Образ лешего в искусстве

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ                                                ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ                                                                      
                                                  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ              «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА»                                               Кафедра истории искусств и гуманитарных дисциплин

 

Образ лешего в искусстве

Реферат

Учебная работа                                                                          
                         студентки 3 курса специальности                                                                    «Декоративно-прикладное искусство                                                                              и народные промыслы»                                                                       
                 Гасец М. А.                                                                                                  Преподаватель:                                        
                                                            Падюков И. А.

 Пермь 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………….…………………..…………….3

1. Леший …………..……………….……………..…………….…..................4

2. В литературе …………………………………………………….................6

3. В изобразительном искусстве ………………….…..………..…..……….13

4. В театральном искусстве …………………………………....……………15

5. В кинематографе ……………………………………………………….…16

6. В музыке ………………………………………………………...…………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……..………………………..……………………..….……18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………18

ВВЕДЕНИЕ

Слово «леший» упоминается в литературных памятниках (в текстах заговоров) начиная с XVII века. Образ лешего впервые зафиксирован в XVIII веке, однако существуют средневековые жития святых в которых описываются бесы с поведением, присущим лешему.  Начиная с конца XVIII века исследователи фольклора указывали, что леший является одним из самых часто встречающихся персонажей мифологических рассказов восточных славян. Однако имеющиеся в распоряжении исследователей рассказы о лешем собраны в основном не ранее конца XIX века, в связи с чем они содержат как отголоски древних представлений, так и преимущественно поздние черты.

Леший до настоящего времени остаётся одним из самых популярных персонажей быличек, часто встречается в кино, сказках, музыкальных произведениях и театральных постановках. По этой причине я хочу в своей работе проследить как его образ менялся на протяжении лет, какие черты он сохранил до наших дней, какие ушли в прошлое и какие он пробрёл сейчас.

1.     ЛЕШИЙ

Леший — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Леший был одним из самых популярных славянских мифологических персонажей и, учитывая современный упадок мифологической традиции, сохраняет относительную популярность и сейчас. Традиционный образ лешего сложен, многогранен и расплывчат.

Облик, в котором леший предстаёт в мифологических рассказах, указывает на его потустороннюю природу и связь с лесом. Это может быть растительное, животное или антропоморфное существо. Для лешего обычно представать в виде родственников и знакомых. Леший описывался то как гигант, то как карлик, есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер, или сам он может представать им. У лешего отсутствует тень. Он может становиться невидимым. Леший обладает огромной силой. Ему приписывается всё разнообразие лесных звуков, но он может разговаривать и по-человечески.

Чаще леший представлялся одиноким существом, считалось, что в одном лесу только один леший, но в ряде мифологических рассказов лешие собираются вместе и живут семьями и даже деревнями (жена лешего — лешачиха или похищенная девушка, дети — собственные лешачата или также похищенные). Леший может изображаться имеющим степенный характер, а может как любитель повеселиться, то он сильный и страшный, то глуповатый. Как хозяин, леший заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных и растений.

Отношение к лешему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку и опасной для него нечистой силе, впрочем, чаще не целенаправленно вредящей людям, а проказничающей, но делающей это грубо и зло. С другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь человеку. По народным представлениям, леший мог обеспечить удачу на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо принести ему дар и заключить с ним договор.

Блуждания человека в лесу связывали с воздействием лешего. Также, прикинувшись знакомым, леший может маячить впереди на расстоянии, не давая себя догнать. Считалось, что избавиться от лешего можно при помощи или молитвы, или матерной брани, оберегов и других средств. Чтобы снять его чары, нужно переодеть свою одежду наоборот. С лешим связывали пропажу людей и скота в лесу. Как повод для «похищения» рассматривали проклятие в виде посылания «к лешему». Леший может подменивать младенцев на полено или на своего уродливого ребёнка. Похищенных девушек лешие берут себе в жёны и могут заводить с ними детей. Чтобы найти пропавших, предпринимали не только обычные поиски, но и совершали обряд «отведывания» — преподносили дар или угрожали магией или заступничеством святых.

