Органы дыхания. Гигиена дыхания.

Описание:
здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе является сегодня актуальным.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3

§ 1. Понятие "здоровый образ жизни" …………………………………...6

§ 2. Различные аспекты здоровьесберегающей деятельности в образовании……………………………………………………..………...………15

§ 3.Технологии формирования здорового образа жизни.……...…...… 21

§ 4. Изучение опыта работы учителя по формированию ЗОЖ у младших школьников.………..……….……………………………………......25

§ 5. Проблема здоровьесбережения: пути ее решения на уроке ………30

Заключение

Список литературы…………………………………………………….... 38

Введение

В настоящее время в педагогической практике наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования к образованию, ориентированному на личностные особенности и способности каждого индивида, а также на уровень его здоровья.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Национальной доктрине развития образования отмечается, что сегодня приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодежи во всех его аспектах - духовном, психическом, физическом.

Приоритетной задачей образования становятся сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них представления о ценности здоровья, здорового образа жизни, выбор адекватных возрасту образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Престижным должно стать то образование, которое гарантирует человеку здоровье, глубокую образованность, профессиональную карьеру, авторитет и влиятельность.

Одна из главных задач показать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого учащиеся должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы ЗОЖ, а это возможно только в результате целенаправленной совместной работы педагогов, родителей и самого ребёнка.

Новая образовательная парадигма смещает фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков учащихся и учащейся молодежи на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностного отношения к здоровью детей и учащейся молодежи в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации их жизненных целей и смыслов.

Термин «здоровый образ жизни» понимается в самом широком контексте. Базовое понятие здесь — «здоровье». Оно рассматривается как «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев). Соответственно когда речь идет о здоровом образе жизни детей, то в основе своей мы подразумеваем под ним определенный комплекс психолого-педагогических, интеллектуальных, физиологических (бытовых), методических и духовно-нравственных условий и мероприятий, позволяющий ребенку (в нашем случае речь идет о младших школьниках) сохранять и развивать работоспособность и активность в освоении программ обучения и воспитания.

Проблема здорового образа жизни детей - одна из «вечно» актуальных тем для любого общества. И это исторически закономерно. Проблема значительно обостряется тем, что статистические данные исследований последних лет констатируют резкое ухудшение здоровья молодого поколения страны. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, уровень здоровья школьников снизился: почти 75% детей, учащейся и студенческой молодежи имеют отклонения в здоровье и более 35% - неудовлетворительную физическую подготовку.

В этом контексте особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге, созданию условий для постепенного физического, морального, нравственного и культурного оздоровления общества.

Цель исследования: изучить  процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников.

Объект исследования: процесс воспитания младших школьников. Здоровый образ жизни школьника как педагогическая проблема, учебно- воспитательный процесс.

Предмет исследования: особенности формирования понятий и представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования: формирование здорового образа жизни у младших школьников будет эффективным, если учитель начальных классов будет проводить физкультминутки, викторины, конкурсы, внеурочную деятельность, внеклассные мероприятия, классные часы о здоровье, соответствующие возрасту детей.

         Задачи исследования:

- изучить психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме;

- познакомиться с основами валеологии;

-оценить уровень осведомленности детей о таком понятие как здоровый образ жизни;

- проанализировать особенности процесса формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

- раскрыть основное понятия: «здоровый образ жизни»;

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.

§ 1. Понятие "здоровый образ жизни"

Рассматривая проблему укрепления и развития здоровья подрастающего поколения, необходимо определить сущность этого понятия, далеко выходящего за рамки теоретического исследования; от признания той или иной концепции здоровья зависит определение факторов, способствующих его сохранению и приумножению в рамках школьного образовательного процесса.

Существует множество концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья. П.И. Калью обобщил их в пять моделей здоровья медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную, ценностно-социальную и интегрированную. Для нас представляют интерес те подходы к определению понятия «здоровье», где акцентируется внимание на рассмотрении здоровья как ресурса [11, с. 5-6].

В связи со своими целями и задачами валеология имеет особое социальное значение, поскольку важнейшей функцией государства является забота о своих гражданах. Если Л. Фейербах считал, что «человек, включая сюда и природу как базис человека, – единственный, универсальный и высший предмет философии», то можно сказать, что высшим «предметом» государства должно быть благосостояние человека.

В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались (и строго контролировались государством) для всех граждан – высокий уровень их здоровья остается эталоном для многих десятков и сотен последующих поколений.

Пионер валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства». Вот почему все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Естественно, что это требует серьезнейшей планирующей, координирующей, регламентирующей и других видов работ, причем важно, чтобы сама эта работа строилась с ориентировкой на будущее [7, с 8-9].

Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А. Добролюбов отмечал, что болезни и патологические расстройства не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность».

Для государства здоровье или болезнь каждого ее гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение. Прежде всего, оно должно выплачивать больному деньги по больничному листу, оплачивать его лечение; кроме того, больной не вырабатывает материальных ценностей (либо за него должны работать другие люди), что сказывается на величине валового национального продукта. С другой стороны, работник, систематически занимающийся своим здоровьем, производит продукции значительно больше, чем тот, кто на свое здоровье не обращает внимания.

Право граждан России на здоровье утверждается Конституцией Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Реализация права на здоровье требует разработки специальной комплексной программы поддержания и охраны здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы, органов здравоохранения, предприятий, физкультурных организаций, государства и др. Но все это потребовало бы и нового мышления, переосмысления концептуальной модели здоровья с учетом того, что в формировании здоровья населения важное место принадлежит поведенческим факторам: режиму труда и отдыха, взаимоотношениям в семье и на производстве и т.д., а также условиям жизни и образу жизни. Функциональной же структурой понятия «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности), физическая и медицинская активность. То есть в проблеме здоровья прежде всего выделяются социальные и личностные предпосылки и лишь в последнюю очередь – медицинские. Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учета, по крайней мере, следующих групп факторов:

Правовые: разработка законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье и регламентирующих механизмы его реализации через всё государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, предприятий, учреждений и самих граждан.

Социально-экономические, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, формирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.

Образовательно-воспитательные, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, умению вести пропагандистскую работу по здоровью и здоровому образу жизни.

Семейные, связанные с созданием условий для ЗОЖ в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на финансирование в семье ЗОЖ.

Медицинские, направленные на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по ЗОЖ, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.

Культурологические, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и ЗОЖ, этнических, общинных, национальных, религиозных и других идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.

