Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Кафедра философии
Направление подготовки
39.03.03. «Организация работы с молодежью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Государственная молодежная политика
в Российской Федерации. Часть 2»
Тема « Обзор подходов к оценке государственной молодежной политики в Российской Федерации»
Студент Анисимов Виталий Игоревич,
3 курс, «Организация работы с молодежью»
Научный руководитель ______________________
__________________________________________
Курсовая работа защищена: _________________с оценкой _______________.
(дата)
Члены комиссии: ___________ / __________/
подпись
___________ / __________/
подпись
___________ / __________/
подпись
Пермь, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ |
6 |
1.1 История становления и развития государственной молодежной политики в России |
6 |
1.2 Цели, задачи и приоритетные направления государственной молодежной политики в РФ в настоящее время |
12 |
ГЛАВА II. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ |
21 |
2.1 Подходы к определению и оценке эффективности реализации государственной молодежной политики в РФ |
21 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
30 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
В современной России государственная молодежная политика признана приоритетным направлением деятельности государства. В конце ХХ - начале ХХI в. был накоплен собственный исторический опыт поддержки молодых граждан, создана модель ювенальной политики, апробирован механизм ее формирования и реализации. Своеобразие процесса формирования и развития государственной молодежной политики в Российской Федерации заключается в том, что властным институтам нужно учитывать особенности трансформационного периода, достижения советской и мировой истории, потребности молодых граждан, общества и государства.
Физическое и духовное сохранение, воспроизводство и развитие нации в значительной степени зависит от эффективности государственной молодежной политики как специфической деятельности государства, направленной на социальное становление и развитие молодых граждан.
Эффективность является ключевым фактором в любой сфере человеческой деятельности, она оправдывает или отрицает целесообразность данного вида деятельности.
Научный подход к изучению эффективности молодежной политики требует определения, с помощью каких аспектов и критериев подходить к ее измерению. Анализировать и оценивать систему государственной молодежной политики можно исходя из четырех составляющих эффективности:
- Экономической, предусматривающей превышение результатов над затратами в стоимостном выражении и определяется их соотношением;
- Технической (или результативной), которая связывается с соотношением поставленных целей и фактическим уровнем их достижения;
- Социальной, которая определяется достижением социальной, общественной пользы;
- Педагогической, от которой зависит организация и результаты подготовки и повышения квалификации кадров молодежной политики.
Но и эти критерии используются малоэффективно и бессистемно. Вместе с тем оценка эффективности государственной молодежной политики - одна из сложных и нерешенных до конца проблем, что и обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования - исторический процесс становления и развития системы государственной молодежной политики в современной России.
Предмет исследования - эффективность государственной молодежной политики в России.
Цель исследования изучение содержания основных подходов к определению эффективности государственной молодежной политики в России.
Для реализации поставленной цели исследования нами были сформулированы следующие исследовательские задачи:
· Рассмотреть историю становления и развития государственной молодежной политики в России в XX – XXI в.в. для выявления основных формы поддержки молодых граждан со стороны государства и определения их эффективность.
· Рассмотреть предлагаемы подходы к оценке эффективности государственной молодежной политики следующих авторов А.А. Зеленина, В.А. Лукова, С.В. Устинкина и А.В. Рудакова.
Методология исследования представляет собой совокупность теоретико-методологических принципов, научных подходов и методов. Основополагающее значение имеют принципы объективности и историзма, которые позволили раскрыть основные составляющие процесса формирования и развития государственной молодежной политики, под которой понимается системная деятельность государства в законодательной, исполнительной и судебной сферах, имеет целью создание социально-экономических, политических, организационных и правовых условий и гарантий социального становления и развития молодежи.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
1.1 История становления и развития государственной молодежной политики в России
Молодежная политика - это термин рассматривающийся в науке в двух основных ракурсах. С одной стороны, молодежная политика это деятельность государства, общественных объединений, политических партий и других субъектов социальных отношений, направленная на социализацию и социальное развитие молодого поколения. С другой стороны, молодежная политика – это система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политики в отношении молодежи, цель которых – получить поддержку собственного политического курса со стороны молодых людей. Например, политические партии и общественные организации ограничены правовыми возможностями, но могут влиять на сознание молодых людей через ценностные представления и представления об идеалах. Государство, напротив, опирается на систему права, но имеет меньше возможностей влиять через систему ценностей и идеалов.
