Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Культурологический факультет
Кафедра социально-культурной деятельности
Курсовая работа №2
«Организация досуговой деятельности подростков
в сельской местности»
Исполнитель: Патрушева К.А 302-е
Преподаватель: Богдан С.В.
кандидат педагогических наук; доцент.
Екатеринбург 2016
Содержание
Глава I.Теоретическиеаспектыорганизации досуговой деятельности
подростков.
Введение……………………………………………………………………….3-7
1.1.Содержание и функции организации досуга……………………………8-10
1.2 Особенности подросткового возраста…………………………………..11-16
1.3Особенности организации свободного времени досуга подростков в условиях сельской местности…………………………………………………...…16-28
Вывод по I главе………………………………………………………………..29
Глава II. Практические аспекты организации досуговой деятельности подростков в п. Сосновка Карпинского района Свердловской области.
2.1 Анализ организации досуга подростков в п. Сосновка…………………...30
2.2. Анализ результатов и выводы ……………………………………….....31-34
2.3 Рекомендации по организации досуга и свободного времени подростков д. Сосновка…………………………………………………………………....34-35
Вывод по II главе………………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………..38-39
Приложение №1,2……………………………………………………………….40
Приложение№3,4………………………………………………………………..41
Приложение №5,6,7…………………………………………………………..…42
Понятийный аппарат………………………………………………………....43-44
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество требует новых технологий в деятельности всех социальных институтов, работающих с детьми, потому что в настоящее время, проблема социальной и индивидуальной адаптации детей очень актуальна из-за быстро меняющихся условий жизни, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, необходимости подготовки к жизни и социальному успеху. Усилия педагогов, должны быть направлены на то, чтобы научить детей стремиться к богатой, разнообразной и свободной культуре, которая существует не только для того, чтобы познавать её, но и, прежде всего, для воспитания и совершенствования себя в ней. Она - идеальное средство для развития и самовыражения личности.
Человек становится личностью, лишь приобщаясь к духовным ценностям, которые обеспечивают его целостность, его гармонию, его включенность в социум. Деятельность педагогов особенно трудна в условиях смены ценностных ориентаций, когда многие люд лишены идеалов и надежд, к которым следует стремиться. Но педагог призван отстаивать ценности, спасающие человека от духовной нищеты и культурной ограниченности, помогая и уча детей преодолевать трудности приобщать их к мировой культуре, помогать осваивать новые социальные роли, определённые правовые и нравственные нормы и ценности.
Досуг - чудесное пространство для развития культуры. Правильная организация досуга способствует формированию у детей культуры общения, укреплению семейных связей, создаёт условия для самореализации и самовоспитания личности. Содержательный отдых и досуг, наряду с образованием и удовлетворением основных потребностей ребёнка, играют большую роль в его развитии. Занятие ребёнка в свободное время не только развивают у него определённые качества, но и организует его, придают ему уверенность в своих действиях и в своей компетентности. В новых социально-экономических условиях необходимо наиболее полноценно и эффективно реализовывать педагогический потенциал свободного времени детей. Существенно расширять традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. Помнить, что досуг - это и время отдыха, и сфера развития способностей, реализации интересов, применения знаний в новой ситуации, отличной от урока и свободное общение с разными людьми. Самое время возродить роль досуга и показать актуальность содержательного его проведения, так как это поможет активизировать потенциал развития детей.
Таким образом, можно утверждать, что досуг - необходимая часть жизни любого человека, а особенно ребёнка, который находится в активном процессе развития.
Актуальность темы заключается в том, что досуг для современных подростков является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности детей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга подростки более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.
Актуализация вопросов досуга подростков обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека.
Объект исследования: досуг подростков в условиях сельской местности.
Предмет исследования: организация досуга подростков в условиях сельской местности.
Целью работы является: изучение организации досуга подростков в условиях сельской местности.
Задачи работы:
1. Изучить особенности подросткового возраста.
2. Проанализировать содержание досугового времяпровождения современного подростка.
3. Дать характеристику основных видов и форм организации социально-досуговой деятельности.
4. Провести анализ организации досуга подростков в условиях сельской местности.
