Начало Модернизация страны Востока ( Япония, Китая, Индии)

Описание:
Начало Модернизация страны Востока ( Япония, Китая, Индии)
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

БелорусскийГосударственныйУниверситет

ФакультетМеждународнаяотношения

Международнаяотношения

Студентка 1 курс: БабаеваМередгуль.

КСР

НачалоМодернизациястраныВостока ( Япония, Китая, Индии)

                                                                                
            Минск 2012г.

        Новая история для Востока – это период колониальной экспансии Запада и, как следствие, разрушение традиционной системы хозяйствования или, если угодно, переход от феодализма к капитализму под воздействием, прежде всего импульса извне. В рассматриваемый период все восточные страны превратились в колонии, полуколонии западных держав или, как Япония, вынуждены были (в немалой степени под угрозой западного вторжения) усвоить капиталистические отношения или стимулировать их развития там, где зачатки таковых уже имелись. Теория модернизации – весьма хитрая теория – рассматривает исторический процесс как смену больших фаз: аграрное общество (оно же традиционное), индустриальное и постиндустриальное. Сам процесс модернизации выступает как движение общества к некоему эталонному состоянию. Под этим состоянием подразумевается западное индустриальное общества с присущими ему хозяйственными, политическими и культурными системами. Поэтому модернизация – это исторически закономерное преобразование всех сторон жизни общества и государства. Причём модернизация может протекать неравномерно в рамках даже одного общества. Представители этой теории трактуют Восток как аграрное общество, подчёркивая при этом огромную роль традиций и застойность, не диномичный  хозяйства на Востоке. Индустриализм является исторически более прогрессивной исторической фазой, поэтому, если восточные общества своими силами не смогли (или не успели) перейти к индустриализму, то миссию их развития взяли на себя индустриально развитые страны Запада. Концепцию модернизации роднит с марксистской теорией представление о линейности и стадиальности исторического процесса. Правда, для марксизма более свойственны монофакторные интерпретации (объяснения всех явлений через социально-экономические процессы, признание субординации исторических факторов), а для теории модернизации свойственны полифакторные  интерпретации, где разные стороны жизнедеятельности людей рассматриваются взаимосвязанные (скоординированные) равноправные процессы (факторы).

              Япония была едва ли не единственной страной Востока, в чьем развитии период колониализма совпал не с состоянием общего, порой весьма острого внутреннего кризиса, а, наоборот, с моментом бурно внутри политического подъема, связанного с преодолением кризисных тенденций в ходе так называемой реставрации Мэйдзи и последовавшей за тем серии важных. Реформы 70‑х годов привели к энергичной трансформации японского общества и пробудили к жизни новые социальные и экономические силы, в свою очередь требовавшие для оптимизации условий своей деятельности новых преобразований, на сей раз в сфере политической.  В конце прошлого века действительно была по многим параметрам наиболее сопоставима с Японией. В  второго тысячелетия уровень вазвития в странах Востока был почти 2 раза выше, чем Западной Европе. Превосходство Востока над европейским миром было особенно заметным в интеллектуальных компонентах производительных сил, опирающихся на накопленный веками и тысячелетиями потенциал культуры, опыта и знаний. Многократное увеличение демографического потенциала в двух крупнейших странах Востока означало также и существенное, хотя, возможно, и не вполне адекватное расширение потребительного и производительного потенциалов. Что в восточных деспотиях относительная доля военных, по сути дела  непроизводительных, расходов была в целом несколько выше, чем в досовременных обществах Запада. Начиная с ХVI-ХVII вв. стало заметно отставание восточных от европейских стран по темпам наращивания транспортных средств и систем коммуникаций. Страны Востока в позднее средневековье стали в большей или меньшей мере придерживаться изоляционистской или недостаточно активной внешнеэкономической политики. Итак, некоторые важные атрибуты экстенсивно-интенсивного типа расширенного воспроизводства,      свойственного начальной фазе  современного экономического роста, обозначились впервые не в западноевропейских странах, а на Востоке, в Китае, на рубеже первого и второго тысячелетий, за сотни лет до начала «промышленного рывка» в странах Запада. Экономических упадок, начавшийся с середины ХVIII в. коснулся в начале, главным образом, деревни. В городах продолжали развиваться мануфактуры, снабжавшие своими товарами деревенское население, укреплялись буржуазные элементы. Японский феодализм и олицетворявший его токугавский режим все больше вступали в непримиримое противоречие с новыми формирующимся реалиями. Социально- экономические процессы, происходившие в Японии, свидетельствовали о крушении всей феодальной экономики, о размывании социальных устоев режима и неуклонном развитии товарно- денежным отношений.  

