Глава 1
1.1 Общая характеристика Древнерусского государства X-XIII
1.2 Общая характеристика народов северного Причерноморья:
1.2.2 Печенеги
1.2.3 Половцы
Глава 2
2.1 Взаимоотношения с печенегами
2.2 Взаимоотношения с половцами
2.3 Действия Древнерусского государства, направленные на борьбу с кочевниками
2.4 Подведения итогов
1.1 Общая характеристика Древнерусского госудаства
ДРЕВНЯЯ РУСЬ
— государство восточных славян, существовавшее в IX–XIII вв.Издавна на обширной территории Восточной Европы жили
многие народы славянские, финноугорские,тюркские, германские.
Практически у всех этих этносов к началу первого тысячелетия н. э. не сложились государственные формы общественного устройства и господствовали родоплеменные отношения. Серьезные изменения для этого обширного региона Евразии наступили, когда, начатое из степейЦентральной Азии экспансией гуннов, развернулось т. н. «Великое переселение народов», имевшееглобальные последствия для цивилизованного мира того времени.
В Северное Причерноморье и на Восточноевропейскую равнину хлынули многочисленные племена тюрков иугров. В свою очередь автохтонное население, вытесняемое со своей земли, двинулось на запад, в пределыразделившейся к тому времени на две части Римской империи.
На Западе усилили свой натиск германские племена (некогда могущественные кельтские народы к этомувремени уже утратили историческую инициативу и в значительной степени были романизированы).
В пределы Византийской же империи по преимуществу вторгались племена славян, которые заселяли целыеобласти исторической Эллады (особенно Пелопоннес). Славяне же, заселявшие лесостепь и лесныетерритории в условиях внешней опасности, связанной с постоянной угрозой агрессии со стороны степи,вынуждены были объединяться и искать более прочные и эффективные формы общественного устройства,чем связи, основанные на кровном родстве и общности происхождения.
Согласно мнению большинства историков Русь, зародившаяся сначала как племенной союзвосточнославянских племен (полян, сыгравших в нем главенствующую роль, радимичей, дреговичей и др.),уже в IX в. превратилась в раннефеодальное государство.
Исследователи до сих пор спорят о происхождении названия «Русь». Одни объясняют его с точки зрениятопонимики — «живущие близ реки Рось, т. е. росские, русские». Другие склоняются к тому, что корень «рус»восходит к праславянскому языку и обозначает вообще «реку», «воду». Отсюда — «русло», «русалка» и т. д.А поскольку славяне предпочитали селиться исключительно в долинах рек, то и слово «русские» следуетсчитать общим самоназванием для всех восточных славян. Но наиболее убедительной представляетсягипотеза о том, что слово «русские» обозначает не этническую, а государственную принадлежность, так какпо всем правилам грамматики оно — имя притяжательное («русский» ответ на вопрос: «чей?»).
Последовательно эти взгляды были изложены в трудах сторонников «норманнской теории»,основоположниками которой были Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлёцер. Основываясь на «Повести временных лет»,ученые пришли к выводу, что местные славянские племена призвали для защиты варягов — дружину конунгаХрёрекра (Рюрика) Датского, реального исторического персонажа, как показали современные исследования.Именно с этого времени, по их мнению, и берет начало русская государственность. Более того, убеждены ихпоследователи, само название «Русь» не славянского, а скандинавского, т. е. германского происхождения иявляется самоназванием общины, к которой принадлежал Рюрик (округ Рустринген во Фризии).
Согласно византийским и арабским источникам первоначально «русью» называли себя именно скандинавы,князь и его дружины. Отсюда и имя притяжательное «русские» для всех подвластных им племен. Видныйисторик Л. Гумилев пишет о беспрерывных конфликтах между славянами и русами. Первые занималисьземледелием и скотоводством, и вынуждены были обороняться от русов, которые жили исключительноразбоем и набегами. Так что, вопреки мнению сторонников «норманнской теории», «призвание варягов»выглядит на самом деле не как цивилизаторская миссия более развитого народа в отношении отсталыхплемен, а как распространенный во все времена найм на службу профессиональных воинов.
Исторические факты неоспоримо свидетельствуют, что уровень развития скандинавских народов в IX в. никакне превосходил тот, на котором находились племена славян, живших на северо-западеВосточноевропейской равнины, в районе нынешних Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской,Вологодской обл. Не случайно скандинавы называли землю славян «Гардарики» — «страной городов»: их усамих варягов было крайне мало.
Кроме того существует и точка зрения, что русы по происхождению были не германским, а балтийскимнародом, родственным племенам летто-литовской группы индоевропейской языковой семьи, к которойотносились предки современных литовцев и латышей, а также частью истребленных, частью ассимилированных ятвягов и пруссов.
Очевидно, «призвание варягов» следует трактовать как узурпацию власти в Новгороде предводителемнаемников Рюриком в 862 г. Он овладел городом и подавил восстание Вадима Храброго, вспыхнувшеепротив засилья наемников-варягов («русов»). Затем Рюрик послал отряд во главе с Аскольдом и Диром длязахвата земель славян в нижнем течении Днепра, чтобы создать плацдарм для войны с Византией. Те завоевали главный город полян Киев без большой крови, славяне встретили их дружелюбно. Собрав большое войско, Аскольд и Дир в 860 г. напали на Константинополь. Летописи свидетельствуют, что жителям города удалось избавиться от страшной угрозы только когда они, выйдя за ворота, обошли крестным ходом сиконой Богоматери Одигитрии городские стены. Поднявшаяся буря разметала корабли русов, те снялиосаду. Чудесное избавление Царьграда (как называли славяне Константинополь) произвело на киевскихкнязей столь сильное впечатление, что спустя несколько лет, встретившись с патриархом Фотием в 867 г.,они приняли христианство. Князь Олег (Хельги), продолжая начатое своим родственником Рюриком,значительно расширил владения молодого государства, подчинил своей власти окрестные племена славян ичуди, обложив их данью. В 882 г. Олег, получивший затем в отечественной традиции прозвище Вещий,собрав значительную дружину, из своей столицы Ладоги двинулся на юг. Он взял Киев, убив Аскольда и ДираС севера на юг, именно таким был вектор построения нового могущественного государства ВосточнойЕвропы, которое рождалось в борьбе с двумя сильнейшими государствами тех времен — Византией иХазарским каганатом. В геополитическом смысле это направление экспансии являлось доминирующим ипозже (как правило, верховным правителем Руси становился не старший сын, а тот, кто перед этим правил всеверных землях — в Ладоге и Новгороде).
Совершив много удачных военных походов против Хазарского каганата и на столицу могущественнойВизантии в 907 г., когда, согласно летописям, в знак победы Олег прибил свой щит на «врата Цареграда»,Олег Вещий умер, оставив на киевском «столе», по данным современных историков, своего сына Олега«Второго», который вступил в союз с хазарами, участвовал в антиарабских и антивизантийских походах ибесславно погиб в одном из них. Прямая княжеская ветвь прервалась и до сих пор не ясно, по какому правупрестол унаследовал князь Игорь (Ингварь) с молодой жена Ольгой (возможно, дочерью Олега), которыйсразу же столкнулся с сопротивлением подвластного племени древлян, не желающих платить дань новомукнязю.
Во время княжения Игоря совершались военные походы и против восточнославянских племен, и противВизантии, с которой был заключен очередной договор. После его смерти в 945 г. (Игоря убили древляне)власть в Киеве перешла к его жене Ольге (ум. 969), одной из первых христианок на Руси (крестным отцом еебыл императором Византии Константин IX Багрянородный), и сыну Игоря Святославу (942–72).
Он, подобно отцу, всю свою жизнь провел в военных походах, подчинил вятичей, наголову разгромилХазарский каганат и вступил в военное столкновение с Византией на территории Болгарии. ПопыткиСвятослава закрепиться здесь и перенести центр своего государства в болгарский город Переяславецзакончились неудачей. Войско императора Иоанна Цимисхия блокировало в 971 г. русскую дружину ифактически вынудило князя капитулировать. А когда Святослав возвращался в Киев после злополучногопохода, то попал в засаду и был убит печенежским ханом Курёй.
По смерти Святослава борьба за власть на Руси обострилась между его сыновьями. Победителем в нейвышел новгородский князь Владимир (ок. 960–1015), чьей матерью была ключница Святослава Малуша, а дядей — Добрыня Никитич, ставший впоследствии знаменитым персонажем русских былин.