Юридические, обеспечивающие социальную безопасность, защищенность личности от преступлений и угроз преступлений грозящих жизни и здоровью граждан.

Экологические, обусловливающие адекватное для ЗОЖ состояние окружающей среды и рациональное природопользование.

Личностные, ориентирующие каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливающие ответственность личности за свое здоровье [7, c. 31].

Представленный далеко не полный перечень факторов, обеспечивающих поддержку здоровья граждан со стороны государства, предполагает координацию усилий ведомств и структур, компетентных за решение тех или иных аспектов здоровья. Имеющиеся в настоящее время программы санитарного просвещения населения ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, ее индивидуальные, типологические, возрастные и половые особенности.

Не вызывает сомнения культурологическая сторона проблемы, поскольку культура отражает меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, к природе, степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций. Культура есть особый деятельностный способ освоения человеком мира, включая как внешний мир – природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития. Последнее обстоятельство характеризует культуру как искусственный, отличный от природного мир явлений, который замечателен тем, в частности, что не может существовать без ухода, без человеческой заботы.

Если рассматривать культуру как способность видеть мир во всем многообразии его взаимоотношений, в которых особая роль принадлежит человеку, то не знать своей организм, не осознавать свое место в природе, не уметь регулировать свое состояние – недостойно культурного человека. Не зря поэтому известный физиолог В.Я. Данилевский отмечал: «Культурность населения и его материальная обеспеченность понижают смертность и заболеваемость, удлиняют продолжительность жизни». Примечательно, что ученый отдал приоритет культуре, а не материальному достатку, так как социально-экономическое положение страны не всегда пропорционально здоровью ее граждан. Так, средняя продолжительность жизни в Японии составляет около 80 лет, хотя уровень жизни в этой стране ниже, чем в США или Западной Европе, а интенсивность труда выше. Однако в Японии существует традиционность жизненного уклада и специфическая диета, японцы меньше курят и употребляют алкоголя. Важно, что все эти особенности культуры и жизненного уклада являются результатом глубоко усвоенных в семьей в школе морально-этических установок.

Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и достижения. Однако для того, чтобы эти накопленные человечеством знания начали давать результат, необходимо учесть и устранить целый ряд негативных обстоятельств, препятствующих их реальному воплощению. Укажем на некоторые:

1. В стране не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, в школе, в больнице, из средств массовой информации и т.д. Однако информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характер, зачастую противоречива и исходит иногда даже от некомпетентных людей, а порой и шарлатанов. Отсюда встает исключительной важности проблема разработки системы непрерывного валеологического образования, вооружающего человека от момента рождения до глубокой старости и методологией здоровья, и средствами и методами его формирования. Учитывая тенденции катастрофического падения уровня здоровья людей (и прежде всего детей и подростков) и неспособность органов здравоохранения справиться не только с профилактикой, но и с самим обвалом патологии, разработка системы непрерывного валеологического образования должна стать делом государственной важности. Такая система может и должна иметь своей основной задачей совместную работу валеологов, педагогов, врачей, психологов и других специалистов по сохранению и укреплению здоровья людей и профилактике различных форм социальной и профессиональной дезадаптации. Для этого должны быть разработаны концепция, программа, а отсюда – и организация валеологического образования на разных уровнях основного и дополнительного образования.

2. Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой мотивации на здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив временное облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет, ожирение, алкоголизм...»

3. В настоящее время существующая санитарно-просветительская работа, проводимая через средства массовой информации под непосредственным контролем Минздрава России, ориентирует население преимущественно на лечение, а не предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и, главное, пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям и в устранении уже наступивших начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на фармакологию и предупреждение каких-либо самостоятельных действий человека даже функционального характера без ведома врача. Однако последний не подготовлен к тому, чтобы давать эффективные рекомендации по этим вопросам, поэтому чаще всего следует категорический запрет с назначением фармакологического лечения на фоне функционального и психологического покоя.

4. В течение десятилетий в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Более того, социальную защиту государство гарантировало прежде всего больным, даже несмотря на то, что в подавляющем числе случаев в имеющейся у него патологии повинен, как показывает анализ, сам человек. Складывалась парадоксальная ситуация: кто меньше думал о своем здоровье и вкладывал меньше усилий в формирование валового национального продукта, от этого продукта получал больше, чем здоровый. В настоящее время ситуация изменилась мало. По-видимому, необходима разработка таких правовых актов, которые бы повысили ответственность человека за свое здоровье и установили бы его материальную зависимость от уровня здоровья так же, как и от уровня профессиональной подготовки.

5. Как следствие предыдущего положения, в стране отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации тиражируют вредные привычки, неконтролируемый и опасный секс, насилие, но мало внимания обращают на формирование гармонично развитого – физически и духовно – человека. Например, физический имидж человека среди важнейших личностных показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% женщин – в России.

6. В стране недостаточно внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха, где бы особый акцент делался на его активных формах. Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, непланируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить время» у телевизора, алкоголем, ничегонеделанием и пр. В результате имеющееся у него время для рекреации, снятия последствий профессионального утомления и подготовки к следующему этапу деятельности используется с малой эффективностью и  с отрицательным результатом [7, c. 26-27].

Левин В.А., выделяет четыре типа образовательных сред школы: догматическая (авторитарная), карьерная (соревновательная), безмятежная (либерально-нетребовательная), творческая (развивающая). Очевидно, что по-настоящему здоровьесберегающей может быть только образовательная среда четвертого типа («ориентированная на детей» по И.М. Улановской, или, шире - на обучающихся вообще). По нашему мнению, контекстный подход является по-настоящему природосообразным подходом к организации образования. Поэтому он естественным образом является здо- ровьесберегающей технологией образования [23, с. 40]. Это связано, в частности, с тем, что основу технологии контекстного типа составляет деловая игра. Игра же, в свою очередь, - один из древнейших видов деятельности человека (унаследованная им от животных); она отражает само естество человека. Отсюда, здоровьесбережение является одной из сущностных характеристик образовательной среды контекстного типа.

С позиций контекстного подхода здоровьесберегающую образовательную среду мы понимаем как среду непременно контекстную, то есть построенную. Можно выделить несколько контекстов, в которых следует рассматривать проблему здоровьесбережения в образовательной среде. Во-первых, это социокультурный контекст, к которому относятся, прежде всего, традиционные этнические способы организации жизнедеятельности, определяющий общие представления и принципы организации здоровьесберегающей и здоровьетворящей среды. Во-вторых, это технологический контекст, включающий конкретные приемы и способы формирования и под держания здоровья различных видах человеческой деятельности согласно принципам той ид иной культуры. Сюда входит, прежде всего, природосообразная технологи организации учебной деятельности.