Гипотеза: специфическими особенностями организации досуговой деятельности в условиях сельской местности являются:
1) Высокие ожидания окружающих относительно включенности в данное направление деятельности с подростками;
2) Активное участие в организации культмассовых мероприятий как клубных, так и школьных;
3) Исполнение координирующей роли во взаимодействии педагогов, родителей, руководителей кружков и секций в ходе организации досуга.
В качестве методологической базы моего исследования выступали работы педагогов Н.Н. Толстых, А. М. Прихожан в которых рассматривались проблемы реализации воспитательных задач в процессе досуговой деятельности подросткового возраста;
В качестве исследовательской базы мною избран п. Сосновка Карпинского района Свердловской области.
Для решения обозначенных задач мною выбраны следующие методы:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация и обобщение информации).
- эмпирические (анализ документов, анкетирование).
Курсовая работа имеет следующую структуру и содержание:
Введение, где определяется актуальность и значимость выбранной темы исследования, степень ее разработанности в науке, устанавливаются цель и задачи, объект и предмет, формулируется рабочая гипотеза, указывается исследовательская база, определяются методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту;
Глава 1 – «Теоретические аспекты организации досуговой деятельности подростков, где рассматриваются понятия «досуг» его содержание и особенности досугового время провождения современного подростка.
Глава 2 – «Практические аспекты организации свободного времени и досуга подростков в п. Сосновка Карпинского района Свердловской области», - в котором проводился анализ методик, организация исследования, формирование свободного времени подростка.
Заключение, где сделан вывод и даны методические рекомендации по решению задач организации досуга подростков в условиях сельской местности.
Список литературы, насчитывающий 21 наименований;
Приложение на 3листах, содержащие материалы формирующего анализа;
Понятийный аппарат;
Вывод, выносимый на защиту:
В процессе активного досугового времяпровождения происходит укрепление чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
ГЛАВАI
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ.
1.1 СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми [9. с 75]. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие "досуг" включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д. По мнению А. М. Прихожан можно вывести следующие основные физиологические, психологические и социальные аспекты досуговой деятельности:
ü Досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия.
ü Досуг формирует потребность детей в свободе и независимости.
ü Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков.
ü Досуг стимулирует творческую инициативу детей.
ü Досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности.
ü Досуг способствует формированию ценностных ориентации.
ü Досуг формирует позитивную "Я - концепцию".
ü Досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.
ü Досуг способствует самовоспитанию личности.
ü Досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе[16. с 11].
Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободное для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде. [1. с 89]. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить функцию детского досуга – коммуникативную.
В сфере досуга подростки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпровождения происходит упрочение чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение норм поведения в обществе. Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования идеалов и выработке системы ценностных предпочтений. Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяет кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооружённость досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.
Жизнедеятельность современных подростков предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющий преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция. Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию [8. с 176]. Таким образом, дети, которые посещают кружки и секции, умеют распределять своё свободное время, правильно организовать свой досуг, учатся контактировать с людьми и приобретают положительный социальный опыт, что важно для успешной учёбы и их социализации
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Н. Н. Толстых пишет: главное содержание подросткового возраста составляет его переход от - детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.[16.с 14].
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности [10. с 65.]
Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. [5. c 53].
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребёнка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание. По мнению известного подростковеда И.С. Кона "Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с её специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего, это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать "кодекс нравственности", принятый среди подростков, всё это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определённых требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе" [6. с 48].
В Подростковом возрасте больше всего проявляется импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность, значительно расширяется объём деятельности ребёнка, качественно изменяется её характер. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности детей. Возрастает желание заниматься сложными, требующими творческого напряжения видами деятельности, такими как оценка художественных произведений, дисконтирование по поводу прочитанной книги и др. К подростковому возрасту человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью анализировать те или иные явления действительности, способностью понимать их сложную противоречивость. Подростки стремятся понять логику явлений, отказываются чего - либо принимать на веру, требуют систему доказательств. Основной особенностью интеллектуальной деятельности 10-16 летнего подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. При активизации абстрактного мышления подростков наглядные компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Важной особенностью этого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления детей. Внимание подростка характеризуется не только большим объёмом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистический критический характер. Они более трезво оценивают свои возможности. В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию [10. с 73].