Именно Владимиру суждено было стать правителем Руси, при котором она приняла христианство в 988 г.Крещение ее не было единовременным актом. Сначала в Киеве были уничтожены языческие капища игорожан массово крестили прямо в Днепре. Аналогично происходило принятие новой веры и в другихгородах. Но язычество довольно долго, на протяжении не одного столетия, все же сохранялось в народе.Большим авторитетом среди простых людей продолжали пользоваться и служители древнего культа —волхвы. Но, начиная с 988 г., весь правящий класс Древней Руси — от киевского князя до простыхдружинников и княжеской челяди, стал исповедовать христианство, и с той поры страна развивалась какгосударство христианского мира, как европейская держава.
Только при Владимире многочисленные славянские, финно-угорские, балтийские и даже остатки германскихплемен стали называть себя единым именем «русские». Но достигнутое единство было непрочным из-заотсутствия системы престолонаследия — княжества раздавались многочисленным сыновьям уже при жизниВеликого Князя (сам Владимир, кстати, носил титул «кагана» в знак победы над Хазарским каганатом).
Особенно ярко это проявилось уже при преемниках Владимира Красно Солнышко. После его смерти в 1015г. и борьбы с наследниками за киевский стол верховным правителем Руси стал один из сыновей Владимира— Ярослав, прозванный Мудрым, княживший до этого в Ярославле и Новгороде.
Его восшествие на престол связано с одной из драматичных страниц русской истории. Один из сыновейВладимира князь Святополк, прозванный Окаянным, опираясь на поддержку поляков, узурпировал власть вКиеве и убил Бориса и Глеба — других сыновей Владимира, также претендовавших на престол.Победителем же из схватки вышел Ярослав, который отомстил за убитых, позже канонизированных и ставшихпервыми русскими святыми.
При Ярославе на Руси строилось значительное количество православных храмов и монастырей, которыеявлялись центрами грамотности и просвещения, новые города, укреплялась система оборонительныхсооружений, значительно вырос международный авторитет Руси. Был составлен первый свод отечественногоправа — «Русская правда», на протяжении многих лет остававшийся одним из основных источниковроссийской юридической мысли.
Русь входит в период расцвета, превратившись в одно из самых культурных государств Европы. Об этомсвидетельствует любопытный факт: когда дочь Ярослава Анна, выданная замуж за короля Франции,приехала туда, она искренне изумлялась поголовной неграмотности придворных.
Одним из последних и великих правителей Древней Руси был князь Владимир Всеволодович по прозваниюМономах (1053–1125), пытавшийся сохранить единство древнерусского государства. В русской традиции онсчитается образцом мудрого и дальновидного правителя. Ярославу Мудрому он приходится внуком, другимже его дедом был византийский император Константин Мономах.
Владимир участвовал во многих междоусобных войнах на Руси, не раз громил половцев, и после смерти в1113 г. Святополка был избран великим князем. Им оставался он до своей кончины.
Это было время расцвета Древней Руси. Воинственные степняки были разгромлены, на подъеме находилосьхозяйство, активно развивались ремесла, множилось количество школ. При Мономахе было переведенонемало книг с греческого, включая книги Ветхого и Нового Завета, активно развивалось летописание,написаны были жития русских святых. Сам князь тоже не был чужд литературному творчеству и оставилсочинение «Поучение детям», или «Духовную». При Мономахе митрополитом Илларионом было написано«Слово о законе и благодати» — великий памятник богословской мысли Древней Руси.
Процесс дезинтеграции русских земель после смерти Владимира Мономаха шел стремительно. О степенидраматизма происходившего повествует самый яркий памятник древней русской литературы — «Слово ополку Игореве», в котором рассказывается о неудачном походе на половцев в 1185 г. новгород-северскогокнязя Игоря Святославича.
В течение XI–XII вв. из-за постоянных набегов степняков и междоусобных войн за киевский стол земли южныхкняжеств были в значительной мере разорены и опустошены. Вместе с правящей династией на север Руси впоисках безопасности от степняков уходят ремесленники, зодчие, духовенство.
Киев утратил свое значение как стольный град, и постепенно центр власти в стране перемещается в Северо-Восточную Русь, которой правили Владимиро-Суздальские князья. Впоследствии, после чудовищного посвоей жестокости набега монголо-татар и разделения Древней Руси на три великих княжества (Галицко-Волынское, ВладимироСуздальское и Великое княжество Литовское), именно Северо-Восточная Русь сталанаследницей, носительницей и преумножительницей традиций древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское постепенно подверглись влиянию католичества,утратили суверенитет и вошли в состав других государств.
Владимиро-Суздальское княжество, пройдя через период святого подвижничества (см. Святая Русь),сохранив веру, язык и культуру, стало основой для Московского Царства — крупнейшей державы Восточной Европы.
1.2 Общая характеристика народов северного Причерноморья
К кочевым народам 10-13 века относились половцы и печенеги.
1.2.1 Печенеги
Печене́ги (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз кочевых племён, сложившийсяпредположительно в VIII—IX веках. Печенежский язык, по мнению ряда ученых (Н. А. Баскаков), относился когузской подгруппе тюркской языковой группы.
Упоминаются в византийских, арабских, русских и западноевропейских источниках.
В европейских и греческих источниках получили название «пацинаки» или «пачинакиты», в арабских — «баджнак». По мнению С. А. Плетнёвой, название «печенег» могло произойти от тюркского имени Бече —гипотетического предводителя печенежского племенного союза[1].
Печенеги в сфере влиянияХазарии (VIII век)
Согласно Константину Багрянородному, часть печенегов называла себя кангарами (греч. Κάγγαρ)[2]. Вконце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатическихизменений (засухи) в степной зоне Евразии[3], а также под давлением соседних племен кимаков и огузов[4]форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали венгры[5]. При них этаземля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч. Πατζινακία)[2]. Около 882 годапеченеги достигли Крыма[6]. Тогда же печенеги вступают в конфликт с русскими князьями Аскольдом (875 год— это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). Послекраха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам[7]. Вэтот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией,Аланией, Мордовией и населявшими Западный Казахстан огузами[2].
Печенежское общество, согласно Константину Багрянородному представляло собой конфедерацию извосьми племен или фем: Иртим, Цур, Гила, Кулпеи, Харавои, Талмат, Хопон, Цопон. Во главе этих племенстояли князья или архонты: Ваицу, Куела, Куркутэ, Ипаоса, Каидума, Косту, Гиаци, Батана. Причем 4племени кочевало к западу от Днепра, и 4 — к востоку. Племя имело таксоны нижнего порядка на 4 уровня:тысячи (рода, управляемые меньшими князьями), сотни (большие семьи) и семьи (аилы). Низшие семьиселились в одной войлочной кибитке и собирались вокруг одного походного котла. Печенеги практиковаликочевое скотоводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади) и не строили постоянных поселений. Прирасположении на месте печенеги обустраивали лагерь (табор, стан, станицу) из связанных и поставленных вкруг телег[12]. Равным образом они не создавали собственных некрополей, предпочитая подхоронивать своихпокойников в скифские курганы. Поскольку печенеги не жили в политическом вакууме, они часто наживалисьнабегами и военной добычей (работорговля), вступая в союзы с окрестными государствами: Хазарией, Русьюили Византией.
Печенеги описываются как европеоиды[16], брюнеты, которые брили свои бороды (согласно арабу АхмедуИбн Фадлану)[17]. Внутри европеоидной расы печенеги могут быть отнесены к понтидам, поскольку они такжеимели невысокий рост и узкие лица[18]. Впрочем, печенеги не составляли какого-то особогоантропологического типа, отличного от соседних народов. Повесть временных лет сообщает, что киевлянинмог затеряться среди печенегов, зная только одну фразу на их языке:
И собрались люди противоположной стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было никомуиз них пробраться в Киев, ни из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бысмог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, — сдадимся печенегам». Исказал один отрок: «Я смогу пройти». Горожане же обрадовались и сказали отроку: «Если знаешь, какпройти, — иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и прошел через стоянку печенегов, спрашивая их:«Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего (ПВЛ, лѣто6476
К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое несторианство. Католическую веру среди них с помощью Владимира проповедовал Бруно Кверфуртский. Ал-Бакри сообщает, что около 1009 года печенеги приняли ислам. Около 1010 года в среде печенегов возникла распря. Печенеги князяТираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена(Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха и вДобрудже и приняли христианство византийского образца. Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу. Однако в 1048 году огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии[8].
Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).
Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав Мудрый. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь Челубей, начавшийпоединком Куликовскую битву, назван «печенегом».
Битва под Киевом в 1036 году была завершающей в истории русско-печенежских войн.
В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо-Западного Причерноморья, а в 1046―1047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, являвшейся в то время византийской провинцией. Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками[9][10]. Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями[11].
Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов[12].
