Основы экологии и экономии природопользования

Описание:
ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования

Республики Беларусь

Учреждение образования

Барановичский государственный университет

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Основы экологии и экономии природопользования»

Тема: «ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Проверила:

Бизюкова Т.Т.

Выполнила

Студентка 2 курса

Группы ЭА-21

Леванькова Марта

Барановичи

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ……………………………………………………………………………3

1В. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………..3

2В. ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В РБ, ЕГО ЗНАЧЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ…………………………..4

3В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ……………………7

4В. СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ……………………………………………………8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….12

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1В. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для функционирования предприятия ему необходимы материальные ресурсы — машины, оборудование, здания, сырье и материалы, инструменты и т.д., а также кадровые ресурсы, то есть работники разных профессий, специальностей и квалификации. Но кроме этого, для нормального функционирования любого предприятия необходимы денежные ресурсы — для выплаты зарплаты, закупки и ремонта оборудования, приобретения сырья и материалов и т.д. Без денежных средств невозможно ни начать производство, ни оплачивать его ежедневные нужды, ни расширять деятельность предприятия.

Денежное, или финансовое, обеспечение организации является основой его деятельности, поскольку в рыночной системе хозяйствования все необходимые для деятельности ресурсы можно только купить.

Задачами любой организации являются поиск источников финансовых средств и их эффективное использование.

Из собственного опыта всем известно, что деньги можно либо заработать, либо получить от кого-то — безвозмездно или в долг. Как правило, организации не получают денежных подарков, поэтому для них существуют только два способа — заработать и взять в долг. Заработать можно в основном за счет продажи продукции и услуг, которые организация производит. Поскольку эти средства заработаны самостоятельно, их относят к внутренним источникам финансированияЕсли организация работает прибыльно, она автоматически обеспечивает себя этим источником.

Все прочие средства берутся извне, большей частью в долг, и поэтому их называют внешними источниками финансирования. Поиск внешнего инвестора (частное лицо, организация или государство, осуществляющее долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело с целью получения прибыли) требует определенных знаний и усилий, поскольку ему необходимо доказать выгодность вложений в ваше дело или организацию с наименьшей степенью риска. Такие доказательства приводятся на основе проведения анализа хозяйственной деятельности организации.

Где же можно получить необходимые средства?

I. Коммерческие банки. В них сосредоточена основная доля кредитных ресурсов. Основная их задача – обеспечить бесперебойный оборот денег и капитала, кредитование организаций и населения, создание условий для накопления. Кредиты могут выдаваться на различные сроки, под разное обеспечение на:

а) товары и услуги, поставляемые заемщику по определенным контрактам;

б) оборотные средства;

в) заработную плату работникам организации – заемщика;

г) строительство.

Для получения кредита заемщик должен предоставить банку целый ряд документов, подтверждающих его платежеспособность. После рассмотрения этих документов специалисты банка принимают решение о возможности предоставления заемщику кредита.

 Проценты за пользование кредитом относятся на себестоимость, если цель кредита – пополнение оборотных средств, и, если цель кредита – приобретение или строительство основных средств, то проценты относятся на увеличение стоимости основных средств.

II. Товарищ. Когда двое или несколько лиц (только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации) объединяют свои вклады (деньги, имущество, знания, навыки, умения, деловая репутация и деловые связи) на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества) для извлечения прибыли.

Прибыль, получаемая товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело.

III. Финансовая аренда. Особый вид аренды – лизинг. Суть его заключается в аренде оборудования с одновременной выплатой его основной стоимости (до 75%) по частям в течение некоторого времени (от нескольких месяцев до нескольких лет). Собственник оборудования, позволяющий его использовать и получающий за это плату, называется лизингодателем, а тот, кто берет оборудование внаем и платит за это, - лизингополучатель.

 Преимущество: в условиях отсутствия собственных средств и невозможности получения банковского кредита, возможно использование арендованных основных средств у лизинговой компании с их последующим выкупом. Недостаток: проценты за пользование оборудованием, как и выплата его стоимости, относятся на себестоимость, что соответственно увеличивает цену производимой продукции (работ, услуг).