"С вступлением ребёнка в новую возрастную фазу – подростковую -существенно изменяется его социальное положение в школе, семье, на улице. Им изучаются новые дисциплины, в семье на него возлагают более сложные и ответственные обязанности, он уже не играет в "эти детские игры с малышами", а стремится прибиться к юношеской "тусовке". То есть, он уже не ребёнок, но ещё и не взрослый". В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдаёт той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др. [5. с 35].
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы с взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребёнка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения с взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых "поучить" его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная причёска, серьги, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей. Значительно изменяются интересы. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов [6 с 92]. Для подростков огромное значение имеет мнение, оценка сверстников и в то же время в подростковой среде существует своеобразный поведенческий устав, приоритет в котором принадлежит проявлению воли. Именно в этой связи подростковый возраст сенситивен для формирования сильной воли, в частности таких черт как целеустремлённость, самостоятельность, выносливость, решительность, смелость, инициативность, выдержка, мужественность.
Подростковый возраст характеризуется как пубертатный период, связанный с глубокой перестройкой эндокринной системы, появлением вторичных половых признаков, а также полового влечения, вызываемого обильным выделением гормонов. Этот период, когда вопрос принадлежности к полу следует подкреплять поведенческими актами отношений между мальчиками и девочками, это наиболее благоприятное время формирования мужественности и женственности" [10. c 80]. По мнению В.А. Сухомлинского "Подростковый возраст отличается от других возрастных групп тем, что чувство взрослости определяет его дальнейшие действия и поступки, влияет на развитие его эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер" [10. c 85].
Таким образом, особенностями подросткового возраста являются: новые отношения с миром взрослых, расширение объёма деятельности, изменение характера, способность к абстрактному мышлению, изменение социального положения, психологическое отдаление от своей семьи и школы.
1.3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ И ДОСУГА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.) [1. с 48].
В силу ряда причин современные российские подростки не в состоянии организовать свой досуг интересно, содержательно и полезно для себя. Эти причины носят как субъективный (например, отношения в семье) так и объективный характер (социально-экономическое положение в стране). Молодое поколение в большинстве своём оказалось без надёжных социальных ориентиров.
На сегодняшний день проблема досуга подростков стоит очень остро. Зачастую детям просто нечем себя занять. Наивно было бы думать, что, построив достаточное количество кафе, дискотек решается подростковые проблемы. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает всё более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей [9. с 106]. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определённые стандарты поведения.
Большое влияние на подростка оказывает телевидение, где с экранов обрушивается на молодёжь заряд огромной разрушительной силы. Телевидение методично, изо дня в день разрушает духовную среду общества, насаждая культ стяжательства, наживы, красивой, богатой радостями и приключениями жизни, полной сексуальной распущенности и насилия. Это прямая психологическая атака на молодое поколение, у которого ещё не выработан иммунитет на такое растлевающее влияние. Именно поэтому общество постепенно начинает привыкать к детской безграмотности, безнадзорности, детям правонарушителям и преступникам. Телевидение же преподносит нам это как нечто неизбежное, обычное. Телевидение оказывает влияние на формирование системы духовных ценностей и поведения. На сегодняшнее время фиксируется всё большее число подростков, которые отрицают даже сам факт возможного послушания взрослым, в том числе родителям и учителям, объясняя это своей большей по сравнению со старшими, информированностью о "современных правилах жизни [12. с 12].
Бесконтрольный просмотр телевидения приводит к:
1. Информационной перегрузке, а как следствие, к переутомлению, вызывая информационный стресс.
2. Криминальным последствиям (через подражание героям экрана)
3. Вызывает наркотизирующий эффект (забирает энергию и силу, необходимую для каких-либо дел) [15. c 13].
Теперь о проблеме содержательности компьютерных игр. Многие из подростков своё "компьютерное время" проводят в форме примитивных игр, не требующих большого умственного напряжения и совершенно не способствующих развитию. По утверждению психологов, компьютерные игры становятся причиной детских страхов и даже неврозов. У детей меняется психика, они становятся агрессивнее. Совершенно очевидно, что компьютерные игры, способные причинить вред детской психике, провоцирующие жестокость, насилие и другие низменные чувства, не должны использоваться в досуговых развлечениях подрастающего поколения [14. с 10].Исходя из выше сказанного уже заметно, что на организацию досуга подростка пагубно влияет телевидение, компьютерные игры и другие средства массовой информации. А это в свою очередь становится опасным для социума.