В 1048 западные печенеги осели в Мёзии. В 1071 печенеги сыграли неясную роль при разгроме византийского войска под Манцикертом. В 1091 византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение печенегам у стен Константинополя.
Арабо-сицилийский географ XII века Абу Хамид аль Гарнати в своём сочинении пишет о большом количестве печенегов к югу от Киева и в самом городе («а в ней тысячи магрибинцев»).
Гегемония печенегов привела к упадкуосёдлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкоегородище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены.
Одна часть печенегов составили основу народности гагаузы[10], другая часть, влившись в объединениечёрных клобуков, стала служить киевским князьям и осела в Поросье (Правобережная Украина), ещё одначасть, откочевав на Кавказ, вошла в состав балкарского народа[11].
1.2.2 Половцы
По́ловцы, половчане (в европейских и византийских источниках — куманы) — тюркоязычный кочевойнарод[1][2], западная группа[источник не указан 414 дней] кыпчаков. Существуют разные версии происхождения названия «половцы».
Одна из версий заключается в том, что половцами называли просто жителей поля, независимо от ихплеменной принадлежности, то есть полевцы. Эта версия встречается в русских исторических источниках доначала XIX века.
В исторической литературе объяснение слова «половец» от «половый» первым предложил в 1875 г. А.Куник. С тех пор в науке прочно укоренилось мнение, что «такие названия как половцы-плавцы… неявляются этническими, а служат лишь для объяснения внешнего вида народа. Этнонимы „половцы“, „плавцы“ и др. обозначают бледновато-жёлтый, соломенно-жёлтый, — названия, служившие дляобозначения цвета кожи этого народа»[4][5].
Также существуют другие версии, производящие этникон «половцы» от слова «лов». О них сообщает Е. Ч.Скржинская: "В XVI в. считали, что слово "половцы" произошло либо от "ловы", "охота" (но разумелиполовцев-охотников лишь в смысле охоты на людей и их имущество), либо от "поле" (в значении, по-видимому, обитания половцев в степи, они campestres, степняки". В XIX в. эту версию поддерживал А.Щекатов: "Название Половцев дали им Россияне, как некоторые полагают от "полей", по которым оникочевали, или от "полона", чинимого ими у Россиян".[6]
Академик Д. С. Лихачёв считал существующие версии происхождения названия "половцы" неубедительнымии писал: "Навсегда ли останется тайной убедительная этимология названия "половцы"? Не безнадежно лиэто?"
Сама Е. Ч. Скржинская, доказывая, что версия Куника, искусственная и умозрительная, предлагает своюверсию.
По традиционной версии этимологии русское название «половцы» происходит от др.-рус. половъ — «жёлтый». Половцы являлись потомками сары-кипчаков, то есть «жёлтых кипчаков», таким образом, этославянский перевод данного этнонима. Е. Ч. Скржинская отвергает эту версию, связывая происхождениеназвания с географическим местоположением «Половецкогополя». По её мнению, корень слова«половцы» — «полъ» («половина»). Жители правобережья Днепра, где находился Киев, так называликочевников с левобережья, с «той стороны» — «оного полу»[9]. С другой стороны, в старочешском языке этотнарод называется plavci, а в старопольском — plauci, что является неполногласным соответствием именнодревнерусского «половый» (жёлтый) и не может соответствовать слову «полъ», где эффекта полногласия небыло
В начале XI века из Заволжья продвинулись впричерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов — огузов. Подчинив себе эти племена, половцыпересекли Днепр и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная доИртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак или, в русскихисточниках, Половецкая степь.
Кыпчакский язык начиная с XIII века являлся языком межэтнического общения[источник не указан 412 дней] вЗолотой Орде; позже лёг в основу татарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского, казахского,кумыкского[3] и некоторых других языков.
В большинстве своем половцы исповедовали тенгрианство с верховным божеством Тенгри (высокое синеенебо) и Умай (его жена-земля). Так же они поклонялись животным, в особенности волку (сходное верованиесуществовало и у торков), которого кипчаки считали своим предком-тотемом. В половецком обществе былаособая прослойка шаманов, называвшихся «бахсы». Шаманы занимались гаданием, а также врачеванием,основанным на общении с добрыми и злыми духами. У половцев был развит погребальный культ, а такжекульт предков, постепенно переросший в культ «вождей-героев». Культ предков был главным компонентомязыческих верований половцев.
Необходимо коротко назвать три круга ценнейших памятников половецкого мира. Один из них — знаменитый«Кодекс Куманикус», кипчакско-латинско-персидский словарь, созданный в 1303 году, уже в периодсуществования Золотой Орды. Язык этого словаря очень близок к современному крымскотатарскому. Второйкруг — богатые захоронения кипчакского воина вместе с останками коня и с вооружением (они являютсявесьма ценным историко-археологическим и антропологическим материалом). Наконец, третий — поРубруку, над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили знаменитые кипчакские балбалы(«каменные бабы»), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за своюземлю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир ихсоздателей.
В XI веке заселили степи Восточной Европы до Дуная («Половецкая степь», «Половецкая земля», «Половецкое поле» — западная часть Дешт-и-Кыпчак). Находились в сложных отношениях с Русью. К 1055относится их первое появление у русских границ. В 1061 году Всеволод Ярославич потерпел поражение отхана Искала, Переяславская земля подверглась разорению.
В 1068 произошло первое нашествие половцев на Русь. В сентябре половцы в битве на Альте разбиливойско Ярославичей и разорили приграничные земли. В ноябре Святослав Ярославич, имея 3 тысячиратников, разбил 12 тысяч половцев в битве на реке Снове. После этого военные походы половцев нарусские земли (нередко в союзе с кем-то из князей) приобрели регулярный характер. Половцы, приведенныеОлегом Святославичем и Борисом Вячеславичем в 1078 году, разгромили Всеволода Ярославича на рекеСожице (Оржице). В битве с половцами на Нежатиной Ниве в 1078 году погиб Изяслав Ярославич Киевский.
В 1091 половцы вместе с русским князем Василько Ростиславичем оказали помощь Византии в войне спеченегами, которые были разбиты в битве при Лебурне. Уже в 1092 году, во время болезни ВсеволодаЯрославича, половцы начали второе широкомасштабное наступление на Русь.В 1093 году половцы одержали победу в битве на реке Стугне над соединёнными войсками СвятополкаИзяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха и Ростислава Всеволодовича Переяславского,причём последний утонул в реке во время бегства. Повторное сражение под Киевом в том же 1093 годутакже окончилось поражением. В 1094 году половцы вместе с Олегом Святославичем осадили ВладимираМономаха в Чернигове, и он вынужден был оставить город. В 1096 году половцы потерпели первоесокрушительное поражение от русских, хан Тугоркан погиб.
В 1099 Давыд Игоревич на реке Вигор, недалеко от Перемышля, с помощью половецких ханов Боняка иАлтунопы нанес поражение венгерскому войску во главе с королевичем Коломаном.
Глава 2
2.1 Взаимоотношения с печенегами
В истории Древней Руси племена кочевников - печенеги остались как жестокие варвары и разорители. Рассмотрим краткую характеристику этого народа.
Племя печенегов, образовавшееся в 8-9 веках, называли кочевым народом. Титулом главы у тюркоязычных племен, к которым принадлежали печенеги (а так же хазары, авары и др.) был - «каган». Их основным занятием, как и у многих в то время было - скотоводство. Изначально печенеги кочевали в Средней Азии, затем в конце 9 века под давлением соседских племен - огузов и хазар, направились в сторону Восточной Европы, вытеснили венгров и заняли территорию от Волги до Дуная.
В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 участвовали в битве под Аркадиополем на сторонекиевского князя Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) сталназревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги князя Кури у днепровских порогов убиливеликого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали по скифскому обычаю чашу.
Таковы военные обычаи скифов. С головами же врагов (но не всех, а только самых лютых) они поступаюттак. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк обтягивает череп только снаружисыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают черепснаружи сыромятной кожей, а затем еще покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши[8]
В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их (993) на Трубеже, но в 996 сам потерпел поражение под Васильевом. Владимир строил настепной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениямпеченегов.
К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Около 1010 всреде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племеникнязя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай навизантийскую территорию под скипетр Константина Мономаха и в Добрудже приняли христианствовизантийского образца. Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу. Однако в1048 огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай польду и вторглись в балканские владения Византии[9].
Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным настороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба разанеудачно).
Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036,когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь. Ярослависпользовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. Послеэтого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности частьнового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах былажива и значительно позже: например, в литературном произведении богатырь Челубей, начавший поединкомКуликовскую битву, назван печенегом.
