Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Кафедра философии
Направление подготовки
040700 «Организация работы с молодежью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «История и современное состояние молодежной политики за рубежом»
Тема: «Образ молодежи Великобритании: кейс ВВС»
Студент: Бачерикова
Екатерина Геннадьевна, 2 курс
Направление: «Организация работы с молодежью»
Научный руководитель: Малкова Елена Вячеславовна
доцент кафедры философии ___________________ Малкова Е.В.
Пермь, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава I. Медиаобраз в обществе. 3
1.1. Особенности определения медиаобраза молодежи. 3
1.2. Методы создания медиаобраза молодежи. 6
1.3. Функции медиаобраза. 12
Глава II. ВВС и исследование медиаобраза молодежи. 16
2.1. Специфика медиавещания на ВВС.. 16
2.2 Причины создания медиаобраза в структуре ВВС.. 21
2.3. Медиаобраз молодежи в структуре ВВС.. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 29
ВВЕДЕНИЕ
Современные СМИ постепенно утратили свое изначальное предназначение. Сегодня, средства массовой информации – это не просто техническое средство трансляции медиа, но и мощнейшее средство воздействия на общество. Поэтому его роль в конструировании образа объективной реальности постоянно растет. Британская широковещательная корпорация Би-би-си (ВВС) – это перспективная компания, которая обрела свою популярность и значимость у многочисленной аудитории и в том числе молодежи. Учрежденная Английской королевой в ХХ веке, ВВС по сей день имеет государственную значимость в моделировании медиаобраза молодежи, его имиджа внутри страны, но к сожалению, медиаобраз не имеет своей теоретической и практической обоснованности. Тема имеет слабую степень изученности. Не до конца определены: предмет медиаобраза молодежи, его цели и направленность, причины формирования, в этом и заключается актуальность исследования.
Проблема медиаобраза молодежи представляет собой ценность для изучения и применения навыков специалиста по «Организации работы с молодежью», т.к. медиа и СМИ – является одной из сфер нашей профессиональной реализации. Под «медиаобразом» мы понимаем совокупность ключевых включенных характеристик, свойств и признаков молодежи, продуцированных через СМИ, влияющих напрямую на восприятие аудитории [Галинская, 2013. С 91].
Поиск образа осуществляется в таких сферах жизни общества, как наука, искусство, культура и т.д. Молодой человек выступает объектом исследования с самых разнообразных ракурсов и позиций. Молодежью интересуются в публицистике, историографии, лингвистике и медиа, пытаются сопоставить психологический портрет с действительностью, найти ее интересы, убеждения и ориентации, изучают ее для того чтобы понять механизм взаимодействия понятия образа и молодежи. К работам поиска образа человека, в области медиа, можно отнести публикации Е.Е. Коптяковой, В.П. Комиссарова, И.Г. Сощенко, А. А. Королева, Д.В. Шумкова и других.
А самыми интересными публикациями, на наш взгляд, остаются три работы, посвященные конструированию образа молодого поколения. Первая из них – диссертация кандидата исторических наук Алтайского государственного университета – Д.К. Вейна, под названием «Образ германской молодежи в российской и советской периодической печати и публицистике в последней трети XIX - первой половине XX века», где проводится реконструкция форм и методов отражения в печати образа молодежи. Вторая публикация представляет собой сборник докладов и материалов Всероссийской научной конференции «Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры», подготовленном к печати в Институте гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, редакция В.А. Лукова. Третья, «Образ молодежи в искусстве» Б. Иогансона, 1950 г. «Смена» №565, Декабрь 1950 г., целью которой является анализ картин известных художников ХХ века и последующая через них интерпретация молодежи.
Объектом исследования является медиаобраз молодежи Великобритании в структуре ВВС.
Предметом исследования – причины формирования и специфика конструирования того или иного образа молодежи на ВВС.
Цель – изучение медиаобраза, как средства медиавлияния СМИ и выявление медиаобраза молодежи в структуре ВВС, его описание.
К задачам отнесем следующие:
1) Изучить особенности определения медиаобраза молодежи, методы его создания, функции.
2) Выявить структуру образа и стратегию его определения в средствах ВВС.
3) Изучить информационную базу, новостной контент о молодежи Великобритании, начиная с 2010-2011 года по 2015.
4) Раскрыть методы и средства формирования образа британской молодежи в информационном пространстве ВВС и описать полученные данные.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие методологические подходы: изучение литературы и основных исследований образа молодежи; контент-анализ; описательный и системно-функциональный метод.
Структура курсовой работы включает в себя, помимо введения, заключения и приложения – 2 главы. В первой, мы рассмотрим теоретическую часть определения медиаобраза. Во второй, проведем исследование и выявим медиаобраз молодежи в структуре ВВС.
Глава I. Медиаобраз в обществе
1.1. Особенности определения медиаобраза молодежи
В психологии, структура образа представляет собой систему критериев определения психологического портрета не просто одной социальной группы, а каждого отдельно взятого в ней человека. В практике для обозначения образа молодежи, создаваемого в СМИ, чаще всего используют понятие «медиаобраз». Терминологически «медиаобраз» не осознан, точно так же как и ряд проблем, связанных с ним. Не разработана до конца структура понятия и соотношение в ней элементов, которые бы отражали 2 критерия в медиа пространстве: субъективный и объективный. Субъективный - это позиция автора любых материалов, его ценностные ориентации и политические взгляды, психологические установки. А объективный, характеристику реальности, находящую свое отражение во всех новостных и информационных ресурсах посредством осуществления взаимосвязи между продуцентом и реципиентом
Для того чтобы определить специфику создания медиаобраза молодежи в Би-би-си (далее ВВС), нам нужно понять насколько вообще реально то, о чем вещают СМИ? Немецкий социолог и конструктивист ХХ века, Николас Луман, в своей книге «Реальность массмедиа» говорит о трех медиа-реальностях. Первая из них является фактической - система воспроизводит себя через связь с внешним миром. Вторая - это иллюзия, которая для всех остальных предстает как действительность, как утверждает Луман, она выглядит для всех реальной. Ну и наконец, последняя, кажется независимой, но на самом деле, это лишь конструкция, продуцированная массмедиа [Луман, 2004. C.13]. Цель массмедиа – создать иллюзию. И средства, которые используются, прежде всего, в СМИ – это наблюдение или определенная последовательность наблюдений. В то время когда реальность не имеет четких границ или же отсутствует, образ формируют такие повторяющиеся инструменты как кодовое слово, знак или символ. Цель таких приемов не просто убедить или завоевать аудиторию, а стать конструктом иллюзии реальности. Британский социолог ХХ века Фрэнк Уэбстер верно подметил, что знаки окружат нас повсюду. «Мы атакованы знаками со всех сторон, мы сами себя создаем из знаков, мы не имеем возможности скрыться от них - и все это в результате приводит к коллапсу смысла» [Уэбстер Ф., 2004. С. 29].