IV. Фонд финансовой поддержки предпринимателей. Осуществляет финансирование предпринимателей за счет средств государственного бюджета в целях содействия развитию малого бизнеса. По сравнению с коммерческими банками упрощена процедура подачи, оформления и рассмотрения заявок предпринимателей. Однако, в силу того, что источник поступления денежных средств – государство, эти средства ограничены.

V. Общество взаимного кредитования. Создается субъектами малого предпринимательства (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами) в форме некоммерческой организации с целью аккумулирования временно свободных средств для взаимного кредитования. Основной недостаток: как правило, отсутствие у предпринимателей свободных средств для размещения в обществе.

VI. Эмиссия акций. Акция – вид ценной бумаги акционерного общества, которая дает право ее владельцу на получение дивиденда - части прибыли предприятия. Публичный выпуск акций называется эмиссией. Акции имеют номинальную цену, то есть ту, которая на них обозначена. Первичное распределение (продажа в частные руки) происходит по этой номинальной цене. После выпуска и первичного размещения на рынке ценных бумаг акции приобретают реальную цену, по которой их как товар можно купить или продать в данный момент времени. Реальная цена никак не связана с номиналом. Номинальная цена позволяет узнать, какой частью капитала предприятия владеет ее держатель. Эта форма привлечения денежных средств характерна для среднего и крупного бизнеса.

 Преимущество: привлекая необходимые средства, предприятие не выплачивает дивиденды, если отсутствует прибыль и не выкупает акции обратно. Недостаток: возрастает вероятность потеря контроля над предприятием.

2В. ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В РБ, ЕГО ЗНАЧЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

Цель и структура государственных специальных целевых фондов:

Существование внебюджетных и целевых бюджетных фондов вызвано необходимостью перераспределения финансовых ресурсов и обеспечения строго целевого направления поступающих средств в соответствии с приоритетами социального и экономического развития.

Целевые фонды входят в состав государственного бюджета и образуются за счет конкретных видов доходов, используемых по целевому назначению по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образование и порядка использования определяются законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. В зависимости от целевого назначения целевые внебюджетные и бюджетные фонды делятся на экономическое и социальное, а в соответствии с уровнем управления –– государственные и региональные (местные).

Организация функционирования фондов находится в ведении государственных органов власти, а порядок их формирования и использования регламентируется законодательством. Источники формирования фондов могут носить постоянный или временных характер, а направления расходования обуславливаются назначением фондов и содержанием реализуемых программ. Оперативное управление средствами фондов может осуществляться специально созданным административным аппаратом, поэтому часть средств фонда будет направляться на его содержание. Временно свободные средства фондов не подлежат и могут храниться на счетах в банках или вкладываться в ценные бумаги. Число и состав фондов зависит от финансовой политик проводимой государством. С 01. 01. 2004 г. в Республике Беларусь определены следующие целевые бюджетные фонды:

·         государственный фонд содействия занятости;

·         республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

·         республиканский и местные фонды охраны природы;

·         республиканский и местные дорожные фоны;

·         республиканский фонд «Энергосбережение»;

·         местные жилищно – инвестиционные фонды;

·         фонд социальной защиты населения.

Формирование и расходование средств специальных целевых  бюджетных фондов Республиканский и местные (областные, Минский городской, районные и городские) фонды охраны природы образуются за счет:

·         налогов за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду;

·         средств, полученных за возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

·         штраф за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции;

·         добровольных взносов юридических лиц, других природопользователей при их долевом участии в финансировании природоохранных мероприятий;

·         платежей за выдачу разовых разрешений на ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;

Распорядителями средств являются:

·         по республиканскому фонду –– Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

·         по областным и Минскому городскому фонду –– областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

·         по районным и городским фондам –– районные и городские инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Средства, поступающие в фонды, распределяются следующим образом: 10% –– в республиканский фонд; (90% –– в Минский городской); 30% –– в областные и 60% –– в районные и городские фонды.

