Министерство науки и образования РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра торгового дела и товароведения
Курсовая работа по дисциплине «Коммерческая деятельность»
на тему:
«Организация тендеров как оптово – посреднических звеньев товарного обращения»
Выполнила: Кочемасова Тамара Алексеевна
Факультет торгового и таможенного дела
Группа ТД-1402
Руководитель курсовой работы:
к.э.н., доцент кафедры торгового дела и товароведения
Кожевникова Светлана Юрьевна
_______________________
подпись
Санкт-Петербург
2016
Оглавление
Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1 Теоретические основы использования тендеров как оптово-посреднических звеньев товарного обращения……………………………...….5
1.1. Оптово-посреднические звенья товарного обращения…………..5
1.1.2. Виды и функции оптово-посреднических звеньев ………………..7
1.2. Тендеры и способы их организации………………………………….9
1.2.1. Понятие тендера……………………………………………………..9
1.2.2. Виды тендеров и способы их проведения………………………...10
1.2.3. Тендерная документация ………………………………………….14
1.3. Методические основы проведения тендеров в России ……………14
Выводы по главе………………………………………………………….16
Глава 2. Практический аппарат использования тендеров в оптовой торговле……………………………………………………………………….….19
2.1. Статистика проведения тендеров в России………………………...19
2.1.1. Статистика тендеров по регионам России…………………….….20
2.1.2. Статистика тенедеров по отраслям ………………………….……20
2.2 Организации, ведущие свою деятельность посредством участия в тендерах……………………………………………………………………...…...23
2.2.1. «Metro cash&carry»……………………………………………..…..23
2.2.2. Фармацевтическая компания «Регион»…………………………...25
Выводы по главе………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………..…………28
Библиографический
список…………………………………….…..…….30
Введение
В 2015-2016 годы экономика России переживает достаточно сложный период, связанный с напряженнойвнешнеэкономической ситуацией и антироссийскими санкциями зарубежных стран. В этих условиях особые требования предъявляются к увеличению эффективности внутриэкономической деятельности. Появляется необходимость совершенствовать уже использующиеся способы производства товаров для улучшения их качества в целях получения возможности их экспорта.
Тендеры как один из механизмов закупочной деятельности показали свою актуальность в большинстве развитых стран и в нашей стране они имеют большой потенциал. Данный вид закупок может послужить мощным толчком для продвижения товаров Российского производства на зарубежный рынок.
Предметом моей курсовой работы является организация тендеров.
Объектом являются тендеры как оптово – посреднические звенья товарного обращения.
Цель моей работы – анализ потенциала использования тендеров в современных условиях оптово – посреднической деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе было необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основные виды и функции оптово-посреднических звеньев товарного обращения
2. Определить место тендеров в цепочке товародвижения
3. Выявить основные механизмы организации тендеров
4. Рассмотреть законодательную базу, регулирующую проведение тендеров
5. Рассмотреть статистику проведения тендеров в России
6. Выявить роль тендеров как оптово – посреднических звеньев товарного обращения.
Информационной базой работы явились труды российских и зарубежных исследователей, материалы периодической печати, информационные интернет – ресурсы.
Глава 1. Теоретические основы использования тендеров как оптово-посреднических звеньев товарного обращения
1.1. Оптово-посреднические звенья товарного обращения
Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.[[1]]
Оптовая торговля представляет собой любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их или в целях дальнейшего использования или перепродажи. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.
Важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё - на сферу потребления.[[2]]
Оптово – посредническая деятельность – это сложная оперативно организационная система, направленная на обеспечение совершения процессов купли продажи с учетом текущих и перспективных рыночных изменений в целях полного удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Оптово - посреднические звенья как никакие другие, связанные с реализацией товаров, способны активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место во всей её деятельности. Оптовые предприятия призваны совершенствовать целостность звеньев товародвижения, развивать централизованную поставку и постоянный завоз товаров
Сущность и роль оптово-посреднических звеньев товарного обращения заключается в повышение результативности своей деятельности и должна быть конкурентоспособной в системе всех звеньев сферы товарного обращения. Она должна широко использовать современные принципы менеджмента и маркетинга, постоянно внедрять новейшие формы и методы оптовой торговли, используя лучший мировой опыт в этой области, активно развивать сервисные услуги на новейших принципах рыночного взаимодействия.
Составными элементами пространственного перемещения товаров являются: складская переработка готовой продукции, выполнение транспортных операций, оказание услуг производственного характера.[[3]]
Рис. 1 Количество хозяйственных связей производителей с потребителями
Любая коммерческая форма направляет свои усилия на минимизацию совокупных затрат и прежде всего за счет:
1. обеспечения кратчайших оптимальных маршрутов движения грузов
2. выбора прогрессивных форм движения и доставки с использованием более удобного и рационального транспорта, эффективной многооборотной тары
3. обеспечение наиболее экономного канала движения с точки зрения участников, т.е. количества звеньев цепи продвижения.
