Объединяющим для страха и тревоги является чувство беспокойства.

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

Защищена с оценкой __________

Протокол №_____ от __________

Курсовая работа

Страхи детей дошкольного возраста

Корляковой Марины Валерьевны

студентки 131 группы

 специальность 050144

«Педагогика дошкольного образования»

Руководитель

Котрина Вера Александровна

Санкт-Петербург

2016

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3-4

Словарь основных понятий………………………………………………….5-6

1.Особенности страхов дошкольников

1.1. Социокультурные и психологические предпосылки возникновения страхов……………………………………………………………………….7-12

1.2. Определение и классификация страхов………………………………………………………………….…..13-17

1.3. Социальные источники возникновения страхов у детей. Проявления и последствия страха………………..

2.Страхи характерные для детей старшего дошкольного возраста……18-22

2.1. Выявление и пути устранения страхов у дошкольников…………..29-33

Заключение…………………………………………………………………….34

Литература…………………………..……………………………………..35-36

Приложения…………………………………………………………………...37


Кто ничего не боится,

возможно, станет злодеем;

но кто боится слишком многого,

наверняка станет рабом.

 Иоганн Зёйме.

Введение.

Страх… Кому не известно это состояние? От внезапного нахлынувшего, парализующего волю чувства до продолжительного ощущения беспокойства и тревоги, сопровождающегося бессонными ночами, стремлением во чтобы то ни стало забыться, прогнать прочь неприятные впечатления.

Над изучением страхов трудятся и трудились ученые в самых разных областях, такие как Ю. А. Неймер, А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский, А.И. Захаров.

    Проблема детских страхов с каждым днем становится всё актуальнее.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций, это такое же неотъемлемое эмоциональное состояние нашей психики, как и радость, восхищение, гнев, печаль, однако при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них, пленяется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.

          А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов.

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли воспитатели и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Хотя проблема страхов у дошкольников достаточно актуальна, она мало используется в практике садов, а детям просто необходима психологическая поддержка в борьбе со страхами.

Цель исследования: теоретически изучить проблему страхов у детей дошкольного возраста

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. раскрыть понятие «страх» в психолого-педагогической литературе;

2. изучить психологические причины формирования детских страхов;         

3. описать особенности проявления страхов в дошкольном возрасте;

4. рассмотреть классификацию страхов детей дошкольного возраста;

5. изучить методы выявления и пути устранения страхов у дошкольников;

Словарь основных понятий

Коррекция

Тревожность

Деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.

Игра

Форма деятельности в условных ситуациях, направленная на осознание и усвоение общественного опыта.

Метод

Совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Рисунок

Нарисованное изображение. Воспроизведение чего-либо.  . Совокупность линейных элементов в картине.

Страх

Внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом..  

Прием

Это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.


1. Особенности страхов дошкольников

1.1. Социокультурные и психологические предпосылки возникновения страхов

Страх, как тень, преследовал человека еще с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в ситуации непосредственной опасности для жизни. Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и имп­­ульсивные действия.

По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально опосредованный характер и стал выражать все более психологически тонкую гамму нравственно-­этических чувств и переживаний.

Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить везде. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом, а дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок согласно угрозам родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, ко­гда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить  логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.

 Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 6-8 лет - страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основной для проявления одних и тех же страхов. Насколько выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.

Продолжающийся процесс урбанизации удаляет человека от естественной среды обитания, ведет к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо и косвенно, через родителей, это может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей. В условиях большого города иной раз трудно найти друга и поддерживать с ним постоянные отношения. К тому же отсутствует достаточная самостоятельность в организации свободного времени вне дома, из-за излишней опеки со стороны взрослых.

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Большинство из них уже не могут с азартом­ играть в прятки, в “казаки-разбойники”, в лапту и т. д. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь детей и приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации их психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий. В результате, чтобы устранить страхи, приходится применять уже в специально создаваемых для этого условиях те же игры, в которые могли бы играть, но не играют современные дети. Не играют же они не только потому, что живут в большом построенном для взрослых городе, но еще и потому, что имеют слишком принципиальных и строгих родителей, считающих игру только баловством и пустым времяпрепровождением.

Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, что вызывает у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет отца в семье, что затрудняет общение с ним мальчиков и увеличивает возможность передачи беспокойства со стороны матери. Если мальчики 5-7 лет в воображаемой игре “Семья” выбирают роль не отца, как это делают большинство их сверстников, а матери, то страхов у них больше.

Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне требовательно и формально поступают с детьми, которые всегда не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. У   тревожных матерей забота - это главным образом  беспокойство по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий с ребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жизни по заранее составленному плану, выполняющему роль своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные дети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно эмоциональное, теплое и нежное отношение матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрасте они нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых.

Уже к концу старшего дошкольного возраста дети в этих условиях эмоционально “закаляются” до такой степени, что перестают реагировать на излишне требовательное отношение матери, отгораживаясь от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие дети устраивают истерики по поводу недостато­чного внимания ­матери, переживая ее отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными. Возрастающая из поколения в поколение эмоциональная чувствительность детей и потребность в теплом и заботливом отношении вступают, таким образом, в противоречие со стремлениями некоторых матерей освободиться от ухода за ребенком и формализовать процесс его воспитания.

Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре “Семья”, предпочитая оставаться сами собой. Тогда мать может надолго потерять свой авторитет у дочери.

 Интересным  фактом является обнаружение у  дошкольников  из конфликтных семей более частых страхов животных  стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов.   Все  эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

У девочек не только больше число страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между­ собой, т. е. в большей степени влияют друг на друга как в дошкольном, гак и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с ее эмоциональной сферой.

Максимум страхов в 5-8 лет, в возрасте, когда заметно уменьшается интенсивность связей между страхами, но когда страх более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший интеллектуальный заряд. Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 5 годам, когда эмоции отличаются уже известной зрелостью и устойчивостью. Начиная с 5 лет ,на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышления (вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе).­

На частоту появления страхов оказывает влияние количественный состав семьи. Как у девочек, так и ­у ­мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что под­черкивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно в 5-7 лет дети  стремятся  идентифицировать себя с родителем того же пола, т. е. мальчики хотят быть во всем похожими на авторитетного для них в эти годы отца ,  а девочки хотят быть похож­ими на свою мать, что придает  им уверенность в общении со сверстниками того же пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов скорее будет зависеть от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, как эпицентр родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребенок находится в более тесно­м эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для развития ребенка, стремятся  сделать акцент на умственное воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам.

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У “пожилых” родителей (после 30 и особенно после 35 лет) дети более беспокойны, что отражает тревожность преимущественно матери, поздно вышедшей замуж и к тому же долго не имевшей детей. Потому-то развитие “поздних” детей и протекает под знаком чрезмерных забот и беспокойств. Копируя родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего затем в инфантильность и неуверенность в себе.

1.2. Определение и классификация страхов

В страхе и тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Страх – эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства.

Существует множество определений страха. Каждый ученый – исследователь трактует данное явление по-своему.

Так, например Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх, как « эмоциональное состояние, возникающие в присутствии или предвосхищение  опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций».

Ю. А. Неймер, А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию  индивида и направленное на источник действительной и воображаемой  опасности.

Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно – оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается  определенными изменениями  нервной высшей деятельности отражается на частоте пульса, дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

Что касается классификации страхов, то их столько же, сколько и определений страха. У каждого ученого свой взгляд на данный вопрос.

В психологическом словаре под общей редакцией Ю. Л. Неймана выделяется 3 основных видов страха:

Реальный – рациональное выражение инстинкта самосохранения, как нормальная реакция на восприятие внешний опасности

Страх невротический – разнообразные формы бесцельного  страха невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Свободный страх – общая неопределенная боязливость, готовая на время привязать к любой появившейся возможности и выражающейся в состоянии  боязливого ожидания, страх не связанный с каким либо объектом, вызывающим этот страх.

Овчарова Р.В  выделяет следующие виды страха:

- возрастные – отмечаются у эмоционально чувствительного ребенка, как отражение особенностей их психологического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляции от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителями, а так же многочисленные нереализованные угрозы  всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения меду родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

-невротические страхи – характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности взаимосвязью с другими невротическими расстройствами  и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом долгих и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом  чувствительные,  испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё  представление о себе искажено  эмоциональными переживаниями в семье или  конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые до школы не приобрели необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, бояться не оправдать ожидания взрослых,  испытывают страх перед учителем. Некоторые дети панически бояться сделать ошибку, когда делают уроки.

 Наиболее полной можно считать классификацию А.И. Захарова

1) по характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные.

2)по степени реальности – реальные, воображаемые.

3) по степени интенсивности – острые и хронические.

