министерство образования и науки российской федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
__________________________________________________________________
Институт детства
Дефектологический факультет
Кафедра логопедии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
Направление подготовки 44.03.03 «Специальное
(дефектологическое) образование» профиль логопедия
Выполнила студентка группы 105
Полина Михайловна Осябрик
Форма обучения: очная
Научный руководитель: доцент Раиса Ефимовна Идес
Дата представления работы: «______»_________________________
2016г.
Оценка: _______________
Москва, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. 5
1.1. Описание синдрома Дауна и особенности развития ребенка. 5
1.2. Социальное развитие детей дошкольного возраста с синдромом Дауна 9
ГЛАВА 2. 14
2.1. Характеристика образовательного учреждения. 14
2.2. Анализ учебно-воспитательного процесса в ДОУ направленный на социализацию детей с синдромом Дауна. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
ЛИТЕРАТУРА.. 24
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 25
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет колоссальное значение. К таким детям относятся и дети с синдромом Дауна.
К развитию речи, которое идет со значительным отставанием, у детей снижен интеллект, у одних в большей степени, у других – в меньшей, замедлено развитие координации движений. Тем не менее, при правильном подходе можно добиться больших результатов, когда дети с синдромом Дауна станут полноценными членами общества.
Термин «социальная ситуация развития» был впервые введен Л.С.Выготским [4] и до сих пор имеет свою актуальность. «Социальное развитие» – это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, где он будет жить и развиваться.
В дефектологии проблема инклюзии детей с синдромом Дауна имеет большое значение. Необходим особый подход и коррекционная помощь. Разработка фундаментальных основ современной коррекционной педагогики и результаты психолого-педагогических исследований, которые были предприняты в последние годы по проблеме ранней коррекционной помощи, создали научные предпосылки для более точного анализа состояния проблемы, касающейся интеграции в общество детей с синдромом Дауна [5].
Правильная подобранная коррекционная помощь способствует повышению социального развития в обществе.
Цель работы: изучение особенностей развития детей с синдромом Дауна в дошкольном учреждении.
Объект исследования: особенности социального развития детей с синдромом Дауна.
Предмет исследования: процесс изучения успешного социального развития детей с синдромом Дауна.
Задачи:
· проанализировать общую и специальную педагогическую литературу по теме исследования;
· провести наблюдение и анализ созданных условий в дошкольном учреждении для социального развития детей с синдромом Дауна;
· сделать выводы.
Методами исследования являются:
· теоретический анализ педагогической общей и специальной литературы;
· изучение образовательного процесса в дошкольном учреждении;
· наблюдение за ребенком в процессе воспитания и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
· беседы с воспитателем и дефектологом.
Экспериментальная база: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Гимназия № 1517" дошкольное отделение.
Данная работа может быть актуальна для педагогов и родителей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
1.1. Описание синдрома Дауна и особенности развития ребенка
Синдром Дауна, который обусловлен наличием трех хромосом 21-й пары вместо двух, представлен 47 хромосомами. Реже встречающейся формой этого синдрома является мозаицизм, при котором в одних клетках – 47, а в других нормальное число хромосом.
Частота среди новорожденных составляет от 1:290 до 1:1935, в среднем 1:700 [Приложение 1]. Частота рождения детей с синдромом Дауна повышается с увеличением возраста матери. У женщин старше 45 лет она составляет 1:20-1:45.
Обычно патологию выявляют уже в период новорожденности из-за характерного внешнего вида ребенка: череп округлой формы, затылок скошен, косой разрез глаз, широкая переносица, добавочное веко, пятна светло-серого цвета на радужной оболочке, «готическое» нёбо, маленькие уши [Приложение 1]. Рот обычно полуоткрыт; язык толстый, часто высовывается изо рта, покрыт поперечными бороздами. Пальцы кистей и стоп укорочены, мизинец часто искривлен. Синдактилия, на ладони нередко обнаруживается полная поперечная складка.
У детей старшего возраста низкий рост, длина конечностей короткая, плечи опущены, голова наклонена вперед. Нарушен прикус и неправильное расположение зубов. Губы утолщены, нижняя нередко вывернута. Очень часто выявляют отклонения в зрительном аппарате (близорукость, дальнозоркость, астигматизм, сходящееся косоглазие, нистагм) [1].
