Основные направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьёй

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Факультет: Управления 

Кафедра : Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

Специальность: Психолого-педагогическое образование

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Социально-педагогическая деятельность         

Тема: Основные направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьёй

Выполнил студент  второго курса группы УСс 28.1/Б-14

Громова Ксения Михайловна

Количество слов в работе: 5 839

 

Руководитель работы: Пшеничная Виктория Викторовна

 

К защите __________________________

 

Работа защищена с оценкой___________

Москва 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........

3

Глава 1ТЕОРЕРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЁЙ…………………………...

5

1.1 Понятие «семьи» и виды семей……………………………………………

5

1.2.Неблагополучная семья и её проблемы ………………………………...

12

1.3. Общие концептуальные основы работы социального педагога с неблагополучной семьей ………………………………………………………

20

Выводы по главе ……………………………………………………………….

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...

30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

32

Введение

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье, формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, навыками необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

В последние годы внезапные смены в экономике, политическом деятеле и общественной сфере в России плохо сказались на материальной стороне семьи, однако и на отношениях между ее членами и, до этого только между родителями - детьми. Увеличился степень семей, в каких падает ее преподавательский потенциал, сносится авторитет домашних ценностей, возрастает количество разводов, подъем преступности в сфере семейно-домашних взаимоотношений. Данные и остальные симптомы дезорганизации семьи говорят о кризисности передового шага ее становления и повышении численности неблагополучных домашних союзов, в особенности семей злоупотребляющих алкогольными напитками.

Актуальность темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный преподаватель имеет возможность проявить многостороннюю содействие такого семейства семьям, оказавшимся в сложной ситуации, привнести вклад в дело закрепления семьи.

Среди учёных, которые занимались изучением неблагополучный семьи можно назватьБ.Н. Алмазова,М.И. Буянова,М.А. Галагузову,В.В. Юстицкиса и других.

Цель исследования: проанализировать социально – педагогическую деятельность с неблагополучной семьёй.

Объект: семья как социальный институт воспитания.

Предмет: деятельность социального педагога с неблагополучными семьями в общеобразовательном учреждении.

Задачи исследования:

1.Проанализировать педагогическую, психологическую и социологическую литературу по проблеме исследования.

2.Выявить проблемы неблагополучной семьи в современных условиях.

3.Определить методы и формы работы социального педагога с неблагополучной семьёй в общеобразовательном учреждении.

Теоретические аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьей.

ГЛАВА I.

ТЕОРЕРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЁЙ.

1.1 Понятие «семьи» и виды семьи

Семья — это относительно небольшая группа людей, основанное на браке и кровном родстве, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

§   В социологии семья рассматривается сразу и как небольшая социальная категория и принципиальный социальный ВУЗ. Как социальный ВУЗ семья проходит разряд шагов, очередность каких формируется в актуальный цикл семьи. Ученые семьи традиционно выделяют последующие фазы данного цикла:

§   вступление в первый брак — образование семьи;

§   начало деторождения — рождение первого ребенка;

§   окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

§   «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

§   прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

Согласно трактовке С.И. Ожегова, семья это - группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно выделить:

         репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — основная функция семьи;

         воспитательная — изначальная социализация деток, их образование, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

         домовито-домашняя - знание семейного хозяйства, выход из-за детками и старыми членами семьи;

         финансовая - материальная помощь не достигшах совершеннолетия и нетрудоспособных членов семьи;

         функция изначального общественного контролирования — регламентация нравственной ответственности в отношениях междучленам и семьи:

         религиозно-высоконравственная - формирование персоны всякого члена семьи;

         общественно-статусная - предоставление конкретного общественного статуса членам семьи, воспроизводство общественной текстуры;

         досуговая - организация оптимального досуга, взаимообогащение интересов;

         чувственная - обнаруживание эмоциональной помощи членам семьи.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

      моногамия — супружество 1-го представители сильного пола с одной дамой в одно время:

      многобрачие — супружество, допускющий присутствие нескольких партнеров в семействе. Знамениты 3 формы полигамного брака:

      пакетный супружество, как скоро некоторое количество парней и некоторое количество дам сразу пребывают в брачных отношениях.

      полигамия (многомужество) .

      полигиния (многоженство) - исключительно известная посреди всех форм полигамного брака, есть в мусульманских государствах.

Виды семей в зависимости от текстуры схожих взаимосвязей:

      нуклеарная (обычная), состоящая из опекунов и не достигшах совершеннолетия деток;

      расширенная (непростая), представленная 2-мя и наиболее поколениями семей.

