Основы психологии деятельности

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

        ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

               КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ, НАРКОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИИ

                                         И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩ

                                                          Реферат

                                               по общей психологии

                      на тему: «Основы психологии деятельности»

                                                                                
                                      Выполнила

                                                                                   
      студентка 1 курса, 1 группы

                                                                                
                             Диденко Ю.И.

                                                                                                    
                    Проверил                                              

                                                                                
                старший преподаватель,

                                                                                
                       кандидат псих. наук

                                                                                
                                   Асеева Ю.А.

                                                         Одесса,2016

СОДЕРЖАНИЕ:

ВСТУПЛЕНИЕ

1.    Понятие деятельности…………………………………………………...…3ст

2.    Психологическая структура деятельности……………………………...3-6ст

3.    Движение и действие ……………………………………………………6-7ст

4.    Знание, навыки и умение…………………………………………….....8-12ст

5.    Основные виды деятельности………………………………...………12-15ст

6.    Вывод……………………………………………………………………...16 ст

7.    Список использованной литературы………………………………….…17ст

            1.Понятие деятельности                                                                

Человеческая деятельность имеет социальный характер. Она не только обеспечивает приспособление человека к условиям жизни , но и активизирует ее в соответствии со своими потребностями , возникших и развившихся исторически. Деятельность человека происходит сознательно и целенаправленно. Личность как субъект деятельности взаимодействует с средой , ставит перед собой определенную цель , мотивирует ее , подбирает средства для ее осуществления и тому подобное. В процессе деятельности личность проявляет физическую и умственную активность, планирует и реализует свои замыслы , достигая поставленной цели.

Деятельность породила человека , выделив ее из природной среды . Человеческая психика , ее сознательный уровень развивается и проявляется в деятельности . Из-за деятельности человек является частью исторически сложившейся культуры , цивилизационного процесса . Социальная среда , его потребности , интересы в нем обусловливают социальную направленность деятельности .

Деятельность человека - это сознательная активность, которая проявляется в системе целесообразных действий , направленных на достижение поставленной цели. Собственно сознательный характер человеческой деятельности проявляется в ее планировании , предусмотренные результатов , регуляции действий , стремлении к ее совершенствованию , подборе лучших и эффективных средств , использования достижений науки и тому подобное.

Деятельность - это внутренняя и внешняя активность человека , которая направлена ​​на личностные изменения , трансформация предметов и явлений в зависимости от потребностей человека , а также создание новых .

2.Психологическая структура деятельности

Деятельность является целенаправленным процессом взаимодействия человека с окружающим миром. В ней человек реализует свое отношение к миру, людям , предметов, явлений и к самому себе . В деятельности как бы « сливается » человеческая индивидуальность , ее сущность и объективный мир . Действенность механизма такого взаимодействия раскрывается в выявлении функционального назначения каждого структурного элемента деятельности , которые в своей совокупности характеризуют деятельность как систему.

Традиционно выделяют два уровня психологической структуры деятельности : микроструктуру и макроструктуре . Микроструктура деятельности : мотив - цель - способ , средство - результат. « Зачем делать ?», « Почему делать ?», « Чем и как делать ?», « Что удалось сделать ? » - Вот психологическая микроструктура деятельности .

В макроструктуре деятельности можно выделить 4 основных блока:

·                   побудительно - ценностный (мотивы , цели) ;

·                   исполнительно- реализующий (способы , средства , результат )

·                   прогнозно- проективный (прогнозирование , выбор , планирование);

·                   оценочно - сравнительный (анализ , выявление несогласованности в результатах и процессе их достижения ) .

Системообразующим фактором деятельности является мотив. При этом , как правило , деятельность полимотивирована , то есть ее побуждает многие мотивы , их иерархия . Ведущие мотивы в основном определяют направленность деятельности . Однако в определенных ситуациях на нее могут влиять мотивы, не имеющие сначала побудительной силы .

Деятельность представляет собой совокупность действий, каждое из которых имеет свою цель. Итак , цель является системообразующим фактором воздействия.

Действие является единицей анализа деятельности , так как содержит все ее признаки , а значит , содержит акт сознания - постановку и удержание цели , направленность поведения .

