МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Курсовая работа
Использование легкоатлетических упражнений для развития специальной выносливости старших школьников
Специальность: 034300 Физическая культура
Студентка: Инга Владимировна Башаева
Группа: ФЗКБ 1401
Руководитель: Андрей Николаевич Пиянзин
Тольятти, 2016 г
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Проблема повышения уровня развития скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста |
|
1.1 Характеристика специальной выносливости |
6 |
1.2 Возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста |
15 |
1.3 Методика развития специальной выносливости |
20 |
Глава 2. Экспериментальное изучение использования легкоатлетических упражнений для повышения уровня специальной выносливости у детей старшего школьного возраста |
28 |
2.1 Определение уровня специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста |
28 |
2.2 Внедрение легкоатлетических упражнений в уроки физической культуры для повышения уровня специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста |
30 |
2.3 Сравнительный анализ уровня специальной выносливости детей старшего школьного возраста |
31 |
Заключение |
34 |
Литература |
36 |
Введение
Актуальность. Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека.
Школьные годы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития.
Старший школьный возраст является благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности) [1].
Характерной чертой современного подхода к развитию выносливости является стремление к совершенствованию аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения. Однако динамика развития не определяется каким-то одним признаком и связана с совокупностью действующих факторов.
Актуальность исследования состоит в том, что в современных условиях ребята старшего школьного возраста получают очень большие нагрузки в области развития познавательной сферы, их ведущий вид деятельности связан с развитием профессиональной направленности. Однако их физические возможности развиваются не в полной мере, хотя в общеобразовательных учреждениях физическому воспитанию отводиться немало важная роль, но показатели таких качеств как выносливость, гибкость достаточно низкие.
На сегодня теория физического воспитания располагает немногочисленной информацией о воспитании и формировании данного качества. Таким образом, нам представляется интересным выявление особенностей формирования и развития выносливости у старших школьников.
Объект исследования: уровень развития специальной выносливости учащихся старшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика развития специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: возможно, применение легкоатлетических упражнений позволит повысить уровень развития специальной выносливости старших школьников при условии :
- подбора упражнений в соответствии с возрастными особенностями занимающихся;
- систематичности их использования;
- контроля за качеством их исполнения.
Цель исследования: экспериментально проверить влияние использования легкоатлетических упражнений на уровень развития специальной выносливости старших школьников.
Задачи исследования:
1. Подобрать и изучить литературные источники по выбранной теме.
2. Определить уровень развития специальной выносливости.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования легкоатлетических упражнений для развития специальной выносливости старших школьников.
4. Выполнить сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по развитию специальной выносливости.
5. Сделать выводы и дать заключение.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Анализ документов и материалов.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Метод математической обработки.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности учителя физической культуры, тренера-преподавателя, поскольку использование легкоатлетических упражнений на уроках или учебно-тренировочных занятиях способствует повышению уровня специальной выносливости.
Глава 1. Проблема повышения уровня развития скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста
1.1 Характеристика специальной выносливости
Понятие «выносливость» издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению.
Выносливость как двигательное качество, есть способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.
Выносливость - это способность выполнять работу без изменения её параметров (например, не снижая интенсивности, точности движений и т.д.)
в целом выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после неё. Ещё более раскрытое определение выносливости даёт Озолин Н.Г.. Он считает, что в целом выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после неё.
Исходя из разных точек зрения авторов и прейдя к целостному осмыслению разнообразных научных знаний о выносливости как физической способности, и на основании этого можно заключить, что длительность работы ограничивается в конечном счете наступившим утомлением, то выносливость можно также определить как способность организма преодолевать наступающее утомление.
Утомление - это функциональное состояние организма, возникающее вследствие длительной и напряженной деятельности и характеризующееся временным снижением работоспособности, изменений функций организма и появлением субъективного ощущения усталости [5]. Утомление возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения, переключения внимания и пр., т.е. в повышенной трудности или невозможности продолжить деятельность с прежней эффективностью [6].
Существует четыре типа утомления.