В. Сатир считает, будто в истиннее время есть 2 вида семей: зрелая семья и проблематичная семья. Зрелая семья проживает собственной особенной необыкновенной жизнью, при данном имеют немало всеобщего в построении взаимоотношений приятель с ином. Проблематичные семьи еще имеют немало всеобщего, самостоятельно от заморочек. В. Сатир разглядывает данные 2 вида семей. Проблематичную семью, к огорчению следовательно сходу. Таковая семья холодна в обращение и в отношениях приятель с ином, дискомфортная. В таковой семье любому члену семьи отдельно, обидно и печально. В таковой семье ощущается усилие. При данном они имеют все шансы существовать сообразно отношению приятель к приятелю воспитанными и вежливыми. Сообразно воззрению В. Сатир наверное проистекает поэтому, будто все информаторы жизни блокированы.

В истиннее время выделяют последующие разновидности семей:

1. Благоприятная семья

2. Неблагополучная семья (проблематичная, конфликтная, кризисная )

3. Семьи категории риска (деструктивная, неполная, ригидная, псевдо солидарная, распавшаяся семьи ).

Рассмотрим каждую из семей.

Психотерапевт К.Г. Роджерс выделил положительные характеристики благополучных семей:

- общение, предполагающее открытое самовыражение,

- преданность и сотрудничество в семье;

- гибкость отношений,

- самостоятельность.

В благоприятных семьях так же проявляются проблемы. Их трудности, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

- с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («чрезмерная опека»);

- с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучные семьи (проблематичные, конфликтные, кризисные). Психологические трудности появляются из-за неудовлетворения необходимостей одного либо нескольких членов семьи перед действием сверхсильных внутрисемейных и обще социальных жизненных причин. Основной проблемой, как правило, считается положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей часто появляются разные психогенные отличия: проекция на ребенка личных ненужных свойств, жестокость и эмоциональное отклонение, отсталость родительских эмоций и т.д.

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С.Торохтий, 1996).

Неблагополучные семьи. В отношениях мужей и деток наличествует сферы, в каких интересы, необходимости, намерения и хотения членов семьи приезжают в стычка, порождая мощные и долгие нехорошие чувственные состояния. Супружество владеет вероятность длительно сохраняться спасибо обоюдным уступкам и компромиссам, а еще другим скрепляющим его причинам.

Неблагополучные семьи. Противостояние интересов и необходимостей членов семьи перемещает особенно острый нрав и захватывает принципиальные сферы жизнедеятельности домашнего союза. Члены семьи занимают непримиримые, и в том числе и злобные позиции сообразно отношению приятель к приятелю, никак не соглашаясь ни на какие уступки либо компромиссные решения. Кризисные браки распадаются либо пребывают на границы распада.

Проблематичные семьи. Для их типично возникновение особенно тяжелых обстановок, способных привести к распаду брака. К примеру, неимение жилища, томная и длительная заболевание первого из мужей, неимение средств на оглавление семьи, порицание из-за уголовное грех на долгий срок и цельный разряд остальных, чрезвычайных житейских событий. В прогрессивной России наверное более известная группа семей, для конкретной доли каких вероятны виды обострения домашних отношений либо возникновение тяжких психических расстройств у членов семьи.

Семьи группы риска.

Разговаривая о семье как о факторе, подстрекающем использование ребенком психоактивных препаратов, мы владеем в виду последующее.

Фактически во всех вариантах подростковой и юношеской наркомании мы открываем в период, предыдущий наркотизации, симптомы 1-го из типов семей:

Деструктивная семья (независимость и сепарация отдельных членов семьи, неимение взаимности в психологических контактах, постоянный брачный либо родительско-ребяческий инцидент);

Неполная семья (Вотан из опекунов отсутствует, будто порождает различные индивидуальности домашних взаимоотношений и до этого только размытые рубежа меж мамой и чадом);

Ригидная, псевдо солидарная семья (имеется абсолютное преобладание 1-го из членов семьи, твёрдая регламентация домашней жизни, запрещающий вид обучения);

Распавшаяся семья (т.е. обстановка, как скоро Вотан из опекунов проживает раздельно, однако бережёт контакты с бывшей семьей и продолжает делать в ней какие-или функции, при данном сберегается мощная чувственная подневольность от него).

