Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Кафедра философии
Направление подготовки бакалавров
39.03.03. «Организация работы с молодежью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «История и современное состояние молодежной политики за рубежом»
Тема «Основные принципы молодежной политики в сфере экологической культуры и образования: опыт зарубежных стран»
Студент: Чернышова Дарья Александровна,
2 курс, направление: Организация работы с молодежью
Научный руководитель: ________ асс. Желнин Антон Игоревич
Пермь, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение |
3 |
Глава № 1. Сущность и
общие принципы экологической культуры и образования |
6 |
1.1.Общая характеристика феномена экологической культуры и образования |
6 |
1.2 Политика в сфере экологической культуры и образования |
10 |
Глава № 2. Опыт молодежной политики в сфере экологической культуры и образования в зарубежных странах |
16 |
2.1 Европейские страны (на примере Великобритании и Германии) |
16 |
2.2. Соединенные Штаты Америки |
23 |
Заключение |
28 |
Список
литературы |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
Человечество развивается небывало высокими темпами, и ежедневно создается новые технические средства, которые, с одной стороны, упрощают жизнь людей, а с другой – усиливают и обостряют экологические проблемы. С приходом промышленной революции, ситуация взаимодействия между человеком и природой начала стремительно меняться. Человек начал вносить свои коррективы в развитие окружающей нас среды. Негативное влияние человека на экосистему характеризуется такими явлениями как загрязнение воды, воздуха, почвы, в снижении их общего качества, в перманентном сокращении лесов - основных поставщиков кислорода в атмосферу, исчерпанием полезных ископаемых. Экологически безответственная деятельность человека в природе усиливает исчезновение разнообразных представителей флоры и фауны[1].
Проблема экологического воспитания и образования молодежи очень актуальна в наше время. Молодежь в современном мире является не просто определенной социальной группой, а группой, которая наделена огромным потенциалом для будущего развития и которая является основной движущей силой общества. Поэтому именно от этого слоя населения нашей планеты будет зависеть дальнейшее развитие экологической среды. В современном мире все сильнее и сильнее чувствуется острота социально-экологических противоречий. Это выражается и в наличии глобальных проблем, и не в способности человека решить их, а также в качестве и условиях проживания населения Земли. Обязательность разрешения противоречий между социумом и природой, через экологическое воспитание и образование, обусловлена необходимостью сохранения благоприятных условий среды для жизни человека, его здоровья, потенциала природы для дальнейшего устойчивого развития.[2]
Исследованием экологического воспитания занимались научные работники О. Булатов, М. Депенчук, М.Киселев, В. Крысаченко, Н. Лысенко, Л. Микешина, С. Мороз, Г. Платонов, Е. Римлянд, О. Самсонов, Г. Тарасенко, С. Шварц и др., которые установили, что человечество брало на себя функции регуляции естественных процессов. Большой вклад в развитие идей экологического образования и воспитания сделали ученые, такие как А.Волкова, П. Самойленко, Н. Пустовит, В. Шарко. Экспериментальные методы экологического образования изучал А.Н.Камнев. Огромный вклад внесли Н.Н Моисеев и Н.Ф. Реймерс, которые исследовали экологическую составляющую жизни человека как путь к выживанию. А.Н Корякова изучала современные подходы экологического воспитания в Великобритании и написала работу «Концепции устойчивого развития в экологическом воспитании молодежи Великобритании». Изучением современного состояния экологического образования в зарубежных странах занималась Д.С Гордеева. Идеи о неразрывной связи человека и природы высказывали В.П. Алексеев, Ю.Д. Железнов, Б.Б. Прохоров. Одним из наиболее известных экосоциологов России можно считать О.Н Яницкого, руководителя сектора социально-экологических исследования Российской Академии Наук. Ведущий специалист написал более 370 научных работ, среди которых были работы, изучавшие взаимодействие социологии и экологии, становление и развитие биоцентризма в современной России.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ степени развития экологического воспитания и образования молодежи, выявление состояния экологической культуры в зарубежных странах, а именно в Великобритании, Германии и Соединенных Штатах Америки.
В соответствие с обозначенной целью были сформулированы задачи:
1) дать определения и описать характерные черты экологической культуры и образования;
2) выделить роль молодежной политики в данной сфере;
3)проанализировать опыт молодежной политики в области сохранения окружающей среды в Европейских странах (Великобритания, Германия) и США.
Объектом исследование является феномен экологической культуры и образования.
Предмет - молодежная политика в сфере экологической культуры и образования в зарубежных странах.
Данная курсовая состоит из введения, двух глав, каждая из которых подразделяется на 2 параграфа и заключения. Глава №1 рассматривает сущность и общие принципы экологической культуры и образования. В ней дается общая характеристика феномена экологического образования и культуры (параграф №1), а также изучается молодежная политика в сфере культуры и образования (параграф №2). Глава №2 посвящена анализу опыта молодежной политики в вышеуказанной сфере на примере стран Европейского союза и Соединенных Штатов Америки.
ГЛАВА №1. СУЩНОСТЬ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
1.1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
Современное состояние окружающей среды уже на протяжении нескольких десятилетий вызывает тревогу общественности. К концу ХХ в. стало ясно, что техника и её глобальное влияние на жизнь человеческого общества имеет не только положительный характер, который отражается в облегчении труда и росте комфорта повседневной жизни, но и содержит в себе угрозы существованию человека на земле, загрязняя окружающую среду, воздействуя на пcихoлогические и физиoлoгическиe пaрaметры чeловечeскoго oргaнизмa, пoрoждaeт сoциaльныe, пoлитичeскиe, дeмoгрaфичeскиe, сoциoкультурныe прoблeмы.
Вопрос о необходимости изменения человеческого отношения к природе с каждым днем становится все наиболее отчетливым и острым. Окружающая среда нуждается в модифицированном отношении человека к ней. В условиях сложившегося экологического кризиса, вызванного не бережным отношением человека к природе, его стремлением «приручить» природу и наличием технократического мышления, основанного на агрессивном отношении к окружающей нас среде, общество стоит на грани экологической катастрофы. Сохранение существующего типа взаимодействия между человеком и природой означает безоговорочное наступление данной угрозы. Поэтому, чтобы сохранить биосферу, необходимо сформировать у человека новый ценностный подход к отношениям с окружающей средой. При этом проникнуться идеей единства и гармонии человека и природы надлежит всему обществу в целом. Каждый должен понимать, что уважительное отношение к природе – залог, как его собственного выживания, так и выживания всего человечества в целом. Преодоление и отказ от эгоистических потребительских установок (эгоцентризма), с последующим развитием экологоцентричного сознания, когда человек стал бы рассматривать себя на уровне с природой, а не выше неё, даст возможность предотвратить экологическую катастрофу. Таким образом, обострение экологических проблем и необходимость их преодоления привели к решению о непременности формирования экологической культуры общества, как целевой установки экологического образования и воспитания.
