Наиболее известные рейтинги оценки университетов мира

Описание:
Наиболее известные рейтинги оценки университетов мира, место украинских вузов в них
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Место украинских ВУЗов в рейтинговой системе оценки университетов мира
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учетно-финансовый факультет

КАФЕДРА УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Университетское образование»

на тему«Наиболее известные рейтинги оценки университетов мира, место украинских вузов в них»

студентки 1 курса заочного отделения (ВО)

направление подготовки 030509 Учет и аудит

г. Донецк – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

1.     МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ…………………………………….……….5

2.     Место украинских ВУЗов в рейтинговой системе оценки университетов мира………………………………………………..….13

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..……….15

Список использованных источников…………………………………………..…….17

Введение

Рейтинг как социокультурный феномен имеет относительно долгую историю. Вместе с тем распространение рейтингов на сферу высшего образования – явление сравнительно новое. Появление мировых образовательных рейтингов обусловлено рядом причин – экономических, социально-политических, культурных и других. К числу факторов их появления следует отнести значительное увеличение открытости деятельности образовательных учреждений для широкой общественности. Академическое сообщество длительное время само принимало решения о содержании образовательных программ, о порядке их реализации и пр. Транспарентность, в свою очередь, связана с проникновением в образовательный процесс информационных и телекоммуникационных технологий, с возникновением рынка образовательных услуг, более активным участием в функционировании института высшего образования ряда заинтересованных авторов: студентов и их родителей, работодателей и бизнеса, средств массовой информации, государственных структур, преподавателей. На возникновение мировых образовательных рейтингов повлияло и возросшее межгосударственное взаимодействие университетов, в ходе которого происходит формирование, обмен и распространение стандартов образования международного уровня. Отражением указанного обстоятельств выступает появление в литературе нового понятия – «мировые университеты», или «университеты мирового класса».

Остановимся несколько подробнее на самом феномене рейтингования. В современной экономической литературе мы находим объяснение, которое кажется нам вполне убедительным. Дело в том, что экономическая наука долгое время развивалась как наука количественная. И сегодня многие экономические параметры можно не только достаточно точно измерить, но и соединить между собой различными функциональными и статистическими зависимостями. Как показывают данные современных исследований, «экономическая теория успешно провязывает между собой такие явления и показатели, как цены, доходы, издержки, налоги, инфляция, процентные ставки, монопольная власть, капитал, ожидания, валютные курсы, производительность труда, заработки и т. п.». При становлении эффективной системы обезличенного обмена все виды человеческого труда, все товары и услуги должны получить свою стоимостную оценку. Лишь после этого они могут «выйти» на рынок и участвовать в сделках. Можно сказать, что рынок осуществил тотальное оцифровывание окружающего мира. Все качественные признаки рыночных объектов «сжимаются» в одну количественную характеристику. При этом качество товаров и услуг выражается в их цене.

Сегодня же, как указывает экономист Е.В. Балацкий, в эпоху колоссального усложнения системы товарных рынков, простая связь между ценой и качеством нарушается, «становится либо неочевидной, либо вообще разрывается. Таким образом, на повестку дня выходит проблема измерения и оценки качества товаров и услуг. Без решения этой проблемы невозможно отследить рыночные искажения, которые в глобальной экономике могут достигать чудовищных размеров».

Таким образом, феномен рейтингования сложных рыночных объектов заложен в самом рынке и связан с принципиальным усложнением социальной жизни. Логика событий примерно такова. Усложнившийся мир приводит к ситуации недопонимания его рыночными субъектами; непонимание или неадекватное восприятие мира порождают ошибки и большие рыночные риски; наличие последних генерирует экономические кризисы. Такое положение дел ставит перед экономической наукой новую задачу – систематически отслеживать качество сложных рыночных объектов. В настоящее время решение данной задачи видится в составлении разнообразных рейтингов, и в этой связи можно говорить о новом этапе в развитии экономической мысли. Так что идея распространения рейтингов на оценку систем образования вполне укладывается в экономический контекст. В ее основе лежит стремление как можно более строго количественно измерить качество объекта. Понятно, что эта процедура встречается с большими трудностями при попытке количественно измерить такой многосоставный и сложный в когнитивном плане социальный объект, каковым является институт образования. Вместе с тем определенная польза от подобного рода деятельности имеется для всех потребителей образовательных услуг.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