Лешему приписывали способность предсказывать будущее, в связи с чем существовали ритуалы его вызывания и гаданий. В бывальщинах и сказках леший мог беспрепятственно общаться с людьми, иногда он принимал от них помощь, за что щедро благодарил. Леший является популярным персонажем художественных произведений. Благодаря этому его образ обрёл новые черты, не всегда соответствующие традиционным представлениям.

2.     В ЛИТЕРАТУРЕ

В басне Василия Тредиаковского «Леший и Мужик» (1752) Мужик приглашает к себе домой замёрзшего в лесу Лешего, но тот убегает, испугавшись то согревающего, то охлаждающего дыхания человека. Леший упоминается в стихотворении Василия Жуковского «К Воейкову» (1814), в котором подмечена его зооморфность (козлоногость).

«То вдруг из-за седого пня
Выходит леший козлоногий;»

В балладе Павла Катенина «Леший» (1815) леший изображается седым старичком, инфернальность которого выдаёт лишь «насмешливый и злой вид», он через сны заманивает мальчика в лес и похищает.

«В доме том хозяин славный,
Добр и ласков для гостей,
Старичок такой забавный,
Друг и баловник детей».
— «Где рассказов ты набрался?»
— «Рассказал всё сам он мне».
— «Где же с ним ты повстречался?
Где с ним виделся?» — «Во сне».

— «В руку, знать, сон твой: леший коварный
Издавна, молвят, житель тех мест;
Манит детей он яствой сахарной,
После ж самих их схватит и съест.»

<***>

«И, нагбенный дров вязанкой,
Старичок идет седой,
Ростом мал, угрюм осанкой,
Вид насмешливый и злой.»

В одном из стихотворений Петра Вяземского леший является олицетворением метели. «Леший бродит» «на неведомых дорожках» у лукоморья в прологе к поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила» (1828). Леший часто фигурирует в «малороссийских былях и небылицах» Ореста Сомова. В либретто Афанасия Фета «Днепровские русалки» (1839) леший — разудалый лесной царь, которому «всё в мире трын-трава», охотники используют магические фразы, чтобы защититься от его чар; также у Фета есть стихотворение «К лешему» (1840), в котором лирический герой просит того напугать девушку, чтобы она искала в нём защитника.

«К лешему»


На мшистом старом пне, скрестив кривые ноги 
И вещей наготой блистая меж древес, 
Ты громче хохочи и смешивай дороги, 
Когда красавица зайдет в твой темный лес, 

Где я люблю следить за чуткими зверями, — 
От страха робкая домой забудет путь, 
И, кузов уронив с душистыми цветами, 
Она падет ко мне на пламенную грудь. 

В рассказе «Бежин луг» (1851) Ивана Тургенева дети рассказывают былички о нечистой силе, в том числе и о лешем, и обсуждают его звуковые проявления. В стихотворении Фёдора Глинки «Две дороги» (1850—1870-е) с лешим сравниваются паровозы и корабли («и свищет и рычит заклёпанный в засаде леший и без коней — обоз бежит…»). В стихотворении Льва Мея «Леший» (1861) ему снится страшный сон о железной дороге, проложенной сквозь его лес. В стихотворении Николая Некрасова «Выбор» (1861) леший убеждает решившуюся на самоубийство девушку выбрать, вместо предложенных другими духами, его способ — броситься с дерева вниз головой.

<***>

«Вдруг разбудил ее Лешего крик:

"Девонька! встань ты на резвые ноги,

Долго Морозко тебя протомит.

Спал я и слышал давно: у дороги

Кто-то зубами стучит,

Жалко мне стало. Иди-ка за мною,

Что за охота всю ноченьку ждать!

Да и умрешь - тут не будет покою:

Станут оттаивать, станут качать!

Я заведу тебя в чащу лесную,

Где никому до тебя не дойти,

Выберем, девонька, сосну любую..."

Девица с Лешим решилась идти.»