При исследовании выявляют такие аномалии нервной системы, как: неправильное расположение и нарушение дифференциации нервных клеток, изменение процессов миелинизации проводящих путей, неправильное строение мозговых извилин, патологию сосудистых систем головного мозга, недоразвитие мозга в целом или же его отдельных частей, гидроцефалию, микроцефалию. Частые пороки сердца и крупных магистральных сосудов, а также других внутренних органов.
Обнаруживаются и эндокринные нарушения, снижение основного обмена веществ. Это связано с понижением функции щитовидной железы. У большинства сухая кожа, изменения слизистых оболочек, ногтей, волос вплоть до их полного выпадения. Мышечный тонус снижен, поэтому двигательные навыки развиваются с задержкой и имеются легкие координаторные нарушения.
Характерным признаком является недоразвитие интеллекта. Степень этого недоразвития может варьировать. В большинстве случаев интеллект снижен до уровня умеренной степени умственной отсталости, реже – до легкой или глубокой степени умственной отсталости [1].
Дети достаточно ласковы и очень привязаны к родным, послушны и обладают способностью к подражанию, что позволяет привить навыки самообслуживания. Но бывает и неустойчивость настроения, которое может сопровождаться аффективными вспышками в поведении.
В связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы у таких детей эмоции недостаточно дифференцированы, познавательный интерес к окружающему значительно снижен, страдают все мыслительные процессы: память, внимание, мышление, речь. Из-за нарушения восприятия у ребёнка идёт медленное накопление чувственных ощущений об окружающем мире и на их основе формирование сенсорной сферы, что отражается на развитии всей познавательной деятельности. Дети плохо понимают речь, в младенческом возрасте не фиксируют взор на лице взрослого, затруднён контакт «глаза в глаза».
Продолжительность жизни ограниченна. При синдроме Дауна, как правило, наблюдается раннее старение организма. В возрасте тридцати лет уже выглядят как старые люди. Обычно причиной летального исхода являются пороки развития внутренних органов и нарушение их нормального функционирования [1].
На начальных этапах взаимодействия с педагогом вырабатываются доступные ребёнку формы коммуникации: телесный контакт; контакт глазами; эмоциональные средства (улыбка, дифференцированные ориентировочные реакции); пантомимические средства (жесты указания, отрицания, имитационные жесты, мимика) и вокализация. Дети до 3-4-х лет часто используют вокализацию и звукоподражание, а жест является основным средством общения. В качестве жеста, могут использоваться позы и движения тела, ручные позы и движения. Освоение жестов обеспечивается определённым уровнем развития крупной и мелкой моторики, наличием мотивации их использовать, опытом воздействия с предметами, определёнными правилами взаимодействия взрослого и ребёнка.
Коррекционные работы с детьми нужно проводить постоянно и начиная с рождения. Большое значение уделяется общеукрепляющей терапии, профилактике заболеваний внутренних органов, лечебной гимнастике. Коррекционно-педагогические мероприятия предусматривают воспитание психомоторных навыков, коррекцию речевых функций, сенсорное восприятие, подражательную деятельность, активное использование жестов и мимики, социальную адаптацию, развитие познавательной активности, воспитание привычек и поведения [6].
В дошкольном возрасте ведущей деятельность является игра, поэтому наблюдая за ребенком во время игры, можно наиболее ярко выявить его склонности, особенности поведения, характера, а также психической деятельности. В целях абилитации восприятия широко используется наблюдение за явлениями природы. Потому что в процессе таких наблюдений дети хорошо усваивают закономерности окружающего мира. И благодаря этому развиваются их познавательные интересы. Немало важно, чтобы дети могли наблюдать свои результаты в практической деятельности. В таком случае наиболее целесообразным является воспитание детей с синдромом Дауна в коллективе. Благодаря такому процессу воспитания формируется чувство долга, ответственности, дружбы.