История международных рейтингов образовательных учреждений насчитывает более 150 лет. Одной из первых известных попыток составить рейтинг высших учебных заведений является 200-страничная работа «Высшее политехническое обучение в Германии, Швейцарии, Франции, Бельгии и Англии», опубликованная в 1863 году2 Её автор — Карел Коржистка (Karel Koristka), геодезист, географ и инженер из Чехии, с 1851 года работал профессором математики и практической геометрии Немецкой политехнической школы в Праге, а в дальнейшем руководил статистической службой в Баварии. В своей книге К. Коржистка сравнил 13 технических институтов из Цюриха, Штутгарта, Дрездена, Карлсруэ, Мюнхена, Ганновера, Парижа, Льежа, Гента, Лондона. В качестве показателей он использовал следующие: 1. Дата основания учебного заведения; 2.Направления подготовки; 3. Учебный план и здания, где ведутся занятия; 4.Библиотечный фонд; 5. Лаборатории и учебные мастерские; 6. Профессора и преподаватели; 7. Приём на работу и зарплата; 8. Учебная дисциплина и экзамены; 9. Число обучаемых; 10. Число сотрудников; 11. Местонахождение учебного заведения.

К. Коржистка также проанализировал общую ситуацию с высшим техническим образованием в пяти ведущих европейских странах и требования к абитуриентам, предъявляемым в различных технических вузах.