Государственная молодежная политика (ГМП) – это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.1 Молодежная политика может существенно различаться по концепции и методам в зависимости от социальных, политических, исторических условий. Но тем не менее для государственной молодежной политики характерны некоторые черты.
1) Маркина Н.Л, канд. полит. наук, Твирова Ю.А., канд. полит. наук, Государственная молодежная политика: мировой и отечественный опыт. стр. 150
Во-первых, ГМП- достаточно позднее явление общественно-политической деятельности. Во-вторых, государственная молодежная политика сопряжена с экономическими затратами, поэтому в некоторых ситуациях государство либо отказывается от решения специфических проблем молодежи, либо уклоняются от их решения, «отдавая» проблемы на решение общества или самой молодежи. В-третьих, к молодежи и решению ее проблем государство, зачастую, обращается только в эпоху перемен. Раскроем более подробно данные тезисы.
Собственно государственная молодежная политика в России как явление зародилось в XX столетии 1, чему было три причины. Первая, т.к молодость и молодежь представляют собой довольно «поздний» продукт социального развития, то данный общественно-политический феномен не мог сформироваться ранее. Только с началом становления индустриального общества (XVII-XVII столетия) о молодости стали говорить как о промежуточной стадии в жизни человека. Связано это было с удлинением срока профессиональной подготовки и выходом ее за пределы семьи, по причине потребности производственных институтов. Вторая причина в том, что молодежь как субъект социально-политической жизни общества стала выделяться государством в свете революционных событий начала ХХ в. тогда еще царской России. Внимание государства к молодежи в то время объяснялось боязнью роста революционных настроений в молодежной среде среди крестьян, солдат, молодых рабочих. Данное обстоятельство заставило государство обратить внимание на молодежь и задуматься о мерах по недопущению роста «бунтарских настроений» в этой среде.
1) Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. С. 149.
В 1910 г в России были созданы первые суды для несовершеннолетних, а в законодательстве появились отдельные положения, направленные на защиту прав молодежи.
Особое значение для становления государственной молодежной политики имела речь В.И. Ленина на III съезде РКСМ 2 октября 1920г.
Во-первых, речь стимулировала возрастание роли комсомола в части представления интересов молодежи, а во-вторых, положила начало научным исследованиям (в рамках педологии) соответствующей проблематики, финансируемых за счет государства. Во второй половине 1930-х годов педологические исследования были прекращены в силу политических причин, а обсуждение молодежной проблематики в науке заторможено.
Новый виток интереса государства и научного сообщества к проблемам молодежи фиксируется, начиная с 1960-х годов.1 Этот интерес был стимулирован рядом изменений социальных условий в послевоенный период. Восстановление хозяйства и бурное развитие промышленности вызывало на государственном уровне потребность в квалифицированных кадрах. Развивалась система массового образования, очень высока была роль комсомола в жизни молодежи.
Но тем не менее, и в 1960-е, и в 1970-1980-х гг. политика государства в отношении молодежи в Советском Союзе не являлась элементом обсуждения ни в научном сообществе, ни в управленческой практике. О государственной молодежной политике писалось лишь в связи с зарубежным опытом и обычно в критическом или, по крайней мере, в скептическом тоне. В СССР считалось, что проблемы у отдельных молодых людей могут быть, но у молодежи в целом их быть не может т.к
1)Луков В.А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/gumtech/projection/articles/2007/Lukov/ ( 12.05.2016)
эти проблемы следовало бы признать социальными, порожденными советским государством и социалистическим обществом.
В 1985 г. СССР присоединился к празднованию всемирного года молодежи и мероприятиям ООН, на фоне этого о политике государства в отношении молодежи вновь заговорили в СССР. Впервые вопрос о необходимости выработки «новой и более сильной государственной молодежной политики» был озвучен в программном докладе И.М. Ильинского на научной секции НИЦ ВКШ (Научно-исследовательский центр Высшей комсомольской школы) при ЦК ВЛКСМ в октябре 1986 г. А в 1987 г. на основании этого доклада И. М. Ильинский опубликовал свою статью «Развитие социализма и молодежь»1. Результатом острой полемики стала разработка основ государственной молодежной политики. Под руководством И.М.Ильинского был создан своего рода «кодекс» правовых, экономических, социальных и организационных обязанностей государства по поддержке молодых людей. В 1991 г был принят Закон СССР «Об общих началах государственной политики в СССР».