Безусловно, есть дети с синдромом Дауна с особо тяжёлой формой. Процессы мышления совершенно инертны, шаблонны, внимание неустойчивое, страдают кратковременная и долговременная память. Они слабо воспринимают окружающий мир, контакт с ними довольно затруднён. Но и к ним применяется индивидуальный подход, как и для всех детей с синдромом Дауна.
Благодаря совместным усилиям врачей, педагогов и семьи в воспитании и обучении детей с синдромом Дауна достигается сравнительно высокий уровень их социального развития.
Таким образом, дети с синдромом Дауна могу быть обучаемы, а мнение о том, что они не могут обладать адекватным интеллектуальным развитием ошибочно, как и то, что такие дети не могут быть интегрированы в общество, а должны находиться в специальных, изолированных учреждениях. Зачастую у детей отделенных от матери и находящихся в специальных учреждениях, наблюдаются заметные нарушения личностного и психического развития. Это накладывает отрицательный отпечаток на все сферы в развитии ребенка. И не всегда это связано с какими-то отклонениями в развитии, ведь родительская любовь и поддержка является стимулом для ребенка и способствует в его дальнейшем развитии. Живя в полноценной любви, поддержки и заботы семье ребенок сам садится, начинает ходить в два года, к двум с половиной ест ложкой и произносит первые слова и даже показывает свой характер [Приложение 2].
1.2. Социальное развитие детей дошкольного возраста
с синдромом Дауна
Социальное развитие в дошкольном возрасте осуществляется при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Контактируя, ребенок старается жить по определенным правилам, при этом ему необходимо уметь учитывать свои интересы и интересы окружающих и перенимать конкретные поведенческие нормы. Среда, которая окружает ребенка, также влияет на его развитие. Под «средой» понимают не просто внешний мир с дорогами, зданиями, предметами, а людей, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Каждый человек, которого встречает ребенок на своем пути развития, приносит в его жизнь что-то новое, подавая пример своими знаниями, навыками, примерами, поступками в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. И тем самым формируя непосредственно или косвенно социальное развитие ребенка.
Для адаптации ребенка в обществе необходима взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.
Именно эти процессы имеют колоссальное значение для развития ребенка как в норме, так и в патологии. Развитием в неврологии является непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Процесс развития имеет неравномерный характер. Во внутриутробном периоде созревают те функциональные системы мозга, которые обеспечивают жизненно важные функции: дыхание, кровообращение, питание. А период послеродового развития обуславливает гибкую приспособленность к условиям среды, что способствует основой для безграничного обучения, как с самого раннего детства, так и на протяжении всей жизни. Новорожденный не способен ни к чему, кроме как всему научиться. Следовательно, взаимосвязь процессов очень важно для развития ребенка. Педагогу-дефектологу, при работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии, наибольшее значение имеют два уровня психологического развития: актуальный уровень развития и зона ближайшего развития. В процессе обучения ребенок может выполнить предложенное ему задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыт, навыки (актуальный уровень развития). Но если ребенок не в силах справиться с чем-либо, то в таком случае ему поможет педагог, который использует для этого дополнительное объяснение, показ, наводящий вопрос (второй уровень возможностей взаимодействия с ребенком – зона ближайшего развития). Для адаптации необходим переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие. Когда происходит нарушение созревания тех или иных структур мозга, процесс обучения затруднен [9]. Так, недоразвитие речи, а, следовательно, нарушение фонематического восприятия, мешающих ребенку в усвоении звукового анализа речи, тем самым затрудняет процесс овладения не только письмом и речью, но и задержкой интеллектуального развития. Главной задачей педагога является совместная работа с врачом для анализа причины задержки различных функций. И при выяснении причины нарушения педагог сможет найти способы для взаимодействия с ребенком и преодоления нарушений. При этом обучении ребенка с отклонениями в развитии нормальный переход зоны ближайшего развития в актуальный уровень развития значительно затрудняется. И в процессе обучения приходится уделять гораздо больше внимания зоне ближайшего развития.
Немаловажную роль в социальном развитии ребенка в дошкольном возрасте играет детский сад.
В детском саду созданные определенные условия:
· специальная социально-формирующая среда;
· организовано общение с детьми и взрослыми;
· организованы виды деятельности игровой, трудовой и познавательной;
· реализуется гражданско-патриотическая направленность;
· организовано взаимодействие с семьёй;
· внедрены принципы социального партнерства.
Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка [9].
Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик.
Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника.
Происходит она в трёх сферах:
· деятельность;
· сознание;
· общение.
Подчиняясь в целом, общим закономерностям психического развития ребёнка, развитие аномального ребенка имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л.С.Выготского [4]. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребёнка, согласно которой наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития [4]. Осложнение в структуре аномального развития происходит из-за первичного дефекта, который вызван биологическим фактором, и вторичных нарушений, вытекающий из первичного дефекта в процессе последующего аномального развития.
Одной из важных закономерностей является соотношение первичного и вторичного дефектов. И чем сильнее расходятся между собой первопричина и вторичное проявление, тем больше становится возможность коррекции и компенсации последнего благодаря процессу обучения и воспитания.
Имеется количественное и качественное своеобразие вторичных нарушений развития аномального ребёнка, которое зависит от степени и качества первичного дефекта. В качестве последствий аномальной социализации необходимо назвать такое явление как «социальный аутизм» – отстранение от окружающего мира [2].
Данный синдром больше характеризуется не сложностью в развитии интеллектуальных способностей, а воспитанием личности, которая усваивает знания, навыки, ценности и нормы. Для этого следует создавать соответствующую среду, в которой дети будут чувствовать себя комфортно и без комплексов общаться с другими.
Отношение общества к детям, имеющим синдромом Дауна спорное. В России проблема отношения общества к детям с синдромом Дауна, зачастую отрицательна.
Одни предполагают, что дети агрессивны в поведении, часто проявляют злобу или обиду. Возможно, причину этого люди видят в глупости детей, так как они не способны различать своих родных, от незнакомых людей. И даже повзрослев, лица с данной генетической патологией, будут вести себя неадекватно, ненормально.
Другие считают, что люди с синдромом Дауна всегда добры, тянуться к общению с окружающими. Они склонны к творчеству.
Но на самом деле, дети с данным синдромом такие же люди, как и все остальные, они имеют свой характер, который у всех разный, как у каждого отдельно взятого человека. Каждый человек с синдромом Дауна отличается своими умственными способностями и даже определенными чертами внешности, хотя и считается, что такие люди похожи друг на друга. Психическое и физическое развитие также происходит с разной скоростью – кто-то быстрее, кто-то медленнее [8].
Главная задача окружающих – постараться создать все необходимые условия для наиболее быстрого развития. Рост популярности программ ранней педагогической помощи обусловлен результатами их внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались по таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели уже гораздо больше, чем те, кого они не коснулись.
Даже те дети, которые имеют средние и тяжелые нарушения могут научиться читать и писать, общаться с окружающими их людьми. И способны они к этому не потому, что им дают какое-то «лекарство» или с ними произошло какое-то «чудо», а потому, что их вовремя учили тому, что нужно и как нужно. В нашей стране также создаются центры ранней педагогической помощи, и начинаются попытки интегрированного образования детей с отклонениями в развитии [8].
Таким образом, не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, можно сказать, что существует возможность их социальной адаптации, и что эти дети могу вырасти умственно и физически полноценными людьми. Для того чтобы жить в обществе, дети с синдромом Дауна должны достичь определённой степени понимания жизни общества. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми, где бы это ни происходило. Интеграция в обычную школу дает возможность учиться жить и действовать так, как это принято в обществе. Находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Немаловажное значение для ребёнка с синдромом Дауна имеет и эмоциональная сторона жизни. Этим детям, как и всем остальным, необходимо, чтобы их любили, уделяли внимание и принимали такими, какими они есть. Им нужно окружение, в котором они чувствовали бы себя защищёнными, и это способствовало бы повышению их самооценки и независимости. Очень часто прогресс в развитии у детей с синдромом Дауна заключается в том, чтобы им не только предоставляли коррекционную помощь, а также то, чтобы эти дети жили в полноценной семье, где к ним относились так же, как к остальным членам семьи.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА В ДОУ
2.1. Характеристика образовательного учреждения
На базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Гимназии № 1517» имеются 8 дошкольных учреждений, в одном из которых организуются две и более интегрированные групп для детей, имеющих отклонения в развитии.
