Образ Петра Великого в творчестве А. С. Пушкина

Описание:
Пушкин-великий русский писатель
Увлечение Петром I.
Стихотворение « Стансы».
Стихотворение « Мир Петра Первого»
Поэма « Медный всадник».
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

   Реферат на тему : 

«Образ Петра Великого

       в творчестве А. С. Пушкина.»

 

 

 

Выполнила: ТюринаКристинаАлексеевна, ученица 10 класса

Учитель: КалининаН.Г., КурочкинаЛ.Н.

                                          2012 г.

           Оглавление:

I.Введение.

 

II.Цели.

 

III.Задачи.

 

IV.Основная часть:

              1.А.С.Пушкин-великий русский писатель.

             2.Увлечение Петром I.

            3.Стихотворение « Стансы».

           4. Стихотворение « Мир Петра Первого».

          5. Поэма « Медный всадник».

         6.Поэма « Полтава».

        7.Великая Полтавская битва.

 

V.Список литературы.

 

VI.Приложения.

Введение:

Петровское время  довольно хорошо изучено отечественными историками. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого привлекали внимание многих людей, что явилось  причиной существования на эту тему массы научной, научно-популярной и художественной литературы. В своей работе я хотела бы рассмотреть образ Петра I со стороны Пушкина.

Цель:

В своей работе я бы хотела узнать как Пушкин относился к Петру I,кем он его считал и почему именно Петр является героем многих произведений Александра Сергеевича?

Задачи:

                       Основная часть:

Каждый человек в нашей стране с детства знаком с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его имя известно далеко за пределами России.

Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый русский писатель, поэт[1]. Он создал множество различных произведений. Основной темой некоторых из них является история России. Пушкин всегда интересовался историей своей страны, своего рода.

Заинтересованный Россией ,А.С. Пушкин был сильно увлечен  личностью Петра I.Поэт всегда стремился осознать и оценить роль этого выдающего деятеля в истории  России . Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов[2]. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека. Тема Петра – “сквозная” тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности.

Впервые Пушкин коснулся темы Петра в «Заметках по русской истории 18 века». Поэт видит в нём мудрого царя – реформатора, защитника просвещения. Петровская эпоха, как никакая другая, глубоко и ярко проанализирована Пушкиным, потому что, на мой взгляд, личность Петра I симпатична автору. Поэт видит в образе Петра I образцового правителя государства.

Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в «Стансах». Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века. Это время – начало правления Николая Первого – нового, еще не известного царя. Стихотворения Пушкина является своеобразным наказом Николаю. При этом Пушкин воспринимает Петра Первого как почти идеального монарха и ставит его в пример Николаю. Поэт восхваляет Петра:

    Самодержавною рукой

    Он смело сеял просвещенье,

    Не презирал страны родной:

    Он знал ее предназначенье..

По мнению Пушкина, Петр – «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» - был «вечным» работником, занятым, деятельным человеком. Пушкин хотел бы видеть Николая таким же идеальным монархом, каким был Петр. В последней строфе поэт дает наставления новому царю:

    …Во всем будь пращуру подобен:

    Как он, неутомим и тверд,

    И памятью, как он, незлобен.

В стихотворении 1835 года  «Мир Петра Первого»  Пушкин использует необычный сюжет, раскрывающий новые достоинства царя. На первый план выходит тема необыкновенной милости Петра. Пушкин в четвертой строфе перечисляет те празднества, по повод которых Петр может устроить пир. Но в пятой строфе раскрывается истинная причина торжества: «он с поданным мирится»:                                                                       
                                                                                 
  

    …Виноватому вину,

    Отпуская, веселится;

    Кружку пенит с ним одну;

    И в чело его целует,

    Светел сердцем и лицом;

    И прощенье торжествует,

    Как победу над врагом.