Усиление социально-политической напряженности в 1990-х годах привело к тому, что государство отстранилось от молодежных проблем. Тем не менее, в 1992 после акции «Хотим быть услышаны» Президент проводит встречу с представителями молодежных и детских объединений. По итогу встречи издается указ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»1, где впервые в постсоветской России получили законодательное закрепление конкретные правовые и организационные условия и гарантии социального становления и максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах общества.
1)И. М. Ильинский «Развитие социализма и молодежь» 1987 г.
Режим доступа: http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/probmolpol.php (12.05.2016)
2) Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики"
В 1993 году законодательство в сфере молодежной политике пополнилось документом об «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»1 В документе были зафиксированы основные положения ГМП, ее принципы, цели и обязанности государства в выделении средств из бюджетов всех уровней на финансирование перечня мероприятий. Постановление разрабатывалось с учетом передового опыта зарубежных стран и в соответствии с нормами международного права. Однако после качественных преобразований политического строя России, перехода к рыночным отношениям и принятием в 1993 г. новой Конституции РФ интерес к молодежи постепенно снижался. Эта тенденция прослеживалась на протяжении 1990-х и 2000-х г.
В 1998 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», но уже 22 ноября 1999 года Президентом РФ на него было наложено вето на основании несоответствия Конституции.
По причине отсутствия федерального закона о молодежи основным механизмом реализации государственной молодежной политики стали федеральные целевые программы «Молодежь России» 1994-1997, 1998-2000, 2001-2005 они носили статус Президентских. Финансирование этих программ было недостаточным и нестабильным. На реализацию федеральной программы «Молодежь России 2001-2005» было выделено 66,9 млн. рублей, что примерно по 2 р. на молодого человека. С 2006 финансирование этой программы было прекращено.
1) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Продолжая ход исторического процесса становления молодежной политики в России, в 2006 году Правительство утверждает «Стратегию государственной молодежной политики до 2016 г.»1 Стратегия определяла совокупность направлений деятельности государства по отношению к молодежи включая задачи, связанные с участием самой молодежи в реализации приоритетных направлений. 2009 г. Президентом РФ был объявлен годом молодежи в России. 17 июля 2009 г. основные направления молодежной политики были озвучены в докладе рабочей группы. Опираясь на международный опыт реализации молодежной политики, впервые система целей была выстроена иерархически. Активное участие в подготовке доклада приняли молодежные общественные объединения. Результатом работы стал сформированный перечень поручений президента В.В. Путина, в который вошли разработка и принятие федеральной целевой программы «Молодежь России на 2011-2015гг.», предусматривающая развитие молодежи как носителя инновационного потенциала, а также принятие федерального закона об основах молодежной политики в РФ. Но экономический кризис и напряжение социальной ситуации в стране вновь отодвинули проблематику молодежи на второй план.
На сегодняшний день государственная молодежная политика в России приобрела институциональный характер, а ее цели и задачи описаны в «Стратегии развития молодёжи на период до 2025 года», «Основах государственной молодёжной политики до 2025 года» и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.».
1)УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р «С т р а т е г и я Государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года»
1.2. Цели, задачи и приоритетные направления государственной молодежной политики в России
В рамках общих подходов перед государственной молодежной политикой в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (далее - Концепция) были поставлены следующие цели и задачи, определены приоритетные направления развития молодежи и молодежной политики в России.
«Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. Практика последних десятилетий убедительно показывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями. Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет решения следующих задач.
Первая задача - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи. Решение данной задачи будет достигаться за счет:
• развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодежи в других странах и др.);
• модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширения их сети, модернизации системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью;
• оказания информационно-консалтинговой помощи молодежи, разработки специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, при осуществлении поиска, применения и распространения актуальной информации, обеспечения доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;
• развития эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования нормативно- правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов;
• поддержки межрегионального и международного взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес-конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены), участия в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры;
• реализации программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.
Вторая задача - формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи. Данная система включает в себя:
• обеспечение многократного увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), расширение перечня конкурсов и совершенствование методик отбора;
• создание и развитие системы "социальных лифтов" (поддержки и сопровождения) лауреатов премий и талантливой молодежи из малых городов и сельской местности, адресная государственная поддержка учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;
• развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;
• повышение общественного статуса лауреатов премий и их наставников, активная пропаганда и популяризация достижений талантливой молодежи в России и в мире, организация стажировок в лучших отечественных и зарубежных вузах, образовательных и научных центрах мира;
• распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления;
• вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.
Третья задача - гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Задачу позволит решить:
• развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;
• развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;
• популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;
• поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;
• стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников»1.
