В 2024 году коллектив Самарского государственного социально-педагогического университета в рамках выполнения научно-исследовательской работы по направлению «Международная деятельность (проекты)» создал этноориентированную модель подготовки учителя русского языка как иностранного для образовательных организаций Объединенной Республики Танзания в системе российского непрерывного педагогического образования. О задачах, которые стояли перед научной группой, а также предпосылках реализации проекта федеральному порталу «Российское образование» рассказала Светлана Бакулина, руководитель НИР, ректор вуза.
«В современном геополитическом контексте деятельность по продвижению русского языка, российской культуры и образования за рубежом рассматривается в качестве одного из основных инструментов реализации государственных стратегических внешнеполитических интересов, расширения культурно-гуманитарного сотрудничества, обеспечения образовательного, научного, культурного и информационного влияния России в мире. В этой связи многократно возрастает необходимость кадрового обеспечения преподавания русского языка как иностранного за рубежом. При этом с целью повышения результативности учебного процесса особенно важно учитывать специфику национальных систем образования и этнокультурные особенности целевой аудитории», – отметила Светлана Бакулина.
По ее словам, одним из возможных вариантов решения проблемы кадрового обеспечения процесса обучения РКИ может стать этноориентированная модель подготовки учителя русского языка как иностранного для образовательных организаций зарубежных стран в системе российского непрерывного педагогического образования, созданная в СГСПУ на примере Танзании.
«Разработанная этноориентированная модель подготовки учителя РКИ направлена на интенсификацию процесса социокультурной, психолого-педагогической и лингвокультурной адаптации танзанийцев к новой образовательной, социо- и лингвокультурной среде, обеспечивая при этом соблюдение этнокультурного баланса, о необходимости которого говорил президент России Владимир Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека 4 декабря 2023 года. Кроме того, погружение в языковую среду повысит эффективность процесса овладения русским языком танзанийцами на всех этапах обучения в российских вузах и создаст предпосылки для совершенствования языковой и профессиональной подготовки учителей РКИ из числа граждан Танзании», – пояснила ректор.
Ключевыми компонентами модели стали дополнительная общеобразовательная программа «Русский язык как иностранный» (уровни А1, А2, В1), основная профессиональная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки – «Русский язык как иностранный» и «Английский язык»), программы магистратуры и повышения квалификации учителей РКИ.
Кроме того, в рамках исследования на площадке вуза был разработан учебно-методический комплекс по страноведению «Россия становится ближе».
Светлана Бакулина рассказала, что реализация НИР объединила ученых и практиков, специалистов в области культурологии, филологии, педагогики и методики обучения РКИ. Она обратила внимание и на востребованность русского языка у танзанийцев.
«Наличие интереса к русскому языку и мотивации к его изучению среди различных категорий граждан Танзании подтвердили беседы с танзанийскими школьниками, абитуриентами, студентами, учителями, на протяжении ряда лет преподававшими русский язык как иностранный на территории Танзании, общение с волонтерами, побывавшими в этом государстве в рамках всероссийских волонтерских проектов, а также результаты опросов, наблюдений и анкетирования, на протяжении двух лет проводимых представителями проектной группы СГСПУ, участие в которых в общей сложности приняли более 400 жителей Танзании в возрасте от 14 до 63 лет», – добавила руководитель НИР.
Учитывая возрастающий интерес к русскому языку среди молодого поколения танзанийцев, научный коллектив предположил, что все большее количество абитуриентов Танзании будут выбирать российские педвузы и основные профессиональные образовательные программы педагогической направленности, по которым готовят специалистов в области методики обучения РКИ.
«В ходе исследования мы исходили из предположения о том, что необходимо продвигать русский язык на территории Танзании не только посредством направления российских преподавателей для работы в образовательных учреждениях разного типа, гораздо важнее и эффективнее готовить в российских вузах специалистов по русскому языку как иностранному из числа танзанийцев, для которых суахили является родным или вторым языком, как и для большей части населения этого государства, поскольку они изнутри знакомы с особенностями национальной системы образования Танзании и будут иметь опыт изучения РКИ, которым они, став дипломированными специалистами в области методики обучения русскому языку как иностранному, в дальнейшем смогут поделиться с другими. Кроме того, погружение в языковую среду российского вуза будет способствовать более эффективному формированию лингвистической, социокультурной и межкультурной компетенций», – подчеркнула ректор.
В рамках исследовательской деятельности был изучен, систематизирован и обобщен опыт этноориентированного обучения русскому языку как иностранному в российской и зарубежной системах образования.
Также в вузе выявили и описали этнокультурные и лингвокультурные особенности танзанийцев, охарактеризовали этноориентированные приемы, формы и средства организации учебного процесса, отвечающие этнопсихологическим, этнокультурным и этнолингвистическим особенностям жителей Танзании, учитывающие их национально-образовательные традиции и обеспечивающие соблюдение этнокультурного баланса.
Элементы этноориентированной модели и учебно-методического комплекса были внедрены в практику обучения на занятиях и открытых уроках по РКИ для слушателей и преподавателей курсов «Русский язык как иностранный» в ходе участия представителей СГСПУ в Международном образовательном форуме «Время учиться в России» в октябре – ноябре 2024 года в г. Дар-эс-Салам в Танзании, а также в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Русский язык как иностранный для экскурсоводов Танзании», реализованной преподавателями вуза в дистанционном формате.
Апробация результатов исследования доказала практическую значимость проведенной НИР, получила положительные отзывы обучающихся и академического сообщества, а также выявила интерес педагогов к тематике проекта.
«Полученные в ходе исследования результаты и материалы могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного в российских вузах, а также в процессе подготовки преподавателей РКИ для зарубежных образовательных организаций в системе российского непрерывного педагогического образования, для обновления содержания вузовских курсов по методике преподавания РКИ и программ переподготовки и повышения квалификации учителей русского языка как иностранного в контексте этноориентированного подхода. Принимая во внимание важность подготовки специалистов в обозначенной области, научный коллектив, несомненно, продолжит исследование в данном направлении», – заключила Светлана Бакулина.
Источник: edu.ru