Основы взаимозаменяемости

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РГП на ПХВ КГУ ИМ. Ш. Ш. УАЛИХАНОВА

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТРАНСПОРТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

на тему: «Основы взаимозаменяемости»

ВЫПОЛНИЛ: студент  курса

гр.

ПРОВЕРИЛА: ст. преподаватель

Узбергенова С.Ж.

КОКШЕТАУ 2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РГП на ПХВ КГУ ИМ. Ш. Ш. УАЛИХАНОВА

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТРАНСПОРТА

Расчетно-пояснительная записка к  курсовой работе

По дисциплине «Основы взаимозаменяемости»

ВЫПОЛНИЛ: студент  курса

гр.

ПРОВЕРИЛА: ст. преподаватель

Узбергенова С.Ж.

                                          КОКШЕТАУ 2016                                                                            
                                                     

Содержание.

1.

16.

Литература

1 ЗАДАНИЕ

Расчет элементов присоединительных размеров сопряжений

1.     Пример решения задачи:

По значению номинального  размера  и  предельных  отклонений вала  и  отверстия  определить  поля  допусков,  тип  и  параметры  посадки, привести  пример  обозначения  предельных  размеров  деталей  соединения  на чертеже.

Дано:  100

Номинальный диаметр соединения Dn = 100мм;

Поле допуска отверстия – Н7;

Поле допуска вала – е8

Посадка в системе отверстия

1)      Определяем значение допусков отверстия и вала по таблице 1 (ГОСТ 25346-82,          СТ СЭВ 145-75):

TD = 35 мкм = 0,035мм

Td = 54 мкм = 0,054 мм

2)       Определяем значения основных отклонений вала и отверстия по таблице 2 и3:

es = - 72мкм = -0,072 мм

ei = es – Td

ei = -0,072 – 0,054 = - 0,126мм

EI= 0

ES = EI + TD

ES = 0,035мм

3)      Определяем предельные размеры отверстия и вала (мм)

dmax = Dn + es

dmin = Dn + ei

Dmax = Dn + ES

Dmin = Dn + EI

dmax = 100 + (-0,072) = 99,928мм

dmin = 100 + (-0,126) = 99,874мм

Dmax = 100 + 0,035 = 100,035мм

Dmin = 100мм

По полученным результатам видно, что данная посадка с зазором.

4)      Определяем предельные зазоры (мм)

Smax = Dmax - dmin

Smin = Dmin - dmax

Smax = 100,035 - 99,874 = 0,161мм

Smin = 100 - 99,928 = 0,072 мм

5)                Определяем допуск посадки TS = Smax – Smin= 0,161 – 0,072 = 0,089(мм).

 

6)      По полученным значениям строим схему полей допусков сопрягаемых деталей

Н7

 
                                                                 +0,035

         +                                      

  0                                           0                                                               

е8

 
          -            Dn     Dmax   Dmin                                                     - 0,072                        Smin                 Smax

                                                                           - 0,126

                                                                                
           dmax    dmin

2 ЗАДАНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСАДКИ

Обратная задача – по заданному допуску определить посадку

1.     Пример решения задачи:

Дано сопряжение:

-втулка кронштейна – 25+0,021

-валик шестерни - 25

Определить элементы присоединительных размеров сопряжений.

Решение:

1.     Втулка кронштейна – отверстие.

2.     Валик шестерни – вал.

3.     Номинальный размер: DN = 25мм

4.     Система – система отверстия CH, посадка с зазором.

Отверстие

5.     Верхнее отклонение отверстия: ES = +0,021

6.     Нижнее отклонение отверстия: EI = 0

7.     Поля допуска отверстия H7 (определяется по табл. СТ СЭВ 144-75)

Условное обозначение – 25H7

8.     Отверстие наибольшее:

Dmax = DN + ES = 25,000 + 0,021 = 25,021 мм

            Dmin = DN + EI = 25,000 + 0,000 = 25,000 мм

      9. Допуск отверстия:

         TD = Dmax – Dmin = 25,021 – 25,000 = 0,021 мм

         TD = ES – EI = +0,021 – 0,000 = 0,021 мм

Вал

      11. Верхнее отклонение вала: es = - 0,040 мм

      12. Нижнее отклонение вала: ei = - 0,073 мм

      13. Поле допуска – e8 (определяется по табл. СТ. СЭВ 144 – 75)

