Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
ПЕРМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СЕРВИСА
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей
МДК. 02.01 Управление коллективом исполнителей
Тема: «Организация работы зоны ТО-2 комплекса ТОД АТП г. Иркутска»
Проект выполнил:
Студент группы Т-12-1 Крохин А. А.
Руководитель проекта: Кийко В.В.
К Защите допущен «__» ___________200__г._______
Защита состоялась «__»____________200__г.
Отметка______________________________
Подпись руководителя_________________
Пермь 2015
Содержание
Ведение………………………………………………………………………3
Характеристика предприятия и объекта проектирования………………..5
Расчетно-технологический раздел………………………………………....6
Организационный раздел………………………………………………….18
Технологическая (операционная) карта ………………………………….28
Расчет уровня механизации производственных процессов на объекте проектирования……………………………………………………………..30
Охрана труда и окружающей среды……………………………………….31
Заключение………………………………………………………………….38
Литература…………………………………………………………………..39
1.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики автомобильный транспорт должен обеспечивать своевременную доставку грузов и пассажиров.
Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и диагностики обеспечивают высокую техническую готовность подвижного состава.
Техническим обслуживанием является комплекс операций по поддержанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем виде; обеспечению надежности, экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке.
Техническое обслуживание (ТО) автомобилей в соответствии с действующей системой подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное (СО); а также обслуживание по талонам сервисной книжки автомобиля.
Ежедневное техническое обслуживание включает уборку и мойку автомобиля, контроль технического состояния систем и механизмов, от которых зависит безопасность движения (рулевого управления, тормозных систем, приборов освещения и сигнализации), заправку топливом, контроль уровня масла и охлаждающей жидкости в двигателе, а также уровня тормозной жидкости в бачках рабочей тормозной системы и гидропривода сцепления.
Первое техническое обслуживание дополнительно к работам ЕО включает контрольно-диагностические, крепежные, смазочные и регулировочные работы с целью предупреждения случайных отказов до очередного технического обслуживания.
Второе техническое обслуживание
дополнительно к работам ТО-1 включает контрольно-диагностические и
регулировочные работы, связанные с частичной разборкой составных частей
автомобиля, их снятием и проверкой на специальном оборудовании.
Сезонное техническое обслуживание проводят 2 раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в холодное или теплое время года, совмещая его с очередным техническим обслуживанием, обычно с ТО-2.
Техническая служба автотранспортного предприятия, должна организовывать своевременное и качественное проведение технического обслуживания и ремонта.
Цель проекта: Организовать работу зоны ТО-2 АТП г. Иркутск.
Задача проекта: В курсовом проекте необходимо решить ряд задач:
1. Провести технологический расчет производственных подразделений комплекса ТОД.
2. Выбрать и обосновать метод организации производства комплекса ТОД и зоны ТО-2.
3. Провести подбор технологического оборудования и оснастки в зоне ТО-2.
4. Составить операционную (технологическую) карту на проверку и регулировку тепловых зазоров в механизме газораспределения.
5. Разработать требования по обеспечению безопасных приемов труда на объекте проектирования.
6. Выполнить планировочный чертёж зоны ТО-2.
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Вариант 23
Разработать проект на тему: «Организация работы зоны ТО-2 комплекса технического обслуживания и диагностики АТП г. Иркутска»
Количественный и качественный состав автомобилей
Марка подвижного состава |
Пробег сначала эксплуатации в долях от капитального ремонта |
Количество автомобилей, ед. |
МАЗ-104 |
Менее 0,5 0,5 – 0,75 0,75 – 1,0 Всего 1,0 |
|
Всего: |
А = 210 |
- 45 – количество
автомобилей, прошедших КР, ед;
-
250 – среднесуточный пробег автомобилей, км;
III – категория условий эксплуатации;
-
365 – количество рабочих дней в году АТП, дн;
-
12,8 – средняя продолжительность работы автобусов на маршруте, ч;
-
5 ч 30 мин и 14 ч 00 мин – время начала выхода автобусов на маршрут;
-
6 ч 30 мин и 15 ч 00 мин – время конца выхода автобусов на маршрут.
3.
РАСЧЕТНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
3.1 Выбор исходных нормативов режима ТО и ремонта и корректирования нормативов.
Корректирование нормативов выполняется по формулам:
3.1.1 Периодичность ТО-1, ТО-2 и пробег до капитального ремонта.