Кроме того, можно также рассматривать здоровье и вопросы здоровьесбережения в физиологическом и психологическом контекстах. Во втором случае речь идет, прежде всего, о душевном здоровье, благотворное влияние на коте рое обязана оказывать образовательная система Предпочитаемый нами (термину «психическое здоровье») термин «душевное здоровье» призван подчеркнуть, что речь идет не только о нарушениях или нормальном функционировании тех или иных психических «механизмов», но о человеческой личности всей ее многогранной целостности. Особенно важно это в случае подготовки будущего педагога, поскольку от его душевного здоровья зависит передаваема им эстафета здоровья следующих поколений. За основу можно взять определение душевного здоровья, предложенное О.И. Даниленко: «Душевное здоровье - относительно устойчивая характеристика человека как целостного биосоциального существа, которая отражает и обусловливает его способность ставить перед собой принципиально достижимые и смыслообразующие жизненные цели двигаться к их достижению, согласовывая свое поведение с реальностью (требованиями общества и законами природы)» [8, с. 93].

Наш опыт показывает, что необходимость валеологической подготовки будущего педагога, обусловливается предельно низким уровнем его собственного здоровья. Отсюда ведущей целью профессионально-педагогической подготовки студентов, а также аналогичной переподготовки работающие учителей является формирование их валеологической культуры как инструмента управления становлением их собственного здоровья и здоровья свою воспитанников.

Достижение данной цели обеспечивается в процессе решении трех фундаментальных задач: 1) овладения культурным наследием человечества в области здоровья; 2) распредмечивания этого опыта как условия наработки собственного опыта становления здоровья; 3) практического овладения способами организации здоровьетворящего образования в современной высшей профессиональной школе как условия сохранения, поддержания, укрепления и наращивания здоровья студентов.

Таким образом, внедрение в систему современного высшего профессионального образования обозначенных мероприятий обеспечивает сохранение и становление здоровья всех субъектов педагогического процесса посредством их активного включения в творение собственного здоровья.


§ 2. Различные аспекты здоровьесберегающей деятельности в образовании.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Интенсивная информатизация учебного  процесса ставит задачу обеспечения безопасности обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ученые убедительно доказали: часы, проведенные перед экраном монитора, рано или поздно приведут к расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета, скажутся и на детородной функции организма. Это свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников изучающих информатику. Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами и видовым составом информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации.

Сегодня России нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед Учителем стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, что бы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбору профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. C другой стороны, нужно сохранить здоровье детей.

Возникает проблема: что необходимо сделать, чтобы дети не губили свое здоровье и получили хорошее образование? Чтобы дать качественное образование, нужно не только и не сколько столько увеличивать учебную нагрузку, но и применять на продуктивные методы и технологии обучения. В связи с этим деятельно теля информатики должна быть направлена на внедрение здоров технологий в образовательный процесс, а самая главная цель на уроке - создание благоприятного психологического климата.

При подготовке к уроку важно продумать его структуру и виды деятельности детей. Урок информатики в этом имеет свою особенность, как считает Мурзакаева Л.Р., школьники быстрее утомляются, поэтому им необходима постоянная смена деятельности. С целью реализации здоровьесберегающих технологий стараться сочетать фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с учениками, что делает разнообразным ход урока и позволяет индивидуализировать нагрузку на ребенка. Совместно с другими учителями мы в течение учебного года проводим подвижные внеклассные мероприятия («В математическое ралли», «Кибер бои по информатике»). Ребятам нравится совмещать активный бег с выполнением нестандартных задач. Для сохранения высокой работоспособности регулярно на уроках проводим физкультминутки. В среднем звене лучше использовать тематические физкультминутки. Благодаря таким моментам релаксации учащиеся не только получают возможность расслабиться, но и закрепляют материал урока.

По-мнению Мурзакаевой Л.Р., эффективности обучения в данном направлении способствуют занятия в профильном лагере. Выездные уроки информатики в окружении природы на свежем воздухе помогают детям лучше усваивать информацию, познают новое в нетрадиционной обстановке.

Работая в классе, нужно стараться организовать атмосферу естественно взаимопонимания, чтобы учащиеся могли наиболее полно реализовать творческий потенциал, развивать интеллектуальные способности и лично качества. Для реализации этого направления стоят следующие задачи:

- создавать ситуации, способствующие творческому развитию, проявлению индивидуальных способностей;

- развивать навыки общения в различных ситуациях, умение слушать других;

- развивать речь учащегося в диалоге, дискуссиях, свободной бесед

- развивать самостоятельность мыслей и поступков, формировать познавательную активность и ответственность.

Такой режим работы способствует становлению и сохранению социального здоровья учащихся. Эго направление можно реализовывать через выполнение творческих проектов как индивидуально, так и в режиме групповой деятельности. Работа над  подобными проектами позволяет развивать продуктивнее мышление, а так же навыки его практического применения [11, c. 85-86].

Нетрудно видеть, что основное значение в формировании культуры здоровья должна иметь система образования, охватывающая все ее возможные звенья – от дошкольного до послевузовского, от семейного до клубного.

Особого внимания заслуживает валеологическое образование учителя. Это обусловлено многими обстоятельствами, определяющими его профессиональную деятельность. [7, c. 35-36]

Анализ работ последних лет по данной проблеме дает нам основание утверждать, что в большинстве своем они ориентированы на традиционные методы оздоровления, а также ведения здорового образа жизни и лишь некоторые исследователи, такие как Н.П. Абаскалова, Т.Ф. Акбашев, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Л.П. Вашлаева, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Г.Н. Сериков, Н.К. Смирнов, Л.Г. Татарникова, О.В. Хухлаева, В.А. Левин, A. Г. Маджуга и др. рассматривают отдельные аспекты организационнодидактического обеспечения валеологизации обучения учащихся: учебнопознавательную деятельность, саморегуляцию и особенности адаптации к современной школе, диагностику уровня здоровья, валеологическую готовность учителя и механизмы валеологического самоанализа функционального состояния важнейших систем жизнеобеспечения.

Идеи целостного подхода к определению феномена «здоровье», причин и механизмов его формирования, сохранения и совершенствования представлены в работах Г.Л. Апанасенко, Э.М. Казина, В.П. Казначеева, Г.А. Кураева, А.А. Мордвинова, А.А. Разумова и др.