Данное решение подтверждается в стратегии устойчивого развития, принятой в 1992 году на конференции ООН по вопросам окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро. В стратегии формулировались идеи необходимого перехода человечества на путь устойчивого (поддерживающего) развития, направленное на гармонизацию отношений в системе «общество-природа». Также стоит упомянуть рекомендации, принятые на парламентских слушаниях на тему «Проблемы экологического образования и воспитания в России», проходивших 22 сентября 1998 года.
Современный обостряющийся характер социально-экологических проблем обязывает рассматривать характерные особенности отношения человека к природе на углубленном уровне посредством создания новой экологической ниши – культуры.
Культура, в общем смысле, означает «совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, обеспечивающих общественный прогресс»[3]. С другой стороны, культура – это мера развития самого человека, которая рассматривает преобразующую деятельность человека с качественной стороны, со стороны её единства и целостности. В социальной философии существует более 200 определений понятия «культура». В одном из них она трактуется как «система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам»[4]. Из такого определения можно сделать вывод о том, что культура является интегративным понятием, способным систематизировать и аккумулировать накопленный человеком опыт.
Возникающие экологические проблемы не сводятся только к проблеме сохранения окружающей среды. Пагубное, разрушительное воздействие на биосферу - это результат деградации внутреннего мира человека, его сознания и мировоззрения. Поэтому очень важным является переосмысление тех ценностей, по которым до настоящего времени жило и руководствовалось человечество. Необходимо произвести замену ведущих установок, которые определяют приоритеты в развитии человеческой деятельности, по-новому взглянуть на существующие формы взаимодействия с природным миром, выявить их позитивные и негативные стороны и освоить ценностно-нормативные отношения, которые помогли бы предотвратить дальнейшее отчуждение человека от природы. Таким образом, подразумевается необходимость формирования качественно нового экологического мировоззрения и воспитания экологической культуры граждан.
Экологическая культура включает в себя «экологическое знание, безопасные или даже благоприятные для природного равновесия технологии деятельности, нормы и ценности, навыки поведения, созерцание и чувства и распространяется на всю систему активности людей. Если в целом культура отражает меру преодоления человеком природного начала путём его познания и освоения, то экологическая культура обусловливает соответствие социальной деятельности и законов природной целостности (в частности, соответствие человеческой активности и такого качества природной среды, как её жизнепригодность)»[5]. Понятие «экологическая культура» не имеет четкого определения и общепринятого значения. Тем не менее, разные авторы вычленяют 3 составных компонента, которые формируют вышеизложенное понятие:
1) уровень экологических знаний (интеллектуальный компонент);
2)уровень экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент);
3) запас практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный компонент).
В совокупности эти содержательные элементы и комплектуют экологическую культуру.[6] Уровень развития экологической культуры выступает одним из наиболее важных показателей зрелости и прогрессивности общественной системы в современных условиях.
Сохранить стабильность биосферы и выбрать тот канал эволюции, который обеспечит коэволюцию человека и природы под силу лишь коллективному разуму. Но прежде чем сформировать коллективный разум, необходимо воспитать в каждом человеке его личную, самостоятельную экологическую культуру личности, как совокупность принципов полноценного взаимодействия с окружающей средой. Экологическая культура личности формируется в процессе жизнедеятельности благодаря экологическому образованию.
В 1970 году в США (штат Невада) проводилось первое международное совещание по педагогическим вопросам экологии, на котором было принято понятие «экологического образования». В настоящее время, данное определение является наиболее распространенным в большинстве развитых стран и трактуется как «непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий, которые направлены на формирование изменений и отношений, необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой»[7].
Экологическое образование выступает одним из важнейших компонентов системы экологизации, посредством которого у человека формируется целостное понимание природы и вырабатывается ответственное отношение к ней. В системе данного образования выделяют 2 формы: а) общее экологическое образование и воспитание, предусматривающее усвоение общих идей охраны и сбережения природы в дошкольных и школьных уровнях; б) специальное экологическое образование, которое направлено на подготовку специалистов для решения конкретных социально-экологических противоречий.
1.2 ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
В большинстве стран формирование экологической культуры происходит за счет выделения экологической направленности в качестве одной из приоритетных в системе государственной политики.
В 1968 году Аурелио Печчеи (итальянский промышленник) совместно с генеральным директором по вопросам науки Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development) Александром Кингом создали международную общественную организацию «Римский клуб». Целью организации являлось привлечение внимания мировой общественности к существующим глобальным проблемам через доклады. В 1972 году был подготовлен первый доклад Римского клуба – «Пределы роста» («Limits of Growth»), в котором впервые обозначились 2 ключевые экополитические проблемы, такие как «исчерпаемость природных ресурсов Земли» и «невозможность продолжения перманентного экономического роста на базе индустриального общества»[8]. Для решения обозначенных проблем предлагалось использование концепции «устойчивого развития» (sustainable development), которая предполагает сохранение устойчивости экосистемы за счет ограничения экономического роста.
В 1970-х-1980-х годах концепция «устойчивого развития» получила широкую огласку в мировом сообществе. Она становится основой экополитики развитых западных стран после публикации доклада «Наше общее будущее» на Всемирной комиссии по охране среды и развитию в 1987 году.
Окончательно концепция «устойчивого развития» стала императивом человечества в 1992 году, когда была принята в качестве официальной стратегии на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие 179 государств. В декларации сформулированы 27 принципов, направленных на защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития, а также на установление глобального партнерства. Принцип №21 гласит: «Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем, чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех»[9].
«Повестка дня на XXI век»- это главный документ, принятый на Рио-де-Жанейской конференции. Для соблюдения мер по защите и охране окружающей среды обязательно соответствующее образование и воспитание людей, формирования у них определенных ценностей, таких как уменьшение расточительного потребления, осознания важности и необходимости заботы о природе, понимание того, что от ее состояния зависит жизнь и благополучие человечества. В «Повестке» особое место отводится молодежи и её экологическому образованию и воспитанию. В документе формулируются принципы и рекомендации, затрагивающие экологическое образование - предлагается включить изучение концепций развития и охраны окружающей среды во все учебные программы, привлечь школьников в местные исследования состояний окружающей среды, заняться просветительской деятельностью и постоянно повышать уровень информированности населения по данному вопросу.