Отличительными чертами таковых семей считаются:

- очень чувственное, ранимое и нездорово известие молодых людей к собственным опекунам и их дилеммам (есть в виду острые, нездоровые реакции на домашнюю обстановку). Ежели при данном в семье находится прохладная в общении, неэмоциональная, взыскательная и несердечная мама, то обстановка обретает величайшую остроту;

- часто в семьях наркотизирующихся молодых людей в период, предыдущий наркотизации, имеется конформизм и потворство опекунов, вплоть по готовности идти на предлогу у ребенка. Почаще только это поведение опекунов — типичный метод избегания чувственно-недалёких взаимоотношений с ребенком: «Я устрою, как ты желаешь, лишь отстань...» либо «Будто еще тебе необходимо? У тебя все имеется...»;

- внедрение малыша как средства давления и манипуляции женами приятель ином («Никак не ори на меня: наблюдаешь, малыш от данного мучается!»);

- нелогичность в отношениях с чадом: от наибольшего принятия по наибольшего отвержения. Малыша то приближают к себе, то отдаляют самостоятельно от необыкновенностей его поведения;

- никак не втянутость членов семьи в жизнь и дела приятель приятеля (как скоро все вблизи, однако никак не совместно; как скоро домашняя жизнь низводится по общего обихода);

-руководящий манера взаимоотношений и чувственное отклонение;

- перепутанные дела и размытые (смутные) промеж поколенные рубежа. Прародители (дедушки и бабули) деятельно ввязываются в жизнь семьи, продолжая взращивать теснее зрелых деток, при данном сообразно отношению к потомокам почаще только находится гиперпротекция и потворство. То, будто никак не разрешают предки, позволяют дед и бабуля и т.п.

Приведенные индивидуальности домашней ситуации приводят к увеличению зарубка наркотизации, до этого только потому, будто у малыша никоим образом никак не создается чувство ответственности из-за себя, собственную жизнь и собственные деяния.

Мы узнали, что семья – наверное, маленькая социальная группа общества, принципиальная выкройка организации личного обихода, базирующаяся на брачном объединении и схожих связях, то наличествует на многосторонних отношениях меж мужем и женой, опекунами и детками, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими совместно и водящими сплошное хозяйство.

Таким образом, семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики:

семья – малая социальная группа общества;

семья – важнейшая форма организации личного быта;

семья – супружеский союз;

семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

1.2 Неблагополучная семья и её проблемы

Неблагополучная семья – такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются “трудные” дети.” ( по В.М. Целуйко).

Есть две категории неблагополучных семей: первую категорию сочиняют семьи с очевидной (раскрытой) формой неблагополучия: наверное этак именуемые конфликтные, проблематичные семьи, асоциальные, безнравственно-криминальные и семьи с недочетом воспитательных ресурсов. Вторую категорию предполагают снаружи респектабельные семьи, образ жизни каких никак не вызывает беспокойства и приреканий со стороны населению, но ценностные установки и поведение опекунов в их грубо расползаются с общечеловеческими нравственными ценностями, будто никак не имеет возможность никак не отразиться на высоконравственном виде воспитывающихся в таковых семьях ребятах.

Семьи с открытой формой неблагополучия.

Дисфункциональные семьи с алкогольной зависимостью. Жизнь детей в подобных семьях становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Признаки таких семей:

•        Неясность, туманность пределов собственного Я.

Так как вся жизнь семьи неупорядоченная, непредсказуема, то нередко детки никак не понимают, какие их ощущения нормальны, а какие – ненормальны, утрачивают верность эмоциональной земли перед ногами. Амбивалентность дотрагивается почти всех сторон жизни семьи. Наверное приводит к нечёткости пределов персоны.

•        Отречение.

Почти все в жизни алкогольной семьи выстроено на ереси, потому ребёнку посещает иногда тяжело различить истину. Зрелые пробуют отвергать нехороший нрав событий, происходящих в семье, из-из-за что малыш прекращает разуметь, будто на самом деле проистекает кругом него.

•        Непостоянство.

Так как необходимости малыша довольствуются от варианта к случаю, никак не в наполненном размере, и он проверяет недостаток интереса к себе со стороны зрелых, у него возникает закономерное хотение, чтоб им промышляли. Он пробует притянуть интерес к себе хоть какими легкодоступными методами, подключая девиантные и деликвентные формы поведения.

•        Невысокая саммнение.

Система обучения в таковой семье принуждает малыша уверовать в то, будто он в какой-никакой-то ступени виноват в происходящем. Всё наверное вышло поэтому, будто он был мало неплохим, сделал немало погрешностей. В конце концов, он “заслуживает” все то нехорошее, будто с ним проистекает. Этак равномерно теряется самолюбие, а причина зрелых переносится на себя.

•        Недочет информации о том, как работают здоровые семьи.

В здоровой семье формируются пригодные условия для духовного подъема, будто дозволяет любому члену семьи обладать собственные рубежа почитаемые всеми. Сообразно-иному есть семья с алькогольнозависимыми членами: воздух в ней нестабильная, так как алкоголизма занимает немало энергии, копия в благоприятной семье тратится на поддержание подходящего эмоционального климата.

Психология ребёнка из алкогольной семьи.

Дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией. Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определёнными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведёт к вероятности попасть в группу социального риска. Ребёнок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. Но, пожалуй, самыми уязвимыми дети становятся в подростковом возрасте. Подросток не только глубоко переживает трагедию обусловленную пьянством родителей, но и часто сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности. Подросток становится грубым, чёрствым, злобным по отношению к самым близким ему людям. Его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошённость, нарастает вялость, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться, рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам.

Зарубежными учёными, занимающимися проблемами детей из алкогольных семей, выделен ряд семейных условий, которые больше всего влияют на становление личности.

Это:

·        Этот ужасный секрет семьи - родители пытаются скрыть от детей всё плохое, что связано с пьянством, хотя сделать это трудно. Сокрытие семейных проблем становится образом жизни.

·        Жизнь в укрытии – по мере взросления дети начинают понимать, что люди осуждают пьянство, и особенно пьющих родителей. Поэтому всеми силами они стараются скрыть позор своей семьи от соседей, родственников и сверстников. Чем больше секретности, тем больше запутанности, конфликтов и ссор, отчуждённости членов семьи, психологической изоляции и одиночества.

·        Что же реально? – ребёнку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Ребёнок чувствует своё бессилие, не видит выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу, предчувствует опасность.

·        Послания с двойным смыслом – Довольно часто ребёнок из алкогольной семьи слышит такое, что содержит в себе противоречивый смысл. Это информация с двойным смыслом. Например, мать говорит ребёнку: “Я тебя люблю, иди, гуляй, не мешай мне работать”. Парадоксальна также ситуация, когда родители требуют от ребёнка говорить только правду, а сами всеми силами пытаются скрывать от окружающих то, что происходит в семье.

·        Борьба, конфликты,ссоры – Словесные ссоры и сопровождающая их словесная агрессия оказывают на ребёнка психотравмотическое воздействие. Часто в родительских конфликтах, он видит свою вину и сам ищет решение семейной проблемы. Постоянные ссоры, споры и конфликты приводят к тому, что ребёнок усваивает подобный стиль взаимоотношений с людьми.

·        Страхи, тревожные предчувствия – поведение пьющих отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются низменные чувства человека, родители используют угрозы для демонстрации своей силы. Всё это делает атмосферу в семье тревожной и тягостной.

·        Разочарования - в алкогольной семье родители обычно не выполняют своих обещаний. Подобное отношение родителей не проходит бесследно. Дети перестают доверять всем кто их окружает. Выходцы из алкогольных семей даже став взрослыми продолжают предчувствовать разочарования и никому ни в чём не доверяют, зачастую оставаясь социально незрелыми, инфантильными.

•        Очень скорое взросление – Детки в алкогольных семьях взрослеют скорее сообразно сопоставлению с детками из благоприятных семей. Взрослые детки обязаны хватать на себя родительские функции сообразно решению реально-домашних заморочек и предложению поддержки младшим братьям и сёстрам. Взросление таковых деток принужденное, и они никак не выучились распределяться собственными переживаниями. Безжалостность опекунов порождает безжалостность деток. Эти люди живут с ощущением, будто их обобрали, и незаслуженно проецируют родное возмущение на тех, кто вблизи с ними.

•        Оскорбления и унижения, подключая определенное и тайное сексапильное принуждение – пьющие предки теряют контроль из-за собственным поведение. Они имеют все шансы выразить телесное принуждение сообразно отношению к ребятам, никак не ощущая и никак не соизмеряя собственную мощь, непроизвольно поранить малыша либо в том числе и нанести ему увечье. Достаточно распространены в алкогольных семьях формы санкции, унижающие человечное амбиция: отнятие малыша еды, блокирование на длительное время в непроветриваемом помещении. Почти все дети, в особенности девочки, подвергаются сексапильным оскорблениям со стороны пьющего основателя. Результаты данной злости появляются в облике глубочайших эмоциональных травм, сказывающихся на всей следующей жизни подвергшегося сексапильному давлению человека.

•        Запущенный малыш – ребятам в алкогольных семьях нередко никак не снабжен, в том числе и самый-самый простый выход, будто дает опасность их физиологическому и психическому самочувствию. Итог родительского игнорирования совсем быстро затевает обнаруживаться в неумении деток разуметь положение иного человека, сострадать и сопереживать ему.

•        Заниженная саммнение, недочет самоуважения – неимение хлопоты и интереса со стороны опекунов содействует формированию заниженной самомнения. Фактор неимения родительской любви детки начинают находить в себе и прибывают к выводу, будто они ее никак не благородны. Ребенок расценивает себя этак, как расценивают его важные для него люди – предки. Он тянет эмоция позора и вины из-за семью. Все, наверное имеет место быть в облике недостающего ощущения личного плюсы.