,
км
км
,
км
км
,
км
км
Где и
нормативные
пробеги автомобиля до ТО-1 и ТО-2
-
нормативный пробег автомобиля до капитального ремонта
-
коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий
эксплуатации
-
коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного
состава и организации его работы
-
коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-
климатических условий и агрессивности окружающей среды
3.1.2 Трудоемкость технических воздействий на подвижной состав.
Трудоемкость ЕО:
,
чел.-ч
чел.-ч
где -
нормативная трудоемкость ежедневного обслуживания
-
коэффициент корректирования нормативных трудоемкостей в зависимости от
количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей в АТП и количество
технологически совместных групп подвижного состава
-
коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ЕО, рассчитывается по формуле
где -
% снижения трудоемкости за счет применение моечной установки, принимается 55%
-
% снижения трудоемкости путем замены обтирочных работ обдувом воздуха,
применяется 15%
Трудоемкость ТО-1:
,
чел.-ч
чел.-ч
где –
нормативная трудоемкость ТО-1
Трудоемкость ТО-2:
,
чел.-ч
чел.-ч
где –
нормативная трудоемкость ТО-2
Трудоемкость СО:
,
чел.-ч
чел.-ч
где -
% работ сезонного обслуживания, которой установлен «Положением о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» :
для средней полосы – 20%;
для холодного и жаркого сухого климата – 30%;
для очень холодного и очень жаркого сухого климата – 50%.
Трудоемкость общего диагностирования:
,
чел.-ч.
чел.-ч
где -
скорректированная трудоемкость ТО-1;
-
% диагностических работ, выполняемых при проведении ТО-1.
Трудоемкость поэлементного диагностирования:
,
чел.-ч.
чел.-ч.
где -
скорректированная трудоемкость ТО-2;
-
% диагностических работ, выполняемых при проведении ТО-2.
Удельная трудоемкость ТР корректируется посредством всех коэффициентов:
,
чел.-ч/1000км,
чел.-ч/1000км,
где -
нормативная удельная трудоемкость ТР
-
среднее значение коэффициента корректирования нормативной удельной трудоемкости
ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации.
где А1; A2;… Аn - количество автомобилей входящих в группу с одинаковым пробегом с начала эксплуатации;
К4(1); К4(2);…К4(n) – величины коэффициентов корректирования для соответствующей группы автомобилей с одинаковым пробегом с начала эксплуатации
3.2 Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ремонте.
,дн/1000 км
дн/1000 км
Где-
нормативное значение продолжительности простоя подвижного состава в ТО и
ремонте
-среднее
значение коэффициента корректирования нормативной продолжительности простоя в
ТО иТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации.
де
-
величины коэффициентов корректирования, для соответствующей группы автомобилей
с одинаковым пробегом с начала эксплуатации.
![]() |
Исходные
и скорректированные нормативы ТО и ремонта.
Исходные нормативы |
Коэффициенты корректирования |
Скорректированные нормативы |
||||||||
Обозначение (размерность) |
Величина |
|
|
|
|
|
|
|
Обозначение (размерность) |
Величина |
|
4000 |
0.8 |
0,9 |
- |
- |
- |
|
2880 |
||
|
16000 |
0.8 |
0,9 |
- |
- |
- |
|
11520 |
||
|
0.35 |
- |
1,0 |
- |
- |
0,95 |
0,3 |
|
0.09 |
|
|
3,1 |
- |
1,0 |
- |
- |
0,95 |
- |
|
2,94 |
|
|
14,1 |
- |
1,0 |
- |
- |
0,95 |
- |
|
13,39 |
|
|
5,2 |
1,2 |
1,0 |
1,2 |
1.1 |
0,95 |
- |
|
7,8 |
|
|
320000 |
0.8 |
1,0 |
0,8 |
- |
- |
- |
|
204800 |
|
|
0.40 |
- |
- |
1.1 |
- |
- |
|
0.44 |
||
|
20 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
20 |
3.3
Определение коэффициента технической готовности автомобиля.
Где -
среднесуточный пробег автомобиля, км
-
средняя величина пробега автомобилей до капитального ремонта, км
км
км
Где -
скорректированное значение пробега автомобиля до капитального ремонта, км
-количество
автомобилей, прошедших капитальный ремонт,
Определение
коэффициента использования автомобилей
Где -
коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей
по эксплуатационным причинам
( в пределах 0,93…0,97)
3.5
Определение годового пробега автомобилей в АТП:
Значение полученные в этом разделе округлять до целого числа.
км
3.6 Определение годовой производственной программы по техническому обслуживанию автомобилей.
Количество ежедневных обслуживаний автомобилей за год:
,
ед.
ед.
Количество УМР за год:
для легковых автомобилей и автобусов
, ед.