Проблемы организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения на основе системного комплексного подхода разрабатываются В.И. Боцдиным, Л.Б. Дыхан, Г.К. Зайцевым, В.В. Колбановым, B.С. Кукушкиным, Н.К. Смирновым, А.Г. Трушкиным, Ф.Ф. Харисовым и др.

В исследованиях А.Д. Ботулу, О.С. Васильевой, О.И. Даниленко, Ю.А. Лукина, Ю.В. Науменко, С.И. Троицкой, Ф.Р. Филатова, Е.В. Шестун и др. убедительно показано существование социокультурных эталонов здоровья в их культурно-историческом контексте, которые как концептуальные схемы описания жизнедеятельности человека возникли в условиях конкретных социальных практик.

В целом эти исследования позволяют осмыслить сущность здоровья как универсального феномена человеческой культуры, отражающего ценностные основания определенной социокультурной общности людей.

Анализ разработанности исследуемой проблемы показал, что значительное количество научных публикаций раскрывает различные аспекты здоровьесберегающей деятельности в образовании (М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Е.Н. Дзятковская, И.В. Кузнецова, Г.Н. Сердюковская, Н.К. Смирнов, В.Д. Сонькин и др.). В исследованиях Л.Б. Дыхан дано научное обоснование процесса перехода от школы знания - к школе созидания, рассмотрено научно-методическое обеспечение индивидуального опыта здравосозидательной деятельности. щснко, Н.В. Суворова, Л.И. Уткина, и др.), рассмотрены вопросы организации здоровьесберегающего обучения; формирования систем и моделей здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях; формирования готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности; реализации валеологического компонента профессиональной подготовки.

В настоящее время в нашей системе образования идет процесс модернизации, в связи с тем, что необходим переход от «знаниевой парадигмы» к практической познавательной деятельности. Разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования» представляют содержание образования как «педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный, по структуре (но не по объему) человеческой культуре во всей ее структурной полноте», состоящее из четырех основных структурных элементов:

-        опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;

-        опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умения действовать по образцу;

-        опыта творческой деятельности - в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

-        опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций [24, с. 122].

В данном документе утверждается, что «освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности (потенциал) осуществлять сложные культуросообразные виды действия. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе часто называют «компетентностями», рассматривая компетентностный подход как одно из оснований обновления образования.

Учитывая главные цели общего образования, структурное представление социального опыта личности и основные виды деятельности учащихся, с позиции нашего исследования, представляет интерес компетенция личностного самосовершенствования, представленная в перечне ключевых компетенций, предлагаемых А.В. Хуторским в качестве стандартов образования. Компетенция личностного самосовершенствования, по мнению ученого, должна проявляться в усвоении способов физического, нравственного, эмоционального развития, заботе о здоровье, его сохранении и формировании [7, c. 3-5].

§3. Технологии формирования здорового образа жизни

Одним из возможных решений проблемы оздоровления младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в процессе уроков и во внеклассной деятельности. При развитии представлений о ЗОЖ предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей. «Уроки здоровья» очень популярны у педагогов, они проводятся не реже раза в месяц, для них выбираются разные темы, актуальные для учеников данного класса. Например, «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровым» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила ЗОЖ. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил. Проведение практических занятий является важным методом формирования ЗОЖ. Такие занятия можно проводить вместе с родителями, некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы. Беседы — очень нужная форма работы с детьми. Круг тем для них может быть самым широким, и в первую очередь затрагивать вопросы, наиболее волнующие детей, например, охрана природы и профилактика вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Ещё одно направление — «азбука здоровья», которое включает темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и другие. В качестве еще одного метода формирования знаний о ЗОЖ может быть использовано литературное чтение.

Например, в ходе уроков педагогом могут быть поставлены следующие цели: познакомить с отрывком какого-либо произведения, учить анализировать поступки героев, развивать навык осознанного чтения и речь учащихся, их внимание, воображение, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. ЗОЖ объединяет все, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, обеспечению оптимальных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования ЗОЖ младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек. В формировании знаний о ЗОЖ у младшего школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов, применяя их в построении учебно-воспитательного процесса. Наибольшей эффективности воспитания можно ожидать, если педагог будет сам являться примером для подражания, и работа будет проводиться в системе [13, c. 387-389].

Функции здоровьесберегающей технологии.

-формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирование личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

-        информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию определения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

-диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможными ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

-        адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здоровый раз жизни, оптимизировать состояние собственного организма и устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды.

-        рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет измерить реально достигнутые результаты с перспективами.

-интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения [9, с. 32].

Реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий нужно понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья, но и формирование, укрепление здоровья детей , воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Ребенок-барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда, остается актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства. Не правомерно винить только школу в неблагополучном состоянии здоровья детей, подростков.

Задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культа здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечения необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. И это тождественно учебному курсу «Основы анатомии, физиологии и медицинских знаний». Поэтому выделяется понятие «здоровьеформирующие образовательные технологии», понимая под этим все те психолого-педагогическ технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих, его сох нению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценно мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения предполагает:

- учет периодов работоспособности детей на уроках (период вырабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения признаков утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

-     наличие эмоциональных разрядок на уроках;

-     чередование позы с учетом видов деятельности;

-     использование физкультурных пауз на уроках.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности педагогической деятельности.

Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы - это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании [18 с. 40-41].

§ 4. Изучение опыта работы учителя по формированию ЗОЖ у младших школьников.

Мы изучили работы учителя начальных классов школы №1 города Артемовский, Свердловской области, Сваловой О.Г. по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Свалова О.Г. считает, что одна из важнейших задач в соответствии с целями современной реформы образования в нашей стране – сохранение и укрепление здоровья учащихся. В нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последних лет подчеркивается необходимость формирования, сохранения и укрепления здоровья детей с самого раннего возраста в связи с тем, что в настоящее время мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением их здоровья. Задача школы – научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Следовательно, введение здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе является сегодня актуальным.

Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы. Поэтому мы ведем  работу  по  максимальному охвату обучающихся занятиями в кружках и секциях спортивно-оздоровительного направление.

Основы, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся, заложены в учебном материале, который изучается на уроках окружающего мира. И мне хочется показать урок, который был проведен мною на семинаре по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» для заместителей директоров школ города по учебно-методической работе.

Тема: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».

Цель: расширить знания учащихся об организме человека.