В педагогической литературе рассматривается следующие классификации страхов:

Ситуативный страх - возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например при нападении собак. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно – обусловленный страх – предопределен характером человека, например, его повышенностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Внушаемые страхи – их источник взрослые окружающие ребенка (родители, дедушки, бабушки, воспитатели, учителя) , которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто, эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа « не подходи – упадешь», «не бери – обожжёшься», «не гладь – укусит».

Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже знает сигнал тревоги и естественно, у него  возникает реакция страха. Взрослый добился своего – ребёнок подчинился.

К числу внушаемых страхов можно обрести так же страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребенке о смерти несчастьях, болезнях, пожарах и убийствах, помимо воли запоминаются в психике ребенка.

Патологический страх - это страх, разрушающий человека, его желания, действия, не преодолимый самостоятельно. Причины могут быть разные. Важно то, что страх очень сильный. Страх выступать публично очень часто связан именно с патологическим страхом. Это случаи, когда человек не просто волнуется, а вообще не выходит говорить, а если выходит, то впадает в ступор. Возможны сильные психосоматические реакции: давление, боль в сердце, ноги не идут, обморок.

Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.

«Сверхценные» страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»). Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским  сверхценным  страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание. Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно.  К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

1.3. Социальные источники возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Проявления и последствия страха

Ребенок с  первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочных персонажей, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. Только постепенно у ребенка складывается объективный характер представлений, когда он учится различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить логически.

По мнению отечественных психологов (Л.И.Божович, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский) ребенок, как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

Страх возникает в ситуациях, которые представляются человеку опасными. Известно несколько разновидностей страха. Так вот в случае неоправданного фобического страха причина и объект не совпадают (т.е. чувство страха может быть вызвано не столько высотой или замкнутым пространством, сколько бессознательным переживанием), то при осуществлении реального или оправданного страха причина и объект  представляет одно целое, следовательно, количество причин страхов пропорционально количеству самих страхов.

Исследование природы страхов навело некоторых  ученых (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Эберлеин) на мысль о создании классификации причин, т.е. их объектов. Среди видов страхов по этой  классификации можно отметить страх неодушевленных предметов, страх животных и т.д. Причиной  возникновения страхов являются воспоминания о когда-то  пережитом негативном ощущении. Другими словами, аффективное состояние (страх), представляет собой комплекс негативных  воспоминаний.

По мнению З. Фрейда причиной страха является впечатление негативных ощущений, при котором происходит такое объединение негативных ощущений (в том числе и соматических) и стремлений к разрядке, которое становится прообразом смертельной опасности и с тех пор повторяется у человека.

Как считает Карен Хорни   человеческие страхи и тревоги  вездесущи    как и способы защиты (т.е. меры предпринимаемые человеком для избежания опасной ситуации, а так же  реакции, вызванные подобными ситуациями) от них. Эти реакции распространяются не только на  людей. Животное, напуганное той или иной опасностью,  переходит либо в контратаку, либо убегает. У людей  имеет место в точности та же ситуация страха  и защиты.

Природа некоторых страхов  может быть обусловлена жизненными условиями, какой либо  отдельно взятой культуры. Такие страхи согласно исследованиям Карен Хорни вызываются внешними опасностями (природа, врачи), формами социальных отношений, культурой, традициями (страх перед демонами, нарушением табу).

Причинами страха могут являться события, условия, являющиеся началом  опасности. Страх может иметь своим предметом, какого либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может быть вызван страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Все дети, особенно маленькие чего–то боятся. Зачастую взрослые, совершенно не задумываясь, вызывают страхи у детей, чтобы заставить ребенка сделать то, что считают необходимым.

Ребенок не слушается (например, не убирает игрушки), к чему мы прибегаем?

-повышаем голос (вызывая страх громкими звуками и необычной интонацией)

-угрожаем лишениями, вызывая страх потери

-прямо угрожаем «поставлю в угол», «запру в ванной», «уйду и не вернусь».

В сознании ребенка закрепляется угроза со стороны неизвестного, часто воспитатели не объясняют смысла сказанного, и ребенок боится того, чего не знает и не понимает.

В таких группах взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан».

Обычно говоря ребенку: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь   , то я...». Ребенок открыто боится, зажимается, потому и выполняет приказания воспитателей. Когда он делает что-либо неумело, то его строго наказывают. Невротичные дети с патологическим страхом наказания обычно мало улыбаются, вообще не смеются, ходят сутулясь, мелко семеня ногами.

