Моральное поведение

Описание:
Понятие морали и морального поведения
Социология морали и личности
Мораль и право
Мораль и нравственность
Мораль и религии
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

______________________________________________________________________________Ме
ждународный институт государственной службы и управления

КАФЕДРА

АКМЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЕРАТ

на тему:

Моральное поведение

                                                      Руководитель:

                                                    Степнов П.П.

                                                              Работу выполнила:

                                                                  Воскобойник Любовь

г. Москва

2012

                       Содержание

1.              Введение ……………………………………....3

2.              Понятие морали и морального поведения .....4

3.              Социология морали и личности ……………..6

4.              Мораль и право ……………………………….7

5.              Мораль и нравственность …………………....7

6.              Мораль и религии ………………………….....8

7.              Сущность, функции и структура морали …...9

8.              Нравственное поведение - всегда выбор …..13

9.              Заключение ………………….…….….….….15

10.       Список использованной литературы……….16.

Введение

Суммируя общие характеристики морали можно сказать, что она очерчивает внутреннюю смысловую границу человеческой деятельности, задаваемую самим человеком. Она позволяет и обязывает человека рассматривать собственную жизнь и окружающую действительность так, как если бы они зависели от его выбора. Следует особо подчеркнуть: мораль не тождественна высшему смыслу, последней цели существования человека и общества. Ее назначение иное - соединить личностный смысл с высшим смыслом, нацелить человека на последнюю цель. При этом не имеет принципиального значения, существует ли на самом деле высший смысл, последняя цель или нет. Мораль исходит из того, что они существуют. Если она не принимает их как факт, она принимает их как постулат. Даже в тех деформированных случаях, когда жизнь рассматривается как бессмысленная суета, самой этой суетливости придается обязывающее, нравственно-императивное значение («живи одним днем» и т.п.); бессмысленность становится своего рода смыслом. Через мораль жизнь человека и общества приобретает цельность, внутреннюю осмысленность. Вернее: цельность, внутренняя осмысленность жизни и есть мораль.

Понятие морали и морального поведения

Мораль(лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе;                одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений.

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Нравственное поведение (моральное поведение) – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное, строящееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное разрушает его личность.

Основой нравственного поведения является поступок. Поступок несет в себе действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Поступком можно считать и воздержание от действия, когда человек не стремиться занять какую-либо позицию в возникшей жизненной ситуации.

Оценки, которые общество дает поступкам человека, не всегда объективны, а также не существует определенных критериев этих оценок. Анализ поведения человека исходит из многих факторов, к основным из них относятся:

- Мотивы поведения. Их всегда много и они неоднозначны. Иногда благородные и нравственные мотивы, которыми руководствовался человек, приводят к неблаговидным поступкам.

- Последствия поступков. Их всегда учитывают при вынесение оценки поступку человека. Оценка производится с позиции общественной значимости поступков.

-  Реальность, в которой происходил поступок. Она может сделать один и тот же поступок либо значимым для общества, либо общественно порицаемым.

- Средства для достижения цели. Нравственное поведение отрицает возможность использования любых целей, для достижения желаемого результата, так как такие действия приводят к развитию у человека эгоизма и нездорового индивидуализма.

Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека. Главными факторами нравственного поведения становятся моральные убеждения личности, уровень ее культурного развития и волевой настрой. Таким образом, нравственное поведение определяет жизнь личности и воплощает ее понятие о добре и зле, справедливости и счастье через систему поступков в обыденных житейских ситуациях.

Нравственное поведение предусматривает с одной стороны свободу выбора и творчества человека, а с другой – оно ограничено рамками принятых в обществе правил и норм. Это поведение всегда предполагает решать проблемы выбора между личными устремлениями и требованиями общества.

Социология морали и личность.

Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали. В таком случае оно приводит к улучшению репутации. Эволюционный подход к морали и широкое освещение вопроса репутации в социуме содержится в книге Мэтта Ридли «Происхождение добродетели».

Социология морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем. Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.

Мораль и право.

Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство.

В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

§  право вырабатывается государством, мораль — обществом;

§  право закреплено в государственных актах, мораль — нет;

§  за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение.

Мораль и нравственность.

Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

,

Мораль и религии.

Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицирована в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Следует заметить, что монотеистические религии чётче и жёстче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие. Однако существуют целые культуры и цивилизации, в которых формирование морали и нравственности происходило в условиях язычества (древние греки сформулировали золотое правило нравственности и разработали само понятие этики)[9], или которые могут выглядеть безрелигиозными.

С развитием моральных ценностей в мире и распространении идеи о существовании общечеловеческой морали, сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько отличных, моральных систем. Например жестокость и несправедливость по отношению к иноверцам и атеистам, практикующаяся в некоторых религиях, часто считается аморальной.

Иногда религия подвергается критике и провозглашается учением, которое несет в себе аморальность. При этом в качестве аргумента часто используется тот факт, что некоторые люди используют религию как инструмент для достижения собственных целей. Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность.