Проведенный анализ научно - педагогической литературы содержательного наполнения досуга подростков, позволяет выделить виды деятельности, обеспечивающие эффективность работы с детьми в сфере свободного времени, поскольку большинство отечественных и зарубежных ученых напрямую связывают свободное время с деятельностью, определяя его, как время досуга и творческих знаний вне производства (в нашем случае вне учёбы в школе), используемого для самодеятельного удовлетворения потребностей и развития способностей человека [15. с 3].
Опираясь на широкий спектр взглядов отечественных и зарубежных исследователей на содержание досуга и структуру деятельности в нём, на глубокий и длительный анализ существующих в структуре содержания свободного времени видов деятельности, которые имеют своё специфическое и конкретное наполнение, целесообразно выделить следующие виды деятельности:
- Образовательная;
- Культурно - досуговая;
- Трудовая;
- Спортивно - рекреативная;
- Научно - исследовательская;
- Коммуникативная;
- Игровая
Следует отметить, что большинство зарубежных и отечественных учёных в структуре деятельности каждого индивида выделяют 4 основных вида: учёба, труд, игра, общение [13. с 53].
Анализ содержательной занятости свободного времени детей в массовой практике деятельности учреждений дополнительного образования детей показал, что наибольший удельный вес в организации их свободного времени занимает образовательная деятельность. Она определяется как свободная, не регламентированная государственным обязательным обучение деятельность, основанная на личных интересах, добровольности, инициативе и самостоятельности самих детей, обеспечивающая удовлетворение широкого спектра их разнообразных индивидуальных потребностей и интересов, опирающаяся на богатый арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, умений и навыков, достаточных для получения успеха в жизни, позволяющая углубить, дополнить и развивать информацию и знания, полученные в общеобразовательной школе [12. с 79].
Одним из основных видов содержательного наполнения досуга детей является культурно - досуговая деятельность - сфера самовыражения и самореализации личности, её потенциальных желаний и возможностей, что позволяет включать этот вид деятельности в рамки времени, свободного от общественного или иного принуждения [7. с 54].
В культурно - досуговой деятельности подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И её коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение [4 с 73].
Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Ода из таких форм - художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.
К данной форме можно отнести - массовые представления, вечера отдыха, шоу - представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.
Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребёнка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес [3. с 49].
В практике досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно - развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою "сказочность", "таинственность". На первый план выступает познавательная значимость игры.
Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека - клуб. Существуют два вида дискотеки - просветительно - образовательные (дискотека - клуб) и танцевально - развлекательные (дискотека - танцплощадка). Если в первом случае преследуется чёткая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса [4. с 89].
Одним из чрезвычайно важных видов занятости свободного времени детей в современных условиях становится спортивно - оздоровительная деятельность в связи с тем, что состояние их здоровья в России вызывает особую тревогу. Формирование здорового образа жизни, включающего рационально построенный режим учёбы, отдыха, физические упражнения, объединённые в оптимальном режиме, правильное питание, закаливание, проведение гигиенических и психофизических мероприятий должны стать составным элементом деятельности каждого из социальных институтов.
В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально - нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе. Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности. Именно поэтому, роль игровой деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга [2. с 136].
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга молодёжи, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь. Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления[4. с 42]. Подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Именно поэтому основной задачей органов управления и учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения. Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков сельской местности, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню городского населения. В сельской местности и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время.
Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают в каникулярное время, когда свободного времени у детей становится больше. Более пристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованный характер [9. с 165]. Проекты и мероприятия, проводимые в стенах учреждений культуры и направленные на решение данных задач, должны входить составной частью в разрабатываемые и реализуемые на территории муниципальных образований целевые программы по организации отдыха и досуговой занятости детей и подростков в летний период.