Ведущая роль в организации и осуществлении системы товародвижения принадлежит оптово-посредническим организациям и, прежде всего их системе оптовых баз, складов, магазинов и автотранспортных предприятий.[[4]]
1.1.2. Виды и функции оптово – посреднических звеньев товарного обращения
Основная функция оптово-посреднических звеньев товарного обращения заключается в повышение результативности своей деятельности и должна быть конкурентоспособной в системе всех звеньев сферы товарного обращения. Она должна широко использовать современные принципы менеджмента и маркетинга, постоянно внедрять новейшие формы и методы оптовой торговли, используя лучший мировой опыт в этой области, активно развивать сервисные услуги на новейших принципах рыночного взаимодействия.
Характер товародвижения и выбор определенных оптово- посреднических звеньев товародвижения зависит от следующих факторов:
• Производственные факторы (особенности и характер производственных предприятий, являющихся поставщиками товарной продукции, уровень их специализации, равномерность размещения производственных предприятий на рассматриваемой территории и т.д.);
• Условия транспортировки товаров, способы и скорость их доставки;
• Возможности розничной торговли: производственная мощность предприятий розничной торговли (определяется максимально возможным товарооборотом розничного предприятия за определенный период времени на базе используемого имущественного комплекса), наличие складского помещения, торгово-технологического оборудования, соответствующего физико-химическим свойствам товара и т.п.;
• Сложность ассортимента реализуемого товара, его физико-химические свойства и т.д.
Наиболее значимыми услугами, оказываемыми оптово-посредническими звеньями товарного обращения покупателям являются:
· Облегчение функций закупки товаров (путём осуществляемой товаропроводящим предприятием подсортировки)
· Хранение товарных запасов;
· Доставка товара покупателю;
· Предоставление покупателю коммерческой информации о ценах, конъюнктуре рынка;
· Сервисное обслуживание и консультирование по продаже товара.
Исходя из возможных ролей оптовика в процессе товародвижения,можно выделить следующие виды оптово-посреднического предпринимательства:
· предприятия оптовой торговли, т.е. специализированные на оптовой торговой деятельности предприятия, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену (независимые оптовые торговцы);
· посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар («чистые посредники»). К ним относятся: брокеры, комиссионеры, промышленные агенты, торговые агенты, дистрибьюторы (работающие на условиях консигнации), коммивояжеры и т.д.
· организаторы оптового оборота
Тендеры относятся к предприятиям - организаторам оптового оборота – это предприятия, создающие условия для оптовой торговли, которые могут принимать участие как в торговле конкретными товарами, так и в торговле контрактами на поставку товаров в будущем. [[5]]
1.2. Тендеры, их виды и способы организации
1.2.1. Понятие тендера
Торги (тендер) — особая форма выдачи заказов на поставку товаров или подрядов на выполнение работ, которая предполагает привлечение предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков с целью обеспечения наиболее выгодных коммерческих и других условий сделки для организаторов торгов.[[6]]
Суть конкурсных торгов кратко можно охарактеризовать следующим образом: покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает договор (контракт) с тем продавцом (поставщиком) или подрядчиком, который предложил наиболее выгодные для покупателя (заказчика) условия.
Тендеры в современных условиях получили довольно широкое распространение. Они играют важную роль в поиске и отборе контрагентов для заключения сделок на поставку машин и оборудования, строительство объектов "под ключ".
Наиболее часто торги как метод закупок применяются развивающимися странами. На их долю приходится до 80% общего числа проводимых в зарубежных странах тендеров на машины и оборудование.
В большинстве стран действующее законодательство обязывает импортеров закупать за границей товары (в особенности оборудование), стоимость которых превышает определенную сумму, только через торги.
1.2.2. Виды тендеров и способы их проведения
1. Закрытые тендеры
Данный вид тендеров не рассчитан на широкую аудиторию, поэтому приглашения на участие и информация о результатах тендера не публикуются. Другими словами сам заказчик персонально приглашает каждого участника.
Первым этапом в проведении данного типа тендера является подбор и рассылка приглашений участникам закрытого тендера. Участник тендера подает запрос на тендерную документацию, предоставляемую заказчиком, после получения которой он оформляет все необходимые документы в соответствии с описанными требованиями. Если у участника появляются вопросы, то он может задать их заказчику в электронном виде. Заказчик обязан дать ответ на каждый поставленный вопрос.
За заказчиком закрепляется возможность внести коррективы в документацию тендера в любой момент, однако при внесении изменений он должен в обязательном порядке уведомить каждого участника.