•        Жизнь в мире выдумок. Легенды, подсобляющие жить. Настоящая жизнь, с которой соприкасаются детки из алкогольных семей, доставляет им массу противных переживаний, от каких они пробуют выйти в мир выдумок. Детки выдумывают сообразно предлогу такого, чтоб их жизнь была иной, ежели бы они появились в иное время, в иной семье. В итоге таковых выдумок у деток имеют все шансы накладываться искажённые представления о находящемся вокруг мире и собственном месте в нём.

Важные индивидуальности процесса взросления деток из алкогольных семей содержатся в том, будто:

1.      детки растут с позицией, будто мир – наверное опасное пространство, и полагаться людям невозможно;

2.      детки обязаны укрывать собственные настоящие ощущения и треволнения, чтоб существовать принятыми зрелыми;

3.      детки ощущают чувственное отклонение зрелых, как скоро сообразно неосторожности дозволяют оплошности, как скоро никак не выгораживают надежды зрелых, как скоро беспрепятственно, показывают собственные ощущения и необходимости;

4.      детки, в особенности взрослые в семье, вынужденно берут на себя обязанность из-за поведение остальных людей. Их нередко судят из-за деяния и ощущения их опекунов;

5.      предки никак не делят эмоций и никак не подтверждают поведения малыша, порицание его действий сформировывает негативную оценку его персоны в целом;

6.      детки ощущают себя заброшенными;

7.      предки имеют все шансы никак не принимать малыша как отдельное вещество, владеющее собственной своей ценностью;

8.      саммнение опекунов имеет возможность находиться в зависимости от поведения малыша;

9.      ощущения, которые как скоро-то появились у малыша в семье, стают двигающими мощами в его предстоящей жизни. Наверное ужас, причина, оскорбление, злоба.

Избежание и разрешения домашних инцендентов.

Несогласия в хоть какой семье неминуемы, потому нужно выучиться выискать рациональные варианты разрешения появившихся домашних проблем, задач и заморочек, никак не ущемляя плюсы приятель приятеля.

Обычные варианты окончания инцендентов:

•        Насилие – волевое надвязывание такового решения, которое организует только организатора инцендента. Негативные результаты: ущемляются права членов семьи, унижается их амбиция, достигается наружное благоденствие, а на самом деле в хоть какой эпизод имеет возможность настать упадок.

•        Конфронтация – никто из соучастников ни воспринимает сделку иного, скапливается негативизм взаимоотношений.

•        Выход от разрешения появившегося противоречия – инцидент остаётся, а развязка только приостанавливается.

•        Сглаживании инцендента – дозволяет сбросить усилие, достигнуть обычных взаимоотношений, однако никак не постоянно.

•        Компромисс - явный розыск более комфортного и правосудного для двух сторон решения

•        Увлекаться партнёром – взять в толк никак не лишь позитивные свойства напарника, однако и его трудности и слабенькие стороны.

•        Выслушивать напарника – знание пристально выслушивать гарантирует неплохой контакт с людьми и нередко посещает значимым, нежели знание разговаривать.

•        Разговаривать о том, будто интересует напарника – разговаривающий обязан ощущать, будто собеседник никак не лишь ощущает его, однако и смотрит из-за ходом его идеи.

•        Никак не злоупотреблять оценкой - если мы затеваем осуждать, то нам дадут ответ тем ведь. Осуждая человека, нужно подметить и будто-или позитивное.

•        Существовать осмотрительней с указами – надлежит их охватить в форму вопросца либо пожелания о поддержки.

•        Разуметь собственные оплошности – ежели взять в толк собственную оплошность и поправить, то свары либо инцендента никак не имеет возможность существовать.

•        Держать в голове, будто стоит из-за хвалой – в беседе чуть-чуть идеализировать напарника.

•        Зайти в состояние иного - попытаться взять в толк обстановку и треволнения напарника, он станет наиболее толерантен и отыщет верный вывод, чтоб избежать инцендента.

•        Никак не браниться – деструктивная размолвка только увеличивает усилие и эмоция несправедливости, однако никак не постановляет появившейся трудности.

•        Усмехаться – вежливая ухмылка противоположна инциденту .Расположение просто передаётся. Нежность и доброжелательность 1-го вызывают подобную ответную реакцию у иного, снимая усилие.

Существуют семьи со скрытой формой неблагополучия.

1.    Недоверчивая семья – повышенная настороженность по отношению к окружающим;

2.    Легкомысленная семья – беззаботное отношение к будущему, стремление жить исключительно сегодняшним днём;

3.    Хитрая семья – ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении целей. Главным считается добиться успеха кратчайшим путём.