Основными формами организации досуга подростков и их культурного обслуживания в летний период могут быть:
· организация работы детских оздоровительных лагерей на базе культурно-досуговых учреждений
· культурное обслуживание городских и загородных детских оздоровительных лагерей, детских площадок (концертные, интеллектуально-познавательные, конкурсные, игровые, развлекательные программы, театрализованные представления, праздники, кинопоказы и пр.)
· проведение культурно-досуговых мероприятий и организация кинопоказа для неорганизованных детей и подростков
· проведение Дней Подростка (с организацией юридических и психологических консультаций, встреч по профориентации и пр.)
· привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества
· организация гастрольной деятельности коллективов самодеятельного народного творчества
· ·проведение творческих смен для участников коллективов самодеятельного народного творчества и одаренных детей ("театральные смены", "фольклорные каникулы" и пр.)
· участие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству подростков ("Ярмарки вакансий")
· организация молодежных акций по благоустройству города (села), учреждений культуры [7. с 36].
Одним из вариантов организации летнего отдыха детей и подростков является организация летних лагерей на базе клубного учреждения. Основой таких лагерей может являться временное детское объединение, которое необходимо превратить во временный детский коллектив. Возможно создание нескольких профильных объединений, которые будут объединять подростков, увлечённых одной идеей. Наиболее эффективными могут быть следующие направления деятельности: поисковая, спортивная, трудовая, милосердная и благотворительная, эстетическая и др. Деятельность такого объединения может быть наиболее эффективной, если оно будет состоять из детей разного возраста. Преимуществами таких объединений являются следующие факторы:
- прямая передача опыта старших младшим, где младшие заимствуют манеру поведения, приобретают умения и навыки в конкретной совместной деятельности;
- возможность для каждого раскрыться как личность вокруг привлекательной идеи, интересного дела;
- удовлетворение возрастных потребностей: у младших - иметь "пример", походить на него; у старших - утвердиться в роли лидера;
- сотрудничество старших и младших значительно обогащает отношение детей в таких объединениях, непременно воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим;
-широкие социальные связи, исключающие опасность замкнутости, отгороженности от других коллективов.
В работе по организации летнего отдыха детей и подростков может быть использован опыт работы летних оздоровительных лагерей и лагерей на базе общеобразовательных школ [9. с 73].
Кроме вышеназванных общих принципиальных подходов к определению стратегии деятельности, роли и места органов управления и учреждений культуры в системе профилактической работы, существуют совершенно конкретные направления деятельности по профилактике правонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры. В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо "нельзя" (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить "можно" - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение [11. с 10].
Самой популярной и востребованной формой организации молодёжного досуга по-прежнему остаётся дискотека. Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет молодёжи реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя молодёжная аудитория с широким кругом ориентации и требований. А известно, что посещение дискотечных вечеров превышает количество посещений других видов клубных мероприятий. Поэтому вопросы организации и совершенствования молодёжного музыкального досуга являются очень актуальными. Это в первую очередь касается дискотек маленьких городов и деревень. Уровень материальной базы на периферии очень не высокий. В этом и есть существенная разница между крупным городом с огромным множеством частных диско-клубов и маленькими городами и посёлками с их дискотеками. Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов. Очевидно, что значительный объём музыкальной информации, влияние теле, аудио, видео программ, изменчивость палитры музыкальных увлечений молодёжи - всё это требует на современном этапе специального изучения, постоянного внимания со стороны организаторов дискотечных программ и постоянного осмысления своего личного опыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают [4. c 49].
Большую роль в свете рассматриваемой проблемы играют библиотеки как учреждения, осуществляющие информационно-просветительскую деятельность по формированию у подрастающего поколения правовой культуры, негативного личностного отношения к совершению противоправных действий. Для библиотек характерна такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера (идейно и сюжетно организованная цепочка устных выступлений, образов, объединённых между собой сценарием и режиссёрским ходом). Специфика тематического вечера: общие интересы аудитории, праздничная ситуация, развлечение, театрализация, игровая ситуация, понятная и близкая тема, понимание глубины содержания и затем активного участия-творчества, использование информационно-логических и эмоционально-образных моментов, строгая композиционная последовательность, связь со знаменательной датой в жизни общества, или отдельного коллектива, человека, документальная основа, местный материал, присутствие реального героя.