Деятельность является системным качеством совокупности действий . Анализ деятельности происходит через анализ ее действий.

Действуя , человек чувствует обратное воздействие со стороны предмета деятельности , ситуации , полученных результатов . Они имеют формирующий характер, развивая саму личность .

Эффективное использование современных сложных орудий труда требует овладения хорошими знаниями , навыками и умениями , согласования своих действий с действиями других людей , подчинение общему строю, преодоление значительного эмоционального напряжения, в том числе и негативных эмоций . Все эти свойства развиваются в процессе деятельности . А в то же время формируются такие сложные , социально значимые свойства , как трудолюбие , дисциплинированность , ответственность , понимание общественных потребностей и интересов .

Цель - это то , чего хочет достичь человек , для чего она работает , преодолевая трудности и препятствия , чего хочет достичь в своей деятельности. Следовательно, без цели не может быть сознательной деятельности .

Цели человеческой деятельности порождаются общественной жизнью , условиями , в которых он живет , и зависят от ролей , которые выполняет человек , общественных поручений , от ее развития и индивидуальных особенностей . Цели бывают близкие и отдаленные . Отдаленная цель реализуется в ряде близких , частных целей , которые шаг за шагом ведут к реализации отдаленной цели , которую выдвигают на дальнюю перспективу .

Мотив - это внутренняя движущая сила , которая побуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связаны с ее органическими и культурными потребностями . Потребности порождают интересы , то есть направленность личности на определенные объекты с целью узнать их , овладеть ими .

Побуждениями к деятельности являются разные материальные потребности (в еде, одежде, жилье) и социокультурные (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близкая (осуществить желательное в ближайшее время), отдаленная (осуществления желательного планируют на длительное время) и далекая (осуществить желательное через десятки лет). Различают мотивы также за уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознаваемые мотивы: обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и тому подобное. Но часто действуют не осознаваемые побуждения, например, привычки, предвзятое отношение к определенным фактам жизни, людей и тому подобное. Однако независимо от меры осознания мотива деятельности он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются общественными условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности людей существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы побуждают каждого человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а из другого - они и формируются в процессе деятельности, под воздействием условий, при которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения и тому подобное.

3.Движения и действия

Человек, осуществляя любую деятельность, пользуется движениями - врожденными (безусловно-рефлекторными) и приобретенными (условно-рефлекторными). Безусловно-рефлекторные движения приобретают на протяжении жизни. Они в результате опыта, учебы и воспитания перестраиваются в соответствии с требованиями условий жизни, культуры производства и поведения. Такие движения, как хождение, вещание, писание, чтения, связанные с проработкой материалов, игрой на инструменте, художественное творчество под воздействием учебы и воспитания постоянно изменяются.

В процессе деятельности в зависимости от ее цели и содержания, материала и способов его проработки движения объединяются в разнообразные комплексы и системы.

Различают виды действий :

·                   Предметные, или внешние действия направлены на овладение предметами, контакты с людьми, с животными, растениями и тому подобное.

·                   Умственные действия оказываются в восприятии, деятельности памяти, мышления и тому подобное. Они образуются на почве внешних, предметных действий. Предметные действия в результате интериоризации, то есть их перенесение во внутреннюю жизнь человека, становятся содержанием умственной деятельности.

На первых этапах усвоения опыта деть и взрослые оперируют конкретными предметами, средствами показа наглядно, сравнивают, раскладывают и объединяют их, находят причинные зависимости и их взаимодействие. Потом, в итоги интериоризации этих внешних действий по предметам, человек начинает оперировать обидами этих предметов и связками и зависимостями между ними. На еще высшем этапе развития эти операции осуществляются с помощью понятий, выраженных в слове.

В психике мышления и интериоризованое внешнее срабатываются. Последнее приобретает логическое оформление, связывается с предыдущим опытом, становится частью системы.

Однако часто человек сначала формирует определенную схему действий в своей психике, а потом эти умственные действия переносит наружу, то есть воплощает определено внутреннее психическое во внешнее.

Так происходит экстериоризация - перенесение внутренних, умственных действий наружу (в психомоторные действия).