1)УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
Таким образом, были заявлены основные долгосрочные цели и задачи для молодежной политики, направленные на обозначение молодежи как субъекта инновационного развития страны. Большое внимание в Концепции уделяется самореализации молодежи, развитию волонтёрства, гражданскому и патриотическому воспитанию, поддержке талантливой молодежи. Также фиксируются основные направления государственной молодежной политики, имеющие стратегическое значение.
Не менее важные направления развития молодежной политики отражены в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года.(далее -Стратегия).
В Стратегии были отражены направления молодежной политики, которые будут поддерживаться государством:
«Важнейшим направлением инновационного развития является стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе научно-технического творчества школьников и студентов. Для этого будет расширена предоставляемая на конкурсной основе поддержка организаций дополнительного образования детей и молодежи, реализующих инновационные образовательные программы высокого уровня в области научно-технического творчества молодежи...
Будет поддержано развитие системы научных олимпиад. Предполагается создание системы конкурсной поддержки преподавателей и тьюторов, ведущих подготовку победителей международных и национальных олимпиад, конкурсов молодых изобретателей и конструкторов.
Также предполагается расширение конкурсной поддержки мероприятий, проводимых на базе научно-исследовательских и федеральных университетов, стимулирующих исследовательскую деятельность школьников и студентов (летних научных лагерей и экспедиций, конкурсов, конференций молодых ученых, стипендий для участия в академических обменах и стажировках, грантов для реализации индивидуальных исследовательских проектов).
Необходимо реализовать программу предоставления ежегодно на конкурсной основе нескольким сотням лучших выпускников школ, в том числе победителям международных и российских олимпиад школьников, средств из федерального бюджета на обучение в ведущих зарубежных университетах по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий Российской Федерации. С получателями грантов будут заключаться договоры о последующем продолжении их научной и педагогической карьеры в ведущих российских университетах и российских исследовательских центрах.
Предусматривается создание механизмов предоставления на конкурсной основе поддержки программам, реализуемым благотворительными организациями и направленным на поддержку одаренных детей, научного и технического творчества студентов и школьников. Будут разработаны механизмы, обеспечивающие предоставление на конкурсной основе лучшим студентам ведущих вузов, обучающимся по направлениям и специальностям в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации, специальных стипендий.
Будет расширен масштаб программ, направленных на стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов».1 Прослеживается схожесть подходов к молодежной политике в Концепции и Стратегии, связано это с тем, что молодежь должна стать ведущей силой, обеспечивающей переход экономики России на инновационный путь развития.
1) УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «С Т Р А Т Е Г И Я инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
Поставленная государством цель предъявляет особые требования к молодежи, ее образованию, мировоззрению, отношению к труду, умению работать в команде и лидерским качествам, к предпринимательским способностям молодежи, умению самостоятельно выстраивать образовательные и карьерные траектории, работать в высококонкурентной среде. Весь потенциал молодежи должен быть эффективно использован для достижения данной цели.
Для перехода на инновационный путь развития государство одним из приоритетов выделяет поддержку талантливой молодежи, главной задачей которой является, создание условий для творчества и творческой самореализации молодежи.
Основными механизмами реализации Стратегии инновационного развития должны стать госпрограммы «Развитие образования» и «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики».
Третьим документом, в котором определены цели и приоритеты государственной молодежной политики, являются Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. (далее – Основы).
«Целями государственной молодежной политики являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны».1
1)УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «О С Н О В Ы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
Также авторы называют ключевой задачей Основ – воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, с развитым мировоззрением, профессиональными знаниями и компетенциями, демонстрирующих высокую культуру, способную самостоятельно принимать решения и нести ответственность, в интересах благосостояния страны, народа и своей семьи.
На каждом этапе развития общества молодежь выполняет интеграционные функции, объединяя и развивая опыт предыдущих поколений, способствуя социальному прогрессу. Важной функцией молодежи является трансформация из прошлого в будущее культурного и исторического наследия всего человечества в условиях естественного развития социальной системы.
Из истории развития молодежной политики в России мы можем наблюдать, что происходят изменения в отношении государства к молодежи. На данный момент основной целью реализации государственной молодежной политики в России должно быть создание условий для самореализации каждого молодого человека и развитие инициатив молодежи на принципах открытости, системности и комплексности, особенно, что касается углубления социальной политики и повышения качества жизни. Современное состояние российского общества отражает объективную необходимость рассматривать молодежь как неотъемлемую часть социальной системы, выполняющую особую роль в процессе развития человечества.