Помимо «Повестки дня» в Рио была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК, Framework Convention on Climate Change, вступила в силу в 1994 г.), которая предусматривала общие принципы действия стран мира (подписали Конвенцию более 180 стран) по проблеме изменения климата. Ежегодно, в рамках этой Конвенции, проводятся Конференции сторон (стран). Так, на 3 Конференции, проходившей в Киото (Япония) в 1997 году, был принят Киотский протокол (вступил в силу в 2005 г.), который реализуется и на сегодняшний день. Сущность Протокола, как международного соглашения, сводится к выполнению странами своих «определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов в целях поощрения устойчивого развития»[10]. Благодаря данному соглашению за время действия обязательств сократился уровень выбросов парниковых газов в среднем на 5 % по сравнению с уровнем 1990 года. Страны взяли на себя обязательства за восьмилетний период с 2013 по 2020 года снизить уровень выброса парниковых газов по крайней мере на 18 % ниже уровня 1990 года[11].
В настоящее время Европейский союз является одним из мировых лидеров в области международной природоохранной деятельности. В соответствии с Римским договором 1957 года, Европейское сообщество не имело широких компетенций в области защиты окружающей среды. Но, начиная с 1972 года, в связи с обострившейся экологической ситуацией во всем мире и выявлением множества глобальных проблем, советом глав правительств-членов Европейского союза (как организация ЕС окончательно оформился в 1967 году) было принято решение о расширении компетенций ЕС в природоохранной деятельности. Далее в 1986 году Единым Европейским актом были внесены изменения в Римский договор, которые предусматривали цели, задачи, принципы и направления политики ЕС в указанной сфере. Согласно Конституции ЕС, организация выполняет следующие цели и задачи в экологической сфере:
1)Сохранение, защита и улучшение окружающей среды;
2)Забота о защите здоровья людей;
3)Достижение рационального использования ресурсов;
4)Содействие на международном уровне мерам, направленным на решение региональных и глобальных проблем окружающей среды[12]. Таким образом, именно с 1970-х годов начинают проводиться мероприятия по защите и сохранению природной среды, имеющие глобальный характер.
К настоящему времени, ЕС сумел создать необходимую правовую базу, как метод регуляции и координации природоохранной деятельности государств-членов, а также выработал и внес новые варианты по защите окружающей среды, в том числе качества среды. Вопросами охраны окружающей среды на уровне ЕС занимаются: Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский совет и Европейское агентство по окружающей среде (ЕАПОС), которое было организовано в 1990 году[13]. Данные организации функционируют в целях информирования стран (как членов ЕС, так и стран, не входящих в него) о состоянии окружающей среды и для осуществления мер по её защите.
В декабре 2002 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Резолюция 57/254 в соответствии с которой 2005-2014 гг объявлялись Десятилетием ООН по образованию для устойчивого развития (ДОУР). Ведущим учреждением по контролю и координации в рамках реализации данной инициативы назначена ЮНЕСКО. Для проведения ДОУР в 2003-2004 гг. был разработан Международный график осуществления ДОУР, который предусматривает исполнение 5 основных задач:
1. Акцентировать и укрепить центральную роль образования в осознании и понимании устойчивого развития.
2. Способствовать взаимодействию и сотрудничеству между всеми заинтересованными группами в ОУР.
3. Содействовать переходу к устойчивому развитию.
4. Способствовать повышению качества преподавания и обучения в ОУР.
5. На всех уровнях разрабатывать стратегии создания и повышения потенциала ОУР.[14]
Следующим официальным шагом стало принятие в 2005 году первой в мире ««Стратегия для образования в интересах устойчивого развития» (ОУР)», которую подписали 55 стран Европы, Центральной Азии и Северной Америки (страны Европейской Экономической Комиссии ООН), чтобы обеспечить совместные долгосрочные действия в развитии ОУР. Главной целью Стратегии является включение ОУР в системы формального и неформального образования государств-членов[15].
Несомненно, велика роль молодежи в становлении и формировании экологической культуры. В июне 2014 года в Найроби (Кения) состоялась первая Ассамблея ООН по окружающей среде, проходившая под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). На мероприятие съехались более 1200 участников из 193 государств, которые на протяжении нескольких дней обсуждали проблемы загрязнения воздуха и морской среды, некоторые аспекты экологического права и финансирование проектов по развитию «зеленой экономики»[16]. Примечательно, что в работе Ассамблеи была задействована Программа добровольцев ООН. Дмитрий Фришин, руководитель кенийского отделения Программы добровольцев ООН, говорит о Программе, что она является тем двигателем, который вовлекает молодежь в события, привлекает к участию в принятии решений. «И молодежь – как раз тот наш потенциал – потенциал на будущее, а также – потенциал на настоящее, поколение, которое может подойти с творческим, новаторским подходом и принимать нестандартные решения в условиях глобального изменения климата, в условиях других проблем окружающей среды, которые мы испытываем на себе»[17].
Таким образом, благодаря обозначенным выше мерам и инициативам, мировое сообщество взяло курс на экологизацию общества, формирование у потребителя экологической культуры, в целях защиты и сохранения окружающей среды. Помимо международных соглашений, конвенций и других мер, природоохранная деятельность должна осуществляться и на местном уровне, в пределах государства. Поэтому в государственной политике стран выделяется экологическое направление, речь о котором пойдет в следующей главе данной курсовой работы. Также стоит отметить, что молодежь играет значительную роль в экологизации мира, так как именно эта группа людей будет жить в будущем и будет ответственна за глобальные проблемы. Для них сохранение и поддержание устойчивого экологического баланса - это залог будущего благосостояния их самих и следующих поколений.
ГЛАВА №2. ОПЫТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1 ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ (Великобритания и Германия)
В настоящее время в Великобритании существует Комиссия по устойчивому развитию, которая контролирует исполнение ключевых положений «Повестки дня на XXI век». В 1998 года Комиссией был представлен доклад, который содержал в себе основные детали и задачи учебно-воспитательного процесса для формирования устойчивого развития до 2010 года.
Экологическое образование официально было признано одним из приоритетов Национальной программы, как сфера, имеющая огромное значение для подрастающего поколения, после Конференции ООН по вопросам окружающей среды в 1992 году. В 2008 в Великобритании проводилось исследование среди 250 школ с целью выявления включенности идей устойчивого развития в учебно-воспитательный процесс. Результаты исследования показали, что в школьной политике имеют место все 4 ключевые идеи концепции: социальное равенство, сохранение окружающей среды, экономическое процветание через рациональное использование ресурсов и глобальное развитие. При этом проблема сохранения окружающей среды, как выяснилось, имеет первостепенное значение и является главной изучаемой школьниками проблемой.