4.Знание, навыки и умения

Осуществление любой деятельности нуждается от человека овладения необходимыми для нее средствами. В первую очередь оно предусматривает выработку у человека навыков и умений пользоваться ими для достижения поставленной цели.

Умение есть там, где знание определенного дела сочетает с ловкостью в исполнении действий, из которых состоит эта деятельность. Умеет руководить автомашиной тот, кто, придерживаясь установленных правил, делает это умело, четко и безукоризненно, кто имеет навыки по этому делу. Умеет складывать план тот ученик, в которого выработаны определенные навыки работы над текстом. Так же и умение играть на музыкальном инструменте, рисовать, выполнять физкультурные упражнения и другие задания опирается на определенные навыки. Следовательно, умение - это готовность человека успешно выполнять определенную деятельность, которая основывается на знаниях и навыках.

Поскольку деятельность человека, как правило, состоит из целого ряда разных действий, умения их выполнять также состоит из ряда частичных умений. Например, умение руководить автомашиной предусматривает умение завести двигатель, регулировать его работу, руководить рулем, следить за дорогой, за работой машины. Умение ученика учиться означает умение планировать свою домашнюю учебную работу, выделять главное и второстепенное, устанавливать между ними причинно-следственные связки, рациональными способами заучивать заданный текст и тому подобное. Комплекс частичных, тесно взаимоувязанных умений охватывает все то, что называют умением : руководить машиной, учиться, играть на музыкальном инструменте, рисовать.

Навыки. Производя то или другое действие определенное количество раз, человек управляется в ее выполнении. Она производит действие все быстрее, легче, более свободно, это нуждается меньшее напряжение, усилий и волевого контроля, количество ошибочных движений уменьшается. В целом ее выполнение становится в определенной степени автоматизированным. Следовательно, навыки оказываются в автоматизированном выполнении действий. Они формируются путем многократных упражнений. Навыки - это компоненты умений.

Наличие навыков облегчает человеку выполнения сознательных заданий. За сознанием остается возможность начинать, регулировать и завершать действие, а само движение происходит без любого дальнейшего вмешательства воли как реальное повторение того, что уже делали тысячи раз (И. Сеченов). Человек может осознавать и автоматизированные компоненты, то есть движения, из которых состоит определенная деятельность. В случае необходимости она может направлять свое внимание на саму технику написания букв с целью, например, вывести их каллиграфически, красиво. Может осознавать движения артикуляционных органов во время произношения звуков, привычные движения пальцев во время игры на музыкальном инструменте с целью их проконтролировать, изменить кое-что в них. Человек начинает осознавать движения, если появляются осложнение, препятствия в их выполнении.

Процесс формирования умений и навыков. Умение и навыки формируются у человека в процессе ее учебы. Выделяют три основных его фазы. Первая начинается с осознания задания и способов его выполнения. Да, опытный мастер выясняет и показывает новичку, как выполнять те или другие производственные операции, а последний знакомится с ними. Уча учеников писать, их также знакомят с тем, как надо выводить каждую букву. Потом те, кто учится, пробуют применить полученные объяснения на практике, то есть производить соответствующие действия.

На основании объяснений, зрительного восприятия, показа действию образуется первое, еще общее, схематическое зрительное представление о пространстве и часовые особенности действия - о направлении и амплитуде движений, их скорости, согласовании и последовательности. Вправление сопровождается значительным волевым усилием и чувством уверенности, веры в свои силы или сомнением, нерешительностью, робостью. Эти переживания отражаются на эффективности вправления, способствуя ему или задерживая его.

На основе тренировок, то есть многократного повторения определенных действий по цели их закрепить и усовершенствовать, постепенно последовательность движений становится согласованной, а действия - более четкими и согласованными. Ловкость переходит в друге, высшую фазу своего совершенства. Физиологичной ее почвой является укрепление в коре больших полушарий головного мозга временных нервных связей, их специализация, выработка системы, то есть образование определенного динамического стереотипа.

Тренируясь, человек ускоряет выполнение действий. Устраняются лишние движения и уменьшается напряжение во время выполнения. Это значит, что иррадиация возбуждения, которая происходила в начале и предопределяла значительное количество лишних движений, изменяется его концентрацией. Лишние движения, которые не находят "делового подкрепления", постепенно тормозятся как неадекватные определенной ситуации. Адекватные движения становятся экономнее, более четкими, более точными.

