МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
(ФГБОУ ВО СПбГУ ГА)
Красноярский филиал Университета ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Реферат по дисциплине
“ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
на тему:
Немецкая классическая философия
Выполнил: студент группы Д-31
Петухова А.А.
Проверил: преподаватель Кафедры ОГСЭД Елизов А.Г.
Красноярск 2020 г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………….....3-5
2. Общая характеристика………………………………………………...6-7
3. Историческое значение………………………………………………...8-9
4. Философия Гегеля…………………………………..………..…..….10-14
5. Основные черты философии И. Канта………………..…………..15-17
6. Антропологический материализм Л. Фейрбаха……………..…..18-19
7. Заключение……………………………………………………………….21
8. Используемая литература…………………………………………...…22
1. Введение.
Важным
этапом и развитии мировой философской мысли стала немецкая
классическая философия. Она получила особое
распространение в конце XVIII — первой половине XIX вв., представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, Фейербаха
и др. Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант. Наиболее известными в России стали
немецкие мыслители Карл Маркс
и Фридрих Энгельс.
В русской философской литературе распространён термин немецкая
классическая философия. В немецкоязычной и англоязычной литературе принято
выделять неме́цкий класси́ческий идеали́зм или немецкий
идеализм (нем. Deutscher Idealismus),
но сами эти философы называли
свою рационалистическую теорию трансцендентальным
идеализмом (в последние годы жизни Шеллинг создал иррационалистическую
позитивную философию, и она не является трансцендентальным идеализмом), первым
так назвал свою «критическую философию» Кант:
- субъективный трансцендентальный идеализм Канта, фактически, дуализм,
- субъективный трансцендентальный идеализм Фихте,
- объективный трансцендентальный идеализм Шеллинга
- абсолютный идеализм Гегеля
Основное различие между этими четырьмя видами трансцендентального идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. В марксистской традиции вместе с названными философскими концепциями рассматривалось и материалистическое учение Л. Фейербаха, основанием чего послужили произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, в частности работа «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Во французской традиции считается, что существенный вклад в немецкую классическую философию внесли также такие философы, как оппонент Мендельсона и Канта Якоби, Рейнгольд и Шлейермахер.
Основанием немецкой классической философии послужили работы Иммануила Канта в 1780-е и 1790-е годы. Это философское направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными писателями и политиками эпохи Просвещения. Но в понятия «немецкая классическая философия» или «немецкий идеализм» сами немцы никогда не включают философские труды авторов «Бури и натиска», особенно таких титанов, как Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер несмотря на крайнюю близость их воззрений классикам. Не включаются в понятие «классическая немецкая философия» и такие явления, как сама по себе философия романтизма (например, обширное и разнообразное философское творчество членов Йенского кружка или философские труды друга Гегеля Фридриха Гёльдерлина), а также традиция герменевтической мысли систематизаторов философии от Иоганна Георга Гамана до Фридриха Аста и Фридриха Шлейермахера, философские искания таких деятелей, как, например, Готтхильф Генрих Шуберт, Фридрих Генрих Якоби, Йозеф Гёррес. В настоящее время выяснилось, что многие труды Гегеля были написаны раньше тех трудов Шеллинга и даже Фихте, которые ранее всеми считались основаниями для работы Гегеля. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель были лекторами, и хотя записи университетских лекций Канта почти не сохранились из-за их радикализма и чувства долга студентов, но записи лекций остальных классиков, опубликованные в 50х-60х годах 20 века показывают, что они развивали, совершенствовали, кардинально изменяли свои идеи уже после публикаций. Ещё в большей степени это касается самого Канта, что видно из Opus postumum — рукописных заметок, в которых Кант уже после издания своих основных сочинений продолжает критически переосмысливать проблематику этих сочинений и реакцию различных критиков и оппонентов на приведенные им доводы, развивая их и свою философию
С конца 18 в. стало очевидно, что существующая философия (философия Нового времени) уже себя исчерпала. Она уже не могла ни мировоззренчески обобщить достигнутый уровень человеческого познания, ни служить основой дальнейшего развития научных знаний. Наука этого времени уже переступила рамки механистических взглядов на мир Декарта, Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала противоречивость действительности, ее постоянную изменчивость. Философски обобщить состояние и уровень достигнутого наукой постижения мира и тем самым открыть путь новым, невиданным в истории человечества научным открытиям во всех областях знания легло на плечи немецких философов. Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия занимает исключительно важное место в истории развития философской мысли. Это положение можно уподобить положению греческой философии в античном мире. Фридрих Энгельс, а за ним и весь марксизм и абсолютное большинство исследователей и философов считают эту философию классической. Такое название немецкой философии конца 18 - середины 19 столетия вполне оправдано.