Признание значимости молодого поколения в обеспечении устойчивого будущего сподвигло британских деятелей к разработке новой нормативно-правовой базы, которая бы регулировала работу с данной социальной группой. Так, специалисты Совета по экологическому образованию Великобритании разработали документ «Трансформация воспитания», в котором утверждается необходимость воспитания чувства ответственности за свои действия и поступки. По мнению исследователей, молодежь должна понимать, что именно она ответственна за устойчивость в будущем и именно эта группа ручается за принятие значимых общечеловеческих решений.
В Соединенном Королевстве с успехом используются альтернативные варианты изменения отношения молодежи к проблемам экологии. Подход, при котором акцентируется внимание субъектов на этической составляющей экологических проблем, называется аффективным познанием. В рамках данного подхода молодые люди могут почувствовать результат своей деятельности. Британские специалисты считают, что слияние эстетических чувств и экологической ответственности дают более полное осознание окружающего мира, становясь фундаментом экологического сознания.
Также за рубежом популярна практика экостроительства учебных заведений. Оно выражается в «рациональном использовании водных, земельных и энергоресурсов, а также в применении переработанных материалов»[18]. Одним из самых ярких примеров «зеленого строительства» является Ливерпульская школа, в которой применяется система сбора дождевой воды для хозяйственных нужд, работает ветряная турбина, отопительные системы с терморегуляторами, есть «зеленые коридоры» на территории[19].
В Великобритании осуществляют деятельность правительственные и неправительственные экологические организации. Среди государственных наиболее известными являются Совет по охране природы (Nature Conservancy Council, NCC), ручающийся за создание Национальных природных заповедников (National Nature Reserves, NNR), и Комиссия по национальным паркам, которую в 1968 году сменила Комиссия по вопросам использования и охраны природы (Countryside Commission, СС). Спецификой данной организации стали проблемы сельской местности. Комиссия по вопросам использования и охраны природы также разрабатывает пешеходные маршруты для осмотров территорий, являющихся национальным достоянием, и стимулирует создание парков отдыха, с целью уменьшить влияние человеческой деятельности на научно значимые места[20].
К неправительственным организациям относят Национальный трест (National Trust, NT), Королевское общество защиты птиц (Royal Society for Protection of Birds, RSPB) и Тресты любителей диких животных (Wildlife Trust). 48 Трестов любителей животных в совокупности с 50 подобными городскими группами образуют Товарищество трестов любителей диких животных под эгидой Королевского общества охраны природы (Royal Society for Nature Conservation, RSNC). «Их молодежный клуб «WATCH» организовал множество общенациональных просветительских проектов, обычно спонсируемых промышленными компаниями. Из недавних примеров можно назвать мониторинг озонового слоя, финансированный фирмой «Volvo», и трехгодичную программу наблюдения за реками, поддержанную Национальной энергосистемой». Очень часто при подобных организациях существуют научно-исследовательские клубы. Так, Молодежный орнитологический клуб действует как ответвление Королевского общества защиты птиц.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение экологического материала в Великобритании носит не только теоретический характер, но и практический, благодаря чему молодежь может воплощать в жизнь свои природоохранные замыслы. Кроме того, в Британии развита сеть государственных и негосударственных организаций с выраженной экологической направленностью.
В Германии экологическая направленность стала формироваться в начале 70-х годов XX века, как и в большинстве европейских стран. Хотя появление термина «защита окружающей среды» (Umweltschutz) относят к началу 60-х годов, активное распространение и известность этот термин получил лишь в начале 70-х годов. Об этом факте свидетельствуют данные социологического опроса: «в сентябре 1970 г. понятие «защита окружающей среды» было известно 41 % опрошенных, в ноябре 1970 г. − 53 %, в ноябре 1972 г. – 92 %»[21]. «Программа немедленных действий» (Sofortprogramm), разработанная по инициативе канцлера Хорсте Емке, считается заложенной основой экологической политики Германии. Затем в 1971 году была принята первая государственная программа по окружающей среде (Umweltprogramm), в которой Правительством были сформулированы основные ориентиры на изучение биосферы. Кроме того, в документе огромная роль отводилась образованию, причем экологическое образование своей целью предусматривало формирование личности, которая осознанно осуществляет свою деятельность в природе. В 1972 году общественное сознание претерпело изменения в связи с опубликованным докладом Римского клуба «Пределы роста», в котором говорилось о том, что ресурсы нашей планеты не вечны, а конечны, и если не предпринимать мер по регулированию роста производства, преобразованию технического развития, мы можем оказаться на грани глобальной экологической катастрофы. Забота об окружающей среде стала доминирующей деятельностью. Но в 1973 году в Германии начинается нефтяной кризис, цены на нефть растут с неимоверной скоростью, люди рассматривают защиту окружающей среды, как препятствие развитию экономики. Свою роль в формировании общественного сознания против экологической политики сыграли и введенные природоохранные меры, такие как запрет на воскресные поездки, ограничение скоростного режима автомобилей. В конечном счете, в 1973 вновь происходит кардинальная смена приоритетов населения в сторону «оживления» экономики[22].
Но в начале 80-х годов происходит новая смена ценностей и защита окружающей среды уже не рассматривается угроза экономическому развитию страны. Именно тогда, в начале 80-х годов XX столетия, эконаправление окончательно становится составной и неотъемлемой частью государственной политики.
На протяжении нескольких лет, Правительство Германии опубликовывало «Экологические отчеты». Так, в «Экологическом отчете» 1998 года упор был сделан на устойчивое развитие. Отчет призывает к борьбе с загрязнением воздуха, отход от использования атомной энергии, сохранению природных основ жизни. В 2005 году концепция устойчивого развития укоренилась в качестве государственной задачи и рассматривала защиту среды как совместную задачу государства, населения и экономики.
Экологическое образование в 80-е годы проявлялось в качестве учебных дисциплин, когда отдельные проблемы окружающей среды, (например: загрязнение воздуха, загрязнение вод, гибель лесов) оформлялись в учебные темы[23]. Считалось, что такое акцентирование вызывало у молодых людей чувства тревожности, безысходности и страха. Благодаря широкой огласке и постоянным дискуссиям были разработаны и реализованы программы экологического содержания, появлялись центры экологического воспитания и прочие учреждения дополнительного образования.
