Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования «Рыбинский государственный
авиационный технический университет имени П.А. Соловьева»
Авиационный колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
Организация социальной работы с проблемной семьей
по профессиональному модулю
04 Социальная политика и технология социальной работы
Выполнил студент группы_____________________________А.М.Труняева
код подпись, дата
Руководитель________________________________________И.А.Пазухина
подпись, дата
Рыбинск, 2016
Содержание
Введение
Семья является важнейшим факторов личностного и психического развития ребенка. Личность ребенка формируется теми условиями, в которых он живет, поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Семья — это целый мир со своими правилами, отношением к жизни, здоровью, воспитанию.
К сожалению, в настоящее время в связи с ростом экономического кризиса происходит резкое увеличение количества детей-сирот, в том числе и социальных, когда дети становятся сиротами при живых родителях. Растет число «неблагополучных» семей, где родители, психологически доведенные до отчаяния, пытаются найти для себя выход в приобщение к алкоголю, срывают свою злость и беспомощность на детях, демонстрируют асоциальные формы поведения (попрошайничество, воровство, бродяжничество, и т.д.). Вступив на такой путь, семья деградирует в человеческом и социальном планах, обрекая на такое же скудное существование всех членов семьи и особенно детей.
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Такая семья нуждается не только в социальной, но и педагогической поддержке. Психологическая обстановка семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и только от них зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Сегодня, при переходе общества на статус демократического, а государства - на статус социального, необходима прежде всего уделять максимум влияния на то, что большой процент семей в России является собой неблагополучные семьи. Ответственность за неблагополучие семей лежит как на государстве, социальных институтах, так и на обществе в целом, потому что социальное государство предусматривает собой грамотное в правовом аспекте, неравнодушное к общественным проблемам и обладающее средствами помощи обществу, где личное начало лидирует над коллективным.
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания и представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. На данный момент в России свыше 40 млн семей. Согласно установлению научных работников - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
В проблемных семьях большая доля вероятности страданий выпадает на детей. Ребенок не может сам о себе позаботиться, ему требуется большое внимание родителей. Родители, страдающие алкоголе или наркозависимостью, не способны обеспечить нормальную и достойную жизнь ребенку. Такие дети остаются без опеки, рано взрослеют, принадлежат самим себе, и уже в подростковом возрасте часто идут на преступления. Отсутствует уважение родителей, исчезают доверительные отношения. Поэтому такой категории семей необходима помощь социального работника.
Актуальность избранной мной проблемы определеляется, тем что семейный круг испытывает на сегодняшний день значительные перемены. Социально-экономические реформы ухудшили положение многих семей. Возрастает опасная тенденция самоустранения родителей от воспитания детей. Напряжение возрастает в результате того, что усиливается расслоение семей по уровню доходов, растет число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи, меняются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.
Целью работы является раскрытие форм и методов работы с проблемной семьей.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- правовой механизм работы с проблемной семьей;
- определить основные понятия, сущность, цели и задачи проблемной семьи;
- особенности проблемных семей;
- формы и методы работы с проблемной семьей.
Объектом исследования является понятие проблемная семья.
Предмет исследования организация социальной работы с проблемной семьей.
1 Основные понятия проблемных семей
1.1 Сущность, цели и задачи проблемных семей
Сущность психологического содержания понятия «проблемная семья» традиционно имеет как широкое, так и узкое толкование в специальной литературе. В узком значении этого понятия «проблемной семьей» называются те семьи, которые не способны эффективно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи. Например, к проблемным семьям в этом случае можно отнести молодую семью, не решившую задачу разделения от родительской семьи, не разрешившую конфликты между личными и общими потребностями. Сюда же можно отнести семью с маленьким ребенком, в которой супруги не способны освоить и согласовать новые роли отца и матери, и т.д.
В широком значении этого понятия в «проблемный тип» семей включаются еще и следующие типы семей:
- неблагополучная семья - с низким уровнем психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья не удовлетворяет полностью или частично потребностям членов семьи в эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.
- дисфункциональная семья — семья, плохо или вовсе не выполняющая основные семейные функции. Термин «дисфункциональная» семья используется также для характеристики такой семейной системы, которая является причиной дисфункционального, дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.