ед.
Количество ТО-2 за год:
=
,
ед.
ед.
Количество ТО-1 за год:
=
-
,ед.
ед.
Количество
общего диагностирования (Д-1) за год:
,
ед.
ед.
Количество поэлементного диагностирования (Д-2) за год:
=
ед.
ед.
Количество сезонных обслуживаний за год:
ед.
ед.
3.7. Расчет сменной программы.
Сменная программа рассчитывается по общей для всех видов воздействий формуле
ед.
ед.
ед.
ед.
ед.
ед.
где
-
число смен. Принимается в соответствии с выбранным режимом работы
производственных подразделений согласно п.4.4.;
-
сменная программа соответственно ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1 и Д-2
-
годовая программа соответственно ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1 и Д-2
Если в результате расчета получается сменная
программа ;
;
обслуживаний,
то рекомендуется принять поточный метод организации производства.
3.8 Определение общей готовой трудоемкости ТО и ТР подвижного состава
чел.-ч.
чел.-ч.
Трудоемкость ТО-1:
чел.-ч
чел.-ч
где -трудоемкость
сопутствующего ремонта при проведении ТО-1
чел.-ч
чел.-ч
где =0,15…0,20-регламентированная
доля сопутствующего ремонта при проведении ТО-1
Трудоемкость ТО-2:
чел.-ч.
чел.-ч.
где
-трудоемкость
сопутствующего ремонта при проведении ТО-2,
чел.-ч.
чел.-ч.
где =0,15…0,20-регламентированная
доля сопутствующего ремонта при проведении ТО-2.
Годовая трудоемкость общего (Д-1) и поэлементного (Д-2) диагностирования:
чел.-ч
чел.-ч
чел.-ч
чел.-ч
Годовая трудоемкость сезонного обслуживания:
чел.-ч.
чел.-ч.
Годовая трудоемкость всех видов ТО:
чел.-ч
чел.-ч
Годовая трудоемкость ТР по АТП:
чел.-ч/1000
км
чел.-ч/1000
км
Годовая трудоемкость ТР за вычетом трудоемкости работ сопутствующего ремонта, выполняемых в зонах ТО-1 и ТО-2:
чел.-ч/1000
км
чел.-ч/1000
км
Общий объем работ по техническим воздействиям на подвижной состав АТП определяется суммированием величин трудоемкостей, рассчитанных по формулам:
чел.-ч.
чел.-ч.
3.9 Определение количества ремонтных рабочих в АТП и на объекте проектирования
Число производственных рабочих мест и рабочего персонала определяют по формулам:
чел
чел
чел
чел
чел
чел
чел
чел
чел
чел
чел
чел
Годовая производственная программа
№ п/п |
Наименование показателя |
Условное обозначение |
Единица измерения |
Принятая величина показателя |
1 |
Годовая производственная программа |
|
Обслуживаний |
69982 4142 1381 6075 1657 420 |
2 |
Сменная производственная программа |
|
Обслуживаний |
63 11 4 |
3 |
Общая годовая трудоемкость работ в зоне ТО |
|
Чел .-ч |
44781,27 |
4 |
Общая годовая трудоемкость работ ТР |
|
Чел .-ч/1000 |
117924,18 |
5 |
Годовая трудоемкость работ по объекту проектирования: |
|||
В зоне ТО-2 |
|
Чел .-ч |
22189,91 |
|
6 |
Количество производственных рабочих по объекту проектирования: |
|||
явочная |
|
Чел. |
11 |
|
штатная |
|
Чел. |
12 |
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
В организационной части предполагается решение следующих задач:
• выбор метода организации производства ТО и TP в АТП;
• выбор метода организации технологического процесса на объекте проектирования;
• схема технологического процесса на объекте проектирования;
• выбор режима работы производственных подразделений АТП;
• расчет количества постов в зонах ТО и TP и постов диагностики;
• расчет количества линий в зонах ТО;
• распределение исполнителей по специальностям и квалификации;
• подбор технологического оборудования и организационной оснастки;
• расчет производственной площади объекта проектирования;
• составление плана размещения технологического оборудования на объекте проектирования.
4.1. Выбор
метода организации производства ТО и ТР в АТП.
Схема технологического процесса организации производства ТО и ТР в АТП
|
|
административное
подчинение; оперативное подчинение;
деловая связь.
Среди прочих методов организации производства ТО и
ремонта в настоящее время
наиболее прогрессивным является метод, основанный на формировании ремонтных подразделений по техническому принципу (метод технологических комплексов) с внедрением централизованного управления производством (ЦУП).