2. Общая характеристика
В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому, как во Франции в XVIII веке, в Германии в XIX веке философская революция предшествовала политическому перевороту» - так говорили в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.
Важную роль в
формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и
общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед
изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие
понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об
обусловленности развития организма окружающей средой,
астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории
развития человеческого общества – все это со всей остротой и
неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод
познания действительности.
Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее
уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы,
которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все
известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся
философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу
составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма
Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
Вклад немецкой̆ классической̆ философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:
1. учения немецкой̆ классической̆ философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;
2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический̆ аппарат;
3. рассматривала историю как целостный̆ процесс, а также обратила серьезное внимание на исследование человеческой̆ сущности.
Немецкая классическая философия XIX века не только подвела итоги развития европейской мысли, но и предложила свои пути и методы решения традиционных проблем бытия, соотношения мира и человека, теории познания, нравственности. Особенно плодотворные идеи высказывались немецкими философами в области развития. Были систематизированы предшествующие взгляды и положения по вопросам противоречия, взаимоперехода противоположностей, создана целостная теория всеобщей связи и развития — диалектика. Большое значение, в рассматриваемый период, придавалось одной из фундаментальных проблем рационализма — тождеству объекта и субъекта. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель через диалектику субъектно-объектных отношений рассматривали и решали онтологические, гносеологические, ценностно-смысловые и другие вопросы философского знания.
3. Историческое значение
Историческое значение немецкой классической философии состоит в систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесса развития, переориентации философских исследований на сущность человека, его разум, понимании истории как целостного процесса, обосновании идеи социального прогресса и свободы и т. п.
Термин "классическая немецкая философия" был введен Ф.
Энгельсом. Сам Энгельс специально не разъясняет, что он имеет в виду под
"немецкой классической философией". Но под классикой обычно имеется в
виду высшая мера чего-либо, некая завершенная форма. И после классики, как правило,
идет снижение уровня.
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно
краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия. По целому ряду
моментов она представляет собой вершину философского развития (идей
Возрождения, Нового Времени, Просвещения). Основными представителями этой
философии были основоположник ее Иммануил Кант, его последователь Фихте,
Шеллинг, противник кантианской философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Что касается общей характеристики классической немецкой
философии, то в ней происходит смещение акцентов (по сравнению, напр., с мыслью
Просвещения) с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и
истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и
его истории относительно природы. Представители немецкой классики впервые
осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только
глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских
загадок. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а
потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой
философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем
объективного идеализма (Гегель).
Другая особенность этой философии заключается в том, что,
обратившись к исследованию субъекта, к исследованию его деятельных
способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения
философии. "Вплоть до появления кантовской философии, - пишет в этой связи
Гегель, - публика еще шла в ногу с философией; Она была доступна и ее желали
знать; Теперь, когда выступил путаный идеализм кантовской философии, у них
опускаются крылья. Таким образом, уже с выступлением Канта положено было начало
этому отделению от обычного способа сознания". Таким образом, одна из
особенностей классической немецкой философии проявилась в том, что она была
обречена на общественный неуспех. Иначе говоря, она не могла стать популярной.
И это по той простой причине, что не может быть популярной серьезная
наука.
Преобладание идеализма в немецкой классике связано с
развитием всей философии после Декарта. В противоположность онтологической
позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной,
Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого
философия должна начать, является достоверность самого познающего Я, субъекта.
