НОУ ВПО РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии и педагогики
Курсовая работа
на тему:
«Мотивация учения младших школьников»
выполнила: студентка1 курса группы ПО-2зс заочной формы обучения
Кожокарь Галина Алексеевна
Научный руководитель: Головятенко Татьяна Альбертовна
Москва – 2015
Содержание
Введение___________________________________________________ |
3 |
Глава I. Теоретико-методологические основы проблемы мотивации учения в научной литературе _______ |
7 |
1.1. Содержание и структура мотивации учения школьников__________ |
7 |
1.2. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте___ |
12 |
Выводы по 1 главе__________________________________________ |
17 |
Глава II. Эмпирическое исследование формирования и развития мотивации учения младших школьников______________ |
18 |
2.1. Педагогические условия, методы и формы формирования и развития учебных мотивов младших школьников__________________ |
18 |
2.2. Анализ методов диагностики мотивации учения младших школьников_________________________________________________ |
26 |
Заключение_________________________________________________ |
30 |
Список используемой литературы ____________________________ |
32 |
Приложения________________________________________________ |
37 |
Введение
Издавна начальная школа была самым важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Насколько значима эта школьная ступень, особенно хорошо понимают те, кому повезло с первой учительницей. Как же облегчить жизнь учителю, сделать учение более интересным для ребенка? В начальных классах был, есть и будет только один способ поднять интерес ребенка к учению - использовать его любознательность, его (еще не утраченную) доверчивость и открытость.
Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив не долго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Общеизвестно, что нельзя научить того, кто учиться не хочет. Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовольствия и душевной радости. С тех пор каждый здравомыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Это означает, что надо искать мотив радости в самом процессе обучения.
В учебной деятельности ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности - это изменение самого ученика, его развитие. Показателями такого изменения является выполненная им работа: ученик, верно решил задачу, написал без ошибок диктант. Это значит, что он научился решать задачи, правильно писать безударные гласные, имена людей.
Какими же мотивами может и должна побуждаться учебная деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Мотив - не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего задания учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Учебно-познавательные мотивы, это мотивы, направленные не просто на приобретение информации о явлениях окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.
Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых школой требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение, школьной успеваемости.
В психологии теория становления мотивации школьника разработана достаточно основательно. Однако методического решения проблемы формирования положительных мотивов учения в полной мере еще не найдено. В методической литературе середины двадцатого века основным средством положительной мотивации учения явно или неявно признавались игры, занимательный характер заданий, своевременная помощь учащимся при выполнении заданий и т. п. Все эти средства не создавали наиболее значимых и действенных мотивов учения: интереса к содержанию знания, понимание роли знаний как средства познания себя и мира, средства удовлетворения своих потребностей. Проблему создания положительной мотивации в процессе обучения так или иначе затрагивают многие ученые - исследователи в области математики (В.С.Ильин, Ю.В.Шаров (познавательные потребности), М.В.Матюхина, А.К.Маркова, А.В.Орлов (социальные и познавательные мотивы), Г.И.Щукина, Ф.К.Савина, М.Г.Морозова, Л.П.Ромадин (предметно-познавательный интерес учащихся), Л.И.Божович, Л.П.Лусканова (мотивы поведения), Н.В.Бордовская, А.А.Реан (мотивы достижения успеха и избегания неудач). Однако специальных исследований методического решения проблемы мотивации учения нет и потому результаты психологических исследований мотивации учения в практику школы внедрены недостаточно.
Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью создания и развития мотивации учения и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения. Указанное противоречие обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования: «Мотивация учения младших школьников».
Объектом исследования является процесс обучения.
Предмет исследования: становление и развитие учебной мотивации у младших школьников в процессе обучения.
Цель нашей работы заключается в выявлении педагогических условий, способствующих развитию учебной мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить накопленный опыт исследования проблемы мотивации учения младших школьников;
2. Выявить особенности учебной деятельности и мотивов учебной деятельности младших школьников, в частности, их отношение к школе, к учению;
3. Изучить характер мотивов у современных школьников.
4. Проведение диагностики мотивации учения и пути её развития у младших школьников
Гипотеза исследования: процесс развития учебной мотивации младших школьников, будет проходить более успешно, если обеспечить следующие условия:
1. Обеспечить реальные возможности проявления субъектного опыта учащихся через учет мнений учащихся по поводу всех компонентов процесса учебной деятельности и способов ее организации;
2. Использование различных типов заданий.
Предмет, цели и задачи исследования определили его методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения состояния проблемы, различных точек зрения, определения собственных позиций в изучаемой проблеме;
2. Изучение опыта учителей, беседы с ними с целью выявления различных педагогических средств формирования мотивации учения, методики их использования, а также сопоставления достигнутых результатов с результатом экспериментальной работы;
3. Анкетирование;
4. Проведение педагогического эксперимента.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений
Глава I . Теоретико-методологические основы проблемы мотивации учения в научной литературе
1.1. Содержание и структура мотивации учения школьников
Современные представления о мотивации восходят к распространённым концепциям А. Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе.
Рассмотрение вопросов мотивации А.Н. Леонтьев вёл в связи с анализом становления человеческого сознания. Вводя понятие личностного смысла деятельности, учёный приходит к выводу о том, что «формирование личности человека находит своё психологическое выражение в развитии её мотивационной сферы» [10]. Сущность мотивации А. Н. Леонтьев определяет так: «То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, мы называем мотивом деятельности» [11].
