САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики, менеджмента и информационных технологий
факультет государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «основы государственного и муниципального управления»
Организация государственного и муниципального управления по решению проблем эффективности использования собственности
Выполнила:
студентка группы 141-2
Григорьева Вероника Валерьевна
Научный руководитель:
Замараева Анна Сергеевна
Санкт-Петербург
2016
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение |
3 |
2.1 Механизм государственного управления собственностью в РФ |
5 |
2.2 Исторический опыт государственного управления собственностью в России |
10 |
3.1 Проблемы в управлении государственной собственностью |
30 |
3.2 Проблемы в управлении муниципальной собственностью |
32 |
4. Зарубежный опыт эффективного управления государственной и муниципальной собственностью. Возможность его применения в России |
34 |
5. Заключение |
41 |
6. Список использованных источников и литературы |
1. Введение
Одно из первоочередных требований, предъявляемых обществом к избранной государственной власти — это эффективное использование собственности.
В условиях российской действительности оно имеет определенную специфику и большое значение. В первую очередь, это обусловлено тем, что при наличии крупнейших в мире ресурсов, уровень жизни населения, развитие инфраструктуры обширных территорий страны и многих ее регионов, находится на достаточно низком уровне, не удовлетворяющем требованиям населения. Так же это обусловлено менталитетом россиян в отношении собственности, формировавшемся на протяжении многих десятилетий.
Если рассматривать собственность как экономическую категорию, то можно сказать, что это отношения между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности.
Управление государственной и муниципальной собственностью заключается в целенаправленной деятельности наделенных соответствующими полномочиями чиновников различных разрядов по эффективному распределению ресурсов для максимизации результатов владения, пользования и распоряжения объектами собственности в рамках законодательно установленных ограничений.
При исследовании проблемы эффективности использования государственной и муниципальной собственности, необходимо учитывать особенности государственного управления и специфические качества рассматриваемого объекта управления.
Освещаемая нами тема была и остается актуальной по сей день (более того — актуальность данной темы возрастает с каждым годом) именно из-за неравномерного развития регионов Российской Федерации, неэффективности использования обширных и перспективных территорий и районов субъектов нашего государства.
Мы рассмотрим эффективное и успешное применение различных моделей управления собственностью за рубежом и возможность их применения к нашей стране в условиях объективной действительности или формирования на их основе новой модели управления собственностью в России.
Таким образом, главными целя нашей работы является: рассмотрение развития системы управления собственностью в историческом контексте; выявление проблем использования государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации и причин их возникновения; рассмотрение успешного исторического опыта организации управления государственной и муниципальной собственности в России и за рубежом; возможность применения зарубежного опыта управления государственной и муниципальной собственностью с учетом территориальных особенностей страны и менталитета населения.
Объектом исследования данной работы являются управленческие отношения в сфере государственной и муниципальной собственности.
В роли субъектов данного исследования будут выступать российский народ и, непосредственно, государственная собственность.
Задача же нашего исследования состоит в том, чтобы оценить насколько объективны причины проблемы в управлении государственной и муниципальной собственностью, насколько сильны исторические предпосылки нынешней системы управления и какими способами эту систему возможно усовершенствовать.
2.1 Механизм государственного управления собственностью в РФ
Сфера земельно-имущественных отношений своеобразна и нуждается в государственном регулировании и правовой регламентации. Она представляет собой взаимодействие в социальной, правовой, экономической и информационной областях.1
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. 6
Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения политики государства. Поэтому первоочередное значение приобретает проблема эффективного управления государственной собственностью.5
А. В. Венедиктов понимал под «управлением, возложенным на госорган в отношении предоставленного ему государством имущества, всю совокупность функций и соответственно обязанностей, прав, осуществляемых им в отношении этого имущества, и всю совокупность правовых действий совершаемых госорганом по поводу этого имущества», а не только административно-правовые функции и административно-правовые акты управления. При этом, имея в виду непосредственно деятельность государственных предприятий, ученый утверждал, что вышестоящие органы совершают по отношению к имуществу лишь акты административно-правового характера. 3
В Российской федерации управление собственностью усложняется тем, что формирование собственности происходит на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. При этом на различных уровнях (как Федерация, так и входящие в ее состав субъекты) не отвечают по обязательствам друг друга и независимы как собственники принадлежащего им имущества. Наиболее полными и широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности обладает Правительство РФ.1
Согласно статьей 8 п.2 Конституции Российской Федерации «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.» 2
А так же Конституция закрепляет тот факт, что «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.»2
Если говорить более конкретно о видах государственной собственности, то к ней относятся природные ресурсы и объекты культурно-исторического наследия; объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов, военное производство; объекты, обеспечивающие жизнедеятельность народного хозяйства и федеральные автодороги.
Специальным государственным органом, осуществляющим управление
федеральной собственностью, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. В состав Министерства входит Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Оно является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника.1
В административно-правовой науке принято выделять две группы методов государственного управления различающихся по механизму воздействия на сознание, волю, деятельность участников общественных отношений: методы прямого воздействия и методы косвенного (опосредованного) воздействия.3
В основе прямых методов управления лежат способы и приемы
непосредственного и обязательного определения деятельности исполнителей со стороны соответствующих субъектов управления, а косвенные методы позволяют воздействовать на деятельность управляемых субъектов путем создания стимулов и побуждений действовать определенным образом.3
Как правило, процесс формирования государственной собственности осуществляется на основе:
1. национализации государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности;
2. создания новых объектов за счет средств государственного бюджета;
3. выкупа государством объектов у частного капитала.
Соответственно, выделяют собственность государства, находящуюся под его прямым контролем; государственную акционерную собственность со 100%-ным участием государства в акционерном капитале; смешанную государственно-частную собственность с контрольным пакетом акций в руках государства; участие государства в капитале частных фирм.4
Основные цели, задачи и принципы в области управления государственным имуществом, а так же механизм управления и способы контроля за эффективностью управления были установлены Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации".5
Согласно данному постановлению, основными целями государства в сфере управления имуществом является:
· увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
· оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
· вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
· использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
· повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.5
В этой же Концепции устанавливается и то, что способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.5
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.5
Помимо указанной Концепции, 15 апреля 2014 года, Правительством РФ, в целях совершенствования управления федеральным имуществом была утверждена программа «Управления федеральным имуществом» №327. Конкретными целями данной программы являются: создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами государственной власти Российской Федерации, и отчуждения федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте; совершенствование системы государственного материального резерва, повышение ее роли в позитивных востребованного в коммерческом обороте; совершенствование системы государственного материального резерва, повышение ее роли в позитивных
процессах, происходящих в экономике и политике Российской Федерации и направленных на укрепление экономической независимости и национальной безопасности государства. 7
Достижение поставленных целей разделено на два этапа и в общей сложности программа рассчитана на шесть лет: I этап - 1 января 2013 г. - 31 декабря 2015 г.; II этап - 1 января 2016 г. - 31 декабря 2018 г. [8 стр.5]
Программа разделена на две подпрограммы, в каждой из которых четко определены цели и задачи на конкретном этапе и план по их реализации.
В оценке эффективности государственной собственности существуют два подхода: с учетом критерия рентабельности (как для любого предприятия) и с учетом полезности для всего народного хозяйства.1
В первом случае предприятие руководствуется рыночными критериями прибыли, рентабельности, срока окупаемости капитальных затрат. Во втором случае критерием является удовлетворение ряда общественных потребностей, создание и использование необходимых общественных благ. Такую эффективность принято называть социальной. Она не зависит непосредственно
от окупаемости затрат и в большей степени связана с возможностями государства удовлетворять общественные потребности. Критерием эффективности деятельности государственного сектора служит также его вклад в снижение издержек частного предпринимательства и повышение его конкурентоспособности. 1
2.2 Исторический опыт государственного управления собственностью в России
Говоря о системе управлении государственной собственност в настоящее время, необходимо понимать, то, как эта система менялась и формировалась в процессе развития государства. Так как невозможно рассуждать о проблемах, достоинствах и недостатках как в данной сфере, так и в сфере государственного устройства в целом, вне исторического контекста, не учитывая особенности и нюансы развития государства и его политико-правовой системы.