         Условное обозначение вала – 25e8

      14. Вал наибольший:

         dmax = DN + es = 25 + (- 0,040) = 24,960 мм

      15. Вал наименьший:

         dmin = DN + ei = 25 + (- 0,073) = 24,927 мм

      16. Допуск вала:

         Td = dmax – dmin = 24,960 – 24,927 = 0,033 мм

Сопряжение

      17. Условное обозначение – 25

      18. Зазор наибольший:

         Smax = Dmax – dmin = 25,021 – 24,927 = 0,094 мм

         Smax = ES – ei = 0,021 – (- 0,073) = 0,094 мм

      19. Зазор наименьший:

         Smin = Dmin - dmax = 25 – 24,960 = 0,040 мм

         Smin = EI – es = 0 – (- 0,040) = 0,40 мм

      20. Допуск:

         TS = Smax - Smin = 0,094 – 0,040 = 0,054 мм

         TS = TD + Td = 0,021 + 0,033 = 0,054 мм

 21. Схема полей допусков:

 


   22. Годные детали отверстия:

         Dmax  ³ De ³ Dmin                     25,021 ³ De ³ 25,000

-         брак исправим De < Dmin                De < 25,000

-         брак неисправим De > Dmax            De > 25,021

      23. Годные детали вала:

         dmax  ³ de ³ dmin                        24,960 ³ de ³24,927

-         брак исправим de > dmax                  de > 24,960

-         брак неисправим de < dmin              de < 24,927

3 ЗАДАНИЕ

РАСЧЕТ И ВЫБОР ДОПУСКОВ И ПОСАДОК ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

1.       Цель:  Научиться выбирать поля допусков для размеров шпоночных соединений. Научиться обозначать посадки шпоночных соединений на чертежах.

2.       Задание:

Решить задачи  по вариантам

3.            Методические указания к выполнению

3.1 Исходными данными служат:

-       Диаметр вала d, мм.

-       Конструкция шпонки.

-       Назначение (вид) соединения.

3.2  В задании требуется:

-         Определить основные размеры шпоночного соединения.

-         Выбрать поля допусков деталей шпоночного соединения по ширине шпонки.

-         Назначить поля допусков и определить предельные отклонения остальных размеров шпоночного соединения.

-         Подсчитать все размерные характеристики деталей шпоночного соединения и для сокращения отчета записать их в таблицу 4.

-         Определить предельные зазоры и натяги в соединении шпонка-паз вала и шпонка-паз втулки.

-         Вычертить схему расположения полей допусков по ширине шпонки.

-         Вычертить эскизы шпоночного соединения и его деталей с указанием всех основных размеров и полей допусков в буквенном и числовом обозначении.

4.    Пример решения

Дано:

d = 36 мм

Конструкция шпонки.- Сегмент

Назначение (вид) соединения - нормальный

Решение:

1.      Номинальные размеры шпоночного соединения с призматическими шпонками определяют по СТ СЭВ 189 – 75 (таблица 1), а с сегментными – по СТ СЭВ 647 – 77 (таблица 2).

Из таблицы основных размеров соединений с сегментными шпонками, мм (выдержка из СТ СЭВ 647-77) имеем:

Диаметр вала

bhd

Глубина паза

на валу

во втулке

» 32 » 38

10х13х22

10,0

3,3

2.      Выбор полей допусков деталей шпоночного соединения зависит от вида соединения. Стандарт предусматривает три вида соединений по ширине шпонки: плотное, нормальное и свободное. Каждому из этих видов соединений соответствует определенный набор полей допусков на ширину шпонки, ширину паза вала и паза втулки. Все эти поля допусков для разных видов шпоночных соединений приведены в таблице 22 [1 - Серый И.С. ВСТИ]. Численные значения предельных отклонений определяют при помощи таблиц со значением допусков и основных отклонений.

Исполнительные размеры шпоночных пазов.

Соединение нормальное.

Паз на валу: N9, ширина b = 10 мм

EI = -0,036

ES = 0

10 N9   мм

Паз во втулке: js 9

ei = - 0,018

es = + 0,018

10 js 9  мм.