Согласно одному из исследований на основе репрезентативного опроса по вопросам морали, отход от религиозности не приводит к росту аморальности. «Полученная статистика свидетельствует: атеисты не более аморальны, чем верующие. Религия накладывает отпечаток на часть ответов, однако это относится скорее к особенностям догм различных верований. В собственно моральных и этических вопросах каждый человек руководствуется своими собственными соображениями, полученными при воспитании от родителей или врожденными, причем нельзя сказать, что атеисты воспитаны хуже, чем религиозные люди». Существуют исследования, показывающие, что атеисты в некотором смысле добрее верующих.

Сущность морали и нравственности.  Функции и структура морали.

Основные различия в философско-этических и моралистических трактовках морали сводятся к разному пониманию источника морали и содержания морального идеала. По пониманию источника морали типологически различаются:

а) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, рассматривающие мораль как момент развития природных закономерностей (Ж.О. де Ламетри, эволюционная этика);

б) социологические концепции, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации, как разновидность социальной дисциплины (Т. Гоббс, Дж.С. Милль, марксизм, М. Вебер и др.);

в) «антропологические» концепции, выводят мораль из природы человека, считают мораль неотъемлемым качеством человека. (Демокрит, киренаики, Аристотель, К.А. Гельвеций, Ж.П. Сартр, Э. Фромм);

г) супранатуралистические концепции, выводящие мораль из трансцендентного источника (Гераклит, Платон, Фома Аквинский).

По интерпретации идеала имеются:

а) гедонистические учения, в которых в качестве высшей ценности и цели человека является удовольствие и стремление человека получать удовольствие является доминирующим в его жизни (киренаики, Д.де Сад);

б) утилитаристские, или прагматические учения, согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться к успеху (софисты, Милль, Н.Г. Чернышевский, марксизм);

в) перфекционистские учения, в которых провозглашается в качестве высшей ценности совершенство, поэтому долг каждого человека совершенствоваться, приближаясь к идеалу (Платон, Августин, Б.Спиноза, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев);

г) «гуманистические» учения, согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, и каждый должен содействовать благу другого.

Согласно одному из наиболее распространенных современных подходов, мораль трактуется как способ регуляции (в частности, нормативной) поведения людей. По способу своего бытия мораль – это система норм, принципов, ценностей, которые определяют реальное поведение людей.

В морали воплощено единство духовного и практического: с одной стороны, она является основой культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека, всё его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями. Специфичность морального способа регуляции проявляется в том, что он носит универсальный характер и реализуется во всех сферах жизни.

Особенностью морали является ее оценочно-императивный характер. Это значит, что мораль рассматривает явления мира, поступки и мысли людей через призму ценностей и оценок и требует от людей особенного – морального типа поведения. Именно императивность делает мораль регулятором отношений человека к природе и обществу, другим людям, самому себе, обеспечивая оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс Я и не – Я.

Как форма общественного сознания и как совокупность бытующих нравов, мораль определяет и корректирует поведение человека, его поступки и отношения. Мораль явилась исторически первым способом социальной регуляции, обеспечивающим согласованность действий индивидов и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересами социального целого (рода, племени, нации, страны).

На отношение морали и социальности (социальных отношений) известны две основные точки зрения. Согласно одной, мораль представляет собой разновидность социальных отношений, более того, обусловлена базовыми общественными отношениями (Маркс, Дюркгейм); согласно другой, мораль не зависит непосредственно от социальных отношений, более того, она предзадана социальности. Двойственность в этом подходе объясняется следующим. Мораль, безусловно, присутствует в общественной практике и опосредована ею. Вместе с тем мораль неоднородна: с одной стороны, она представляет комплекс принципов, в основе которого лежит отвлеченный идеал, а с другой - практические ценности и требования, посредством которых этот идеал индивидуально осознается и отображается обособленным сознанием и включается в регулирование отношений людей. Идеал, высшие ценности и императивы воспринимаются и осмысливаются различными социальными субъектами, которые фиксируют, объясняют и обосновывают их сообразно своим социальным интересам.

Мораль, являясь продуктом социального опыта поколений, итогом этической рефлексии общества способствует людям обрести оптимальные формы взаимосвязи и взаимоотношений. Выражая общественные интересы, мораль в конечном счете обеспечивает индивидуальные интересы. И поэтому моральные устои общества являются основой как общественного, так и индивидуального благополучия. Таким образом, объективная сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения.

Нравственность – термин, являющийся, как правило, синонимом понятию мораль. Однако в истории философии и этики нравственность иногда рассматривалась как нечто отличное от морали. Концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность» проводил Г.В.Ф. Гегель. Под моралью он понимал область субъективно-индивидуальной моральности, распространяющуюся на сферу личных и частных взаимоотношений, субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально-историческим явлениям. Понятию нравственность философ придавал более высокий смысл. Нравственность по Гегелю – это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это – «в себе и для себя сущие законы и учреждения». Непосредственными проявлениями нравственности, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство.