Наиболее распространённые жанры тематических вечеров:вечер-митинг, вечер-портрет, вечер-встреча, вечер-ритуал, вечер-репортаж, вечер-рассказ, вечер-интервью, вечер-диалог и т.д. [12. с 18].
Таким образом, наряду со всеми предложенными формами досуговой деятельности у подростка формируется чувство взрослости, и меняются интересы формирование качеств: целеустремлённость, самостоятельность, смелость, инициативность, выдержка и решительность.
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ
Досуг формирует и развивает личность, он основан на добровольности и предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность. Досуговая деятельность подросткового возраста приобретает положительный социальный опыт, построенный на взаимоотношении с социальной средой и обществом, которое формирует мировоззрение, самостоятельность и формирует интересы подростка. Сложившиеся в настоящее время формы культурно - досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.
ГЛАВА II
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В П. СОСНОВКА КАРПИНСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
2.1 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ в п. СОСНОВКА
Население п. Сосновка составляет 973 человек, из них детей и подростков до 18 лет - 118.На территории посёлка находится общеобразовательная школа и центр развития и досуга "РАДУГА". Его посещают (78) подростков. Коллектив центра "РАДУГА" проводит большую работу по эстетическому воспитанию подростков. Регулярно проводятся тематические вечера, на которые приглашаются ребята старших классов из общеобразовательной школы. Вечер вальса, вечер танца, проводятся вечера и концерты, посвящённые творчеству известных композиторов. Так же организованы секции: фитнес-класс; настольный теннис; секция по шахматам; ритмика.
Воспитательная система помогает упорядочить работу по основным направлениям и добиться определённых результатов:
- вовлеченность учащихся в мероприятия центра
- формирование у подростков ценностных ориентаций, соответствующих нормам нашего общества.
Таким образом, мы видим, что в данном поселке всего два социальных института, которые поддерживают досуговую функцию. Что, естественно, не позволяет разносторонне организовать досуг и свободное время для подростков посёлка Сосновка.
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ
Нами был проведён опрос на тему "Досуг подростков". В опросе приняли участие подростки в возрасте от 13 до 15 лет, а именно учащиеся 7-9 классы. Возрастной состав выборки выглядит так: 13 лет - 12 человека, 14 лет - 15 человек, 15 лет - 11 человека. Мы ставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга.
Приложение №1. Насколько Вы удовлетворены проведением досуга в Вашей сельской местности? Исходя из результатов данной диаграммы, мы можем сделать вывод, что большинство подростков довольны, но не совсем проведением досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что сельская местность не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков. В основном с ребятами работает только Центр досуга «Радуга» и школа. Центр досуга «Радуга» предоставляет хоровые, танцевальные и художественные кружки и занятия, а школа спортивные секции. Досуговая деятельность в п. Сосновка осуществляется на художественном уровне, а не на профессиональном. На селе много талантливых подростков, но недостаточно досуговых учреждений, которые бы способствовали реализации способностей, увлечений и интересов подростков.
Приложение № 2. Каким видом деятельности Вы предпочитаете заниматься в свободное время? Большинство подростков в возрасте 13-15 лет, участвовавших в опросе, достаточно не однообразно проводят свое свободное время. Самым предпочитаемым времяпровождением для подростков являются компьютерные игры (50%) ,просмотр ТV (25%), занятие спортом и физкультурой (15%) и общение с близкими, соседями, друзьями (5%). (5%) помощь родителям.
Приложение №3. Являетесь ли Вы членом какого-либо кружка или досугового объединения в своем посёлке? Большая часть из опрошенных (65%) являются членом какого-либо кружка или досугового объединения в посёлке Сосновка.
Приложение №4. Если да, то какой мотив Вашего участия в нем является преобладающим?
Преобладающим мотивом участия является желание получить новый для себя объём информации, знания, умения и навыки. Это можно объяснить тем, что в селе практически не осталось многодетных семей, дети стремятся выйти куда-то, получить дополнительное общение, проявить себя.