В данной главе мы рассмотрим конкретные этапы формирования системы управления государственной собственностью в России с XVIII века. Но для начала вкратце все расскажем о том, что, собственно, представляло собой государство и, непосредственно, управление государственной собственностью к этому времени.
И так, к XV веку, благодаря усилиям русских князей, была прекращена феодальная раздробленность, которая длилась на протяжении двух веков.
До этого времени системы государственной собственности, как таковой, на Руси не существовало, т.к. не существовало и единого государства.
Для рассмотрения междукняжеских отношений созывались общерусские и земельные съезды князей и их вассалов. [9]
Все вопросы управления решались князьями на их территориях суверенно. Несмотря на действие норм Русской правды, внутри княжеств складывались свои законы и уставы.
Огромное историческое, культурное, политическое и международное значение для народов нашего государства имело нашествие Золотой Орды. Было ухудшено международное положение государства, разорваны древние культурные и торговые связи Руси с соседними странами. Русь была отрезана от Черного моря, прекратилась торговля с Византией и Закавказьем. Нашествие привело к падению городов в политической и экономической жизни Руси. 8
Государство было полностью разорено татаро-монголами и обложено непосильной данью. Но, при этом внутреннее управление государством сохранялось в руках князей. Власть Орды ограничивалась лишь сбором дани.
Разорение и упадок хозяйства усилили процесс феодального дробления и обособления княжеств.
Объединение княжеств начинается с конца XIV век и объясняется как необходимость для освобождения от татаро-многольского ига. Общим в политике князей в период государственной централизации стало стремление к ограничению иммунитетных прав феодалов. Все дела, связанными с правами на владение землей вершил князь. 8
Наиболее развитым было управление домениальными княжескими землями и хозяйством. Во главе дворцовой администрации стоял дворский, в ведении которого были дворцовые слуги, выполнявшие различные функции в системе дворцового управления, управлявшие путями - отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие, стольники, чашничие, ловчие, сокольничие). Княжеской казной и архивом ведали казначеи и печатник. 8
Одной из главных характеристик управления в княжествах в XIII-XIV веках было отсутствие отделения дворцового управления от государственного.
И так, как мы уже сказали, централизованное государство возникло в XV веке, как результат стремления освободиться от татар. Московское царство, сделавшись военным центром, вооруженное властью над земством, постепенно росло к совпадению права управления с правом владения. Суд и управление сосредоточились в царе и растянулись над земством через посредство царских служилых людей, облеченных военно-гражданской властью. 9
В период объединения русских земель развивается княжеская и боярская земельная собственность на основе присоединения к ней земель общинников. Верховным собственником общинных земель также становится князь, но право владения остается за крестьянами. Князь получает доход от этих земель в виде подати. 10
Расширение владений удельного князя происходило не только путем насильного присоединения, но и путем покупки земель у разоряющихся владельцев. 11
По мере собирания русских земель в XV–XVI веках и усиления власти московских князей, а затем царя Ивана Грозного прочной опорой самодержавной власти становиться дворянское служилое сословие. За службу государь жаловал дворян землями. Постепенно из этого складывается система распределения государевых земель — первоначально на правах условного владения, а в 1649 году Соборным уложением было узаконено и право наследования поместных земель потомками служилых дворян (при сохранении условия служения государю). Уложение 1649 года считается законодательным актом окончательного закрепощения крестьянства.12
К XVI в. крестьянская община почти полностью была поглощена феодальным государством. Феодалы фактически утвердили за собой монопольное право владения землей, что давало им возможность устанавливать экономическую и политическую власть над крестьянами.
Основной формой крупного феодального землевладения была вотчина — княжеская, боярская, церковная, передававшаяся по наследству. Вотчина являлась и формой организации сельскохозяйственного производства. Главным богатством вотчины были земельные владения. Вотчинная форма организации хозяйства строилась на принципе самодостаточности.11
И так, в это время было сформировано три группы крупных собственников государственных земель: само государство, монастыри и помещики. Земли черносошных крестьян оставались только на севере и за Волгой.
Едва опомнившись от татро-монгольского ига, едва объединив все земли вокруг единого центра, Россия сталкивается с новыми трудностями — Ливонская война, восстания крестьян, смута, крестьянская война, польская интервенция. И снова — тяжелейшее экономическое положение, обнищание населения, упадок сельского хозяйства. На севере и северо-западе хозяйничали шведские захватчики.
В таких условиях на царский престол был избран Михаил Романов, и было положено начало новой царской династии.
С Польшей и Швецией были заключены мирные договоры. Обеспечение мира на границах позволило заняться восстановлением городского и сельского хозяйства. На восстановление пахотных площадей потребовалось больше века.
Уже в первые годы правления династии Романовых восстанавливается приказная система, постепенно внедряемая во все отрасли управления. Тяжелое финансовое положение повлекло за собой усиление фискальной деятельности приказов. Завершается оформление четвертных приказов, созданы новые постоянные и временные центральные учреждения, ведавшие сбором налогов. Важную роль в приказной системе играли судебно-административные органы. Громоздкая приказная система с ее централизацией и бюрократизмом с трудом справлялась с возлагаемыми на нее функциями, порождала волокиту, злоупотребления, взяточничество. 13
В XVI в. появляется первый орган управления государевой собственностью — приказ Большого двора. Он занимался закупкой товаров, вел учет расходов и доходов царского двора. Большой приказ состоял из четырех малых деловых дворцов: сытного, кормового, хлебного и житейного. Такая система упоминается в записных книгах с 1627 до 1709 года.
И так, в XVIII веке продолжали господствовать феодальные отношения и крепостнический строй. Россия оставалась достаточно отсталой страной. Была острая необходимость в укреплении государственной власти и реорганизации государственного управления с учетом европейского опыта.
Первое крупное реформирование системы управления связано со временем правления Петра I.
С самого начала царствования Петра заметно снижалась роль Боярской Думы. В 1699 Петром была организованна Ближняя канцелярия, а в 1711 вместо Думы был учрежден Сенат, состоявший из 9 президентов коллегий, который к 1722 году превратился из временного в постоянное правительственное высшее учреждение.
Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Согласно указу «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» от 18 декабря 1708 года, вся территория России была разделена на 8 губерний. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах. 13
В 1719 году начинается вторая административная реформа, в соответствии с которой 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы. Провинции делились на округа — дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога — подушной подати.
На практике органы местного самоуправления превращались в орудие фискальной политики правительства и быстро бюрократизировались. В целом же реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии — в уездах. Преобразования государственного управления, осуществленные Петром I, имели прогрессивное значение для России. Созданные им институты государственной власти просуществовали более двух веков.13
Одним из важнейших итогов реформ Петра в данной области является создание в кротчайший период многочисленных мануфактур. Это играло важнейшую роль в формировании отечественной промышленности и положило начало становлению капитализма.
В дальнейшем, в послепетровский период, в следствии череды дворцовых переворотов, во время которых на российском троне утверждаются представители немецкой династии, государственное управление подверглось сильному влиянию иноземного образа правления. (?)
При Екатерине I и далее существовал порядок, при котором все государственные учреждения — высшие, центральные и местные, законосовещательные, исполнительные и судебные — имеют свой единственный источник в лице императора. 13
Положение Екатерина I на троне не было достаточно устойчивым. И тогда, 8 февраля 1726 года, для укрепления своих позиций, Екатериной был учрежден главный правительственный орган Верховный тайный совет. В его ведение входили все важные внешние и внутренние государственные дела. Сенат перестал быть правительственным органом и стал подчинен Верховному совету.
Несмотря на уверения “верховников” о том, что Екатерина является единственной главой этого совета, фактически Верховный тайный совет подменял собою императрицу и, обладая широкими полномочиями, самостоятельно управлял делами государства.