Сама же молодежь должна является субъектом молодежной политики и должна действовать в интересах общества и государства, раскрывая свой инновационный потенциал развития. Главную идею реализации государственной молодежной политики можно сформулировать следующим образом: каждый молодой человек должен иметь равные условия для успешного жизненного старта - получить качественное образование, получить первое рабочее место, иметь возможность обеспечить себя собственным жильем и заниматься самосовершенствованием на протяжении всей жизни.
Подводя итог рассмотрению вопроса в главе, следует отметить, что задачи молодежной политики охватывают практически все социально значимые стороны молодежной среды и создает предпосылки для эффективного управления молодежными процессами. Однако основной задачей для государства является не создание хорошей программы, а ее успешная реализация на практике. Не смотря на определенные успехи, положение в сфере молодежной политики не в полной мере отвечает масштабам задач, стоящих в XXI в. перед государством и обществом. В свете проводящейся модернизации страны требуются новые подходы, способные создать правовые, экономические и организационные условия и гарантии для интеграции молодежи в общество, ее самореализации, развития молодежных и детских объединений, движений и инициатив, вовлечения молодого поколения в созидательные процессы.
Это обусловливает важность реализации эффективной государственной молодежной политики, максимально отвечать потребностям молодого человека и одновременно государства. Такая политика должна отражать позицию государства в отношении этой группы населения, ее взгляд в будущее и адекватность политического курса, создавать необходимые условия, гарантии для социального становления и развития молодого поколения. Т.к. отношение молодежи к государственной молодежной политики отражает эффективность ее реализации в стране.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
2.1 Подходы к оценке эффективности реализации государственной молодежной политики
Вопросы
эффективности реализации молодежной политики на сегодняшний день являются
наиболее проблемными и дискуссионными и приобретают особую актуальность в свете
обсуждения широкого спектра всевозможных аспектов на всех этапах ее выработки и
реализации. Особенно при обсуждении вопросов ее основных целевых установок и
задач и конкретных показателей, свидетельствующих о их достижении. Эффективность
молодежной политики можно рассматривать в соотношении с ее целевыми установками
и конкретными направлениями. Однако в данном случае мы имеем дело скорее с
несколько упрощенным взглядом на структуру общего понятия эффективности
молодежной политики, исключающего результирующую и ресурсную его
составляющие.
Структуру общего понятия эффективности государственной молодежной политики
можно определить как соотношение между целью, результатом и средствами, при
помощи которых достигается цель конкретных направлений молодежной политики.
Тогда под эффективностью государственной молодежной политики будет пониматься
ее результативность как система конкретных, измеримых, качественно и/или
количественно определенных показателей, являющихся продуктом целенаправленного
и планомерного осуществления определенной системы мероприятий.
Также эффективность государственной молодежной политики можно рассматривать как продукт работы управленческих структур государства. Любая организация или управленческая структура составляет иерархию центров ответственности. На более низком уровне, как правило, находятся отделы, которые, в свою очередь, могут входить в состав управлений, управление - в состав департаментов и т.д. Сама структура также является центром ответственности. Такой центр использует различные ресурсы (материальные, человеческие, финансовые), получая на входе и на выходе результат в виде продукции, работ или услуг, который берут на вооружение другие центры ответственности или внешнее окружение. Эффективность центра ответственности определяется двумя параметрами: достижением поставленных целей (как финансовых, так и нефинансовых) и эффективностью использования ресурсов (соотношение выхода и входа).
Другим критерием оценки эффективности ГМП может служить уровень технологической и эффективной системы взаимодействия всех субъектов, участвующих в деятельности по созданию необходимых условий для успешной социализации молодежи. Особенность модели управления государственной молодежной политикой заключается в том, что речь в данном случае идет не об управлении организацией, а об управлении деятельностью целого ряда структур, находящихся в сложном взаимодействии. Распределение функций здесь необходимо проводить как по вертикали (центр - региональный уровень - местный уровень), так и по горизонтали (между различными министерствами, ведомствами и учреждениями). Таким образом, значительная часть возможностей, информации не доходит до низшего уровня управления, до молодежной инфраструктуры. При этом формы и методы взаимодействия субъектов во многом остается необъяснимым.
Возникает вопрос: каким образом можно сформировать эффективный механизм такого взаимодействия? Построение подобного механизма возможно, если функции участников строго распределены, не пересекаются и не дублируются, соблюдена иерархия процессов, и все стороны, участвовавшие в процессе реализации государственной молодежной политики, осведомлены и понимают, где начинаются и заканчиваются их зоны ответственности.