Конструктами в медиа принято считать события, процессы и новости, а так же имидж исследуемой группы (молодежи). Помимо этого для СМИ не существует преград привлечения более пристального внимания аудитории. Средством для достижения этой цели будет расширения новостного контента, и процессы, когда новость становится самой популярной и обсуждаемой в главной повестке дня. Таким образом, именно медиаобраз становится главным показателем имиджа молодежи. Очевидно, что понятия образ и имидж неразрывно связаны в медиа. Имидж создается в самом начале, взаимодействуя с образом – он формирует эмоциональное отношение аудитории к объекту. В ходе коллективной работы журналистов медиаобраз возникает исходя из его имиджа и образа. Речь идет об исследовании уникального явления или события, исследование целостной картины в единстве его составных элементов, во взаимодействии объективных и субъективных факторов. Имидж позволяет получить развернутый ответ на вопрос: «Каким Вы видите данный объект исследования?». По своей природе, имидж – это социальное явление. Он включает себя либо представление большой социальной группы к исследуемому объекту, либо это «эмоционально окрашенный образ, т.е. целое, которое без утраты своей природы не может быть расчленено на составляющие части» [Журавлёва, 2010. С. 41].
Попытка описать и исследовать имидж через любые аналитические характеристики, измеряемые количественными методами, благодаря самой направленности этих характеристик неизбежно будет частичной или фрагментарной.
Основываясь на вышесказанном, можно вывести следующие особенности, относящиеся к определению социальной группы – молодежи в средствах ВВС:
· Субъективность и объективность
· Детерминированность внешней средой
· Вариативность
Конечно же, не исключены и противоречия. Зачастую, одни и те же характеристики могут иметь совершенно разную интерпретацию. К примеру, характеристика «возраст» может быть представлена как в положительном контексте, как и в отрицательном. Молодость иногда предстает перед нами в качестве неопытности, недостаточности компетенций или жизненных навыков. В другом ключе, молодость – это новаторство, интеллектуальное окно или же возможности. Состоять из одних и тех же компонентов медиаобраз не может, так как предполагает работу сразу нескольких многообразных журналистских настроений [Галинская, 2013. С. 91].
Развитие медиа пространства открывает для аудитории широкие возможности. С появлением новых форматов медиа, у читателей – зрителей появилось больше возможностей оставлять ответную реакцию, отклик, рефлексию. Открытой площадкой и полем возможностей становится Интернет. Общение, обсуждение и выражение собственного мнения, оказывается привычным и само - собой разумеющимся способом оценки социальных, политических и других явлений, представленных в медиа пространстве. На страницах различных форумов, социальных сетей и сайтах медийных изданий открывается арена открытого общения. Именно здесь, происходит процесс «возвращения образа», на предложенные характеристики, медиа получает ответ реципиента, оценивающего действительность.
Изучая повседневную действительность, современные СМИ, а именно ВВС основываются на стремлении выявить позитивные и отрицательные характеристики – тенденции общества, тенденции молодежи. И не всегда медиаобраз имеет духовно-нравственную основу, в дальнейшем в нашей работе представиться шанс, чтобы увидеть это. В том числе медиаобраз молодежи, выявленный на web-страницах структуры BBC, включает в себя немалое количество негативных оценок как ситуации в целом, так и отдельных ее частей. Чаще всего такое отношение формируется на основе нестабильной социальной действительности. Оценку можно интерпретировать двояко. С одной стороны, это препятствие к консолидации медиаобраза и аудитории. С другой, решение проблемы, побуждение к действиям, а так же средство объединения и привлечения внимания аудитории. Важно отметить, что создание образа происходит в ходе коммуникаций, сопоставления представлений об объекте исследования и его наполнения. Поэтому образ является продуктом сотворчества и взаимодействия в обществе.
Таким образом, медиаобраз молодежи – это совокупность ключевых включенных характеристик, свойств и признаков молодежи, продуцированных через СМИ, влияющих напрямую на восприятие реальности реципиентов [Галинская, 2013. С. 91-92]. Медиаобраз молодежи в ВВС определяется как совокупность рациональных и эмоциональных представлений, основанных на информации о молодых людях и как своеобразный образ реальности, сконструированный медиаиндустрией для своей аудитории. В нашем исследовании мы будем моделировать медиаобраз молодежи посредством изучения новостного контента британской службы ВВС.
1.2. Методы создания медиаобраза молодежи
Понятие «медиаобраз» пришло к нам из журналистики. Медиа – означает средства коммуникации, а сам образ – это воссоздание. Понятие «образ» шире и представляет собой целое и обобщенное отражение реальности. Поиск образа осуществляется в таких сферах жизни общества, как наука, искусство, культура и т.д. Направленность и цель поиска всегда будет разной, но алгоритм, методы и способы поиска, на какую-то свою часть, будут перекликаться между собой.
Изучать молодежь как социальную группу начали тогда, когда в России впервые она обрела свою значимость. В первом потоке изучения молодежи был президент Академии художеств СССР - Борис Иогансон. В 1950 году в журнале «Смена» №565 он опубликовал свою работу под названием «Образ молодежи в искусстве», целью которой было понять, как художники того времени интерпретируют молодежь [14]. Анализируя картины советских художников А. Григорьева, В. Мариупольского, П. Соколова, В. Ефанова, А. С. Субботина, Т. Яблонской, В. Орешникова и А. Пахомова, сравнивая условия для творчества с капиталистическими странами, в том числе и с США, он пришел к следующим выводам. Молодые люди в эпоху Комсомола были уверены в своем будущем. Для них были характерны такие черты как спокойность, ответственность, благородство, бесстрашие, активность и честность. Социалистическая сплоченная молодежь была готова отвечать за свои поступки и, не боясь, брать на себя тяжелую работу, совершать подвиги. Это единый коллектив энтузиастов, физически и духовно красивых умных людей с сильной волей, закаленных трудом и борьбой за будущее. Чтобы сделать такие выводы автору пришлось прибегнуть к методу наблюдения и структурному анализу. Это одна из немногих работ прошлого века, посвященная поиску образа молодежи.
Сегодня мы можем исследовать еще более поздние формы проявления молодежного потенциала. Дмитрий Константинович Вейн, кандидат исторических наук Алтайского государственного университета, в 2010 году закончил работу под названием «Образ германской молодежи в российской и советской периодической печати и публицистике в последней трети XIX - первой половине XX века» [15]. Идея работы состоит в том, чтобы провести реконструкцию форм и методов отражения образа молодых людей Германии в печатных публицистических изданиях СССР. Сначала происходит изучение исторических событий в этот период. Затем анализ немецкой и русской молодежи; молодежной политики; молодежных движений, как в Германии, так и в России; монографий и публикаций; воспоминаниях соотечественников, а так же печати (печатной продукции) в это время. Методы, использовавшиеся в работе – это историко-генетический, историко-сравнительный и системный метод. Выбор именно этих методов характеризуется спецификой темы исследования. А структура исследования состоит из 1) представлений о молодежи Германии, как самой активной движущей силе политической борьбы во времена Веймарской республики и Третьего рейха; 2) совокупности знаний об общественно-политических организациях молодежи, реализующих свою деятельность с 1919 года по 1945; 3) системы штампов пропагандистской деятельности в СМИ, применяемой для формирования общественной оценки в Советском Союзе.