Заказчик, получив все предложения, оценивает их и выбирает того исполнителя, который по его мнению предложил ему самые выгодные условия. По почте победитель тендера получает приглашение на подписание контракта. После того как договор с выбранным участником был подписан, оповещаются все остальные участники закрытого тендера.
Закрытые тендеры проводятся в основном тогда, когда заказчиком рассматривается закупка товаров с определенными специфическими характеристиками/свойствами и данный товар может поставить лишь определенное количество компаний. В таком случае нет особого смысла проводить открытый тендер. Также закрытые тендеры могут проводиться, когда объем общей закупки довольно мал и нет смысла тратиться на проведение открытых торгов либо закупка того или иного товара носит сугубо конфиденциальный характер.
Важным моментом в проведении тендеров закрытого типа является то, что данного рода закупка в обязательном порядке согласовывается с органами государственной власти.
Преимущества:
· требуется меньше денежных затрат, чем при проведении открытых тендеров;
· экономия времени заказчика;
· конфиденциальность.
2. Открытые тендеры
В открытом тендере могут принимать участие любые компании-участники. Зачастую такой вид тендеров используют для проведения государственных закупок, поскольку в торгах принимает огромное количество участников и есть возможность выбрать максимально выгодное предложение.
О проведении тендера обычно информируют через средства массовой информации, поскольку существует заинтересованность в привлечении большого количества участников.
Главным недостатком таких тендеров является срок проведения, поскольку тендерной комиссии придется обрабатывать массу заявок. Также проведение открытых торгов требует определенных финансовых затрат и человеческих ресурсов.
3. Специализированные торги закрытого типа
Данный вид тендера подразумевает под собой определенные ограничения, накладываемые на участников, например, наличие того или иного допуска, принадлежность к тому или иному государству и т.д.
Как правило, такие тендеры проводятся, когда точное количество участников не определенно или специфика работ по тендеру имеет сложный характер выполнения и требует определенной квалификации исполнителя. В таких торгах могут принимать участие лишь приглашенные компании.
4. Тендеры, состоящие из двух этапов
Данного рода тендеры проводят при довольно сложных закупках или при решении не тривиальных сложных технических вопросов.
На первом этапе заказчик составляет первоначальный вариант технического задания, на основании которого участники тендера готовят первоначальные тендерные заявки. В первоначальных заявках участники не указывают стоимость и другие коммерческие условия. Далее организатор тендера проводит некие переговоры, во время которых согласовываются различные варианты решения задачи, предлагаемые участниками. После проведения переговоров организатор составляет окончательный вариант технического задания.
На втором этапе участники, которые принимали участие в 1 этапе, подготавливают и подают заявки с техническими и коммерческими (ценами, сроки, графики платежей и т.д.) предложениями согласно окончательному техническому заданию. После получения всех заявок заказчик выбирает максимально выгодное предложение и заключает договор с выбранным участником.
5. Запрос котировок
Под запросом котировок подразумевается выбор поставщика продукции с примерно идентичными характеристиками, например, канцелярские товары. Как правило, победу отдают участнику, предложившему самую низкую стоимость.
Ограничения, накладываемые на данный вид тендера:
· максимальная цена контракта — не более 500 000 рублей;
· годовой объем закупок, производимый данным способом не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом, но не более 100 000 000 рублей/год.
Данный вид торгов можно провести за 12 дней. Для этого заказчик предоставляет универсальную форму котировочной заявки. Универсальная форма позволяет заказчику в короткие сроки произвести их сравнение и выбрать победителя.
Основными причинами отклонения котировочной заявки является: первое – предлагаемая участником цена выше начальной, вторая – если заявка не соответствует извещению.
Если говорить о процедуре проведения такого рода торгов, то первоначально заказчик зачастую запрашивает конкретную модель, а не набор требуемых технических характеристик. Каждый поставщик в котировочной заявке указывает цену, по которой он готов поставить данную продукцию. Данную цену участник не может изменить как в аукционе, поэтому этот момент важно учитывать в процессе указания стоимости, поскольку, как говорилось ранее, победителя определяют по самой низкой цене.
Котировочную заявку Вы можете отправить по почте или в электронном виде. Если в электронном виде, тогда заявка должна быть подписана ЭЦП. О том, что Ваша заявка принята, Вам сообщат путем уведомлением на почту.
6. Закупка у одного поставщика
Данного вида торги производятся в следующих случаях:
1. Поставщик товаров или услуг является монополистом в данной сфере;
2. В случае, когда все участники отказались;
3. Когда все заявки были исключены самим заказчиком.
Главной особенностью закупки у одного поставщика является прямое подписание контракта без проведения процедуры торгов с любым участником гражданских правоотношений, способным выполнить условия, прописанные в контракте.