К такому механизму можно отнести социальное проектирование. По мнению Лукова В.А. «Наиболее эффективным механизмом решения проблем молодежи, по всей видимости, должен стать социальный проект. Работа по проектам позволяет соединить преимущества вертикальных и горизонтальных управленческих отношений, опираться на имеющиеся ресурсы и достигать точно установленных целей. Ограниченность ресурсов — исходная база социального проектирования, но из этого фактора делается не проблема, а известное преимущество: ограниченность ресурсов устанавливает потолок достижимого, не позволяет слишком отрываться от реальностей в области целеполагания. Очевидно, что в этом случае возникают условия для широчайшего многообразия проектных поисков и решений, и на каждом из уровней осуществления государственной молодежной политики обозначаются свои задачи и функции. Параллелизм проектов — больших и малых — расширяет зону свободного выбора молодым человеком средств, которые могут содействовать его самореализации как конкретного жизненного плана».1
При этом отслеживать эффективность деятельности легче с применением именно проектного подхода, поскольку он ограничен в сроках, ресурсах и задачах. Оценка эффективности здесь основывается на определении, выборе критериев для рассмотрения и оценки выстроенной системы по выбранным качествам. Набор критериев зависит от сферы деятельности, характеристики проектов и состава системы. Для оценки эффективности молодежных проектов можно выделить следующие критерии:
1) Луков в. А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России.
Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/gumtech/projection/articles/2007/Lukov/ (12.05.2016)
Количественная оценка эффективности проектной деятельности государственной молодежной политики может проводиться методом сравнительного анализа тенденций изменения определенных характеристик: отклонение по стоимости проекта - отклонения бюджета проекта, вызванные перерасходом или недостатком;
отклонения в расписании - сдвиги в календарном плане проекта, вызванные отставанием или опережением в графике работ;
устранение недостатков, обнаруженных при проверке и оценке качества - оценка эффективности работы команды проекта по устранению недостатков, выявленных в ходе выполнения проекта;
количество неразрешенных проблем - эффективность реагирования команды проекта на возникающие трудности;
укомплектованность команды проекта - наличие всех предусмотренных участников проекта и четкое распределение объема работ между ними.
Качественная оценка эффективности проектной деятельности может оцениваться по следующим показателям:
координация работы подструктур;
сформированная база данных по различным категориям молодежи (инноваторы, трудные подростки, безработные, талантливые) действующая нормативно-правовая база;
проектный подход к реализации программ и проектов с точно указанными сроками, результатами, ресурсами;
количество и качество разработанных, сформированных и проведенных проектов, программ, мероприятий; охват целевой аудитории; качество подготовки кадров в сфере молодежной политики.
Существует множество подходов к определению эффективности молодежной политики.
С.В. Устинкин и А.В. Рудаков систематизируют существующие подходы к оценке эффективности молодежной политики, предлагая следующую их классификацию:
1) подход, основанный на оценке социальных эффектов реализуемых программ; 2) подход, ориентирующийся на оценку эффективности «по экономическим издержкам» и соотносящий полученные результаты с использованными ресурсами;
3) комплексный подход, опирающийся на определение социальных последствий программ и оценку их по издержкам, а также на достижение поставленных политических целей.1
Зеленин А.А рассматривает эффективность государственной молодежной политики как комплексный показатель, основанный на результативности взаимодействия субъектов молодежной политики в процессе ее реализации, показывающий соотношение результатов и ресурсных затрат, устанавливающий соответствие между проблемами, на решение которых были направлены силы и средства при разработке стратегии молодежной политики и результатами ее реализации. 1 Следовательно, об эффективности государственной молодежной политики можно говорить только тогда, когда ее направления соответствуют и решают проблемное поле молодежи и проявляются в наличии необходимых организационных,
1)Устинкин С.В. О критериях оценки эффективности государственной молодежной политики // Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления: сб. материалов. М., 2006. стр 42.
2) Зеленин А.А. «Критериальная модель оценки эффективности молодежной политики» ПОЛЗУНОВСКИЙ ВЕСТНИК № 3 2006
Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2006_03_2/pdf/090zele.pdf (12.05.2016)
кадровых, коммуникационных, финансовых и др. ресурсах субъекта, правовой базы молодежной политики и активности самой молодежи.