В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на
субъекта (человека), чем на объект (мир, природу), а вопросу о характере
познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия (гносеологии
перед онтологией). В философии Канта также проявляется подобное
привилегированное положение субъекта и теории познания
Также можно сказать, что характерной чертой немецкого
идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода
и Гегеля)- максимальное сближение понятий бог и природа с тенденцией к их
отождествлению. В социальном плане немецкая философия - свидетельство
идейного пробуждения "третьего сословия" (бюргерства, буржуазии)
Германии и развитие социальных и либерально-политических идей Нового времени и
Просвещения (в этом плане Кант и Гегель дают одни из лучших толкований
"гражданского общества" и "правового государства").
4. Философия Гегеля
Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Ее разработке посвящены все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807). «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817). Введением к гегелевской философской системе служит его «Феноменология духа», где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания – от низшей формы (непосредственного чувственного восприятия) до высшей ступени (абсолютного, или чистого, знания), на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность.
Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» – первая и важнейшая часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит.
Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и о понятии. Бытие и сущность рассматриваются как ступени, по которым «взбирается» понятие, прежде чем оно предстанет во всей своей всеобщности и полноте. В «Логике» развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправной пункт ее – чистая абстрактная мысль о существующем вообще, о «бытии». Это бессодержательное вначале понятие «чистого бытия» стремится получить свое содержание через «нечто», которое в свою очередь есть уже «определенное бытие». Так начинается, по Гегелю, процесс становления абсолютной идеи. «Определенное бытие» на следующей ступени выступает как «нечто определенно сущее», или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией количества. А качественное количество или количественное качество выступает как мера. В учении о бытии Гегелем обосновывается один из законов диалектики перехода количества в качество и обратно, скачкообразность процессов развития, развития как «прерыва постепенности».От бытия, понимаемого как явление, Гегель переходит к более глубоким, внутренним закономерностям – к сущности. Основным содержанием этой части является рассмотрение Гегелем закона о взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Гегель утверждает, что противоречие – это соотношение противоположностей, которые не существуют друг без друга, но которые развиваются по-разному, что ведет к обострению отношений между ними. Противоречие нуждается в разрешении, или «снятии». Гегель усматривал противоречие в соотношении основания и следствия, формы и содержания, явления и сущности, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Развивая учение о противоречии, Гегель сделал вывод о внутренне необходимом, самопроизвольном движении, о «самодвижении» как источнике всякого изменения и развития.
По Гегелю, познание отношения тождества и различия обнаруживает лежащее в их основе противоречие. Наличие противоречий свидетельствует о развитии явления. В учении о сущности Гегель также дает определение действительности как «единства сущности и существования». Сама же сущность – это «основание существования». С первых же параграфов учения о сущности Гегель отвергает представление о ее непознаваемости. Та необходимость, с которой совершается развитие в области бытия и сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, а «свобода – это осознанная необходимость». Таким образом, «Логика» переходит к понятию. При этом Гегель критикует формальную логику и метафизику как философский метод и разрабатывает диалектику общего, особенного и единичного. Одновременно он рассматривает понятие истины как процесса совпадения мысли с объектом. Это достигается в идее. Только идея является безусловным единством понятия и предмета.
От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является у него идея. Именно она порождает свое «инобытие» – природу. Ступени развития природы: механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе своей диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы и закономерности всех явлений в мире.
Третья ступень развития абсолютной идеи – дух, который тоже в своем развитии проходит три стадии: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Субъективный дух – это «душа», или «дух в себе», сознание, или «дух для себя», и «дух как таковой». Объективный дух образует сферу права. Он является свободным волеизъявлением, а система права есть царство реализованной свободы. В конечном счете, объективный дух находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, гражданском обществе и государстве. Абсолютный дух – это вечно действительная истина. Он проходит три ступени развития: искусство, религию и философию. Искусство, по Гегелю, – это непосредственная форма знания абсолютной идеи. Религия своим источником откровения имеет Бога. Философия есть высшая ступень развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии. В философии идея познает саму себя, она возвышается до своего «чистого принципа», соединяет конец абсолютной идеи с ее началом. Если, по Гегелю, философия – это мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея, то происходит «желаемая завершенность» развития абсолютной идеи.