В настоящее время для экологического образования ФРГ характерен метод проектов. Благодаря данному методу в Германии реализуются проекты «Снижение количества отходов при покупках», «Жилища для наших «братьев меньших», «Ивовые площадки для отдыха и игр», которые решают актуальные проблемы экологического характера[24]. Проектный метод основывается на принципе «изучения в деятельности», что определяет практический аспект в экологическом образовании (в этом Германия схожа с Великобританией). Сейчас в Германии работают примерно 60 «природных школ», которые реализуют различные программы экологического содержания, привлекая в свою деятельность людей разного возраста (от 8 до 80). Также существуют «дикие» школы, которые вовлекают молодежь в экологию с позиций туризма, следовательно, усвоение и накопление знаний происходит через увлекательные игры и практическое взаимодействие с природой.
Основными институтами, осуществляющими природоохранную деятельность в ФРГ, являются: академии по окружающей среде, институты экологического образования, природоохранные центры. Также «при Постоянной конференции министров культуры и образования федеральных земель работает Немецкая служба академических обменов, которая поддерживает научные и практические проекты во многих странах мира»[25].
В некоторых европейских странах, в частности в Германии и Дании, в 90-е годы создавалось огромное количество проэкологических государственных и международных программ. Возникали они за счет усилий новых общественных движений (НОД), которые целью своей деятельности признавали создание и принятие новых, постиндустриальных ценностных ориентаций в отношениях с природой.
Роль НОД достаточно велика в становлении и развитии экологической культуры. Например, в программы современных общественных движений включен тезис о необходимости преобразования общественных ценностей и выработки экологического поведения. В пресс-релизе Коалиции «Чистая Балтика», написанной в связи с Конференцией НПО Балтийская Повестка 21 и встречей премьер-министров Балтийских стран в Риге, эта идея представлена следующим образом: "Особое внимание должно быть уделено важности эффективного влияния на шкалу ценностей, образ жизни и поведения. Необходимо влиять на преобладающие стили производства и потребления у населения региона Балтийского моря (РБМ), чтобы создать и направлять необходимые движущие силы к устойчивому развитию»[26].
Говоря об общественных организациях, следует уточнить, что для Германии характерна деятельность огромного количества природоохранных союзов, в которых молодежь принимает активное участие. Наиболее известными из них являются: Союз охраны окружающей среды и природы Германии (BUND), Союз охраны природы Германии (NABU) и глобальный фонд природы (GNF). Глобальный фонд природы является международной организацией, которая известна реализацией своего проекта «Живые озера», целью которого является сохранение и защиты резервуаров пресной воды. Начинался проект с защиты всего лишь 4 озер-партнеров, в настоящее время сеть расширяется и уже насчитывает 36 водоемов. Также в Германии существует политическая партия «Союз 90/ Зеленые», которая состоит преимущественно из молодых людей. Партия в своих политических взглядах выступает за изменение условий труда и жизни не во вред природы, за отказ от использования атомной энергии и освоения обновляемых источников энергии[27].
С помощью повышения уровня осведомленности населения по проблемам окружающей среды, её состояния, повышается и уровень общественного сознания данных проблем. Таким образом, велика роль средств массовой информации в формировании экологической культуры. Именно они являются основными воспитателями молодежи, поставляя актуальную информацию через передовые источники, такие как Интернет, телевидение, печатные издания. Поэтому в развитых странах, в том числе Германии и Великобритании, распространены научно-популярные и художественные телепередачи с экологическим уклоном. Пример тому, всем известные программы «Жизнь на Земле», «Живая планета», «Невидимая жизнь растений» и «Планета Земля», которые транслируются на телеканале BBC.
Можно сделать вывод о том, что страны Европы, а именно Великобритания и Германия, проводят экологическую политику на достаточно высоком уровне. Основными методами формирования экологической культуры в этих странах являются: 1)внедрение экопредметов в образовательный процесс; 2) активное вовлечение молодежи во внешкольное обучение; 3) использование проектного подхода, а также выделение специфических проектных дней и недель; 4) привлечение СМИ как источник просвещения и воспитания.
2.2 США
Экологическая направленность в политике США формируется в 60-70-ые годы XX века под воздействием международных мер, инициатив, направленных на защиту окружающей среды. Данная направленность поддерживается Конгрессом США и в 1969 году этим политическим органом принимается закон о национальной экологической политике США. Это был первый документ, контролирующий воздействие деятельности человека на воздух, воду и землю. В 1990 году принимается Закон «О государственном образовании в области экологии», цели и задачи которого в целом совпадают с международным опытом: формирование экологической грамотности общества и личности, которая основывается не только на теоретической базе, но и подкрепляется практическими действиями - есть то, к чему необходимо стремиться.
В Соединенных Штатах отсутствует единый федеральный стандарт на экологическое образование, но, тем не менее, функционируют природоохранные стандарты на местных уровнях, в отдельных штатах.
Чувство любви к природе и чувство ответственности за неё прививается у детей с начальной ступени обучения. Младшие школьники в процессе обучения наблюдают за растительным и животным миром, проводят мониторинг окружающей среды, поэтому «обучение на свежем воздухе»- очень распространенная форма преподавания в Америке. При экологическом воспитании старших школьников используется «метод проектов»: ученики разрабатывают карты благоустройства и занимаются озеленением некоторых городских зон. Такое практическое насыщение в процессе школьного образования дает будущим студентам опыт природоохранной деятельности.
В высшей школе экологическое образование реализуется посредством 4 взаимодополняющих мер :
1.Экологизация учебных дисциплин;
2.Включение в учебные планы спецкурсов экологического содержания;
3.Разработка научно-исследовательских работ по экологической тематике;
4.Участие в общественном экологическом движении[28].
Научно-исследовательская деятельность в США имеет комплексный характер, что обуславливает развитие сразу нескольких приоритетных направлений. Следует отметить, что студентам могут поступать заказы на экопроекты от различных государственных или частных организаций. Это способствует формированию их профессиональных компетенций и помогает в дальнейшем трудоустройстве. Можно сделать вывод, что система образовательных мер для обеспечения устойчивости экосистемы в США достаточно развита и носит непрерывный характер.
Но существуют и альтернативные варианты привлечения внимания общественности к экологическим проблемам.
Во-первых, как и в европейских государствах, в Соединенных Штатах проблемы экологии широко освещаются в СМИ. Всему миру известны американские каналы: National Geographic Channel и Discovery, по которым транслируются программы, информирующие нас о состоянии природы, её проблемах, и, призывающие к их решению путем совместных усилий. Кроме того, на территории Америки распространены справочно-информационные базы данных и электронные тематические библиотеки, дистанционные образовательные программы, сетевые образовательные проекты, тематические форумы на различных образовательных сайтах и порталах, доступ к которым открыт большинству.