4.    Семьи, ориентированные на успех ребёнка – ребёнок боится, что его будут любить до тех пор ,пока он делает всё хорошо.

5.    Семьи состоятельных людей – возникает отлаженность в отношениях, отсутствие широкой поддержки, тепла и участия при возникновении трудностей и проблем.

Посыла домашнего неблагополучия далековато никак не этак элементарны, как встречается на первый взор. Неожиданные замены в экономике, политическом деятеле, и общественной сферы России нехорошо сказались никак не лишь на материальной стороне семьи, но и на отношениях меж ее членами, и по данного лишь меж опекунами и детками. Во-первых, увеличился разрыв меж жизненными ценностями разных поколений. Во-вторых, возрос степень притязаний со стороны опекунов к личные ребятам в аспектах различно уровневого изучения в образовательных школах, гимназиях, лицеях; и в конце концов, в – 3, наличествует действие завышенных социальных притязаний.

1.3 Общие концептуальные основы работы социального педагога с неблагополучной семьей.

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия).

Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный преподаватель сообразно личному профилю назначению устремляется сообразно способности предупредить делему, впору найти и аннулировать посыла, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного семейства отрицательных явлений (общественного, физического, общественного и т. п. планы). Социальный педагог никак не ожидает, как скоро к нему обратятся из-за помощью. В этической форме он сам «значит» на контакт с семьей.

Объектом действия общественного преподавателя имеют все шансы существовать малыш в семье, зрелые члены семьи и хозяйка семья, в целом, как коллектив.

Активность общественного преподавателя с семьей подключает 3 главных сочиняющих общественно - педагогической поддержки: образовательную, эмоциональную и посредническую.

Образовательная сочиняющая подключает в себя 2 направленности деловитости общественного преподавателя: содействие в обучении и воспитании.

Содействие в обучении ориентирована на предупреждение появляющихся домашних заморочек и создание педагогической культуры опекунов.

Содействие в воспитании ведется социальный преподавателем, в первую очередность, с опекунами - маршрутом их консультирования, а этак ведь с чадом средством сотворения особых воспитательных обстановок для решения задачки актуальной поддержки семье в целях ее закрепления и более совершенного применения ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных взаимоотношений проистекает, в главном, как скоро в семье есть психическое принуждение над чадом, приводящее к нарушению его сердито - психического и физиологического состояния. По последнего медли данному действу никак не уделялось подобающего интереса. К этому виду давления относится запугивание, обида малыша, бесславие его чести и плюсы, повреждение доверия.

Перекупщицкий составляющую общественно - педагогической поддержки подключает в себя 3 сочиняющие: содействие в организации, координации и уведомление.

Содействие в организации ориентирована на компанию домашнего досуга, подключающую в себя: компанию выставок - продаж изношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов сообразно заинтересованностям, компанию домашних праздничков, состязаний, курсов сообразно ведению семейного хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Содействие в координации ориентирована на активизацию разных ведомств и служб сообразно общему разрешению трудности определенной семьи и расположения определенного малыша.

Содействие в информировании ориентирована на снабжение семьи информацией сообразно вопросам общественной охраны. Она ведется в форме консультирования. Вопросы имеют все шансы дотрагиваться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав деток, дам, инвалидов, этак и заморочек, которые есть внутри семьи.

Соц преподаватель при труде с семьей выступает в 3-х главных ролях:

Советчик - сообщает семью о значимости и способности взаимодействия опекунов и деток в семье; ведает о развитии малыша; отчуждает педагогические рекомендации сообразно обучению деток.

Эксперт - консультирует сообразно вопросцам домашнего законодательства; вопросцам межличностного взаимодействия в семье; сообщает о имеющихся способах обучения, нацеленных на определенную семью; объясняет опекунам методы сотворения критерий, нужных для обычного становления и обучения малыша в семье.

Заступник - оберегает права малыша в случае, как скоро приходится сталкиваться с совершенной деградацией персоны опекунов (пьянство, наркомания, ожесточенное известие к ребятам) и вытекающими из данного неуввязками неустроенности обихода, неимение интереса, человечного дела опекунов к ребятам.

Одна из форм работы общественного преподавателя с семьей - соц патронаж, представляющая собой посещение семьи на жилищу с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, дозволяющая определить и помогать долгие взаимосвязи с семьей, вовремя выявляя ее проблематичные ситуации, оказывая срочную содействие.

Патронаж отчуждает вероятность следить семью в ее природных критериях. Будто дозволяет обнаружить более инфы, нежели лежит на плоскости. Прочерчивание патронажа просит соблюдения ряда этических основ: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия поддержки, конфиденциальности, потому надлежит выискать способности оповещать семью о дальнейшем визите и его целях.