В 1048 западные печенеги осели в Мёзии. В 1071 печенеги сыграли тёмную роль в разгроме византийскоговойска под Манцикертом, когда вначале выступили на их стороне, а затем уклонились от сражения. В 1091византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение печенегам у стен Константинополя.
. К 14 веку их племена перестали быть единым народом, слившись с другими племенами (торками, половцами, венграми, русскими и другими).
2.2. Взаимоотношения с половцами
Со второй половины XI в. до монголо-татарского нашествия половцы производят постоянные нападения на южную Русь: опустошают земли, грабят скот и имущество, уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, или продают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Свои нападения половцы делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всего страдало от них пограничное Переяславское княжество, Поросье,Северская, Киевская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у половцев своих пленных.
К 1055 относится их первое появление у русских границ. В 1061 году Всеволод Ярославич потерпел поражение от хана Искала, Переяславская земля подверглась разорению. В сентябре 1068 года половцы в битве на Альте разбили войско Ярославичей и разорили приграничные земли. После этого военные походы половцев на русские земли (нередко в союзе с кем-то из князей) приобрели регулярный характер. В битве с половцами на Нежатиной Ниве в1078 году погиб Изяслав Ярославич Киевский.
В 1093 году половцы одержали победу в битве на реке Стугне над соединёнными войсками Святополка ИзяславичаКиевского, Владимира Всеволодовича Мономаха и Ростислава Всеволодовича Переяславского. После этого половцы поддерживали Олега Святославича в его борьбе за черниговское наследство, в том числе заставив в 1094 годуВладимира Мономаха оставить Чернигов, но в 1096 году потерпели первое сокрушительное поражение от русских, хан Тугоркан погиб.
В 1099 Давыд Игоревич на реке Вигор, недалеко от Перемышля, с помощью половецких ханов Боняка и Алтунопынанес поражение венгерскому войску во главе с королевичем Коломаном.
Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления и селила на пограничьях союзных и мирных тюрков, известных под именем черных клобуков. Центром черноклобуцких поселений было Поросье на южной границе Киевского княжества. Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей, участвовали практически во всех их вооружённых предприятиях.
Иногда русские вели с половцами и наступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли. Когда такие походы становились общерусскими мероприятиями (впервые при Святополке и Мономахе, затем при Изяславе Мстиславиче, Мстиславе Изяславиче, Святославе Всеволодовиче, Романе Мстиславиче), они неизменно оканчивались успешно. Примером неудачных сепаратных наступательных действий является поход героя «Слова о Полку Игореве», Игоря Святославича в 1185 г.
В начале XII века, после Долобского съезда (1103), половцы были вытеснены Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом на Кавказ, за Волгу и Дон. На Кавказе половцы поступили на службу к грузинскому царюДавиду Строителю. Они помогли очистить Грузию от турок-сельджуков, составляя ядро грузинской армии.
После смерти Владимира Мономаха (1125) половцы вновь стали активно участвовать в междоусобной борьбе русских князей, как правило на стороне суздальских и северских против волынских, участвовали в разгромах Киева в1169 и в 1203 годах. Затем наступил недолгий период в общем мирного сосуществования и частичнойхристианизации половецкой знати. Историк и этнолог Л. Н. Гумилёв полагал, что половцы принимали участие в этногенезе украинцев[37].
Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано, прежде всего, с непростыми отношениями половцев и русичей. Начиная с 1061 года и вплоть до 1210 племена половцев постоянно совершали жестокие набеги на русские земли, грабили деревни и пытались захватить местные территории. Всего можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь, и еще много десяткой небольших набегов.
Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 года под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалили несколько полей и ограбили находящиеся здесь деревни. Половцам довольно часто удавалось одержать победу над русской армией. Так, в 1068 году они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 году во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.
Также от руки этих кочевников пали войска Святополка, Владимира Мономаха(который позднее возглавил "общерусские" походы Руси против половцев)и Ростислава во время битвы в 1093 году, а спустя год, в 1094 году половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья также постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 году половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 году они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.
Окончательно половцы были разгромлены в 1111 году Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных междоусобных войнах на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.
Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 году. Это событие именуется, как побоище Игоря Святославовича с половцами в известном произведении «Слово о полку Игореве». Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным и разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события постоянные набеги вскоре стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.
Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям прекратило свое существование, как самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13 века. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы, фактически, стали частью Золотой Орды и, хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее, все же перестали быть самостоятельными.
2.3 Действия Древнерусского государства, направленные на борьбу с кочевниками
В XI-XII вв. оно
выдержало длительную борьбу с нашествиями кочевников: печенегами, торками и
половцами.
Печенеги, бывшие союзники русских в борьбе с
Хазарией и Византией, не испытывали давления со стороны Руси. Они свободно
кочевали на просторах причерноморских степей.
Постепенно кочевники набирали силу, образовывали
мощные племенные союзы. Некоторые племена пытались нападать на русские земли,
но это было скорее исключением, чем правилом. Русь легко отбивала их наскоки. В
целом, печенежские орды предпочитали не конфликтовать с могущественным соседом.
Но Византийская империя отвела печенегам иную роль. И несмотря на то, что
русско-византийские отношения в X в. носили вполне мирный характер,
византийская дипломатия предыдущих лет внесла свою лепту во взаимоотношения
Руси с кочевниками. Византия сумела направить взоры печенегов на села и города
лесостепной Руси. Участились набеги, сопровождавшиеся разорением и угоном
русских людей в полон, которых затем продавали в рабство на рынках Византии и
Востока.
К этому времени печенеги (союз тюркских племен),
некогда кочевавшие в степях Приаралья, а затем перешедшие в конце IX в. через
Волгу с севера в обход Хазарии, прочно обосновались на обширных равнинах
Северного Причерноморья. Они вытеснили с великолепных пастбищ угров (венгров) и
после разгрома Хазарского каганата чувствовали себя более уверенно на новых
местах.
Современники отмечали, что у причерноморских
печенегов сложилась крепкая военная организация. Она возглавлялась вождями,
власть которых становилась наследственной. Благодаря общению как с Византией, так
и с Русью печенежские воины имели хорошее защитное вооружение — кольчугу, а
также пластинчато-нашивной доспех, состоявший из железных пластин чешуйчатой
формы, нашитых на кожаную или тканую основу. В целом печенеги русских степей
жили довольно богато. Наиболее зажиточные из них имели табуны великолепных
лошадей, одежда была украшена узорчатыми поясами, утварь — из серебра и золота.
А их соплеменники, оставшиеся в Приаралье, подвергались нападению торков, или
узов (родственный печенегам тюркский племенной союз), и влачили жалкое
существование.
Не преуменьшая влияния византийцев на действия
кочевников против Руси, следует отметить, что междоусобная борьба между
русскими князьми во многом способствовала набегам кочевников. В 980 г., когда
князь Владимир двинулся против своего брата Ярополка Киевского, один из
приближенных изгоняемого князя советовал тому бежать к печенегам и с их помощью
отстоять киевский стол. А когда Ярополк был убит, тот советчик сам ушел к
степнякам и «много воевал с печенегами против Владимира».
Открылась печальная страница участия кочевников
в усобицах русских князей, которая сотворила много бед русскому народу, а
степнякам дала источник обогащения их племенной знати. Грабительские войны с
оседлыми народами превратились в постоянный промысел. Современник писал о
набегах печенегов, что они словно «удар молний, их отступление тяжело и легко в
одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко от быстрого бега.
Нападая, они опережают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о
них услышать. А главное — они опустошают чужую страну, а своей не имеют.. Самое
худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчел, и никто еще не
знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются: число их
бесчисленно». Князь Владимир вполне осознавал опасность присутствия на границах
Руси столь неугомонного соседа. В 988 г. он принял решение создать
оборонительные линии вдоль степной границы: «Се не добро есть, что мало городов
около Киева». И русский народ приступил к строительству городов-крепостей по
рекам Десна, Трубеж, Сула и Стугна. Засеки и валы с укрепленными пунктами
протянулись к югу от Киева. Борьба с печенегами превратилась в общенародное
дело.
Обычно крепости строились на возвышенности. Так,
ПереяславльЮжный располагался на крутом мысу при слиянии рек — Трубеж и Альта.
Город окружали крепкие дубовые стены с рублеными двухъярусными крепостными
башнями. Перед степами пролегал глубокий ров, через который перекидывался
подъемный мост, ведущий к воротам въездной башни. В таких крупных, как
Переяславль, городах сооружался и детинец — внутреннее укрепление. В отличие от
западноевропейских замков, которые предназначались для защиты только семьи
рыцаряфеодала с приближенными, русские детинцы укрывали за своими стенами не
только князей и бояр, но и горожан и крестьян окрестных поселений.