В сборнике сказок Алексея Ремизова «Посолонь» (1907) леший появляется под разными именами и в разных образах, как и имеющих фольклорную основу, так и полностью выдуманных: сивобородый Леший-дед, что «крал дороги в лесу да посвистывал»; лесунок; тяжко вздыхающий Лесной Ох; спящий в хворосте Лешак-хворостянник; хвалящий свой лес, шумя как еловые шишки Лесовой; друг Водяного и Полевого Лесовик, которому дарят ягоды; и авторские персонажи лешки Боли-Бошка — живёт в черничном бору, используя хитрость душит людей, заводит в трясину; и Аука — седой «затейный» старичок, живущий в уютной избушке, знает много весёлостей и любит попугать. В романе «Иверень» (1943) Ремизов создаёт образ лесавки — дочки лешего, которую он видит во сне:

«…её зелёные волосы пушатся без ветра, глаза как две ягоды. Она ничего не говорит, но её губы, как этот ручей — затаившееся живое сердце»; она дарит герою волшебное яблоко, открывая «в нём наличие внутренней связи с другим миром» и «предчувствие творческого вдохновения».

Велимир Хлебников в части своих стихотворений показывает лешего как «хозяина леса», «полулюд-полукозёл», способного устроить «в роще самовал» и «ветры буйные смутить». Леший сливается со стихией леса: он зелёный, у него деревянные «руки — грабли», напоминающий древесную кору «тела стан в морщинах дряблый». Однако чаще образ лешего, как и других мифологических персонажей, у автора очеловечен и приземлён. Как замечает П. Ф. Маркин, «это не своенравный хозяин леса и зверей, а … уставший от времени старик», он «горбатый», «с серыми волосьями» и «древним челом» В поэме « и Леший» (1912) изображены ссора лешачих и попытка вилы соблазнить лешего. Согласно М. М. Бахтину, в образе лешего в этой поэме, как и в образах лешачонка и лешачихи в рождественской пьесе-сказке «Снежимочка» (1908), «соединяется страшное и смешное, но страшное здесь существует „в форме смешных страшилищ“, то есть уже побеждённых смехом».

Лесун — один из главных персонажей у Максима Богдановича в цикле «В зачарованном царстве» сборника «Венок» (1914). Именно с его образом, а не водяника, связаны лесные озёра — зеркальца, манившие автора. 

1.     Вила — в южнослав. мифологии дух в виде девушки с распущенными волосами и с крыльями, культ вилы связан с колодцами.

 Озеро лесуна соединяет спящее на дне прошлое и отражающееся на поверхности будущее, в нём заключена целая вселенная. По мнению Н. Я. Оноприенко, гибель лесуна в некоторых стихотворениях символизирует «упадок древней народной культуры, трагичную судьбу белорусского этноса, драматичную историю Беларуси». Лесун у Богдановича изображён старым и измождённым, хотя есть стихотворение, в котором его «душу дикую» крестит месяц в небесной купели.

В поэзии Николая Клюева лес — это и сама жизнь, дар неба, и хаос, в котором царит леший.  Клюев следует народному образу «лесного хозяина», сливающегося со своим царством. Леший управляет лесными животными, способен превращаться в пень, в его облике проявляются элементы леса — «нос — лукошко», «волосья — по́росли ракит». Клюев также демифологизирует лешего («бородёнка козья»), сближает его с крестьянами («доплетает леший лапти на опушке»). Леший у Клюева изумлённо наблюдает, как на его мир надвигается «злой тонконогий дьявол» — прогресс.

«У лесового нос – лукошко,                                                                              Волосья – поросли ракит…                                                                          
     Кошель с янтарною морошкой                                                                        
           Луна забрезжить норовит.»

«Дымится пень, ему лет со сто,                                                                           Он в шапке, с сивой бородой.                                                                        
          <***>                                                                                      
                                         В лысый пень оборотясь,                                                                      
                    На людей дивится леший…»

С другой стороны, в поэме «Песнь о Великой Матери» использован отрицательный образ лешего — «и в зыбуны косматый леший народ развенчанный ведёт». Помимо использования народных персонажей, автор создаёт собственных, вплетая их в ткань мифического пространства, например, трансформированного лешего — Старика-Журавика, вмешивающегося в судьбу младенца.