Таким образом, к «проблемным» семьям можно отнести все семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения задач развития на той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов.
1.2 Особенности проблемных семей
Изучая классификацию работы психотерапевта С.Минухина, особенности проблемных (дисфункциональных) семей могут быть описаны следующим образом:
-семейные роли являются ригидными;
-индивидуальная идентичность приносится в жертву семейной идентичности;
-границы «Я» членов семьи размыты;
-чувство стыда используется для мотивации индивидуального поведения;
-индивидуальные потребности приносятся в жертву потребностям семьи;
-конфликты протекают в закрытой форме (боязнь открытого общения);
-семейные мифы не соответствуют реальности;
-отрицается существование проблем в семье;
-существует недостаток интимности;
-редкостью являются юмор, оптимизм и забота друг о друге;
-существует хроническая неприязнь одних членов семьи к другим
-общение членов семьи в целом находится на низком уровне;
В отличие от проблемной семьи, гармоничная (здоровая) семья характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией, гибкими межпоколенными границами. Здоровая семья — система в движении. Семейные правила открыты, служат позитивными ориентирами для роста. Допускается смена одних внутрисемейных «треугольников» и коалиций другими без возникновения чувства ревности или ненадежности. Друзья членов семьи свободно входят в семейное пространство без страха быть отвергнутыми.
В гармоничной семье между поколениями существует четкая дистанция. Здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность вторых (родителям нет необходимости постоянно доказывать свою силу детям и самим себе). Взаимно солидарные родители поощряют творчество по отношению к игре и экспериментирование в общении.
Существуют следующие типы проблемных семей:
· семья алкоголиков;
· семья в разводе;
· повторный брак.
· дисгармоничный союз;
· неполная семья;
· семья с больным ребенком (психически или соматически);
· семья с нарушением внутрисемейной коммуникации;
1.3 Классификация проблемных семей
Проблемная семья– это семья, функционирование которой нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это неконфликтная семья с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарный, гипо- или гиперопекающая)
Кризисная семья– это семья, переживающая внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документы, средств к существованию и т.д.)
Асоциальная семья- семья, в которой имеется наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе)
Аморальная семья– это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни.
Антисоциальная семья– семья, в которой наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Она характеризуется противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.
Из множества разнообразных причин, влияющих на семейное неблагополучие, можно выделить следующие причины: - На семью влияет социально-экономический кризис, который приводит к снижению воспитательного потенциала. - Внутрисемейные отношения являются причиной психолого-педагогического воспитания. - На воспитание детей влияет наследственность, больные родители, наличие в семье инвалидов. На сегодняшний день семейное неблагополучие— явление распространенное. Независимо от факторов, неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи. Дети занимают последнее место в жизни родителей. Нарушение отношений в семье и отклонение от воспитания приводят к задержке психического развития. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности ребенка.
К отрицательным воздействиям относятся:
1.В 50 % неблагополучных семей отмечается нарушение поведения: агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения.
2. В 70 % неблагополучных семей встречается нарушение развития детей: низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм.
3. В 45 %
неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения: агрессивность со
сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной
лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными
группировками, нарушение социальных связей с родственниками.
2 Социальные проблемы семей
2.1 Сущность социальных проблем
Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе:
- малообеспеченность,
- социальную дезадаптированность,
- трудности многодетных семей и инвалидов,
- специфичность положения беженцев,
- насилие над детьми и женщинами,
юное материнство и многое другое.
Если семья плохо справляется с выполнением своих функций, то речь идет о дисфункции, которая приводит семью в аномальное состояние. Дисфункция семейных отношений могут вызвать следующие причины:
• экономические, когда прожиточный уровень семьи ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена;
• асоциальные, связанные с алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, низким культурным уровнем; психологические, такие как жестокость, агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм;
• медицинские, связанные с венерическими, психическими и инфекционными заболеваниями, а также сексуальными отклонениями.
В чистом виде та или иная причина встречается очень редко, как правило, они дополняют и усугубляют друг друга, поэтому проблемы семьи необходимо решать комплексно.