Интегрированное образование воспитанников осуществляется при наличии:
· соответствующего программно-методического обеспечения для работы с детьми с отклонениями в развитии;
· соответствующего программно-методического обеспечения, предусматривающего исполнение стандарта дошкольного образования и рекомендованного для работы с детьми с отклонениями в развитии.
На базе ДОУ детей с отклонениями в развитии всего 10 человек.
Первое здание гимназии выстроено в 1956-м году.
Реорганизация ГБОУ Гимназия №1517 проведена путем присоединения к нему следующих образовательных учреждений:
· государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центр развития ребенка - детский сад № 2662;
· государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением китайского языка № 11 в целях оптимизации сети и рационального использования зданий образовательных учреждений, системы Департамента образования города Москвы.
Основная цель деятельности гимназии № 1517 – подготовка творческого и интеллектуального потенциала общества. Гимназия предоставляет учащимся оптимальные возможности для развития, способствует овладению навыками поискового мышления, готовит к активной деятельности и руководству современным производством, формирует высокую конкурентоспособность учащихся на рынке труда за счет развития личной активности, нацеленности на успех.
В гимназии построена такая образовательная модель, в которой главенствует деятельность воспитанника, он переходит на уровень саморазвития. Потребность к самопознанию становится неотъемлемой частью жизни ребенка. Эта потребность переходит и в его взрослую жизнь.
На базе учреждения есть здание, в котором находится бассейн. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма. При этом совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства. Улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития – как умственного, так и физического.
Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшаются движения, увеличивается выносливость. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие качества, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Кроме того, умение плавать – жизненно необходимый навык.
Прежде чем начинать обучать детей плаванию, проводятся занятия, основанные на игровом методе с использованием подвижных и тематических игр, и игровых упражнений.
В здании дошкольного отделения присутствует психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, медицинская сестра.
Психолого-педагогический консилиум ДОУ состоит из директора структурного подразделения, психологов, логопедов, дефектологов, педагогов-предметников и социального педагога.
2.2. Анализ учебно-воспитательного процесса в ДОУ направленный на социализацию детей с синдромом Дауна
Экспериментальная база исследования - дошкольное отделение ГБОУ города Москвы «Гимназия № 1517».
Предполагалось, что успешность социального развития детей с синдромом Дауна зависит от благоприятных социальных условий и способов взаимодействия с окружающей действительностью.
На практике в дошкольном учреждении я наблюдала за ребенком с синдромом Дауна 4-х лет. В начале года, когда ребенка привели в детский сад, у него были выявлены следующие отклонения в развитии:
· низкий темп работы;
· неустойчивая адаптация;
· отсутствует игровая деятельность;
· эмоциональная лабильность;
· контакт глаз нарушен;
· грубая моторика;
· не понимает и не слышит инструкций.
Спустя год пребывания в детском саду среди сверстников, преуспевающих в развитии, при посещении занятий с дефектологом у ребенка произошли изменения в развитии в положительную сторону.
Социально-бытовые навыки: частично не соответствуют возрасту, но ребенок умеет держать и есть ложкой, пить из чашки, появляются попытки самостоятельно одеваться и раздеваться. Остальные навыки не развиты.
Особенности игровой деятельности: ребенок взаимодействует со сверстниками, благодаря поддержке и помощи воспитателя, появился интерес к игре.
Ребенок способен различать объекты окружающего мира, удерживать равновесие и ориентироваться в пространстве, развито тактильное восприятие, слуховая подсистема.
Усвоение программ затруднено из-за недоразвития речи, задержкой развития мелкой и общей моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.
Ребенок открыт, доброжелателен по отношению к сверстникам и к взрослым. Мальчик легко идет на контакт, который проявляется эмоциями, прикосновениями. Сверстники отзываются о нем положительно, есть дети, которые полностью поддерживают во всем, помогают, учат и понимают, что он хочет сказать, что он подразумевает за какими-то жестами.
Ребенок воспитывается в полной и любящей семье. Родители принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка.