Основные организационные принципы этого метода заключается в следующем:
1. Управление процессом ТО и ремонта подвижного состава в АТП осуществляется централизованно отделом (центром) управления производством.
2. Организация ТО и ремонта в АТП основывается на технологическом принципе формирования производственных подразделений (комплексов), при котором каждый вид технического воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2, TP автомобилей, ремонт агрегатов) выполняется специализированными подразделениями.
3. Подразделения (бригады, участки и исполнители), выполняющие однородные виды технических воздействий, для удобства управлениями ими объединяются в производственные комплексы:
- комплекс технического обслуживания и диагностики (ТОД);
- комплекс текущего ремонта (TP);
- комплекс ремонтных участков (РУ).
4. Подготовка производства (комплектование оборотного фонда, доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие места и с рабочих мест, мойка агрегатов, узлов и деталей перед отправкой в ремонт, обеспечение рабочим инструментом, перегон автомобилей в зонах ожидания ТО и ремонта) осуществляется централизовано комплексом подготовки производства (ПП).
5. Обмен информацией между отделом управления и всеми производственными подразделениями базируется на двусторонней диспетчерской связи, средствах автоматики и телемеханики.
4.2. Выбор метода организации технологического
процесса на объекте проектирования.
В зоне ТО-2 я выбрал тупиковый метод обслуживания на универсальных постах, так как сменная программа – 4 автомобиля за смену.
4.3. Схема технологического процесса на объекте проектирования
Схема управления зоной ТО-2.
![]() |
4.4 Режим работы производственных подразделений
Совмещенный
суточный график работы автомобилей на линии и производственных подразделений
АТП
Наименование производственных подразделений |
Рабочие смены |
|
|||||||||||||
I смена |
II смена |
III смена |
|
||||||||||||
Промежуточный склад |
|
||||||||||||||
Ремонтные участки |
|
||||||||||||||
Зона ТР |
|
||||||||||||||
Зона ТО-2 |
|
||||||||||||||
Зона ТО-1 |
|
||||||||||||||
Посты общей и поэлементной диагностики |
|
||||||||||||||
Зона ЕО |
|
||||||||||||||
Автомобили на линии |
|
||||||||||||||
t(ч) |
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
|||
4.5 Расчет количества постов в зоне ТО-2 при организации технического процесса технического обслуживания на тупиковых универсальных постах
Количество постов рассчитывается по формуле:
поста
где – такт поста, т.е.
время обслуживания автомобиля на посту, мин.
R – ритм производства, т.е. время одного обслуживания, мин.
Такт поста рассчитывается по формуле:
где
- годовая
трудоемкость постовых работ в зоне ТО-2, чел.-ч., (принимается по результатам
расчетов годовой трудоемкости ТО-2);
– коэффициент
неравномерности загрузки постов (применяется по прил.22);
– численность
одновременно работающих на посту (применяется по прил.23);
– годовая программа
по ТО-2;
– коэффициент
использования рабочего времени поста (применяется по прил. 24);
– время установки
автомобиля на пост и съезда с него (применяется равным 1-3 мин.)
Ритм производства рассчитывается по формуле:
где
– продолжительность
работы зоны ТО за одну смену, ч (принимается: 8 часов – при 5-дневной рабочей
неделе и 7 часов – при 6-дневной рабочей неделе);
–
число смен (применяется в соответствии с выбором режима работы производственных
подразделений, согласно п.4.4.);
–
сменная программа ТО-2.
Виды работ |
Распределение трудоемкости, % |
Количество исполнителей |
Квалификация (разряд) |
|
расчетное |
принятое |
|||
1. Диагностические |
5 |
3 |
3 |
4 |
2. Крепежные |
50 |
|||
3. Регулировочные |
8 |
3 |
3 |
4 |
4 Смазочные, заправочно-очистительные |
10 |
|||
4. Электротехнические |
7 |
3 |
3 |
4 |
5. По системе питания |
3 |
|||
6. Шинные |
2 |
3 |
3 |
3 |
7. Кузовные |
15 |
|||
Итого: |
100 |
12 |
12 |
4.6. Распределение исполнителей по специальностям и квалификации
4.7
Подбор технологического оборудования
Подбор технологического оборудования, организационной и технологической оснастки для объекта проектирования осуществляется с учетом рекомендаций типовых проектов рабочих мест в АТП, Руководства по диагностике технического состояния подвижного состава и табеля гаражно-технологического оборудования.
К технологическому оборудованию относят стационарные, передвижные и переносные стенды, станки, всевозможные приборы и приспособления, занимающие самостоятельную площадь на планировке, необходимые для выполнения работ по ТО, ТР и диагностированию подвижного состава.