Таким образом, абсолютная идея проживает многообразную и сложную жизнь в гегелевской философской системе. Его система – это объективный идеализм: абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», порождает природу и общество. Система построена на основе «триады» – тезиса – антитезиса и синтеза. Эта «триада» делает гегелевскую философскую систему строгой, четкой, с одной стороны, а с другой – позволяет Гегелю показать поступательный характер развития мира, использовать энциклопедичность знаний. Его философская система вбирает в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др. Она вбирает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий. Однако его философская система сдерживает диалектику, ибо имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества.
Социально-философские концепции Гегеля заслуживают самого пристального внимания. Многие из них сегодня звучат очень актуально, помогают через категориальный аппарат социальной философии уяснить проблемы гражданского общества, правового государства, частной собственности, сознания и самосознания личности и общества, форм общественного сознания и др.
В «Философии истории» Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории, поставил вопрос о смысле истории. В своем анализе общественного строя Гегель пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества.
Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Великие люди играют роль в истории постольку, поскольку они являются воплощением духа своего времени. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.
Гегель различает гражданское общество и политическое государство.
Гражданское общество, в его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества:
- система потребностей;
- отправление правосудия;
- полиция и кооперация.
Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Одновременно основывается важность для гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Гражданское общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество – это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно, оно есть основание гражданского общества. Формирование гражданского общества Гегель связывает с развитием буржуазного строя, при этом философ говорит о закономерном диалектическом характере взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества. И хотя государство – это «шествие Бога в мире», он признает возможность плохого государства, которое лишь существует, но становится неразумным.
Гегель дает различные трактовки государства: государство как идея свободы; государство как единый организм; государство как конституционная монархия; государство как «политическое государство». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, которое соответствует «идее государства».
Гегель соглашается с идеями Локка и Монтескье о разделении властей в государстве, где гарантируется публичная свобода. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера и назначения такого разделения властей. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он считает, что соотношение этих властей должно выражать взаимосвязь целого и его членов. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, внутренний суверенитет государства. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.
К социально-философским и философско-историческим проблемам гегелевской философии следует сегодня отнестись со всей научной скрупулезностью, ибо они исследовались в советской философии пристрастно, не в определенной системе, а по частям.
5. Основные черты философии И. Канта
Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция происхождения Солнечной̆ системы из гигантской̆ газовой̆ туманности до сих пор является одной̆ из фундаментальных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил брешь в метафизическом объяснении природы: он сделала попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной̆, но к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.
Наследие кантовской мысли поистине огромно. В целом его можно разделить на три большие части:
1. Критика теоретического разума - учение о возможностях и пределах мышления.
2. Критика практического разума - учение о вопросах морали и нравственности.
3. Критика эстетического суждения - учение о вопросах эстетического восприятия.
Сущность учения Канта. Основой учения Канта является исследование познавательных способностей человеческого разума. С этой целью Кант предпринял основательную «критику» тех областей знания, которые накоплены человечеством за тысячи лет мыслительной деятельности. Главная задача такой критики - выяснить пределы, дальше которых не могут простираться способности нашего разума в его теоретической и практической деятельности. Иными словами, Кант поставил себе задачу определить, какие виды знания являются абсолютно достоверными, а какие - нет. Таким образом, главной проблемой всякой философской системы Кант считает именно теорию познания, характер, границы и возможности которой должны быть определены заранее.
Кант выделяет три такие идеи разума:
1. Идея о душе - Кант называет ее психологической.
2. Идея о мире - или идея космологическая.
3. Идея о Боге - теологическая идея.
Вещь в себе. Прямым следствием этого является идея о т. н. «вещи в себе». Это знаменитое кантовское понятие призвано объяснить глубочайшую разницу между миром явлений (феноменов) и миром вещей потусторонних (ноуменов). «Вещь в себе» — это то, что мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни как-либо еще почувствовать, воспринимая тот предмет, который познаем в данный конкретный момент. Яблоко, которое мы едим, может быть красным, сладким на вкус и довольно крупным. Но все это только явление «здесь, сейчас и для нас». По отношению же к миру потустороннему это яблоко является для нас «вещью в себе». Откуда мы знаем - может быть, там оно зеленое, кислое и совсем небольшое?