 Так же не малую роль играет телевидение и компьютерные игры. Постоянное насилие, жестокость стрельба в новостях и фильмах, некоторых мультипликационных фильмах приводит к страху смерти, техногенных катастроф. Происходит деформация эмоциональной сферы ребенка - компьютерные игры  приводят к появлению агрессивного поведения и развитию различных страхов.

Проявления страха.

Причины возникновения страха мы рассматривали ранее, а теперь рассмотрим проявления страха и позже его последствия.

Иногда выраженность страха так очевидна, что не представляется в комментариях, например ужас, оцепенение, растерянность, плач и т.д. о других страхах можно судить лишь по ряду косвенных признаков: стремление избегать определенных мест, разговоров на определенную тему.

Объединяющим для страха и тревоги является чувство беспокойства.

Для состояния беспокойства с преобладанием  боязни типична медлительность, скованность и топтание на одном месте. Речь не выразительная, мышление инертное, на сердце «тяжесть», настроение мрачное и подавленное. В отличие от депрессии нет тоски, апатии, идей о самоубийстве, сохраняется достаточная активность в  других, не затронутых страхом сфер жизнедеятельности. Состояние боязни  имеет более избирательный и динамический характер. Следовательно, тревожность напоминает в чем-то  проявление холерического, а боязнь – флегматического темперамента. В ряде случаев длительно действующий аффект тревоги и страха действительно способны заострить крайние типы темперамента.

При состоянии хронического беспокойства и страха человек находится в напряженном ожидании, часто пугается, редко улыбается, всегда серьезный и озабоченный. Он не может полностью расслабиться, излишне устаёт, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, т.к. мешают всякого рода навязчивые идеи, мысли, догадки, предчувствия. Сон беспокойный часто  бывает сноговорение, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сны, в которых человек воюет сам с собой. Характерны внезапные  пробуждения связанные с ясным сознанием, обдумыванием беспокоящих вопросов и нередко их решение. Отсутствует чувство сна, имеется желание  как можно раньше проснуться, при этом появляется спешка, страх не успеть. Общение становится избирательным, эмоционально не ровным,   ограничивается старым кругом знакомых. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми. Хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшается его саморазвитие.

Последствие страха.

Эхо страхов разнообразно и по существу нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть неблагоприятные изменения. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской. В ряде случаев страх поглощает    много эмоций,   человека затормаживая  его. Это проявляется в исчезновении ряда положительных эмоций, особенно смеха, жизнерадостности, ощущения полноты жизни. Вместо них развивается хроническая эмоциональная неудовлетворенность и удрученность, неспособность радоваться, тревожность – пессимистическая оценка будущего.

Страх, как мина замедленного действия. Подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в себя, в  свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои права, у него развивается пораженная психика. Он заранее настраивает себя на неудачу и часто терпит поражение. Страх уродует мышление, которое становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, сомнениями.


2.Страхи характерные для детей старшего дошкольного возраста

 
  В дошкольном возрасте страхи имеют свою специфику и связаны с особенностями развития ребенка. В них отражаются не только возрастные особенности познания, но и индивидуальный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром. Захаровым А.И. были выявлены возрастные страхи дошкольников. Так, для младшего дошкольного возраста была выделена типичная триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства   

Возраст 5-7 лет, по мнению Захарова А.И., - возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием – возросшим пониманием опасности. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста Захаров А. И. считает страх смерти, тесно связанный со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны. Последние шесть страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста.

Возникновение неврозов у детей Захаров А.И. связывает с особенностями детско-родительских отношений. Страхи у детей, по его мнению, часто представляют вторичные образования относительно страхов родителей или их неадекватного, исходящего из неблагоприятных личностных особенностей отношения к детям.

Однако представляется, что детские страхи выделены Захаровым А.И. по разным основаниям. Так, страх смерти, как основной для дошкольного возраста, конкретизируется у детей в страхе нападения, темноты, которые, в свою очередь, могут объективироваться также в боязни конкретных животных, стихийных бедствий и т.д. Это позволяет говорить, что объекты страхов у дошкольников фактически не выявлены и не изучены.

Исследуя возрастные особенности детских страхов, А. Фрейд считала, что именно в период 6-7 лет детские страхи кардинально изменяют свою специфику, на первом месте в этом возрасте оказывается возникающая тревога  «Сверх-Я»  источник которой находится в сознании и проявляется в чувстве. 