К организационной оснастке относят производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, подставки, шкафы, столы) занимающие самостоятельную площадь на планировке.
К технологической оснастке относят всевозможный инструмент, приспособления, приборы, необходимые для выполнения работ по ТО, ТР и диагностированию подвижного состава, не занимающий самостоятельной площади на планировке.
При выборе технологического оборудования и организационной оснастки следует учитывать, что количество многих видов стендов, установок и приспособлений не зависит от числа работающих в цехе, тогда как верстаки или рабочие столы принимаются исходя из числа рабочих, занятых в наиболее нагруженной смене.
Технологическое
оборудование и организационная оснастка
Наименование |
Тип или модель |
Количество |
Размеры в плане, мм |
Общая площадь, м² |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подъемник для грузовых автомобилей и автобусов |
ПУ-10-02 |
4 |
900×1124×2570 |
3,96 |
Гайковерт для гаек колес |
И-330 |
4 |
1100×650×1100 |
2,86 |
Нагнетатель смазочный |
С-104М |
4 |
1638×870×710 |
5,56 |
Колонка воздухораздаточная для автомобилей |
С411 |
1 |
430×400×325 |
0,17 |
Компрессор |
1105-В5 |
1 |
2350×700×1950 |
1,6 |
Пожарный щит |
Собственного изготовления |
1 |
500×400 |
0,2 |
Установка передвижная для сбора отработанного масла |
С-508 |
4 |
730×550×1080 |
1,60 |
Верстак слесарный |
2248 |
4 |
1000×500×1600 |
2 |
Передвижная инструментальная тележка |
ПИМ-507 |
4 |
700×400×800 |
1,12 |
Установка заправочная для моторных масел |
С-223-1 |
4 |
540×730х1000 |
1,57 |
Установка заправочная для трансмиссионных масел |
С-223-1 |
4 |
540×730х1000 |
1,57 |
Ларь для обтирочных материалов |
2249 |
1 |
800×400×60 |
0,3 |
Ларь для отходов |
2240 |
1 |
800×400×60 |
0,3 |
ИТОГО: |
22,81 |
Технологическая
оснастка
Наименование |
Модель, ГОСТ |
Количество |
Прибор для проверки пневматического привода тормозной системы грузовых автомобилей и автобусов |
К-235М |
2 |
Линейка для проверки схождения колес автомобилей |
ПСК-ЛГ |
2 |
Стробоскоп |
Джет-Дизель |
1 |
Люфтомер рулевого управления |
К-524 |
2 |
Аптечка |
2 |
|
Комплект аккумуляторщика |
Э412 |
1 |
Комплект ключей гаечных с открытым зевом |
И-153 |
4 |
Комплект ключей гаечных с открытым зевом |
КГД-5 |
4 |
Комплект ключей гаечных кольцевых |
И-154 |
4 |
Комплект торцевых ключей |
2336-М2 |
4 |
Комплект торцевых ключей |
И-157 |
4 |
Инструмент для ТО и ремонта рулевых управлений автомобилей с гидроусилителем |
И-135 |
1 |
Инструмент для ТО и ремонта электрооборудования автомобилей |
И-139 |
1 |
Ключ с контролируемым крутящим моментом |
К-140 |
4 |
Тиски |
Т-1 |
4 |
4.8
Расчет производственной площади объекта проектирования
В проектах по зонам технического обслуживания, диагностике и зоне текущего ремонта расчет производственной площади производится по формуле:
,
,
(40x10
м)
где -
площадь горизонтальной проекции автомобиля,
-количество постов
в зоне ТО, ТР и постов диагностики (принимается по данным расчетам в п. 4.5);
– суммарная площадь
горизонтальной проекции оборудования, расположенного вне площади, занятой
постами или линиями, м2
– коэффициент
плотности расстановки постов и оборудования
5.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА
Проверка и регулировка тепловых зазоров в механизме газораспределения двигателя ЯМЗ-236НЕ
Инструмент, приспособления и материалы: ключ гаечный 17X19 мм, гаечная головка 24 мм, динамометрическая рукоятка (МКР = 5...25 кгс-м), щуп пластинчатый, ломик для поворота коленчатого вала.