Таким образом, А. Н. Леонтьев обозначает мотивом не переживание потребности, а то «объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях…». Действие становится деятельностью, по мнению А.Н. Леонтьева, когда имеет самостоятельный мотив. Это те случаи, когда под влиянием определённого мотива человек принимается за выполнение определённых действий, а затем выполняет их ради их самих, так как происходит смещение мотива на цель. Такие мотивы являются сознательными.
По В.Н. Мясищеву, мотивация – это сложное сочетание эмоциональных и рациональных, личных и принципиальных, объективных и субъективных, непосредственных и опосредованных, внутренних и внешних мотивов [18]. Мотив выражает отношение к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимости и т.д. Следовательно, для В.Н. Мясищева мотив – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
С.Л. Рубинштейн полагал, что предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, которые порождают в человеке определённые побуждения к действию – мотивы.
Отсюда, С.Л. Рубинштейн понимает под мотивом психическое явление, становящееся побуждением к действию [24].
Д.Н. Узнадзе считал, что мотив «заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым и этим путём создаёт возможность определённой деятельности» [20]. Д.Н. Узнадзе в своих работах утверждает, что выбор целесообразного поведения происходит в следующей последовательности: сначала в выбор включается мышление, затем мотивация, и, наконец, акт решения. Для принятия акта решения, по мнению учёного, недостаточно предшествующих мыслительных процессов. Для того чтобы последовал подлинный акт, необходимо вмешательство мотива. Мотиву удаётся соответствующим образом модифицировать поведение, опираясь на потребности «я». Смысл мотивации, согласно исследованиям Узнадзе Д.Н., заключается в поиске и нахождении именно такого действия, которое соответствует основной, закреплённой в жизни установке личности.
Л.И. Божович и её сотрудниками под мотивом понимается «внутренняя позиция личности» [3].
Исследуя отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных, по своему происхождению, и нравственных, по содержанию, мотивов поведения.
Работы Л.И. Божович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем, перспективными для дальнейшего развития этой области психологии является положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и с её отношением к окружающей действительности, а также о структурности мотивации.
В.И. Ковалёв справедливо заметил: «В настоящее время нет признанного всеми психологами единого понимания сущности мотивов. Наблюдается либо отождествление мотива с другими психическими явлениями, подмена мотива этими явлениями, либо приписывание побуждающей (мотивационной) функции другим свойствам личности и даже фактическое вынесение мотива за рамки психического» [25, с. 34].
Однако, абсолютно ясно, что в качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. При этом за всеми перечисленными причинами равно стоят потребности личности во всём их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных).
В рамках данной работе мы исходим из следующих определений:
Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.
При этом придерживаемся следующих положений:
1) мотивы всегда представляют собой комплексы, и мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом;
2) мотивы не всегда осознаются учителями и учащимися.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе.
Мотивация учения (от лат. Moveo - двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования.
Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности. Что же движет ребёнком, какие желания у него возникают? Если обратиться к теории деятельности, то можно сделать вывод, что мотивация возникает в том случае, если предполагаемая норма деятельности соответствует имеющейся потребности. Если говорить об ученике, то надо предложить ему такую деятельность, которая соответствовала бы его потребности. А чтобы мотивация была устойчивой и не только сохранялась, но и развивалась, необходим ряд условий: достаточный уровень самостоятельности, успешность выполняемых действий, обеспечение положительной обратной связи, формирование нравственных качеств. Какие же социальные потребности есть у учащегося начальной школы, на примере человеческих потребностей по А. Маслоу?
а) потребность в самоактуализации: стремление к реализации своих способностей и развитию собственных способностей;
б) эстетические потребности: стремление к гармонии, симметрии, порядку, красоте;
в) познавательные потребности: стремление много знать, познавать, исследовать;
г) потребность в уважении, стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету;
д) потребности в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими [14].
Таким образом, можно сделать вывод: в целях формирования и развития учебной мотивации, необходимо создавать учащимся условия, при которых их учебная деятельность будет опираться на следующие потребности - быть признанным и принятым; принадлежать к общности, к коллективу; самостоятельно достигать успеха и признания; самореализовывать своё «Я»; видеть в учителе друга, союзника и помощника; и мотивы: учебно-познавательные - интерес к знаниям; познавательная потребность, любознательность и др.; непосредственно-побуждающие - яркость, новизна, занимательность и др., перспективно-побуждающие - чувство долга, ответственность и т.д. [4].
Исследования психологов (Божович Л.И., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б.) свидетельствуют, что одним из важнейших факторов психологической адаптации является структура мотивов личности. В структуре учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние побудительные силы. К внутренним мотивам относятся те, которые заложены в самой учебной деятельности. Это – стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действия, проникнуть в суть явлений, стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения различных учебных задач и т.п. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, называют внешними.
Отдельной группой психологами (Амонашвили Ш.А., Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.) выделяются отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей, наказания, осуждения и т.п. Из вышесказанного, можно сделать вывод, что структура мотивов влияет на школьную и социальную адаптации учащихся [5].
Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях, которые, тем не менее, могут быть очень сильными.
Наконец, выделим мотивы реальные, осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения, и мотивы мнимые (надуманные, иллюзорные), которые могли бы действовать при определённых обстоятельствах. Излишне говорить, что дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы, создавая одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования [29].
Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
А мотивация боязни неудачиотносится к негативной сфере. При таком типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий – вот что определяет его деятельность. Ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.
Многочисленные эксперименты, касающиеся этой проблемы, показали: на мотивацию достижения успеха влияют два личностных образования - самооценка и уровень личностных притязаний, а также отметка и оценка деятельности ученика. Последнее обстоятельство и было принято в расчет в педагогических работах Ш.А. Амонашвили [1], в которых рекомендовано в начальных классах школы не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызывать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и формированием мотива избегания неудачи.
Рассмотрев несколько классификаций мотивов, мы видим, что понимание мотивов у различных авторов существенно отличается. Вместе с тем отчётливо выявляется общее: выбор мотивации обусловлен социальным опытом личности.
1.2. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте
Начало школьного периода жизни ребенка характеризуется изменением всего ее строя. Чем четче обозначается эта граница, тем яснее для ребенка переход к новому положению, тем определеннее изменения во всей системе его отношений с взрослыми и сверстниками, тем сильнее в ребенке укрепляется сознание своего нового положения школьника. Этому способствуют и особый школьный режим, и школьная одежда, и приготовление уроков дома, и форма организации школьных уроков, на которых все делают одну и ту же работу, подчиняются одним и тем же правилам поведения.
Первой характерной чертой, школьного обучения является то, что с поступлением в школу ребенок впервые в своей жизни начинает осуществлять общественно значимую общественно оцениваемую деятельность. Это ставит его в новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности определяются все остальные отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, в семье, отношения к себе и самооценка. В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности.
Учебная деятельность общественна:
- по содержанию - в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;
- по смыслу - она является общественно значимой и общественно оцениваемой;
- по форме осуществления - она реализуется в соответствии с общественно выработанными нормами, она - ведущая в младшем школьном возрасте [13].
Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего школьного детства, однако, ее функции на каждом этапе различны. Младший школьный возраст период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.
Вторая существенная особенность систематического школьного обучения состоит в том, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено поведение ученика во время пребывания в школе.
Большая часть этих правил направлена на обеспечение продуктивности работы и класса и каждого отдельного ученика. Например, такие правила: не шуметь на уроке, не заниматься посторонними делами, при необходимости спросить о чем-либо учителя или ответить на вопрос поднимать руку, входить в класс и выходить из него в определенном порядке. Многие правила служат организации учебной работы каждого ученика - сидеть прямо, содержать тетради и учебники в порядке, делать записи в тетрадках определенным образом и т.д. Некоторые правила имеют целью регулирование отношений учеников между собой и с учителем.
По своей природе эти правила - общественно выработанные способы поведения, обеспечивающие продуктивность работы всего классного коллектива, и, следовательно, они общественно направлены по содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к работе класса. В этом заключается важнейшая воспитывающая роль обучения, требующая от каждого определенного отношения к работе коллектива в целом.
Подчинение правилам, с одной стороны, требует от ребенка умение регулировать свое поведение и, с другой, формирует более высокие формы произвольного управления поведением [13].
Третья особенность учебной деятельности младших школьников заключается в том, что с поступлением в школу начинается изучение науки в системе или логике самой науки. Переход к систематическому обучению, к усвоению научных знаний представляет собой настоящую революцию в представлении ребенка об окружающей его действительности. Это новая позиция ребенка в оценке вещей и изменений, происходящих в них. Однако прежде чем усваивать знание о чем-то, необходимо выделить это нечто из непосредственно воспринимаемого набора свойств.
Важной чертой усвоения наук является то, что научные понятия представляют собой систему и их нельзя изучать в случайной последовательности. Система научных понятий иерархична, - одни понятия входят в другие как подчиненные.
Четвертая особенность учебной деятельности младших школьников состоит в том, что ребенку приходится радикально менять всю систему отношений воспитывающими его взрослыми. Система отношений из непосредственной становится опосредованной, то есть для общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимы особые средства.
Это относиться, прежде всего, к умениям правильно воспринимать образцы действий, показываемые учителем во время объяснения, и адекватно интерпретировать оценки, которые дает учитель действиями, производимым учениками, и их результатами. Такие умения не приходят сразу, детей приходиться учить этому.
Содержание учебной деятельности - овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, то есть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или мотивы собственного совершенствования. Если удается сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности [15].
Только таким образом широкие социальные мотивы наполняются содержанием, конкретно связанным с учебной деятельностью. Теперь позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя, а позиция человека, совершенствующего самого себя и тем самым осуществляющего общественно значимую деятельность.
Важнейший элемент учебной деятельности - учебно-познавательные мотивы. Их формирование - важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько в начальных классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.
Младший школьник выступает как субъект учебной деятельности. Проектируя образование, идет ориентация на культивирование фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Сложность заключается в том, что нельзя с уверенностью назвать ни одной возрастной границы, которая не была бы обусловлена культурно исторически. Сегодня изменились представления о границах самостоятельности младших школьников. В программе начальной школы записано требование, воспитывать их учебную самостоятельность и умение учиться. Отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности вызывает справедливое неудовольствие и беспокойство взрослых: ребенок, который к концу начальной школы не обретает этого умения, в средней школе перестает учиться, порождая массу подростковых проблем, а получив аттестат зрелости, обнаруживают свою незрелость, неготовность жить в стремительно меняющемся мире [9].