Приложение №5. Можете ли сказать про себя, что в рамках своего свободного времени, в условиях сельской местности Вам удается достаточно полно реализовать свои таланты и увлечения, умения, личные навыки и способности? Из результатов диаграммы, можно сказать, что большинство подростков далеко недостаточно могут реализовать свой талант и увлечения, умения, личные навыки и способности в данной сельской местности. Вроде ребята реализовали свои способности, их заметили на уровне посёлка, но когда они достигли определённых результатов, им хочется идти дальше, закреплять и улучшать свои способности и умения, но дальнейшего развития они не могут получить, так нет возможности, например, выехать в город.
Приложение №6. В чем выражается Ваше личное участие в культурно - массовой работе Вашей местности? Из данной диаграммы следует, что личное участие в культурно-массовой работе выражается тем, что подростки участвуют в концертах, проводимых мероприятий в клубе, библиотеке, музее и т.д.
Приложение №7. Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своей деревне? Респондентам был задан вопрос, "Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своем поселке?". 20 % опрошенных просят организовать секции по катанию на коньках и футболу в зимний период, 20% - организовать бесплатные клубы по интересам, 30% -- обучению бальным танцам, театр и т.д.
В качестве оценки полноценности досуга и свободного времени мы использовали два основных критерия. Первый - объём свободного времени (время), отводимого на организацию досуга. И второй критерий - это содержание досуга (формы). Согласно полученным результатам представленных в таблице, средний показатель досугового времени подростков сельской местности составляет 3 часа 45 минут в день.
Содержание досуга определяется интересами подростков. Важное место в структуре досуга подростки уделяют занятиям игре на компьютере 1 час 10 минут, физкультуре и спорту - 1 час, общению с близкими и друзьями -1 час, прогулка - около часа. Особую тревогу вызывает отсутствие интереса к чтению литературы, настольным играм у подростков. Мы считаем, что это связано с тем, что подростки предпочитают свободное время занять игрой на компьютере и Интернет.
Анализируя полученные результаты нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы.
1) Учащиеся имеют четко сформированное мнение по вопросам организации досуга.
2) Досуг подростков не разносторонний, возможностей для реализации способностей, умений недостаточно
3) Проблема посёлка в том, что люди, работающие с детьми и организующие досуг уже предпенсионного возраста, у которых уже нет сил, чтобы ходить с ребятами в походы, проводить секции и занятия.
4) В село не едут молодые специалисты, которые бы активно работали с детьми и организовывали разносторонний досуг.
5) В сельской местности нет квалифицированных специалистов, которые бы организовали досуг.
6) Средний показатель досугового времени подростков сельской местности составляет 3 часа 45 минут в день.
7) Распространенные формы досуга: занятия физкультурой и спортом, игра на компьютере, общение с близкими и друзьями, просмотр телевизора.
8) Не интересны подросткам такие формы досуга как: чтение литературы, слушание музыки, подвижные игры.
Таким образом, подросткам, проживающим в данном посёлке, недостаточно создано условий для раскрытия своих способностей (секции по катанию на коньках и футболу в зимний период, обучение бальным танцам, театр и т.д.), показать себя, заниматься любимым делом. По результатам, которые у нас получились, мы считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично.
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ В п. СОСНОВКА.
На основании проведенных исследований и полученных результатов, мы предлагаем рекомендации по организации досуга и свободного времени подростков в п. Сосновка:
1) включать родителей в совместную с детьми досуговую деятельность, чтобы они были заинтересованы в способностях своих детей и помогли им их реализовать;
2) использовать возможности семьи для организации свободного времени детей, их товарищей по двору, классу, школе (домашних библиотек, аудио - видеоаппаратуры, спортивно-туристского инвентаря, музыкальных инструментов).
3) открывать кружки, клубы, творческие объединения для организации досуга в соответствии с интересами детей;
4) инициатором создания и организации работы с подростками и молодёжными объединениями должен выступать социальный институт села: школа, сельский клуб, музей, сельская администрация, комитет по делам молодёжи, крестьянское хозяйство и т.д.;
5) основу развития молодёжного движения на селе должны составлять традиции, которые являются формой передачи воспитательных ценностей от одного поколения к другому, их необходимо сохранять.
6) развивать современные молодежные объединения, которые должно строиться на внедрении новейших информационных технологий, телекоммуникаций.
7) организовывать в социуме совместную общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность подростков и взрослых;
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ.