Средства фондов охраны природы расходуются:

·         на оздоровление окружающей среды;

·         осуществление мероприятий и программ по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;

·         внедрение в воспроизводство малоотходных и безотходных ресурсов и энергосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, по переработке отходов производства и потребления, использованию вторичных ресурсов;

·         строительство, техническое перевооружение реконструкцию  ремонт природоохранных объектов;

·         создание и обустройство заповедников, заказников, старинных парков и т.д..;

·         научно-исследовательские работы, связанные с охранной природы и др.

Республиканский дорожный фонд формируется за счет:

·         налога на приобретение автотранспортных средств, подлежащих обязательной регистрации в органах ГАИ (кроме легковых автомобилей, прицепных устройств к ним и мотоциклов, приобретаемых гражданами в частную собственность);

·         20% отчислений пользователей автомобильных дорог, зарегистрированных на территории соответствующих областей (кроме Минской);

·         платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования;

·         налога с продаж автомобильного топлива;

·         платы за проезд автотранспортных средств на дороге Брест – Минск – граница Российской Федерации; прочие поступления.

В местные (областные) дорожные фонды зачисляются 80 % отчислений пользователей автомобильных дорог общего пользования, зарегистрированных на территории соответствующих областей, кроме Минской.

Норматив отчислений по Минской области устанавливается ежегодно в Законе о бюджете на текущий год.

Распорядителем средств республиканского дорожного фонда является Комитет по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта и коммуникаций, а местных дорожных фондов –– облисполком.

Средства фондов направляются:

·         на содержание, ремонт, реконструкцию и модернизацию дорог общего пользования;

·         строительство и реконструкцию объектов дорожного сервиса;

·         приобретение оборудования, дорожных и специальных автотранспортных средств;

·         затраты на управление дорожных хозяйством и др.

Республиканский фонд «Энергосбережение» образуется за счет поступлений в виде:

·         платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии против установленных норм и потребления;

·         сумм экономических санкций за несвоевременную установку приборов учета расхода топливно – энергетических ресурсов, использование топлива, электрической и тепловой энергии без утвержденных норм их расхода, нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией;

·         добровольных взносов юридических и физических лиц;

·         других платежей.

Распорядителем средств является совет фонда, направления его расходования определяются сметой расходов, разрабатываемой Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору.

Средства фонда расходуются:

·         на осуществление мероприятий и реализацию программ по энергосбережению;

·         долевое участие в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, оснащении средствами учета, контроля и регулирования потребления энергии и топлива;

·         осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов и др.

Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки образуется за счет

·         отчислений в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки юридических лиц;

·         поступлений от производителей сельскохозяйственной продукции за пользование техникой, полученной на условиях долгосрочной аренды;

·         прочих поступлений.

Средства фонда используются:

·         на выдачу субсидий для поддержания фиксированных розничных цен на продовольственные товары;

·         закупку сельскохозяйственной техники с целью передачи ее на условиях долгосрочной аренды предприятием сельского хозяйства и др.

Средства местных жилищно – инвестиционных фондов используются:

  • на предоставление займов и ссуд гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений;
  • строительство жилых помещений для переселения граждан из сносимых и переоборудуемых для других целей не пригодных для проживания жилых домов;
  • строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки.

3В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

  В  стране интенсивно накапливаются отходы производства. Темпы роста использования их крупнотоннажной составляющей значительно ниже темпов их образования. Не решена проблема галитовых отходов, использование которых составляет менее 8%. В районах размещения объектов их захоронения согласно данным мониторинга фиксируется повышенный уровень содержания солей и других загрязняющих веществ в почвах и подземных водах.

Актуальной  остается  проблема  раздельного  сбора и переработки коммунальных отходов. Доля извлечения из них вторичных материальных ресурсов не превышает 16%.

В городах по-прежнему остра проблема  загрязнения атмосферного воздуха. Основными загрязняющими веществами выступают формальдегид, суммарные твердые частицы, оксид углерода, диоксид азота, сероводород и некоторые другие. Среди стационарных источников основной вклад вносят организации энергетики, химической и нефтехимической промышленности, литейное производство и промышленность строительных материалов. В выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух доля мобильных источников составляет 71 - 75% валового объема выбросов.  