На физиологичном уровне совершенствования выполнения действия изменяется соотношения анализаторов, которые участвуют в этом процессе. Такое изменение оказывается, в частности, в том, что уменьшается роль зрительных и повышается роль двигательных ощущений в регуляции действия. Это можно наблюдать во время формирования производственных, спортивных умений и навыков, умений играть на музыкальном инструменте и тому подобное.

Однако решающее значение в формировании навыков и умений имеет регулирование движений на основе самоконтроля. Самоконтроль способствует выработке тонких зрительных, слуховых и двигательных дифференцирований, а это, со своей стороны, способствует точности действий. В процессе повышения ловкости зрительный контроль за ходом действия, которое имеет ведущее значение в начале вправления, постепенно уменьшается, уступая контролю за движениями, то есть контролю за действием тех органов, которые ее осуществляют.

Разновидности навыков и умений. Навыки и умения являются частью любой деятельности человека. Различают их в зависимости от содержания деятельности и тех потребностей человека, которые удовлетворяют через них. В соответствии с этим различают умение и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, художественные, спортивные и тому подобное.

Наибольшую группу представляют производственные навыки и умения человека, которые дифференцируются за отдельными видами производственного труда.

Исследования формирования производственных умений показывают, что их можно разделить на три группы:

·                   Конструктивные, связанные с представлениями о продуктах труда, с конструированием последних за рисунками, моделями, описаниями и с проявлением этих представлений в словах, моделях, проектах, рабочих движениях;

·                   Организационно-технологические, связанные с отбором необходимых орудий труда и материалов, с определением способов их проработки, с планированием и контролем самого труда;

·                   Операционные, связанные с применением орудий труда и материалов для изготовления определенного продукта труда, с выполнением нужных для этого производственных операций.

Особенно большое значение навыка и умение имеют в творческой деятельности человека. Наличие умений и навыков является необходимым условием ее сознательной творческой деятельности. В процессе деятельности они подальше совершенствуются. Навыки и умения, способствуя развертыванию творческой деятельности человека, тем же становятся одним из важнейших факторов общего умственного развития человека. Если бы человек не был способным приобретать навыки, она не могла бы продвинуться ни на одну ступень развития, задерживаясь через постоянные бесчисленные осложнения.

  5.Основные виды деятельности

В зависимости от цели, содержания и форм различают три основных разновидности деятельности : игру, учебу и труд. Человеку независимо от возраста свойственные все три разновидности деятельности, однако в разные периоды жизни они оказываются по-разному за целью, содержанием, формой и значением. В дошкольном возрасте ведущей разновидностью деятельности является игра, в школьном - учеба, а в зрелом - труд.

Игра и учеба свойственны и людям, и животным. Однако у животных почвой этих разновидностей деятельности являются инстинкты, а у человека они предопределены социальными условиями жизни, отличаются качественно, значительно более сложные и более богатые по содержанию и формой.

Труд по природе и содержанием - общественно-историческое явление. В процессе труда возник и развился человек как сознательное социальное существо. Характерная особенность всех разновидностей человеческой деятельности в том, что чаще всего они связаны с языковой деятельностью. Последняя способствует развитию содержания и форм всех разновидностей деятельности, их целенаправленности и мотивации.

Игровая деятельность - это такой вид деятельности, продуктом которой является сам ее процесс.

Основная форма проявления активности ребенка дошкольного возраста - игровая деятельность - является в то же время основным средством познания ею внешнего мира, отражение его в форме ощущений, восприятий, представлений и тому подобное. Но она отличается от учебы и труда. В игре ребенок увлекается по большей части процессом, который вызывает у нее удовольствие. Как только интерес к игре исчезает, ребенок прекращает ее.