1. Умственное (решение задач по математике, игра в шахматы и т.д.);
2. Сенсорное (утомление деятельности анализаторов. Пример: утомление зрительного анализатора у стрелков и т.д.);
3. Эмоциональное (как следствие эмоциональных переживаний. Эмоциональный компонент утомления всегда имеет место после выступлений на ответственных соревнований, экзаменов, связанных с преодолением страха, и т.д.);
4. Физическое (в результате мышечной деятельности), делящееся на:
а. Локальное (местное) утомление - когда в работе приняло участие менее 1/3 всего объема мышц тела;
б. Региональное утомление - в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 всего объема мышц тела;
в. Общее (глобальное) утомление - при работе свыше 2/3 мышц тела.
Продолжительность выполнения двигательной деятельности до развития полного утомления можно разделить на две фазы.
1. Фаза компенсированного утомления, характеризуется прогрессивно углубляющимся утомлением, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге);
2. Фаза декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить необходимую интенсивность работы. Если продолжить работу в этом состоянии, то через некоторое время наступит «отказ» от ее выполнения;
Соотношение длительности этих двух фаз различно: у людей с сильной нервной системой длиннее вторая фаза, со слабой нервной системой - первая фаза. В целом же выносливость тех и других может быть одинаковой [8]. Из сказанного следует важнейшая роль волевых качеств спортсмена, ибо они, являются результатом его сознательной деятельности. Волевое напряжение, за счет которого сохраняется интенсивность работы, является общим компонентом для всех видов выносливости. И поэтому волевые качества в значительной мере определяют результативность тренировки и успешность участия в соревнованиях, требующем большой, порой предельной выносливости [7].
Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других - позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих - помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.) [9].
Различают общую и специальную выносливость. Первая является частью общей физической подготовленности спортсмена, вторая - частью специальной подготовленности [11]. Рассмотрим более подробно данные понятия.
Общая выносливость -это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению любой работы умеренной интенсивности, вовлекающую в действие глобальное функционирование мышечной системы (при работе участвует свыше 2/3 мышц тела) и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС и др. системам [4]. Во-вторых, это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения. Поэтому её ещё называют аэробной выносливостью [12]. В-третьих, Матвеев Л.П. полагает, что термин «общая выносливость» означает совокупность функциональных свойств организма, которые составляют неспецифическую основу проявлений работоспособности в различных видах деятельности [12]. В-четвёртых, это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические. Например, человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.), так как в них решающим фактором является уровень развития аэробных возможностей организма [9].
Уровень развития и проявления общей выносливости определяется следующими компонентами [5]:
• аэробными возможностями источников энергообеспечения (за счет использования окислительных реакций кислорода);
Аэробные возможности зависят от:
а. аэробной мощности, которая определяется абсолютной и относительной величиной максимального потребления кислорода (МПК);
б. аэробной ёмкости - суммарной величины потребления кислорода на всю работу.
• степенью экономизации техники движений (биомеханическая);
• уровнем развития волевых качеств.
Разные авторы дают свое определение выносливости, но все они сходятся во мнении, что под общей выносливостью понимается способность человека выполнять любую работу на протяжении длительного промежутка времени и без снижения её эффективности выполнения.
По мнению Холодова Ж.К., Кузнецова В.С. считают, что общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности; играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, и к тому же, общая выносливость служит основой для развития специальной выносливости, а это значит, что она необходима каждому спортсмену, как прочный фундамент, база, на которой можно переходить к любому другому виду деятельности более узкой направленности [13].
Специальная выносливость - это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление [14]. Во-вторых, термин «специальная выносливость» означает способность противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма для достижений в избранном виде спорта [14]. В-третьих, Озолин Н.Г. считает, что специальная выносливость - это не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и др. циклические виды спорта) или определённого времени (футбол, теннис, бокс, водное поло и др.) [4]. В-четвёртых, это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности [13].
Специальная выносливость представляет многокомпонентное понятие т.к. уровень её развития зависит от многих факторов и обусловлена особенностями требований, предъявляемых к организму спортсмена при упражнении в избранном виде спорта, и определяется специфической подготовленностью всех органов и систем спортсмена, уровнем его физиологических и психических возможностей применительно к виду двигательной деятельности [9].