Глубина, вал t1 = 10  мм

Глубина, втулка t2= 3,3   мм

3. Указания по назначению полей допусков на другие размеры деталей шпоночного соединения даны в СТ СЭВ 57 – 73, по которому назначаются следующие поля допусков:

высота шпонки – по h11, h =13

  длина шпонки – по h14,

длина паза вала – по H15,

глубина паза вала и втулки – по H12,

диаметр сегментной шпонки – по h12.D = 32

Заполним таблицу1 для вала d= 36 мм, сегментной шпонки и нормального соединения.

Таблица 1  – Размерные характеристики деталей шпоночного соединения

Наименование размера

Номинальный размер, мм

Поле допуска

Предельные отклонения, мм

Предельные размеры, мм

Допуск размера, Т, мм

верхнее

es

Нижнее ei

max

min

Ширина шпонки b

10

h9

0

-0,036

10,000

9,964

0,036

Высота шпонки h

13

h11

0

-0,110

13,000

12,890

0,110

Ширина паза вала

10

N9

0

-0,036

10,000

9,964

0,036

Ширина паза втулки

10

JS9

+0,018

-0,018

10,018

9,982

0,036

Глубина паза вала t1

10

H12

+0,120

0

10,120

10,000

0,120

Глубина паза втулки t2

3,3

H12

+0,120

0

3,420

3,300

0,120

Диаметр шпонки *(для сегментных шпонок) D

32

h12

0

-0,120

32,000

31,880

0,120

3.      Предельные зазоры и натяги в соединениях шпонка-паз вала и шпонка-паз втулки определяют, как в гладких соединениях.

Для рассмотренного в пункте 4 примера в соединении

 шпонка-паз вала  Smax = ES – ei = 0,036 мм и   Nmax = es – EI = 0,036 мм,

шпонка-паз втулки Smaх = ES – ei = 0,018+ 0,036 = 0,054 мм и Nmаx = es – EI = 0+ 0,018 = 0,018 мм.

4.      Выполнение схемы полей допусков шпоночного соединения по ширине шпонки (для рассмотренного соединения) приведено на чертеже.

5.      Пример эскизов шпоночного соединения и его деталей приведен на чертеже.

Таблица 2

Основные размеры соединений с призматическими шпонками, мм

(по СТ СЭВ 189 – 75)

Диаметр вала, D

bxh

Интервалы длин

Глубина паза

от

до

На валу t1

На втулке t2

Св.12 до 17

5х5

10

56

3,0

2,3

>>17 >>22

6х6

14

70

3,5

2,8

>>22 >> 30

8х7

18

90

4,4

3,3

>>30 >>38

10х8

22

110

5,0

3,3

>>38 >>44

12х8

28

140

5,0

3,3

>>44 >>50

14х9

36

160

5,5

3,8

>>50 >>58

16х10

45

180

6,0

4,3

>>58 >>65

18х11

50

200

7,0

4,4

>>65 >>75

20х12

56

220

7,5

4,9

>>75 >>85

22х14

63

250

9,0

5,4

>>85 >>95

25х14

70

280

9,0

5,4

>>95 >>110

18х16

80

320

10,0

6,4

>>110 >>130

32х18

90

360

11,0

7,4

Таблица 3

Основные размеры соединений с сегментными шпонками, мм

Диаметр вала

bxhxd

Глубина паза

На валу

Во втулке

Свыше 16 до 18

5х6, 5х16

4,5

2,3

Свыше 18 до 20

5х7, 5х19

5,5

2,3

Свыше 20 до 22

5х9х22

6,5

2,3

Свыше 22 до 25

6х9х22

6,0

2,8

Свыше 25 до 28

6х10х25

7,0

3,3

Свыше 28 до 32

8х11х28

8,0

3,3

Свыше 32 до 38

10х13х22

10,0

3,3

4 ЗАДАНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ

1.            Цель работы Научиться расшифровывать условие обозначения шлицевых прямобочных соединений и их деталей на чертежах. Научиться по обозначениям шлицевого соединения и его деталей определять предельные отклонения и предельные размеры всех элементов шлицевых деталей.  