После смерти Екатерины I и возведения на престол Петра II, ситуация в сфере управления государством мало изменилась. Власть оставалась сосредоточена в руках Верховного тайного совета, который продолжал руководить действиями монарха.
Петр не оставил после себя наследников. Верховный совет продолжал борьбу за власть над государством. При выборе правителя «верховники» остановились на племяннице Петра I – вдовствующей Анне Иоановне, герцогине курляндской. Тайно ей были посланы условия вступления на российский престол - «кондиции», который полностью ограничивали ее власть над государством и ставили ее в прямую зависимость от Верховного тайного совета, которые были ею приняты и подписаны.
Но при вступлении во власть, в 1730 году, Анна, при поддержке гвардии, разрывает «кондиции» и вступает в самодержавную власть. Верховный тайный совет был устранен и государство продолжает развиваться по пути абсолютизма.
При этом у Анны Иоановны не было ни особых способностей, ни ярко-выраженного желания управлять страной. Сенат не был полностью восстановлен в правах, но продолжал действовать, а в 1731 году был заново создан Кабинет министров, который и взял на себя всю основную работу по управлению. А через пять лет, помимо управленческих функций, получил и право издавать законодательные акты. К тому же, кабинет министров ограничивал действия Сената. Фавориты императрицы занимают высшие управленческие чины и фактически руководят страной.
После смерти Анны и свержения с помощью гвардии ее преемников (малолетнего Иоанна Антоновича и его матери Анны Леопольдовны) на российский престол взошла дочь Петра I Елизавета.14
В 1741 году Елизавета ликвидирует Кабинет министров и восстанавливает в полномочиях Сенат как высший орган государственного управления. В принципе, правление Елизаветы ознаменовано ориентацией на порядок, установленный при ее родителе — Петре I. Взамен Кабинета министров она учреждает Кабинет — личную императорскую канцелярию — орган, выполнявший административные функции и руководящей финансами царского хозяйства.
Елизавета желала взять управление государством в свои руки и восстановить самодержавную власть. Возможность принятие указов высшим государственным органом была отменена.
В вопросах кадровой политики Елизавета, опять же, уподобилась отцу. Она старалась по возможности не привлекать к вопросам управления государством иностранцев, а отводила ведущие должности российскому дворянству.
Двадцатилетнее царствование Елизаветы Петровны оказалось одним из самых спокойных, мирных в истории России. К числу заслуг императрицы следует отнести и реформы высших государственных органов, укрепившие позиции монарха как главы государства.14
Что же касается местного самоуправления послепетровских времен, то оно подвергалось значительным изменениям, сужению и централизации. Попробуем охарактеризовать его более кратко.
И так, уже к 1727 году была фактически ликвидирована система местных учреждений, установленная Петром. Как мы уже упоминали, в стране все еще господствовала система феодальных отношений, а буржуазия как класс только начинала формироваться. Система местного управления перестраивалась в соответствии с интересами помещиков. В связи с финансовым кризисом штат чиновников местной администрации был сведен к минимуму. Нижние чиновники зачастую не имели жалованья и содержались населением.
Основной ячейкой на местах являлась губерния во главе с губернатором, полномочия которого резко возросли. Он даже имел право утверждать смертные приговоры. Отделения административной власти от судебной не произошло. В городах и уездах власть принадлежала воеводам. 15
Система организации гражданской службы, направленная на создание дворянской бюрократии, оказалась недостаточной для подготовки кадров секретарей и других служащих канцелярий. Квалифицированных кадров для гражданской службы не хватало.15
Менялось церковное управление. Уже в первой четверти этого века взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия или Святейший правительствующий Синод. Эти церковные органы продолжали действовать в 20—60-е гг. Решался вопрос об административной власти епископов, местных церковных управлений. Церковная организация стала частью государственного аппарата. Синод находился в подчинении Верховного тайного совета, который посылал церковному органу указы.15
И так, можно сделать вывод, что в эпоху дворцовых переворотов (до правления Екатерины II) на престол восходили личности достаточно слабые, не имеющие особого навыка и желания управлять государством. Именно поэтому, роль власти монарха была сильно ослаблена, основные функции и полномочия управления переходили к верховному государственному органу правления, а монарх сохранял лишь представительские функции.
Следующий этап развития государственного управления ознаменован правлением Екатерины II. Ее административные реформы коснулись всех ступеней административного управления.
Серьезные изменения коснулись и высшего государственного органа — Сената. Екатерина видела в нем угрозу для самодержавной власти и сильно ограничила его функции и полномочия в делах государственной власти. За Сенатом оставались исполнительный и судейские полномочия, а так же к нему перешел ряд функций упраздненных коллегий и контор.
Так же возрастала роль личной канцелярии Екатерины II, которая впоследствии даже получила возможность влияния в делах государственного управления.
Дворцовым хозяйством, землями и крестьянами заведовала главная дворцовая канцелярия.
Одним из мотивов к реформам управления было крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Просвещенная монархия сменилась военной диктатурой.
Было устранено большинство коллегий, а их дела были переданы в ведение высшим должностным лицам.
В местном самоуправлении происходит совершенствование такого института управления, как губернаторство. Губернатор теперь имел статус представителя императрицы и хозяина губернии. Губернатор получал широчайшие полномочия, происходит централизация местного управления.
Вдвое было увеличено число губерний, ликвидированы провинции и многократно увеличилось число уездов.
В 1796 году, смерть Великой императрицы и восшествие на престол ее сына Павла I ознаменовывает окончание эпохи «дворцовых переворотов».
При Павле I продолжалась централизация государства, усилился военно-полицейский режим. Вновь были преобразованы органы местного и городского управления.
Но нововведения оказались неэффективны, а в последствии, когда к власти пришел внук Екатерины Великой — император Александр I, он почти полностью восстановил систему местного управления, созданную его царственной бабушкой.
Итогами этого времени можно считать окончательное укрепление самодержавной власти, установление абсолютизма, но при этом происходит бюрократизация государственного аппарата и увеличение числа чиновников, несмотря на попытки централизации власти.
Развитие государственного управления первой половины XIX века во многом ознаменовано событиями, происходящими в Западной Европе, а именно — буржуазными революциями. В России все так же сохранялась система крепостнических отношений и самодержавцы стремились оградить Россию от влияния европейских новаторских идей и сохранить привычный государственный строй.
В истории административных преобразований первой половины XIX в. выделяются три стадии, рубежами которых стали победа в Отечественной войне 1812 г. и смена братьев-монархов в декабре 1825 г., выступления декабристов, их казни и репрессии. Первая стадия характеризуется административными преобразованиями. В начале XIX в. Россия перешла от коллегиального управления к министерскому. Послевоенный политический курс Александра I означал не только отказ от них, но и контрреформирование отдельных сфер управления, что и определило реакционное содержание политики государственного управления во второй стадии. В 1825 г. она вылилась в усиление имперского характера управления, подчинения лично императору всех органов высшего и центрального уровня, придания всей системе управления необычных черт и методов. Идея конституции для России объявлена преступной Николаем I. 16
Вся верховная власть и управление по-прежнему сохранялась в руках императора. Столпами правления оставались самодержавие и крепостничество.
А как результат тридцатилетнего застоя и консерватизма в государственном управление — поражение в Крымской войне, которое показало всю отсталость государственного устройства, которое ограничивало развитие России и в самом ярком виде выявило необходимость реформ, несмотря на стремление российских правителей сохранить консервативный государственный феодально-крепостнический строй.
Реформы Александра II 60-х — 70-х годов привнесли в управление страной некоторые элементы буржуазной государственности: выборные представительные учреждения местного административно- хозяйственного управления, выборные органы суда (мировые судьи), основы буржуазного судопроизводства, более гибкие формы государственного финансового контроля и цензуры, принцип всесословности в комплектовании армии, в деятельности органов народного просвещения и т. д. 17
Важной вехой развития государственного управления была отмена крепостного права и аграрная реформа 1861 года. Но при этом Россия продолжала оставаться крестьянской страной. В конце XIX века создавались Министерства по управлению земледелием и государственным имуществом, которые занимались в основном улучшением сельского хозяйства и земледелия.