К семьям социального риска или, как их еще называют, «социально уязвимым семьям» относятся, прежде всего, семьи: - малообеспеченные по разным причинам, в том числе в связи с безработицей, избыточной иждивенческой нагрузкой, студенческие, с детьми-инвалидами и родителями-инвалидами и так далее; - неполные, в том числе семьи одиноких матерей; - многодетные; - беженцев и вынужденных переселенцев; - военнослужащих срочной службы с детьми; - семьи с различными патологиями, асоциальные и другие.
Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке.
В помощи специалистов по социальной работе могут нуждаться в различных ситуациях даже те семьи, которые не относятся официально к группе риска. Проблемы экономического, психологического, межличностного характера могут нарушать гармонию семейных отношений и привести семью к кризису и краху. Семейные проблемы могут быть самыми разнообразными: связанными с напряженностью отношений между супругами, между родителями и детьми, с малообеспеченностью, с алкоголизацией и наркотизацией одного или всех членов семьи и так далее.
Выделяют следующие социальные проблемы семей:
- трудное материальное положение семьи;
- ухудшение состояния здоровья отдельных членов семьи (или всех) вследствие недоедания, стрессов, неудовлетворительных жилищных условий:
- злоупотребление в семье (или членом семьи) алкоголем и наркотиками, что отражается на всей семье;
- жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
- антиобщественный образ жизни кого-либо из членов семьи (ребенок-правонарушитель, мать-алкоголичка и др.), правонарушения и скандалы;
- социальное сиротство — это явление устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей, искажение родительского поведения.
3 Социальная работа с проблемной семьей
3.1 Формы и методы работы с проблемной семьей
К сожалению, в нашем обществе принято решать проблемы семьи, когда они достигли пика напряженности и конфликтности. Профилактике же семейных дисфункций в предкризисном состоянии внимания уделяется недостаточно. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы сегодня.
Иногда сравнительно небольшая помощь, оказанная в нужный момент, может снять напряжение и сохранение стабильности в семье. Даже сравнительно благополучные полные малодетные семьи, не относящиеся официально к группе риска, могут переживать конфликтные и кризисные ситуации и попадать в зону внимания социальных работников и педагогов. В теории конфликта самым лучшим способом его разрешения считается компромисс. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса между супругами, между родителями и детьми, а также коррекцию поведения и обучение навыкам неконфликтного общения.
Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии и игровой терапии. Причины конфликтов могут быть разными, поэтому в первую очередь необходимо самым тщательным образом изучить проблемы, существующие в конкретной семье, ознакомиться с особенностями личностей супругов, их семейными и брачными установками. Ведь расхождения в семейно-брачных установках могут довольно долго оставаться невыявленными, а в трудные моменты семейной жизни или под влиянием внешних проблем может обнаружиться, что супруги придерживаются разных взглядов на семью, имеют несовпадающие представления о воспитании детей, решении финансовых и других проблем.
Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.
Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».
Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.
Итак, можно сказать, что социальное, педагогическое, психологическое сопровождение — это:
— во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи, педагогического обеспечения развития детства;
— во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов образования;
— в-третьих, процесс особого рода событийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем.
В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента:
— диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;
— отбор и применение методических средств;
— анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.
В деятельности ДОУ определяются следующие этапы в работе с семьей:
1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).
2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей).
3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).
4. Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в семье).
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
3й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7-й этап: составление карты семьи.
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);
9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Рекомендуемые методики диагностики семьи: наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» , изучение продуктов детской деятельности).
Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год. Но особое внимание необходимо уделять неблагополучным семьям.
При ознакомлении с игровой деятельностью можно уделить внимание следующим вопросам:
- наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;
- размещение игрушек, их состояние;
- что побуждает родителей покупать игрушки;
- любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть дома, и знают ли об этом родители;
- решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;
- когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).
При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:
- есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание, направленность;
- как дети выполняют эти обязанности;
- какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
- установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;
- учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;
- интерес ребенка к отдельным видам труда.