В рассказе Владимира Набокова «Нежить» (1921) леший был вынужден эмигрировать из России, спасаясь от «безумных землемеров», уничтоживших его леса и убивших множество людей. Будучи заграницей, он зашёл проведать человека, которого пугал на Родине. Набоков изобразил лешего в духе фольклорных традиций, однако заметно и влияние картины «Пан» М. А. Врубеля. Леший в рассказе не может жить без своей земли и умирает, передавая герою что-то важное. По мнению Н. Л. Блища, на образ лешего в рассказе оказали влияние ремизовские лешие из «Посолони» и сказки «Нежит» (1907): мажорная интонация Ремизова сменилась у Набокова трагическим пафосом, а образ Нежита — неприкаянного призрака «без души, без обличья» становится символом эмигрантской реальности. По мнению Н. Н. Афанасьева, в образе лешего выражено то, что Набоков любил в природе России (мох, берёза, брусника) и чего ему не хватало в эмиграции, то, что ассоциируется с Родиной. Согласно автору, Россия лишается своей души.

Леший часто встречается в стихах Константина Бальмонта 1920-х годов («Ночное гульбище», «Леший», «Каженник»).

«Я каженник, я лешим обойденный.                                                                    Лукавый шут с зеленой бородой                                                                         
    Обвеял вихрем. Стал мой разум сонный.                                                                          И сел я над недвижною водой.»

Лешачихе и младшему лешему противостоит каженник (в данном случае — сошедший с ума человек). Здесь леший — сила зла с «лесной темнотой» в глазах, «лукавый плут с зелёной бородой», он путает лесные дороги и помрачает разум главного героя, в результате тот забывает дорогу домой, теряет Родину.

В романе-быличке Сергея Клычкова «Чертухинский балакирь» (1926) леший Антютик  выступает сватом для главного героя. Он не нечистая сила, а хозяин леса. В нём присутствуют многие характерные черты мифического лешего. К. А. Титинин считает, что его «образ близкий по стилю к гоголевским нечистым, по функции — к чёрту в „Братьях Карамазовых“ Достоевского» . Рассказчик в романе отмечает, что «лет, может, тридцать, а то и поболе» назад, когда происходит основное действие, лешие были, но теперь исчезли, поскольку в них никто не верит, да и леса стали уже не те.

Леший присутствует в «демонологическом романе» А. А. Кондратьева «На берегах Ярыни» (1930) .

Известно несколько переделок пушкинского «Лукоморья». В одном из них, созданном не позднее 1935 года, рассказывается про сталинскую эпоху, лешего в этом варианте ссылают в «Соловки». В переделке 1991 года леший возвращается из ссылки, после чего «народу сказки говорит». Есть также школьные переделки, где лешего сжигают или сводят с ума.

В поэме Арсения Несмелова «Прощённый бес» (1941) леший раскаивается в былой жизни, когда он стаскивал звёзды с небес и издевался над богомолками, видя, что теперь не осталось паломников в расположенную в лесу обитель Николая Угодника, кругом одни «лихие мужики», уничтожающие лес.

«И смотрит Леший ласково,                                                                        
    Давно смирился бес,                                                                            
                Давно уж он не стаскивал                                                                       
             Ни звёздочки с небес;                                                                                        Давно над богомолками                                                                     
                     Не измывался, лих,                                                                                                     Давно ветвями колкими                                                                                             Не стёгивал он их.»

Николай Угодник покидает лес и прощает лешего, говоря, что ему зачлась его защита лесных животных, предлагает идти вместе с ним в «радостный Ерусалим». У Несмелова языческие боги и нечистая сила получают приглашение в рай, былые противоречия не важны в эпоху «лихих мужиков», которые уподобляются чертям. Как прощённый бес, леший в поэме имеет сходство с раскаявшимися демонами русских романтиков1810—1830-х годов и, в большей степени, христианских легенд в русской книжности и фольклоре XVIII—XX веков. Однако для него испытанием являлась именно возможность спасения, которую леший отвергает, так как не может оставить без защиты лесных обитателей, чем подтверждает свою праведность. Николай перекрестил лешего на прощание, что придало тому сил.