В конце XIX «эстафету» ранжирования учебных заведений подхватили США: в 1870 году министерство образования этой страны составило свой первый рейтинг институтов, разбив их на 4 группы. Разработка методики сопоставления учебных заведений продолжалась и в Старом свете. В 1900 году в Великобритании вышла работа А. Маклина «Где мы можем найти лучших людей». Он исследовал такие характеристики наиболее выдающих британских личностей, как место рождения, семья, национальность, а также привёл список университетов, отсортированных по числу выдающихся выпускников. В последующие несколько лет этот же критерий использовался и в рейтингах других авторов, например, у ещё одного британца, Х. Эллиса, являвшегося сторонником теории о наследствен- ном характере индивидуальных свойств личности и сгруппировавшим в 1904 году университеты по числу закончивших их «гениев» (подобные критерии были отражением научной дискуссии о том, что является приоритетом в становлении личности — природа или окружение). В Российской империи попыток ранжирования вузов не предпринималось: они традиционно делились на государственные учебные заведения, включавшие классические университеты и профильные инженерно-технические, земледельческие, медицинские, ветеринарные, богословские, юридические, педагогические, военно-морские, востоковедческие и художественные вузы, а также частные высшие учебные заведения (в основном имевших гуманитарный, педагогический, торговый и медицинский профиль). Наиболее популярными считались вузы Санкт-Петербурга, Москвы, Киева (в них был наиболее высокий конкурс), высоко котировался и Дерптский (впоследствии Юрьевский, Тартуский) университет. Из-за начавшейся Первой мировой войны и последующего разделения европейских стран на враждебные лагеря, а так- же подготовки к новой мировой войне составление вузовских рейтингов в Старом Свете перестало быть актуальным, в то время как в США это направление продолжало развиваться. Так, в 1911 году в США, по заказу Американской университетской ассоциации, К. Бэбкок (президент Университета Аризоны в 1903–1910 годах) ранжировал 344 вуза на 4 группы по показателю получения студентами степени бакалавра. Большие темпы прироста населения (72 млн. человек в 1900 году, 106 млн. — в 1920 году), промышленный подъем и необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров обусловило и быстрое расширение национальной системы высшего образования (свыше тысячи различных колледжей и университетов и почти 600 тысяч студентов в 1920 году). В 1925 году в США был опубликован «Обзор высших учебных заведений США», где для ранжирования колледжей и университетов использовались не только их учебные программы, но и экспертный опрос в академической среде. В 1930 году в Соединенных Штатах вышло сразу несколько рейтингов учебных заведений. Их составителями были Стивен Вишен из Университета Индианы, Беверли Ваух из Колледжа Лафайета и Дональди Прентис из Технологического университета Роуз-Хулман. В 1956 году в американской газете Chicago Tribune опубликованы рейтинги, составленные Челси Мэнли. Они были раздельными — лучшие университеты, мужские, женские и смешанные колледжи, юридические и инженерные вузы. В 1966 году в США вышла работа Алана Картера из Американского совета по образованию, где было отранжировано 106 вузов. Примерно с этого времени университетские рейтинги начинают шире использоваться в мире. В 1982 году в США была запущена программа An Assessment of Research-Doctorate Programm, использовавшая 16 индикаторов по оценке научных исследований и докторских программ и охватившая 200 вузов (анализировались 2700 соответствующих академических программ). Тогда же в США появились рейтинги учреждений додипломного образования. С начала 1980-х годов начали публиковаться рейтинги журнала US News and World Report (в 1983 году был составлен первый список из 50 лучших американских университетов). В 1995 году в США Комитет по изучению докторских про- грамм составил рейтинги 274 вузов по 41 дисциплине на основе опроса 7500 экспертов и таких показателей, как соотношение обучаемых и обучающихся, число образовательных программ, публикации и награды. С распространением интернета в США, составители ста- ли выкладывать свои рейтинги в сеть, причём, к примеру, онлайн-версия рейтинга US News 1997 года имела дополнительные данные по сравнению с печатной версией рейтинга. В последней четверти ХХ века в составление рейтингов образовательных учреждений стало включаться все больше стран и организаций. Национальные, региональные и международные рейтинги составляются сегодня в Канаде, Польше, Германии, Франции, Украине, ряде стран Азии. Наиболее активно оно продолжилось в Великобритании, где в 1971 году был опубликован рейтинг компании Times Higher Education, ставшей сегодня «законодателем мод» в области глобальных рейтингов. Применительно к данной стране можно упомянуть и рейтинг Research Assessment Exercise, оценивающий научно-исследовательскую работу британских университетов. Он появился в 1986 году с целью осуществления контроля за эффективностью использования учебными заведениями финансирования из государственного бюджета.

Существуют рейтинги, составляемые в объединениях стран, таких, как Европейский Союз, Азиатско-Тихоокеанский регион, и отдельные рейтинги для стран Азии, Латинской Америки, СНГ, для специализированного образования, напри- мер, рейтинги бизнес-школ МБА (первый рейтинг МБА был подготовлен в 1987 году американским журналом Business Week и продолжает составляться и сегодня). Предпринимаются попытки разработки единых всемирных рейтингов, как, например. Комплексного глобального университетского рейтинга, который делается по заказу Европейской комиссии.1 Составлением рейтингов обычно занимаются министерства образования или другие государственные органы, ведущие СМИ, наиболее крупные университеты и отраслевые объединения. Дискуссии о точности и полезности рейтингов и о методах их составления начались с момента их появления и продолжаются по сей день. В 2004 году Европейским центром по высшему образованию ЮНЕСКО (UNESCO-CEPES, г. Бухарест, Румыния) и Институтом политики в области высшего образования (г. Вашингтон, США) была создана международная экспертная группа по ранжированию IREG (IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence). В 2006 году было подписано соглашение о принятии принципов качества и надлежащей практики при ранжировании вузов — «Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений». Цель инициативы — создание основной схемы разработки и распространения рейтингов независимо от того, являются ли они национальными, региональными или глобальными, что должно привести к созданию системы непрерывного совершенствования методологии проведения ранжирования.

Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений сводятся к следующему: цели и задачи ранжирования, Разработка индикаторов и их веса, Сбор и обработка данных, Презентация результатов ранжирования.