Умение учиться резко выделяется в списке общешкольных умений - читать, писать, считать. В самом широком смысле этого слова умение учить себя означает способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности в отношениях с самим собой неумелым или ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, становиться другим. Чтобы учить, изменять себя, человек должен, во-первых, знать о своей ограниченности, во-вторых, уметь переходить границы своих возможностей.
Выводы по 1 главе
Мы рассмотрели разные пути развития положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для развития мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в развитии учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством развития положительной мотивации учения у школьника.
Для эффективного формирования мотивации учения надо учитывать возрастные и психические особенности каждого ребёнка, стремиться воспитывать социальные и познавательные стороны, процессуальные и результативные аспекты учебной мотивации. Это способствует становлению положительной мотивации учения состоящей в овладении способами преобразования окружающей действительности в своё мировоззрение и мировосприятие.
Важнейший элемент учебной деятельности - учебно-познавательные мотивы. Их формирование - важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько в начальных классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.
Умение учиться резко выделяется в списке общешкольных умений - читать, писать, считать. В самом широком смысле этого слова умение учить себя означает способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности в отношениях с самим собой неумелым или ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, становиться другим. Чтобы учить, изменять себя, человек должен, во-первых, знать о своей ограниченности, во-вторых, уметь переходить границы своих возможностей.
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса развития мотивации учения младших школьников
2.1. Педагогические условия, методы и формы развития учебных мотивов младших школьников
Общий смысл формирования и развития мотивации учения состоит в том, что учителям желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению — действенному, осознанному и ответственному.
Рассмотрим основные условия, методы и формы формирования и развития положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.
Как было показано в п. 1.1., формирование и развитие мотивов учения школьников идет двумя путями:
1) через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Поэтому, на первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы с одной стороны, довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности. Примером может служить желание получать хорошие оценки.
С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. В психологии выявлено достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Исследования ученых показали, что познавательные интересы школьников существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. Примером может служить и курс математики, и курс русского языка. Так, при изучении сложения ребенок движется по множеству концентрических кругов, отдельно осваивая сложение внутри первого десятка, второго, сотни и т.д. Внутри сотни отдельно учится складывать десяток с единицами, затем круглые десятки, затем два двузначных числа без перехода через десяток. Множество механических вычислений, а в результате смысл арифметического действия часто остается неясным. Об этом красноречиво говорят ошибки учащихся.
При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Описанное раскрытие учебного материала характерно для традиционной системы обучения.
Когда обучение идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым вызывает у него интерес к изучению данного предмета. При этом, как показало исследование В.Ф. Моргуна, мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения: ученикам интересно изучать, например, русский язык, самостоятельно решая языковые задачи.
Второе условие связано с организацией работы над предметом малыми группами. В.Ф. Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется.
1. В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. В группах, где не было сплоченности, отношение к предмету резко ухудшилось. Наоборот, в сплоченных группах интерес к изучаемому предмету существенно возрос. Так, число любящих данный предмет возросло с 12% до 25% [17].
2. В исследовании М.В. Матюхиной установлено, что успешно можно формировать также учебно-познавательную мотивацию, используя отношения между мотивом и целью деятельности [15].
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения — от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.
3. К сожалению, в практике обучения такие ситуации редки. Как правило, движение идет от цели, поставленной учителем, к мотиву. В этом случае усилия учителя направлены на то, чтобы поставленная им цель была принята учениками, т.е. мотивационно обеспечена. При этом следует учесть, что учащиеся начальной школы плохо владеют умением целеполагания. Дети обычно ставят на первое место цель, связанную с учебной деятельностью. Они осознают эту цель. Однако они не осознают частных целей, ведущих к ней, не видят средства достижения этой цели. Так, например, ученикам было предложено выполнить определенное количество заданий за строго определенное время. Задания можно было выбирать из числа предъявленных. Оказалось, что в этой ситуации только 19,3% учащихся обнаружили целенаправленное поведение. 54,7% учащихся не справились с заданием, фактически потеряли цель, поставленную перед ними [15]. Это говорит о необходимости специального обучения младших школьников целеполаганию. Как показала М.В. Матюхина, для этого следует четко определить цель. Очень важно также, чтобы дети принимали участие в ее постановке, анализе и обсуждении условий ее достижения.
Для превращения целей в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. С этой целью учителя, например, работающие под руководством М.В. Матюхиной, при введении новой темы составляют вместе с детьми специальную таблицу, где четко представлен состав предметных знаний и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся. В таблице предусмотрена специальная графа, где дети сами отмечают, что они уже знают, чего еще не знают, в чем сомневаются. Естественно, что вначале дети еще не могут адекватно оценить себя, но постепенно привыкают это делать. Результатом систематической работы такого рода является не только повышение побудительной цели поставленных целей, но и формирование умения оценивать свои успехи, видеть конкретные недоработки [17].
Мы рассмотрели пути, которые предназначены для всего класса.
Но каждый ученик имеет свои особенности, в том числе — и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. К сожалению, это пока невозможно. Вместе тем, в любом классе имеется несколько учеников, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это учащиеся с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники с низким уровнем мотивации. Прежде чем рассмотреть особенности работы с такими учениками, обратимся к уровням учебной мотивации, установленным в психологических исследованиях:
1. Отрицательное отношение к учителю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.
