МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М. В. ЛОМОНОСОВА
_______________________________________________________
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра зарубежной журналистики и литературы
«Особенности постановки проблемы чести в пьесе Кальдерона «Врач своей чести»».
Реферат по курсу «История зарубежной литературы»
студентки 2 курса, группы №218
Коновальцевой А.О.
Для преподавателя Ванниковой Н.И.
Москва 2011
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Особенности постановки проблемы чести в пьесе Кальдерона «Врач своей чести»…………………………………………………….…………………….......4
3. Заключение………………………………………………………………….......8
Введение.
Тема чести принадлежит к числу самых популярных в испанской литературе XVI – XVII веков. Вокруг нее шла острая идейная борьба между разными направлениями этической мысли того времени. В соответствии с этим можно выдвинуть несколько толкований данного понятия:
От средневековья в XVI – XVII столетия перешла идея чести, как «дара крови», который отгораживает дворянство от низших сословий и принадлежит ему от рождения. Это толкование является узкосословным.
Испанские гуманисты (в их числе Сервантес и Лопе де Вега) трактуют понятие чести иначе: они объявляют честь не наследственным даром, а проявлением человеческого достоинства, которое находит выражение в высоконравственных поступках. Не случайно Сервантес вложил формулу этого гуманистического толкования в уста своего героя Дон Кихота: «Каждый сын своих дел».
Отталкиваясь от определения чести испанскими гуманистами, Лопе де Вега в некоторых своих народно - героических драмах (к примеру, «Фуэнте Овехуна») идет дальше и утверждает идеал «крестьянской чести». Он трактует это, как чувство человеческого достоинства, присущего крестьянину в отличие от насильника - феодала.
По-новому раскрывается понятие чести у Кальдерона. Он принимает во внимание сословно-дворянские представления. Отметим, что Кальдерон не был удовлетворен данным узкосословным толкованием и, поэтому, искал иные нравственные критерии человеческого поведения. Трактуя честь, он выходит за пределы сословных идеалов. Это особенно ощущается в его пьесах, посвященных супружеской чести, где честь уподобляется хрупкому сосуду, который может разбиться от любого движения. Но даже если сводить понятие чести к супружеским конфликтам, то и тогда необходимо подчеркнуть общественный характер этой идеи.
Таким образом, одно из самых ярких произведений, показывающих понимание чести Кальдерона является пьеса «Врач своей чести», которая была написана в 1633 году. На ее основе мы и рассмотрим понятие чести у Кальдерона далее.
Особенности постановки проблемы чести в пьесе Кальдерона «Врач своей чести».
Немецкие романтики нарекли Кальдерона «поэтом чести». Это может быть верным в том смысле, что из всех регуляторов общественной жизни, Кальдерон выбирает ключевое категориальное понятие чести.
В сознании человека семнадцатого века, честь воспринималась как универсальный моральный принцип. Более того, она зависела не столько от самого человека, сколько от чести каждого. «Человек, лишенный чести, мертв для блага общества, хотя он сам и не был в этом повинен...» - это мнение короля Испании Альфонса X Мудрого разделяли многие испанские писатели и философы вплоть до времен Кальдерона.
Иными словами, бесчестье приравнивалось к смерти, а обладание честью – к жизни. Она управляла обществом и придавала коллективной жизни высокий гражданский дух. Каждый человек был носителем частицы данного общественного блага, которое являлось неотчуждаемым. Отметим, что отказ от защиты чести приравнивался к соучастию в оскорблении или даже трусости. Поэтому каждый человек должен был быть хранителем своей чести. Ибо честь была общественным достоянием.
Подобное понимание чести предполагало и способы ее восстановления: тайное оскорбление требовало тайного отмщение, а публичное оскорбление требовало публичного отмщения. Примечательно, что публичная месть за тайное оскорбление могла только усугубить позор.
Более того, для того, чтобы супругу было нанесено оскорбление, вовсе не обязательно было наличие измены жены или ее намерения совершить акт прелюбодеяния. Достаточно было всего лишь одного подозрение. Ведь, в таком случае, даже одно присутствие подозрения уже лишало уважения со стороны окружающих, и, следовательно, чести. Чтобы смыть с себя позор, необходим был вышеуказанный «кровавый» способ восстановления чести, в зависимости от того, публичным являлось это оскорбление или тайным.