В советской военной прозе черты лешего просматриваются как в положительных героях, например в «чудесном помощнике» дедушке Селиване в повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы» (1977), так и в отрицательных, например, образы немцев в повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка» (1967). В рассказе Евгения Носова «Сронилось колечко» (2002), посвящённом эпохе коллективизации, перемены в обществе отрицательно сказались и на нечистой силе: в результате остановки мельниц исчезли речные омуты, и водяные были вынуждены перебраться в лес, где выживают как могут — «дегтярничают, живицу сочат, дорожки к белым грибам за полтину указывают», а лешие же оказались «посноровистей» — устроились на службу в лесничие. Так выродилось таинственное, неизведанное.

Также леший появляется в литературных сказках, а начиная с 1990-х годов — в славянском фэнтези, в основном в тех произведениях, которые близки к сказке, правда зачастую в «обытовлённом» образе.

1   2

1)    В. В. Хлебникова. Вила и Лешак. Иллюстрация к поэме «Лесная тоска» В. Хлебникова. 1920-е годы

2)    В. М. Васнецов. Эскиз костюма лешего к опере «Снегурочка». 1885 год

3.     В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Как и другие мифологические персонажи, леший стал объектом интереса художников. Чаще всего изображают лешего древовидным. Одним из первых нарисовал лешего Виктор Васнецов, создавший эскиз его костюма к опере «Снегурочка» в 1885 году; его леший стар и древоподобен с ногами-корнями и ветвями, покрывающими всё тело, на голове веточки с листвой.

К образу лешего обращался Николай Рерих. На юношеском эскизе «Леший» (1890-е) персонаж не индивидуализирован и не выделен из природы, что должно было передать «мироощущение древних». На рисунке «Лесовик. Кикимора. Чудо лесное» (1894) лесные духи изображены ожившими пнями, готовыми в любой момент исчезнуть. На картине «Лесовики» (1916) духи леса уподоблены ожившим валунам — карликам, а их зачарованный лес напоминает паутину, что символизирует «препятствие, возникшее на пути художника к духовной гармонии»

 Образы духов леса присутствуют на иллюстрациях Елены Кульчицкой к книге В. Гнатюка «Нарис української міфології» (1918—1921). В «Фантазии» сидящий под деревом лесовик похож на древнегреческого, он выглядит добродушным. В иллюстрации «Лесовик и эхо» лесовик, в соответствии со сравнением в книге, напоминает чёрта. Лесовики также присутствуют на линогравюрах «Мелодия гор» и «Лесовик» из серии «Легенда гор и лесов» (1936); здесь их образы ближе к славянской мифологии и более романтичны.

 

Елена Кульчицкая, «Лесовик»

Рерих. «Лесовик. Кикимора. Чудо лесное». 1894 год

Рерих. «Лесовики».

4.     В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

В пьесе Владимира Даля «Ночь на распутье» (1839, ставилась в 1850-е) леший — хитрый, никого не любящий, злобный и своенравный дух природы, правящий в лесу, однако теряющий свою силу за его пределами. В соответствие с мифологией, он может по своему желанию менять свой рост, подражать звукам леса, «водить» по лесу людей. В то же время он одинок и несчастен, будучи безответно влюблён в девушку Зорю.

В драме Александра Островского «Снегурочка» (1873) леший участвует во всех событиях в лесу. Он немногословен, сонлив, не общается с людьми и при их появлении превращается в пень или проваливается в дупло. Леший подчиняется Деду Морозу, который указывает ему охранять Снегурочку, пока он будет в северных краях, что тот и делает, спасая её от Мизгиря, заставив его блуждать по лесу. Также леший появляется в опере «Снегурочка» (1881) Николая Римского-Корсакова и фильме «Весенняя сказка» (1971) по мотивам пьесы.