Содержание работ и технические условия
1. Проверить зазоры между носками коромысел и торцами клапанов в такой последовательности:
отключить аккумуляторные батареи от «массы» автомобиля;
Рис. 71. Проверка затяжки болтов крепления осей коромысел
выключить подачу топлива, установив рукоятку ручного управления в крайнее переднее положение;
отвернуть барашки крепления крышки головок цилиндров и снять крышки;
проверить динамометрическим ключом (рис. 71) затяжку болтов крепления осей коромысел; момент затяжки должен быть 12—15 кгс-м;
провернуть коленчатый вал двигателя с помощью ломика, вставляемого в отверстия маховика, по ходу часовой стрелки (со стороны вентилятора) до полного закрытия впускного клапана первого цилиндра, после чего еще провернуть коленчатый вал на 1/4—1/3 оборота;
проверить щупом зазоры между носками
коромысел и торцами
клапанов в обоих клапанах первого цилиндра;
зазор, замеренный на холодном двигателе, должен быть 0,25—0,30 мм
(при проверке на двигателе из-за возможного биения
сопрягаемых деталей распределительного механизма тепловые
зазоры должны быть 0,20—0,35 мм, а в
процессе эксплуатации допускается
увеличение до 0,40 мм).
2. Если величина зазора выходит за пределы указанных величин, необходимо отрегулировать зазор в такой последовательности:
ослабить контргайку регулировочного винта;
вставить в зазор между носком коромысла и торцом клапана щуп толщиной 0,25 мм и вращать винт до упора носка коромысла в щуп;
затянуть контргайку, придерживая регулировочный винт отверткой;
вынуть щуп и проверить величину зазора. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм — с усилием.
3. Провернуть коленчатый вал в направлении вращения до полного закрытия впускного клапана пятого цилиндра и дополнительно повернуть еще на 1/4—1/3 оборота, проверить и отрегулировать зазоры в вышеописанном порядке.
4. Зазоры между носками коромысел и торцами клапанов регулировать в порядке работы двигателя: 1—5—4—2—6—3— 7—8.
5. После регулировки зазоров пустить двигатель и прослушать его работу. При появлении стука клапанов необходимо остановить двигатель и вновь проверить зазоры.
6. Поставить наместо и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. Течи масла быть недолжно.
6.
РАСЧЕТ УРОВНЯ МЕХАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ОБЪЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Уровень механизации производственных процессов определяется двумя показателями:
· степенью охвата рабочих механизированным трудом;
· уровнем механизированного труда в общих трудозатратах.
6.1. Расчет степени охвата рабочих механизированным трудом
Уровень механизации производственных процессов ТО и ТР определяется двумя показателями:
- степенью охвата рабочих механизированным трудом;
- уровнем механизированного труда в общих трудозатратах.
Общая степень охвата рабочих механизированным трудом в подразделении ТО (ТР) рассчитывается по формуле:
, %
%
где -
степень охвата рабочих механизированным трудом, %;
- степень охвата
рабочих механизировано-ручным трудом , %.
6.2. Расчет уровня механизированного труда в общих трудозатратах
Общий уровень механизированного труда в общих трудозатратах в подразделении ТО (ТР) рассчитывается по формуле:
, %
где -
уровень механизированного труда в общих трудозатратах , %;
- уровень
механизировано-ручного труда в общих трудозатратах, %
7.
ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
7.1. Общая характеристика организации работы по охране труда
Для должностных лиц и работников предприятий, допускающих нарушения правил охраны труда, невыполнение коллективных договоров по охране труда и предписаний инспекторов по ОТ, предусмотрена дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность.
1.К дисциплинарной ответственности административно-технические работники привлекаются вышестоящим руководителем по подчиненности, который имеет право виновному сделать замечание, объявить выговор и строгий выговор, перевести на нижеоплачиваемую работу до одного года или уволить.
2.К административной ответственности работники привлекаются главными инспекторами по ОТ, санитарными врачами, органами Гостехнадзора, инспекторами пожарной инспекции. Ответственность выражается в наложении денежных штрафов за нарушения, не содержащие уголовного преступления. Штраф взыскивается из заработной платы должностного лица, которое своим действием или бездействием нарушило трудовое законодательство, правила и нормы по ОТ.
3.Материальная ответственность должностных лиц в связи с нарушением трудового законодательства и ОТ наступает в тех случаях, когда в результате этого нарушения причиняется вред личности или имуществу граждан. Ответственность регулируется Основами гражданского законодательства РФ.
Выражается
материальная ответственность в возмещении виновными полностью или частично
денежных сумм, выплаченных предприятием потерпевшему.
4.Уголовная ответственность возникает в результате грубого нарушения должностными лицами трудового законодательства, правил и норм ОТ.
Основные виды инструктажей по охране труда и безопасности труда регламентируются ГОСТ 12.0.004 – 90 с записью в журнале регистрации:
1.Вводный – проводит инженер по ОТ (или ответственный по ОТ) в групповом виде или индивидуально со всеми поступающими на работу в предприятие.