Поэма «Медный всадник»  написана в 1833 году.  Эта поэма особенная  по отношению к другим произведениям Пушкина, связанным с петровской темой. «Медный всадник» - поэма философская, социальная и историческая. Во введении к поэме возникает величественный образ Петра-преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения,- укрепление русского государства на берегах Балтийского моря.Петр выступает во введении и как покоритель самой природы, ее стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которая до него веками царила «на берегу пустынных волн». Пушкин сложил поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способных осуществить такое чудо, как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат» великого и прекрасного города, символа новой, преобразованной России.

    Если в предшествующих произведениях Пушкин восхваляет Петра, то в этой  поэме поэт впервые поднимает вопрос: так ли уж идеален Петр на самом деле? Основанный им город, безусловно, нужен российскому государству. Но он стоит на ненадежном месте. И из-за опасного расположения Петербурга страдают люди. По мысли Пушкина, государство должно быть гуманным, ориентированным на человека. В поэме Петр – покоритель стихии. Его образ существенно меняется по сравнению с предыдущими произведениями. Петр по сути становится отрицательным героем. Но нельзя забывать о прологе поэмы, в котором Пушкин признается в своей безоговорочной любви к Петербургу – творению Петра:

    Люблю тебя, Петра творенье,

    Люблю твой строгий, стройный вид…

    Люблю зимы твоей жестокой

    Недвижный воздух и мороз…

    Люблю воинственную живость

    Потешных Марсовых полей…

Пушкин не дает прямого ответа на вопрос: каков же Петр Первый на самом деле? Поэт лишь позволяет увидеть эту фигуру в новом качестве.

    Наверное, трудно найти в творчестве А.С. Пушкина каких-либо однозначных утверждений. Удивительно глубоко осмыслена Пушкиным историческая тема, одной из главных фигур в которой является фигура Петра Первого. Пушкин объективно судил как о заслугах, так и о противоречиях его деятельности. Образ Петра не случайно становится одним из центральных в творчестве Пушкина. Петр – символ русской истории, загадочной и противоречивой.

Образ Петра – «вечного работника на троне» - Пушкин продолжал развивать и в «Арапе Петра Великого» Отнюдь не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость. Роман остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высоко оценили «Арапа Петра Великого».

В 1828 году Пушкин, обращаясь к теме Петра, пишет поэму «Полтава».[3]

«Полтава» - героическая поэма. В героической эпопее эпохи классицизма много условного, мифологического. Ее композиционной основой являлось само великое событие, но создатель эпопеи вольно обращался с историческими фактами, героический идеал чаще всего выступает в ней в своей отвлеченной, абстрактной форме.

В «Полтаве» героическое воплощено в своем конкретно-историческом облике, дается как реальная история народа, то, что сохранилось в памяти народной. Образ самого Петра также героичен, но в обрисовке его Пушкин не прибегал ни к искусственной героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к романтическим эффектам. Петра окружает реальная обстановка. Изображение огромного исторического события совмещается в «Полтаве» с трагедией личности, с романтическим сюжетом

В творческом развитии Пушкина, в его исканиях «Полтава» явилась опытом создания реалистической поэмы на историческую тему.

В «Полтаве» Пушкин пытается сочетать жанр старой, героической поэмы с новой, лирико-эпической, созданной романтизмом, что соответствовало двум основным темам «Полтавы».

Настойчивый интерес к эпохе и личности Петра 1 был связан не только с надеждами Пушкина добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра. Тема Петра 1 обусловливалась всей пушкинской концепцией исторического развития России. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.

Петр I показан и как государственный деятель, который вздыбил Россию, заставил считаться с нами заморские державы, и как незаурядная личность, и как человек, которому не чужды человеческие слабости. Великим в своей простоте и открытости человеком показан Петр I, и именно сочетание “простоты, добра и правды”, правды во всем, делают Петра I грандиозной великой личностью в истории славного Отечества, в истории России.

Почему же А. С. Пушкин называет поэму именно « Полтава», а не « Мазепа», и не « Петр  Великий»?