Исследуя проблему страхов в детском возрасте, Г.С. Салливан различал детскую тревогу и детский страх, основой различий служили их источники: источник возникновения страха - всегда во внутреннем состоянии организма, источник тревоги всегда находится вне организма.     Страх у ребенка  возникает тогда, когда он не видит реакции взрослых на его настойчивые заявлении о наличии  каких-либо потребностей (в младенческом возрасте - это потребность в кормлении). Также тревога вызывается у ребенка посредством эмпатии от тревожной матери, происходит «заражение тревогой». В дошкольном возрасте, у ребенка формируется способность к самоконтролю, что дает возможность ему освоить способы освобождения от тревоги.

Экспериментальные исследования А.И. Захарова показали, что для детей дошкольного возраста характерно большее количество страхов, чем для младших школьников, количество страхов зависит от места проживания детей и семейных отношений. Больше страхов испытывают дошкольники, чьи матери занимают доминирующее положение в семье, испытывают значительные нервно-психические перегрузки, из тех семей, в которых супруги имеют конфликтные отношения. По данным А.И. Захарова, в младшем дошкольном возрасте доминируют страхи одиночества, уколов, темноты, боли, сказочных персонажей. В старшем дошкольном возрасте происходит осознание детьми смерти как феномена прекращения жизни, ребенок испытывает потрясение от данного открытие, испытывает сильный страх смерти, потом как бы «успокаивается», но страх смерти не проходит, а трансформируется в страх смерти родителей. Также для старших дошкольников характерен страх животных, сказочных персонажей, страх войны, пожара, нападения. Однако, связующим звеном в данном возрасте является страх смерти, и, по данным А.И. Захарова, он тесно связан со страхом войны, пожара, нападения.

С точки зрения В.В. Лебединского, содержание страхов дошкольников тесно связано с характером межличностных знаковых социальных отношений.

Исследуя детские страхи, А.С. Спиваковская считала причиной их возникновения неблагоприятные детско-родительские отношения. Формированию страхов у детей дошкольного возраста способствует повышенная родительская требовательность при недостаточном учете возможностей ребенка. Ребенок постепенно приходит к ощущению, что он постоянно не соответствует предъявляемым требованиям, «не дотягивает» до них. Такая ситуация может возникнуть вне связи с уровнем достижений ребенка. Постепенно переживания ребенка могут зафиксироваться, стать устойчивой чертой личности. Для таких детей характерны пассивность, недостаточная самостоятельность, склонность не действовать, а мечтать, фантазировать, дети скорее в одиночестве придумают себе фантастические приключения, чем будут активно стремиться к накоплению реального опыта в совместных занятиях с другими детьми.

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста являются: интенсивное развитие абстрактно мышления, способность к обобщению, классификации . В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действовать другого, понимать его чувства и намерения. Формируется система ценностей, чувств дома, родства. Заметно преобладает общение со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. У 6-летних детей уже развито понимание, что, кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей, есть и плохие. Плохие – это не только те, кто несправедливо относится к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия друг с другом. Отражение этого видно в типичных для данного возраста страхов чертей как нарушителей социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителей потустороннего мира. В большей степени подвержены страху чертей послушные дети, испытывающие чувство вины за нарушение правил.

В 5-ти летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем – детей одолевает тревога и сомнения в отношении своего будущего – «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем – мнительности – «А мы не опоздали?», «А мы поедем?», «А ты купишь?». Возрастные проявления навязчивости, тревожности, жизнерадостны, мнительности сами проходят у детей, если родители спокойны, уверены в себе, а так же если они учитывают индивидуальные и половые особенности ребенка. Следует избегать наказания за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприменимость и одновременно предоставляя возможность для эмоционального  проигрывания  нервного напряжения в игре.

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель одного с ними пола. Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. «Он дыхнет – и все», так он объяснял свой страх. Под словом «все» он подразумевал смерть. Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. Или же другой случай с мальчиком 5 лет, который боялся «всего на свете». Своей инфантильностью он обязан матери, которая отстранила отца от воспитания сына, а сама чрезмерно и тревожно опекала мальчика. При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся более тревожными, чем боящимися. 