Уровень развития и проявления специальной выносливости зависит от целого ряда факторов
1. Общей выносливости;
2. Быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии;
3. Особое значение имеет способность спортсмена продолжать упражнение при усталости благодаря проявлению волевых качеств;
4. Техники владения двигательным действием, связанная с рациональностью, экономичностью техники и тактики, т.е. технико-тактического мастерства.
5. Возможностей нервно-мышечного аппарата;
6. Скоростных возможностей (быстроты и гибкости работающих мышц);
7. Координационных способностей (точности движений);
8. Силовых качеств и развития других двигательных способностей;
Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в чистом виде. При выполнении любого двигательного действия в той или иной мере находят проявление различные формы выносливости. Каждая форма проявления выносливости, в свою очередь, может включать целый ряд видов и разновидностей. Естественно, что выносливость своеобразна в разных видах спорта. В практике её нередко называют выносливостью скоростной, игровой, плавательной, силовой, прыжковой и т.п. Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости [7].
Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ, в течение длительного времени без снижения эффективности действий [13].
Силовая выносливость - это способность длительное время выполнять работу без снижения её эффективности, требующая значительного проявления силы [7]. Во-вторых, это способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определённого времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость [13].
Статическая силовая выносливость - способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Обычно в данном режиме работают лишь отдельные группы мышц. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью - чем больше усилие, тем меньше продолжительность[9].
Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает [8].
Координационная выносливость - это выносливость, которая проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся выполнением продолжительное время многообразием сложных технико-тактических действий (спортивные игры, спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.) [13].
Существуют также игровая, прыжковая, плавательная выносливость и другие виды специальной выносливости, каждый из которых характерен для какого-то трудового, бытового, двигательного действия или спортивного упражнения [4].
Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью [13].
Анатомо-физиологическая характеристика выносливости.
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15--20 с.
Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5--6 мин.
Факторы функциональной и биохимической энономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы [15].
Экономизация имеет две стороны: механическую или (биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже -- то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».
Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость сильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62--0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.
Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской - при работе умеренной мощности.
Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся на развитие выносливости, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей [5].
Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.
Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.
1.2 Возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста
Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет. К этому возрасту относятся и учащиеся средний специальных учебных заведений. Особенности возрастного развитие . Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляется половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши в среднем выше девушки на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13 %, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей и немного короче, а руки и ноги длинее, чем у девушек.
У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется.
В отличие от учащихся подросткового возраста у школьников 16-17 лет развитие мышц не отстает от роста костей и идет равномерно и быстро. В этом возрасте, в особенности у юношей, быстро увеличивается мышечная масса, растет сила мышц.
В старшем школьном возрасте продолжают заметно изменяться физико-химические свойства мышц, совершенствуются их функциональные свойства. Мышечная ткань по своему химическому составу (соотношению белков, жиров, воды и др.), строению, сократительным свойствам приближается к нормам взрослых. Достигают высокого уровня возбудимость и лабильность мышц, их нервная регуляция. Вместе с тем мышцы у старшеклассников эластичнее, чем у взрослых, т. е. обладают свойством в большей степени укорачиваться и удлиняться при сокращении и расслаблении. Все это создает своего рода основу для быстрых, разнообразных по характеру и по амплитуде движений.
У школьников старших классов более отчетливо, чем у подростков, выявляется разница в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. В связи с этим для полноценного формирования двигательного аппарата серьезное значение приобретает симметричное развитие мышц правой и левой сторон туловища и конечностей. Это важно и для достижения высоких результатов в выполнении различных упражнений, в частности и таких, которые имеют одностороннюю направленность,- в прыжках, метаниях и др.[11]
На уроках физической культуры необходимо обеспечить всестороннее развитие мускулатуры путем выполнения разно образных физических упражнений с вовлечением в работу различных мышц групп. Для этого следует широко использовать общеразвивающие упражнения с движением рук, ног, туловища в разные стороны, упражнения с палками, набивными мячами, упражнения на гимнастической стенке и т. д.