При проведении таких торгов заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете о невозможности или нецелесообразности использования других способов определения исполнителя. Также в отчете заказчик должен обосновать цену контракта, основные особенности исполнителя. Все это делается для того, чтобы исключить коррупцию.[[7]]
1.2.3. Тендерная документация
Тендерная документация представляет собой пакет документов, содержащий условия проведения торгов, информацию о тендере, положения будущего контракта. В основном пакет тендерных документов состоит из двух частей:
· техническая (объект тендера, требования к товару/услуге, технические условия, нормы, общая информация, полный перечень пунктов контракта, инструкция для исполнителя, информационные карты, порядок подачи заявки, условия проведения торгов);
· коммерческая (стоимость или условия ее формирования, график платежей, условия оплаты, источник финансирования, требования по страхованию, гарантии выплат).
Объем и состав тендерной документации напрямую зависит от объекта/услуги будущих торгов. За составление тендерной документации ответственность несет тендерная комиссия.[[8]]
1.3. Методические основы проведения тендеров в России
Существует два закона, занимающихся регуляцией закупочной деятельности различных государственных компаний, монополий и других организаций.
Если сравнить размеры законов, 44-ФЗ имеет объем в 10 раз больший, чем у223-ФЗ. Значит 44-ФЗ более серьезный, досконально поясняет правила работы участникам, регламентирует характеристики, требующиеся для определения победителя. Первый закон больше подходит для компаний-новичков, а второй – для опытных участников.
Таблица 1 Сравнения законов 44-ФЗ и 223-ФЗ
Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» N 44 ФЗ[[9]] |
Федеральный Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» N223 ФЗ[[10]] |
Заказчики |
|
Любые государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из бюджета |
Компании, с долей государственного участия более 50%, субъекты монополий(компании нефтегазовые, РЖД и др.), организации, занимающиеся регулируемыми типами деятельности (водоснабжение, энергетика и др.), бюджетные учреждения, проводящие закупки в счет грантов, собственных вложений или средств субподряда |
Варианты закупок |
|
Существует несколько вариантов: проведение открытых или закрытых конкурсов, либо конкурсов с ограничением в участии, многоэтапных конкурсов, электронных аукционов, закрытых форм аукционов, проведение запросов предложений и ценовых котировок. Ограничены случаи закупок у одного поставщика. |
У каждого заказчика обязательными являются два способа: электронный аукцион и конкурс. Эти способы описаны в положении заказчика. Другие формы заказчик может выбрать самостоятельно. Для случая закупок у одного поставщика должны быть отражены основания в положении. |
Отчетность заказчиков |
|
На сайте госзакупок обязательно размещаются отчеты об выполнении контракта, отчеты об объемах закупок у малого бизнеса и социальных государственных учреждениях. Если закупки проводились только у одного поставщика, обязательно размещается отчет с обоснованием такой операции. |
Отчеты о закупках размещаются на сайте не позднее каждого 10 числа месяца, следующего за месяцем отчетным. Сюда входят отчеты об общей стоимости всех договоров, включая соглашения с единственным поставщиком, соглашения по закупкам, данные которых составляют гостайну, соглашения с субъектами малого и среднего бизнеса. |
Выводы по главе
В первой главе были рассмотрены основные теоретические вопросы, связанные с организационно - правовой структурой проведения тендеров.
Оптовая торговля - это важное звено, обеспечивающее необходимую интенсивность и ускорение товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхронизации производства и потребления товаров.
Исходя из представленной информации можно сделать вывод, что тендер — форма закупки товаров, выполнения работ или оказания услуг (оптом или в розницу) с возможностью выбора среди поставщиков наиболее удовлетворяющих требованиям заказчика. В цепочке товародвижения ( в оптово – посреднической деятельности) тендеры относятся к предприятиям – организаторам оптового оборота.
Были рассмотрены виды тендеров, такие как закрытые, открытые, двухэтапные, с запросом котировок, с закупкой у одного поставщика.
В Российской Федерации для регулирования закупочной деятельности действует два основных закона: Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» N 44 ФЗ и Федеральный Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» N223 ФЗ. Их основные отличия: 44-ФЗ распространяется на абсолютно любые закупки любых госзаказчиков и точно регулирует каждый из этапов сделки.
Любое нарушение регламента грозит клиентам выплатой штрафов и аннулированием ранее состоявшихся закупок, недобросовестные предприниматели же попадают в специальный реестр. Однако, если победитель соблюдал все правила, то 100% гарантировано, что с ним будет заключен договор, а его деятельность и поставленные продукты - справедливо оплачены. 223-ФЗ не описывает детально все этапы сделки, а лишь дает для заказчиков общие представления и принципы закупок. Компания лично разрабатывает собственные положения, в котором расписываются условия для участников и варианты выбора поставщика.