Стоит разобрать образ молодого человека в политике, которого исследовал Д.В. Бычков, кандидат исторических наук Московского гуманитарного университета. В статье «Российские партии в процессе политической социализации молодежи в условиях современной России» особую роль играют этапы формирования образа. Определяется система социализации в политике; ведущие институты и агенты политической социализации. Осуществляется анализ политических партий и работа их направлений, а так же сама позиция молодежи в этой среде. В исследовании Д.В. Бычков выделяет существенный потенциал молодых людей, положительный и позитивный образ молодежи как главного и потенциального субъекта будущего. Помимо этого, он отмечает особый характер политической мобилизации у молодых людей и высокий показатель гражданской ответственности [Бычков, 2007. С. 315-316].
Руководитель Центра социального проектирования университетского образования и социологии молодежи Института гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета, кандидат экономических наук – В. А. Гневашевой, принадлежит работа «Российская молодежь в начале ХХI века: ее социальный образ для нас и для мира» [17]. В такой, более актуальной на сегодня статье, строится образ студенческой молодежи в современной системе ценностей и норм, посредством анализа отношения молодых людей к ценностям ХХ века. В процессе исследования получились следующие выводы: 1) российская молодежь находится в ценностно-нормативном кризисе; 2) студенческая молодежь проявляет большую склонность к влиянию на личность и на сознание, чем остальные категории населения; 3) с другой стороны, студенческая молодежь патриотична и готова к действию в рамках принятых в обществе моральных норм; 4) Российские, культурно исторические ценности предшествующих поколений имеют лишь частичное отражение среди молодежи. Методы, применяемые для оценки образа – это системный метод, аналитический и структурный.
Исследование, которое ближе к нашей теме, к ВВС, провел заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Московского гуманитарного университета – А. А. Королев. В работе посвященной определению образа молодежи в СМИ, профессор находит место и для ее образа в политике. Его работа «Современная российская молодежь под прицелом СМИ» вытесняет молодежь как отдельную и особо значимую социальную категорию, на которую СМИ ведет настоящую охоту [18]. В статье, представлена статистика, наглядно показывающая все изменения, произошедшие с развитием средств массовой информации. Работа посвящена определению пути манипулирования СМИ, а также причинам становления образа жизни молодых людей их мышления и сознания.
Общественная палата Российской Федерации и Комиссия по социальным вопросам и демографической политике подготовили аналитический доклад по итогам 2011 года, г. Москва – «Социальный портрет молодежи Российской Федерации». Особенностью доклада стало то, что образ молодого поколения представлен через призму психологии и социологии, и именно в этом докладе были предприняты попытки создать единый социальный портрет российской молодежи. Методы создания образа – это анализ данных открытых источников, различных социологических исследований, публикаций в СМИ, отчетов органов власти. Еще один метод, использованный в исследовании, предполагает соотношение образа с его репрезентом, полученным на основе анализа важнейших стратегических документов России. При конструировании социального портрета молодежи была использована Концепция долгосрочного социально-экономического развития России.
Всего нами было изучено порядка 25 работ. Каждая из них отличается своей структурой медиаобраза. Основные элементы мы попытались объединить и применить для нашего исследования во 2 главе. Критерии, которые мы выделили – это пол, возраст; национальность; образование; этические и политические взгляды; ценности; психологическое состояние; образ жизни; состояние здоровья; общественная деятельность; место работы, учебы; место жительства; вредные привычки; внешний облик; хобби; юмор. По Милорадовой Н.Г. структура образа должна включать в себя познавательную, эмоционально-волевую и поведенческую сферу, описание устойчивых качеств меняющихся признаков, самооценку и самоопределение [27]. Медиаобраз в таком случае – это отражение реального поведения и практическое отношение к миру.
Обзор работ, посвященный поиску и определению образа изучаемого объекта, позволил составить три специфически принципиальных направлений в изучении медиаобраза. Первое из них – это образ известных, публичных персонажей в общественной жизни. К таким работам можно отнести поиск образа политического, религиозного деятеля, звезд шоу-бизнеса и др. Например «Образ Жириновского в прессе». К этому же типу относится и образ общественно значимых социальных, политических или экономических явлений. К примеру, «Образ России на основе лингвистического анализа медийных текстов профессиональных журналистов».
Такие работы напоминают процесс социологического исследования, поэтому методология в этом смысле состоит из контент анализа, корпусных методик (всевозможные медиа и интернет форумы) и мониторинга. «Мониторингом называется определенное «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности» [Тертычный, 2000. С. 57]. Предмет мониторинга – это всевозможные количественные и качественные характеристики за определенный промежуток времени, с четко обозначенной целью и параметрами. К примеру, статистическая характеристика оценивает какое количество раз, имя изучаемого политика упоминалось на страницах издания или же страницах сайта массмедиа. Особенность мониторинга в том, что он позволяет сделать «срез» какого-либо явления в виде статистических данных и вывести тенденцию, определяющую популярность / не популярность, позитивное / негативное отношение к персонажу и т.д.
Второе направление исследований – это способ поиска и обозначения образа на основе метода фокус – групп. Выделять критерии исследования можно двумя способами. Анализом СМИ (печать, телевидение и радиовещание) и фокус - группами. Принято объединять эти два метода в один, таким образом, эффективность исследования заметно возрастет. Можно заметить, что данное направление позволяет провести реконструкции «картины происходящих событий». Цель фокус - групп – это выявление уровня знаний по определенной проблеме, ее достоинств, недостатков, путей решения и рискам. Такая тенденция сопоставления образа заключается в интеграции изучения разносторонних источников информации об изучаемом явлении.
Третье направление исследования занимается реконструкцией медиаобраза на основе обратной реакции от аудитории. Анализ информации осуществляется на страницах интернет – форумов, сайтах медиа изданий, а так же блог – платформах. Средства массовой информации содействуют артикуляции и дискуссий по актуальным вопросам и идеям общественной жизни. Разновидностью получения обратной связи могут быть сообщения на форумах, интервью, анкеты или же письма в редакцию. Перспективность направления обусловлена коммуникативной активностью аудитории, которая, более того является особой общественной ареной открытого диалога. В результате, происходит преодоление методологических трудностей, с которыми напрямую сталкиваются исследователи данной проблемы. Ведь медиаобраз можно изучать не только через способы подачи информации, но и через продуцирование реципиентов этих медиаматериалов [Журавлёва, 2010. С. 93]. Обобщая вышесказанное, можно заметить, что тема образа молодых людей интересовала ученых, уже начиная с ХХ века. Каждое исследование, приведенное в этом параграфе в качестве примера, имеет свои особенности. Методы формирования образа, в том числе и медиаобраза, могут меняться в зависимости от тематики и направленности исследования. Основными методами в нашем исследовании будут описательный и системно-функциональный метод, который предполагает структуризацию и анализ элементов системы ВВС, их взаимосвязи в рамках всего объекта исследования.