На базе ГБОУ города Москвы «Гимназия № 1517» ребенок с синдромом Дауна в течение года посещал коррекционные занятия, направленные на улучшение адаптации, при частоте посещений занятий с игровой деятельностью три раза в неделю.
Дошкольное отделение работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой [3].
Благодаря созданию предметно-развивающейся среды, квалифицированным педагогам, различным образовательным программ можно достичь высокого уровня в освоении ребенком социального развития. Образование строится на приобщении ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Для достижения целей программы, первостепенное значение имеют:
· забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
· создание атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам в группе;
· интеграция видов детской деятельности;
· уважительное отношение к результатам детского творчества;
· единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного отделения и семьи.
В рамках программы дошкольного отделения образовательная деятельность проводится по следующим областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Проводится дополнительное образование, которое осуществляется во второй половине дня по индивидуальным планам и программам педагогов дополнительного образования и носит развивающий, оздоровительный характер. Основной целью дополнительного образования является воспитание и развитие творческих способностей детей, их интеллектуального и физического развития, создание необходимых условий по организации содержательного досуга.
Цель деятельности социально-психологической службы гимназии: поддержание психологического здоровья воспитанников.
Основные задачи социально-психологической службы:
· выявление особенностей психологического развития детей, установление соответствия этих особенностей возрастным нормам;
· проведение коррекционных и развивающих мероприятий, направленных на поддержание психологического здоровья детей как индивидуального, так и в коллективе сверстников;
· профилактика возникновения трудностей в адаптации и обучении детей;
· содействие воспитателям в оптимизации учебно-воспитательного процесса и гармонизации психологического климата внутри ДОУ;
· определение уровня школьной зрелости дошкольников при окончании сада.
Направление работы:
· коррекционно-развивающая работа: адаптация детей к детскому саду, развитие когнитивной и эмоциональной сфер (1 младшая группа). Развитие когнитивной, эмоционально-волевой сфер и социальной чувствительности (старшая группа). Подготовка детей к школе: курс адаптации к начальной школе;
· диагностическое: изучение уровня социальной адаптации детей, выявление отклонений в социальном поведении и причин этих отклонений (старшая группа). Выявление когнитивной, эмоционально-волевой и мотивационной готовности детей к обучению в школе (подготовительная группа);
· консультативная работа: консультирование родителей по вопросам работы с детьми.
Работа логопункта: каждый год в сентябре на логопункты зачисляются дети, которым исполнилось 4-5 лет. С 1 по 14 сентября проводится диагностика. В течение года с детьми проводятся индивидуальные занятия.
С родителями проводятся индивидуальные консультации-занятия. Учителя-логопеды знакомят родителей с новинками литературы, касающейся развития речи детей, направляют по мере необходимости к узким специалистам.
Медицинские работники оказывают помощь педагогическим работникам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к детям с учетом здоровья и особенностей их развития, дают рекомендации медико-коррекционной направленности, а также родителям о необходимости соблюдения режима предохранения в домашних условиях в профилактических и лечебных целях.
Воспитательно-образовательная работа с воспитанниками с синдромом Дауна в ДОУ осуществляется по адаптивной программе с учетом их состояния здоровья и уровня развития.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация и возможная интеграция в общество. Ведь исключение ребенка из общественной жизни влияет как на самого ребенка, так и на семью в целом. Важно учитывать все познавательные способности и учитывать их специфическое развитие в психике, развивать необходимые навыки для социального развития ребенка.
Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
· развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;
· воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения;
· трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
Одним из ключевых направлений работы для социальной адаптации детей с синдромом Дауна является сенсорное восприятие.
Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса, которое направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями в развитие, это основа познания окружающего мира. Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, так как ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна [9].
Для того чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию. В формировании сенсорного воспитания происходит первый этап адаптации ребёнка с синдромом Дауна в социум.