Задачи: дать понятие о системе дыхания и органах дыхания; развивать память, мышление,  речь.

Оборудование: З.А. Клепинина. Окружающий мир. IV класс; мультимедийная установка, секундомер; таблица «Органы дыхания», полоски картона красного и зеленого цветов; запись музыки, краски, листы бумаги, конверты с заданиями.

Ход урока.

1.  Проверка домашнего задания.

 – На прошлом уроке окружающего мира мы с вами рассматривали тему

I.  Организационный момент. «Органы пищеварения и гигиена питания». Хорошо ли вы поработали дома, мы сейчас узнаем.

1. Расширенный отдел пищеварительного канала.

2. Трубчатый мышечный орган, соединяющий глотку с желудком.

3. Отдел пищеварительной системы, состоящий из кишок.

4. Полость между верхней и нижней челюстями, снаружи закрытая губами.

– Итак, рот, желудок, пищевод и кишечник - это органы пищеварения. Они перерабатывают пищу и снабжают организм человека питательными веществами.

Если мы с вами разгадаем кроссворд до конца, то узнаем о продуктах, полезных и вредных для организма.

5. Белый как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал.

6. Жидко, а не вода. Бело, а не снег.

7. Во что лягушка, барахтаясь в сметане, превратила ее? Масло, сало, маргарин  – это ... .

8. Какой продукт получают из молока?

9. Что делили два жадных медвежонка из венгерской сказки?

Каким из этих продуктов питания не следует  злоупотреблять? Почему? Да. Так гласит народная мудрость. Что полезно употреблять в пищу? Правильно. Витамины.

2. Игра «Красный - зеленый».

– Если вы согласны с моим утверждением, поднимаете правую руку с зеленым сигналом, если нет - левую руку с красным сигналом.

• Мою руки перед едой.

• Кушаю в одно и то же время.

• Ем быстро, глотая большие куски.

• Тщательно пережевываю пищу.

• Ем очень много.

• Беру пищи столько, сколько смогу съесть.

• Питаюсь разнообразной пищей.

• Когда стану взрослым, не буду пить алкогольные напитки и курить.

3. Рассказ ученика.

Пережевывается пища во рту. Эту работу выполняют зубы. Зубы надо беречь.

– Какие правила по уходу за зубами вы знаете и применяете?

II. Постановка учебной задачи.

– «Органы дыхания» - тема сегодняшнего нашего урока.

Сформулируйте учебную задачу. Познакомиться с органами дыхания и узнать, как избежать болезней органов дыхания.

Да, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с органами дыхания и узнаем, что нужно делать для предотвращения их заболевания. Надеюсь, что в конце урока вы сможете ответить на вопросы:

Почему одни люди болеют часто простудными заболеваниями, а другие не болеют совсем?

Почему одни спортсмены после долгого бега через короткое время начинают дышать нормально, другие, пробежав даже не большое расстояние, долго не могут отдышаться?

III. Новый материал.

– Человек постоянно дышит, поочередно делая вдох и выдох. Мы настолько привыкли к этому, что и не замечаем.

Опыты. Попробуйте не дышать. Засекаю время. Кто сколько выдержит?

Сделайте вывод. (Человек не может не дышать.)

Что входит в понятие дыхание? (Вдох - выдох.)

Сделайте вдох и выдох, положив руки на грудь. Что происходит при вдохе и выдохе?

Вывод. Наш организм постоянно обменивается воздухом с окружающей  средой.

– Давайте проследим путь воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого человеком.

Рассказ учителя с использованием  таблицы.

– При вдохе воздух попадает в нос или рот, здесь он согревается и очищается от пыли в носу есть волоски и выделяется жидкость, которая захватывает пыль, далее воздух попадает в трахею (прощупайте ее в передней части шеи - это жесткая и ребристая трубка), а из трахеи воздух попа) дает в легкие. Легкие - две вместительные емкости - «мешки», заполненные легкой рыхлой тканью, похожей на губку, и состоит она из массы пузырьков - пустот. К этим пузырькам в легких подходит большое количество трубочек, очень тонких, по ним к легким подходит кровь.

При вдохе воздух заполняет легкие и всасывается в кровь, которая доставляет воздух во все уголки нашего тела. Отработанный воздух по другим сосудам - трубкам возвращается к легким и выбрасывается при выдохе. В нем много углекислого газа.

Итак, легкие через вдох - выдох обеспечивают приток свежего воздуха ко всем частям тела через кровь.

Закрепление.

Учащиеся работают парами. Читают первый и второй абзацы параграфа, по учебнику показывают друг другу и называют органы дыхания.

IV.    Практическая работа.

– Правильное дыхание так же необходимо, как пища.

Сейчас мы с вами поучимся правильно дышать, для этого разучим комплекс дыхательной гимнастики.

Звучит музыка, слышен шум моря.

1. «Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).

2. «Теплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком

«хаа», будто согревая руки (2 раза).

3. «Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза).

4. Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (2 раза).

5. «Свисток». В руках стакан и пласт массовая трубочка. Вдох через нос, выдох - через трубочку в стакан с водой со звуком УУУ (3 раза).

V. Самостоятельная  работа  (в группах).

– О гигиене дыхания вы узнаете самостоятельно, прочитав параграф учебника. Нарисуйте разрешающие и запрещающие знаки. Подписи к рисункам делать обязательно.

Задание для каждой группы даются в конверте.

Проверка выполненной работы: периодически проветривай помещение. Делай влажную уборку. Чаще гуляй на свежем воздухе. Береги растения - они очищают воздух. Не кури. Дыши только через нос.

VI. Итог урока.

– Мы с вами рассмотрели новый материал, а сейчас давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Перед вами на доске изображения лиц трех человечков. Нарисуйте тот знак, который соответствует вашему настроению к концу урока.

VII. Домашнее задание.

– Прочитать параграф и ответить на вопросы на с. 260, 261.

Таким образом, мы изучили работу учителя начальных классов Сваловой О.Г. Она считает, что очень важно формировать у ребенка основы здорового образа жизни, она ведет работу по максимальному охвату обучающихся занятиями в секциях и кружках. Урок полноценно раскрывает тему формирования здорового образа жизни учеников. Цель урока достигнута полностью, потому что учитель включила всех учеников в учебный процесс. Во время овладения новыми знаниями учитель применяла много методов формирования, для наилучшего результата. Понятно что, только здоровый ребенок способен успешно овладеть школьной программой, а нарушения здоровья ведут к трудностям в обучении.