Условия, выделяемые Зелениным А.А, при которых молодежная политика может быть признана эффективной:
-адекватность модели государственной молодежной политики социальным реалиям;
- обеспечение государственной молодежной политики социальной базой;
-устойчивость социальной базы;
-социально ориентированные интересы субъектов молодежной политики;
-соответствие орг.структур молодежной политики решаемым задачам;
-активность взаимодействия структур молодежной политики со всеми заинтересованными сторонами;
-результативность взаимодействия различных ветвей и уровней молодежной политики между собой;
– профессионализм управленческого персонала молодежной политики;
– учет специфики реализации молодежной политики на различных уровнях (федеральном, региональном, местном);
– идеологическое методологическое обеспечение молодежной политики;
– система оценки эффективности молодежной политики;
– социальный мониторинг в сфере молодежной политики с использованием обоснованной системы индикаторов для отслеживания динамики явлений и процессов молодежной политики.
Признаками эффективности молодежной политики будут являться:
-результативность
- общественная поддержка и понимание молодежной политики
-открытость молодежной политики для общественного контроля
-высокий уровень информационного и научного обеспечения
В 2008 году спорта, туризма и политики России был документ «Статистические для оценки реализации государственной политики в Российской Федерации»1. В документе следующие показатели реализации молодежной на субфедеральном
– комплексная положения региональной (социально-политическая активность, образование, уровень и правовой жилищные уровень преступности молодежи и т. д.);
– комплексная инфраструктуры молодежной (материально-техническое состояние реализующих молодежную
– оценка деятельности и муниципальных в реализации политики (работа с и молодежными патриотическое и воспитание, социальная и помощь молодежи, молодых талантов и профилактическая деятельность в предотвращения асоциальных в молодежной и т. д.);
1). МИНИСТЕРСТВО ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ПИСЬМО от 10 2008 года N [О статистических для оценки реализации государственной политики в Российской Федерации]
В 2016 году был принят "Об утверждении ключевых показателей государственной молодежной региональным органам власти"1. Настоящим приказом и введена в система ключевых реализации государственной политики региональными исполнительной власти.
Система ключевых реализации государственной политики региональным исполнительной власти из следующих
1. Вовлечение молодежи в деятельность.
2. Вовлечение молодежи в деятельность и творчество.
3. Содействие профориентации и устремлениям молодежи.
4. Патриотическое воспитание
5. Вовлечение молодежи в образ жизни и спортом, популяризация безопасности в среде.
6. Вовлечение молодежи в творческой деятельностью.
7. Развитие молодежного
8. Поддержка и с общественными и движениями.
9. Вовлечение молодежи в средств массовой (молодежные медиа).
10. Формирование у традиционных семейных
11. Социализация молодежи, в особой государства.
12. Содействие подготовке и специалистов в государственной молодежной
13. Формирование российской единства российской содействие межкультурному и диалогу.
14. Работа с находящейся в - опасном
Исходя из обзора подходов к оценке эффективности государственной молодежной политики, можно сделать вывод, что оценка эффективности государственной молодежной политики не может быть определена каким-либо одиночным, изолированными критериями. Данный показатель должен быть комплексным и включать в себя и оценку деятельности управленческих структур, и уровень взаимодействия субъектов, занимающихся реализацией государственной молодежной политикой как внутри отдельного региона, так и в масштабах всей страны, и другие критерии.
При оценке эффективности государственной молодежной политики следует также принимать во внимание факторы, отражающие многообразие категорий и социальных групп молодежи: различия по регионам, географическим районам, различия между селом и городом, между мужчинами и женщинами, между коренной и мигрирующей молодежью и т. д..
В случае с подходом оценки эффективности государственной молодежной политики предложенными ФАДМ «Росмолодежь» мы считаем, что эффективность молодежной политики можно рассматривать в соотношении с ее целевыми установками и конкретными направлениями. Однако в данном случае мы скорее имеем дело с несколько упрощенным взглядом на структуру общего понятия эффективности государственной молодежной политики, исключающего результирующую и ресурсную его составляющие.
1) Приказ ФАДМ «Росмолодежь» от 21.03.2016 г. № 54 "Об системы ключевых реализации государственной политики региональным исполнительной власти"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из истории развития молодежной политики в России мы можем наблюдать, что происходят изменения в отношении государства к молодежи. На данный момент основной целью реализации государственной молодежной политики в России должно быть создание условий для самореализации каждого молодого человека и развитие инициатив молодежи на принципах открытости, системности и комплексности, особенно, что касается углубления социальной политики и повышения качества жизни. Современное состояние российского общества отражает объективную необходимость рассматривать молодежь как неотъемлемую часть социальной системы, выполняющую особую роль в процессе развития человечества.