В мае 2013 года группой IREG были рассмотрены и одобрены первые рейтинги (в их числе — QS World University Rankings, QS World University Rankings: Asia, and QS World University Rankings: Latin America, Perspektywy University Ranking).

В настоящее время наиболее широкое распространение получили три глобальных рейтинга: Всемирный рейтинг университетов Times Higher Education (THE) World Universities Rankings, Рейтинг лучших университетов мира QS World University Rankings, Академический рейтинг университетов мира Academic Ranking of World Universities (ARWU). Рассмотрим подробнее каждый из них.

Всемирный рейтинг университетов (THE World University Rankings)

Еженедельный британский журнал THE World University Rankings, специализирующийся на вопросах высшего образования, в ноябре 2004 года впервые опубликовал глобальный рейтинг университетов в партнёрстве с компанией Quacquarelli Symonds. Рейтинг именовался «Times Higher Education–QS World University Rankings» и ежегодно выходил в таком формате вплоть до 2009 года, затем совместная работа по ранжированию университетов мира была прекращена и пути компаний разошлись. Для составления рейтинга 2010 года Times Higher Education объединил усилия с компанией Thomson Reuters (владельцем известного новостного агентства Рейтерс), предоставлявшей услуги сбора, выверки и анализа данных, и использовал новую методику. Так появился Times Higher Education World University Rankings (THE). Именно этот рейтинг обычно подразумевается, когда речь идёт о рейтинге Times Higher Education, поскольку в Times и Reuters создают целое семейство образовательных рейтингов, специализированных по регионам, областям знаний и возрасту вузов. Одним из них является рейтинг научной репутации университетов мира THE World Reputation Ranking, который публикуется отдельным изданием. В методике THE World University Rankings вычисление рейтинга ведётся по 13 параметрам (индикаторам), каждый из которых имеет свой вес (процент от общего балла). Индикаторы сгруппированы в 5 категорий. Для вычисления двух важных индикаторов — «Обучение и среда обучения» и «Исследовательская репутация» среди аналогичных вузов применяется анкетирование. THE использует для этого единую анкету с вопросами, касающимися двух этих индикаторов. Такой опрос в научной среде проходит ежегодно (при подготовке выпуска рейтинга 2013 года было опрошено около 16 000 экспертов). В рейтинг THE не включаются вузы, не осуществляющие подготовку бакалавров или обучающие только по узкой специальности, и опубликовавшие менее 1000 статей в рецензируемых научных журналах в период с 2007 по 2011 годы, то есть до 200 статей в год. Однако бывают исключения, если вуз работает в областях, где традиционно мало публикаций (например, в инженерных, а также ряда гуманитарных). В рейтинг попадают первые 400 вузов, набравшие наибольшие общие баллы. THE публикует суммарные значения индикаторов по категориям, однако для вузов, оказавшихся на местах выше 200 общий балл не даётся, а указывается, в каком промежутке находится вуз (например, места 351–375). В случае, если вузы набирают одинаковые общие баллы с точностью до десятых, им присваиваются одинаковые места. Вузы, желающие участвовать в рейтинге следующего года, должны связаться с проектом Global Institutional Profiles Project в декабре текущего года. Участие в THE бесплатное. Рейтинги THE по-прежнему публикуются раз в год, в октябре-ноябре. Веб-сайт THE позволяет разместить на странице университета в рейтингах собственную текстовую презентацию учебного за- ведения со ссылками на собственные веб-ресурсы вуза.