              К началу ХVI в Китай представлял собой централизованное государство с монархической формой правления, преобладанием докапиталистических отношений в экономике и довольно разветвленной сформировавшейся еще в древности и раннем средневековье. Китай ориентировался захват земель соседних государств, прежде всего в Центральной Азии. В Китае занимал институт евнухов, которыми могли быть только этнические китайцы. Он формировался за счет детей бедняков, родители которых были не в силах их прокормить и поэтому продавали императорскому двору. В роли  своебразной оппозиции в то время выступали чиновники из специальной платы инспекторов, пользовавшихся поддержкой крупных китайских ученых, объединенных в организацию Ханьмин. В конце ХVI-ХVII вв. в одним из важных торговых и культурных центров южного Китая было не базе академии Дунлинь сложилась организация, члены которой требовали дальнейших реформ всех сторон жизни минского Китая. Император в непосредственного управлении страной, а также экономические преобразования- передача в руки частных владельцев государственных мануфактур и мастерских для повышения их производительности и качества выпускаемых товаров, прекращение политики захвата крестьянских земель крупными собственниками, упорядочение системы налогообложения. В начале ХVII  в. наблюдаются первые официальные меж-государственные контакты Китая и России. В 1618г. первое русское посольства достигло  Пекина, доставившее затем в Россию грамоту китайского императора, в которой выражалось желание установить двусторонние дипломатические и торговые отношения. Повстанческие выступления крестьян против правящего в Китае режима начались в 1622г. провинции Шаньдун под руководством тайного общества «Белый лотос»  и вскоре распространились на достаточно большую территорию. Новый государственный аппарат строился по традиционным для Китая образцам восточной деспотии и опирался в своей деятельности на реорганизованную армию, в которую проводилась мобилизация и где царила строгая дисциплина. В начале ХVI в. на территории, ныне составляющей Северо- Восточной Китай, проживали племена маньчжуров, являвшихся поломками чжурчжэней, еще в начале ХII в. создавших свою государственность в виде Империи Цзинь, павшей вскоре под ударами монгольских войск. С 1609г. маньчжуры перестали платить дань минскому императору. Итогом этих процессов стало образование в 1616г. на съезде 16 маньчжурских племен, государства Хоу-Цзинь. Нурхаци вскоре начал Мин, сумев отвоевать у нее в 1618г. контроль над Ляодунским полуостровом и некоторыми прилегающими к нему территориями. После этого на сторону маньчжур перешли часть китайских и монгольских войск, которые также были разделены на восемь знамен. В Китае в период правления монгольской династии Юань сложилась синкретическая религия, впитавшая в себя различные философско- этические и религиозные учения, прежде всего буддизм, конфуцианство и даосизм. Если говорить о влиянии китайских мыслителей и политических теорий на минские власти, то следует отметить, что монархическая власть старалась находиться над идейными спорами буддистов, конфуцианцев  и даосистов, сама решая, какому из названных учений на том или ином историческом этапе отдавать предпочтение. В ХVI-ХVII вв. наиболее известным жанром театрального искусства становиться куньцюй, постепенно превратившись в общенациональный театр. Именно из него в конце ХVIII в. выросла знаменитая на весь мир пекинская опера. После захвата Пекина 6 июня 1644г. и объявления города новой столицей государства Цин вместо Мукдена, Дургонь отправил одну часть своих войск на помощь У Саньгую, а другую- на захват провинции Шаньдун. 30 октября Шуньчжи повторно был провозглашен императором государства Цин. Тем не менее для укрепления своей власти маньчжуры пошли на снижение и частичную отмену существовавших при Минах налогов, передали в пользование крестьянам часть государственных целинных земель. Все это привело к концу ХVII в. к некоторой стабилизации экономики и социальных численности населения, расширение пахотных земель, улучшение положения в ремесленном производстве. В Китае было выраженным желание «самоизолироваться», по примеру Японии, от остального мира, а с другой,- обозначилось стремление к захвату территорий соседних государств.                                                   