2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.
3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.
4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.
5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность Осознание соотношения своих мотивов и целей.
6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.
Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определенной организации учебной деятельности большинство учеников с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у школьника сложилась отрицательная мотивация, то задача учителя — обнаружить ее и найти способы коррекции.
Для установления уровня мотивации существуют специальные методики, которые будут рассмотрены в п. 2.2.
Третий метод — создание ситуации выбора. Например, учитель предлагает ученику вместо занятий, если он хочет, пойти отнести пакет в соседний детский сад. При этом добавляет, что пакет можно отнести и после уроков. Использует также и такой прием: предлагают школьнику составить такое расписание на неделю, которое больше всего его устраивает.
После того, как учитель будет иметь объективные факты, говорящие об отрицательном или нейтральном уровне учебной мотивации школьника, встает вопрос о причинах этого.
Прежде чем говорить о них, отметим, что учитель должен обеспечить гуманные, доброжелательные отношения с учеником. Полученные данные об ученике не должны быть предметом обсуждения в классе. Ученику нельзя ставить в упрек его низкий уровень учебной мотивации. Надо установить причины такого положения вещей. Как показали исследования, довольно часто причиной является неумение учиться. Это, в свою очередь, приводит школьника к плохому пониманию изучаемого материала, слабым успехам, неудовлетворенности результатом и в итоге к низкой самооценке.
Психологические исследования учебной деятельности А.Г.Асмолова, В.П.Зинченко, В.В.Давыдова и других учёных показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности и её содержательная мотивация, нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. В настоящее время это положение является особенно актуальным, так как во всех школах России с 1 сентября 2011 года ввелся в действие Федеральный государственный стандарт (ФГОС) начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009 года [9]) в соответствии с которым к концу обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть не только предметными знаниями, но и целым рядом универсальных учебных действий:
- регулятивными - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
- познавательными - общеучебные, логические, постановку и решение проблемы);
- коммуникативными - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи) [8].
Изучение структуры и содержания ФГОС начального общего образования показало: изучение каждого самостоятельного раздела или темы программы должно состоять из трёх этапов:
1. Мотивационный:
а) вызывание, возбуждение исходной мотивации
Цель: привлечение внимания к учебному материалу.
Приёмы: создание проблемных ситуаций в начале урока; привлечение занимательного материала; применение наглядных и технических средств обучения; драматизация; использование неожиданной, неизвестной и противоречивой информации; эмоциональная насыщенность учебного содержания; создание эмоциональных ситуаций, использование техник эмоциональной разрядки, соревновательных и игровых моментов.
б) формулировка и принятие учебной задачи
Цель: стимулирование учащихся на постановку учебной цели.
Приёмы: разъяснение учащимся целей предстоящей деятельности; разработка совместно с ними плана предстоящих действий, плана урока; постановка целей на отдельных этапах урока; определение целей разрешения проблемных ситуаций.
2. Операционно-познавательный:
а) самоконтроль и самооценка возможности предстоящей деятельности
Цель: выработка и обсуждение плана предстоящей деятельности.
Приёмы: раскрытие значимости данной темы (раздела); создание ясной перспективы работы.
б) подкрепление, усиление возникшей мотивации
Цель: сообщение информации о предмете знания.
Приёмы: рассмотрение столкновения различных мнений; показ новизны фактов, достижений современной науки; эффект познавательного спора, интеллектуального конфликта во время усвоения учебного материала; сравнение различных точек зрения на обсуждаемый вопрос; эффект удивления школьников занимательными фактами, опытами; столкновение житейских и научных представлений; эффект неожиданности описываемых явлений; подводящий диалог.
3. Рефлексивно-оценочный:
а) создание положительной мотивационной перспективы
Цель: стимулирование положительной самооценки продвижений в учебной деятельности, создание положительной мотивационной перспективы последующей деятельности.
Приёмы: создание ситуации успеха; указание учащимся на удачные, рациональные моменты их деятельности; организация ситуаций коллективной мыслительной деятельности; оценочные, подбадривающие обращения учителя, поддержание начинаний, инициативы школьников; самооценка, рефлексия, приём открытого конца урока.
Как видим, каждый из этих этапов «работает» на развитие, в том числе, и мотивации учения школьников [26].
Итак, положительную, устойчивую мотивацию к учебной деятельности учащихся начальной школы можно сформировать и развивать при соблюдении в учебном процессе следующих педагогических условий:
- учебная деятельность школьников организуется по этапам: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивный;
- подача содержания учебного материала осуществляется через постановку проблемных ситуаций;
- учитель на уроках использует различные группы методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые, социальные.
В приложении 5 представлена сводная карта изучения состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования, которая поможет учителю в его работе по проблеме формирования и развития учебной мотивации школьников.
Таким образом, в ходе работы над темой мы пришли к выводу, что формировать и развивать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
2.2. Анализ методов диагностики мотивации учения младших школьников
Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме показал, что в настоящее время имеется достаточно большое число методик для диагностики мотивации учения младших школьников и программ для её формирования и развития.
В работе предлагается диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности мотивации учения младших школьников, а также рекомендации для учителей и родителей по формированию и развитию мотивации учения младших школьников.