Ведущим же страхом старшего дошкольного возраста является все-таки страх смерти. Ребенок осознает, что смерть – это неизбежно. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье царит жизнерадостная атмосфера. Страх смерти – своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину и поэтому выражен у эмоционально впечатлительных детей, способных к абстрактному отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них по сравнению с мальчиками инстинктом  самосохранения. Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, страшных снов, животных, стихии, огня, пожара, войны. Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они имеют свой мотивационный характер в плане угрозы для жизни в прямом или косвенном смысле.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Так, например, девочка 6 лет, живущая с тревожной бабушкой, однажды прочитала (она уже умела читать), что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Охваченная страхом заразиться и умереть, она без конца мыла руки, отказывалась есть в гостях. Появились напряженность, скованность, навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенными со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности.

Страхи характерны для поведения именно тревожных детей. Поскольку тревожный ребенок постоянно находится в состоянии повышенной тревожности, он ощущает, что «не дотягивает» до требований родителей, не совсем такой, каким его хотели бы видеть . Тревожность может фиксироваться еще и потому, что наряду с завышенными требованиями к ребенку он может оказаться в ситуации повышенного оберегания, чрезмерной заботы, предосторожностей. Тогда у ребенка возникает ощущение собственной незначительности. Вызывая умиление без усилий, ребенок начинает думать о себе как о чем-то бесконечно малом и уязвимом, а окружающий мир наполняется в его сознании опасностями. Страх ребенка возникает часто и при противоречивых требованиях, когда отец задает очень высокие требования, а мать склонна занижать их и все делать за ребенка.

Таким образом, анализируя особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, можно выделить особую  чувствительность к формированию страхов, причиной которых становятся близкие взрослые - родители, осуществляющие не всегда корректный и подходящий для дошкольников тип межличностного взаимодействия с ребенком.

2.1. Выявление и пути устранения страхов у дошкольников

Исследования А.И. Захарова, Гарбузова В.И. и других психологов помогли установить методы выявления страхов и условия их устранения.

Обычно не трудно определить боящегося ребенка. У него наблюдаются напряженность и беспокойство в поведении; избегание источника угрозы и положительных ответов на вопросы о наличие страха.

Прежде чем помочь  детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким именно страхам он подвержен выявить весь спектр страхов можно только специальным опросом при условии эмоционального доверительного контакта с ребенком . Успешность устранения страхов во многом зависит от знания не только их причин, но и особенностей психологического развития.

Чтобы оказывать воздействие на страхи  необходимо  прежде всего установить контакт с самим ребенком, подразумевающий доверительное отношений к нему.

Так, подавляющее большинство возрастных страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-либо поводу, например, о них ему напоминают окружающие. У мальчиков 7-10 лет больше страхов, скелетов, призраков, Пиковой Дамы и черной руки, т.е. мифических персонажей. Подобные страхи существуют больше в воображении как возможная опасность, угроза, настороженное отношение. Страхи детей определяются родителями,  это каждый второй страх, и здесь многое зависит от особенностей восприятия родителями страхов детей. Когда страхам не придается никакого значения или они отрицаются как враждебный класс явлений, их, конечно же, будет меньше, по оценке взрослых. Лучше всего определяются те страхи у детей, которые были в детстве у самих родителей. Из подобных общих страхов выделяются страхи смерти родителей (у родителей в детстве страхи смерти своих родителей), наказания (у отцов в большей степени), высоты, глубины и темноты (более выражено у матерей). Есть и свойственные только матерям общие страхи с детьми в виде страхов сделать что-либо не так (неправильно) и не успеть. У отцов к подобным страхам можно отнести страхи уколов и боли,   отражая этим большую чувствительность мужчин к боли.

Полезно посмотреть, и какие страхи чаще всего остаются, сохраняются у взрослых из тех, которые были у них в детстве. У мужчин и женщин такими резистентными будут страхи высоты (больше у мужчин) и смерти родителей (больше у женщин).

 Страхи, возникающие в процессе общения с родителями и сверстниками, отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка     подхода.

Решиться помочь детям полностью избавиться от страха - это значит принять активное участие в их жизни.   

Чтобы оказывать воздействие на страхи,  важно  прежде всего установить контакт с самим ребенком, подразумевающий доверительное отношение к нему, как условие развития его творческих возможностей и веры в себя.

 Необходимо также терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как она не всегда дает незамедлительные результаты. В немалой степени это зависит и от способности детей перестраивать отношения и наполнять свою жизнь новым содержанием. Нередко ожидаемый эффект снижается из-за быстрой утомляемости ребенка, нервности и частых заболеваний.

