Порядок выполнения курсовой работы
1. Найти суммарную силу действующую на подвижное соединение графическим методом построения .
2. Выбираем радиально-сферический подшипник и болт.
Подбор шарикоподшипника. Шарикоподшипники, применяемые в конструкции самолета, работают с небольшими скоростями, поэтому их подбирают по разрушающим нагрузкам, а не по допускаемым нагрузкам, и соображениям долговечности.
Для ответственных соединений расчетные нагрузки дополнительно увеличиваются на 25% и тогда
Выбранный шарикоподшипник определяет диаметр шарнирного болта, который в данном случае на срез не проверяется. В шарнирах с подшипниками ставятся болты с посадкой f 7 , применять рекомендуется специальные шарнирные болты по нормали ОСТ 131133-80, разрешается применять и болты по нормали ОСТ 131124-80.
Подшипник запрессовывается в проушину, кернится или развальцовывается. Заделка подшипника ведется по нормали 105СТ57, тип заделки определяется материалом проушины.
Шарикоподшипники радиальные сферические
Эскиз |
Обозначение |
Размеры, мм |
Разрушающая нагрузка, кН |
|||
d |
D |
b |
B |
|||
981065 |
5 |
20 |
7 |
8 |
10 |
|
981067 |
7 |
24 |
9 |
12 |
16 |
|
981068 |
8 |
30 |
10 |
14 |
25,5 |
|
981700 |
10 |
37 |
12 |
16 |
32 |
|
981701 |
12 |
42 |
13 |
17 |
42 |
|
981702 |
15 |
52 |
15 |
20 |
73 |
|
981704 |
20 |
52 |
15 |
20 |
65 |
|
981705 |
25 |
62 |
17 |
22 |
92 |
|
1005 |
5 |
19 |
6 |
17 |
||
1006 |
6 |
19 |
6 |
17 |
||
1007 |
7 |
22 |
7 |
20 |
||
1008 |
8 |
22 |
7 |
20 |
||
1009 |
9 |
26 |
8 |
27 |
||
1200 |
10 |
30 |
9 |
37 |
||
1300 |
10 |
35 |
11 |
47 |
||
1201 |
12 |
32 |
10 |
38 |
||
1202 |
15 |
35 |
11 |
47 |
||
1203 |
17 |
40 |
12 |
55 |
||
1204 |
20 |
47 |
14 |
63 |
||
1205 |
25 |
52 |
15 |
73 |
||
1206 |
30 |
62 |
16 |
97 |
3. Рассчитываем проушину соединения ухо-вилка. Выбираем материал кронштейна
Марка
|
|
|
|
АМг2М |
160–220 |
||
АМг3М |
190 |
70 |
|
АМг6БМ |
320 |
160 |
|
АМг6 |
320 |
160 |
|
АЛ4 |
175 |
||
АЛ9-1Т5 |
210 |
||
АЛ19 |
340 |
||
ВАЛ-10 |
400 |
300 |
|
МЛ15пч |
175 |
||
МЛ8 |
240 |
||
МА8 |
230 |
||
МА14-Т1 |
270 |
||
ВМ65 |
320 |
250 |
|
Д19 |
400 |
300 |
|
Д19чТ |
400 |
300 |
|
В65 |
400 |
||
В93пчТЗ |
500 |
420 |
|
В95АТ1В |
490 |
410 |
|
В95АТ1СВ |
530 |
460 |
|
В95Т1 |
540 |
430 |
|
В95 |
640 |
550 |
|
В95 |
580 |
460 |
|
В95 |
520 |
420 |
|
АК4-1 |
370 |
280 |
|
АК6 |
370 |
250 |
|
АК8 |
440 |
320 |
|
по
формуле определяем высоту
ушка
,
Определяется толщина δ проушины по условию заделки подшипника:
𝛿1=𝑏п+2с .