Каждая из предложенных методик достаточно информативна, компактна и проста в употреблении. Возможны индивидуальный и групповой варианты диагностики.
Можно проводить анкетирование учащихся по методике Н.Г. Лускановой.
Автор методики отобрала 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Для возможности дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивался в 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивался в 1 балл.
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.
Оценки в 2 балла не были включены, т.к. математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией:
1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания педагога.
2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами (внешняя мотивация).
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, у них не складываются взаимоотношения одноклассниками, с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Полное описание методики представлено в приложении 1.
Мотивация учебной деятельности в методике «Лесенка уроков» (на основе "Методики выявления понимаемых мотивов учебной деятельности", автор М.В.Матюхина) представлена соотношением "внутренних" (учебно-познавательных) и "внешних" (социальных) мотивов.
Испытуемые получают набор из 24 карточек, на каждой из которых - суждение, соответствующее определенному мотиву учения (12 карточек с внутренними мотивами и 12- с внешними). Таким образом, как и в исходном варианте методики М.В. Матюхиной, испытуемые получают готовый перечень мотивов (суждений, характеризующих мотив), который помогает осознать свои мотивы, выявить наименее осознаваемые. Это особенно важно для младших школьников. Каждый мотив-суждение напечатан на отдельной карточке. Карточки должны быть тщательно "перетасованы". Кроме карточек испытуемый получает "лесенку", представляющую собой ступеньки из наклеенных друг на друга лесенкой 5 конвертов, по которым испытуемый должен разложить карточки в зависимости от их степени важности для него. "Ступеньки" изготовлены из половинок стандартных нелинованных почтовых конвертов. "Ступеньки" конверты имеют следующие, надписи:
- Самые важные (верхняя ступенька);
- Важные (вторая сверху ступень);
- Не очень важные;
- Имеют маленькое значение;
- Совсем для меня не важные (нижняя ступенька "лесенки").
Карточки с суждениями по размеру должны соответствовать длине "ступеньки" и свободно в ней размещаться. Для многократного использования карточки наклеиваются на тонкий картон и ламинируются. Каждый набор карточек имеет индивидуальную упаковку.
Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. В последнем случае каждый учащийся получает свой набор карточек в упаковке и "лесенку". После демонстрации карточек, "лесенки" и объяснения инструкции желательно убедиться в том, что каждый испытуемый способен прочесть и понять содержание карточек.
Полное описание методики представлено в приложении 2.
С целью определения предметно-познавательного интереса учащихся может быть использована методика Л.П.Ромадина (приложение 3). Ученикам предлагается оценить учебный процесс по критериям из анкеты методики, которая содержит 4 блока вопросов, констатирующих уровни сформированности мотивационной направленности:
1 блок – ситуативный интерес (I)
2 блок – учение по необходимости (II)
3 блок – интерес к предмету, заинтересованность (III)
4 блок – повышенный познавательный интерес (IV).
Для выявления уровня учебной мотивации учитель может также использовать анкетирование родителей (приложение 4) или беседу с учеником, например, во время проверки домашних заданий.
В заключение работы над темой «Мотивация учения младших школьников» нами были сформулированы педагогические рекомендации для учителей начальных классов и родителей учащихся.
Педагогические рекомендации учителям начальных классов:
1) Активно использовать эмоциональные и познавательные методы мотивации;
2) Свести к минимуму применение наград и наказаний за результаты обучения. Результаты обучения должны соответствовать потребностям и возможностям ребёнка и быть значимыми для него;
3) На уроках осуществлять индивидуальный подход к формированию мотивации отстающих неуспевающих в учёбе детей;
4) Деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать и половые отличия, так как при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями;
5) Формировать у школьников мотивацию совместной учебной деятельности (учить детей способам взаимодействия, правильно подбирать задания и формы коллективной работы и др.);
6) Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения.
7) Апробировать и адаптировать программы «Секреты успешной учёбы» и «Шаги к успеху» по профилактике трудностей в учёбе для учащихся начальной школы [22].
Рекомендации родителям по формированию и развитию у учащихся положительного отношения к учению:
1. Не опаздывать в школу и в присутствии ребёнка уважительно отзываться об учебном процессе.
2. Рабочее место ребёнка дома должно быть удобным (мебель должна соответствовать его физиологическим параметрам), привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности. Когда ребёнок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок. Сначала его организуют родители, потом они делают это вместе с ребёнком, а затем ребёнок научиться наводить порядок сам.
3. Следует отводить на приготовление домашних заданий 1 – 1,5 часа. Ученик должен рационально относиться к собственному времени. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и ребёнка, и родителей. Если ребёнок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему, задавая наводящие вопросы об изученном за день, как бы «вытаскивая» знания из ребёнка, но не выполнять всю работу за ребёнка, только ради её выполнения или получения «хорошей» отметки за домашнее задание.
4. Необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности.
5. Если ребёнок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть её и исправить, но ни в коем случае не заставлять ребёнка переписывать всё задание снова.
6. Все достижения ребёнка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполнения работы.
7. Стараться не допускать невыгодных для ребёнка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить об успехах и достоинствах своего ребёнка в присутствии других людей, особенно учителей, родителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребёнка должны быть позитивными.