§ 5.  Проблема здоровьесбережения: пути ее решения на уроке

Сегодня проблема здоровьесбережения стоит перед обществом как педагогическая проблема. Данные медицинской статистики в России свидетельствуют о том, что в 1 классе приходит только около 10% здоровых детей, а количество здоровых выпускников средней общеобразовательной школы ежегодно составляет не более 2% [18, с. 22].

Говоря о здоровьесбережении в учебном процессе, Т.Ф. Орехова отмечает взаимообусловленность здоровья учителя и детей:

ü    учитель - одна из ведущих составляющих здоровьесберегающего образовательного пространства;

ü    здоровье учащихся находится в пропорциональной зависимости от здоровья учителя;

ü    личность и жизнь учителя для учащихся – модель и образец пути сохранения здоровья, а следовательно, нравственности и мудрости.

Здоровый учитель – это учитель, полный жизненных сил, с конструктивно-позитивным мышлением, позволяющим обнаружить в окружающем мире в первую очередь его положительные стороны. Всё, исходящее от педагога (слово, жест, мимика и т.д.), определяется позицией “принять, понять, поддержать”. Кроме того, здоровый учитель- тот, кто ищет пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Это требует изменения логики и способов изложения учебного материала, методов, средств и организационных форм обучения.

Можно предложить некоторые пути сохранения здоровья учеников начальной школы в рамках традиционного урока.

Во-первых, важным является комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся, создает благоприятный социально-психологический климат. Е.Н. Щуркова рассматривает социально-психологический  климат как ”устойчивый ансамбль социально-психологических отношений, вступивших как отношенческое пространство, в котором разворачивается индивидуальная деятельность и характеристики которого определяют самочувствие школьника и качество его деятельности и в итоге определяют его личностное развитие.”

Во-вторых, необходимо начинать и заканчивать каждый урок с рефлексии как обязательного анализа учащимся собственного психического состояния, эмоционального настроения.

В-третьих, объяснение нового материала должно опираться на субъективный опят учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения.

В-четвертых, включение  каждый урок психофизиологических разрядок и физических упражнений полезно для психофизической разгрузки учащихся и учителя.

Отечественными и зарубежными учеными разработано много методик психофизической разгрузки. Предлагаем наиболее простые и доступные комплексы психофизических упражнений, которые можно использовать на уроках в начальной школе для снятия зрительного напряжения, восстановления умственной работоспособности, физической активности учащихся и учителей, создание благоприятного социально- психологического климата.

Отметим, что данный комплекс апровирован и активно используется студентами в учебном процессе Челябинского педагогического колледжа №1, а так же,  на уроках и внеклассных занятиях при прохождении разных видов практик в начальных классах.

         I. Упражнения для снятия общей усталости. Если у вас заболела шея… Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько вдохов и выдохов.

Если устали руки… Поднимите их до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, надавливайте ладонями (одна на другую), ослабьте давление (сомкнутые ладони движутся как бы вперед и назад).

Если устали плечи… Крепко обопритесь руками о сиденье стула и, выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. В таком положении нужно поочередно поднимать правую, потом левую ногу.

Если отекают ноги…Откинуться на спинку стула, подняв повыше согнутые в коленях ноги, подвигать ими.

II. Упражнения для глаз.

Физическая зарядка для глаз.

1. Плотно закрывать и хорошо открывать глаза, 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд.

2. Посмотреть вверх-вниз, вправо-влево не поворачивая головы.

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.      

Продолжительность до 10 минут. Эти упражнения хорошо снимают умственную утомляемость, увеличивают бодрость, укрепляют окологлазные мышцы, сохраняют упругость кожи.

Для утомленных глаз. Упражнения выполняются сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем их открыть на 3-5 секунд. Повторить  6-8 раз.

Быстрые моргания в течении одной двух минут.

Стоя, смотреть перед собой 2-3 секунды, поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Те, кто  в очках, выполняют это упажнение, не снимая их.

         Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев 1 минуту. Тремя пальцами каждой руки легко нажать верхнее веко. Спустя 1-2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.

         III. Комплексы упражнений для «Минуток здоровья».

         Упражнения проводятся в проветриваемом помещении. Необходимо  ослабить поясок и расстегнуть воротничок.

         А.1. «Вырастаем большими» - руки в стороны – вверх, подняться на носки, потянуться, через стороны руки вниз, опуститься на всю ступню.

         2. Выдохнуть, задержать дыхание и во время задержки дыхания вращать глазами, стараясь увидеть самые дальние точки.

3. «Перекаты»  на всей ступне, вначале с левой, а затем с правой ноги.

4. Массаж  точки «ума» в центре лба.

Б.1. «Цветок» - руки в «замке» за головой, опустить голову на грудь, затем медленно раскрывать навстречу солнышку, слегка прогнуться назад и вновь «закрыться».

2. «Кружочки для памяти» - нажимать большими пальцами на все остальные пальцы рук.

3. Выдохнуть, задержать дыхание (закрыть нос двумя пальцами) и попрыгать, на счет 10 – отпустить дыхание, сделать резервный выход через нос и медленно неглубокий вдох.

4. Массаж точки в затылочной яме.

В.1. «Пальма» - не отрывая пяток от пола, потянуть руки - «ветки» вверх, покачать на ветру, опустить. Тянуться с усилием.

2. Посмотреть вдаль – спокойный вдох, на выходе посмотреть на кончик носа, задержат дыхание. Затем резервный выдох, и на вдохе опять смотреть вдаль.

3. «Хлопотушки»  - прогнуться назад, хлопок над головой, присесть – хлопок перед собой.

4. Хорошенько растереть лоб. После точечного массажа сделать «сброс».

Г. Рекомендации для окончания урока.

Любой урок заканичивать:

- потягиванием;

- «умыванием лица» теплом близко поднесенных к лицу рук;

- «выбрасыванием» усталости.

IV. Игра «Здравствуй».

1. «Дружок». Игра может проводиться в любом коллективе, независимо от возраста. Для проведения игры участники объединяются в пары, разучивают слова с определенными действиями:

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).

Посмотри-ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону).

Здесь есть ты  (игроки кладут правую руку на плечо соседа)

Здесь есть я   (правую руку участника )

Будем вместе (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнера, руки необходима держать на уровне груди)

Жить (каждый участник хлопает ладош),

Друзь (партнеры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди)

2.  «Посмотри в глаза мои». Игра учит быть  искренним, чувствовать человека, понимать его состояние, настроение, помогает сплочению, коллектива. По сигналу ведущего участники образуют пары. На протяжении игры им необходимы смотреть в глаза своего партнера и проговаривать предлагаемые слова:

Здравствуй, друг!