Не снижаются объемы сточных вод в жилищно-коммунальном и промышленном секторах.

Для городов, придорожных полос, территорий, прилегающих к объектам захоронения отходов и промышленным организациям, отдельных участков сельскохозяйственных земель актуальна проблема химического загрязнения почв. Общая площадь загрязнения тяжелыми металлами (преимущественно кадмий, свинец и цинк) и нефтепродуктами, водорастворимыми соединениями (сульфаты, нитраты, хлориды и др.) и пестицидами составляет около 210 тыс. га. Площадь эрозионно-опасных земель достигает 19% территории страны.

В последние годы усилился процесс инвазии в страну чужеродных биологических видов, что связано с природной и техногенной миграцией, а также изменением климата.

Эти и целый ряд других экологических проблем имеют специфику в различных регионах страны в зависимости от присущих им природных свойств и особенностей хозяйственного освоения территорий. Регионы, расположенные в пределах Полесской низменности (Брестская, Гомельская, южная часть Минской области), характеризуются низкой защищенностью подземных вод, высокой долей осушительной мелиорации, дефляционной опасностью. Для регионов центральной части страны (Гродненская и Могилевская области), расположенных в пределах Белорусской возвышенности, характерен высокий уровень сельскохозяйственного освоения земель, наличие районов с низкой лесистостью и значительной эрозионной опасностью. Регион Поозерья (Витебская область) отличается высокой степенью сохранения естественных экосистем с большим количеством озер, которые наиболее уязвимы к загрязнениям антропогенного характера.

4В. СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

Исследование предпринимательства белорусскими учеными начато совсем недавно. Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом так называемой политики перестройки стали появляться монографии и статьи, однако и в эти годы научный подход к данной проблеме был еще невозможен. Работы содержали или откровенную апологетику советской экономической системы, или попытки ее реанимировать путем воспитания у хозяйственных кадров предприимчивости, или обоснование возможности соединения существовавшей административной системы с рынком, предпринимательством.

С принятием в 1991 г. Закона РБ “О предпринимательстве в РБ”, в котором определено, что предпринимательство представляет собой самостоятельную инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство - это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.

Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы.

В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную.

В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Сектор малого и среднего предпринимательства охватывает различные виды производственной деятельности и типы работ, отвечающих широкому спектру возможностей рынка, что затрудняет какую-либо универсальную систематизацию или готовое сравнение деятельности предприятий, подсекторов или стран. Анализ проблем сектора малого или среднего предпринимательства еще более осложняется в связи с различиями в официальных определениях мелких предприятий и используемой терминологии.

Предпринимательство - инициативная деятельность. Поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива - это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса.

Предпринимательство - историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.

По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника.

Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией. Работая на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями. Его устремления приобретают стратегический характер, а главной целью становится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовой устойчивости предпринимательской организации. Достичь указанного результата можно, только мобилизовав усилия всего коллектива организации, что предусматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его участников. Дух рационализма сменяется духом демократизма и социальной интеграции.

В малом и среднем бизнесе различают следующие виды предпринимательства:

По направленности деятельности: производственный, коммерческий, финансовый, инновационный.

По содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность.

По числу видов деятельность: однопрофильная и многопрофильная.

По сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях.

По отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства.

В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Определяющей, на наш взгляд, в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, примем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять нее виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более проявляется в формировании нового слоя людей - людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.

Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Электронный ресурс: http://subcontract.by/index.php?option=com_content&view=article&id=14%3A-&catid=4%3A--&Itemid=12

2. Электронный ресурс: http://dfk-dfr.com/load/problemy_razvitija_malogo_i_srednego_predprinimatelstva_v_respublike_belarus/34-1-0-5638


Информация о файле
Название файла Основы экологии и экономии природопользования от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 17:54
Дата обновления 9.2.2013, 17:54
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 40.33 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 824
Скачиваний 125
Оценить файл