Заключение
В исследовании учебной мотивации наиболее актуальны вопросы изучения отношения детей к учебной деятельности. Приобретаемые в школе знания по-разному усваиваются учениками и занимают разное место в личности школьника, в зависимости от того, как у него воспитано отношение к этим знаниям и к своей учебной деятельности. Если ребенок учиться по внешнему принуждению, то его знания оказываются формальными, неосознанными, вот почему так важно воспитывать познавательные интересы ребенка еще в дошкольном возрасте.
При поступлении детей в школу, у них, с одной стороны, возникает потребность занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим положением деятельность, с другой стороны, у младшеклассников имеется и определенный уровень развития познавательных интересов.
Учебная деятельность младших школьников определяет их все остальные отношения с взрослыми сверстниками, отношения в семье и самооценка. Таким образом, в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности формируются основные психические процессы и свойства личности.
В содержание учебной деятельности входит овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Важнейшим элементом учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые необходимо постоянно развивать.
Устойчивый познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Для этого учитель начальных классов должен использовать в своей практике как занимательные приемы работы и задания, так и задания проблемного характера. Так же, для возникновения положительной мотивации учебной деятельности при начальном обучении русскому языку и математике необходимы следующие условия:
- опора на опыт и потребности ребёнка;
- чередование форм работы: коллективной, индивидуальной, групповой;
- создание условий для само- и взаимооценки при работе детей в малых группах;
- систематичность и целенаправленность работы по формированию учебной мотивации.
Цель нашей работы заключалась в создании педагогических условий способствующих развитию учебной мотивации. Работа состоит из двух глав.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и цель достигнута.
На основе этого можно сделать вывод: для становления положительной устойчивой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути - достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.
Список используемой литературы
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж: 1995.
4. Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // «Начальная школа». – 2004. - № 11. – С. 45-48.
5. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации // «Начальная школа. – 2009. - № 1. - С. 8-12.
6. Ефимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников. – М.: Просвещение, 1991.
7. Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников // «Начальная школа». – 2007. - № 2. - С. 20-26.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / Под. ред. А. М. Кондакова, А.А.Кузнецова – М.: Просвещение, 2010.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1982.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972.
12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.
13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.
14. Маслоу А. Мотивация и личность/Пер. А.М.Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999.
15. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: 1984.
16. Мир детства: Младший школьник / Под ред. Хрипковой А.Г.; Отв. ред. Давыдов В.В. – М.: Педагогика, 1981.
17. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 2000.
18. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и её место в пси¬хологии //Вопросы психологии. – 1987. - №5 – С. 142 – 157.
19. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/, свободный.
20. Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001. «Психология-классика». 416 с.
21. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. Кочеткова А.И. – Минск: Изд-во «Мысль», 1997.
22. Планируемые результаты начального общего образования: Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.
23. Программы профилактики трудностей в учёбе / авт. - сост. Е.М. Меттус, А.В. Литвина. – Волгоград: Учитель, 2007.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
25. Санцевич Д.В. Выявление психологических особенностей ребёнка в ходе наблюдения за его игрой // Психология / под ред. Т.Н. Ковалёвой. – Минск, 2010. - № 4, с. 38 – 46.
26. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., Стереотип – М.: Издательский центр « Академия», 2003.
27. Титова Т.Е. Мотивация успеха // «Начальная школа». – 2007. - №10. – С. 11-14.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
29. Фролова Н.А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // «Начальная школа». - 2006 г. - № 2. - С. 50-51.
30. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. – М.: 1986.
31. Шпика
И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников //
«Начальная школа». – 2007. - № 2. - С. 18- 19.
Приложение 1
Определение школьной мотивации младших школьников
Анкета школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой)
1. Тебе нравится в школе?
- да; не очень; нет.
2. Утром всегда с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?
- с радостью; хочу остаться; по-разному.
З. Если учитель сказал бы, что завтра в школу приходить не обязательно, ты пошел бы или остался?
- да, пошел; не знаю; остался дома.
4. Тебе нравится отмена уроков?
- нет; по-разному; нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы не было домашнего задания?
- нет; не знаю; хотел бы.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе были только перемены?
- нет; не знаю; да.
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
- часто; редко; не рассказываю.
8. Ты бы хотел менее строгого, другого учителя?
- мне нравится наш; точно не знаю; да.
9. У тебя в класс много друзей?
- да; мало; нет.
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
- да; не очень; нет.
Анализ анкетных ответов: за 1-й ответ - 3 балла, за второй - 1 балл, за третий - 0 баллов.
20-24 - хорошая школьная мотивация
15-19 - положительное отношение к школе
10-14 - низкая школьная мотивация
менее 10 баллов - негативное отношение к школе.
Ключ: 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Приложение 2
Методика «Лесенка уроков» (на основе выявления понимаемых мотивов учебной деятельности, автор М.В Матюхина)
Цели проведения методики:
1. Определение количественного уровня учебной мотивации (суммарный показатель учебной мотивации).
2. Определение уровня внутренней и внешней учебной мотивации, а также их соотношения.