2.Первичный на рабочем месте – проводится индивидуально, или с группой лиц, если они будут работать на однотипном оборудовании. Все работники после первичного инструктажа должны в течении 2-14 смен пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) по цеху (участку). От стажировки освобождаются лица, имеющие стаж работы по специальности не менее 3-х лет.
3.Повторный – проходят все работники независимо от квалификации, образования, стажа и характера работы, не реже 1 раза в 3 месяца. Инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц в объеме первичного инструктажа.
4.Внеплановый – проводится при введении в действие новых стандартов, правил по ОТ, а также изменений к ним; при изменении технологического процесса, модификации оборудования, инструмента, сырья, материалов; при нарушениях, которые могут привести или привели к травме.
5.Целевой
– проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями
по специальности (уборка территории, ликвидация последствий аварии, разовые
работы вне предприятия, цеха и т.д.).
7.2. Основные производственные вредности
Опасные и вредные производственные факторы
Производственные факторы |
Места возникновения |
Средства защиты |
ПДК, мг/м3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Масла минеральные |
замена масла |
вентиляция |
5 |
Пары бензина |
ТР авт-ля |
вентиляция |
100 |
Выхлопные газы (СО) |
уст-ка на пост ТР |
то же |
20 |
Запыленность |
при ТР |
то же |
5 |
Повышенный уровень шума |
работа ДВС |
наушники |
--- |
Пониженная температура |
при открывании ворот зимой |
тепловая завеса |
16 С |
Повышенная влажность |
летнее время |
вентиляция |
60% |
Самопроизвольное опускание подъемника |
при ТР авт-ля |
стопорные устройства |
--- |
Поражение электротоком |
при использован. эл/инструмента |
изоляция инструмента |
--- |
Наезд на исполнителя работ |
уст-ка авт-ля на пост ТР |
сигнализация |
--- |
Получение травмы при ТО авт-ля |
неисправный инструмент |
проверка инст-та перед работой |
--- |
Падение авт-ля с подъемника |
вывешенный автомобиль |
фиксирующие устройства |
--- |
7.3Оптимальные метеорологические условия
Оптимальные
метеорологические условия для рабочей зоны помещений пространство до ,
места, над уровнем пола или площадки, где находятся места постоянного
пребывания рабочих) с учетом теплоизбытков, тяжести работы и периодов года
должны быть в соответствие СН 245-71 и ГОСТ 12.1.005-76.
Допустимые и оптимальные параметры температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха представлены в виде таблицы 7.
Таблица 7. Допустимые нормы температуры, относит. влажности и скорости движения воздуха в рабочих зонах АТП.
Категория работ |
Температура воздуха, С |
Относительная влажность в % - тах. |
Скорость движения воздуха м/с. |
Температура воздуха в непосредственных раб. местах, С |
Легкая-1. |
19-25,С |
75 |
0,2 |
15-26, С |
Средней тяжести-2. |
15-21,С |
75 |
0,4 |
13-24, С |
Тяжелая-3. |
13-19, С |
75 |
0,5 |
12-19, С |
7.4.
Освещение
Расчёт естественного освещения сводится к определению числа оконных проёмов при боковом освещении.
Световая площадь оконных пролётов зоны рассчитывается по формуле:
Fок = Fто-1 * а,
где Fто-1 = 100 м2 – площадь пола зоны ТО-1;
а – световой коэффициент;
а = (0,25+ 0,30), принимаем а = 0,28;
Fок = 71 * 0,28 = 20 м².
Принимаем 4 оконных проёмов общей площадью 20 м², что обеспечивает необходимую освещённость зоны ТО-1. А именно 2,5 метра высотой, 2,0 метра шириной.
Общая световая
мощность ламп:
Wосв = R*Fто-1,
где R – норма расхода электроэнергии Вт*м²; принимаем равной 15 ВТ* м²
Wосв = 15 * 71 = 1065 Вт
Берем 5 ламп накаливания мощностью каждой из них по 200 Вт, и 1 лампу на 75 Вт.
7.5. Производственный шум, ультразвук и вибрация
Источники шума на АТП: двигатели различных видов, станки, компрессоры, вентиляционные системы и так далее.
Ультразвук излучают установки для очистки и мойки деталей, механической обработки хрупких и твердых материалов. Все эти источники оказывают отрицательное действие на организм и здоровье рабочих.