Однако Россия все еще оставалась абсолютной монархией, а государство — крупнейшим собственником. К концу XIX в. ему принадлежало 1/3 земель, 2/3 лесов, 2/3 железных дорог, 7/8 телеграфа страны. 17
Высшими государственными учреждениями в это время оставались Государственный совет, Собственная его Императорского Величества канцелярия, Комитет министров, Сенат, Синод, ряд комитетов и канцелярий.17
К началу XX века «Комитет представлял
собой массу административного хлама — все, что не было более или менее точно
определено законами, а также важные законодательные акты, которые рисковали
встретить систематическое и упорное сопротивление со стороны Государственного
совета.»18
Основные функции высших государственных органов в то время не претерпели
сильных изменений.
В конце XIX – начале XX века сохранялось старое административно-территориальное деление на губернии, области, градоначальства и генерал-губернаторства. Но полномочия губернатора ощутимо сужались.
После отмены крепостного права крестьяне получили возможность создавать свои сословно-представительные учреждения.
Российский государственный аппарат в это время начал включать в себя буржуазные элементы. Стали учитываться интересы крестьянства и промышленников, рабочего класса.
При этом нарастает давление революционных движений, начавшихся еще в первой половине XIX века.
К этому времени самостоятельность местного управления сильно ограничивается и вновь усиливается централизация государственного аппарата.
Как мы уже говорили, к началу XX века в России уже были элементы буржуазной государственности, в частности выборные органы местного самоуправления и многопартийность.
Манифестом 17 октября 1905 года народу были дарованы общественные свободы, была учреждена Государственная Дума, в которой 45% мест обеспечивалось представительству крестьянства. С 1906 года часть членов Госсовета избиралась народом.
В современной историографии большинство экспертов сходятся во мнение, «что Россия с 24 апреля 1906 г. стала уже конституционной монархией дарованные Николаем II основные государственные законы и явились первой русской конституцией»19
Объединенного правительства в России не было: политический курс определял сам царь в ходе беседы с отдельными министрами. Министерства были главными органами управления. Министры назначались царем, были ответственны не перед Думой, а только перед монархом.17
Несмотря на вопросы думских депутатов о проблемах народа, обличавших произвол в отдельных сферах государственного управления, царь не желал идти на компромисс с Думскими представителями и старался сохранить за собой всю полноту власти. Дума напрямую зависела от воли царя. Дума неоднократно выдвигала требования об отставке правительства, а царь трижды распускал Думу, нарушив при этом манифест.
Россия «застряла» между основными суперцивилизациями: традиционной и либеральной. Именно в этом промежуточном состоянии общества, достигшего цивилизационной значимости, и состоит специфика ситуации, сложившейся в России, сердцевину которой составил раскол.16
После февральской революции 1917 года, 2 марта Николай II отрекается от престола. Было образовано Временное правительство.
Земельный строй в нашей стране был радикально изменен после революции 1917 г. II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917г. был принят Декрет «О земле», который явился основой развития советского земельного законодательства. Декретом «О земле» помещичья собственность на землю отменялась немедленно и без всякого выкупа. Помещичьи имения, равно как и все земли, удельные, монастырские, церковные со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Земли рядовых крестьян и казаков не подлежали конфискации. Они оставались за ними в трудовом пользовании. Декрет «О земле» стал юридическим основанием земельных преобразований в России, суть которых заключалась в том, что был ликвидирован земельный строй, базировавшийся на частной собственности, и утверждался новый земельный правопорядок, при котором земля объявлялась всенародным достоянием.20
В принятом ВЦИК 14 февраля 1919 г. Положении «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» вся земля в пределах РСФСР была провозглашена единым государственным земельным фондом. Выделяются земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в трудовом пользовании или в пользовании государственных предприятий и учреждений. Основные черты правового режима этих земель в то время выражались в обеспечении права крестьян на землю, всемерного поощрения создания совхозов и иных форм коллективных хозяйств и на этой основе увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции. Выделялись также земли несельскохозяйственного или специального назначения. 20
Конституцией СССР 1924 г. установление общих начал землеустройства и землепользования было отнесено, к ведению Союза. 15 декабря 1928 г. ВЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства, в которых было закреплено понятие единого государственного земельного фонда и были определены правовой режим его отдельных категорий, компетенция государственных органов по управлению им.20
Как раз в это время начался первый этап индустриализации. Экономика государства приняла плановый характер. На этом этапе было реконструировано более 800 предприятий. Одновременно происходит формирование новой системы управления. В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938 — 1939 гг.11
Следующая задача состояла в окончательной ликвидации капиталистических элементов. Во второй пятилетке была завершена коллективизация сельского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьянских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей.11
Начало третьей пятилетки приходится на 1938 год. Как раз в это время нарастает напряжение на международной арене. Из-за нарастания военной угрозы, в целях повышения обороноспособности, новое строительство намечалось вести преимущественно в восточных районах страны в виде предприятий-дублеров.11
В целом, плановая экономика оправдала ожидания. СССР превратился в крупную промышленную державу.
К середине 1942 г. утраченные мощности военной промышленности удалось не только восстановить, но и превзойти. Советский Союз создал слаженное военное хозяйство, способное обеспечить в возрастающих размерах производство военной продукции. Кульминационным периодом роста военной экономики СССР был 1944 г. Испытание войной показало, что именно преимущества социалистической экономики позволили выстоять и победить в тяжелейших условиях.21
После Великой Отечественной войны военно-промышленный комплекс приобрёл серьезное экономическое значение и решительно противостоял любой серьезной попытке отчуждения роли государства. После смерти Сталина (хотя частично и с его собственной подачи) началась реформа государственно-бюрократического управления экономикой, чаще всего ассоциируемая с Хрущёвым. Шли дебаты о возможности развития децентрализованной «смешанной экономики», «рыночного социализма», противопоставленного бюрократическому управлению плановой экономикой. Но сопротивление бюрократии и недостаток материальных стимулов в конечном итоге оказались непреодолимыми проблемами. 22
Однако внутренние и внешние политические трудности оказали огромное значение на дальнейшее формирование системы управления, в связи с которыми пришлось отказаться от стремления к обобществлению государственной собственности.22
В итоге к 80 годам XX века страна оказалась в глубоком кризисе. Темпы роста в промышленности и сельском хозяйстве заметно снижались.
Серьезным шагом на пути преобразований стал утвержденный Верховным Советом СССР 30 июня 1987 года Закон « О государственном предприятии», которым, по сути, утверждался переход от плановой экономики к рыночной. 23
Не смотря на попытки расширения сферы частного предпринимательства, получение гражданами права приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или аренду, колхозы не получили подлинной самостоятельности и остались в зависимости районных властей. Не получило развития и арендное движение. Арендаторы были лишены сельскохозяйственной техники и необходимой инфраструктуры, отношение к ним в обществе было негативное. 23
К началу 90-х годов XX века прирост продукции начал стремительно сокращаться. Ни одна из начатых реформ не дала ожидаемого результат, переход к рыночной экономике так и не был осуществлен.