2.   Задание:

-       Установить способ центрирования заданного шлицевого соединения.

-       Определить предельные отклонения и предельные размеры всех элементов деталей шлицевого соединения.

-       Вычертить схемы полей допусков центрирующих элементов шлицевого соединения.

-       Вычертить эскизы соединения и его деталей, указав их условные обозначения.

3.                Методические указания к выполнению

3.1            Способ центрирования прямобочных шлицевых соединений устанавливают по их условному обозначению. Здесь надо разобраться, какие имеются способы центрирования прямобочных шлицевых соединений и от каких условий зависит выбор способа центрирования (см. [1], стр. 335; параграф 85 [2]).

3.2            При формировании посадок по центрирующим и нецентрирующим поверхностям прямобочных шлицевых соединений использованы поля допусков гладких соединений по ГОСТ 25346-62 ( СТ СЭВ 145-75). Поэтому предельные отклонения и предельные размеры всех элементов шлицевых втулок и валов определяют так же, как отклонения и размеры гладких соединений. Установленные значения предельных отклонений и размеров элементов деталей шлицевого соединения следует записать в табл. 5, где указан пример  заполнения таблицы для шлицевого соединения

3.3        При центрировании прямобочных шлицевых соединений по большому диаметру (D) и ширине шлицев (в) размер вала по меньшему диаметру  выполняют по свободному размеру без указания поля допуска, но он должен быть не менее d1 из СТ СЭВ 188 – 75 (табл.  1).

4.    Пример решения:

b-10x92x102x14.

Центрирование по ширине b целесообразно при передачи больших вращающих моментов, а также при реверсивном движении. Метод способствует более равномерному распределению нагрузки между зубьями.

Наружный диаметр D: Ø102

В соответствии с ГОСТ 25346-82 покажем на схеме расположение полей допусков, граничные отклонения, max и min размеры и зазоры для соединения.

          

Рисунок 1.-Схема расположения полей допусков наружного диаметра шлицевого соединения.

Верхнее отклонение отверстия  ES=+350мкм, нижнее отклонение отверстия EI=+0мкм, верхнее отклонение вала es=-410мкм нижнее отклонение еi=-630мкм

Определяем предельные размеры отверстия:

Dmax= D + ES = 102 + 0,35 = 102,35(мм) ,

Dmin = D + EI = 102 + 0 = 102(мм).

Определяем предельные размеры вала:

dmax = d + es = 102 – 0,41 = 101,59(мм),

dmin = d + ei = 102 – 0,63 = 101,37(мм).

Наибольший и наименьший зазоры соединения:

Smax =ES – ei = 0,35 – (-0,63) =0,98(мм),

Smin =EI – es = 0 – (-0,41) = 0,41(мм).

Допуск посадки: TS = Smax – Smin= 0,98 – 0,41=0,57(мм).

Внутренний диаметр d: Ø92

В соответствии с ГОСТ 25346-82 покажем на схеме расположение полей допусков, граничные отклонения, max и min размеры и зазоры для соединения.

              

Рисунок 23.-Схема расположения полей допусков внутреннего диаметра шлицевого соединения.

Верхнее отклонение отверстия  ES=+220мкм, нижнее отклонение отверстия EI=+0мкм, верхнее отклонение вала es=-380мкм нижнее отклонение еi=-600мкм

Определяем предельные размеры отверстия:

Dmax= D + ES = 92 + 0,22 = 92,22(мм) ,

Dmin = D + EI = 92 + 0 = 92(мм).

Определяем предельные размеры вала:

dmax = d + es = 92 – 0,38 = 91,62(мм),

dmin = d + ei = 92 – 0,6 = 91,4(мм).

Наибольший и наименьший зазоры соединения:

Smax =ES – ei = 0,22 – (-0,6) =0,82(мм),

Smin =EI – es = 0 – (-0,38) = 0,38(мм).

Допуск посадки: TS = Smax – Smin= 0,82 – 0,38=0,44(мм).

Ширина шлица b: 14

В соответствии с ГОСТ 25346-82 покажем на схеме расположение полей допусков, граничные отклонения, max и min размеры и зазоры для соединения.

                     

Рисунок 3.-Схема расположения полей допусков по ширине шлицевого соединения.