1.3. Функции медиаобраза
Коммуникация субъектов взаимодействия – это процесс, являющийся системой отношений. В течение всего времени формирования медиаобраза происходит сбор, производство, распределение и обмен информацией между ее участниками. Одним из принципиальных требований к медиаобразу считается обеспечение целостной системы СМИ. Оно может быть выполнено, в случае если его направленность отвечает следующим условиям: удовлетворение информационных потребностей субъектов и разных социальных групп, в том числе и молодежи, содействие между ними; объективное отражение находящейся вокруг реальности; создание информационного поля, согласно динамике общественного развития. В современных условиях такая целостность не очевидна. Но если все критерии, которые описаны выше, начнут соблюдаться, то активно начнет функционировать информационное взаимодействие всех элементов, и информационные механизмы внутри структуры ВВС.
Функции медиаобраза – это функции социальные. Медиаобраз молодежи «руководит» идеологическим влиянием, возможностью описывать, классифицировать различные социальные процессы и явления молодежной среды, а также создавать значимость для общественной жизни. В структуре ВВС такой подход распространен, далее попробуем раскрыть отдельные функции более подробно.
Медиаобраз имеет сильное влияние на формирования общественного мнения. Это структурный элемент визуально-эмоциональной реальности, олицетворяющий собою образец объективного существования [балуева ирина].
В Великобритании, аудитория ВВС в сети интернет составляет порядка 13,2 млн. человек ежедневно. А общее число всех слушателей, входящих во Всемирную службу отделений, превышает 150 миллионов человек [0]. Так как именно эта служба имеет достаточную популярность во всем мире, она еще имеет и ряд возможностей, позволяющих создавать ей свой, неповторимый контент.
Другая функция медиаобраза рассматривает его как единицу средств выразительности СМИ. Это художественная конструкция, направленная на моделирование эмоциональной составляющей медиа-события. Причина кроется в том факте, что каждый материал направлен на определенную социальную группу. Он несет свою направленность и определенную значимость. По данным исследования Policy Exchange "Changing the Channel", ВВС тратит большие средства на производство и обеспечение рейтинговых передач, программ для молодежи, нацеленных для молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет. Формирование молодежи, с помощью СМИ происходит тремя путями:
· Контрмаркетинг, это продукция через фильмы, трансмедиа и цифровые СМИ глобального масштаба.
· Выявление содержания отчетности и изменения от отрасли со стороны самих производителей СМИ.
· Повышение информированности через блог и молодежные передачи[11].
Медиаобраз – фрагментарная модель реальности. Создается в текстах профессиональных журналистов и отражает их мировоззрение, ценностные ориентации и политические предпочтения, а так же особенности их психологических качеств. Сегодня в штате ВВС числится около 8,4 тысячи человек, в том числе около 5 тысяч журналистов, работающих в Британской службе и за рубежом [11]. Все они представляют собой высококвалифицированных журналистов (выпускники факультетов наиболее престижных вузов во всем мире), реализующих свою деятельность на радио, телевидении, в интернете, печатных СМИ и в горячих точках.
Медиаобраз выполняет управленческую функцию. Через связь «От СМИ – к молодежи» он управляет социумом. Под управлением подразумевается «производство» смысла, образа, идеологизированного конструкта, ретранслированного аудитории в виде журналистского материала. ВВС имеет свою систему ценностей, методы исследования объектов и создания образов, свои цели и задачи. На совокупность этих элементов влияет состояние политической и социально-экономической ситуации в обществе, а также культурные традиции.
Как мы видим, медиаобраз молодежи управляет идеологическим влиянием, перспективой характеризовать, систематизировать разнообразные общественные процессы и действия молодежной сферы. Кроме того, медиаобраз формирует значимость общественной жизни. Выделим следующие функции медиаобраза в системе ВВС. Это социальные функции:
· Формирование общественного мнения.
· Функция выразительности, эмоциональное наполнение медиа.
· Отражение реальности.
· Управленческая функция.
Благодаря такой функциональной направленности, медиаобраз обеспечивает эффективность и качество новостного контента в структуре ВВС.
Таким образом, мы пришли к выводу, что понятие медиаобраз тесно связано с понятием «образ», которое часто встречается в самых разнообразных сферах жизни общества. Мы не успели заметить, как он стал для нас значимым, как ловко и гармонично он вошел в нашу жизнь. Медиаобраз молодежи в структуре ВВС - это лишь небольшая часть всей системы влияния на аудиторию и работы с ней, чаще всего он направлен на отражение и конструирование социальной действительности.
Отражая повседневную действительность, ВВС пытается передать как позитивные, так и отрицательные характеристики общества – его тенденции. И зачастую, медиаобраз молодежи, выявленный в структуре BBC, включает в себя немалое количество негативных оценок.
Начиная с этапа творчества, продолжая жизненным циклом медиаматериала и заканчивая воздействием на аудиторию. Медиаобраз молодежи состоит из многочисленных индивидуальных особенностей этой социальной группы, принадлежащих коллективной среде журналистики, которая его формирует. Наполнение состоит из организаций психики, образа мыслей, мировоззрения, особенной структурой творческого поведения, субъективными и объективными настроениями к действительности, а так же специфики образа жизни.
С помощью контент анализа и корпусных методик, в следующей главе мы попытаемся выявить медиаобраз молодежи и причины его формирования в структуре ВВС.
Глава II. ВВС и исследование медиаобраза молодежи
2.1. Специфика медиавещания на ВВС
На сегодняшний день, ВВС, несмотря на все трудности, связанные с экономической составляющей, с жесткими ограничениями политики, в которую ее ставит миссия общественного информирования, с большим обилием коммерческого конкурентного сектора, не прекращает исполнять свою существенную роль в СМИ Великобритании и социуме.
Великобритания относится к странам, которые имеют общепризнанную высокую информационную культуру. Информационная корпорация ВВС была создана Королевским Указом в 1922 году и имеет достаточно большое признание. По данным исследования, ВВС может иметь еще большую финансовую поддержку со стороны своей аудитории. 81 % из всего числа населения согласны оплачивать новостной контент ВВС. Сумма в год составляет 121 фунтов стерлингов. Исследование показывает, что люди в среднем готовы платить еще большую сумму за пользование каналами ВВС, примерно в 2 раза больше, чем нынешняя цена [12]. Это связано, как и говорилось ранее, с всеобщим признанием и доверием. Что касается молодежи, то эта часть основной аудитории оценивает ВВС выше по сравнению с остальными каналами в телевизионном вещании. Эта часть аудитории согласна на внедрение подписанной системы взамен лицензированной стандартной платы.
Руководство ВВС доверено Правлению, состоящему из 12 членов, включающих национальных управляющих по Уэльсу, Северной Ирландии и Шотландии, а также председателя и вице-председателя. Все члены несут ответственность за поддержание всех уровней программ, удержание баланса подходов к подаче информации, а также непредвзятого информирования событий и процессов, противоречивых по своей структуре. С 1997 года в состав ВВС входят 6 основных директоратов.
· BBC – Broadcast (вещание)
· BBC – Production (производство)
· BBC – News (новости)
· BBC - Worldwide (всемирное)
Мы исследовали как основной сайт ВВС - BBC News в Великобритании, так и Русскоязычную службу новостей, а так же каналы ВВС на Youtube. На наш взгляд, именно в этих структурах наиболее полно представлена информация, которая позволила бы нам вывести медиаобраз молодежи.