Патронаж имеет возможность проводиться со последующими целями:

- диагностические: ознакомление с критериями жизни, исследование вероятных причин зарубка (медицинских, социальных, домашних), изучение сформировавшихся проблематичных обстановок;

- контрольные: критика состояния семьи и малыша, динамика заморочек (ежели контакт с семьей вторичный); тест хода реабилитационных событий, исполнения опекунами советов и пр.;

- адаптационно - реабилитационные: обнаруживание определенной образовательной, посреднической, эмоциональной поддержки.

Постоянные патронажи нужны в отношении неблагополучных и до этого только асоциальных семей, неизменное надзор из-за коими в какой-никакой- то мерке дисциплинирует их, а этак ведь дозволяет вовремя обнаружать и мешать появляющимся кризисным обстановкам.

Наравне с патронажем, занимающим принципиальное пространство в деловитости общественного преподавателя, надлежит отметить консультационные разговоры как одна из форм работы с семьей. Консультирование, сообразно определению, специализировано в главном для предложения поддержки фактически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении житейских задач.

Социальный преподаватель, работая с семьей, имеет возможность применять более известные приемы консультирования: чувственное инфицирование, вдохновение, уговаривание, художественные аналогичности, мини - тренинги и пр.

Наравне с персональными консультативными разговорами, имеют все шансы использоваться массовые способы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Общественно - психический тренинг ориентируется как область фактической психологии, направленная на внедрение функциональных способов пакетный эмоциональной работы с целью становления компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Еще один выкройка работы общественного преподавателя с семьей - общественно - преподавательский прогноз семьи - наверное научно аргументированная система периодического сбора, обобщения и разбора общественно - педагогической информации о действиях, протекающих в семье, и принятие на данной базе стратегических и тактических решений.

Главные взгляды прогноза : полнота, аутентичность, системность информации; результативность получения сведений и их постоянная актуализация; соизмеримость получаемых этих, коия гарантируется согласием избранных позиций при сборе и разборе инфы; хитросплетение обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Суть общественно - педагогического прогноза семьи состоит в комплексном применении всех источников этих о действиях и событиях домашней жизни, как носящих природный нрав (информация, предлагаемая членами семьи сообразно своей инициативе; конкретное и опосредованное надзор, фантазирования и графические работы деток о семье и т. д.), этак и приобретенных в ходе умышленно санкционированного изучения (выборочный опрос, опрашивание, способ экспертных оценок, биографический способ, психологические способа на обнаружение характеристик внутрисемейных взаимоотношений и т. д.)

Главную роль в претворении в жизнь общественно - педагогического прогноза играет знание общественного преподавателя классифицировать сбор информации и приобретенные итоги. Методик систематизации имеет возможность существовать некоторое количество. Осмотрим Вотан из их.

Так как семья - наверное непростая система, социальный преподаватель воспринимает во интерес подсистемы внутри семьи, дела меж индивидуумами и подсистемами.

Родительская подсистема (мама - основатель). Социальный преподаватель сосредоточивает интерес на содействии брачной пары в качестве опекунов малыша (деток), принятые в семье общепризнанных мерок отношений: мама - детки, основатель - детки, манера родительского дела.

Воспитательский потенциал семьи во многом ориентируется вхождением и нравом функционирования родительской подсистемы. Оплошности, которые дозволяют предки, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах притязаний и воздействие семьи на малыша.

Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями - сестрами.

Отношения между детьми в семье - незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина».Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.

Общественно - педагогическая активность с семьей будет эффективна, ежели она станет базирована на комплексном раскладе. Он подразумевает исследование и внедрение этих демографии (изучение рождаемости), социологии и общественной психологии (исследование и тест довольства браком и семейными отношениями, событий домашних инцендентов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (обиход, культурные особенности); летописи и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы домашнего счастья, длинна); религии. Метод работы общественного преподавателя с неблагополучной семьей

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи

7 этап: составле6ние карты семьи

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей

Таковым образом, социальный преподаватель затевает работу с неблагополучной семьёй с исследования обстоятельств неблагополучия в семье, т.е. ее необыкновенностей, целей, ценностных ориентиров, а этак ведь изучение жилищных критерий неблагополучной семьи. Опосля исследования оформляется диаграмма семьи, в которую вступает Ф.И.О. опекунов и членов семьи, живущих совместно, пространство работы опекунов и обязанность, степень материального снабжения. Познания о семье получены, ныне социальный преподаватель сочиняет программу работы с неблагополучной семьей, продает ее с поддержкою работы с опекунами и детками, проводит консультирование семьи. Этак ведь социальный преподаватель завлекает для помощи в труде других профессионалов и ежели проделанная служба отдала позитивный итог, семью снимают с общественно-педагогического учёта.