Рейтинг лучших университетов мира QS World University Rankings

Появившийся в 2010 году новый рейтинг лучших университетов мира QS World University Rankings , публикуемый теперь только консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds1 (бывшей ранее партнером издания The Times Higher, с которым совместно осуществляли ранжирование вузов мира), использует прежнюю методику исследования с незначительными изменениями. Его результаты публикуются также раз в год, в октябре. В 2010 году в рейтинг QS попало 2500 учебных заведений, из которых были выбраны 500 лучших. Ранжируются только те учебные заведения, которые проводят многоуровневую подготовку студентов (научно-исследовательские центры, где проходят стажировку аспиранты, в рейтинг QS не попадают) и которые не специализируются на каком-то одном направлении деятельности. Исключение составляют Каролинский институт в Стокгольме (являющийся одним из крупнейших медицинских университетов Европы), Высшая коммерческая школа в Париже (считающаяся одной из лучших бизнес-школ Европы и мира) и Коммерческий университет им. Луиджи Боккони в Милане (частное учебное заведение, выпускающее специалистов в области экономики, юриспруденции и управленческих наук и признанной одной из ведущих мировых школ делового администрирования). Компания Quacquarelli Symonds подсчитывает несколько рейтингов, по специализациях вузов, по регионам, но основным считается World University Ranking, который обычно и подразумевается под рейтингом QS. В нём учитываются все научные направления и все регионы. QS имеет Научный совет, куда входят представители СМИ и вузов1. После прекращения партнёрства с Times Higher Education, QS, для сохранения преемственности результатов, продолжил использовать имевшиеся методики подсчёта. В начале для рейтинга QS применялось всего 5 довольно простых индикаторов. Среди них наибольший вес давал опрос в научной среде (40%), 30% в сумме составляли показатели соотношения местных и иностранных учащихся и научно-преподавательского состава, и 40% — экспертный опрос в научной среде. Позже индикаторов стало 6: добавился экспертный опрос руководителей кадровых агентств и работодателей о выпускниках университетов. Для подсчёта цитирования сначала использовался 10-летний период, затем — 5-летний. До 2007 года использовалась научная база Web of Knowledge Essential Science Indicators (ESI) компании Thomson Reuters (около 40 млн. единиц печатных материалов), а затем — Scopus (около 50 млн.).

Рейтинг Academinc Ranking of World Universities (Шанхайскийрейтинг)

ARWU выпускается Институтом высшего образования Шанхайского университета Цзяотун с 2003 года, что позволяет считать его первым глобальным рейтингом, который подробно рассматривает учебные заведения во всём мире. ARWU ориентирован на оценку успехов вуза в науке. Поэтому состав индикаторов значительно отличается от THE и QS. В нём отсутствуют показатели числа студентов, преподавателей, финансовые показатели. Роль играют только научные труды и наличие у сотрудников или выходцев из вуза премий Нобеля и Филдса (вручается раз в 4 года, очередная будет в 2014). В 2013 году ARWU подсчитывал данные примерно по 1 200 высшим учебным заведениям, однако, в рейтинге публикуются расчёты только по первым 500 (лучшим вузам). Очередной рейтинг ARWU выходит в середине августа, то есть раньше, чем основные QS и THE, появляющиеся в сентябре-октябре. Рейтинг ARWU интересен и тем, что, во-первых, составляется не в одной из стран-лидеров глобальных рейтингов, т.е. не в США или Великобритании, а в Китае. Во-вторых, его составлением занимается не коммерческая компания, а государственное научно-образовательное учреждение. В третьих, сам Шанхайский университет Цзяотун, в котором на бакалавров и магистров обучается около 36 000 студентов, из них 1700 иностранцев, а число преподавателей и исследователей составляет около 2 900 человек, занимает довольно низкие позиции в рейтингах QS и Times (см. табл. 1 и табл. 2). Тем не менее самые высокие показатели университета Цзяотун в рейтинге THE связаны с его научной деятельностью, а точнее получаемыми от неё доходами. Данный показатель Цзяотун является одним из самых лучших среди китайских вузов.

Место украинских ВУЗов в рейтинговой системе оценки университетов мира

«QS World University Rankings»

QS World University Rankings считается одним из самых влиятельных международных ежегодных рейтингов. Он охватывает вузы всего мира, а его результаты демонстрируют не только общий рейтинг, но и рейтинг по отдельным предметам.

Составители рейтинга использовали шесть основных критериев оценивания: репутация в академической среде (40%); оценка выпускников работодателями (10%); цитированность публикаций сотрудников вуза (20%); соотношение количества преподавателей и студентов (20%); относительная численность зарубежных преподавателей (5%); относительная численность иностранных студентов (5%).