В марте 1990 года был принят Закон «О собственности в СССР». Закон установил, что в СССР имеются три основных вида собственности: собственность граждан, коллективная и государственная собственность, а также могут существовать собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Закон допускал развитие в СССР долевой или совместной собственности и смешанной (совместная собственность советских и иностранных субъектов).23
Государственная собственность подразделялась на общесоюзную, собственность союзных, автономных республик, автономных областей и округов, административно-территориальных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений. Собственность граждан распространялась на трудовое крестьянское и личное подсобное хозяйство.23
Следующим шагом в развитии форм собственности стал принятый в этом же году Закон «О предприятиях в СССР». Наряду с государственными и коллективными предприятиями Закон допускал существование индивидуальных и семейных предприятий, что способствовало развитию гражданских правоотношений.23
Вступление России в рыночную экономику ознаменовалось принятием ряда законов, создававших правовую базу новым общественным отношениям. Одним из первых таких законов стал Закон «О собственности в РСФСР», принятый Верховным Советом РСФСР 24 декабря 1990 года и введенный в действие с 1 января 1991 года. Российский закон был более прогрессивен, чем общесоюзный. Так, наряду с государственной, муниципальной собственностью и собственностью общественных объединений (организаций) он однозначно восстанавливал частную собственность. В Законе впервые оговаривалось, что в собственности граждан могут находиться ценные бумаги, земельные участки, средства массовой информации, предприятия, транспортные средства. Вводился институт приобретательной давности (на недвижимое имущество - не менее 15 лет, на движимое - не менее 5 лет), предусматривалась возможность приватизации, то есть отчуждения в частную собственность граждан и юридических лиц государственного и муниципального имущества, оговаривались условия прекращения права собственности и т.д.23
В 1992 году началась важнейшая рыночная реформа в России — приватизация. «Почва» для нее была подготовлена законодательными актами 1991 года, которыми предусматривалось продажа государственных предприятий и превращение их в открытые акционерные общества.
Одной из главных целей приватизации было формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики. 12
Был создан ряд правовых актов, по которым предусматривалось использования наряду с деньгами использование приватизационных чеков при приобретении объектов приватизации. Всего за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0,04 миллиардов рублей. 24
Второй этап приватизации был рассчитан на пополнение бюджета. Но надежды не были оправданы. Приватизация теряла темп, даже не смотря на то, что в акционирование начали привлекать более крупные предприятия.
21 июля 1997 президентом был подписан закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ», который официально признал окончание массовой и безвозмездной приватизации. Но задача наполнения бюджета доходами от приватизации сохранялась. Ее выполнение теперь должны были обеспечивать главным образом единичные крупные сделки. В конце 1998 г. приватизация утрачивает значение важнейшего элемента экономических реформ и на передний план выдвигаются проблемы корпоративного управления и реструктурирования приватизированных предприятий, рационального использования и повышения эффективности управления собственностью. Продажа остающейся у государства собственности теряет прежние масштабы и темпы.12
К 2001 г. в собственности РФ по всему народному хозяйству насчитывалось 13 786 государственных унитарных предприятий и 23 099 учреждений. Государство также являлось акционером 3 316 хозяйственных обществ с разной долей своего участия. Оно составляло 100% для 382 из этих обществ, свыше 50% — для 470, от 25 до 50% — для 1601, менее 25% — для 863. Также в федеральной собственности находились объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн м2: часть из них (214 млн м2) была передана в коммерческое пользование, а другая (123 млн м2) — в некоммерческое. 12
Наконец, 11 октября 2002 года был принят федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который детально определяет права и обязанности этих предприятий, способы их реорганизации и ликвидации. Начиная с 1998 г. в собственность государства вернулось 8 тыс. предприятий. В муниципальном секторе этот процесс протекал еще более активно. В собственность муниципалитетов из частного владения «возвратилось» 39 тыс. организаций и предприятий.12
Таким образом создавался институт частной собственности в постсоветской России. Были сформирован частный и полугосударственный сектора экономики, которые и стали основой дальнейшего экономического развития России. Как мы уже сказали, приватизация не смогла выполнить функцию наполнения госбюджета и составила лишь малую его часть. Цена, по которой продавались объекты приватизации не составляла и половины его реальной стоимости. Приватизация в России не сопровождалась накоплением капитала. Но главные цели были достигнуты — совершен переход к рыночной экономике, обеспечена внутренняя конвертация рубля.
Сегодня Конституцией РФ закрепляет равенство всех видов собственности, а право частной собственности охраняется законом.2
И так, подходя к заключению, можно сказать о том, что отношение граждан к собственности, а, как следствие, экономический строй в целом, в большинстве своем зависит от менталитета людей. В России же земля исторически принадлежала государю, который как наделял ею за заслуги, так и мог лишить ее за провинности. Революция, разрушившая в начале XX века старые устои, стремясь отдать всю землю народу, в итоге опять передала ее во властные руки государства, стремясь к всенародному правлению породила тоталитаризм.
3.1 Проблемы в управлении государственной собственностью
Сегодня в Конституции Российской Федерации указано, что в государстве признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.2
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.26
Но весь предыдущий опыт хозяйственных преобразований показывает, что значительно большее значение имеет не форма собственности, а конкретные механизмы управления ею. Не так важна доля государственного сектора в экономике как то, как им управляют. 27
Главным фактором, который порождает большинство проблем в сфере государственного и местного управления является то, что старая система управления разрушена, а новая еще не сформирована.
В законодательстве, формировавшемся в период приватизации, имеется множество противоречивых и неточных определений, отсутствуют принципы и какая-либо идеология управления государственной собственностью.
Так же возникают проблемы в разграничении управления недрами и другими видами природных ресурсов между государством и субъектами РФ. Одним из противоречий является то, что согласно Конституции, данное имущество может находиться в любой форме собственности2, но другими федеральными законами земля относится к публичной форме собственности28, а недра — к государственной25. Такое положение вещей приводит к некой правовой диффузии и в итоге реальное обладание переходит к определенному ряду лиц.
Одним из следствий подобных противоречий является смешение прав и методов регулирования частной и государственной собственности.
Спецификой является полное отсутствие законодательного регулирования и системы управления государственной собственностью. При этом, государство как собственник почти не принимает участие в управлении, а во-вторых, почти не получает дохода от собственности.29
Самым слабым элементом управления государственной собственностью является управление пакетами акций государства в акционерных обществах. Вплоть до настоящего времени не принят закон об управлении пакетом акций государства в акционерных обществах.29
Поскольку деятельность представителей государства в акционерных обществах никак не регулируется, происходит значительное падение показателей производительности в области электроэнергетики, газовой и нефтяной промышленности, растут издержки производства.
И так, подходя к заключению, можно выделить несколько самых глобальных, на наш взгляд, проблем в области управления государственной собственность, а именно это: отсутствие разграничения прав и полномочий между различными институтами власти; отсутствие упорядоченного законодательства; достаточно низкая эффективность использования государственной собственности.
Все вышеперечисленные проблемы являются следствием друг друга. Более того, из каждой проблемы вытекает ряд менее масштабных, но не менее важных проблем и противоречий уже в других отраслях.
Данные проблемы, на наш взгляд, непременно требуют скорейшего разрешения, т.к. распространяют свое влияние на многие сферы государственной и общественной жизни.
3.2 Проблемы в управлении муниципальной собственностью
Образование института муниципальной собственности в постсоветской России произошло в результате отделения местного самоуправления от управления государственного. Муниципальная собственность является особой формой собственности, но защищаемой Конституцией наравне с частной и государственной. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.30 Обретение собственности органами местного самоуправления является основой его независимости от управления государственного.
Проблемы в сфере управления муниципальной собственностью главным образом опять же связаны с отсутствием четкого нормативно-правового регулирования отношений государства и местного самоуправления.
В условиях делегирования полномочий ощутимым ограничением для социально-экономического развития муниципальных образований становиться созданный законодательством барьер, в котором регламентируется четкая привязка перечня имущества муниципальных образований к перечню решаемых вопросов. 30 Закрытый перечень имущества не учитывает возможности стратегического развития муниципального образования.
Реализации экономической сущности муниципальной собственности, как основы местного самоуправления на практике не происходит.
На наш взгляд, более эффективное использование муниципального имущества мог бы обеспечить анализ рыночных тенденций и обеспеченности услугами населения и создание на основе анализа плана социально-экономического развития на различные временные интервалы. И уже на основе расчетов и прогнозов проводить выбор рационального использования имущества.