В драме Леси Украинки «Лесная песня» (1911) Лесовик изображён как защитник леса, хранитель мудрости, старший наставник главной героини Мавки. Это живущий на лесной поляне бородатый дедок со степенным лицом и проворными движениями; когда он меняет одежду, то изменяется пора года. К людям, уважающим лес, например, к дяде Льву, относится хорошо, но способен и покарать, так, он превращает Лукаша в волколака за предательство Мавки. Помимо Лесовика в драме также есть лесной чёрт Куц.  Для Лесовика характерны черты, присущие людям, он один из тех, кто указывает путь к гармоничному человеческому существованию. По мотивам пьесы были созданы одноимённые балет (1936), опера (1958) и фильмы (1961, 1976, 1980), в которых также участвует Лесовик.

В драматичной поэме Александра Олеся «Ніч на полонині» (1941) Лесовик изображён старым и лысым с сучками по всему телу, позеленевший от мха, он хозяин леса, к людям относится хорошо; помимо Лесовика в драме также есть лесной чёрт. В драме Василия Белова «Бессмертный Кощей» (1978) леший — единственный, кто не покоряется захватившему лес Кощею и борется с ним, пока не погибает, что побуждает, однако, остальных лесных обитателей к восстанию. Также леший — один из персонажей балета «Русские сказки» (1915) на музыку Анатолия Лядова и спектакля «Аленький цветочек» (1950) режиссёра Леонида Лукьянова. Кроме того, он постоянный герой новогодних ёлок и других праздничных представлений для детей.

5.     В КИНЕМАТОГРАФЕ

Леший появляется в фильмах по мотивам классических пьес: «Лесная песня» (1961,), «Весенняя сказка» (1971, по мотивам «Снегурочки»), «Лесная песнь» (мультфильм, 1976), «Лесная песня. Мавка» (1980).  Леший присутствует в экранизациях сказок Вениамина Каверина о городе Немухине — мультфильм «Немухинские музыканты» (1973), телефильмы «Немухинские музыканты» (1981) и «Лёгкие шаги» (1989): леший Трофим Пантелеевич, закончивший Институт усовершенствования леших и домовых и пользующийся в городе большим влиянием, обычно выглядит как мужичок в тулупе. Также образ лешего создан в ряде самостоятельных произведений. Это, например, мультфильмы «Новогодняя ночь» (1948), «Дудочка и кувшинчик» (1950): показан «старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами». У него есть волшебная дудочка, которая своей игрой способна открывать скрытые под листьями ягоды. «Стрела улетает в сказку» (1954), «Новогодняя сказка» (1972), «Приключения домовёнка» (1986): Лешие в мультфильме связаны со сменой времён года — пока они не выйдут из зимней спячки, не наступит весна. «Уважаемый леший» (1988): Леший изображён добродушным мужичком с рыжими волосами и растущими кое-где из головы мухоморами. Способен принимать разные образы. «Глаша и Кикимора» (1992): Леший изображён старичком с носом-веточкой, он может превращаться в пень, играет со звёздами, сидя на верхушке дерева. «Месяц» (1993): Леший предстаёт в образах зайца и старца, помогает главным героям найти друг друга. «Ваня и Леший» (2010), вторая серия мини-сериала «Приключения Котигорошка и его друзей» (2014): Непослушные дети освобождают из прадедушкиного сундука злого лесовика, который при помощи ходячего дерева похищает детей и превращает их в деревья.

Леший появляется в ряде фильмов, например, новогоднем ревю «В тринадцатом часу ночи» (1969), в фильмах «Весёлое волшебство» (1969) «Золотые рога» (1972), «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) «Андрей и злой чародей» (1981):  Леший изображён мохнатым, с хвостом, рожками и когтями. «Сказка про влюблённого маляра» (1987), «Лесная царевна» (2004), «Реальная сказка» (2011): Леший, как и остальные герои сказок, оказывается в нашем мире, где становится бомжом.