Такого типа опросы можно применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов родителей воспитатель или социальный педагог при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но рекомендации семье, которые дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно и т.д.
Нужно стараться проводить анализ посещений семей каждый год, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.
Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.
Методы работы с неблагополучными семьями:
Недостаточная информированность родителей о методах воспитании
Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям.
Проведение семинаров, бесед на темы воспитания,
просмотр видеофильмов, кинофильмов.
Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.
Жестокое обращение с ребёнком
Наблюдения учителя, психолога школы,
социального педагога, социального работника.
Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей.
Психотерапевтическая помощь родителям и детям.
Привлечение к занятиям в детско-родительской группе.
Постановка на учет в КДН, к наркологу,
консультации врачей, юристов.
Привлечение родителей к работе семинаров,
беседы о воспитании в семье.
Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости)
Семья алкоголиков(оба родителя)
Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей-подростков).
Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам.
Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в подготовке к школе.
Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.)
Консультация врача-психиатра, нарколога и т. д.
Консультация ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.
Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости).
Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости)
ДОУ, школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, органы здравоохранения, врачи, службы.
Семья в состоянии развода или после развода
- Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.-
Консультативная помощь психолога и психотерапевта-
Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д.
Привлечение к деятельности группы родителей ребенка.
- Помощь ребёнку со стороны его окружения.
Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.
- Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).
Неполная семья
- Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей.- Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.- Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.- Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.- Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования.- Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т. д.)- Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.- Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.- Привлечение общественных организаций к воспитанию.
Отчуждённость родителей из-за занятости
- Сопровождение ребёнка социальным педагогом.- Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.- Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др.- Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания.- Привлечение родителей к занятиям по психологии. Помощь родителям в Центре защиты семьи, привлечение ребёнка в УДО.
Полная семья, один из родителей пьёт
- Наблюдения и консультация психолога.- Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.- Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования.- Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей.- Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы.- Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.- Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.- При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра.- При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.
Неполная семья, родитель алкоголик
Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
Одинокая мать-алкоголичка или отец
- Наблюдения и консультации школьного психолога.- Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку.- Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.- Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.-
Опекунские семьи:престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически-несостоятельные
- Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы.- Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.- Индивидуальная работа психолога с ребенком.- Помощь учителей ребёнку в учебе.- Консультация психиатра.- Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.).- Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.- Консультация у невропатолога или психиатра.
Особое внимание обращается на деятельность психолога по данной проблеме.
В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам.
Одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми, является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе — и есть терапия. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает к речевому контакту.
Авторская разработка цикла занятий по «сказкотерапии» позволяет нам работать над поведенческими проблемами детей, формировать у них навыки общения, социальную адаптацию, снятие детских страхов, тревожности.
Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных психотехнических игр, упражнений, а также рисование во многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка.
Эффективность терапии искусством с «трудными» детьми объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально приемлемой форме.
Цели игровой терапии — помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию», стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя.
Телесно-ориентированная терапия дает нашим детям информацию об окружающем через телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать у воспитанников потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
Развитие коммуникативных навыков «Учимся общаться», используемых в коррекционной работе с детьми, создает условия для становления сферы отношения ребенка, гармонизации отношений с самим собой и другими людьми, его личностных ценностей, самооценки.
Сенсорно-перцептивное развитие детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных процессов, исследовательской и творческой активности наших воспитанников.
Деятельность ДОУ по организации работы с родителями воспитанников (социально неблагополучными семьями)
Весомый вклад в достижение основных результатов педагогического процесса в ДОУ приходится на работу коллектива с родителями.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что мы этого хотим, а просто это необходимо для успешного развития ребенка. Поэтому для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка.
Анализ специфики запросов на услуги ДОУ родителей неполных и многодетных семей, родителей с различным уровнем образования, а также зависимость запроса родителей от возраста ребенка позволили выделить различные типы запросов на образовательные услуги в зависимости от типа семьи.
Рекомендуемые формы работы с родителями ( постоянно действующие клубы «Семейный очаг», «Наш малыш», «Школа первоклассника», совместные праздники и развлечения, индивидуальные встречи и беседы со специалистами детского сада). Консультативные приемы вновь прибывших родителей.