Отдельной проблемой является так же то, что муниципальные образования не имеют достаточных возможностей по организации контроля за сферой ЖКХ , не говоря уже о финансовых средствах для его реализации. Низкое качество обслуживания многоквартирных домов влечет за собой понижение качества проживания в данных домах. Ремонт многоквартирных домов осуществляется в минимальных объемах и не соответствует современным требованиям.31
Из этого вытекают вопросы межбюджетных отношений. Например, при формировании бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год в расчетах потребности муниципального образования в финансовых средствах, расходы на капитальный ремонт муниципального имущества не принимаются во внимание. Доходы от сдачи такого имущества в аренду учитываются в общей сумме доходов бюджета муниципального образования, которые направляются на финансирование расходов (на содержание учреждений, благоустройство и иные учтенные в расчете мероприятия), утвержденных в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.31
Как вывод, можно сказать, что дальнейшее развитие муниципальных образований будет более эффективным при сотрудничестве с частным и государственными секторами. Современные условия требуют совместных усилий от всех уровней власти для развития местного самоуправления, должны быть приняты подзаконные акты, вносящие прогрессивные изменения в действующее законодательство и программ, которые бы стимулировали сотрудничество бизнеса с муниципальным образованием, привлечение частных инвестиций для развития жилищной инфраструктуры.
4. Зарубежный опыт эффективного управления государственной и муниципальной собственностью.
В данной главе мы постараемся осветить одну из основных целей нашей работы, а именно опыт эффективного управления государственной и муниципальной собственностью на примере других государств.
Исторически сложилось, что наиболее развитые механизмы управления собственностью имеются в ряде стран Западной Европы (Германии, Франции, Великобритании, Испании), Японии, а также в США и Канаде.32
В современных странах почти не существует только одного вида формы собственности. Экономическая структура развитых стран характеризуется сочетается сочетанием частной и государственной форм собственности. На протяжении долгих лет две эти формы собственности сосуществовали в борьбе, результатом который являлись либо кризис в экономике, либо упадок производства. Таким образом, исторически была доказана эффективность мирного сосуществования и сотрудничества этих экономических секторов.
В развитых странах модели управления собственностью схожи. Из низ выделяют четыре модели корпоративного руководства , наиболее ярко характеризующие различные подходы к корпоративному руководству – англо-американская, немецкая, японская и семейная. 33
К англо-американской модели относят США, Великобританию, Австралию, Канаду и Новую Зеландию. Данная модель связана с особенностями национальной акционерной собственности. Рынок характеризуется очень высоким распылением капитала корпораций.33
Самой эффективной считается модель США.
Государственное имущество США включает: здания (55,3% от общей суммы), сооружения и оборудование (36,7%) и земля (8%). К федеральным сооружениям и оборудованию относят системы по производству и распределению электроэнергии, системы связи и навигационное оборудование, системы энергогазоводоснабжения, научно- исследовательское оборудование, дороги и мосты, железные дороги, военное имущество и технику, мемориалы и памятники. Федеральный земельный фонд покрывает территорию в 2646 млн. кв. км., из которых 56,6% приходится на охраняемые государством природные территории. К государственной собственности в США относятся научно-исследовательские учреждения, лаборатории, университеты, колледжи. Научные исследования являются важнейшим объектом государственных капиталовложений. Управление государственными предприятиями в США осуществляют соответствующие министерства или специальные постоянно действующие комиссии, создаваемые по решению Конгресса. Особенностью американской модели управления госсектором является передача государственных предприятий США в оперативное управление и эксплуатацию частным корпорациям. Государство как собственник предприятия принимает на себя заботу о сбыте его продукции, обеспечивает соответствующими заказами. Важно отметить, что, несмотря на относительно небольшую долю государственной собственности, по сравнению с другими странами, в Америке последние два десятилетия активно проходят процессы приватизации, которые имеют свои специфические особенности – приватизация в США включает не только продажу государственных предприятий, но и внедрение других рыночных механизмов:
- контрактирование государственных учреждений с частными фирмами исполнителями заказов;
- механизм, когда ранее бесплатно предоставляемые государством услуги (посещение парков) становятся платными;
- законодательный механизм - когда нормы, по которым государство единолично несло ответственность за те или иные условия жизнедеятельности общества, распространяет эту ответственность на частные институты. 32
Институциональные инвесторы в данной модели всегда играли большую роль в корпоративном управлении, а в последнее десятилетие их роль значительно возросла. Постепенно доля частных инвесторов по сравнению с различными (пенсионными, паевыми, взаимными) фондами уменьшается. С 1963 по 2004 года доля частных инвесторов уменьшилась с 54% до 14%, доля остальных институциональных инвесторов увеличилась. Частные лица в США владеют половиной всего акционерного капитала, но большинство сделок (около 80%) совершают институциональные собственники.33
В сфере промышленного производства государственная собственность составляет доли процента от общего объема собственности США. Но, несмотря на преобладание частной собственности в США и господство либеральной идеологии роль государства во всех сферах жизни страны неуклонно возрастает.34 Это явилось следствием социальных, политических и экономических событий в стране с конца XIX век, когда роль государства в экономике сильно взрастала, и до конца XX, когда государству пришлось смягчать итоги процесса монополизации и создавать систему социальной защиты общества.
Можно назвать следующие факторы, через которые проявляется роль государства в развитии экономики и социальной защите человека:
1. обеспечено единое экономическое пространство, государство стремиться обеспечить достойный уровень жизни в городах и фермерствах;
2. создана система органов, гарантирующая правовые основы бизнеса;
3. доля правительственных платежей в сумме фермерских капиталовложений составляет 40%;34
4. большая доля государственного строительства;
5. Большой процент граждан, задействованных в государственной и муниципальной службе, эффективность работы государственного аппарата США Государство в широком смысле не только потребляет ВВП, но и участвует в его создании.34
Государство не только законодательно регулирует финансовый рынок и банковскую систему, но и активно влияет на финансовую сферу посредством представительства государственной собственности в финансовых ресурсах страны. США продемонстрировали всему миру как можно решать социальные и экономические и другие проблемы путем целевого государственного управления.34
Схожее управление государственной собственностью существует в Японии. Мы не будем подробно описывать японскую модель корпоративного управления, скажем лишь, что на ее формирование большое влияние оказали послевоенные условия и принцип сплоченности, сформированный японской культурой.
Следующей рассмотрим немецкую модель корпоративного управления. Это модель типична для стран Центральной Европы, таких как Германия, Австрия, Нидерланды, Скандинавские страны, менее характерна для Бельгии и Франции. В основе данной модели лежит принцип социального взаимодействия – все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации, имеют право участвовать в процессе принятия решений.33
В качестве примера приведем систему корпоративного управления в Германии. В Германии большая часть активов также в основном приходится на корпоративную собственность. Практически все компании станы являются частью огромной сети перекрестного владения акциями. Поэтому для немецком модели характерны системы взаимосвязанных холдингов. 32
Для управления государственным имуществом в Германии сформировано Ведомство по управлению государственной собственностью, которое имеет в Берлине свою центральную резиденцию и 15 филиалов в крупнейших окружных городах. Каждое предприятие подчинено или конкретному филиалу, или центральному органу.32
После объединения Германии в 1990 году, за рубежом оказалось 206 объектов собственности бывшей ГДР. 122 не отвечали потребностям вновь образованной страны, 88 на данный момент проданы. Управлением зарубежной собственностью в Германии ведает Реферат № 4 Федерального Министерства финансов и Министерство иностранных дел.
Германия состоит из 12 федеральных земель. управление имуществом казны распределено между федеральными органами, властями земель, муниципальными органами. Согласно законодательству в городах, общинах, округах имеет место коммунальное самоуправление. 35
Имущество государственной казны в Германии наиболее представлено в инфраструктурном секторе, промышленности, энергетике. Государственное управление имуществом казны распространяется в высокой степени на общественный пассажирский транспорт, водоснабжение, почту, дороги, порты, аэродромы, железнодорожную сеть, научно-исследовательские организации, учебные заведения. Для страны, которая тяготеет в целом к снижению степени вмешательства государства в хозяйственные процессы, доля имущества казны в экономике достаточно велика, а управление экономическими объектами и процессами в значительной мере осуществляется органами публичной власти разных уровней.35
Следующая модель — семейная корпоративного управления или семейный капитализм. Такая система наиболее распространена в странах Азии, Латинской Америке, а так же в Канаде и ряде стран Западной Европы (Франция, Швеция, Италия). Крупнейшими корпорациями в стране руководят члены одной семьи. Эту модель можно противопоставить англо-саксонской модели.