Основное положение, с которым необходимо ознакомится при участии в торгах по этому закону - положение о закупке у каждого определенного заказчика.
Глава 2. Практический аппарат применения тендеров в России
2.1. Статистика
2.1.1. Статистика тендеров по регионам России
На июнь 2016 года на долю товаров, работ и услуг, реализуемых посредством тендеров приходится примерно 25% ВВП.
Доля тендеров в ВВП России значительно превышает долю государственных закупок в других странах. [[11]]
Таблица 2. Количество тендеров по областям РФ за 2015 год
Исследуя статистические данные по количеству объявленных тендеров в России на июнь 2016 года видно, что Москва и Санкт Петербург занимают лидирующие позиции. В отличие от Москвы, в Санкт - Петербурге более высока доля государственных закупок по сравнению с коммерческими тендерами. Более половины тендеров приходятся на госзаказ Санкт-Петербурга. А тендеры коммерческих компаний и компаний с государственным участием (по закону 223 ФЗ) составляют четверть от общего числа.
Такие данные ничуть не удивляют, Москва и Санкт – Петербург занимают лидирующие в Российской Федерации позиции по количеству оптовых закупок в отношении заказов в год.
Рис. 2 Процентное соотношение по видам закупок
В Российской федерации на 100 % проводимых тендеров приходится 43% тендеров, проводимых в рамках государственного заказа в соответствии с законом 44-ФЗ.
Крупные предприятия стремятся получить госзаказ. Это обусловлено тем, что при заключении такого рода сделки организация подвергается наименьшему риску.
2.1.2. Классификация тендеров по отраслям
Несмотря на кризис, в некоторых отдельно взятых отраслях тендерный рынок демонстрирует отнюдь не спад, а заметное увеличение заказов.
Как уже было сказано, на тендерах представлены всевозможные виды товаров и услуг. Ниже приведена статистика тендеров по отраслям за май 2016 года по Санкт – Петербургу и Ленинградской области.[[12]]
Таблица 2 Число тендеров по отраслям торговли по Санкт- Петербургу и Ленинградской области
№ |
Отрасль |
Число объявленных тендеров |
1 |
Сельское хозяйство |
3101 |
2 |
Рыболовство |
305 |
3 |
Обрабатывающая промышленность |
64344 |
4 |
Топливо, энергетика |
668 |
5 |
Машиностроение |
3281 |
6 |
Строительство |
13052 |
7 |
Общественное питание |
4033 |
8 |
Транспорт |
506 |
9 |
Финансы |
3389 |
10 |
Медицина, фармакология |
10081 |
11 |
Коммунальные услуги |
890 |
12 |
Дом, офис |
1124 |
13 |
Другие |
15731 |
Исходя из представленных данных можно сделать вывод, что чаще всего тендерные закупки организовываются в отраслях обрабатывающей промышленности, строительства и медицины. В данных отраслях действует наибольшее количество оптовых посредников, для которых участие в тендерах – наиболее разумный способ закупки товаров для последующей перепродажи, так как это позволяет им выбирать товар, удовлетворяющий конкретным требованиям и значительно экономить на закупках. Экономия на закупках обеспечивает оптово – посредническим предприятиям стабильный высокий доход. Преобладающее количество тендеров именно в вышеперечисленных областях обусловлено следующими факторами:[[13]]
· Огромный спрос на товары данных отраслей
· Более высокая конкуренция
· Возможность заказчика выбрать наиболее подходящий товар
· Регулярность проведения тендеров
Увеличилось число тендеров на закупку стройматериалов. В первом полугодии прошлого года их количество составило 14,6 тыс., тогда как за этот же период года нынешнего число тендеров возросло до 18,9 тыс.
Рис. 3 Тенденция тендеров в области строительства
Можно предположить, что число тендеров в данной сфере к концу года еще подрастет. Связано это с тем, что вторую российскую беду никто пока не отменял: многие правительственные, региональные и муниципальные программы по развитию дорожной сети были приняты загодя, объемы их если и попали под сокращение, то на общих показателях, как видим, это не сказалось.
Более чем на треть (с 185,7 тыс. до 252,1 тыс.) увеличилось количество заказчиков в медицине и фармакологии. Начальная цена контракта в отрасли выросла почти вдвое: в первом полугодии 2014 года суммарная НМЦК составила 199,1 млрд рублей, тогда как за первые 6 месяцев года текущего она подскочила уже до 343,8 млрд рублей.
Рис. 4 Тенденция тендеров в области медицины
Медицину и фармакологию многие эксперты изначально выделяли, как перспективную
для участия в тендерах отрасль: именно здесь прогнозировался хороший рост.