Сегодня исследование включает более 2000 университетов. В рейтинг-лист QS World University включены более 800 университетов мира. В 2014-2015 году в рейтинг включены 6 украинских высших учебных заведений, два из которых вошли в Топ-500 списка, что является определенным прогрессом для национальной образовательной системы Украины.

В частности, по результатам рейтинга World University Rankings-2014, Киевский национальный университет им. Шевченко улучшил свои позиции в Топ-500 по сравнению с прошлым годом и получил место в категории 421-430 (в прошлом году: 441-500), расположившись в компании с немецким Leibniz Universität Hannover и североамериканским Tulane University.

Другим украинским университетом, включенным в Топ-500 престижного мирового рейтинга, впервые в своей истории стал Харьковский национальный университет им. Каразина, получив позицию от 481 до 490. Компанию украинскому вузу составили американские University of South Florida, University of Vermont и Белорусский государственный университет.

Улучшил свои позиции в QS World University Rankings и Национальный технический университет "Киевский политехнический институт", деятельность которого оценена категорией 551-600 (601-650).

Впервые рейтингом учтены показатели деятельности Сумского государственного университета, который расположился в категории (651-700).

Также в QS World University Rankings-2014/15 вошли Донецкий национальный университет и НТУ "Харьковский политехнический институт", который впервые включен в мировой рейтинг. Эти учебные заведения расположились в категории 701+.

Рейтинг ВУЗов Украины по показателям Scopus

Результаты рейтинга базируются на показателях библиографической и реферативной базы данных Scopus, которая является инструментом отслеживания цитируемости научных статей, публикуемых учебным заведением или его работниками в научных изданиях. На сегодня база данных Scopus постоянно индексирует более 18000 научных изданий по техническим, медицинским и гуманитарным наукам.

Оценка вузов Украины осуществлялась по индексу Гирша — специальному показателю, который основывается на количестве научных публикаций и количестве их цитирований.

Согласно данным рейтинга, самый высокий индекс Гирша среди вузов Украины имеют Киевский национальный университет им.Шевченко, Харьковский национальный университет им. Каразина и Одесский национальный университет им.Мечникова.

Четвертую позицию занимает Львовский национальный университет им.Франко, пятую и шестую строчку занимают Черновицкий национальный университет им.Федьковича и НТУУ "Киевский политехнический институт".

Донецкий национальный медицинский университет им. Горького, Днепропетровский национальный университет им. Гончара и НТУ "Харьковский политехнический институт" заняли соответственно 7, 8 и 9 место рейтинга. 10-е место занимает Национальный университет "Львовская политехника".

По состоянию на январь 2014 г. Донецкий национальный университет занимал 15 место среди 116 вузов Украины, которые вошли в этот рейтинг. А по состоянию на март 2015 г. Донецкий национальный университет занимает 14 место среди 122 вузов Украины, которые вошли в этот рейтинг.

ВЫВОДЫ

Высокорейтинговые университеты – это такие заведения, которые вносят значительный вклад в развитие и распространение знаний благодаря проведению опережающих научных исследований; преподаванию с применением наиболее инновационных программ и педагогических методов; они внедряют научно-исследовательскую деятельность в качестве неотъемлемого компонента учебного процесса; готовят конкурентоспособных специалистов, которые добиваются значительных успехов не только в ходе обучения, но и, что более важно, после окончания вуза. Эти конкретные достижения в сочетании с признанием успехов вуза международной общественностью и выводят университет на уровень университета мирового класса.

Нет единого универсального рецепта или магической формулы «изготовления» университета мирового класса. Весьма разнообразны национальные особенности и институциональные модели. Каждая страна из всего многообразия путей развития должна выбрать именно ту стратегию, которая наиболее соответствует ее потенциалу и ресурсам. Международный опыт дает немало примеров ключевых характеристик таких университетов (высокая концентрация талантов, изобилие ресурсов и гибкая система управления) и успешных подходов к их становлению (модернизация или слияние существующих вузов; создание новых университетов).