Гарнизоны порубежных городов набирались из
«лучших мужей» — представителей не только киевских земель, но и новгородцев,
смолян и даже населения Прибалтики (эстов, вепсов). К этому времени относится сложение
былинного эпоса русского народа. Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша
Попович — плоть от плоти народа, представители его различных слоев —
олицетворяли славу и доблесть защитников Киевской Руси.
И легендарные богатыри, и дружинники беспрестанно
несли службу по охране пограничья. Они выезжали далеко в «дикое поле», стремясь
обнаружить движение полчищ кочевников. Не задумываясь, богатыри смело вступали
в сражение с лихими степными наездниками, оповещали сигнальными кострами,
зажигаемыми на высоких холмах, о приближении врага. И тогда гарнизоны крепостей
готовились встречать незваных гостей, а в стольном граде Киеве собиралась не
только дружина князя, но и ополчение горожан и крестьян. Все дружно выходили
навстречу грабителям, ибо, несмотря на укрепление княжеской власти, народное
вече не потеряло своего значения. Собиралось оно в исключительных случаях,
когда речь шла о защите территории от иноземного нашествия. По его решению
каждый взрослый мужчина в семье обязан был принять участие в походе. Исключение
делалось для самого младшего — если погибали старшие, он оставался кормильцем
семьи и продолжателем рода.
Мероприятия Владимира Святославича оказались
своевременными, поскольку в конце X столетия усилился натиск печенегов на Русь.
В 993 г. печенежская орда прорвалась к реке Трубеж и встала у брода недалеко от
Переяславля-Южного. Печенеги не решались форсировать реку, поскольку войско
Владимира успело выстроиться на другом берегу и ожидало врага. Предводитель
печенегов, видя, что внезапность
— главное преимущество кочевников — потеряна,
подъехал к реке и обратился к Владимиру Святославичу: «Пусти ты своего мужа, а
я своего, пусть борются. Если твой муж ударит им (т.е. повергнет его на землю),
тогда не воюем три года». Владимир вернулся в стан русских воинов и послал
глашатая искать добровольца. Хотя и говорят, что на миру и смерть не страшна,
но в первый раз поединщика не отыскалось. Наутро к опечаленному князю подошел
один старик и сказал: «Княже, есть у меня дома (в данном случае в обозе русского
войска) один сын младший, а с четырьмя пришел сюда. С детства никому не
удавалось им ударить (о землю). Однажды бранил я его, когда он мял кожи, а он
рассердился на меня и разорвал их руками». Юношу привели к князю и тот поведал
ему об условиях поединка. Молодой богатырь не пожелал выглядеть хвастливым и
попросил испытать его. Воины привели огромногоо быка, которого разъярили
раскаленным железом и отпустили. Рассвирепевшее животное устремилось на
человека, стоявшего на пути. Юноша, сделав быстрый шаг в сторону, пропустил
быка, но схватил его за бок и вырвал кожу с мясом, «сколько рука ухватила».
Подивились воины силе богатыря, а Владимир сказал ему: «Можешь с ним
(печенегом) бороться!»
На следующий день печенеги и русские определили
место для поединка. «И выступил муж Владимира. Его увидел печенег и посмеялся.
Юноша был среднего роста, а печенег сам был очень велик и страшен». Но вот
сошлись поединщики, и сдавил юный богатырь «печенега руками до смерти», и
бросил его на землю (в борьбе в захвате существует опасный прием, когда
обладающий огромной силой борец может резко «сломать» противника). «И закричала
Русь, а печенеги побежали». Ужас охватил кочевников, когда они увидели самого
сильного из них, в одно мгновение лишившегося жизни. Русские преследовали
деморализованных печенегов «и прогнали их». Так сын простого ремесленника по
имени Ян Усмошвец (от древнерусского слова «усние» — кожа: Кожемяка) сумел
предотвратить опустошительный набег степняков. Ради справедливости следует
отметить, что в те времена на поединок сходились и предводители войск. Так,
Мстислав Тмутараканский (брат Ярослава Мудрого) принял вызов касожского
богатыря князя Редеди и победил его. С тех пор в войске Мстислава появились
воины-черкесы, а одна из династий русских князей называлась редедичами. В
русских устных сказаниях о борьбе с кочевниками героями сражений часто
оказывались простые люди — крестьянские сыны Илья Муромец, Микула Селянинович и
кожевник Никита (Ян) Кожемяка. Народ осознавал, что только с его помощью могут
киевские князья справиться с любым опасным противником.
И действительно, достаточно было князю Владимиру
проявить самонадеянность и выступить с малой дружиной в 996 г. против печенегов
у города Василева, как он потерпел поражение и «едва укрылся» от врага,
спрятавшись под мостом во рву. А в следующем году, когда печенеги усилили
натиск на южные пограничные города, Владимир принял решение объединить силы не
только Киева, но и Новгорода.
В целом Древнерусское государство в период
правления Владимира Святославича сумело нейтрализовать набеги кочевников. Не
смогли степняки преодолеть заставы богатырские. Успешное отражение печенегов от
границ Руси привело к тому, что в печенежских станах разгорелась междоусобица.
В 1004 г., сообщает летопись, князь печенежский Темирь был убит своими
родственниками. Степь затаилась и притихла, а Русь обрела покой. Об этом
сообщает и католический миссионер Бруно, который в 1006 г. посетил Печенегию в
целях проповедования христианства в становищах степняков.
Он писал, что русский государь (князь Владимир)
«известный своим могуществом и богатствами, удерживал меня у себя целый месяц».
Он был против поездки, «стараясь убедить меня не ходить к этому дикому народу».
Но Бруно оставался непреклонен, и Владимир решил проводить его до границ со степью.
Он с дружиной двинулся с миссионером и «два дня провожал... до последних
пределов своего государства, которые у него, для безопасности от неприятеля, на
очень большом пространстве обведены со всех сторон завалами». На рубеже русских
земель Владимир распрощался с Бруно. И только на третий день миссионер и его
спутники столкнулись с печенежскими разведчиками, которые доставили их в
«главный стан печенегов». Рассказ Бруно подтверждает тот факт, что печенежские
орды отошли на довольно почтительное расстояние от границ Киевской Руси и,
видимо, с большими предосторожностями кочевали в значительном удалении от
рубежей русской земли.
Последний отчаянный натиск печенегов на Русь был
решительно пресечен Ярославом Владимировичем Мудрым в 1036 г., после чего они
окончательно замирились.
Наибольшую же опасность для Руси представляло
другое многочисленное племенное объединение тюрок — половцы.
В X в. половцы (кипчаки) занимали территорию
Северо-Западного Казахстана. Они вели кочевой образ жизни. В середине XI в. половцы,
вытеснив печенегов, хлынули в степи Северного Причерноморья и Северного
Кавказа. Они заняли огромную территорию, которая носила название Дешт-и-Кипчак,
или Половецкая земля. Часть печенегов отошла в Венгрию и Болгарию, где
растворилась среди местного населения; другая осела на границах Руси и слилась
со славянами; третья — подчинилась половцам.
Войско половцев состояло из легкой конницы и
отличалось быстротой и ловкостью действий. На вооружении у них были луки со
стрелами и сабли, некоторые пользовались копьем. Каждый половец искусно владел
арканом. О приемах борьбы половецкого войска — «степной тактике», об их быстрых
действиях и неожиданных нападениях сообщают византийские писатели и наши
летописцы. «В один миг половец близко, и вот уже него его», — повествуют
источники. «Сделав наезд, и захватив добычу, половец вихрем несется далее...
Его еще не успели увидеть, а он уже скрылся из глаз»*. Впереди половецкого
войска высылался в разведку крупный отряд — до семи-восьми тысяч воинов. Обычно
набеги проводились поздней осенью, иногда и в зимнее время, чтобы использовать
замерзшие реки, как дороги. Корм для коней находили у оседлых жителей вместе с
пропитанием для воинов. Половцы умели совершать походы и летом. Для переправы
через реки использовали лошадиные шкуры, изготовляя их в виде мешков и набивая
сеном. Десяток таких мешков связывался ремнями и получался своеобразный плот,
на котором могли переправляться значитенльные тяжести.
Для боя половцы выстраивались отдельными
отрядами с резервами позади. Они часто устраивали засады и бросались в атаку на
противника, а затем быстро поворачивали коней, и, отступая, осыпали
преследователя стрелами. Противник устремлялся в погоню, при этом его ряды
расстраивались, а свежие отряды кочевников набрасывались на него с флангов и
тыла. Когда половцам угрожал неприятель, они устраивали вокруг лагеря
укрепления из телег. Через специальные проходы между телегами кочевники
совершали быстрые вылазки и снова возвращались в свой укрепленный лагерь.