Здравствуй, подруга!

Мы скучаем друг без друга.

Ты в глаза мне посмотри,

Левым глазом подмигни,

Подмигни мне правым глазом,

Скажем «Здравствуйте!» мы разом.

Приветствие заканчивается улыбкой, адресованной друг другу, при желании можно обнять своего партнера. Затем каждый находит себе нового партнера. Действия, предлагаемые выше, повторяются.

3. Скажем «Здравствуйте!». Эту игру можно проводить как в паре, так и со всей группой одновременно. Преподаватель просит выполнить то, что он будет предлагать:

Скажем «Здравствуйте!» - руками (нужно придумать свой жест для приветствия аудитории и поприветствовать всех).

Скажем «Здравствуйте!» - глазами (можно встретиться взглядом с  тем, с кем хочется).

Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостным наш дом

(«Здравствуйте!» произноситься хором).

Такая игра выполняет роль эмоционального настроя на предстоящую учебную деятельность.

Глобальность проблемы здоровья человека и человечества как важнейшего условия сохранения жизни на земле требует причастности к ее решению всех общественных институтов и в первую очередь общеобразовательной школы, которая на современном этапе развития общества является практически главным инструментом целенаправленного организованного формирования личности. Если учитель понимает и принимает ценность здоровья ребенка для его становления как личности, то он оценивает свое преподавание с позиции того, насколько улучшается состояние ребенка к концу урока. В равной степени это относится к учителю начальных классов.

Осознание педагогической ответственностью нашей страны необходимости сбережения здоровья учащихся ставит перед начальной школой задачу сохранения и становления здоровья младших школьников в ходе образовательного процесса [18, c. 23-24].

Заключение

Таким образом мы изучили различные аспекты здоровьесберегающей деятельности в образовании.

Термин «здоровый образ жизни» понимается в самом широком контексте. Базовое понятие здесь — «здоровье». Оно рассматривается как «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев). Соответственно когда речь идет о здоровом образе жизни детей, то в основе своей мы подразумеваем под ним определенный комплекс психолого-педагогических, интеллектуальных, физиологических (бытовых), методических и духовно-нравственных условий и мероприятий, позволяющий ребенку (в нашем случае речь идет о младших школьниках) сохранять и развивать работоспособность и активность в освоении программ обучения и воспитания.

Так же мы проанализировали особенности процесса формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни. Мы изучили технологии формирования здорового образа жизни. При развитии представлений о ЗОЖ предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей.

Применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения предполагает:

- учет периодов работоспособности детей на уроках (период вырабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения признаков утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

-     наличие эмоциональных разрядок на уроках;

-     чередование позы с учетом видов деятельности;

-     использование физкультурных пауз на уроках.

Так же мы изучили опыт работы учителей. Задача учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культа здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечения необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков.

Список литературы

1.     Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. –  Новосибирск: Изд. НГПУ, 1996. – 27 с.

2.     Акаев А. В. Валеологический подход в системе школьного образования: теория, практика и перспективы развития. – 2000. –  №5. – С. 242-245.

3.     Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. – 227 с.

4.     Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. –  М.: Флинта: Наука, 2001. –  416 с.

5.     Вайнер Э.Н. Общая валеология. –  Липецк.: ЛГПИ, 1998. –  168 с.

6.     Даниленко О. И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен // Психологический журнал. – 1988. –  № 2. –  С. 108-117.

7.     Долгова Н.В. Волшебные правила здоровья // Начальная школа. – 2007. – №3. – С. 2122.

8.     Емельянова А.И. Здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательном процессе// Начальная  школа. –  2010. – №3.– С. 48-50.

9.     Замышляева Н.В. Проблема здоровьесбережения: пути ее решеня на уроке// Начальная школа. – 2010. – №6. – С. 80-82.

10.           Здоровьесбережение как приоритет национальной безопасности России в третьем тысячелетии: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 14 апреля 2014 года, РБ, г. Стерлитамак / Отв.ред. А.Г. Маджуга; Стерлитамак: Гос. пед. акад. им. Зайнаб Биишевой, –  2010. – 283 с.

11.           Ионова Е.Н., Ступникова Н.М. Решение проектной задачи “Доктор Айболит” // Начальная школа. – 2015. – №4. – C. 48-52.

12.           Казин Э.М. Методические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания. – Кемерово: ОблИУУ, 1997. – 200 с.

13.           Козлова Н. С., Некрасова А. В., Горбунова И. Л. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста // Молодой учений. – 2014. –  №10. –  С. 63-65.

14.           Колбанов В. В. Валеология. – СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с.

15.           Кулагина Л.И. Процесс адаптации к школе в контексте здорового образа жизни // Начальная школа. – 2013. – №2. – C. 47-49.

16.           Кулагина, Л.И. Процесс адаптации к школе в контексте здорового образа жизни // Начальная  школа. –  2013. – №5. – С. 50-53.

17.           Маджуга А.Г. Использование здоровьесберегающих технологий в валеологическом образовании и воспитании учащихся // Здоровье и закаливание в XXI веке : материалы V междунар. науч.-практ. конф.  М.:  РУДН, – 2004. – С. 230-232.

18.           Марданова Е.У. Здоровое питание // Начальная школа. – 2009. – №5. С. 62-68.

19.           Свалова, О.Г., Сохранение и укрепление здоровья учащихся // Начальная  школа. – 2009. –  №2. – С. 43-45.

20.           Сериков Г.Н., Сериков С.Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография. – Екатеринбург; Челябинск: изд-во ЧГТТУ, 1999. – 242 с.

21.           Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в жизни учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

22.           Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы по обновлению общего образования.– М.: Мир книги, 2001. – С. 50.

23.           Товпинец И.П. урок здоровья // Начальная школа. – 2010. – №6. – C. 48-50.

24.           Торохова Е.И. Валеология. Словарь. – М.: «Флинта», 1999. – 179 с.

25.           Шестакова. Н.И. Зубы и уход за ними // Начальная школа. – 2009. – №5. –  C. 75-82.

Приложение 1

Проектная задача

«Доктор Айболит»

(«Окружающий мир». II, III классы)

Проблема: «Как сохранить свое здоровье и самостоятельно помочь себе выздороветь без помощи лекарств».