Обобщая вышесказанное, досуг - это сфера свободного поведения человека, возможность выбора занятий и в тоже время целенаправленность самого процесса досуга, который охватывает искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д. Досуговая сфера даёт ребёнку возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. В процессе досуга ребёнку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования, можно прийти к следующему выводу, что подростки имеют четко сформированное мнение по вопросам организации своего свободного времени и досуга. Досуг подростков направлен на реализацию возможностей и способностей человека познать, что то новое, заниматься тем, чем хочешь. Проблема п. Сосновка в том, что люди, работающие с детьми и организующие досуг уже пред пенсионного возраста, у которых уже нет сил, чтобы ходить с ребятами в походы, проводить секции и занятия. В сельской местности нет квалифицированных специалистов, которые бы организовали досуг. Средний показатель досугового времени подростков сельской местности, составляет 3 часа 45 минут в день. В сфере досуга дети, подростки, юноши и девушки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе активного досугового времяпровождения происходит укрепление чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Викторов, А. Досуг - дело серьёзное // Воспитание школьников. М: ПОЛИЗДАТ № 2014 - 110с.
2. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьёй. М: Педагогическое общество России, 2013 - 192с.
3. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика. (Пособие для педагогов) - Мн.: Амалфея, 2015 - 448с.
4. Ерошенко, И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 2013-126с.
5. Еремин, В.А. Улица - Подросток - воспитатель. - М.: - Просвещение, 2012-85с.
6. Кон, И.С. Юность как социальная проблема // Молодёжь и общество. М.: Просвещение, 2011-250с.
7. Киселёва, Т.Г., Красильников Ю.Д.: Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 2013.-136с
8. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. - М.: Изд. Центр "Академия", 2013-256с.
9. Махов, Ф.С. Подросток и свободное время. - Л.:- Полиздат, 2013-180с.
10. Немов, Р.С. "Психология" книга 2 -М. издательство "Владос" 2015-240с.
11. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.: ТЦ Сфера, 2012.-480с.
12. Полугаров, В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория-практика. - М, 2014-118с.
13. Соколов, Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. - М.,2012-120с
14. Смирнова, Е.В. Журнал "Клуб", №4 2014-28с.
15. Смирнова, Е.В. Журнал "Клуб" №6, ст. "Досуг XXI". 2014-28с.
16. Толстых, Н. Н., Прихожан А. М., ООО «Издательство Юрайт» 2016 -19с
17. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. - М.: Просвящение, 2010. – 137 с.
18. Халабузарь, П., Методика подросткового воспитания. М., 2010. – 73 с.
19. Шпалинский, В. В. Социальная психология подросткового коллектива / В.В. Шпалинский - Спб.: Питер, 2000. - 325с.
20. Юсов, Б.П. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. научных трудов. - М., 2011. - 18-29 с.
21. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк. М., 2012. – 135 с.
Приложение №1
Анкета
Насколько вы удовлетворены проведением досуга в Вашей сельской местности?
|
Приложение №2
Опрос
Каким видом деятельности Вы предпочитаете заниматься в свободное время? |
1. Компьютерные игры – 50% 2. Просмотр TV – 25% 3. Спорт – 15% 4. Общение с близкими – 5% 5. Помощь родителям -5 % |
Приложение № 3
Опрос
Являетесь ли вы членом какого-либо кружка или досугового объединения? |
1. Да 2. Нет 3. Хочу, но не успел записаться 4. Подумываю над этим 5. Это не моё |
Приложение № 4
Если да, то какой мотив Вашего участия в нём является преобладающим |
Ответ:___________________________ |
Приложение № 5
Приложение №6
Приложение №7
Понятийный аппарат
1. Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми [9. с 75].
2. Досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. [20.c 54].
3. Досуг детей - это свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей.[19.c 15]
4. Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.[18.c 37].
5. Организация - это целевое объединение ресурсов для достижения определенной цели. Термин употребляется преимущественно для обозначения социальной группы, которая распределяет выполнение задач между участниками для достижения определенной коллективной цели..[21.c 45].
6. Подростковый возраст - это переход от - детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними. .[16.c 7].
7. Свободное время - это общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости. [17.c 89].