В “Полтаве” идет прямое противопоставление Петра I Мазепе и Карлу XII как лицам

Поэма “Полтава” посвящена победе русской армии над шведами в 1709 г. Композиционный центр поэмы – торжество русского оружия в знаменитой Полтавской битве. Главное достоинство Петра I, обеспечивающее победу, – выражение общенациональных интересов. Царь ставит перед собой цели государственного масштаба и значения, он далек от узкокорыстных, узколичных устремлений. Вследствие этого он единственный, кто навеки личными усилиями и трудами вписал себя в историю как великий государственный деятель:

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

   Огромный памятник себе.

По своему сложному строению «Полтава» была не похожа на другие поэмы Пушкина (и современных ему поэтов) и потому осталась непонятой и не оцененной ни современниками, ни позднейшей критикой. Между тем поэт придавал большое значение этому произведению и был очень огорчен неуспехом его у читателей и критики.

Сложность поэмы состояла в том, что в ней в пределах одного произведения разрабатывались три разные, не свя­занные между собой темы.

Первая тема — судьба русского государства среди других европейских стран, способность русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками.

Центральным эпизодом этой темы является Полтавский бой, центральным героем ее — Петр I.

Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным, как государственным мыслителем, — тема многонационального русского государства, вопрос об исторической закономерности объединения разных наций в одно государство и прочности их связи с русским народом и государством. отрицательным, неполноценным, обреченным на гибель. Петр I служил России, ее культурному, экономическому и государственному росту. Петр I не играет в войну, как Карл XII[4], и не думает о личном возвышении, как Мазепа. Для него война со Швецией не личный каприз, не занятное время-провождение, а историческая необходимость. Россия в сердце. Россия в мыслях Петра. Повинуясь этим требованиям, своему государственному долгу и долгу совести, он выполняет титаническую работу. Вот почему он, по меткому выражению Пушкина, “на троне вечный был работник”.

Полтавская битва – одно из самых выдающихся событий эпохи царствования Петра Первого. Он утвердил русское владычество на юге, обеспечив новые завоевания на севере и избавил страну от опасного врага.

 Полтавская битва— крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Состоялась утром 27 июня 1709 года в 6 верстах от города Полтава на русских землях (Левобережье Днепра).[5]

Заключив союзный договор с  Данией и Саксонией, а также обеспечив нейтралитет Турции, Петр I  объявил в 1700 году войну Швеции. Главной целью этой войны  был возврат  русских  земель на побережье Балтийского

моря, захваченных  Швецией в начале XVI в. Так началась Северная война, которая  продолжалась 21 год.

После возвращения из Великого посольства царь начал готовиться к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. В 1699 году был создан Северный союз против шведского короля Карла XII , в который помимо России вошли Дания, Саксония и Речь Посполитая  во главе с саксонским курфюрстом и польским королём Августом II. Движущей силой союза было стремление Августа II отобрать у Швеции Лифляндию. За помощь он обещал России возврат земель, прежде принадлежавших русским (Ингерманландии и Карелии).

. Великая опасность грозила Петру и Русской земле. Во всей Европе справедливо считали Карла XII первым полководцем, а его войско самым лучшим в Европе. Ещё никто никогда не побеждал его. У него под Нарвой было в 8 раз менее войска, чем в теперешнем походе на Россию и, однако ж, он разгромил русских. И что же сталось бы со всем хорошим, что начал Пётр? Его войско, флот, фабрики, заводы, Петербург - всё могло погибнуть вместе с ним. Могло погибнуть и Русское государство. Шведам давно уже хотелось присвоить себе Новгород и Псков; Польша и Мазепа хотели взять другие области.

Пётр грудью встретил врага: весь свой ум, храбрость, все старания употребил к отпору. Он приказал своим генералам "не вступать в общее сражение со шведами, изнурять их частыми нападениями, жечь и опустошать всё на их пути, не допускать к ним продовольствия, нападать на отряды, которые будут отделяться за съестными припасами, беспрестанно тревожить и изнурять их войско малыми нападениями. Так и пошла война".