Верхнее отклонение отверстия  ES=+43мкм, нижнее отклонение отверстия EI=+16мкм, верхнее отклонение вала es=-32мкм нижнее отклонение еi=-59мкм

Определяем предельные размеры отверстия:

Dmax= D + ES = 14 + 0,043 = 14,043(мм) ,

Dmin = D + EI = 14 + 0,016 = 14,016(мм).

Определяем предельные размеры вала:

dmax = d + es = 14 – 0,032 = 13,968(мм),

dmin = d + ei = 14 – 0,059 = 91,4(мм).

Наибольший и наименьший зазоры соединения:

Smax =ES – ei = 0,22 – (-0,6) =0,82(мм),

Smin =EI – es = 0 – (-0,38) = 0,38(мм).

Допуск посадки: TS = Smax – Smin= 0,82 – 0,38=0,44(мм).

5.    Варианты заданий:

1.     

d-8x36H7/f7x40H12/a11x7D9/h9

9.

b-8x36x40H12x7D9

2.     

d – 6×28 H7/ f7×34 H12/a11×7 D9/f8.

10.

b-8x36x40а11x7f8

3.     

D - 8 x 36 x 40 H7 / f7 x 7 F8 / f7

11.

D - 6 x 50x2x9H/9g

4.     

b - 8 x 36 x 40 H12 / a11 x 7 D9 /f 8

12.

D-12x42x48f7x7f7

5.     

d-8x36H7x40H12x7D9

13.

D-12x42x48H7x7F8

6.     

d-8x42f7x40a11x7h9

14.

D-6x28x32H7x7F8

7.     

d-10x36H7x60H12x7D9

15.

D-6x28x32xf7x7f7

8.     

b-10x52f7x28a11x7h9

16.

D - 6 x 50x2x9H/9g

Таблица 1 - Размер шлицевого вала по меньшему диаметру d1 при  центрировании по D и d (выдержки из СТ СЭВ 188 – 75)

zxdxD

d1

zxdxD

d1

Легкая серия

8х36х42

33,5

6х23х26

22,1

8х42х48

39,5

6х26х30

24,6

8х46х54

42,7

6х28х32

26,7

8х52х60

48,7

8х32х36

30,4

8х56х65

52,2

8х36х40

34,5

8х62х72

57,8

8х42х46

40,4

10х72х82

67,4

8х46х50

44,6

10х82х92

77,1

8х52х58

49,7

10х92х102

87,3

8х56х62

53,6

10х102х112

97,7

8х62х68

59,8

Тяжелая серия

10х72х78

69,6

10х16х20

14,1

10х82х88

79,3

10х18х23

15,6

10х92х98

89,4

10х21х26

18,5

10х102х108

99,9

10х23х29

20,3

10х112х120

108,8

10х26х32

23,0

Средняя серия

10х28х35

24,4

6х11х14

9,9

10х32х40

28,0

6х13х16

12,0

10х36х45

31,3

6х16х20

14,5

10х42х52

35,9

6х18х22

16,7

10х46х56

40,9

6х21х25

19,5

16х52х60

47,0

6х23х28

21,3

16х56х65

50,6

6х26х32

23,4

16х62х72

56,1

6х26х34

25,9

20х82х92

75,6

6х32х38

29,4

20х92х102

85,5

5 ЗАДАНИЕ

РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК  ПОД ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ

1.           Цель: Ознакомиться с методом расчета и выбора посадок под подшипники качения.   

2.               Задание:

 Выполнить задание по вариантам

3.     Пример расчета

Рассчитать и выбрать посадку подшипника качения на вал и в корпус при следующих исходных данных: два радиально-упорных конических однорядных подшипника 7308, радиальные реакции в опорах , характер нагрузки – с умеренными толчками, корпус стальной, разъемный.

Устанавливается характер нагружения колес подшипника. Согласно конструкции вал вращается, следовательно, внутреннее колесо нагружено циркулярно. Наружное кольцо неподвижно, значит, оно имеет местное нагружение [1, с 235-236].

По источникам [4], [5] определяют основные характеристики подшипника 7308.

Номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца d = 40 мм, номинальный диаметр посадочной поверхности наружного кольца D = 90 мм, ширина внутреннего и наружного колец В= 23мм, радиусs закруглений r1=2,5мм, r2=0,8мм, .

Для циркулярно нагруженного кольца по формуле (2) находится интенсивность радиальной нагрузки , предварительно определяются все, входящие в формулу составляющие.

Действительная ширина контакта колец подшипника

.

Динамический коэффициент посадки по таблице 3 . Коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе, при сплошном вале. Коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными радиально-упорными подшипниками

, Н/мм.

По полученному значению, используя таблицу 2, выбирается основное отклонение для вала, куда монтируется внутреннее кольцо -  n.

По таблице 1 выбирается основное отклонение для отверстия в корпусе, куда монтируется наружное кольцо – Н.

С учетом рекомендаций, приведенных в примечании к таблице 2, принимаются следующие значения полей допусков вала и корпуса: для вала n6, для корпуса Н7.

ПО СТ СЭВ 174-77 находят предельные отклонения размеров внутреннего и наружного колец подшипника [2, т. 4.82-4.85].

Числовые значения найденных предельных отклонений размеров вала, отверстия в корпусе, наружного и внутреннего колец сводятся в таблицу 1 0.

Таблица 10 – Предельные отклонения размеров элементов подшипникового узла

Внутреннее кольцо

Вал

Наружное кольцо

Отверстие

корпуса

Ø

Ø

Ø

Ø

Проверяется посадка, назначенная для циркулярно нагруженного кольца на наличие посадочного радиального зазора.

Находится действительный натяг, исходя из наибольшего предельного натяга, возникающего при посадке по внутреннему кольцу

.

Определяется приведенный наружный диаметр внутреннего кольца

.

По формуле (4) находят диаметральную деформацию внутреннего кольца

.

По формуле (3) находят величину радиального зазора, предварительно, используя таблицу 6.6, определив средний начальный радиальный зазор [5, т. 17].

.

.

В рассмотренном случае величина посадочного радиального зазора g оказалась отрицательной, следовательно, вал установленный в такой подшипник будет плохо проворачиваться. Для устранения указанного недостатка необходимо уменьшить величину натяга по внутреннему кольцу, заменяя ранее выбранное поле допуска n6 на поле допуска n5. Тогда  по внутреннему кольцу станет равным 40 мкм.

Проведя аналогичные расчеты, получается g = - 0,84 мкм, такой величиной натяга можно пренебречь.

После выполнения всех расчетов на листе вычерчиваются подшипниковый узел, детали этого узла и схемы полей допусков (приложение Б).

Выбирая посадку для сопряжения крышки с отверстием в корпусе, следует учитывать, что отверстие обработано под сопряжение с подшипником, поэтому в числителе будет поле допуска Н7. Для того, чтобы сборка и разъем данного узла поводились легко, в знаменателе выбираемой посадки используется основное отклонение , образующее зазор. Учитывая, что крышка – деталь менее ответственная, чем подшипник, для выбранного отклонения используется квалитет, который на 1-2 единицы грубее, чем тот, что выбран на поверхности корпуса.

В результате получается посадка Ø.


Приложение Б

(рекомендуемое)

Таблица 1 - Расчет и выбор посадок под подшипники качения

№ варианта

Условное обозначение подшипника

Радиальная нагрузка R, кН

Осевая нагрузка А, кН

Характер

нагрузки

Класс точности подшипника

Корпус

1

204

3

-

спокойная

0

с 1 – 50

корпус

разъём-ный

1.     

205

3

-

с ударами и вибрацией

6

2.     

206

4

-

с умеренными толчками и вибрацией

0

3.     

207

4

-

спокойная

6

4.     

208

6

-

с умеренными толчками и вибрацией

0

5.     

305

20

-

спокойная

6

6.     

306

20

-

с ударами и вибрацией

0

7.     

307

21

-

спокойная

6

8.     

308

24

-

спокойная

0

9.     

309

24

-

с ударами и вибрацией

6

10.                        

310

25

-

спокойная

0

11.          

7204

3

5

с ударами и вибрацией

0

12.          

7205

3

5

с ударами и вибрацией

6

13.          

7206

4

6

спокойная

0

14.          