Региональные отделения ВВС расположены по всей стране. Готовят программы, и новости такие отделения как «ВВС-Север», «ВВС-Юг», «ВВС-Мидлендс и Восток», а так же «ВВС-Шотландия», «ВВС-Уэльс», «ВВС-Северная Ирландия». Специфика характеризуется тремя направлениями: это информационное, образовательное и развлекательное. В образовательном направлении реализуются программы для школ, различных курсов последующего обучения, а также программы по обучению иностранным языкам. Эти услуги очень точно определяют потребности молодежи в информационном пространстве. Большинство таких программ транслируются на школьном телевидении BBC.
Для сохранения ведущей позиции и конкурентного преимущества среди многообразия СМИ в 1994 году была создана Всемирная служба BBC. До сих пор ей удалось сохранить свой высокий мировой авторитет и качество заданных стандартов редакторской работы. Всемирная служба BBC подразделяется на «Зарубежное вещание BBC» и коммерческую компанию «ВВС Worldwide Limited», включающую телевидение, издательскую деятельность и образование.
Молодежь изначально является наиболее активной категорией населения, которая спешит реализовать большинство задач за минимальное время. Это обуславливает потребность в оперативном получении всей необходимой информации. Такая ситуация ставит задачей для любых СМИ довести максимум информации за минимум времени. При этом, СМИ создает определенный «образ» события, который «зацепит» самую разнообразную аудиторию. Как показывает практика, наибольшее внимание привлекают негативные новости, поэтому основной контент формируется за счет негативных событий.
В адрес вещания BBC нередко звучали упреки, со стороны общественности в том числе, по поводу недостаточного количества «живых трансляций», репортажей с мест событий, в том числе и освещения событий, происходящих за рубежом. Этот контент, как нельзя кстати, наиболее актуален для молодой аудитории. За последнее время можно проследить положительную динамику совершенствования телекоммуникационной среды за счет активизации визуального представления поступающей информации [19].
Весь контент BBC, особенно касающейся коммерческой сферы и молодежной среды, ставит своей целью вызвать доверие зрителей за счет объективного представления новостей. Довольно жесткими рамками ограничена работа над созданием информационных выпусков: в BBC существует Управление новостей и текущих событий, контролируемое самим генеральным директором, в коммерческом телевидении такой орган – это «Независимые телевизионные новости», формирующий общенациональный выпуск, транслирующийся по всем информационным каналам. В формировании информационных сообщений для трансляции на радио и телевидении BBC принимают участие большое число международных корреспондентов, которые находятся в разных странах, и выезжающие за границу английские корреспонденты [20].
Мне удалось проследить часть новостного контента на каналах ВВС через Youtube.
Канал BBC Three является аккумулятором интеллектуальных и амбициозных программ, отражающих образ жизни, достижения и направления развития молодой части населения Великобритании в возрасте от 16 до 34. Содержание канала представляет собой смешанные новостные выпуски, обзор и анализ происходящих в стране и мире событий, различные программы из сферы образования, науки, культуры, искусства, международных процессов и событий. Не обходится здесь и без трансляции развлекательного контента, показа фильмов, современных драм и комедий. Цель – продвижение новых телепрограмм и сериалов, имеющих популярность среди молодых людей. Акцентуация на талантливых популярных звезд, а так же внедрение новых технологий.
BBC News – круглосуточный канал новостей. Запущенный в ноябре 1997 года, он является одним из самых популярных новостных сайтов и каналов в Великобритании. Каждый месяц сайт достигает отметки в 14 млн пользователей. На сайте представлены новости Великобртании и международные новости, а так же развлекательные, спортивные, научные, и политические новости. Телевизионный канал, в отличие от сайта, доступен 24 часа в сутки и является самым популярным среди молодого населения.
ВВС Newsnight – канал, а так же программа, которая передает, в основном, интервью с политиками и молодыми лидерами, авторитетными среди молодежи – деятелей культуры. Более того, канал представляет собой обзор самых актуальных для молодой части зрителей мероприятий [21].
Highlights from the BBC – канал Youtube развлекательной направленности. Контент анализ показал, что канал делает упор на телевизионные шоу. Среди них, музыкальные (самые популярные – The Voice , Х – фактор), кулинарные, шоу-бизнес (Шоу Грэма Нортона), научные (Мозголомы). Музыка на канале сама разнообразная, это и рэгги, Вест-Индийский саунд, рок, хэви-метал, кантри, вестерн, диско. Этот популярный среди молодых людей канал, характеризует творческую расположенность молодежи ее хобби и интересы.
Таким образом, специфику вещания структуры ВВС можно понять исходя из ее внутренней структуры и устройства каналов передачи информации. ВВС – это особенная информационная служба, которая имеет высокий рейтинг популярности в обществе. Как в Великобритании, так и во всем мире, она руководствуется достаточно большой степенью общественной значимости. Одна из причин – это альтернативный подход к подаче новостей и непредвзятость. В нашем исследовании обозначения медиаобраза молодежи, мы руководствовались самыми доступными методами. Мы исследовали как основной сайт ВВС - BBC News в Великобритании, так и Русскоязычную службу новостей, а так же каналы ВВС на Youtube. На наш взгляд, именно в этих структурах наиболее полно и доступно представлена информация, которая позволила нам определить медиаобраз молодежи.
2.2 Причины создания медиаобраза в структуре ВВС
Для того чтобы понять зачем вообще создается медиаобраз, следует разобраться с основными общественными целями ВВС. В качестве конституционной основы для британской вещательной корпорации BBC выступает Королевский Устав 2007 года [21]. В нем излагаются общественные цели ВВС, которые изменяются вместе со всем Уставом каждые 10 лет. Настоящий Устав был создан в июле 2006 года, вступил в силу в январе 2007, и продлится до 31 декабря 2016.Основные положения, которые характеризуют деятельность ВВС:
· ВВС существует для того, чтобы служить общественным интересам.
· ВВС - это главный объект продвижения государственных целей.
· Кроме того, ВВС может поддерживать, создавать или приобретать дочерние предприятия, через которые коммерческая деятельность может осуществляться в допустимом объеме.
Общественные цели ВВС, это сохранения гражданства и гражданского общества; поощрение образования и обучения; стимулирование творчества и культурного превосходства. ВВС призвана представлять Великобританию, ее наций, регионы и общины в мировом сообществе. ВВС играет ведущую роль во внедрении преимущественно новых коммуникационных технологий и услуг, а так же цифрового телевидения. Устав действует и для других «членов нации»: Англии; Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии.
Узнаем о целях создания медиаобраза молодежи из годовых отчетов ВВС.
В Ежегодном обзоре ВВС Медиа с ноября 2011 по ноябрь 2012представлена информация:
· Объем финансирования в течение пяти лет.
· Каковы ожидаемые результаты.
· Направленность, т.е. контекст медиа.
· Ожидания и статистика достигнутых результатов.
· Рекомендации на будущую деятельность.
· Отчет и результаты повышения материальной ценности продукта.
В целом прогресс деятельности ВВС будет определяться достижение следующих целей:
· 50% из всей аудитории, и 35% молодежи, благодаря информированию, станет менее предприимчивой к конфликтным ситуациям.
· 40% всей аудитории и 20% молодежи, смогут прийти к правильному ответу благодаря документальным программам ВВС.