Нагляднее всего демонстрирует удачный перехода от плановой экономики к рыночной экономическая политика Китая, сохранив социалистический строй.
Благодаря стратегии постепенного продвижения к рынку, а не обвальной либерализации экономики, Китаю удалось избежать судьбы большинства стран бывшего социалистического лагеря.
В процессе перехода от государственной собственности к частной, в Китае возник промежуточный институт коллективной собственности, который изначально не был запланирован реформами. Несмотря на отклонение от намеченного курса, китайские управленцы, обнаружив стремительный подъем коллективных предприятий стали содействовать им в дальнейшем развитии. Процесс индустриализации в Китае опирался на сильные общинные связи.
Двигателем реформ 1970-1980-х годов в Китае стали городские и сельские муниципальные предприятия. Несмотря на формальную принадлежность этих предприятий городам и селам, значительная их часть принадлежала местным администрациям, которые назначали управленцев.
Собственно, преобразования начались с сельского хозяйства. Народная коммуна была заменена подрядом, образована единая коллективная собственность. Цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции стали освобождены, в деревнях стали образовываться вольно-поселковые предприятия, созданные по инициативе крестьян.
Позже было пересмотрено представление о несовместимости плановой и товарной экономического хозяйства. Отобран ряд предприятий, которым был предоставлена большая свобода действий, которые постепенно превратились в самофинансирующиеся и вышли на рынок в качестве товаропроизводителя.
На предприятиях так же была установлена система ответственности предпринимательства за результат (чего не было сделано при проведении приватизации в постсоветской России).
Произошло внедрение «политики открытых дверей» в сфере международных отношений, разрешена международная торговля.
Главным итогом реформ стало формирование многоукладной экономики, в которой государственные предприятия дают примерно половину промышленной продукции. Такая экономическая систему соответствует требованиям развития производства на первых этапах построения социализма, однако, в дальнейшем преобладающей должна оставаться общественная собственность.
Преобразована налоговая система. Введена система распределения налогов между правительством и местными органами управления.
Сокращено прямое государственное регулирование, усилив при этом косвенное, в том числе при помощи создания законодательной базы;
Сформирован рыночный механизм, повышается качество жизни населения, что свидетельствует об успешности проведения реформ.
В заключение можно сказать, что, как показывает мировая практика, при планировании развития и реформ в стране необходимо учитывать особенности менталитета населения, национальные особенности его развития и традиции. При разработке любой экономической модели управления, необходимо учитывать предыдущий опыт развития, менталитет населения. Что хорошо работает в одной стране, может оказаться совершенно непригодно в другой в силу национальных особенностей и традиций.
5. Заключение
И так, как мы уже сказали в предыдущей главе, огромное влияние на развитие государственного и местного управления в нашей (как и в любой другой) стране оказали особенности культурно-исторического развития. Все, что мы имеем сегодня является результатом последовательных действий (или бездействия) правительства и народа.
У русских людей вообще было сформировано совершенно особенное отношение к собственности. Многие русские философы отождествляли проблему собственности с духовными основами, считали ее духовным началом. Многое писалось о необходимости частной собственности, о том, что она обеспечивает преемственность личности в семье. Сложилось даже такое направление как «философия хозяйства».
Русский человек на протяжении почти всей истории был очень набожен. Земля — Божья. Царь — наместник Бога на земле. Государство в лице царя — главный легитимный собственник. Россияне привыкли относиться к государству как к монопольному собственнику.
Даже разрушив старый монархический строй, революция, кричавшая «Заводы — рабочим, землю — крестьянам, власть — народу!», передала все в руки государству, породив тоталитарный режим.
Очень точно описал всю суть и противоречивость отношения русского человек к государственному управлению знаменитый русский философ XX века Николай Александрович Бердяев: «...русский народ – самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю … Россия как бы бессильна сама себя оформить в бытие свободное, бессильна образовать из себя личность. Возвращение к собственной почве, к своей национальной стихии так легко принимает в России характер порабощенности, приводит к бездвижности, обращается в реакцию. Россия невестится, ждет жениха, который должен прийти из какой-то выси, но приходит не суженый, а немец-чиновник и владеет ею ... Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире, все в России превращается в орудие политики. »36
Более двух веков ордынского ига, уплата непосильной дани хану, три долгих века крепостного рабства, после отмены которого крестьянин, обязан был платить огромные выкупные платежи, не понимая, за что он их платит (ведь его фактическое положение при этом не менялось), вековой гнет русского человека а, вдобавок, и обожествление царской власти — все это послужило почвой для формирования пассивного отношения к управлению собственностью.
Не смотря на это, русский народ долго терпит и многое выносит, но, как еще в XVIII веке сказал А.С. Пушкин, «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка.»* И действительно, как показывает история, русский человек никогда не думал о последствиях своих действий, не углублялся, в дела управления государства. Ему нужен был сильный лидер, но при этом и сохранение личной свободы. «Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ, и эта безгранность не освобождает, а порабощает ее.»36
Для аргументирования важности человеческого фактора в государственных делах стоит вспомнить хотя бы то, что после революции советская власть ставила перед собой задачу главных образом сформировать нового человека, ибо без формирования нового человека невозможно формирование нового государственного устройства.
И советской власти это удалось. Действительно, на наш взгляд, в эпоху расцвета Советского Союза был сформирован иной менталитет. Но уже в 70-е годы власть стала давать слабину, расслабились и люди. С этого времени начинается маргинализация общества, аномия, влияние которой мы испытываем до сих пор.
Неудачная приватизация государственной собственности в 90-е года XX века явилась прямым результатом этой аномии.
Формировавшийся веками менталитет россиян, их отношение к сочетанию слов «государственная власть» и «собственность», приводит к тому, что сегодняшний капитализм носит некий феодально-бюрократический характер. В верхних слоях чиновников распространена клановость, создается монополистическое положение на рынке крупномасштабного производства.
Сейчас для дальнейшего развития управления в Российской Федерации, необходимо, учитывая зарубежный и исторический опыт, разработать на его основе собственные методики эффективного управления собственностью и ресурсами. Важным фактором является так же и то, что сейчас происходит смена поколений. Люди становятся более заинтересованны в принятии участия в государственном управлении.
Таким образом, в нашей работе мы продемонстрировали проблемы в управлении государственной собственности и объяснили главные, на наш взгляд, их причины. Если же говорить об объективности проблем в области управления, то, на данный момент объективности здесь нет. Аномия общества, преодолена, люди начинают видеть и осознавать проблемы в управленческом секторе. К тому же, за 25 лет постсоветского существования люди привыкли осознавать свое право частной собственности и право на участие в делах управления собственностью государственной, оглядываясь на успешный зарубежный опыт стран первого эшелона. Проблема назрела и государству необходимо прикладывать силы для ее решения, начиная с систематизации и реорганизации нормативно-правовой базы, создания четкого законодательного регулирования собственностью и устранения противоречий.
Список использованных источников:
1. http://eclib.net/27/19.html
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
3. Журнал «Проблемы современной экономики» Выпуск № 4-1 /2011 статья «принципы и методы управления государственной собственностью субъектов РФ»,С. А. Кочеткова
4. http://www.e-reading.club/chapter.php/97787/41/Kabkova_-_Shpargalka_po_teorii_organizacii.html
5. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12116841/#ixzz44yBum55H
6. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/c1923b21971e5b9356fe86b94d3beef0
7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Управление федеральным имуществом" УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 327
8. http://fan-5.ru/clear/list-1840-str-5.php
9. http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=ru&links=./ru/ogarev/works/ogarev_w1.txt&name=ogarev&img=brief.gif
10. http://www.km.ru/referats/335600-etapy-razvitiya-gosudarstvennoi-sobstvennosti-v-rossii
11. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002.-727 с
12. Журнал «отечественные записки»
13. Игнатов В.Г. и др.. История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. — Ростов н/Д: Феникс. — 608 с., 2002
14. http://bugabooks.com/book/65-istoriya-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii/22-3-gosudarstvennoe-upravlenie-i-sluzhilaya-byurokratiya-v-yepoxu-dvorcovyx-perevorotov.html
15. http://www.studfiles.ru/preview/1728551/page:6/
16. http://uchebnik-online.com/27/08.html#_ftn011
17. http://pravo.news/istoriya-prava/tsentralnyie-gosudarstvennyie-uchrejdeniya-26008.html
18. С.Ю. Витте «Воспоминания», том 2, стр. 259, издательство социально-экономической литературы, Москва 1960 год.