Половецкие воины, многочисленные, хорошо организованные в военном отношении,
были более серьезным противником, чем печенеги или торки. И первое столкновение
с ними лишь подтвердило это.
В 1061 г. пришли первые половцы воевать на
русскую землю. Всеволод Ярославич (князь Переяславский) — отец Владимира
Мономаха, вышел против них «февраля месяца, во второй день, и бился с ними.
Победили (половцы) Всеволода и отошли воюя. Се было первое зло русской земле от
поганых (язычников) безбожных врагов», — записал русский летописец.
Половецкие ханы полновластно распоряжались
десятками тысяч воинов, а родовая сплоченность половецких орд позволяла им
вовлекать в грабительские походы почти все взрослое население степей.
* Совсем иная судьба сложилась у печенегов и
торков, ушедших в Византию. Расположившись в густонаселенной Придунайской
Болгарии, кочевые массы, не находя себе средств к пропитанию, а также часто
используемые в войнах византийских императоров, возмутились и занялись
разорением византийских провинций. И тогда в 1091 г. император Алексей Комнин
призвал на помощь половецких ханов Боняка и Тугорхана. 24 апреля половцы и
византийцы ворвались в лагерь печенегов и устроили резню. Византийская хроника
свидетельствует: «Целый народ — печенеги, считавшийся не десятками тысяч,
превышавший всякое число, с женами и детьми погиб в один день».
Разрозненным силам русских княжеств трудно было
сдерживать натиск орды, используя в сражениях только княжеские дружины. Половцы
не замедлили воспользоваться борьбой русских князей за столы в княжествах, тем
более, что их отряды стали привлекать на свою сторону неудачливые претенденты.
Так, один из них — Олег Святославич (или как его впоследствии прозвалим в
народе — Гориславич), племянник Всеволода Ярославича, приводил половцев, с
помощью которых намеревался занять стол в Чернигове. «Тогда при Олеге
Гориславиче засевалась и росла усобица, погибала отчина Даждьбожьего внука
(внуки языческого бога — русский народ)», — писал об обстановке того времени
гениальный поэт «Слова о полку Игореве».
Половецкие полчища стали все чаще прорывать
оборонительные заслоны на Суле. Запылали города Переяславского княжества и
других земель порубежья Руси.
И тогда киевский князь Святополк, сын Изяслава
Ярославича, решил организовать поход в половецкие степи. Князь не отличался ни
полководческими талантами, ни дипломатическими способностями.
Святополк начал готовить свою дружину к походу.
Киевляне предложили ему собрать в помощь народное ополчение. Князь не
послушался горожан, понадеявшись на свою дружину из 700 человек. Но другой совет
принял и призвал на помощь Владимира Мономаха (он в то время княжил в Чернигове
— с 1078 по 1094 гг.). Князь Владимир и его брат Ростислав приняли участие в
походе. «И пошли Святополк и Владимир и Ростислав к Треполю и пришли к Стугне
(реке). Святополк же и Владимир и Ростислав созвали дружину свою на совет,
намереваясь перейти через реку, и стали совещаться. И сказал Владимир, что
«пока стоим здесь под прикрытием реки, перед лицом этой грозы, заключим мир с
ними». И примкнули к этому совету разумные мужы,... и прочие... Киевляне
(дружина Святополка) же не приняли этого совета. Но сказали: «Хотим биться,
перейдем на ту сторону реки». И взяло верх это предложение...»
26 мая 1093 г. русские дружины подошли к реке
Стугне (приток Днепра) и внезапно обнаружили огромное половецкое войско,
имевшее трехкратное превосходство. Вопреки мнению Владимира, Святополк решил
перейти Стугну и вступил в бой. Броды были не разведаны, и русские полки с
трудом начали форсировать полноводную от весенних разливов реку. Половцы, произведя
разведку, всеми силами обрушились на полк киевского князя. Разгромив его, они
по частям нанести поражение переходившим через реку полкам Владимира и
Ростислава. Многие русские воины утонули в Стугне, в том числе и молодой князь
Ростислав. Отсутствие единства в действиях князей привело к поражению всей
русской рати. И этот горький урок навсегда остался в памяти Владимира
Всеволодовича.
В 1094 г. к Чернигову, где находился Владимир
Всеволодович Мономах, пришли половцы во главе с зачинщиком смут Олегом
Гориславичем и восемь дней осаждали город. Владимиру пришлось уступить
Черниговское княжество Олегу и через «полки половецкие» всего с сотней
дружинников уехать в Переяславль. Половцы не тронули князя и его дружину, но он
осознал, что междоусобицы необходимо было искоренить на Руси.
Обстановка на степных границах оставалась
напряженной, а между русскими князьями не было согласия. Даже в этих условиях
Владимир Мономах не прекращал борьбы с половцами. В 1095 г. он разгромил орды
ханов Китяна и Итларя, кочевавших по соседству с Переяславским
княжеством.
В следующем году половецкая орда хана Боняка,
пользуясь вновь разгоревшейся враждой между Олегом Черниговским и киевским
князем, напала на Киев. Окрестные селения подверглись опустошению и орда с
полоном возвратилась в свои кочевья. Одновременно орда хана Тугорхана осадила
Переяславль. Святополк и Владимир с объединенным войском поспешили на помощь.
Русские полки незаметно переправились через Днепр и подступили к Переяславлю.
Противников разделяла река Трубеж, но русские дружины с ходу перешли ее и
обрушились на половецких воинов. Кочевники не выдержали яростной сечи и
побежали. Во время преследования многие половцы погибли, а 19 июля и сам «князь
их Тугорхан убит был, и сын его, и иные князья половецкие многие тут пали». Но
даже эта победа не остановила разбойных набегов половцев. Они продолжались. Тем
не менее удачные действия русских князей показали, что для успешного отражения
кочевников необходимо было объединить воинские силы.
В 1097 г. русские князья съехались в городе
Любече на Днепре. Прибыл туда и Олег Гориславич Черниговский. Князья
произносили страстные речи: «Зачем губим Русскую землю, поднимаем сами на себя
вражду, а половцы раздирают землю нашу на части и радуются, что между нами
рать?» И князья решили — пусть каждый владеет своей вотчиной (княжество,
полученное по наследству), но против половцев выступать всем вместе. Однако
сразу после съезда начались раздоры. В междоусобной борьбе совершилось ужасное
преступление — князь Василько Теребовльский был ослеплен своим соперником.
Снова разгорелась вражда, а половцы, пользуясь этим, продолжали опустошать
земли враждующих князей. Сама опасность вынудила русских князей съехаться еще
раз.
В 1103 г. в небольшой городок Долобск,
расположенный на левом берегу Днепра, приехали наиболее влиятельные русские
князья. На этом съезде ярко проявился организаторский и полководческий талант
Владимира Мономаха.
Проанализировав причины неудач при борьбе с
половцами, Владимир Мономах отметил тот факт, что набеги кочевников и походы
русских дружин проходили в конце мая — начале июля. Он решил нарушить эту
традицию. На Долобском совете князей и дружинников Мономах убедил всех начать
поход ранней весной, когда кони половецких воинов, перенесшие зиму на подножном
корму, не набрали силы. При этом он учитывал интересы широких слоев населения —
горожан и крестьян, из которых формировалось народное ополчение. На возражения
некоторых дружинников о том, что весной нельзя отрывать крестьян от пашни,
Владимир Мономах сказал: «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых
пашут! А почему не подумаете о том, что вот начнет пахать смерд (крестьянин) и,
приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмет, а в село
приехав, возьмет жену его и детей его и все это имущество?»
Было принято решение вести борьбу с половцами на
территории их кочевий, а не на границах русских земель. В этом же году Владимир
Мономах совместно с князем Святополком организовал удачный поход против
половцев. Войско состояло из пехоты и конницы. Пешие воины плыли в ладьях по
Днепру. Конница двигалась берегом. Высадившись у острова Хортица, пехота вместе
с конницей последовала дальше в степь. Расстояние примерно в 100 км
объединенное войско князей преодолело в 4 дня. Впереди основных сил постоянно шел
крупный разведывательный отряд (сторожа).
В апреле произошло большое сражение в урочище
Сутень. Авангард русских сумел окружить и уничтожить передовой, наиболее
подвижный и опасный отряд степняков, который возглавлял храбрейший и опытный
половецкий предводитель Алтунопа. Половцы лишились необходимых сведений о
противнике. Затем 4 апреля русское войско нанесло удар по главным силам врага,
охвати ло их с флангов и одновременно ударило с фронта. Сражение закончилось
разгромом половцев и преследованием их конницей. Было отмечено, что половецкие
кони потеряли резвость после зимовки («у коней точно ноги сковало»). «Наши же,
— записал летописец, — пустились за ними (половцами) в погоню, рубя их». В
сражении погибло 20 энатнейших половецких ханов.