· 40% людей из всей аудитории и 25% молодых людей, будут преимущественно интересоваться вопросами здравоохранения (охраны репродуктивного здоровья, материнского и здоровья ребенка).
· У 15% всей аудитории и 8 % молодежи, улучшится устойчивость к потрясениям или напряженностям в их среде.
Дети до 15 лет в это число % не входят. Свою аудиторию ВВС разделяет на соотношение мужчин и женщин, молодежи, сельских и городских жителей. В 2011–2012 году такая статистика в среднем составляет 42% женщин и 58% мужчин. Преимущественную часть всей аудитории составляет молодежь, а именно женщины до 34 лет. 38% – городские жители и 61% – сельские.
Медиаобраз молодежи за 2013 год мы рассматривали в протоколе 2013 года, который дополнил и раскрыл содержание шести общественных целей ВВС [22]. Дополнение было изложено в Королевской хартии и представлено в Парламент. Эти цели очертили значения BBC и миссию «информировать, просвещать и развлекать».
1. Поддержание гражданства и гражданского общества среди молодежи. BBC предоставляет высококачественные новости, на текущий момент времени. Отражая состояние политики и государства.
2. Содействие развитию образования и обучения. Поддержка формального образования молодых людей в школах и колледжах, а так же неформальные способы получения знаний.
3. Стимулирование творчества и культурно совершенствования молодых людей. ВВС намерен поощрять интерес, вовлеченность и участие в культурной, творческой и спортивной деятельности в Великобритании.
4. Распространение информации о Великобритании, ее регионов и наций. Молодые пользователи и слушатели BBC могут рассчитывать на то, что ВВС отразит все многообразие традиционных общин, которые существуют в Великобритании.
5. ВВС обеспечивает международное развитие Великобритании. BBC будет строить глобальное понимание международных проблем вместе с расширением опыта британской молодежи различных культур.
6. Привнесение новых технологий и услуг СМИ. Помощь молодежи Великобритании, в освоении новых мультимедийных технологий.
Отдельным направлением медиаобраза молодежи была безработица. Эта специфика для ВВС была самой значимой в 2013 году. Данные отчета «Government evidence on EU action to tackle youth unemployment» за 2013-2014 подтверждают эту особенность. В Великобритании, в течение трех месяцев по август 2013 года, безработных насчитывалось около 958,000 человек в возрасте от 16 до 24 лет. Эта группа составляла 13% от всей численности молодежи. 300 000 молодых людей – безработные студенты, часть из которых составляют студенты очной формы обучения[24].
В отчете «BBC Full Financial Statements 2013/14» мы исследовали специфику медиаобраза молодежи за 2013–2014 года [23]. И основные направления в эти года были следующими:
· Развитие молодежного предпринимательства и молодежных инициатив. Усиление экономической мобильности молодых людей. Создание условий для бизнеса и экономической предприимчивости.
· Международное сотрудничество и перспективы молодежи в Европейском сообществе. Безопасность.
· Здоровье, мотивация на здоровый образ жизни и спорт. В отдельности женское здоровье и материнство.
В 2015 – 2016 году ВВС планирует увеличить финансирование, что в дальнейшем приведет к расширению контента и еще большему внедрению современных медиатехнологий [25].
Подводя итоги, необходимо отметить, что медиаобраз может конструироваться в течение определенного времени. За месяц, полгода или год он может измениться и пойти совсем по другому сценарию. Но чем меньше промежуток времени, в котором мы его рассматриваем, тем сложнее его выявить. Отчеты, представленные ВВС охватывают временные рамки в 1–2 года. Такой подход позволяет грамотно сконструировать не только бюджет, но план медиавлияния. Причины медиаобраза – это актуальные события реальной жизни, которые требуют отражения в СМИ, а именно отражения действий среди молодых людей Великобритании.
2.3. Медиаобраз молодежи в структуре ВВС
Все новостные выпуски в СМИ можно классифицировать по 4 видам: что должна знать аудитория; что ей необходимо знать; что хочет знать аудитория и что интересно аудитории узнать. Новостной контент ВВС в нашем исследовании мы разделили на 4 части по сферам жизни общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. С помощью такого подхода, глубинное изучение специфики ВВС с большей степенью становится вероятным и не сложным для нашего восприятия. Более того, изучение статистических отчетов ВВС и государственных отчетов Великобритании с сайта «Departments, agencies and public bodies», позволило нам рассмотреть реальное положение молодежи в Великобритании и сделать выводы. И в первую очередь, мы изучили наполнение по сферам исследования контент-материала ВВС, начиная с 2010-2011 гг. заканчивая началом 2015 года. Источником информации стали три информационных ресурса: BBC News UK, Русскоязычная служба ВВС и каналы ВВС на Youtube. Результаты представлены в Таблице 1.
Данные показали, что наиболее перспективное и развитое направление в формировании медиаобраза молодежи – это социальная сфера. 37 % всего новостного контента принадлежит именно ей. В состав социальной сферы мы внесли понятия «медицины», «отношений между полами», «образования», «здоровья», а так же проблем связанных с наркотиками, алкоголем и курением.
Вторая по значимости формирования медиаобраза сфера – это экономическая. И связано это с тем, что Великобритания начиная с 2011 года пыталась очень активно решать проблему безработицы среди молодых англичан. И одним из путей воздействия на молодежь были новости на ВВС. Экономическую сферу в нашем исследовании составили такие понятия как «безработица», «кризис», «налоги», «деньги», «работа», «бизнес».
Следующими, почти с одинаковой долей процента, идут политическая и духовная сферы. Следует заметить, что политическая нацеленность конструирования медиобраза молодежи (20 %) существует в большей степени на сайте «ВВС News» и аналитических каналах. В нашем исследовании мы выявляли ее через такие понятия, как «война», «государство», «парламент», «президент», «выборы». А духовная (19 %) распространена больше на каналах ВВС развлекательной направленности. Это «Highlights from the BBC» и «BBC Threе». Понятия, которые определяют медиаобраз молодежи – это «развлечения», «музыка», «искусство», «путешествия», «религия» и «литература».
Одним из способов определения количества новостей – был поиск по ключевым фразам на Youtube. С помощью Таблицы 2, можно проследить какие речевые конструкции наиболее часто использовались в формировании медиаобраза молодых людей Великобритании.
Следующий этап исследования - изменения мелиаобраза и его направленности по годам. Таблица 3 показывает примерный анализ определения специфики медиаобраза за 2014 год. Далее представлены результаты.
Медиаобраз молодежи 2010 - 2011год: имеют слабое физическое и психологическое здоровье. Один из показателей хорошего здоровья – это состоятельность и размер заработной платы молодых англичан. Пьянство, наркомания и курение – распространенные среди молодых людей социальные проблемы. Пьянство в связи с низкими ценами на алкоголь, служит фактором увеличения раковых больных, особенно у молодых девушек. В 2011 году молодежь Великобритании имеет проблемы с лишним весом. Большое количество социальных проблем вызывает ранее и обязательное половое воспитание молодежи.