7207

4

5

с ударами и вибрацией

6

15.          

7208

6

3

спокойная

0

с 1 – 50 корпус разъёмный

16.          

7307

21

4

с умеренными толчками и вибрацией

0

17.          

7308

23

10

спокойная

6

18.          

7309

21

10

с умеренными толчками и вибрацией

0

19.          

7310

21

12

спокойная

6

20.          

7311

20

14

с ударами и вибрацией

0

6 ЗАДАНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЕДИНЕНИЙ, ПОДВЕРГАЕМЫХ СЕЛЕКТИВНОЙ СБОРКЕ

1.                Цель:  разобраться в сущности метода селективной сборки соединений.

Научиться определять предельные размеры деталей соединения, входящих в каждую размерную группу, групповые допуски деталей, а так же предельные зазоры и натяги.

2.            Задание:

Решить задачи  по вариантам

3.                 Пример решения

Задано сопряжение с номинальным диаметром 100 и полями допусков деталей   и число групп сортировки – 4.

Найти элементы соединений, подвергаемых селективной сборке.

Решение:

1. Определяем величину и знаки основных отклонений отверстия и вала по СТ.СЭВ144-75

для отверстия:        100+0,054       

для вала:     100

2.  Определяем предельные размеры вала и отверстия

Dmax = DN + ES = 100 + 0,054 = 100,054 мм

Dmin = DN + EI = 100 + 0 = 100 мм

dmax = DN + es = 100 + 0,057 = 100,057 мм

dmin = DN + ei = 100 + 0,003 = 100,003 мм

3. чертим схему полей допусков отверстия и вала

                                                                                
                                   +0,057

   вал

 
                                                                       +0,054

Отв.

 
   +                                               

                                                                             +0,003

0

   -

Исходя из схемы и полученных результатов определяем, что посадка – переходная.

4. Посадка переходная. Определяем значения зазоров и натягов.

Smax = ES – ei = 0,054 – 0,003 = 0,05 мм

Nmax = es – EI = 0,057 – 0 = 0,057 мм

5. Определяем величину допусков вала и отверстия

TD = ES – EI = 0,054 – 0 = 0,054 мм

Td = es – ei = 0,057 - 0,003 = 0,054мм

TD = Td – основное условие селективной сборки

6. Определяем величину групповых допусков вала и отверстия

TDгр1 = TDгр2 = TDгр3 =   = =  13,5 мкм

Tdгр1 = Tdгр2 = Tdгр3 =  =  = 13,5 мкм

То есть TDгр = Tdгр

7. Схема полей допусков соединения детали которого рассортированы на четыре размерные группы имеет вид:

8. Определяем групповые зазоры и натяги:

 Smaxгр1 = Smaxгр2 = Smaxгр3 = ES – ei = 13,5 – 3 = 27 – 16,5 = 40,5 – 29,5 = 54 – 43,5 = 10,5мм

 Nmaxгр1 = Nmaxгр2 = Nmaxгр3 = es – EI = 16,5 – 0 = 43,5 – 27 = 57 – 40,5 = 16,5мм

9. Составляем карту сортировщика для сортировки на четыре группы деталей соединения   100

Номер размерной группы

Размеры деталей

Отверстие

Вал

1

Свыше

100,000

100,003

До

100,0135

100,0165

2

Свыше

100,0135

100,0165

До

100,027

100,030

3

Свыше

100,027

100,030

До

100,0405

100,0435

4

Свыше

100,0405

100,0435

До

100,054

100,057

4.                Задачи для самостоятельного решения

Найти элементы соединений, подвергаемых селективной сборке.

Вариант

1 задача

2 задача

3 задача

4 задача

1 вариант

70

n = 3

 96

n = 4

 10

n = 2

 150

n = 4

2 вариант

 105

n = 4

 90

n = 3

        68

n = 2

 88

n = 4

3 вариант

 105

n = 4

 56

n = 4

 18

n = 4

 64

n = 4

4 вариант

 75

n = 3

 72

n = 2

 94

n = 4

 156

n = 4

5 вариант

 16

n = 2

 148

n = 3

 22

n = 4

 13

n = 3

6 вариант

 52

n = 3

 95

n = 4

 72

n = 4

 32

n = 2

7 вариант

 24

n = 3

 95

n = 4

 10

n = 2

        130

n = 4

8 вариант

 60

n = 3

 36

n = 2

 48

n = 4

 82

n = 4

9 вариант

 24

n = 3

 110

n = 4

 16

n = 2

 156

n = 4

10 вариант

 72

n = 3

 94

n = 3

 80

n = 4

 100

n = 4

7 ЗАДАНИЕ

РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ

4.       Цель: Научиться составлять сборочные размерные цепи и рассчитывать допуски на их составляющие методом полной взаимозаменяемости.   