Во время преследования в плен попал предводитель
половцев хан Белдузь. Он предложил Мономаху богатый выкуп: золото, коней,
рогатый скот. Однако Владимир не позарился на обещаемые богатства и заявил
знатному половцу: «Ты много раз клялся не воевать, но продолжал разорять русскую
землю. Почему ты не учил сынов своих и род свой соблюдать клятвы, а все
проливал кровь христианскую? Да будет теперь кровь твоя на голове твоей!» И
приказал князь казнить хана. Пора уговоров отходила в прошлое. Надвигалось
неотвратимое возмездие за грабительские походы на мирное население Руси. С
этого победоносного похода началась слава Владимира Мономаха, как признанного
руководителя русских войск в походах против половецких орд.
Владимир (в крещении Василий) Всеволодович
Мономах родился в 1053 г. Прозвище Мономах (по-русски — Единоборец) получил по
линии матери-принцессы Марии, дочери императора Константина IX Мономаха.
Детские годы Владимира прошли в Переяславле (Южном), который стоял на рубеже
бескрайних степей. С отрочества его окружал военный быт, рос он в дружинной
среде, и когда Владимир возмужал, то отличался от многих своих сверстников не
только умом и дальновидностью, но и завидной физической силой. По свидетельству
современников, Мономах «был красив лицом, глаза у него были большие, волосы
рыжие и кудрявые, лоб высокий, борода широкая. Ростом он был не особенно высок,
но крепок телом и силен». Он мог выдержать бешенную скачку «о двуконь» (на
сменных конях) на расстояние почти в 150 километров. Лично участвовал в опасных
охотах на свирепых зверей, своими руками ловил диких коней. В течение 18 лет
княжил в Переяславле (1094—1113 гг.), а затем до самой своей смерти в 1125 г.
стоял во главе не только Киевского княжества, но и практически подчинил своему
влиянию остальные русские земли.
В мае 1107 г. половцы произвели разбойный набег
на окрестности г. Переяславля и угнали коней. 12 августа 1107 г. при вторичной
попытке напасть на русские земли они сумели дойти до Лубени на реке Суле, где
встали на отдых. Объединенные силы князей во главе с Владимиром Мономахом снова
выступили против половцев. Они внезапным ударом разгромили половецкое войско.
Неожиданное появление русских дружин застало его врасплох. Половцы не сумели
построиться к бою. Многие воины даже не успели вскочить на коней и «пустились бежать
пеши», бросив обозы. Захватив большой полон, русские «с победой великой»
вернулись домой.
Русские князья не только силой пытались
прекратить набеги кочевников. Некоторые из них заключали брачные союзы с
половецкими ханами. Владимир Мономах женил своего сына Юрия (Долгорукого) на
дочери половецкого хана. Но хищные степняки не образумились. Набеги
продолжались.
В 1111 г. Владимир Мономах детально продумал
наступление в глубь половецких степей. Он решил нанести удар по центру зимних
стойбищ половцев — городам Шарукань и Сугров. Учитывая опыт похода 1109 г.,
когда русским воинам пришлось из-за «стужи и падежа конского
» вернуться домой, Мономах снарядил санный обоз,
на котором везли не только оружие, но и корм для коней. Был избран необычный
путь движения, проходящий намного севернее традиционных маршрутов, минуя
населенные места, в тыл кочевий.
В конце февраля 1111 г. объединенное войско
русских князей двинулось в поход. Состояло оно из конницы и пехоты, посаженной
на сани. Но сани ввиду быстрого таяния снега вскоре были брошены на реке Хорол.
Навьючив выпряженных лошадей, продолжили движение. Маршрут русских войск лежал
в стороне от передовых кочевий половцев, обеспечивая скрытность похода. Через
22 дня после выступления (с 26 февраля по 19 марта) русские вышли к центру
половецких кочевий, делая более 20 км в сутки, взяли города Шарукань (21 марта)
и Сугров (22 марта) на Северском Донце. При возвращении, 24 марта, произошло
первое сражение с собравшимся половецким войском. Князья стремились во что бы то
ни стало добиться решительной победы. Русские воины поклялись: «Помереть нам
здесь; станем крепко». Половцы потерпели поражение.
Через два дня, 27 марта, произошло второе
сражение с подошедшими из дальних становищ половцами на р. Сальница. Русское
войско выстроилось по полкам в две линии. В первой линии стояли передовые
полки, во второй — полки самого Владимира Мономаха и черниговского князя Давыда
Святославича (1050—1123 гг.). Бой передних полков был крайне напряженным. В
решительный момент Владимир Мономах ввел в сражение вторую линию переяславских
полков: «Падали половцы перед полком Володимеровым». Противник не выдержал их
удара и бросился в бегство, преследуемый русскими конными отрядами. Так
закончился и этот победоносный поход Мономаха против половцев.
Более того, после таких поражений половецкие
орды потеряли свою монолитность: против них выступили печенеги и торки,
кочевавшие в южнорусских степях и вовлеченные в орбиту захватнических походов
половцев. В 1116 г. они пришли на Русь «к Владимиру». Печенежские и торкские
воины поступили на службу к русским князьям и стали охранять не только
порубежье русских княжеств, но и свои кочевья в районе Поросья, Переяславщины и
Черниговщины. В русских летописях они известны под именем каракалпаков или
«черных клобуков» (шапок) (2).
Половецким ордам был нанесен сокрушительный
удар. После него половцы оказались не в состоянии тревожить русские земли.
Часть орд откочевала далеко в задонские степи. До 40 тыс. половецких воинов с
женами и детьми вообще ушли из русских степей и переселились в Грузию, где из
них был сформирован 5-тысячный отряд гвардии при грузинском царе Давиде IV
Строителе. В результате побед Владимира Мономаха над половцами границы Руси
обрели долгожданный покой.
В борьбе против половцев ярко проявился военный
талант Владимира Мономаха. Стратегия Мономаха, удачно примененная во время
походов 1103, 1107 и 1111 гг., ставила перед собой решительные цели. Заслуга
полководца заключалась в переходе от обороны к наступлению, к переносу войны в
глубь половецких степей. Владимир Мономах вырвал из рук противника инициативу и
все связанные с нею преимущества.
Владимир Мономах зарекомендовал себя не только
как талантливый полководец, но и глубокий мыслитель. Огромный интерес
представляет его «Поучение», в котором была сделана попытка широкого обобщения
военного искусства того времени. «Поучение Владимира Мономаха» написано
знатоком военного дела Киевской Руси. В нем привлекает внимание горячая любовь
автора к родной земле. Обращаясь к враждующим русским князьям он с горечью
напоминал: «Поистине отцы и деды наши потом и кровью зблюли землю русскую, а мы
хочем погубити». И это чувство было основным мотивом его военной и гражданской
деятельности. Он указывал, что славный путь борьбы за честь и свободу Руси
труден, но ради блага Родины к этим трудам должен быть готов каждый воин.
Владимир Мономах писал, что им было совершено 83
больших и множество малых походов. Эти походы научили его не бояться ни голода,
ни холода, ни смерти. Быть закаленными и бесстрашными — вот к чему призывал он
грядущие поколения воинов. Особое значение придавал Владимир соблюдению
воинской присяги — клятвы. Нарушение ее считалось тяжким преступлением. Даже со
своими врагами — половцами Мономах стремился не нарушать договора, чем вызвал
недовольство дружинников.
В отличие от стран Западной Европы, где рыцари
увлекались турнирами, как средством профессиональной подготовки воина, на Руси
турниры называли «игрушкой». Русские дружинники участвовали в них, причем, как
отмечали иностранцы, «не щадя ни себя, ни дорогого оружия, ни коня», но
основной подготовкой к ратной службе считали охоту на диких зверей — кабанов,
медведей. Мономах говорил: «Смерти, дети, не бойтесь ни от рати, ни от зверя,
будьте мужественны». Для русского воина, особенно ополченца, ратное дело было
лишь вынужденным занятием, а не профессией. Бой за правое дело, за родную землю
являлся испытанием физических и моральных качеств воина, в отличие от
престижных турниров и грабительских походов, столь занимавших умы средневековых
рыцарей Запада.
Твердый духом, закаленный телом, сметливый,
выносливый и неприхотливый боец — таков образ воина, нарисованный Владимиром
Мономахом в «Поучении». Сам князь неуклонно следовал этому идеалу, прообразом
которого в X веке был его прославленный предок Святослав.