Велика роль экологических движений и природоохранных организаций. В 1995 году в Америке существовало примерно 14 тысяч организаций, но с каждым годом их число непрерывно растет[29]. Можно выделить наиболее известные и влиятельные из них:
1.Фонд дикой природы (Fund for wild nature)- организация, занимающаяся финансированием низовых организаций и проектов, которые нацелены на защиту и сохранение биоразнообразия[30].
2. Международная совместная комиссия (International Joint Commission) – это межнациональная организация, созданная США и Канадой, с целью урегулирования вопросов, связанных с использованием пограничных вод. Страны отвечают за рекреационное и коммерческое использование водных ресурсов, следят за качеством воды и воздуха, принимают меры по их очистке, а также занимаются регулированием строительства водных сооружений и их эксплуатацией[31].
3. Организация «Реки без границ» (Rivers Without Borders)-организация, стремящаяся защитить дикие, нетронутые водоразделы и богатые экологические и культурные ценности в Британской Колумбии (Канада) и на Аляске (США). Они также выступают за рациональное использование водных ресурсов, в том числе занимаются защитой популяций лосося[32].
4.Агентство по охране окружающей среды США (United States Environmental Protection Agency)- это агентство Федерального правительства США, миссией которого является защита окружающей среды и здоровья людей. Организация через свою деятельность обеспечивает справедливое и эффективное исполнение законов, касающихся охраны природы и здоровья человека, национальные усилия по сокращению экологического риска на основе имеющихся научных знаний, общедоступный доступ к информации для участия всех слоев населения и социальных групп в устранении экологических рисков и мер по охране здоровья. В своем распоряжении Агентство имеет 27 лабораторий, на которых проводятся научные исследования по изучению биосферы. Данные исследований постоянно публикуются, а также передаются другим странам для сотрудничества и совместного поиска решений проблем[33].
Существует огромное количество природоохранных организаций в США, среди которых Межплеменной совет по окружающей среде (Inter-Tribal Environmental Council), Служба рыбных ресурсов и дикой природы США, национальная экологическая организация под название «Global Green USA», которая является американским отделение международной организации «Зеленый Крест» и многие другие. Следует отметить, что большинство организаций привлекают к своей деятельности волонтеров из числа молодых людей, способствуя их личностному росту и саморазвитию.
Помимо организаций реализуются международные программы. Например, с 1995 года по инициативе США и России исполняется международный эколого-информационный проект «GLOBE» (Глобальное изучение и наблюдение для улучшения окружающей среды). В проекте принимает участие 11000 школ со всего мира. Программа заключается в том, что школьники проводят исследования в своей местности, а затем обмениваются полученными данными через Интернет как между собой, так и с международным научным сообществом, отсылая результаты исследований на центральный сервер НАСА в США[34].
Председатель Комиссии по экологической политике и охране окружающей среды Общественной Палаты РФ Владимир Михайлович Захаров отмечал, что большой вклад в развитие экологических программ США осуществляет американский бизнес. Он «финансирует программы перехода на экологически ориентированные стандарты поведения, инвестирует в переоснащение предприятий более «экологическим» оборудованием, поощряет фонды поддержки развития культуры и экологии»[35].
Подытоживая вышеизложенное, можно сказать, что, в целом, для США, также как для Германии и Великобритании, во-первых, характерен приоритет практической составляющей образования над теоретической, за счет внедрения проектного мышления, проведения экологических игр и прочих методов и форм образования. Во-вторых, формирование экологических представлений формируется через развитую систему экологического просвещения с использованием СМИ. В-третьих, велика роль общественных объединений и молодежных движений в формировании экологической культуры населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование экологической культуры населения является очень важной составной частью в жизнедеятельности любого общества. Наличие экологоориентированного мышления позволяет формулировать основные принципы взаимодействия в системе «человек-природа» в рамках обеспечения настоящего и дальнейшего благосостояния, как отдельной страны, так и мира в целом. Поэтому необходимость исследования экологической составляющей нашей жизни актуально и не подлежит сомнению.
Особую важность изучение данной сферы представляет для молодежи. Формирование экологической культуры выступает для них как воспитательный и развивающий элемент, необходимый для вхождения молодого поколения в глобальное информационное пространство. Благодаря участию в международных, общероссийских или локальных эколого-образовательных проектах (GLOBE, «ШПИРЭ»), деятельности молодежных экологических организаций и клубов, («Зеленая планета», «Зеленый крест»), занятиям научно-исследовательской деятельностью молодые люди способны постигать, отстаивать и защищать принятые в обществе ценности, нормы, традиции и инновации. Таким образом, происходит процесс социализации и воспитания личности молодого поколения.
Целью данной курсовой работы являлось изучение и анализ уровня развития экологического воспитания и образования молодежи в развитых странах: Великобритании, Германии и США.
В главе №1 были даны определения понятиям «экологическая культура» и «экологическое образование», а также выявлены их характерные особенности. Понятие экологической культуры, как выяснилось, является понятием сложным, интегративным и системным. Оно комплектуется из 3 составляющих: экологических знаний, экологического сознания и поведения человека в окружающей среде, а также практических умений и навыков по защите природы. Таким образом, экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия жителей нашей планеты с естественной средой обитания, которая представляется в виде теоретических сведений, моральных общепризнанных установок, ценностей, и способствующая становлению экологического сознания и формированию методов взаимной деятельности с экологической сферой. Экологическое образование - это процесс усвоения ценностей и знаний, благодаря которым формируется индивидуальная экологическая культура. Взаимосвязь между 2 понятиями выражается в том, что благодаря экологическому образованию, как феномену экологизации индивида, образуется коллективная, всеобщая экологическая культура.
Во второй части главы №1 были обозначены основные предпринятые международным политическим сообществом меры, направленные на установление экологической культуры. К ним мы отнесли: деятельность Римского клуба и опубликованный им доклад «Пределы роста», который обозначил 2 ключевые проблемы: исчерпаемость ресурсов и невозможность продолжения непрерывного экономического развития, введение концепции «устойчивого развития», как гармоничное развитие экологии, экономики и социума, «развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности»[36]. Большое внимание уделялось Конференции 1992 года в Рио-де-Жанейро и документам, принятым на ней: «Повестке дня на XXI век» и «Рамочной конвенции ООН по изменению климата». В результате был сделан вывод о том, что международные организации и страны, входящие в их состав, выступают за формирование устойчивой экосистемы и осуществляют деятельность, направленную на экологизацию общества в мировом пространстве.