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Семья – важный социальный ВУЗ сообщества, микро категория, в которой проистекает телесное и духовное воспроизводство человека. Она считается объектом исследования совсем почти всех публичных наук.

Трудности домашнего неблагополучия для нашей державы совсем важны. На нынешний день недостает точных статистических этих о том, насколько деток воспитывается в семьях окружающих в общественно рискованном состоянии.

Проанализировав педагогическую, эмоциональную и социологическую литературу, мы попробовали в собственном изыскании найти главные предпосылки неблагополучия семьи, какая служба проводится с данными семьями в общеобразовательном учреждении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья — наверное условно маленькая категория людей, основанное на браке и кровном неразрывной связи, связанное общностью обихода и обоюдной нравственной ответственностью.

В истиннее время выделяют последующие разновидности семей:

         1. Благоприятная семья

2. Неблагополучная семья (проблематичная, конфликтная, кризисная )

3. Семьи категории зарубка (деструктивная, неполная, ригидная, псевдо солидарная, распавшаяся семьи ).

Неблагополучная семья – таковая семья, в которой нарушена конструкция, обесцениваются либо игнорируются главные домашние функции, есть очевидные либо сокрытые недостатки обучения, в итоге что возникают “тяжелые” детки.” ( сообразно В.М. Целуйко).

Есть две категории неблагополучных семей: первую категорию сочиняют семьи с очевидной (раскрытой) формой неблагополучия: наверное этак именуемые конфликтные, проблематичные семьи, асоциальные, безнравственно-криминальные и семьи с недочетом воспитательных ресурсов. Вторую категорию предполагают снаружи респектабельные семьи, образ жизни каких никак не вызывает беспокойства и приреканий со стороны населению, но ценностные установки и поведение опекунов в их грубо расползаются с общечеловеческими нравственными ценностями, будто никак не имеет возможность никак не отразиться на высоконравственном виде воспитывающихся в таковых семьях ребятах.
Семьи с открытой формой неблагополучия.

Сообразно А.В. Мудрик, социальный преподаватель - наверное преподаватель, изучающий социальное образование в контексте социализации, т.е. образование всех возрастных групп и социальных категорий людей, исполняемое как в организациях умышленно сделанных для данного, этак и в организациях, для каких образование никак не считается главной функцией (к примеру, компании).

Активность общественного преподавателя с семьей подключает 3 главных сочиняющих общественно - педагогической поддержки: образовательную, эмоциональную и посредническую.

•Социальный преподаватель при труде с семьей выступает в 3-х главных ролях:

-Советчик

- Эксперт

- Заступник

Социальный преподаватель завлекает для помощи в труде других профессионалов и ежели проделанная служба отдала позитивный итог, семью снимают с общественно-педагогического учёта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова Г.В. Практическая психология. – М: «Академия», 1996г.

2. Ананьев Г. Сиротство. // Социальная защита. – 2000г. - № 2.С. 24

3. Антонов А. И. Социология семьи / Под.ред. А.И. Антонова, В. М. Медкова, – М.: «NotaBene» 1998г. С. 360

4. Бурдина Г.С. Новая модель работы с семьей //Социальная работа.-2007.№4. С.44-45

5. Буянов М, И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. –М.: «Просвещение»1988г. С.234

6. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М: «Просвещение», 1988г. С.47

7. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Изд.центр «Академия», 2001г. С.43

8. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общеобразовательного воспитания // Педагогика.- М., 1992.

9. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование . – 1991. - №4

10.Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы. – М.: 1997г. С.25

11.Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций.- Ростов на Дону, 2005.

12. Медведев Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999г. С.38

13. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М. , 2002.

14. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева.Под. ред. М.А. Галагузовой. 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия» 2004г.С.116

15. Основы социальной работы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под. ред. Н.Ф. Басова.- М.: «Академия», 2004г. С.57

16. Основы социальной работы: Учеб. Пособие/ Под.ред. Е.В. Ханжина. – М.: «Академия» 2001г. С.144

17. Шакурова М.В.Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие. – М.: «Академия» 2002г. С.66

18.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М.: ВАКО, 2005г. С.115

19. Шнайдер Л. Б. Основы семейной психологии. – М.: «Академия», 2003г.С.128

20. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб.пособие / Т. И. Шульга.– М.: Дрофа, 2005г. С.12

Информация о файле
Название файла Основные направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьёй от пользователя pafuv
Дата добавления 10.5.2020, 18:46
Дата обновления 10.5.2020, 18:46
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 108.26 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 427
Скачиваний 115
Оценить файл