2.2. Организации, ведущие свою деятельность посредством участия в тендерах
2.2.1. «Metro Cash & Carry»
МЕТРО
Кэш энд Керри – крупнейшая управляющая компания международного бизнес-формата
cash & carry (мелкооптовая торговля) торгового холдинга МЕТРО ГРУП.
На сегодняшний день компания МЕТРО Кэш энд Керри представлена более 750
торговыми центрами в 25 странах мира. Объем продаж за 2014/2015 финансовый год
составил 223,5 миллиарда рублей. Количество сотрудников составляет около 110
000 человек.
МЕТРО Кэш энд Керри была основана в Германии в 1964 году. Уже 4 года спустя, в 1968 году, концепция "cash & carry" вышла за пределы Германии, когда компания пришла к соглашению с голландской сетью Dutch Steenkolen Hendelsvereniging N.V. (SHV) о создании совместной компании Makro Zelfbedienigsgroothandel C.V., в которой партнерам-основателям принадлежало 40% акций. [[14]]
В последующие годы компания МЕТРО/Макро Кэш энд Керри динамично развивалась и стала лидером международного рынка в секторе мелкооптовой торговли.
В настоящее время компания способствует развитию оптимальной инфраструктуры торгового сектора, создает новые стабильные рабочие места и вносит существенный вклад в образование и обучение.
МЕТРО
Кэш энд Керри сотрудничает с более чем 5000 поставщиков.
В своей деятельности МЕТРО руководствуется
Российским законодательством, полностью соблюдая его положения, исходя из
единого подхода к заключению договоров и дальнейшему сотрудничеству,
прикладывая максимальные усилия к построению взаимовыгодных партнерских
отношений со всеми поставщиками.
«MetroCash&Carry» принципиальна в вопросах касательно поставщиков. Так как она поддерживает международные стандарты ведения бизнеса. Компания представляет только тех поставщиков, чья работа и качество продукции устраивает на все 100%. Данный фактор является сильным преимуществом для компании. Однако, для поставщиков работа с Метро имеет как положительные, так и отрицательные стороны .
Положительные:
· Если в городе появятся такие крупные оптовые поставщики товаров, то сама собой отпадет потребность в огромном количестве посредников, «опутавших» сегодня столичные магазины. А чем меньше посредников — тем ниже цены.
· Немецкая фирма «Метро Кэш энд Керри» автоматически снизила цены на весь ассортимент продукции, которая реализуется через её магазины.
Отрицательные:
· Условия по поставкам продукции гораздо хуже, чем у местных торговых сетей.
· Оплачивает товар в течение 23 дней, а местные cетевые торговцы— не более чем за 10 дней. Требует от поставщиков дополнительных скидок до 10процентов от предельных отпускных цен, что им приносит только убытки.
Посредством организации тендеров компания закупает необходимый для последующей перепродажи товар. Ее поставщиками являются такие организации, как «Завод Алешина» поставляющий компании кондитерские изделия, «НИКИТИН» — пиво и безалкогольные напитки; «Русская бумага» - бумажная продукция (салфетки).
Также компания участвует в тендерах на поставку продукции.
Так, в январе 2016 года компания METRO Cash & Carry, входящая в германский концерн Metro Group, победила в торгах Минобороны на поставку продуктов для военной части в Одессе, в рамках эксперимента по реформированию системы питания бойцов ВСУ и перевода ее на шведский стол.
2.2.2. Фармацевтическая компания «Регион»
Деятельность компании Регион сосредоточена на оптовой продаже медицинских препаратов отечественных и зарубежных производителей.
Огромный ассортимент продукции, около 10000 наименований, включает в себя лекарственные средства, изделия медицинского назначения и сопутствующие товары для медицинских учреждений. Поставка медикаментов осуществляется в большинство регионов Российской федерации.
В своем развитии компания всегда стремится учитывать потребности клиентов и предлагает экономически эффективное сотрудничество всем своим партнерам.
Партнерами компании Регион являются крупнейшие поставщики медицинских препаратов отечественного и зарубежного производства, среди которых ЗАО НПК "Катрен", ЗАО "СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ", ЗАО "Центр Внедрения Протэк", ООО "Морон". Благодаря такому сотрудничеству в ассортименте компании представлен обширный перечень наиболее востребованных на рынке лекарственных средств и сопутствующих товаров. Крепкие партнерские отношения служат гарантией высокого качества поставляемых медикаментов и своевременного осуществления поставок.
Одной из приоритетных задач развития компании является расширение имеющегося перечня поставляемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В данном направлении Регион ведет активную работу с крупнейшими поставщиками, в числе которых национальные дистрибьюторы с более чем 15-летним опытом деятельности в области оптовых поставок фармацевтической продукции, по праву заслужившие авторитет и репутацию надежных партнеров.[[15]]
Сопровождение товаров поставщиками компании, а также обеспечение сервиса на высоком уровне и наличие собственных складских помещений - это немаловажные факторы, гарантирующие выполнение заказов клиентов в сжатые сроки и на выгодных условиях. Быстрый товарооборот, в свою очередь, позволяет установить гибкую ценовую политику и чаще обновлять ассортимент.