Основная тема в политике и экономике – кризис в обороне страны, вызывающая недоверие молодежи к правительству Великобритании; сокращение госбюджета, повлекшего за собой сокращения студенческих грантов; сокращение финансирования гуманитарных, культурных проектов, а так же проектов в области математики и развития технологий. Стоит отметить студенческие беспорядки из-за повышения стоимости образования и ужесточения визового режима для студентов.
Медиаобраз 2010 – 2011 гг. – молодой человек со слабым здоровьем, подверженный внешним проявлениям экономики и политики государства, склонный отстаивать свою точку зрения. Бунтарь и провокатор по своей натуре.
Медиаобраз молодежи 2012 – 2013 гг: молодые люди, имеющие склонности к алкоголизму и сексуальному посягательству. Активно ведет борьбу с курением. Поддержание новых законов о запрете курения в тюрьмах Англии и Уэльса, наблюдается случаи, сокращающихся проявлений астмы. Средний возраст роженицы в стране достиг рекордно высокого уровня – 29 лет, незначительное ухудшение демографической ситуации. Основные проблемы среди молодежи – это ущемленные права беженцев и вынужденных переселенцев, студентов – мигрантов. Основные темы в политике и экономике – терроризм, экстремизм и расизм в молодежной среде, безработица. Студенты решают вопросы образования иммигрантов и нового этапа «охоты» за грантами на социальные, культурные и технические проекты. Преобладают интересы в сфере истории и новейших цифровых технологий. Не существенное ухудшение качества образования. Британия занимает 26 место по промежуточной аттестации подростков.
Медиаобраз 2012 – 2013 гг. – молодые люди, выступающие за справедливые условия труда, образования и устойчивого развитие трудовой сферы, социальной и экологической ответственности. Молодежь Великобритании в борьбе против терроризма. «За» мир, равенство и демократию. Медиаобраз направлен на бескритичный поиск решения в борьбе против безработицы и социального упадка.
В 2014 – 2015 гг. основные темы ВВС – реформы и консолидация бюджета, налоги и задолженности, взаимоотношения между Великобританией и ЕС, свобода слова, алкоголизм, наркотическая зависимость, безработица, культурное наследие и патриотизм, развитие международных отношений, спорт.
В 2014-2015 гг. наблюдается снижение доли верующих, молодежь атеистична, ее в особенности характеризует критическое мышление и утрата веры в религию. Снижение правонарушителей, но увеличение на 18,9 % молодых англичан употребляющих наркотики в возрасте от 16 до 24 лет. Общая безработица среди молодежи составляет 12 % (увеличилась). Сокращение уровня юношеской смертности.
Медиаобраз за 2014 –2015 гг. – это здравомыслящий молодой человек, объективно оценивающий политическую и экономическую ситуацию в обществе. С уважением относящийся к истории и культуре своей страны. Патриот и новатор.
Следующий этап - это распределение контента по характеру публикаций. Таблица 4 подтвердила тезис, о том, что большинство новостей на ВВС (52 %) имеет негативную характеристику в отношении молодежи. Событие принимает совсем иную значимость и ценность для аудитории, если оно имеет негативную окраску. Причина в том, что такое сообщение «оседает» в сознании, заставляет задуматься. Нередко сообщения с подобным содержанием имеют сильные, проблемные факты, цепляющие внимание. 27 % контента – новости позитивного характера. Нейтрального – 21%.
Последняя Таблица 5 соединила единый образ молодого человека за все время изучения новостной базы ВВС.
В итоге, можно сделать вывод о том, что медиаобраз имеет в большинтстве своем негативную направленность – это отражение проблемной ситуации, которая сейчас существует в Великобритании. И два направления, которые сегодня делегируют медиаобраз – это, во-первых, стимул к преобразованиям, и, во-вторых, предупреждение о нестабильной и критической ситуации в стране, призыв остановить деградацию. В нашей работе, контент-анализ состоит из нескольких частей:
1. Наполнение по сферам. Каким сферам ВВС отдает предпочтение при формировании медиаобраза молодежи.
2. Частота встречаемости новостей на каналах ВВС (через Youtube). По каким речевым конструкциям определяется контент.
3. Характер публикаций. Статистика, которая характеризует новости по эмоциональной специфике.
4. Единый образ молодежи Великобритании в структуре ВВС.
В завершении главы мы пришли к выводам, что ВВС как СМИ играет очень важную роль в обществе. Высокая степень информационной культуры, признанная во всем мире, становится предпосылкой к доверию и уважению корпорации. Общественные цели ВВС – это информирование об основных событиях в государстве и за рубежом, образовательные программы и развлекательный контент. Информированием молодежи занимаются аналитические каналы, такие как ВВС News, образованием – BBC Three, а развлечение обеспечивают Highlights from the BBC. Все эти каналы стали основой для нашего исследования.
Мы определили, что медиаобраз молодежи в ВВС конструируется исходя из 4х сфер: экономической, политической, социальной и духовной. Примерно за один год формируется устойчивый образ, который впоследствии изменяется под воздействием событий в Великобритании. С 2011 года по 2015 год молодой человек предстает перед нами как, провокатор, выступающий за справедливость и равные условия жизни, бережно относящийся к культуре своей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данного исследования нами была выявлена сущность медиаобраза молодежи в структуре Британской широковещательной корпорации Би-би-си (ВВС). Медиаобраз – это образ, создаваемый медиа посредством медиавлияния и отражения объективной реальности в СМИ. Сейчас ВВС – это самая перспективная информационная компания в Великобритании, которая пользуется доверием во всем мире. Благодаря этому, ВВС имеет многообещающие возможности влияния на молодежь, которые, к сожалению, до сих пор не были изучены. Не были изучены так же и структура и соотношение субъективных, объективных элементов в ней. Именно по-этому, изучение медиаобраза молодежи, как отдельного способа информирования и формирования имиджа особой социально-демографической группы общества, является важным для безопасного, достойного и надежного развития будущего.
В рамках нашего исследования, мы определили теоретическую основу медиаобраза. Особенности его формирования для молодежи, методы и функции. Мы выяснили, что медиаобраз отражает субъективный и объективные стороны ее имиджа, ее детерминированность внешней средой и вариативность. Методы формирования медиаобраза самые разнообразные, они размывают критерии реальности и истинности явлений общественной жизни. Поэтому использование грамотных способов формирования медиаобраза, в дальнейшем, отражается в виде имиджа не просто одной части населения Великобритания, а целой структурной единицы ее граждан.
Медиаобраз молодежи делегирует идеологическим влиянием, возможностью описывать, классифицировать различные социальные процессы и явления молодежной среды, а также создавать значимость для общественной жизни.
И наконец, мы определили специфику создания медиаобраза молодежи на ВВС, причины его формирования, а так же единый образ молодых людей Великобритании в структуре ВВС.
Молодежь, изначально являясь наиболее активной категорией населения, требует оперативного информирования. В ВВС это отражается правилом «максимум информации за минимум времени». Мы определили, что медиаобраз молодежи на ВВС в основном имеет негативную окраску, так как эта черта наиболее привлекает внимание и отклик у аудитории. Причины формирования того или иного образа берут свое начало прежде всего из Устава ВВС и главных проблем современности, решить которые легче посредством медиавлияния.