Категорический императив. Однако гипотетические императивы не устраивают Канта в качестве всеобщих и необходимых законов морали. Он искал такой закон, согласно которому человек не будет соотносить свой поступок с какой-либо целью, ибо всякая цель подразумевает личную корысть, интерес, выгоду. А раз так, то ни о какой подлинной морали не может быть и речи. Истинно моральным, говорит Кант, можно назвать только действие, абсолютно свободное от любых внешних и внутренних факторов. Никакая, даже самая благая на первый взгляд цель не может служить основой подлинно морального действия. В силу этого Кант выводит свой собственный морально-нравственный закон, названный им категорическим. Основой его стало знаменитое положение, выработанное Кантом в качестве единственной базы для всякой подлинной морали: «Всегда поступай так, чтобы твой поступок мог стать примером для других людей». Поэтому формула категорического императива, в отличие от гипотетического, совершенно свободна от всяких целей и устанавливает необходимость морального поступка просто потому, что всегда и везде следует поступать только так, а не иначе: «Ты должен, потому что должен!»
Сущность категорического императива. Итак, единственным основанием истинно моральных действий человека может быть только его свободное долженствование, не зависящее ни от каких соображений, целей и интересов. А как же быть с религиозными предписаниями, носящими явно моральный характер? К примеру, десять библейских заповедей разве не являются подлинно моральными с точки зрения категорического императива? Нет, отвечает Кант, не являются. Если человек не убивает, не крадет, не прелюбодействует только потому, что боится Божьего наказания, то он поступает, конечно же, правильно и хорошо, но не морально! А если человек, движимый чувством сострадания, подает милостыню нищему, то это также хорошо, но не морально. Ведь если бы не чувство сострадания (или какое-либо иное), то получается, что он и не подал бы нищему. Или, если вы что-то совершенно бескорыстно делаете для своего друга, то вами движет чувство симпатии к нему, что также извращает моральность ваших действий. Другими словами, не убивать, не грабить, почитать своих родителей, подавать милостыню нищим необходимо только по чувству долга, и никак иначе! Все остальные действия, искаженные привнесенными извне соображениями, будут очень хорошими, но не моральными.
Значение морального учения Канта поистине колоссально. Он стал едва ли не первым из мыслителей человечества, кто показал и теоретически обосновал необходимость полной личной свободы, указал на обязательное для любого человека чувство долга, дал людям аргументированные законы морали и нравственности. Другое дело, что соблюдать их в жизни крайне тяжело, если вообще возможно. Хотя сам Кант, по многочисленным свидетельствам его современников, всегда следовал этим правилам поведения. Он говорил: «Человек всегда должен рассматриваться как цель, а не как средство!» И наконец, именно Канту принадлежит одно из самых величественных и, как ни странно, романтических высказываний в истории мировой философии. Эта ставшая классической фраза относится к его излюбленной теме о врожденном чувстве долга, которое мы порой с удивлением обнаруживаем в себе: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
6.
Антропологический
материализм Л.Фейрбаха
Иным направлением в
развитии немецкой̆ философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 – 1872) –
крупнейшего материалиста домарксистской̆ эпохи, последнего представителя
немецкой̆ классической̆ философии. Критикуя объективный̆ идеализм
Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический̆ взгляд на природу.
Материализм так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так
же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, не
предложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила
односторонний̆ характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую
диалектику. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим.
Его характерной̆ чертой̆ был антропологизм, заключающийся в понимании
человека как высшего продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном
единстве с природой̆. Природа – основа духа. Она же должна явиться основой̆
и новой̆ философии, призванной̆ раскрыть земную сущность человека,
которого природа наделила чувствами и разумом, и психика которого зависит от
его телесной̆ организации, обладая вместе с тем качественной̆ спецификой̆,
несводимой̆ к физиологическим процессам. Антропологизм Фейербаха
имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций
трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке
духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако
«природная» сторона в человеке гипертрофировалась, а специальная –
недооценивалась. Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление
человека верно отражает вне сознания существенную действительность. Основную
роль в познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное.