Сама же молодежь должна является субъектом молодежной политики и должна действовать в интересах общества и государства, раскрывая свой инновационный потенциал развития. Главную идею реализации государственной молодежной политики можно сформулировать следующим образом: каждый молодой человек должен иметь равные условия для успешного жизненного старта - получить качественное образование, получить первое рабочее место, иметь возможность обеспечить себя собственным жильем и заниматься самосовершенствованием на протяжении всей жизни.
Следует отметить, что цели молодежной политики охватывают практически все социально значимые стороны молодежной среды и создают предпосылки для эффективного управления молодежными процессами. Однако основной задачей для государства является не создание хорошей программы, а ее успешная реализация на практике. Не смотря на определенные успехи, положение в сфере молодежной политики не в полной мере отвечает масштабам задач, стоящих в XXI в. перед государством и обществом. В свете проводящейся модернизации страны требуются новые подходы, способные создать правовые, экономические и организационные условия и гарантии для интеграции молодежи в общество, ее самореализации, развития молодежных и детских объединений, движений и инициатив, вовлечения молодого поколения в созидательные процессы.
Это обусловливает важность реализации эффективной государственной молодежной политики, максимально отвечать потребностям молодого человека и одновременно государства. Такая политика должна отражать позицию государства в отношении этой группы населения, ее взгляд в будущее и адекватность политического курса, создавать необходимые условия, гарантии для социального становления и развития молодого поколения. Т.к. отношение молодежи к государственной молодежной политики отражает эффективность ее реализации в стране.
Вопросы эффективности государственной молодежной политики сегодня являются наиболее проблемными и дискуссионными и приобретают особую актуальность в свете обсуждения широкого спектра проблемных аспектов на всех этапах ее выработки и реализации, а особенно при обсуждении вопросов ее основных целевых установок и задач и конкретных показателей, свидетельствующих о достижении последних
Для выработки модели оценки эффективности молодежной политики также нужно четко определить систему критериев, которая будет задавать признаковое пространство для классификации параметров оценки. В настоящее время наиболее часто при оценке эффективности используется социально- экономический критерий, но не стоит выпускать из виду такие критерии, как социально-политический, этносоциальный, идеологический критерий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная и дополнительная литература:
1. Маркина Н.Л, канд. полит. наук, Твирова Ю.А., канд. полит. наук, Государственная молодежная политика: мировой и отечественный опыт. стр. 150
2. Луков В.А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России [Электронный ресурс]
3. Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в
Российской Федерации : монография. – М. : ИНФА-М, 2015. - С. 5-7.
4. Тарцан В.Н. Государственная молодежная политика в современной России // Полис. 2010. № 3. С. 156-160.
5. Хроника основных событий государственной молодежной политики в РФ [Электронный ресурс] http://vmo.rgub.ru/policy/chronicle.php
6. Ильинский И.М. Молодежь как будущее России в категориях войны / Доклад на научно-практической конференции «Молодежная политика и молодежное движение: 15 лет перемен», Московский гуманитарный университет, 30 мая 2005 года [Электронный ресурс] http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4033/
7. Гневашева В. А. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: теоретические и эмпирические исследования. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.
8. Фальковская К. И. Органы по делам молодежи: проблемы эффективности в современных условиях // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры : Сборник материалов всероссийской конференции, 6–7 декабря 2007 года / под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.
9. Чирун С.Н. Молодежная политика в современном российском обществе. Автореф. дис. канд. социол. наук. – Кемерово, 2001. – 25 с
10. Приказ ФАДМ «Росмолодежь» от 21.03.2016 г. № 54 "Об системы ключевых реализации государственной политики региональным исполнительной власти"
11. Устинкин С.В. О критериях оценки эффективности государственной молодежной политики // Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления: сб. материалов. М., 2006. стр 42.
12. Зеленин А.А. «Критериальная модель оценки эффективности молодежной политики» ПОЛЗУНОВСКИЙ ВЕСТНИК № 3 2006 Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2006_03_2/pdf/090zele.pdf (12.05.2016)
13. МИНИСТЕРСТВО ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ПИСЬМО от 10 2008 года N [О статистических для оценки реализации государственной политики в Российской Федерации]
14. «О С Н О В Ы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р
15. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».