5.       Задание:

 Выполнить задачи по вариантам

6.                     Пример решения задачи:

Задача 1 (обратная)

  Зубчатое колесо вращается вместе с валом в подшипниках, закрепленных в планках кронштейна. Необходимо, чтобы между зубчатым колесом и подшипниками зазор был в пределах 0,05 – 0,075 мм (возможность свободного вращения и недопустимость большого осевого смещения). Требуется проверить возможность получения при сборке механизма зазора в заданных пределах:  = 0,75 мм,  = 0,05 мм, если детали на сборку

поступают с отклонениями А1 = ; А2 = ; А3 = ; А4 = .

Решение:

1. Замыкающим звеном является в данном случае зазор

2. А3 – увеличивающее звено,

    А1 , А2 , А4 – уменьшающиеся звенья.

3. Составляем основное уравнение размерной цепи

 = А3 – (А1 + А2 + А4)

Номинальный размер замыкающего звена равен

 = 24 – (4 + 16 + 4) = 0

4. Рассчитываем средние отклонения полей допусков составляющих звеньев:

мм

мм

мм

Определяем среднее отклонение замыкающего звена

мм

5. Определяем допуск замыкающего звена

мм

Допуск исходного звена мм

Допуски составляющих звеньев можно оставить без изменения, так как мм

6. Предельные размеры замыкающего звена

мм

мм

Сравниваем полученные результаты с заданными:

мм > мм

мм < мм

Следовательно, изменения предельных отклонений размеров составляющих звеньев не требуется.

Задача 2  (прямая)

Дано:

U1 = 3 ± 0,25

U2 = 15                  - увеличивающие звенья

U3 = 29

U3 = 30 – уменьшающее звено

UΔ = 17 ± 1,4 – замыкающее звено

Определить допуски и предельные отклонения всех составляющих звеньев.

Решение (прямая задача)

1. Проверяем правильность составления заданной размерной цепи

17 = (3 + 15 + 29) – 30

Равенство показывает, что цепь собрана правильно.

2. Устанавливаем единицы допуска составляющих звеньев по таблице 12, учебник Серого на звенья, не имеющие допусков

U3 = 29         i =  1,44

U4 = 30         i =  1,44

3. Определяем средний коэффициент точности заданной размерной цепи

TUΔ = ES + EI = 1,4 + 1,4 = 2,8 мм

По коэффициенту точности размерной цепи = 764 по таблице 13 (учебник Серого) устанавливаем квалитет IT – 15

U3 = 29 ± 0,42      

U4 = 30 ± 0,42

Проверяем правильность расчета размерной цепи, используя условие

Так как очень большая разница, то вводим корректирующее звено, в связи с тем, что коэффициент точности принятого квалитета «а» < «аср» 640<764, то принимаем за корректирующее звено – звено U  и назначаем на него допуски ESU =EJU1 + EJU2+ESUΔ=-250-100-420+1400 =630

ESU4 =ESU1 + EJU2+ESU3 +EJUΔ  =250 + 0  + 420 - 1400 =730

Проверяли

ESU4  + ESU2 + ESU3 – EJU4  = 250 + 0  + 420 +730 = 1400 ≤140

EJU1  + EJU2 + EJU3 – ESU4  = -250 - 100  - 420 - 630 = -1300

Оба условия выдерживаются, следовательно размерная цепь рассчитана правильно.

Информация о файле
Название файла Основы взаимозаменяемости от пользователя muluqag
Дата добавления 5.5.2020, 15:58
Дата обновления 5.5.2020, 15:58
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 223.82 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 664
Скачиваний 110
Оценить файл