Здесь bп – ширина внешнего кольца подшипника;
с – припуск на заделку подшипника по ОСТ 1. 03841-76.
Для
подшипников с внешним диаметром Dn=(20…30) мм принимается с=0,2
мм; для подшипников диаметром Dn=(30…40) мм принимается с=0,25
мм.
4. Рассчитываем вилку:
Суммарная ширина вилки будет составлять ширину
– по формуле
; высоту
– из прочности на
разрыв:
; в этих формулах
- диаметр втулки;
втулку выбираем из
ОСТ 1.11127-73 (БрАЖМц10-3-1,5); зазор – или буртик втулки, или шайба.
Втулки c буртиком для запрессовки, ОСТ 1.11124-73 (30ХГСА),
ОСТ 1.11127-73 (БрАЖМц10-3-1,5)
|
d |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
12 |
14 |
15 |
|
D |
7 |
8 |
10 |
11 |
12 |
13 |
15 |
17 |
19 |
|
D1 |
10 |
11 |
12 |
12 |
13 |
15 |
16 |
19 |
19 |
|
b |
1,5 |
2 |
||||||||
* – предельные отклонения Du8 указывает конструктор; втулки запрессовываются на сыром грунте ФЛ-86.
5. Рассчитываем
болты основания кронштейна. Болты выбираются из расчёта на разрыв по формуле , где l
–
плечо до шарнира с приложенной нагрузкой, H
–
расстояние между поясами болтов, и проверяются по формуле
. При этом
;
.
-кол-во
болтов в поясе;
-площади
сечении болта по резьбе и по гладкой части соответственно.
Площадь сечения, мм2 |
Диаметр гладкой части болта |
Разрушающее усилие на разрыв, кН |
Разрушающее усилие на срез по одной плоскости болта, кН |
||||
по резьбе |
по гладкой части |
и шаг резьбы |
30ХГСА |
30ХГСНА |
40ХМОА |
30ХГСА |
30ХГСНА |
11,2 |
19,6 |
5´0,8 |
14,8 |
20,2 |
14,1 |
13,4 |
18,2 |
16,7 |
28,3 |
6´1 |
21,1 |
28,8 |
20,1 |
19,4 |
26,4 |
30,8 |
50,3 |
8´1,25 |
38,0 |
51,8 |
36,2 |
34,6 |
47,0 |
49,2 |
78,5 |
10´1,5 |
60,0 |
81,7 |
57,3 |
54,3 |
73,7 |
77,2 |
113,1 |
12´1,5 |
89,4 |
121,0 |
85,4 |
77,9 |
106,0 |
111,5 |
154,0 |
14´1,5 |
125,4 |
171,0 |
120,0 |
106,4 |
144,5 |
152,1 |
204,0 |
16´1,5 |
170,4 |
232,5 |
162,8 |
139,6 |
189,0 |
199,0 |
254,0 |
18´1,5 |
222,4 |
303,5 |
212,5 |
177,1 |
240,0 |
252,0 |
314,0 |
20´1,5 |
261,3 |
383,5 |
268,5 |
218,4 |
296,0 |
311,0 |
381,0 |
22´1,5 |
347,1 |
474,0 |
331,5 |
263,9 |
358,0 |
377,2 |
454,0 |
24´1,5 |
419,8 |
522,0 |
400,0 |
314,3 |
426,0 |
487,5 |
574,0 |
27´1,5 |
541,8 |
– |
516,0 |
398,0 |
– |
612,1 |
706,0 |
30´1,5 |
679,3 |
– |
647,0 |
491,8 |
– |
6. Рассчитываем
толщину основания кронштейна по
формуле:
7. Выбираем двутавровую форму сечений кронштейна и считаем их; изгибающий момент воспринимается поясами, а перерезывающая сила – стенкой.
Пояс: здесь
-определяется по
чертежу;
-вычисляем.
Стенка: ;
8. Чертим сборочный чертеж узда. Составляем спецификацию на сборку.