       В Индии в 80-е годы XIX века социально-политическая обстановка в Индии и вокруг неё в британских правящих кругах поставила вопрос о создании политической организации индийских патриотов. Либеральный вице-король Индии лорд Рипон (1880-1884) поддержал в этом деле инициативу группы индийских общественных деятелей. В своем меморандуме (25 декабря 1882г) он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных рамках. Индийский национальный конгресс  — самая большая партия в Индии; старейшая политическая организация в Индии. Основана в 1885.  В декабре 1885 года в Бомбее состоялся учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК) парламентской, общенациональной организации.  В постановлениях форума индийских патриотов были сформулированны основные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту: ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за счет индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провинциальных советах. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Кроме того, делегаты бомбейской сессии ИНК предложили, чтобы индийские соискатели получили право на замещение должностей на индийской гражданской службе в Индии не только в Лондоне, но и у себя на родине. ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Объединенном королевстве, добиваясь конституционных уступок. В 1892 г. британская палата общин утвердила новый избирательный закон, расширявший права индийцев на участие в выборах на куриальной основе в центральный и местные законодательные органы Британской Индии. Революционные события в России в 1917 г. были с энтузиазмом восприняты индийскими революционерами. Некоторые из них посещали Советскую Россию, встречались с Лениным. В начале 20‑х годов в Индии возникли профсоюзы, была создана коммунистическая партия Индии. Следует, однако, сразу же заметить, что революционная струя в индийском национально‑освободительном движении не была ни основной, ни даже имевшей значительное влияние на массы. Однако существенно обратить внимание на то, что значительная часть индийски революционеров отличалась склонностью к мессианской идее с присущими ей радикализмом и нетерпимостью, что сыграло свою роль в появлении на арене политической жизни страны таких явлений, как, казалось бы, противный традиционному индуизму терроризм. На протяжении 20‑х годов при явном поощрении колониальных властей оживилась деятельность Мусульманской лиги. В качестве противостоявшей ей религиозной организации правоверных индуистов получила довольно широкое признание Хинду махасабха, на съезде сторонников которой в 1925 г. предлагалось даже чуть ли не насильно обратить в индуизм всех индийских мусульман. Религиозный раскол, грозивший превратиться в конфликт, вызвал озабоченность руководителей Конгресса. Стала вновь пересматриваться программа его деятельности. Немалого влияния в Конгрессе добились соперничавшие с Ганди «свараджисты», которые во главе с М. Неру выступали против массовых кампаний неповиновения, считая главным завоевать места в Законодательных собраниях и влиять на колониальную администрацию при помощи официальных законодательных процедур.  На протяжении 20‑х годов при явном поощрении колониальных властей оживилась деятельность Мусульманской лиги. В качестве противостоявшей ей религиозной организации правоверных индуистов получила довольно широкое признание Хинду махасабха, на съезде сторонников которой в 1925 г. предлагалось даже чуть ли не насильно обратить в индуизм всех индийских мусульман. Религиозный раскол, грозивший превратиться в конфликт, вызвал озабоченность руководителей Конгресса. Стала вновь пересматриваться программа его деятельности. Немалого влияния в Конгрессе добились соперничавшие с Ганди «свараджисты», которые во главе с М. Неру выступали против массовых кампаний неповиновения, считая главным завоевать места в Законодательных собраниях и влиять на колониальную администрацию при помощи официальных законодательных процедур.  В январе 1930 г. Конгресс провел в стране подготовку к назначенному на 26‑е число Дню независимости Индии, а в марте Ганди опубликовал «II пунктов», содержавших требования к английским властям об освобождении политических заключенных и создании более благоприятных условий для развития национальной экономики. В сентябре 1931 г. в Лондоне лидеры Конгресса на конференции «круглого стола» решительно потребовали самоуправления и статуса доминиона для Индии. Неудача переговоров была использована Ганди как повод для новой кампании гражданского неповиновения, на сей раз в форме гражданского несотрудничества преимущественно индивидуального характера. В 1932 г. Ганди выступил за предоставление гражданских прав и представительства индийским «неприкасаемым» (он начал именовать их хариджанами, «божьими людьми»). В Индии  начале 1937 г. победу Конгрессу в 8 из 11 провинций страны кабинеты министров были теперь сформированы конгрессистами. Конгресс развернул огромную политическую работу и во всех княжествах, где создавались союзы, партии, проводились харталы. Немалую активность стала проявлять и Мусульманская лига, представители которой сформировали кабинеты в трех провинциях и имели ощутимое влияние в ряде княжеств. Англии за оборону Индии на протяжении 30 летний Конгресса не принял этого предложения, но и не настаивал на жесткой оппозиции. Положение его в самой Индии осложнилось, во‑первых, тем, что Мусульманская лига в 1940 г. официально предложила разделить Индию на два государства, индусское и мусульманское  и, во‑вторых, потому, что в результате внутренней борьбы лидер левых конгрессистов спровоцировал раскол Конгресса, а затем выступил с резко антианглийских позиций, создав в Бирме прояпонскую «индийскую национальную армию», воевавшую с английскими войсками. Тем не менее в конце 1940 г. Ганди объявил очередную кампанию гражданского неповиновения – снова в форме индивидуальных протестов и не сотрудничества.

10


Информация о файле
Название файла Начало Модернизация страны Востока ( Япония, Китая, Индии) от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 17:57
Дата обновления 9.2.2013, 17:57
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 30.95 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 4279
Скачиваний 146
Оценить файл