В отличие от подросткового возраста у старшеклассников опорно-двигательный аппарат становится более стойким к двигательным напряжениям, статической работе. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц. Вместе с тем опасность вредного влияния на развитие костей и мышц чрезмерных двигательных напряжений и часто повторяемой статической работы до некоторой степени остается. [14]
Для обеспечения правильного развития костно-мышечной системы целесообразно применять посильные, умеренные упражнения и с большим напряжением мышц, направленные на развитие силы, однако такие упражнения должны проводиться в чередовании с более легкими. В этих упражнениях напряжения отдельных мышц должны сочетаться с последующим расслаблением и работой других мышц.
К числу важнейших физических качеств относится быстрота - способность человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени. Основными факторами проявления быстроты является: а) скрытый (латентный) период двигательной реакции; б) скорость одиночного движения; в) частота движений.
При развитии быстроты движений необходимо принимать во внимание ряд закономерностей. Наилучший результат в частоте движений с небольшой амплитудой достигается, как правило, впервые 3 секунды и держится на достаточно высоком уровне до 5-6-й секунды. Поэтому продолжительность упражнений, посредством которых преимущественно развивается быстрота подобных движений, должна ограничиваться этим временем.
При выполнении циклических движений с большой амплитудой (например, бег на скорость) наибольшие величины быстроты, в отличие от разобранного выше случая, достигаются позже. Максимальная скорость бега обнаруживается на 5-6-й секунде с момента старта. К этому времени длина, и частота шагов достигают максимальных величин у каждого бегуна. Но так как сами показатели максимальной скорости и длины шагов от возраста к возрасту становятся более высокими, то за одни и те, же 6 секунд разбега юноши 15-16 лет - почти 40 м. [11,14]
Ловкость определяют, во-первых, как способность быстро и прочно овладеть новыми, сложнокоординационными движениями и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапными изменениями обстановки. [9]
У учащихся старшего школьного возраста раскрываются большие возможности для развития двигательных качеств. У старшеклассников более совершенной становится способность воспринимать пространство и время, они отличаются хорошо развитым чувством равновесия, высокой способностью точно прыгать, сохранять заданный темп и ритм движения. Все это говорит о том, что в этом возрасте имеются все возможности для дальнейшего развития двигательной ловкости.
В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью. Для выработки выносливости можно использовать упражнения большой длительности в равномерном и переменном темпе (например, бег по пересеченной местности, повторный бег на 300-400 м в равномерном и медленном темпе) для этого надо по возможности чаще применять ходьбу в лыжах, бег на коньках, плавание, спортивные игры.
При проведении упражнений на выносливость требуется постепенное и осторожное увеличение их длительности. Большая осторожность необходима при выработке скоростной выносливости (бег на средние дистанции, на 100-200 м), так как возможность сохранять высокий уровень работоспособности у старшеклассников еще не достигает предела взрослых. В этом возрасте во время интенсивного бега у них быстрее падает первоначальная скорость, быстрее проявляются признаки ослабления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.[11,14]
У старшеклассников наиболее резко проявляются индивидуальные особенности в отношении приспособляемости к большим и длительным физическим нагрузкам. Это связано главным образом с тем, что в этот период среди школьников отмечается значительно большее число юношей и девушек, имеющих различные уровни физического развития, функциональные возможности и физическую подготовленность. При выборе упражнений, методики развитий двигательных качеств возникает необходимость строго учитывать эти особенности.
Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Достигая значительно большей подвижности в суставах, чем это требуется для избранного упражнения, и, создавая как бы запас подвижности в суставах, ученик приобретает возможность выполнять движения с большой быстротой и силой.
В обычных условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности. Во время занятий легкой атлетикой, гимнастикой плаванием, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, используется лишь 80-95% анатомической подвижности.
Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма. [4,11]
Для постановки конкретных задач в физическом воспитании и определении степени нагрузки необходимо точно знать возрастные особенности развития организма учащихся.
1.3 Методика развития специальной выносливости
Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции.
В данной работе речь идет о специальной выносливости в беге на средние дистанции. Специальная выносливость— это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.
Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их — значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7—8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.
Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:
1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10—15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.
2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15—30 с, интенсивность 90—100% от максимально доступной.
3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30—60 с, интенсивность 85—90% от максимально доступной.
4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1—5 мин, интенсивность 85—90% от максимально доступной.
При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (В. М. Зациорский, 1966): 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.
Интенсивность упражнения характеризуется в циклических упражнениях скоростью движения, а в ациклических — количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают необходимое для организма количество кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.
При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.
Интенсивность упражнения выше критической получила название надкритической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.
Продолжительность упражнения имеет обратную относительно интенсивности его выполнения зависимость. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20—25 с до 4— 5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения.
Число повторений упражнений определяет степень воздействия их на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородньх механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо их интенсивность резко снижается.
Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и в особенности характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.
Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным.
При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.
1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.
2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние более или менее значительного недовосстановления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов.
3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.
Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятельностью.
При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.
Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод.
Для развития специальной выносливости применяются: 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игровой методы.
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1—3 мин (иногда по 15—30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение "упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6—10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.
В занятиях с тренированными людьми используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении спуртов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Работу постепенно доводят до 120 мин, если в этом есть необходимость. Переменная непрерывная работа предъявляет более повышенные требования к сердечно-сосудистой системе, нежели равномерная. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.
Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.
Если интенсивность работы выше критической (75—85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, то повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Длительность повторной работы 1—1,5 мин, характер отдыха — активный. Число повторений определяется возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (3—5 повторений). Метод повторно-интервального упражнения используется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение свыше 2—3 месяцев не рекомендуется
Глава 2. Экспериментальное изучение использования легкоатлетических упражнений для повышения уровня специальной выносливости у детей старшего школьного возраста |
2.1 Определение уровня специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста |
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 21 в период практики пробных уроков и преддипломной. Для проведения исследовательской работы были взяты 2 группы учащихся по 15 человек: контрольная группа 9 «А» класса и экспериментальная группа 9 «Б» класса.
Первым этапом исследовательской деятельности стало проведение констатирующего эксперимента, направленного на определение уровня специальной выносливости старших школьников.
Для его проведения были подобраны следующие тесты:
Тест №1. 6-и минутный бег (мин.)
Тестирование проводится на беговой дорожке. Испытуемый должен пробежать как можно больше метров за 6 минут. Результат определяется с помощью секундомера. Бег выполняется по замкнутому кругу стандартной беговой дорожки.
Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П. Богданову)
Классы |
По пробегаемой дистанции, м |
По времени бега, с |
||||||
Мальчики |
Девочки |
Дистанция, м* |
||||||
Удовлетворительно |
Хорошо |
Отлично |
Удовлетворительно |
Хорошо |
Отлично |
Мальчики |
Девочки |
|
I |
830 |
930 |
1030 |
800 |
890 |
980 |
900 |
900 |
II |
1000 |
1100 |
1290 |
850 |
950 |
1050 |
1100 |
950 |
III |
1070 |
1160 |
1250 |
970 |
1070 |
1160 |
1150 |
1050 |
IV |
1070 |
1200 |
1320 |
900 |
1040 |
1170 |
1200 |
1050 |
V |
960 |
1100 |
1230 |
920 |
1020 |
1120 |
1100 |
1050 |
VI |
1090 |
1200 |
1310 |
1000 |
1110 |
1200 |
1200 |
1100 |
VII |
1170 |
1290 |
1400 |
980 |
1080 |
1180 |
1300 |
1100 |
VIII |
1150 |
1260 |
1370 |
910 |
1010 |
1120 |
1300 |
1100 |
IX |
1330 |
1430 |
1530 |
960 |
1050 |
1140 |
1400 |
1050 |
X |
1330 |
1430 |
1530 |
1120 |
1180 |
1240 |
1450 |
1150 |
Тест №2. Прыжки на скакалке (кол-во раз).
Испытуемый выполняет прыжки на скакалке в течение 1 мин. Секундомер выключается после того, как подан сигнал для выполнения задания. Фиксируется количество повторений.