Компания закупает лекарственные средства с помощью организации тендеров и перепродает их посредством участия в торгах.
Занимаясь оптово – посреднической деятельностью фирма способна сохранять свой уровень платежеспособности и поднимать свой уровень конкурентоспособности посредством формирования устойчивой базы поставщиков и потребителей.
Выводы по главе
Во второй главе была рассмотрена статистика и динамика тендеров в различных отраслях торговли в Российской Федерации за 2014-2016 годы.
Среди форм организации тендеров преобладает число государственных закупок. Это объясняется тем, что участие в государственных закупках для посреднических организаций имеет огромное количество плюсов: фирма- посредник точно получит прибыль от своей деятельности, сможет подняться на более высокий уровень в своей отрасли по отношению к конкурентам.
Конкурсные торги распространены в основном в медицинской и строительной отраслях, так как именно там сильнее конкуренция и больше потребность заказчиков выбирать подходящий конкретно им товар.
Далее было рассмотрено участие в тендерах таких компаний, как «Metro cash&carry», занимающуюся мелко – оптовой и розничной продажей товаров и «Регион», основная деятельность которой заключается в закупке и перепродаже лекарственных средств и медицинского оборудования. Данные компании на товарном рынке выступают в качестве оптовых посредников закупая свой товар оптовыми партиями и перепродавая потребителю.
Для выбора наилучших поставщиков компании организовывают тендеры . Такая деятельность обеспечивает устойчивость компаний на рынке и позволяет им использовать в своей деятельности только лучшие тщательно отобранные товары, закупленные у проверенных производителей.
Заключение
Таким образом, в данной работе согласно главной цели, поставленной во введении, было проведено комплексное исследование теоретических и методических вопросов, охватывающих весь комплекс мероприятий, связанных с организацией тендеров. Согласно задачам курсовой работы можем сделать следующие выводы:
1. Основными функциями оптово – посреднической деятельности являются: повышение результативности своей деятельности и обеспечение конкурентоспособности в системе всех звеньев сферы товарного обращения.
2. Тендеры относятся к предприятиям – организаторам оптового оборота, они способствуют более продуктивному продвижению товаров от производителя до конечного потребителя.
3. Организация торгов включает в себя шесть этапов: изучение документации, уточнение позиций, подготовка заявки, презентация предложений, окончательный отбор, объявление победителя.
4. В Российской Федерации тендерные закупки регулируются законами 44 ФЗ и 223 ФЗ, в которых представлены нормативно – правовые аспекты организации и проведения закупок.
5. Была рассмотрена статистика проведения тендеров в России. Среди форм организации тендеров преобладает число государственных закупок. Конкурсные торги распространены в основном в медицинской и строительной отраслях, так как именно там сильнее конкуренция и больше потребность заказчиков выбирать подходящий конкретно им товар.
6. На примере компаний Metro cash&carry» и «Регион» представлено использование тендеров.
Переход к рыночной экономике и расширение сотрудничества России с международными финансовыми организациями предопределяют необходимость использования торгов в российской практике. Сущность торгов подразумевает конкурсный, конкурентный характер поиска партнеров, что позволяет расширить круг участников переговоров и выбрать партнера, обладающего наиболее конкурентоспособным товаром, со стабильным финансовым положением и добиться наиболее благоприятных условий договора за счет обострения конкуренции среди потенциальных продавцов и партнеров, увеличив тем самым многократно степень конкуренции. А это наилучший стимул для развития экономики как страны в целом, так и рядового предприятия.
Проанализировав изученный материал, можно с уверенностью сказать, что у организаций накоплен достаточный опыт в области участия в тендерах, получения и исполнения конкурсных заказов в рамках контрактов по поставкам товаров оптом. К таким организациям, относятся рассмотренные «Metro cash&carry» и «Регион». Но чтобы занять достойное место в мировой экономике, Российская Федерация, а в частности, российские предприятия, развивающие внешнеэкономическую деятельность, должны постоянно совершенствоваться. Рекомендации для российских предприятий по совершенствованию их участия в международных торгах на основе анализа внешнеэкономической деятельности рассмотренных предприятий: обеспеченность высококвалифицированными специалистами, необходимость сотрудничества с отечественными и зарубежными компаниями своей отрасли, предъявление высоких стандартов качества работ, максимальные требования к уровню безопасности, а также регулярное участие тендерах, с целью накапливания определенного опыта.
Тендеры как оптово – посреднические звенья товарного обращения играют важную роль в совершенствовании и укреплении закупочной деятельности в России.