В главе №2 рассматривались экоинициативы и активность отдельных государств: Великобритании, Германии и Соединенных Штатов Америки. В ходе прочтения специальной литературы был изучен опыт молодежной политики в сфере экологической культуры и образования за рубежом и выявлены следующие характерные тенденции:
1) Для формирования экологической культуры молодежи за рубежом используют непрерывный, всеобщий и комплексный стиль образования.
2) Изучение экологического материала происходит на всех ступенях образовательного процесса при использовании разных форм и методов. В начальной школе экологическое образование носит игровой характер, в старшей школе оно выражается в натуралистическом виде, проявляясь в проектном подходе, деятельности природоохранных организаций и полевых учебных центров.
2) Активно привлекаются средства массовой информации как основной инструмент просвещения и информирования общества о насущных экологических проблемах и состоянии окружающей среды в целом.
3) Устойчивость экосистемы и сохранение биологического разнообразия имеет приоритетный характер благодаря финансовой и законодательной поддержке государства.
4) Вовлечение в решение экологических проблем на локальном уровне способствует осознанию молодой личностью своей важности и необходимости, вследствие чего формируется сознание сопричастности мировому сообществу. Действие принципа: «Мыслить глобально - действовать локально».
5)Привлечение бизнеса для спонсирования и финансирования программ экологической направленности.
Выявление основных тенденций, способов и методов формирования экологической культуры за рубежом важен и полезен, так как полученные данные могут способствовать выявлению путей совершенствования экологической культуры в Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная и дополнительная литература:
1. Аграновская, И.А. Особенности взаимодействия экологической политики и экологического сознания (на примере Германии конца XIX- начала XXI века)/ И.А. Аграновская // Теория и практика общественного развития.-Краснодар:Хорс, 2012 г.-№2.- С.110-113.
2. Воедилова И.А. Экологическая культура как новое качество культуры//И.А.Воедилова// Астраханский вестник экологического образования.-Астрахань,2012 г.-№ 1 (19).-С.90-92.
3. Гизатуллин, Х.Н. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма/ Х.Н. Гизатуллин, В.А. Троицкий// Общественные науки и современность.- М., 1998 г.-№5.- С. 124-125.
4. Гильмиярова, С. Экологическое образование в американских университетах /С.Гильмиярова // Высшее образование в России.-М, 2006 г.-№ 12.- С.153-155
5. Гиляров А.М. Популярный экологический словарь./ A.M. Гиляров.– М.: Устойчивый мир, 1999.-186 с.
6. Гирусов, Э.В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность / Э.В. Гирусов // Библиотечное дело. –Спб.: Агенство Информ-Планета, 2010 г..-№ 3 (117). - С. 6-11.
7. Гордеева, Д.С. Современное состояние экологического образования в зарубежных странах/ Д.С. Гордеева // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Часть VI.- М.; Челябинск: «Образование», 2007.- С.178-180.
8. Гусев, А.А. Основные направления и этапы формирования экологической политики европейского союза /А.А. Гусев // Журнал личной, национальной и коллективной безопасности «Безопасная Евразия».-2007 г.-№2.-С.418-423
9. Захаров, В.М.-Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. — 340 с.
10. Корякова, А.Н. Концепции устойчивого развития в экологическом воспитании молодежи Великобритании/ А. Н. Корякова// Ярославский педагогический вестник.-Ярославль, 2010.- № 2.- с.38-42.
11. Кучай, Т.П Осуществление экологического воспитания учеников – главная мировая проблема/ Т.П. Кучай //Вектор науки ТГУ.-Тольятти,2010 г.-№2(2).-С.81
12. Лещинская, В.В. Экологическая культура для устойчивого развития / В.В. Лещинская // Научные и технические библиотеки.-М., 2006 г.- № 3. - С. 58-62.
13. Рипачева, Е.А. Модели интеграции отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры молодежи/ Е.А. Рипачева // Вестник БГУ: Педагогика и психология, теория и методика обучения.- Брянск,2010.-№4.- С.469-473
14. Симоненко, Н.И. Экологическая культура в современном социокультурном дискурсе: к определению онтологической сущности экологической культуры/ Н.И. Гирусов // Вестник Челябинского государственного университета Философия. Социология. Культурология.-Челябинск,2009 г.-- № 29 (167).- С. 63–67.
15. Фененко, А. Экологическая политика США. Беседы об Америке/ А. Фененко // Журнал теории международных отношений и мировой политики «Мировые процессы».- М, 2010 г.-№3 (24).-С.138-139
16. Шилова, В.С. Социально-экологическое образование студентов: сущность и принципы реализации/ В.С. Шилова // Научные ведомости БелГУ.-Белгород, 2009 г.-№6 (61).-С. 85-87.
Электронные источники:
1. Еnvironmental conservation in schools [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.britishecologicalsociety.org (Дата обращения: 18.05.15)
2. Fund for wild nature [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.fundwildnature.org/ (Дата обращения: 22.05.2015)
3. INFAS 70a, 70b, 71 // Umweltgutachten 1978. W. Kohlhammer. Verlag. Stuttgart.- 1978.- 446−447
4. International Joint Commission [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ijc.org/en_/ (Дата обращения: 22.05.2015)
5. Kyoto Protocol, United Nations Framework Convention on Climate Change [Электронный ресурс].- http://unfccc.int/kyoto_protocol/items/2830.php (Дата обращения: 13.05.15)
6. Rivers Without Borders [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://riverswithoutborders.org/ (Дата обращения: 22.05.2015)
7. United States Environmental Protection Agency [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.epa.gov/ (Дата обращения: 22.05.2015)
8. Глобальный фонд природы [Электронный источник].- Режим доступа: http://www.sociologyzone.ru/sogos-360-1.html (Дата обращения: 20.05.2015)
9. Киотский протокол рамочной конвенции ООН об изменении климата (на русском языке) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://unfccc.int/resource/docs/convkp/kprus.pdf (Дата обращения: 13.05.15)
10. Организации по озране окружающей среды в Британии[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://meduniver.com/Medical/Biology/272.html (Дата обращения: 18.05.15)
11. Отдел новостей и СМИ «Радио ООН» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/168812/#.VVhkQvntnBE (Дата обращения: 17.05.15)
12. Пресс-релиз Коалиции Чистая Балтика в связи с Конференцией НПО Балтийская Повестка 21 и встречей премьер-министров Балтийских стран в Риге 22-23 января 1998 года.[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.spb.org.ru/enwl/enwl3a2.htm (Дата обращения: 19.05.2015)
13. Проект Конституции ЕС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. europa.eu.int. (Дата обращения: 16.05.15)
14. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2005/cep/ac.13/cep.ac.13.2005.3.rev.1.r.pdf (Дата обращения: 17.05.15)
15. Центр новостей ООН [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=21843#.VVhuFvntnBF (Дата обращения: 17.05.15)
[1] Кучай, Т.П Осуществление экологического воспитания учеников – главная мировая проблема/ Т.П. Кучай //Вектор науки ТГУ.-Тольятти,2010 г.-№2(2).-С.81
[2]Шилова, В.С. Социально-экологическое образование студентов: сущность и принципы реализации/ В.С. Шилова // Научные ведомости БелГУ.-Белгород, 2009 г.-№6 (61).-С. 85-87.