19. Старцев В. И. Свержение монархии и судьбы России //Свободная мысль. 1992. №7. С. 81.
20. http://lawtoday.ru/razdel/biblo/zem-prav/DOC_008.php
21. http://istmat.info/node/9257
22. Тамаш Краус «Перестройка и передел собственности в Советском Союзе: политические трактовки и исторические свидетельства»//Перевод с английского Дмитрия Субботина по изданию: Contemporary Politics, V. 13, № 1 (March 2007), pp. 3—36 (с небольшими сокращениями).
23. http://www.labex.ru/page/g14_ist_gos_13.html
24. РИА Новости http://ria.ru/spravka/20120611/669517124.html#ixzz45AmGvV3u
25. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) "О недрах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), Статья 1.2.
26. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 31.01.2016) Статья 214. Право государственной собственности
27. Е.В.БАЛАЦКИЙ, В.А.КОНЫШЕВ РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ МОСКВА Экономика 2005
28. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"
29. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, О.Г. Дмитриева, 24.05.2013
30. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
31. http://www.vsmsinfo.ru/dokumenty-i-materialy/80-osnovnye-problemy-v-sfere-zhilishchno-kommunalnogo-khozyajstva-v-tom-chisle-v-sfere-razvitiya-gosudarstvenno-munitsipalnogo-chastnogo-partnerstva-i-puti-ikh-resheniya/3232-osnovnye-problemy-v-sfere-zhilishchno-kommunalnogo-khozyajstva-v-tom-chisle-v-sfere-razvitiya-gosudarstvenno-munitsipalnogo-chastnogo-partnerstva-i-puti-ikh-resheniya
32. Научный журнал КубГАУ, №49(05), 2009 года
33. Дементьева А.Г. Система корпоративного управления в развитых странах и России. Менеджмент в России и за рубежом. №3. 2008
34. Аналитический вестник, Выпуск 20//Роль государства и государственной собственности в США, Франции и Италии.//Москва 2001 год
35. United nations public administration, глава 3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, стр.3
36. Николай Александрович Бердяев «Судьба России», I. Психология русского народа, Душа России
1 http://eclib.net/27/19.html
6 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/c1923b21971e5b9356fe86b94d3beef0a1747f7c/
5 http://www.e-reading.club/chapter.php/97787/41/Kabkova_-_Shpargalka_po_teorii_organizacii.html
3 Журнал «Проблемы современной экономики» Выпуск № 4-1 /2011 статья «принципы и методы управления государственной собственностью субъектов РФ»,С. А. Кочеткова
1 http://eclib.net/27/19.html
2 Конституция РФ от 12.12.1993, статья 8, пункт 2
2 Там же статья 9, пункт 2
1 http://eclib.net/27/19.html
3 Там же
3 Там же
4 http://www.e-reading.club/chapter.php/97787/41/Kabkova_-_Shpargalka_po_teorii_organizacii.html
5 Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12116841/#ixzz44yBum55H
5 Там же
5 Там же
5 Там же
7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Управление федеральным имуществом" УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 327
1 Там же
1 Там же
8 http://fan-5.ru/clear/list-1840-str-5.php
8 Там же
8 Там же
9 http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=ru&links=./ru/ogarev/works/ogarev_w1.txt&name=ogarev&img=brief.gif
10 http://www.km.ru/referats/335600-etapy-razvitiya-gosudarstvennoi-sobstvennosti-v-rossii
11 История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002.-727 с, стр. 116
12 Журнал «отечественные записки» выпуск №1 (16) 2004 Аграрные реформы в истории России
11 Там же
13 Игнатов В.Г. и др.. История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г.
13 Там же, Реформа местного управления и самоуправления
13 Там же
13 Там же
14 ://bugabooks.com/book/65-istoriya-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii/22-3-gosudarstvennoe-upravlenie-i-sluzhilaya-byurokratiya-v-yepoxu-dvorcovyx-perevorotov.html
14 Там же
15 http://www.studfiles.ru/preview/1728551/page:6/
15 Там же
15 Там же
16 http://uchebnik-online.com/27/08.html#_ftn011
17 http://pravo.news/istoriya-prava/tsentralnyie-gosudarstvennyie-uchrejdeniya-26008.html
17 Там же
17 Там же
18 С.Ю. Витте «Воспоминания», том 2, стр. 259, издательство социально-экономической литературы, Москва 1960 год
19 Старцев В. И. Свержение монархии и судьбы России //Свободная мысль. 1992. №7. С. 81.
17 Там же
16 Там же
20 http://lawtoday.ru/razdel/biblo/zem-prav/DOC_008.php
20 Там же
20 Там же
11 Там же, стр. 302
11 Там же, стр. 304
11 Там же, стр. 305
21 http://istmat.info/node/9257
22 Тамаш Краус «Перестройка и передел собственности в Советском Союзе: политические трактовки и исторические свидетельства»
Перевод с английского Дмитрия Субботина по изданию: Contemporary Politics, V. 13, № 1 (March 2007), pp. 3—36 (с небольшими сокращениями).
22 Там же
23 http://www.labex.ru/page/g14_ist_gos_13.html
23 Там же
23 Там же
23 Там же
23 Там же
23 Там же
12 Там же, выпуск №1(22) 2005
24 РИА Новости http://ria.ru/spravka/20120611/669517124.html#ixzz45AmGvV3u
12 Там же, выпуск №1(22) 2005
12 Там же, выпуск №1(22) 2005
12 Там же, выпуск №1(22) 2005
2 Там же, статья 8, п.2; статья 35, п.2
2 Конституция РФ, ст. 8 п. 2
26 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 31.01.2016) ГК РФ Статья 214. Право государственной собственности
27 Е.В.БАЛАЦКИЙ, В.А.КОНЫШЕВ РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ МОСКВА Экономика 2005, стр. 5
2 Там же, статья 9 п.2
28 Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"
25 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) "О недрах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), Статья 1.2.
29
ОСОБЕННОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, О.Г. Дмитриева, 24.05.2013
29 Там же
30 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), гл. 8, ст. 49, п.1
30 Там же, статья 50
31 http://www.vsmsinfo.ru/dokumenty-i-materialy/80-osnovnye-problemy-v-sfere-zhilishchno-kommunalnogo-khozyajstva-v-tom-chisle-v-sfere-razvitiya-gosudarstvenno-munitsipalnogo-chastnogo-partnerstva-i-puti-ikh-resheniya/3232-osnovnye-problemy-v-sfere-zhilishchno-kommunalnogo-khozyajstva-v-tom-chisle-v-sfere-razvitiya-gosudarstvenno-munitsipalnogo-chastnogo-partnerstva-i-puti-ikh-resheniya
31 Там же
32 Научный журнал КубГАУ, №49(05), 2009 года, стр. 3
33 Дементьева А.Г. Система корпоративного управления в развитых странах и России. Менеджмент в России и за рубежом. №3. 2008
33 Там же
32 Там же, стр. 4-5
33 Там же
34 Аналитический вестник, Выпуск 20//Роль государства и государственной собственности в США, Франции и Италии.//Москва 2001 год
34 Там же
34 Там же
34 Там же
33 Там же
32 Там же, стр. 9-10
32 Там же, стр. 10
35 United nations public administration, глава 3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, стр.3
35 Там же, стр. 4
36 Николай Александрович Бердяев «Судьба России», I. Психология русского народа, Душа России
* А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
36 Там же