Актуальность проблемы. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Общеизвестно, что здоровье человека на 20 % зависит от наследственных факторов, на 20 % – от природного окружения, на 7–10 % – от уровня здравоохранения. Социально-гинетические,   эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека в первую очередь зависит от его образа жизни. По данным Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова и других отечественных ученых, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50–55 % удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье человека.

Эффективность творческой, преобразующей профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека, основы которого закладываются на ранних этапах индивидуального развития. Но для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигатель- ной активностью, закаливанием и др.), рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, т.е. весь комплекс составляющих здорового образа жизни.

Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим воздействиям внешней среды.

На формирование системы знаний и умений в области познания ребенком самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагается ответственность за формирование культуры здорового образа жизни.

Тип проектной задачи: предметная разновозрастная.

Цели и задачи: организовать поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; обучить средствам самопомощи, пропагандировать здоровый образ жизни; развивать творческую активность, организаторские способности; воспитывать общественную активность, трудолюбие, привычку к систематическим занятиям физической культурой, развивать чувство долга и ответственность за себя и окружающих.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается решение проектной задачи: выделять существенную информацию; выделять отдельные задания и вы- страивать с их помощью решение задачи в целом; сопоставлять факты и делать выводы на основе их анализа; работать в малой группе (умение распределять задания между участниками); осуществлять контроль в процессе работы.

Прогнозируемые результаты: усвоение знаний о способах профилактики различных заболеваний; формирование уверенности в способности своего организма противостоять болезни; создание альбома

«Рецепты здоровья» (II класс); составление справочника «Обойдемся без докторов» (III класс).

Форма представления результатов решения проектной задачи – компьютерная презентация (совместная деятельность учащихся II и III классов).

Набор заданий и требуемых для их выполнения данных

Задание 1

Как у вас в семье хранятся скоропортящиеся продукты? Как правильно хранить и готовить пищу, чтобы она приносила максимальную пользу?

 Проведите опрос среди одноклассников, родителей, учителей о продуктах, обладающих лечебными свойствами.

Составьте собственное меню.

Большое количество пищевых продуктов имеют в своем составе разнообразные соединения, обладающие лечебными свойствами. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, повышают его сопротивляемость заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу организма, приводит к тяжелым болезням. Очень важно принимать витамины круглый год.

Как велико разнообразие продуктов питания, употребляемых человеком в пищу, так и многогранны лечебные и целебные свойства этих продуктов. Каждый овощ и фрукт, каждая травинка и листик вносят определенный вклад в состояние нашего организма.

О полезных и вредных свойствах определенных продуктов питания известно всем. С давних времен люди научились использовать с пользой для здоровья многие продукты.

Сегодня доподлинно известно, что именно растительная пища способна не только предотвращать многие заболевания, но и лечить их.

Зная целебные свойства отдельных продуктов, можно самостоятельно подобрать рацион питания для поддержания здоровья. Правильное питание –  это всегда регулярное питание. Значит, в первую очередь, нужно организовать режим питания.

Главное – питаться здоровой и натуральной пищей, больше употреблять фруктов и овощей. Очень важно пить чистую воду.

Задание 2

Какие виды спорта вы любите? Каким спортом занимаетесь?

Представьте себя на месте чемпиона по какому-нибудь виду спорта. Нарисуйте образ, который представили. Сравните свой облик с этим образом. Назовите отличия. Как можно достигнуть таких результатов, как у чемпиона?

Какими еще способами можно укрепить здоровье?

Сохранению  и  укреплению здоровья способствуют высокая двигательная активность и достаточная физическая нагрузка. Доказано, что меньше болеют люди, которые много двигаются и занимаются физическими упражнениями.

Другим эффективным способом укрепления здоровья является закаливание. Способы закаливания: обтирание и обливание; солнечные и воздушные ванны; купание в открытом водоеме; босохождение и моржевание. В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Все закаливающие процедуры помогают укрепить иммунитет и бороться с вирусами.

Водные процедуры тренируют наши сосуды, оказывают благотворное влияние на весь организм. Свежий воздух - бесценный дар природы и отличное средство закаливания.

Задание 3

Чем вы можете поделиться с другими людьми, не отдавая этого? (Улыбкой.) У вас на столах лежат маски, изображающие лица людей. Что на этих лицах отсутствует? (Рот.) Давайте оживим эти лица, дорисовав улыбающийся рот. Какое значение в вашей жизни имеют улыбка и смех?

В детстве человек смеется гораздо чаще.

Дети могут разразиться веселым и безудержным смехом по самым разным поводам. Говорят, что полугодовалый ребенок, когда он здоров и благополучен, смеется и улыбается не меньше трехсот раз в день. А сколько раз в день смеются взрослые? Печально, но многие из них отвечают на вопрос о том, почему они редко улыбаются, так: «А чему радоваться?»

Отрицательные эмоции многие люди выражают гораздо чаще, чем положительные. Часто они прячут их внутри себя, что еще хуже. Между тем обычный смех, если он действительно идет от души, способен избавить человека от многих проблем со здоровьем.

Смех снимает психическое напряжение, укрепляет иммунную систему. Зарубежные ученые, используя новейшие методы исследования, доказали, что во время смеха мозг получает импульсы, оказывающие благотворное влияние на работу отдельных органов и всего организма в целом.

Эндорфины – гормоны радости, которые высвобождает смех, избавляют нас от грусти и раздражения. Исследования ученых в этой области часто доказывают пользу смеха.  В ходе одного эксперимента, например, было выявлено, что, когда люди смотрят мелодрамы или комедии, их кровообращение находится в разном состоянии: во время просмотра комедий оно нормальное, а при просмотре мелодрам – более медленное.

Смех защищает сердце, уменьшая вероятность приступов при различных заболеваниях, так как способствует нормализации кровяного давления.

Чем еще полезен смех?

Когда мы смеемся, брюшной пресс напрягается, и это подтягивает мышцы гладкой мускулатуры кишечника, помогая его работе. Так что смех –  это своеобразная гимнастика для кишечника.

Перед веселым смехом отступают инфекции и простуды, потому что он способствует выработке в организме веществ, защищающих нас от вирусов и бактерий, а также увеличивает количество лейкоцитов, которые борются с воспалениями и даже онкологическими заболеваниями. Так что здоровый образ жизни – это не только отказ от курения, алкоголя и вредных продуктов, это еще и позитивное отношение к жизни, улыбка и смех.

Информация о файле
Название файла Органы дыхания. Гигиена дыхания. от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 15:49
Дата обновления 5.5.2020, 15:49
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 1 мегабайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 225
Скачиваний 70
Оценить файл