Основы невербального общения

Описание:
Системы общения
Функции невербального общения
Факторы, влияющие на невербальный язык
Виды невербальных знаков
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Филиал МГУ в г. Севастополе

Кафедра психологии

Реферат на тему:

Основы невербального общения

                                                                        Выполнила:

                                                                        Студентка факультета психологии                        

                                                                        Группы ПС-101 Ефремова Инна

                                                                        Проверила:

                                                                        Лопатина Н.Н.

Севастополь – 2012 г.

Содержание:

1.     Введение………………………………………………………………….3

2.     Основная часть…………………………………………………………...4

2.1  Системы общения……………………………………………………….4

2.2   Функции невербального общения……………………………………..5

2.3   Факторы, влияющие на невербальный язык………………………….5

2.4   Виды невербальных знаков……………………………………………7

3.     Вывод……………………………………………………………………..8

4.     Литература……………………………………………………………….9

Введение:

Невербальное общение — это общение посредством неречевых знаковых систем.

Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами:

визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.

Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение — очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.

Основная часть

Визуальная система общения включает в себя:

 • жесты;

 • мимику, позы;

 • кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение);

 • пространственно-временную организацию общения;

 • контакт глазами (визуальный контакт);

 • вспомогательные средства общения, в т. ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.

 Эта общая моторика различных частей тела отражает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает новые нюансы.

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

 • паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность);

 • экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, таких как: покашливание, смех, плач, темп речи).

Тактильная система — прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.

Ольфакторная система — приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Выделяют следующие основные функции невербального общения:

 • выражение межличностных отношений;

 • выражение чувств и эмоций;

 • управление процессами вербального общения (разговором);

 • обмен ритуалами;

 • регуляция самопредъявлений.

Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются.

Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре.

Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы нередко формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.

Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:

 • национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);

 • состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);

 • профессия человека (слабое рукопожатие, может профессия требует беречь их руки)

 • уровень культуры, который влияет на состав жестов, преставление об этикете, правильном воспитании;

 • статус человека (чем выше стоит он на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными);

 • принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);

 • актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);

 • возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений);

 • сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);

возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).

Невербальные знаки, в частности, жесты нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать несколько значений; другой в данный момент может вообще ничего не значить; третий — быть обманным. Поэтому их необходимо читать в системе, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.

 Невербальные знаки могут соответствовать или не соответствовать словам человека, которые они сопровождают. Если соответствие имеется, они усиливают вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться нужно на невербальные знаки, поскольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов.

Лишь часть сведений передается от одного человека другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру. С этой точки зрения невербальные знаки подразделяются следующим образом:

 • интенциональные — специально производимые для передачи информации;

 • неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

 В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (краска, заливающая лицо, дрожание рук, голоса). Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорываются эмоциональное состояние говорящего, акцент и особенности произношения, указывающие на место происхождения и жизни человека). Поскольку данные знаки говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно рассматривать.

Вывод:

Особенностью невербального языка является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова.

Литература, источники:

Бороздина Г. В.: Психология делового общения

Браим И.Н. Этика делового общения

Андреев В.И. Деловая игра


Информация о файле
Название файла Основы невербального общения от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 17:52
Дата обновления 9.2.2013, 17:52
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 9.21 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 2786
Скачиваний 138
Оценить файл