Роль  психолога должна быть понятна ребенку, а время беседы для выявления страхов согласовано заранее. Для нее нужно не менее 30-40 мин и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. В беседе главная цель - выявить страхи. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой  игры,   постепенно задавая вопросы в игровые паузы. Избежать усталости и пресыщения вопросами помогают очередная смена предметной  игры. В разговоре стараются не повышать голос, не делать эмоциональных акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи. Все выявленные страхи сообщаются родителям при отдельной беседе с тем, чтобы они могли организовать рисование страхов дома. Например, страх одиночества - рисует себя и одновременно все то, чего он боится, когда остается один, т.е. материализует свои опасения и страхи. Страх нападения воспроизводится в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть или заразиться представляется больницей или микробами. Страхи перед сном изображаются в виде засыпающего ребенка, опасения которого полностью видны на рисунке. Страх темноты - это обычно слегка затушеванная комната. При страхах животных каждый из них рисуется отдельно, как, впрочем, и при страхах сказочных персонажей. Страх высоты обозначается горой или высоким зданием, где кто-то стоит, страх глубины - ущельем, колодцем, морским дном Страх воды изображается самой водой и кем-нибудь находящимся на ней. Огонь и пожар не требуют комментарий. Война рисуется к виде сражения. Страхи крови, уколов, боли - соответственно: течет кровь из пальца, делают укол или бывает достаточно изображения одного шприца, от боли плачет мальчик или девочка и т.д. Страх неожиданных воздействий - что-то падает, разбивается, раздается гудок, сигнал.

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько нам удаётся успокоить  ребёнка, вернут ь ему душевное равновесие: насколько мы понимаем его и как  относимся к его страху. Разумное, на наш взгляд, объяснение «Бояться нечего, мы же этого не боимся» почти  ничего не говорит ребёнку. Смеяться или шутить по поводу его страха вообще недопустимо. Наоборот, необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут рассказать нам обо веем, что их напутало. И они сделаю это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждаем их, а понимаем. От нашего поведения в этой ситуации зависит очень многое. Прежде всего, мы должны с уважением отнестись к страху ребёнка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь его испугу; кроме того, надо взять себе за правило употреблять понятие страх без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет.

И ещё. Расскажите ребёнку, как вы сами или кто-то из общих знакомых пережил  точно такой же страх и сумел  преодолеть его. Помимо всего надо показать малышу, что мы понимаем его страх  и готовы быть рядом, чтобы помочь, когда он захочет побороть его. Наконец, нужно проще ко всему относиться, не надо вести долгих разговоров на эту тему, а лучше отыскать какой-нибудь смешной эпизод в стрессовой ситуации, но не осмеивать её, а постараться быть ласковее с ребёнком, - это лучшее, что можно сделать в подобной ситуации. Объяснять малышу, что такое мужество и героизм, когда он чего-то боится, конечно, неуместно. Пройдёт очень немного времени, и он сам поймёт значение этих понятий, тогда в его сознании неизбежно появится «культ героя». Важно же, напротив, предложить ему помощь, когда он просит о ней, и поставит перед ним цель, когда он психологически готов принять её и следовать ей. Поскольку страх обычно растёт, а не уменьшается, мы не должны придавать слишком большое значение нашим усилиям побороть его. Страх оставляет свой след и во внешнем облике человека, сказывается на его общем состоянии. Утрата аппетита, запоры, высокое давление, бессонница и раздражительность - всё это цена, которой мы расплачиваемся за постоянную озабоченность. Разумеется, лучше всего было бы свести до минимума причины, по которым ребёнок пугается, чем пытаться ослабить страх. Сделать это необычайно сложно, настолько трудно, что вряд ли приходится рассчитывать на полный успех, но, тем не менее, стоит попытаться.

Заключение

Страх - это такое же эмоциональное проявление нашей психической жизни как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль.

Но страх - в основном это отрицательное проявление нашей эмоциональной жизни. И при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он испытывает тревожность, сомнение, неуверенность в себе. К сожалению, возникновение страхов у детей в большинстве случаев - это вина самих взрослых. Поэтому задача психологов, воспитателей и родителей - вовремя заметить причину страха и постараться  нивелировать  ее.

Старший дошкольный возраст наиболее благоприятный период для коррекции страхов различными методами и приемами.

Избавление от страхов влияет на множество сторон жизнедеятельности ребенка: это поведенческий аспект, эмоциональный фон, уровень тревожности, отношения со сверстниками.