Тест №3. «лечь-сесть»(кол-во раз)
Для определения силовой выносливости мышц живота используют тест «лечь-сесть». Критериями оценки служит количество повторений поднимания туловища из положения лежа на спине в сед за одну минуту. Тест начинается из И.п. лежа на спине.
Тест №4. «Удержание ног в висе»(сек.)
Для определения статической выносливости мышц живота используют тест «Удержание ног в висе». Критериями оценки служит время, за которое испытуемый удерживает ноги в висе углом (90 градусов) на гимнастической стенке. Тест начинается из И.п. виса углом, выполняется до утомления.
Тест №5. «Удержание ног и туловища из положения лежа на животе»(сек.)
Данный тест используется для определения статической выносливости мышц спины. Критериями оценки служит время, за которое испытуемый удерживает ноги и туловище. Тест начинается из И.п. лежа на животе, выполняется до утомления.
Таблица 1.
Предварительное тестирование уровня
развития специальной выносливости старших школьников
№ п/п |
Тест |
Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз) |
"Лечь-сесть" (раз) |
6-минутный бег (м) |
Удержание ног в висе (сек.) |
Удержание ног и туловища из положения лежа на животе (сек.) |
1 |
КГ 9 «А»- девочки |
156 |
22 |
980 |
11 |
32 |
2 |
КГ 9 «А»-мальчики |
141 |
26 |
1420 |
26 |
48 |
3 |
ЭГ 9 «Б» -девочки |
150 |
21 |
1000 |
13 |
38 |
4 |
ЭГ 9 «Б» -мальчики |
146 |
27 |
1400 |
27 |
47 |
Предварительное тестирование показало, что особых расхождений в уровне развития специальной выносливости у учащихся обоих классов не показало, уровень примерно одинаков.
2.2 Внедрение легкоатлетических упражнений в уроки физической культуры для повышения уровня специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста
Вторым этапом исследовательской деятельности стало проведение формирующего эксперимента. Он заключался во введении в уроки физической культуры специально разработанного нами комплекса упражнений с целью повышения уровня специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста.
Контрольная группа 9 «А» класса занималась по обычной программе, которая предусмотрена календарно – тематическим планом учителя физической культуры. В основную часть уроков физической культуры у экспериментальной группы 9 «Б» класса были введены специально разработанные комплексы упражнений для повышения уровня специально выносливости.
Экспериментальный комплекс упражнений для развития специальной выносливости
1. Понедельник
Разминка 1 км.
5 раз по 80 метров; 5 раз по 60 метров; 5 раз по 40 метров.
Заминка 1 км.
2. Среда
Разминка 2 км
6 раз по 120 метров, 6 раз по 6 0 метров.
Заминка 1 км.
3. Пятница
Разминка 1 км.
100 м, 200 м, 600 м, 200 м, 100 м.
Заминка 1 км.
2.3 Сравнительный анализ уровня специальной выносливости детей старшего школьного возраста
Третьим этапом исследовательской деятельности стал контрольный эксперимент. В тестировании по описанным выше тестам приняли участие все учащиеся контрольной и экспериментальной групп. Полученные результаты были математически обработаны до среднего результата и занесены в таблицу 2.
Таблица 2.
Повторное тестирование уровня специальной выносливости старших школьников
№ п/п |
Тест |
Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз) |
"Лечь-сесть" (раз) |
6-минутный бег (м) |
Удержание ног в висе (сек.) |
Удержание ног и туловища из положения лежа на животе (сек.) |
1 |
КГ 9 «А»- девочки |
158 |
22 |
1000 |
11 |
33 |
2 |
КГ 9 «А»-мальчики |
146 |
27 |
1430 |
26 |
49 |
3 |
ЭГ 9 «Б» -девочки |
168 |
26 |
1100 |
18 |
45 |
4 |
ЭГ 9 «Б» -мальчики |
160 |
30 |
1480 |
36 |
58 |
Для полного представления о достигнутых результатах в ходе экспериментальной работы был выполнен сравнительный анализ.Динамику изменения уровня специально выносливости контрольной и экспериментальной групп можно рассмотреть в таблице 3.
Таблица 3.