Оборудование и процедура: Испытуемые получают набор из 24 карточек, на каждой из которых - суждение, соответствующее определенному мотиву учения (12 карточек с внутренними мотивами и 12- с внешними). Таким образом, как и в исходном варианте методики М.В. Матюхиной, испытуемые получают готовый перечень мотивов (суждений, характеризующих мотив), который помогает осознать свои мотивы, выявить наименее осознаваемые. Это особенно важно для младших школьников. Каждый мотив-суждение напечатан на отдельной карточке. Карточки должны быть тщательно "перетасованы". Кроме карточек испытуемый получает "лесенку", представляющую собой ступеньки из наклеенных друг на друга лесенкой 5 конвертов, по которым испытуемый должен разложить карточки в зависимости от их степени важности для него. "Ступеньки" изготовлены из половинок стандартных нелинованных почтовых конвертов. "Ступеньки" конверты имеют следующие, надписи:
· Самые важные (верхняя ступенька);
· Важные (вторая сверху ступень);
· Не очень важные;
· Имеют маленькое значение;
· Совсем для меня не важные (нижняя ступенька "лесенки").
Карточки с суждениями по размеру должны соответствовать длине "ступеньки" и свободно в ней размещаться. Для многократного использования карточки наклеиваются на тонкий картон и ламинируются. Каждый набор карточек имеет индивидуальную упаковку.
Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. В последнем случае каждый учащийся получает свой набор карточек в упаковке и "лесенку". После демонстрации карточек, "лесенки" и объяснения инструкции желательно убедиться в том, что каждый испытуемый способен прочесть и понять содержание карточек.
Инструкция : Дорогой друг! Все ребята учатся. У каждого из них свои причины, из-за которых они учатся, ходят в школу. Мы хотим знать, почему ты учишься, какие из причин для тебя самые главные; какие - важные; какие - не очень важные, а какие - совсем не имеют для тебя значения. Перед тобой 24 карточки, где написаны разные причины, по которым учатся дети. По моей команде все эти карточки надо одну за другой внимательно прочитать и разложить по 5-ти "ступенькам лесенки", каждая из которых - конверт, куда можно вложить ту или иную карточку (показать). Разложи карточки так:
в конверт-"ступеньку", на котором написано "Самые важные" (показать), отложи карточки с самыми важными, главными причинами, по которым ты учишься;
в конверт с надписью "Важные" отложи карточки, которые для тебя имеют важное, но не самое главное значение;
в конверт-"ступеньку" (с надписью "Не очень важные") отложишь карточки с причинами, которые для тебя в учебе не очень важны;
в конверт-"ступеньку" с надписью "Имеют маленькое значение" отложи карточки с теми причинами в учебе, которые для тебя имеют значение, но очень маленькое;
в самый нижний конверт-"ступеньку" отложи карточки, на которых написаны те причины, являющиеся для тебя совсем не важными, не имеющие никакого значения.
На любой ступеньке может быть любое количество карточек. В том, как вы раскладываете карточки, нет правильных или неправильных вариантов ответов. У каждого – свое отношение к разным причинам, по которым учатся в школе дети.
Обработка: Каждая ступенька на лицевой стороне имеет номер (от 1 до 24), совпадающий с указанным порядком суждений (См. Приложение). Это позволяет быстро обработать полученные результаты. Суждения 1-12 направлены на выявление уровня внутренней, а суждения 13-24 - на выявление уровня внешней мотивации учебной деятельности.
Каждая карточка получает тот или иной балл в зависимости от того, в каком конверте она оказалась (на какой "ступеньке"). Карточки, попавшие в конверт с самыми важными причинами (верхняя "ступенька") оцениваются в 5 баллов, а попавшие на нижнюю ступеньку "лесенки" - в 1 балл.
Сумма баллов за все 24 карточки дает общий показатель учебной мотивации (УМ).
Сумма баллов за карточки с номерами 1-12 дает количественный показатель внутренней мотивации УД (УМ1). Сумма баллов за карточки 13-24 - показатель внешней мотивации УД (УМ2).
Таким образом, шкала учебной мотивации будет иметь значения от 24 (если все карточки опущены в конверт с надписью "Совсем не важные для меня") до 120 баллов (если все карточки уместились на одной верхней ступеньке "лесенки"). Соответственно шкалы внутренней и внешней мотивации будут иметь значения от 12 до 60 баллов каждая.
Суждения на карточках:
1. Нравится выполнять упражнения по русскому языку и решать задачи, примеры по математике.
2. Люблю сам выводить правила на уроках русского языка и математики.
3. Люблю сам составлять задачи по математике или упражнения по русскому языку.
4. Нравится на уроках писать, считать, решать задачи разными способами.
5. Люблю думать, рассуждать на уроках.
6. Нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.
7. Люблю слушать, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.
8. Нравится узнавать на уроках правила написания слов или о математических действиях.
9. Хочу знать, как и почему все устроено, откуда произошли числа, почему каждый предмет называется определенным словом.
10. Я учусь, чтобы больше знать.
11. Нравится узнавать на уроках о словах и числах, о новых книгах.
12. Люблю узнавать новое.
13. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.
14. Хочу быть культурным и развитым человеком, полезным людям.
15. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
16. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.
17. Хочу получать хорошие отметки.
18. Хочу, чтобы учительница и родители меня хвалили.
19. Не хочу, чтобы меня ругали родители и учителя.
20. Не хочу, чтобы товарищи по классу осуждали меня за плохую учебу.
21. Хочу быть лучшим учеником в классе.
22. Не хочу быть хуже других, отставать от одноклассников в учебе.
23. Хочу самому себе доказать, что могу всему научиться.
24. Хочу знать, смогу ли я сам решить задачи, примеры, выполнить самостоятельно упражнения, которые учитель задает в классе и на дом.