Страхи подавляют стремление к той или иной деятельности, уничтожают уверенность в себе, жизнерадостность. И только при своевременной работе, можно избежать отрицательных результатов страхов.

Работа может и должна проходить только в комплексном подходе, в системе взаимодействия на человека, личность, ребенка. Только при таком виде работы возможны результаты. Нельзя работать с ребенком, не работая при этом с его окружением, т.к. окружение - это важнейший источник информации для ребенка в возрасте 5-7 лет.

Мы не можем полностью избавить ребенка от страхов. Но мы можем придать ему уверенности в себе, что даст ему шанс избавиться от многих проблем в будущем.


Литература

1.    Акопян, Л.С. Атлас детских страхов / Л.С. Акопян. - Самара: Изд_во СГПУ, 2003. -172 с.

2.    .Андрусенко, В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко.-Свердловск.: Издательский центр "Академия", 1991.-456 с.

3.    .Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М., АСТ-ПРЕСС, 2009.

4.    .Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 1997.

5.    .Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача / В. И. Гарбузов. - Л.: Медицина, 1990. - 176 с.

6.    .Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., "Просвещение", 1993;

7.    .Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. М.: Речь. - 2005. - 320 с.

8.    .Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. (Серия "Мир психологии"). М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.

9.    .Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. - Л.: Медицина, 1988. - 200 с.

10.                       .Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб., Изд. Питер, 2010. - 464 с.

11.                       .Каптерев, П.Ф. О детском страхе / П.Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. - 1991. - №3. - С. 136-146

12.                       .Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - СПб.: Питер, 1992. - 549 с.

13.                       .Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. - М., "Школа-Пресс", 1996.

14.                       .Оклендер, В. Окна в мир ребёнка / В. Оклендер. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1997. - 300 с.

15.                       .Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых / М.В. Осорина. - СПб.: "Академический проспект", 2000. - 109 с.

16.                       .Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. - 1999. - №8. - С.10-12.

17.                       .Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.- 192 с.

18.                       .Прихожан, А.М Тревожность у детей и подростков / А.М. Прихожан. - Москва - Воронеж.: "Талант", 2000. - 270 с.

19.                       .Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 9-10 с., 407-408 с.

20.                       .Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984.

21.                       .Рогов, Е.И. Настольная книга школьного психолога / Е.И. Рогов. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 384 с.

22.                       .Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 495 с.

23.                       .Рыбаков, А.В. Страх / А.В. Рыбаков. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1990. - 240 с.

24.                       .Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья / - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 400 с.

25.                       .Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. - М.: Внешторгиздат, 1989. - 700 с.

26.                       .Фромм А. "Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации", Томас Гордон "Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности". - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997;

27.                       .Шишова Т. Л. Как помочь ребенку избавиться от страха. Страхи - это серьёзно. - СПб.: Речь, 2007. - 104 с.

28.                       Чистякова М.И Психогимнастика./Под редакцией Буянова М.И. —  М.: Просвещение, 1988. — 85 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Страхи у детей дошкольного возраста

(по А.И.Захарову)

1.          Страх одиночества (когда остаешься один).

2.          Нападение бандитов.

3.          Заболеть.

4.          Заразиться.

5.          Смерти.

6.          Того, что умрут твои родители.

7.           Воспитателя.

8.          Каких то людей.

9.          Маму.

10. Папу.

11. Того, что они тебя накажут.

12. Сказочных злодеев (скелетов, чертей, невидимок, Бабы-Яги, Кащея-Бессмертного, инопланетян).

13. Опоздать в детский сад.

14. Перед тем, как заснуть.

15. Страшных снов.

16. Темноты.

17. Животных (собак, змей, волка, медведя, пауков).

18. Транспорта.

19. Бури, наводнения, землетрясения.

20. Страх высоты (когда очень высоко, глубоко).

21. Находиться в маленьком тесном помещении.

22. Огня, пожара, войны.

23. Открытого пространства.

24. Врачей (кроме зубного).

25. Крови.

26. Уколов.

27. Боли.

28. Что-либо сделать не так.

29. Неожиданных резких звуков.

30. Страх не успеть.


Нормы страхов

Возраст

Мальчики

Девочки

3 года

9

7

4 года

7

9

5 лет

8

11

6-7 лет

9

12


Информация о файле
Название файла Объединяющим для страха и тревоги является чувство беспокойства. от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 18:30
Дата обновления 5.5.2020, 18:30
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 51.79 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 351
Скачиваний 84
Оценить файл