Совсем иное понимание чести у Кальдерона. Он вводит понятие честь в контекст барочной иллюзорности общественного мнения. Для него честь – это коллективная иллюзия. Добавим, что Кальдерон, в силу своего морально-философского ригоризма, не позволяет себе разрешить конфликт чести шутливо даже в комедии. Из-за этого, данный конфликт строится у него на недоразумении, а не на действительном нарушении принципа чести. По мнению Кальдерона, хотя честь и иллюзорна, и многие ее понимают ложно, все же она абсолютная генерализирующая идея, под которую подгоняется жизнь.
Обратимся теперь непосредственно к тексту произведения «Врач своей чести»: жена Дона Гутьере донна Менсия, выданная за него не по любви, не помышляет об измене мужу, но, вследствие трагических случайностей, на нее падает тень подозрения. И тогда дон Гутьере убивает свою жену, становясь врачом своей чести: «честь моя, ты больна, но я тебя вылечу, стану врачом своей чести. А чем у нас честь лечат? Кровью…» Этот поступок нельзя объяснить характером героя. Он действует так, ибо законы чести суровы и обязаны беспрекословно соблюдаться. Уже здесь заметна неудовлетворенность Кальдерона узкосословными, иллюзорными представлениями о чести. Также заметны его поиски нового нравственного критерия поведения человека.
Честь здесь является практически живым существом, ужасающим тираном, охрана которого превращается в высшую обязанность и власть которого признают все. Не случайно один из героев пьесы Дон Гутьере говорит: «вдвоем мы честь остались…». Действия по защите чести, даже убийство, являются легальными. Вспомним ситуацию, когда король узнал об убийстве доны Менсии, но он не только не наказывает Дона Гутьере, а еще и умудряется выполнить свое обещание по отношению к донне Леоноре: выдает ее замуж за дона Гутьере. В конце пьесы между ними происходит следующий диалог:
Дон Гутьерре (подает руку донье Леоноре.)
Вот она,
Хоть ее в крови я щедро
И омыл.
Донья Леонора
А что мне в этом?
Не дрожу я, не бледнею.
Дон Гутьерре
Помни: при нужде вторично
Может смыть она бесчестье.
Донья Леонора
Что ж, врачуй и Леонору,
Если нужно, тем же средством.
Для дона Гутьере довольно только одного подозрения, чтобы начать защищать свою честь. Он обнаруживает в своем доме кинжал дона Энрике (бывшего возлюбленного доны Менсии); подслушивает речь жены, в то время как она принимает его за инфанта; находит письмо, в котором дона Менсия пишет, чтобы Энрике не бежал из страны, дабы не запятнать честь ее и ее мужа. Всего этого становится достаточным для дона Гутьере, и он присуждает к смерти любимую жену. Вот как он пишет в незаконченном письме доны Менсии: «любовь тебя обожает, честь тебя ненавидит, и потому одна тебя убивает, а другая извещает». Примечательно, что даже перед смертью, по словам Людовика, доктора который пустил ей кровь, дона Менсия не винит в случившемся мужа.
В пьесе «трагическое» страдает от слепого, управляемого законом чести «драматического». Исходя из этого, можно утверждать, что дон Гутьере является драматическим героем, а донна Менсия – трагическим. То, что принято называть трагической виной, представлено в произведении как нарушение кодекса чести. Расплачивается за трагическую вину донна Менсия, хотя носителем этой вины является дон Гутьере. Он (коллективная иллюзия) оказывается убийцей носительницы подлинного понимания чести (верности).
Так как честь в пьесе Кальдерона является коллективной иллюзией, то понимание чести у героев можно тоже разделить. Дон Гутьере и король дон Педро являются носителями ложного понимания чести, а шут Кокин и дона Менсия – истинного.
Здесь уместно вспомнить о трагической вине в пьесе, которая рассредоточена. Вина дона Гутьере в том, что он целиком и полностью во власти иллюзий. Вначале он оставляет свою возлюбленную Леонор, решив, что она ему изменяет. Это произошло, когда дон Гутьере увидел мужчину, убегающего из ее дома, не зная, что это дон Ариас, который скрывался, спасая честь Леоноры. В то время дон Ариас был влюблен в знатную даму, которая остановилась у доны Леоноры. К ней - то он и приходил.
Во – второй раз, дон Гутьере, находясь во власти иллюзий, расправляется со своей женой, которую заподозрил в измене.
Исходя из этого, делаем вывод, что он не изменился. Он и дальше будет продолжать врачевать свою честь подобным способом.