Таким образом, эффективность технологий, которые направлены на социальное развитие и формирование навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна, станет высоким, если будут использованы индивидуальные развивающие программы, коррекционные методики, направленные на когнитивные и эмоциональные недостатки у воспитанников. Современное использование групповых игр и упражнений, в качестве метода обучения, воспитания, адаптации и коррекции эмоциональных нарушений, у детей с синдромом Дауна помогает исправить недостатки в развитии их личности и представляет собой эффективное средство социального развития. А находясь среди здоровых сверстников, дети с синдромом Дауна перестают испытывать неполноценность, охотно контактируют со сверстниками, на что дети отвечают взаимностью. Лишаясь гиперопеки со стороны родителей, дети учатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решение вполне посильных проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реабилитация средствами образования играет особую роль в системе комплексной реабилитации именно потому, что только специальное образование позволяет осуществить восстановление аномального ребенка в праве на наследование социального и культурно-исторического опыта. Чем лучше решается эта задача средствами образования, тем выше потенциальные возможности ребенка с нарушениями в развитии для интеграции в общество, тем более он подготовлен к взрослой жизни, то есть социально компетентен.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.
Современные исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи.
На сегодняшний день известно множество случаев, когда в результате огромных усилий психологов, дефектологов, педагогов дети с синдромом Дауна являются полноценными людьми, обучаются в обычных школах, могут получить высшее образование, становятся пловцами, моделями, актерами, художниками. Это говорит о том, что работа с такими детьми, не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, дело небезнадежное и существует возможность их социального развития.
Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду. Это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более продвинутыми в речевом отношении. Кроме того, детей необходимо в максимальной степени адаптировать к условиям жизни, поэтому интеграция в общество будет являться наилучшим опытом для ребенка с синдромом Дауна.
В детском саду ребенок приобретает разнообразные знания, умения, навыки. Очень важно каждому узнать на опыте, как правильно поддерживать контакт и взаимодействовать с окружающими, в саду присутствует определенная дисциплина, отрабатываются навыки самообслуживания, общей и мелкой моторики, координация движений. Одно из наиболее ценных умений, которых ребенок приобретает в детском саду – это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Ребенок нуждается в помощи, благодаря воспитателю и детям, преобладающим в развитии, он способен научиться подражать, имитировать действия и поступки. Различные навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.
В детском саду организуют индивидуальную работу с детьми, на занятиях с дефектологом и логопедом. Поэтому для достижения наилучших результатов в развитии ребенка с синдромом Дауна необходимо взаимодействие персонала ДОУ с родителями ребенка, которые своим участием помогут организовать домашние задания в соответствии с занятиями в детском саду.
Поставленная цель в
процессе работы была подтверждена, поставленные задачи реализованы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадалян Л.О. Невропатология Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 317 с: ил.
2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. - Ярославль. 1997. 167с.
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 368с.
4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М. 1995. - с.468.
5. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4.
6. Никитин В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. глава XI. – 199 с.
7. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна // Семья и школа. 1994. № 10 С. 26-28.
8. Благотворительный фонд Даунсайд ап, центр ранней помощи детям с синдромом Дауна: [Электронный ресурс]. М., 1997-2016. URL: https://downsideup.org/ru (дата обращения 15.04.16).
9. Педагогика [Электронный ресурс]. М., 2001-2016. URL: http://paidagogos.com/?p=7314 (дата обращения 5.04.16).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисунок 1 - частота новорожденных
Рисунок 2 - характерный внешний вид
Приложение 2
Таблица 1
Этапы в развитии ребёнка
Дети с синдромом Дауна |
Дети с нормальным развитием |
|||
Средний возраст (месяцы) |
Диапазон (месяцы) |
Средний возраст (месяцы) |
Диапазон (месяцы) |
|
Улыбается |
2 |
1,5-3 |
1 |
0,5-3 |
Перекатывается |
6 |
2-12 |
5 |
2-10 |
Сидит |
9 |
6-18 |
7 |
5-9 |
Ползает |
11 |
7-21 |
8 |
6-11 |
Ходит на четвереньках |
13 |
8-25 |
10 |
7-13 |
Стоит |
10 |
10-32 |
11 |
8-16 |
Ходит |
20 |
12-45 |
13 |
8-18 |
Говорит слова |
14 |
9-30 |
10 |
6-14 |
Говорит предложения |
24 |
18-46 |
21 |
14-32 |
Данные, представленные в таблице, взяты из работ по изучению моторного развития маленьких детей с синдромом Дауна.