Мыслить – значит связывать одно показание органов чувств с другими. Все формы
познания (ощущения, представления, понятия, идеи) он рассматривал как образы,
копии вещей̆, их свойств и отношений. Метафизичность
антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он вносил
пассивно- созерцательный̆ характер, не
учитывал общественно-исторической̆ практики, за что и подвергся критике со
стороны Маркса в «Тезисах о Фейербахе».
В
теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие
выводы:
· Единственно существующими реальностями является природа и человек;
·
Человек является частью
природы;
Человек есть единство материального и духовного;
·
Человек должен
стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек -
центр всей̆ методологии;
Идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
· Бога как отдельной̆ и самостоятельной̆ реальности не существует; Бог - плод
· воображения человека;
· Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворим и никем не уничтожаема;
· Все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи
В атеистическо-антропологической̆ теории Л. Фейербаха важными
являются следующие основные положения:
· Бога как самостоятельной̆ реальности нет;
· Бог - порождение сознания человека;
· Мысль о Боге - сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его
· страх и аффекты;
· Бог не является творцом, истинный̆ творец - человек, а Бог - творение человека, его
·
разума;
Религия - глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с
реальностью;
· Корни религии - в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.
В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта,
заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий̆
разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный̆
пункт познания — это ощущения, источником которых является материальный̆
мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и
рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального
моментов в познании утверждая, что ощущения человека
обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический̆
сенсуализм, так как основой̆ познания рассматривал только ощущения, а не
практику. С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается
как метафизический̆, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные
догадки можно найти у
Л. Фейербаха об источнике развития - противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро - зло (нравственность), приятное - неприятное (ощущения), сладкое - кислое (вкус), мужчина - женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания. К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией̆, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее кони к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им. Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который̆ господствовал в философии XVII - XVIII вв. Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический̆ метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развёрнутый̆ взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который̆ раскрывает диалектику вещей̆, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой̆ для дальнейшего развития философской̆ мысли. К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией̆, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее кони к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви.
7. Заключение
В объем понятия «классическая немецкая философия» входят философские системы
Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Созданные за сравнительно короткий̆
исторический̆ срок и образуя преемственный̆ ряд, эти системы обладают
некоторыми общими признаками.
К их числу относятся, во-первых, развитие диалектики не только как способа
критики «чистого разума» (Кант), но и как способа целостной̆ системы
логических категорий. Принцип тождества диалектики, логики и теории
познания наиболее широкое выражение в философии Гегеля. Во-вторых, применение
диалектического метода к историческому процессу, попытки сформулировать законы
общественного развития, правда, на базе объективного идеализма. В- третьих,
вера в исторический̆ прогресс, в плодотворность научного, в том числе
философского познания. И, наконец, гуманизм, глубокое уважение к человеку, который̆
выступает как цель, а не средства (Кант) и как универсальный̆ предмет
философии (антропологический̆ материализм Фейербаха). Классическая
немецкая философия положила знаменитый̆ отпечаток на последующий̆ ход
развития мировой̆ философской̆ мысли. Она послужила теоретическим
источником формирования философских взглядов Маркса и Энгельса, Герцена и
Чернышевского. На ее базе возникли философские школы неокантианства
неогегельянства, расцвет деятельности которых попадает на последнюю треть XIX и
первую треть XX столетий.
8. Используемая литература
1. Аликаев P.C. Немецкая философская терминология эпохи раннего Просвещения. М., 1982.
2. Антология мировой̆ философии: В 4 т. М., 1989–1972. Т. 3. 1971.
3. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века.
М., 1962.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
Баскин М.П. Философия немецкого просвещения. М., 1954.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии // Соч. Т. XI. М.; Л.. 1935. 17.
Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. M., 1970–1972.
4. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., 1973.
5. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974.