Динамика изменения уровня специальной выносливости
у учащихся 9 классов.
№ п/п |
Группа |
Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз) |
"Лечь-сесть" (раз) |
6-минутный бег (м) |
Удержание ног в висе (сек.) |
Удержание ног и туловища из положения лежа на животе (сек.) |
Девочки |
||||||
1 |
КГ 9 «А»- девочки |
+2 |
0 |
+20 |
0 |
+1 |
2 |
ЭГ 9 «Б» -девочки |
+18 |
+5 |
+100 |
+5 |
+7 |
Мальчики |
||||||
3 |
КГ 9 «А»-мальчики |
+5 |
+1 |
+10 |
0 |
+1 |
4 |
ЭГ 9 «Б» -мальчики |
+14 |
+3 |
+80 |
+9 |
+11 |
По результатам проведенных тестов можно увидеть, что в контрольных группах девочек и мальчиков результаты или остались прежними в таких тестах как "Лечь-сесть", "Удержание ног в висе", или увеличились незначительно. В экспериментальных группах как у мальчиков, так и у девочек изменения более значительные: что говорит о положительном эффекте использования специально разработанного нами комплекса упражнений для повышения уровня специальной выносливости учащихся старшего школьного возраста.
Для более наглядного представления о достигнутых результатах были составлены графики.
График № 1
Девочки
График № 2
Мальчики
Заключение
Изучив литературу по выбранной теме, мы пришли к следующим выводам:
- Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека.
- Школьные годы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития.
- Старший школьный возраст является благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности) [1].
В современных условиях ребята старшего школьного возраста получают очень большие нагрузки в области развития познавательной сферы, их ведущий вид деятельности связан с развитием профессиональной направленности. Однако их физические возможности развиваются не в полной мере, хотя в общеобразовательных учреждениях физическому воспитанию отводиться немало важная роль, но показатели таких качеств как специальная выносливость, гибкость достаточно низкие.
- Характерной чертой современного подхода к развитию выносливости является стремление к совершенствованию аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения. Однако динамика развития не определяется каким-то одним признаком и связана с совокупностью действующих факторов.
- Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
- В методику развития специальной выносливости входят специально подготовительные упражнения, которые максимально приближенны к соревновательным упражнениям по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, а также специфические соревновательные упражнения и обще подготовительные средства, методы – равномерный метод, переменный, повторный, интервальный, метод круговой тренировки, игровой и соревновательный.
Таким образом, специальная выносливость – сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов.
- При систематическом применении разработанного нами комплекса упражнений действительно повышается уровень специальной выносливости, что доказало выдвинутую гипотезу.
Литература
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Просвещение, 1990.
2. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта– М.: Академия, 2004.
3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина – М.: Владос, 1998.
4. Евсеев, Ю.И. Физическая культура - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
5. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» – М.: Академия, 2004.
6. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте – М.: Академия, 2005.
7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена – М.: Физкультура и спорт, 1970. .
8. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004.
9. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности Б.Х. Ланда. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006.
10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры Л.П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003.
11. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, 2004.
12. Погодаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры – 2-е изд.,– М.: Физкультура и спорт, 2000.
13. Решетников, Н.В. Физическая культура Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.
14. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2002.
15. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001.
16. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта вузов Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000.
17. Тудор О. Бомпа. Подготовка юных чемпионов. Программы и тесты. Москва, АСТРЕЛЬ 2003 г., 259 стр.
18. Хоменкова Л.С. Учебник тренера по лёгкой атлетике. М.,Физкультура и спорт, 1974 г.
19. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 197 с.
20. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. - М., Физкультура и спорт, 1994. - 253 с.
21. Пензулаева Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей. - М.: ПРОМО, 1984. - 327 с.
22. Яковлев Е.Н. Выносливость и определяющие факторы в спорте. - М., 2005. - 354 с.
23. Абдулова А.М., Орлова Р.В., Теннова В.П., Шенкмана С.Б., Болотников П.Г. Книга легкоатлета. - М.: “Физкультура и спорт”, 1999. - 212 с.
24. Макаров А. Бег на средние и длинные дистанции. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 247 с.