Большое место в «Поучении Владимира Мономаха»
уделено обобщению опыта боевых действий. Описанию походов посвящен целый
раздел. Это не простое перечисление битв и разгромленных врагов, а тактические
примеры. Читая эти лаконичные строки, поражаешься не знающей предела боевой
активности русского князя. Сколько бы не было врагов, откуда бы они ни
появлялись, их всюду настигали сокрушительные удары Владимира Мономаха.
Молниеносные походы и марш-маневры были возможны
только при высокой организации войска, дисциплинированности воинов, хорошо
поставленной разведке. «На войну выйдя не ленитесь, не полагайтесь на воевод:
ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну, — говорится в «Поучении», —
сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон,
ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не
оглядевшись». Все это говорит о требовательности полководца к военачальникам,
которые, по мысли автора, должны в бою все сами организовывать и проверять,
всегда и везде находиться в боевой готовности, быть бдительными. Во время
похода Мономах требовал от воевод, чтобы воины не занимались мародерством:
«Когда ходяще путем по своим землям (княжеств), не дайте пакости деяти отрокам
ни в селах, ни в житех (посевах), да не клясти вас начнут» (3).
Таковы некоторые положения «Поучения Владимира
Мономаха». Даже простое их перечисление показывает, насколько широко понимал
военное дело автор — крупнейший полководец и первый русский военный
писатель.
Владимир Мономах объединил воинские силы для
борьбы с внешними врагами Руси. При нем укрепились политические связи с
Византией, а умелое ведение внешней и внутренней политики выдвинуло Владимира
Мономаха в число выдающихся правителей и полководцев Древнерусского государства
(4).
Владимир Мономах надолго сохранился в памяти
народной. О нем помнили спустя много веков. Для князей он был символом
могущества, собирателем разрозненных русских земель. Недаром великий московский
князь Иван III обращался к образу Мономаха, который властно пресекал усобицы
князей и образовал в XII веке крупнейшее в Европе государство со столицей в
Киеве. Иван III по праву считал себя не только потомком Мономаха, но и
преемником его дел. «Шапка Мономаха», будто бы полученная от императора
Византии, стала атрибутом самодержавной власти и со времен Ивана III (1498 г.)
преемники великих князей и царей стали короноваться ею.
В памяти трудового народа Мономах остался как
победитель хищных степняков. О нем складывались былины: князь разгромил
«Тугарина Змеевича» — грозного половецкого хана Тугорхана, победил «Идолище
Поганое» — половецкого хана Итларя. Не забыли о нем и книжники. Сто лет спустя
летописец писал о том, что Владимир избавил Русь от хана Отрака, загнав его на
Кавказ: «Тогда Володимер Мономах пил золотым шеломом Дон, приемши землю их всю
и загнавши окаянные агарян (половцев)». В «Слове о погибели Русской земли»,
написанном в период монголо-татарского нашествия, Мономах вспоминается как
могущественный правитель земли Русской. В московской летописи XVI века имя Мономаха
связано не только с победами князя, но и с преемственностью русских царей
традиций Византии и первенствующей роли во всем православном мире. В период
«злой татарщины» русский народ вспоминал о былом величии и могуществе Древней
Руси, не терял надежды на объединение сил для борьбы за свое освобождение от
иноземных захватчиков.
2.4 Подведение итогов
Политическая неурядица была первым бедствием Киевской Руси. Вторым бедствием ее было соседство кочевников. Выше было сказано, что беспокоившие Русь печенеги были разбиты и прогнаны от Киева Ярославом Мудрым (1034). Вскоре после этого они совсем ушли из русских степей на Балканский полуостров. На их место из Азии появилось новое кочевое племя половцев, более сильное и беспокойное, чем печенеги. Впервые в 1061 г. половцы напали на русских и с тех пор непрерывно беспокоили русские области своими набегами и разбоями.
Они нападали врасплох на села и города, жгли их и разоряли, жителей убивали или уводили в плен. Пленных они обращали в своих рабов или же продавали в рабство в Крым, откуда рабы развозились в разные страны Европы и Азии. В лучшем случае, после многих страданий, пленные выкупались обратно на Русь или же убегали сами из половецкого плена. Набеги половцев на Русь были так часты, что их нельзя и перечесть; наиболее крупных насчитывают около 50 в полтораста лет (1061–1210). Разумеется, от половецкого «зла» страдали больше всего южные русские волости, которые прилегали к степям: Киевская, Переяславская, Черниговская (Северская) и др. Чем больше бывало здесь междоусобий, тем свободнее и удобнее могли половцы проникать на Русь. Иногда сами князья вмешивали «поганых» в свои распри и показывали им путь в Русскую землю, обращаясь к ним за военною помощью и натравливая их на своих врагов — русских же князей. Но так бывало, конечно, не всегда. Обыкновенно князья заботились об обороне русского населения и как могли боролись с половцами. Во-первых, они так же, как и ранее против печенегов, строили против половцев укрепления на границе. Эти укрепления представляли собою сплошной вал со рвом; он тянулся на десятки верст по степи и закрывал собою вход в русские земли. Через него можно было проникнуть лишь в нарочно устроенные ворота, прикрытые укрепленными городами, в которых всегда находилась стража. Если половцам удавалось так или иначе перебраться за вал, население спасалось в этих городах и отсиживалось в осаде, пока половцы не уходили. Не довольствуясь постройкою укреплений, князья держали на своих границах вооруженные отряды для наблюдения за степью. Иногда эти отряды составлялись из замиренных печенегов и торков («черных клобуков»), которых нарочно селили на границах государства — в степи, чтобы они сохраняли подвижность и удаль кочевников и тем успешнее боролись со своими исконными врагами, такими же кочевниками, половцами. Иногда же сами князья берегли границу с собственными дружинами.
Во-вторых, принимая на своих границах оборонительные меры, русские князья пытались, сверх того, и сами переходить в наступление: они нападали на половцев в местах их кочевий для того, чтобы внушить им страх, отогнать их подалее от Руси и освободить от них торговые дороги, ведшие через степи к южным морям. Из всех князей в особенности Мономах отличался способностью переносить войну в половецкие кочевья, не ожидая половецких набегов на Русь. Он старался мирить усобицы и соединять силы враждующих князей против общего всем врага. Для этого он устраивал княжеские съезды и на них увещевал князей идти в степь на «поганых». Знаменит из таких съездов Долобский съезд (на Долобском озере близ Киева), на котором Владимир уговорил великого князя Святополка Изяславича начать поход на половцев. Последствием этого похода был разгром половецких сил (1103).
К сожалению, после Мономаха постоянные усобицы князей не только давали половцам возможность оправляться от наносимых им ударов, но и вели к непрерывному их усилению. Половцы все более и более наседали на русские окраины, а наступательные действия против них русских князей становились менее часты и удачны. Так, предпринятый в 1185 г. в половецкие степи поход северских князей Игоря и Всеволода Святославичей (внуков Олега Святославича Черниговского) окончился их поражением и пленом. Подробности этого несчастного похода изложены в летописи и воспеты в знаменитой песне, носящей название «Слова о полку Игореве — Игоря, сына Святославля, внука Ольгова». Поражение русских дружин в далекой степи, плен нескольких князей и удачный побег Игоря из плена сильно действовали на умы русских людей. Причину неудачи Русь видела в отсутствии мира и согласия среди своих князей.
Составитель «Слова о полку Игореве» горько жалуется на эту беду и призывает князей к единству и миру. Но увещания не помогали, князья продолжали ссориться, а половцы продолжали надвигаться на Русь. Наиболее близкое к степям Переяславское княжество во второй половине XII в. было почти занято половцами, которые в нем уже «жили», а не только его грабили наездом. Степные дороги оказывались совсем во власти кочевников. Русь потеряла свои владения на Азовском море (Тмутаракань), так как пути к ним были заняты половцами. Только с большим трудом русские купцы могли добираться через степь до Черного моря, и потому торговля Руси с Грецией постепенно падала и, наконец, совсем замерла. А вместе с этим упало и прежнее значение Киева.
Отрезанный кочевниками от южных морей, Черного и Каспийского, Киев уже не мог посредничать в торговле Европы с востоком. Эта торговля нашла себе в ту эпоху иные пути, открытые благодаря Крестовым походам, и пользовалась средиземным бассейном. Киев же беднел и глох. Население южнорусских княжеств, не находя от постоянных усобиц и разбоев ни безопасности, ни заработка, понемногу оставляло свои места и переселялось подальше от степи или на север, или на запад. Так совершалось постепенное падение Киевского государства, утратившего свое политическое единство и торговое оживление.