Е.Г. Цвет вокруг нас. М., 1964.
6. Уилан Б., Гармония цвета — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005.
7. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд. «Питер», 1995.
[1] Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1994.
[2] Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012
[3] Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1996 г.
[4] Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета.-М.: Изд. «Питер», 1998.
[5] Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1992 г.