Пётр, узнав о походе Левенгаупта, напал на шведов, которых было значительно больше. Они сражались храбро. Но русские в присутствии государя, который сам подавал пример, дрались, как львы. Особенно отличался Голицын с гвардией. Наконец русские стали одолевать. Левенгаупт отступил и соединился с отрядом, который оставался для охранения обуза. К Петру тоже пришёл на помощь генерал Баур с 4000 драгун. Пётр снова напал на шведов и победил их.

Русские очень обрадовались этой победе. Шведы к этому времени уже потеряли много людей в битвах, а также от голода и утомления. Пётр увидел, что время напасть на шведов: их войско так уменьшилось, что русское было вдвое многочисленное. Он решил напасть на шведов в самый Петров день, в свои именины. Незадолго до того в перестрелке один казак ранил Карла XII, так что он не мог ездить верхом и распоряжался войском, сидя на носилках. Несмотря на это, он опередил Петра, и за 2 дня до Петрова дня, 27 июня 1709 г., сам напал на русских.

Русское войско стояло в укреплённом лагере. Впереди его были ещё особые укрепления, называемые редутами. Между редутами и лагерем стояли 17 полков русской конницы, которой командовал русский генерал, родом швед, Боур, или Баур. Шведы прежде всего напали на редуты, но русские под командованием генерала Репнина храбро защищались; тогда Карл XII велел обойти их и напасть на русскую конницу. При этом генерал Росс отстал со своим отрядом от шведского войска. Пётр заметил это и велел Меньшикову, одному из ближайших помощников, любимцу своему, напасть на Росса. Меньшиков отлично это исполнил, перебил большую часть отряда Росса, а остальных с самим генералом взял в плен. Между тем русская конница в порядке отступала перед шведами к своему лагерю, и вдруг оттуда генерал Брюс, командовавший артиллерией, открыл по шведам страшную пальбу. Те смешались, отступили, и Карл с трудом собрал их у леса.

Тогда Пётр вывел своё войско. Объезжая его ряды, он говорил воинам: "Помните, что будете биться за род свой, за отечество, за веру православную; не верьте, что неприятель непобедим; мы его уже не раз побеждали. Уповайте на Бога, а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе". Началось решительное сражение. Оба государя не берегли себя. Шляпа Петра была пробита пулей, а у Карла несколько раз ядрами разбивало носилки. Русские с обеих сторон обошли шведов и ударили по ним, а в середине поражали их пушечным огнём. Несмотря на свою храбрость, шведы не выдержали и побежали к Днепру. Там настигли их Меньшиков и Голицын, окружили и заставили сдаться: 9000 из них было убито, 17000 взято в плен со всеми пушками и знамёнами. В числе пленных были Нейншильд и Левенгаупт. Сам Карл с Мазепой и несколькими сотнями шведов успел убежать за Днепр, в турецкие владения.

Велика была радость Петра после этой победы. На пир он велел пригласить и пленных шведских генералов, ласково принял их и, между прочим, предложил выпить за здоровье учителей в военном искусстве.[6]

Список литературы:

1.А. С. Пушкин.  «Избранное». Е.А. Маймин.1983 г.

2. В. Я. Брюсов. Собрание сочинений в семи томах. Том 7. Статьи о Пушкине

3. А. С. Пушкин . «История Петра I».

4.  « Собрания стихотворений А. С. Пушкина».

Приложения

[1] А. С. Пушкин.Великий поэт.

[2]Петр Великий.

[3]Книга « Полтава» ,написанная Пушкиным.

[4]   Карл XII.

[5]      Полтавская битва.Фрагмент.

[6]Окочание Полтавской битвы.


Информация о файле
Название файла Образ Петра Великого в творчестве А. С. Пушкина от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 19:30
Дата обновления 9.2.2013, 19:30
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 87.15 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 3057
Скачиваний 138
Оценить файл