Библиографический список
Нормативные документы
1. Федеральный закон N 381-ФЗ (от 28.12.2009 ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
2. Федеральный закон N44-ФЗ (от 05.04.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
3. Федеральный закон N223-ФЗ (от 18.07.2011) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Основная литература
1. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность./ С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - М.: Высшая школа, 2011. – 242с.
2. Дашков Л.П., Памбухчиянц В. К. « Коммерция и технология торговли»: учебник для студентов высших учебных заведений. — 9-е изд., перераб. и доп./ Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К°, 2008. — 696 с.
3. Егоров, В. Ф. Организация, технология и проектирование предприятий торговли: учебник / В. Ф. Егоров. – Санкт-Петербург: Первый класс, 2012. – 414 с.
4. Зергман П. Н. Практика управления товарными запасами.. - М.: Дело, 2009. – 308 с.
5. Любушин Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебное пособие / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева В.Г. Дьякова, - М.: Дело и сервис, 2014. – 471 с.
6. Осипова Л.В. Коммерческая деятельность на промышленном предприятии: учебное пособие– 3-е изд., перераб. и доп. Л.В. Осипова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
7. Панкратов Ф. Г., Коммерческая деятельность: Учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. - 500с.
8. ПоловцеваФ.П. Коммерческая деятельность / Ф.П. Половцева - «ИНФРА-М» 2011. – 248с.
9. Соломатина А.Н. «Экономика и организация деятельности торгового предприятия»: Учебное пособие / А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 295 с.
10. Льюис, Г. Конкурсы, тендеры, предложения. Выиграй, используя новый опыт / Г. Льюис; пер. с англ И.И. Негреева; под редак. А.В. Григорая – Д.: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 314 с.
Интернет – ресурсы
1. Единая информационная система с сфере закупок [Электронный
ресурс] / Перечень аналитических отчетов по результатам мониторинга закупок. Режим доступа: http://zakupki.gov.ru (Дата обращения 02.06.2016)
2. Электронная газета «Конкурсные торги» [Электронный ресурс] / Государственные закупки, тендеры на госзаказ. Режим доступа: http://www.gostorgi.ru/tenders/8.9.1/ (Дата обращения 02.06.2016)
3. Бизнес – портал России [Электронный ресурс] / Каталог тендеров. Режим доступа: http://tenders.interstol.org/ (Дата обращения 08.06.2016)
4. ОКВЭД [Электронный ресурс] / Оптовая торговля. Режим доступа: http://getokved.ru/g2 (Дата обращения 08.06.2016)
5. Официальный сайт «Metro cash&carry» в России [Электронный
ресурс] / Информация для поставщиков. Режим доступа: https://www.metro-cc.ru/sotrudnichestvo/postavschikam (Дата обращения 08.06.2016)
6. Компания Регион – оптовые поставки медикаментов [Электронный
ресурс] / Партнеры. Режим доступа: http://pharmregion.ru/ (Дата обращения 08.06.2016)
7. Business connect [Электронный ресурс]/ Тендерная аналитика–
Тендерная аналитика. Режим доступа: www.bicotender.ru (Дата обращения 08.06.2016)
[1] Федеральный закон N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
[2] Соломатина А.Н. «Экономика и организация деятельности торгового предприятия»: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 295 с
[3] Егоров, В. Ф. Организация, технология и проектирование предприятий торговли: учебник / В. Ф. Егоров. – Санкт-Петербург: Первый класс, 2012. – 414 с.
[4] Дашков Л.П., Памбухчиянц В. К. « Коммерция и технология торговли» учебник. Москва 2002г. – 670c.
[5] Дашков Л.П., Памбухчиянц В. К. « Коммерция и технология торговли» учебник. Москва 2002г. – 670c.
[6] Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: ИКЦ "Маркетинг", 2002. 580 с.
[7] ПоловцеваФ.П. Коммерческая деятельность - «ИНФРА-М» 2011. – 248с.
[8] Льюис, Г. Конкурсы, тендеры, предложения. Выиграй, используя новый опыт. Г. Льюис; пер. с англ И.И. Негреева; под редак. А.В. Григорая - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2012.- 348c.
[9] Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
[10] Федеральный закон от 18.07.2011 N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
[11] Мониторинг тендеров и закупок [Электронный ресурс]//www.tendermedia.ru – Тендеры по регионам
[12] Business connect [Электронный ресурс]//www.bicotender.ru – Тендерная аналитика – анализ и аудит
[13] Осипова Л.В. Коммерческая деятельность на промышленном предприятии: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
[14] Официальный сайт «Metro» в России [Электронный ресурс]/ www.metro-cc.ru
[15] Компания «Регион» - оптовые поставки медикаментов [Электронный ресурс]/www.pharmregion.ru