6.     В МУЗЫКЕ

В классической музыке образ лешего создан в следующих произведениях: а капелла для смешанного хора Александра Даргомыжского «В полночь леший…», музыка Петра Чайковского к драме «Снегурочка» (1873), опера «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова (1881), симфоническая фантазия «Лес» Александра Глазунова (1887), фортепианная сказка «Леший» a-moll Николая Метнера (1916—1917), музыка Михаила Скорульского к балету «Лесная песня» (1936), опера «Лесная песня» Виталия Кирейко (1958), сюита Владислава Чачина «Леший» (1978) и др.

Владимир Высоцкий в песне-антисказке «Лукоморья больше нет…» (1967) целенаправленно разрушает пушкинское Лукоморье, замещая его неблагообразной современностью; искажению подвергается и леший, у Высоцкого он подан «подчёркнуто реально, в духе примитивного быта советской эпохи»: это алкоголик, пропивший всё до последнего рубля, бьющий жену-лешачиху, но выпрашивающий у неё денег, угрожая пропить даже долото; от связи с лесом остаётся заготовка ягод и коры, однако и их он меряет в «килах», что также «понижает» сказку.

В песнях группы «Король и Шут» «Леший обиделся» («Камнем по голове», 1996) и «Парень и леший» («Как в старой сказке», 2001) и в песне «Леший» группы «Аркона» («Слово», 2011) поётся о запрете посещать ночной лес, в котором можно встретиться с лешим; в песнях «Короля и Шута» парню удаётся убежать или понравиться лешему, у «Арконы» же он становится его рабом, освобождающимся лишь в старости.

«Король и Шут» «Леший обиделся»

«В ночном лесу костер горел,
А у костра усталый дедушка сидел,
Трогал усы, трубку курил,
О чем-то тихо сам с собою говорил.                                                                        
                                  <***>

"Погибель тебя ждет,
Коль ты со мною повстречался!
Ведь больше не живет, тот зверь,
Что в мой капкан попался!"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу, кинематограф и музыкальные произведения, я сделала вывод о том, что образы лешего со временем меняются: он может предстать перед нами и как помощник, и как злодей, как дух-хозяин леса и как очеловеченный, погрязший в быту житель соседнего дома, едва сохранивший память о своём прошлом. Кроме того современная жизнь оказывает серьезное влияние на представление людей о лешем, что очень легко можно проследить по кинематографу, где он в более ранних фильмах чаще выглядит как мифологический персонаж, а в более поздних едва отличим от людей, перенимает их привычки. В наши дни всё чаще образ лешего уже почти не связан с лесом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     http://myfhology.info/monsters/leshiy-lesovik.html

2.     https://ru.wikipedia.org

3.     http://bestiaria.ru

4.     Афанасьев А. Н. XVII. Древо жизни и лесные духи // Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т.. — М.: Издание К. Солдатенкова, 1868. — Т. 2. — С. 325—349.

5.     Мадлевская Е. Л. Низшая мифология: Леший // Русская мифология. Энциклопедия. — М.: Эксмо, Мидгард, 2005. — С. 314—327. — 784 с. — 5000 экз.

6.     Максимов С. В. Леший // Нечистая, неведомая и крестная сила / Этнографическое бюро князя В. Н. Тенишева. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903. — С. 68—77. — 530 с.

7.     Никитина А. В. Леший // Русская демонология. — 3-е изд., стер.. — М.: Флинта, 2013. — С. 127—165. — 400 с.

8.     Криничная Н. А. Лесные наваждения: Мифические рассказы и поверья о духе-«хозяине» леса. — Петрозаводск, 1993. — 50 с.

9.     Левкиевская Е. Е. Леший // Мифы русского народа. — М.: Астрель, АСТ, 2000. — С. 320—339. — 528 с. — 10 000 экз.

Информация о файле
Название файла Образ лешего в искусстве от пользователя cixusofi
Дата добавления 5.5.2020, 18:45
Дата обновления 5.5.2020, 18:45
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 846.12 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1272
Скачиваний 142
Оценить файл