Примечательно то, что большинство решающих событий происходит в ночное или сумеречное время. Это признак затуманенного сознания. Присутствует связь с метафорой: день – господство разума, сумерки – страсть наступает на разум, ночь- господство страсти. Сознание дона Гутьере затемнено страстями, он всегда находится под властью иллюзий.
Что касается короля дона Педро, то он тоже воплощает ложное понимание чести. Его вина состоит в том, что он выгнал дона Энрике и, тем самым, положил начало братоубийственной войны. Король находится в иллюзорных представлениях: ему кажется, что инфант, случайно поранив ему руку, на самом деле покушался на короля.
Но в чем же вина доны Менсии? Ее вина состоит в том, что она, будучи влюбленной в дона Энрике, выходит замуж за другого. Тем не менее, она остается верной мужу, несмотря ни на что.
Что же касается шута Кукина, то в драмах чести шут является носителем авторского мнения. Если для дона Гутьере и короля честь – это то, что скажут люди, то для Кукина она - воплощение истинной верности. Кукин – носитель того, что есть, а не того, что кажется. Он, решив спасти невиновного человека от гибели – дону Менсию, он не уклоняется от беды. Кукин разыскивает короля, чтобы отыскать и спасти дону Менсию, несмотря на то, что у них был уговор с доном Педро: если шут не рассмешит его в течение месяца, то король выдернет ему все зубы.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что каждого из героев, в той или иной степени, настигает расплата.
Заключение.
Кальдерон в пьесе «Врач своей чести» вводит такое понятие, как честь, которое приобретает под его пером свои особенности. В процессе анализа произведения, были сделаны следующие выводы:
1. Понятие честь у Кальдерона отличается от понимания его предшественников. Для него честь – общественная иллюзия.
2. Конфликт в пьесах Кальдерона, посвященных чести, строится на случайном стечении обстоятельств, а не на действительном нарушении принципа чести. Поэтому в пьесах Кальдерона, даже в комедиях, может быть только трагический финал.
3. Честь у Кальдерона - практически живое существо, ужасающий тиран, власть которого признает каждый, а охрана чести превращается в высшую обязанность.
4. Дону Гутьере достаточно одного подозрения, чтобы начать защищать свою честь. Ведь честь – общественное достояние. А восстановить ее можно только «кровавым» способом.
5. В произведении «трагическое» страдает от слепого, управляемого законом чести «драматического»: дон Гутьере (будучи воплощением общественной иллюзии) убивает донну Менсию (носительницу подлинного понимания чести, как верности).
6. Носителями ложного понимания чести являются король дон Педро и дон Гутьере (честь для них то, что скажут люди), а носителями истинного понимания чести как верности, являются шут Кокин и дона Менсия.
7. Трагическая вина в пьесе рассредоточена: дон Гутьере находится целиком во власти иллюзий; дон Педро выгоняет дона Энрике, вследствие своих иллюзорных представлений; дона Менсия выходит замуж за нелюбимого человека.
8. В драмах чести шута можно назвать носителем авторского мнения. Кукин – носитель того, что есть, а не того, что кажется.
9. Использование метафоры Кальдероном для изображение чести: день- господство разума; сумерки- страсти овладевают разумом; ночь – господство страстей.
10. Каждого из героев в конце пьесы настигает расплата в определенной мере.
Таким образом, в свое время пьеса Кальдерона «врач своей чести» вызвала неоднозначные отзывы. Но и по сей день столь полемичное произведение продолжает волновать умы. Однозначного вывода по поводу пьесы получить нельзя. Но бессмысленно и отрицать новаторство Кальдерона, которое заключается в следующем: он рассматривает честь в контексте барочной иллюзорности общественного мнения. Для него честь – общественная иллюзия, а сознание героев находится под властью этой иллюзии. Поэтому пьесу Кальдерона «Врач своей чести» можно назвать бессмертным и актуальным произведением не только для его современников, но и для последующих поколений.
Источники:
1. Библиотека драматурга. Педро Кальдерон, Пьесы, «Врач своей чести». В 2 т. Т. 1. М., 1961.
2. Оганисьян М. Ю. «Диссертации на тему «Философско-эстетические принципы трагедий Кальдерона и Расина»».
3. Ерёмина С.И. «Великий Театр Педро Кальдерона».
4. Силюнас В. «Стиль жизни. Стили искусства», М., 2001