Несмотря на общий настрой или наличие объективных условий, создание университета мирового класса – это длительный процесс. И неважно, сколько денег вложено, немедленных результатов от данной попытки ожидать не стоит. Достижение цели создания культуры превосходства и получения результата растягивается на долгие годы и требует постоянной и систематической затраты сил и внимания всех заинтересованных сторон как внутри университета, так и за его пределами. Более того, процесс преобразований системы высшего образования не может проходить в изоляции от общества. Долгосрочная стратегия создания университета мирового класса и ее практическая реализация должны быть тесно скоординированы с (a) генеральной стратегией социально-экономического развития страны; (b) происходящими изменениями и планируемыми реформами на более низких уровнях системы образования; (c) планами развития других типов учреждений третичного образования, чтобы сформировать интегрированную систему учебных заведений, в которых учебный процесс сочетается с исследовательской деятельностью и ориентирован на новые технологии.

Основные задачи, которые, с моей точки зрения, необходимо решить университетам для повышения рейтинга:

1) управление репутацией и узнаваемостью университета в международном образовательном пространстве;

2) создание версий своих сайтов на языках потенциальных зарубежных потребителей образовательных услуг и выпускаемой научно-технической продукции;

3) повышение академической мобильности научно-педагогических работников, аспирантов и студентов;

4) использование ресурсов Scopus и Web of Science для увеличения доли интернационального партнерства в совместных исследованиях и публикациях;

5) привлечение иностранных ученых для работы в университете и формирование пула экспертов, способных дать авторитетную оценку его деятельности;

6) создание совместных международных лабораторий, исследовательских центров мирового уровня с целью вовлечь молодых сотрудников, аспирантов и студентов университета в перспективные инновационные исследования.

Список использованных источников

1.                Бажал А. Столпы и мамонты отечественного образования: 28 лучших классических университетов  / Зеркало недели. – 13 апреля 2007. – № 13.

2.                Болотов В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования / В. А. Болотов / Вопросы образования. – 2005. – № 1. – с. 5–10.  

3.                Впервые: 200 лучших вузов Украины / Зеркало недели. - 24-30 марта 2007. - №11.

4.                Закон Украины «О высшем образовании» (№ 1556-VII) от 01.07.2014.

5.                Иродов М.И., Разумов С.В. Создание системы управления качеством подготовки специалистов в вузе / Университетское управление. 2003. № 2(25). - с.90-95.

6.                Курбатов С. Реальность и зазеркалье университетских рейтингов / Зеркало недели. –  24-30 марта 2007. –  № 11.

7.                Лазарев Г.И. Новому содержанию образования – новые рейтинги / Управление качеством образования. – 2006. –  с. 40-45.

8.                Мельничук  Д.А.,  Ибатуллин  И.И.,  Шостак  А.В.  Рейтинг  субъектов деятельности  национального  аграрного  университета  Украины  / Университетское управление: практика и анализ. – 2004. – №3.

9.                Огородникова И.Л., Перепеча И.Ф., Тимкии С.Л., Дубицкий  В.В. К концепции  построения  виутривузовской  системы  обеспечения  качества образовательного  процесса  в  ОмГУ  //  Университетское  управление. 2003. №2(25). - с. 96-100. 

10.           Положение  о  внутривузовской  системе  оценки  эффективности деятельности  кафедр  ГрГУ.  –  Гродно,  2004,

11.           Попов Ю.В., Кучеров В.Г. Подлеснов В.Н. Оптимизация оценки деятельности кафедр в вузах // Педагогическое образование и наука. – 2002. – № 2. – с. 38-40.

12.           Садлак Я. Университетские рейтинги и их влияние на качество высшего образования // Зеркало недели. – 16, 26-16 мая 2008.


Информация о файле
Название файла Наиболее известные рейтинги оценки университетов мира от пользователя z3rg
Дата добавления 27.1.2016, 0:39
Дата обновления 27.1.2016, 0:39
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 41.45 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 699
Скачиваний 139
Оценить файл