Молодой человек, являющийся постоянным зрителем ВВС, предстает перед нами как активная личность, довольно глубоко интересующаяся основными событиями своей страны и ее проблемами. Но по своей сути он аполитичен, со слабо выраженной гражданской позицией. Молодые англичане изменчивы, им свойственная вспыльчивость. В ситуациях, когда политика касается ущемления их прав, несправедливости и угнетения, они готовы уверенно отстаивать свои позицию, добиваясь разнообразными методами перемен в свою пользу.
Результаты исследования позволяют сделать вывод и о промежуточных направлениях медиаобраза.
В 2010 – 2011 годах преимущественное направление медиаобраза – это обеспечение психологической устойчивости молодежи Великобритании к конфликтам и нестабильным ситуациям в обществе, в особенности безработицы. А так же стимулирование защиты физического, репродуктивного и материнского здоровья.
2012 – 2013 гг. – это поиск правильного решения социальных проблем молодежи. Развитие сферы труда и прав трудящихся, обретение социальной справедливости.
2014 – 2015 гг. – это период перезагрузки экономической сферы, сферы труда и сферы культуры. Этому времени характерны религиозная неопределенность и прогресс в научном сотрудничестве. Усиление информационной сферы определило развитие новейших цифровых технологий. Военное обострение в мире – стало началом патриотического подъема в Великобритании среди молодежи.
В завершении, отметим, что цели ВВС в формировании медиаобраза сегодня, будут пересекаться с целями, которые были поставлены в недалеком прошлом. Формирование медиаобраза молодых людей – это не только создание имиджа населения Великобритании, но и эффективный путь решения актуальных проблем современности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1. Наполнение по сферам в ВВС за 5 лет (новости о молодежи)
сфера |
количество |
доля |
Экономическая |
310 |
24 % |
Политическая |
254 |
20 % |
Социальная |
486 |
37 % |
Духовная |
236 |
19 % |
Итого |
1286 |
100 % |
Таблица 2. Частота встречаемости новостей (речевые конструкции) в течение 5 лет на каналах ВВС на Youtube
Социальная сфера |
|
ключевые слова |
частота встречаемости |
BBC UK youth medicine |
13 |
BBC UK youth alcohol |
27 |
BBC UK youth drugs |
20 |
BBC UK youth sex |
299 |
BBC UK youth smoking |
15 |
BBC UK youth health |
34 |
BBC UK youth education |
14 |
Итого |
422 |
Духовная сфера |
|
ключевые слова |
частота встречаемости |
BBC UK youth psychology stress |
12 |
BBC UK youth entertainment |
13 |
BBC UK youth music |
112 |
BBC UK youth art |
26 |
BBC UK youth travel |
21 |
BBC UK youth religion |
16 |
BBC UK youth books |
21 |
Итого |
200 |
Политическая сфера |
|
ключевые слова |
частота встречаемости |
BBC UK youth state |
15 |
BBC UK youth country |
10 |
BBC UK youth government |
12 |
BBC UK youth election |
14 |
BBC UK youth President |
11 |
BBC UK youth war |
51 |
Итого |
113 |
Экономическая сфера |
|
ключевые слова |
частота встречаемости |
BBC UK youth money |
23 |
BBC UK youth unemployment |
4 |
BBC UK youth buy |
132 |
BBC UK youth business |
15 |
BBC UK youth job |
15 |
BBC UK youth crisis |
16 |
BBC UK youth taxes |
10 |
BBC UK youth bank |
16 |
Итого |
231 |
Таблица 3. Анализ специфики медиаобраза за 2014 год |
||
сфера |
темы, которые преобладают |
примеры заголовков |
Экономическая |
Экономический подъем; Рост ВВП; Референдум в Шотландии; Борьба с безработицей; Мигранты; Привлечение молодых
иностранных предпринимателей. |
«Пресса Британии: мигранты - козлы отпущения?» (январь)«Пресса Британии: наркотики и проституция увеличат ВВП» (февраль)«Наркотики и проституция укрепляют экономику Британии» (апрель)«Британская стартап-компания» (май)«Шотландия как жемчужина британской
короны» (сентябрь)
|
Политическая |
Выборы в Европарламент; Референдум в
Шотландии; Безопасность; Партнерство в области космического исследования; Британско-китайский альянс, развитие цифровых медиа; Казахстанско-Британский Форум, нефтегазовый сектор (май). |
«В Бирмингеме расследуют "заговор исламистов" в школах» (апрель) «Налогообложения
независимой Шотландии» (май)
|
Социальная |
Однополые браки и половое воспитание молодежи; Проблема безработицы; Здоровье и острая зависимость (наркотики,
курение, алкоголь); Рост бедности среди молодежи; Дорогое образование. |
«Пиво без виски – деньги на ветер» (январь) «В Британии вступил в силу запрет на наркотик кат» (июнь) «26 июня объявлен Днем акций против "войны с наркотиками"» (июнь)«Трудный выбор: совесть или деньги?» (октябрь)«Британский минздрав предупреждает: выпивка калорийна» (октябрь)«Британия: наказание не меняет привычек наркоманов» (октябрь)Великобритании требуют запретить «волшебные диеты» (декабрь) |
Духовная |
450-летие Уильяма Шекспира (апрель); 100-летие Первой мировой войны (Июнь); Молодежное телешоу «Я не могу петь!» (Апрель); Евровидение (Май); Закрытие музыкального сервиса
«Bloom.fm» (май); Военная тематика в искусстве (Июль – Сентябрь); Постановки в National Theatre. |
«The state of UK theatre: In numbers» (январь) «Дэвид Бейли охватывает цифровое искусство» (февраль)«Shakespeare at 450: Michael Rosen dedicates poem» (апрель) «Voices of the First
World War» (май) |
Таблица 4. Характер публикаций
количество |
доля |
|
Позитивный |
347 |
27 % |
Негативный (проблемный) |
669 |
52 % |
Нейтральный |
270 |
21 % |
Итого |
1286 |
100 % |
Таблица 5. Единый образ молодого человека
№ |
Критерии образа |
|
1 |
Пол, возраст |
Основная аудитория состоит из молодых
людей: |
2 |
Образование |
Среднее профессиональное образование, колледж, высшая школа, высшее образование. |
3 |
Место учебы |
Уэльс, Оксворд. |
4 |
Работа |
Чаще всего – безработный. Но новостной контент имеет особенность распространятся на занятую молодую аудиторию. |
5 |
Политические взгляды (принадлежность) |
Консерватизм. Предпочитает прогрессивные общественные перемены, но в то же время высоко ценит закон и порядок. |
6 |
Ценности |
Слабая
роль семьи, равноправие. Общество, в котором вознаграждаются индивидуальные успехи. |
7 |
Психологическое состояние |
Слабое. |
8 |
Состояние здоровья |
Современное поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. |
9 |
Вредные привычки |
Развиты очень сильно. Курение, алкоголь и наркотики. |
10 |
Общественная деятельность |
Низкая степень вовлеченности в общественную жизнь, слабое подчинение общественным институтам, недоверие другим людям и пессимистический взгляд на будущее. Противостояние глобализации. |
11 |
Внешний облик |
Разнообразный, в связи с развитием субкультур. |