В играх маленьких детей цели не бывают стойкими. Это оказывается в том, что маленькие дети теряют цели в игре и легко переходят от одной игры к другой. Но в процессе развития и воспитания целенаправленность игровой деятельности детей растет, цели в играх приобретают более стойкий характер. Справедливо отмечают, что игра - это школа мысли, чувств и воли. В играх не только оказываются, но и формируются все психические процессы и свойства детей, наблюдательность, внимательность, вдумчивость, настойчивость, смелость, решительность, умение, навыки, способности. В игровой деятельности происходит не только психическое, но и физическое развитие детей, развиваются физическая сила, ловкость, скорость и точность движений. В играх формируются все свойства личности ребенка, в частности такие моральные черты, как коллективизм, дружба, общительность, правдивость, честность и тому подобное. Поэтому игры дошкольников играют важную роль в подготовке их к школьной учебе.

В школьном возрасте игра имеет более сложный и цілеспрямованіший характер. У школьников преобладают дидактичные игры, в которых ярко оказывается цель, : успешно провести игру, победить партнера, развить в себе соответствующие физические и умственные свойства. В подростковом и юношеском возрасте могут возникнуть вредные привычки, например, к азартным играм.

Привлечение детей к занятиям спортом, к интересным делам станет важным средством предотвращения увлечения вредными играми.

Учебная деятельность - это такой вид деятельности, продуктом которой является знание, навыки и умения.

Учеба - основная разновидность деятельности детей школьного возраста; активная, сознательная и целеустремленная деятельность, которая заключается в усвоении знаний, выработанных человечеством, с целью подготовки детей к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Учеба не ограничивается школьным возрастом. Человек учится вся жизнь. До этого ее побуждают развитие науки, техники, общественной жизни. Научно-технический и социальный прогресс, что свойственный XX веку, нуждается значительного пополнения и перестройки систем общеобразовательных и специальных профессиональных знаний, добытых в средней школе и профессионально-технических учебных заведениях.

Различают три категории учебно-воспитательных действий :

·                   влияние направленное на повышение учебной активности людей, стимулирования ответственного, заинтересованного отношения до выполнения учебных заданий, а также ориентация учебной работы на достижение конкретных целей (постановка учебных заданий);

·                   передаваемость, сообщение информации (рассказ, разъяснение, показ, демонстрация);

·                   контроль и оценка результатов деятельности - знаний, навыков и умений.

Успешная учеба детей в школе в большой степени зависит от осознания цели учебы и мотивов, которыми они руководствуются. В учебе заметно актуализируется социальная и познавательная мотивация: первая - через осознание роли и необходимости знаний для жизни и труда, вторая - в отношении к содержанию знаний, в заинтересованности ими.

Важным условием успеха в овладении знаниями является готовность и подготовленность ученика к учебе. Готовность ученика к учебе - в его психологической готовности к этому, в желании и умении учиться, в наличии у него необходимого для этого развития. Умение учиться оказывается в том, что ребенок понимает объяснение учителя и руководствуется ими, выполняя задание, самостоятельно выполняет эти задания, контролирует себя в соответствии с указаниями учителя и правилами, а не за тем, как выполнил задание кто-то другой. Ученики, которые обнаруживают самостоятельность в учебе, лучше усваивают знание и более успешно развиваются.

ВЫВОД:

Я считаю, что успех труда человека зависит от понятности цели, которую она ставит перед собой, от зрелости мотивов, которые побуждают ее работать, и связанного с ними отношения к трудовым обязанностям, от соответствия ее способностей, общей и специальной подготовки требованиям труда. Очень важную роль в труде играют такие индивидуально-психологические свойства человека, как аккуратность и дисциплинированность.

Так же творческая деятельность предопределена потребностями общества. Осознание этих потребностей является источником разных замыслов, идей, проектов. Начинается творческая деятельность с возникновения определенного замысла, в частности: изменить методы, приемы работы в той или другой отрасли, создать новые орудия, сконструировать новую машину, осуществить определен научный эксперимент, написать художественное произведение, создать музыкальную пьесу, нарисовать картину и тому подобное.

Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Абульханова -Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. Беспалов Б. И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопр. Психологи. - 1984,-№5.

Леонтьев А. П. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н, Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980.

Информация о файле
Название файла Основы психологии деятельности от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 20:49
Дата обновления 10.5.2020, 20:49
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 21.81 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 385
Скачиваний 95
Оценить файл