[3] Гирусов, Э.В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность / Э.В. Гирусов // Библиотечное дело. –Спб.: Агенство Информ-Планета, 2010 г..-№ 3 (117). - С. 6-11.
[4] Симоненко, Н.И. Экологическая культура в современном социокультурном дискурсе: к определению онтологической сущности экологической культуры/ Н.И. Гирусов // Вестник Челябинского государственного университета Философия. Социология. Культурология.-Челябинск,2009 г.-- № 29 (167).- С. 63–67.
[5] Гирусов, Э.В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность / Э.В. Гирусов // Библиотечное дело. – Спб.: Агенство Информ-Планета, 2010 г.-№ 3 (117). - С. 6-11.
[6] Лещинская, В.В. Экологическая культура для устойчивого развития / В.В. Лещинская // Научные и технические библиотеки.-М., 2006 г.- № 3. - С. 58-62.
[7] Кучай, Т.П Осуществление экологического воспитания учеников – главная мировая проблема/ Т.П. Кучай //Вектор науки ТГУ.-Тольятти, 2010 г.-№2(2).-С.81
[8]Фененко, А. Экологическая политика США. Беседы об Америке/ А. Фененко // Журнал теории международных отношений и мировой политики «Мировые процессы».- М, 2010 г.-№3 (24).-С.138-139
[9] Документ ООН A/CONF.151/26/Rev.1 (Vol. I), стр. 3–7.
[10] Киотский протокол рамочной конвенции ООН об изменении климата (на русском языке) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://unfccc.int/resource/docs/convkp/kprus.pdf (Дата обращения: 13.05.15)
[11] Kyoto Protocol, United Nations Framework Convention on Climate Change [Электронный ресурс].- http://unfccc.int/kyoto_protocol/items/2830.php (Дата обращения: 13.05.15)
[12] Проект Конституции ЕС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. europa.eu.int. (Дата обращения: 16.05.15)
[13] Гусев, А.А. Основные направления и этапы формирования экологической политики европейского союза /А.А. Гусев // Журнал личной, национальной и коллективной безопасности «Безопасная Евразия».-2007 г.-№2.-С.418-423
[14] Захаров, В.М.-Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. — 340 с.
[15] Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2005/cep/ac.13/cep.ac.13.2005.3.rev.1.r.pdf (Дата обращения: 17.05.15)
[16] Центр новостей ООН [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=21843#.VVhuFvntnBF (Дата обращения: 17.05.15)
[17] Отдел новостей и СМИ «Радио ООН» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/168812/#.VVhkQvntnBE (Дата обращения: 17.05.15)
[18] Корякова, А.Н. Концепции устойчивого развития в экологическом воспитании молодежи Великобритании/ А. Н. Корякова// Ярославский педагогический вестник.-Ярославль, 2010.- № 2.- с.38-42.
[19]Еnvironmental conservation in schools [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.britishecologicalsociety.org (Дата обращения: 18.05.15)
[20] Организации по охране окружающей среды в Британии [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://meduniver.com/Medical/Biology/272.html (Дата обращения: 18.05.15)
[21] INFAS 70a, 70b, 71 // Umweltgutachten 1978. W. Kohlhammer. Verlag. Stuttgart.- 1978.- 446−447
[22] Аграновская, И.А. Особенности взаимодействия экологической политики и экологического сознания (на примере Германии конца XIX- начала XXI века)/ И.А. Аграновская // Теория и практика общественного развития.-Краснодар:Хорс, 2012 г.-№2.- С.110-113.
[23] Гордеева, Д.С. Современное состояние экологического образования в зарубежных странах/ Д.С. Гордеева // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Часть VI.- М.; Челябинск: «Образование», 2007.- С.178-180.
[24] Источник тот же.
[25] Гордеева, Д.С. Современное состояние экологического образования в зарубежных странах/ Д.С. Гордеева // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Часть VI.- М.; Челябинск: «Образование», 2007.- С.178-180.
[26] Пресс-релиз Коалиции Чистая Балтика в связи с Конференцией НПО Балтийская Повестка 21 и встречей премьер-министров Балтийских стран в Риге 22-23 января 1998 года.[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.spb.org.ru/enwl/enwl3a2.htm (Дата обращения: 19.05.2015)
[27] Глобальный Фонд Природы [Электронный источник].- Режим доступа: http://www.sociologyzone.ru/sogos-360-1.html (Дата обращения: 20.05.2015)
[28] Гильмиярова, С. Экологическое образование в американских университетах /С.Гильмиярова // Высшее образование в России.-М, 2006 г.-№ 12.- С.153-155
[29] Гордеева, Д.С. Современное состояние экологического образования в зарубежных странах/ Д.С. Гордеева // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Часть VI.- М.; Челябинск: «Образование», 2007.- С.178-180.
[30] Fund for wild nature [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.fundwildnature.org/ (Дата обращения: 22.05.2015)
[31]International Joint Commission [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ijc.org/en_/ (Дата обращения: 22.05.2015)
[32] Rivers Without Borders [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://riverswithoutborders.org/ (Дата обращения: 22.05.2015)
[33] United States Environmental Protection Agency [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.epa.gov/ (Дата обращения: 22.05.2015)
[34] Рипачева, Е.А. Модели интеграции отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры молодежи/ Е.А. Рипачева // Вестник БГУ: Педагогика и психология, теория и методика обучения.-Брянск,2010.-№4.- С.469-473
[35] Фененко, А. Экологическая политика США. Беседы об Америке/ А. Фененко // Журнал теории международных отношений и мировой политики «Мировые процессы».- М,2010 г.-№3 (24).-С.138-139
[36] Гизатуллин, Х.Н. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма/ Х.Н. Гизатуллин, В.А. Троицкий// Общественные науки и современность.- М., 1998 г.-№5.- С. 124-125.