Для борьбы с шумом, ультразвуком и вибрацией используют различные решения: планируют специальным образом здания, применяют противозвуковые материалы, рационально размещают рабочих по местам и движение автомобильного транспорта на АТП и так далее.
7.6. Требования к технологическим процессам и оборудованию
Оборудование, инструмент и приспособления должны в течение всего срока службы соответствовать требованиям безопасности и правильности контроля измерения по ГОСТ 12.2.003-74 и ГОСТ 12.2.027-80.
Оборудование устанавливают на фундаменты и крепят болтами. Опасные места ограждают. Все пульты управления заземляют и зануляют. Пуск нового оборудования производят только после приема его комиссией с участием работников службы охраны труда.
7.7. Электробезопасность
Опасность поражения электрическим током специфично, поскольку напряжение не может быть обнаружено на расстоянии без специальных приборов.
К способам защиты от поражения электрическим током относят: заземление, зануление, маленькое напряжение, разделение сетей, защитное отключение (автоматическое) и т.п.
7.8.
Пожарная безопасность
Причинами возникновения пожаров и возгораний может быть: неосторожное обращение с огнем и инструментом, неисправность отопительных приборов, проводки, оборудования.
Участки и склады по пожарной опасности модно разделить на 5 категорий:
- категория А – взрывопожароопасные производства (участок ремонта карбюраторов, окрасочный участок);
- категория Б – взрывопожароопасные производства (участок ремонта двигателей, окрасочный участок);
- категория В – пожароопасные производства (шиномонтаж, древообрабатывающий, участки, хранящие ГСМ и любых изделий, хранящихся в сгораемой паре или упаковке);
- категория Г – участки, где использованные вещества в горючем и распыленном состоянии, а также сжигаются твердые, жидкие и газообразные вещества;
- категория Д – несгораемые вещества и материалы в холодном состоянии, также относят участки, безопасные в пожарном отношении.
Чтобы устранить причины возникновения пожара нужно соблюдать правила техники безопасности.
7.4. Охрана окружающей среды
Автомобиль является одним из основных источников шума в городах и по выпуску вредных веществ с отработанными газами. Шум грузовых автомобилей достигает 95 дБА, автобусов – 90 дБА, легковых – 85 дБА. Источниками шума автомобиля являются ДВС, системы охлаждения, впуска и выпуска, коробка передач, ведущие мосты, шины. Большое влияние на уровень шума оказывает техническое состояние автомобиля, состояние проезжих частей улиц, дорог, магистралей, плотность и состав транспортного потока. Для автобусов предельно допустимый уровень шума – 85 – 89 дБА, легковых – 84 дБА, грузовых – 85-90 дБА.
При эксплуатации автомобилей необходимо постоянно следить за их техническим состоянием, при проведении ТО – контролировать затяжку болтов и гаек, заменять изношенные накладки тормозных колодок, проводить балансировку колес. Выпускать на линию автомобили можно только с исправными глушителями.
Сокращение вредных выбросов ДВС
автомобилей можно добиться различными путями и прежде всего поддержанием
исправного технического состояния автомобиля. На АТП двигатели должны
регулироваться на токсичность и дымность отработавших газов. Содержание СО (окиси
углерода)
в отработавших газах не должно превышать допускаемы уровней: в режиме холостого
хода – не более 1,5, в режиме 0,7 от максимальной мощности – 2. Измеренная
дымность отработавших газов дизельного ДВС на режиме свободного ускорения без
наддува не должна превышать 40%, с наддувом – 50%; при максимальной частоте
вращения коленчатого вала двигателя дымность должна быть не более 15%.
8.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При курсовом проектировании, я изучил структуру и методы работы АТП и в частности зоны ТО-2. Произвел расчеты для данной зоны, а именно годовой объем работ, площадь, численность рабочих.
Подобрал для зоны ТО-2 оборудование.
Изучил организацию работы АТП и в частности зоны ТО-2, произвел расчет освещения.
Акцентируется внимание на технику безопасности, производственную санитарию, экологию и другие технологические показатели.
Количество автомобилей 210 штук
Годовая трудоемкость работ в зоне ТО-1 - 22189,91 чел/ч
Число производственных рабочих 12 чел.
Площадь участка 400м²
Используемая
литература
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта/ Минавтотранс РСФСР. – М.: Транспорт, 1986. – 97 с.
2. Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей»
3. Туревский И. С. Техническое обслуживание автомобилей. Книra 2. Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2008 г.
4. Епифанов Л.И., Епифанов Е.А. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – Москва: Форум, ИНФРА – М – 2012 г.
5. Девисилов В.А. «Охрана труда» учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – Москва: Форум, ИНФРА – М – 2003 г.