Имеются и другие точки зрения. Например, «мораль – форма сознания, а нравственность – область практических поступков, обычаев, нравов или мораль – это регуляция поведения посредством строго фиксируемых норм, внешнего психологического принуждения и контроля групповых критериев, общественного мнения, а нравственность – сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, его внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро».

Для более полного понимания сущности морали важное значение имеет выявление ее функций. Кратко перечислим их.

1.Гуманизирующая функция морали состоит в приобщении личности к высоким нравственным принципам и идеалам, что способствует «очеловечиванию» человека, становлению Человека, достойного любви и уважения.

2.Регулятивная функция. Мораль регулирует отношения и поведение людей в обществе. Однако право, религия, искусство, политическое сознание также во многом определяют поведение человека. Поэтому важно выделить специфику регулятивной функции морали, которая заключается в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, политике, эстетическом сознании). Во-вторых, мораль ориентирует человека на достижение нравственного идеала, который сам по себе (по определению) недосягаем. В-третьих, регулятивная функция морали реализуется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения человека.

3.Мораль играет важную роль в подготовке к будущей социальной деятельности, в формировании ценностных ориентаций и нравственно-психологических установок. Поэтому воспитательная функция морали состоит в формировании человеческой личности, ее сознания и самосознания.

4.С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание как бы предшествует нравственному воспитанию личности. Моральное познание позволяет человеку осознать, что запрещено, а что можно делать. В моральном познании определяющую роль играют чувства, вера, интуиция, в отличие от научного познания, где главную роль играет разум.

5.Коммуникативная функция морали. Она проявляется в особой роли морали в человеческом общении, где она выступает его необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом.

Безусловно, названные функции не исчерпывают роли морали в жизни человека и общества в целом. К тому же степень их проявления определяется конкретной жизненной ситуацией.

Структура морали многоярусна и многопланова, охватить одновременно все ее комбинации нереально. Поэтому рассмотрим лишь один вариант ее возможного структурирования.

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, которая является результатом сложного взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения.

Нравственное поведение - всегда выбор

Преимущество нашего мира в том, что у современного человека есть выбор. К сожалению, свобода выбора современного человека не всегда осознается им как благо, им даже не всегда осознается необходимость этого выбора. Бывают люди, которые не готовы признать себя хозяином своей жизни. Для таких людей религия и государство, (любая религия), это действительно спасение.  Там все четко и просто сказано, нужно только соблюдать, и все будет правильно. А если не будет, то тогда известно, где искать виноватых. Нравственность – это всегда выбор.  Нельзя быть нравственным из-под палки. Можно быть законопослушным, религиозным, соблюдающим нормы морали, но нельзя быть нравственным, как и нельзя быть истинно верующим по чужому принуждению. Пока человек будет полагаться на советы других, а не на самого себя, он не станет Человеком с большой буквы. Ни в коем случае нельзя отрицать все знание, накопленное человечеством, но нужно ознакомиться с ним, попробовать его, и выбрать то, что ближе всего именно этому человеку. Я бесконечно уважаю всех людей, которые нашли свой путь, которые приняли безоговорочно какую-то нравственную систему (будь-то религия или атеистическая нравственная система)  или скорректировали её некоторые требования и живут согласно сложившимся нравственным установкам.  Но я не уважаю тех из них, которые всеми правдами и неправдами пытаются заставить других людей следовать этим же нравственным правилам только потому, что им самим они нравятся. 

Действенна только та нравственная система, которой человек следует по своему свободному выбору, по собственной воле.  Если бы человек был задуман как существо, подчиняющееся чужой воле, а не своей собственной, то он был бы сотворен муравьем. Но человек имеет свободную волю, и не надо пытаться превратить его в муравья.  При этом я совсем не отрицаю необходимость правил, которые необходимо соблюдать всем членам общества ради безопасности самого этого общества (например, законов). 

Что есть нравственно, а что нет?  Ответ есть.  Но внутри у каждого.  Когда мы научимся каждый сам, а не с помощью заученных и понятых, но не принятых истин, каждый раз отличать добро от зла, хорошее от плохого и поступать соответствующим образом, следуя своим принципам и убеждениям, а не противореча им, тогда мы и станем людьми нравственными,  или,  по крайней мере,  людьми честными,  честными с самими собой.

Нравственность человека не может быть одной раз и навсегда.  Человек может развивать свою нравственную систему.  Жизненные обстоятельства, безусловно, внесут некоторые коррективы в его руководящую систему.

Жизненный путь человека – это путь, цель которого найти самого себя, сформировать самого себя,  вылепить самого себя,  в том числе и найти лучшие нравственные установки и придерживаться их.  Каждый день, каждое слово, каждое событие, каждая книга, каждый фильм, каждая встреча могут заставить пересмотреть вас ваши установки.  И это нормально.  Нельзя закрыться догмами и не учитывать уроков реального мира. Нужно развиваться вместе с окружающим вас миром, можно развиваться впереди всех остальных, но нельзя отставать от всеобщего развития. 

                       Заключение.

Итак, основной вывод, вытекающий из представленного рассуждения, состоит в том, что нравственность – это совокупность внутренних установок, соответственно которым человек принимает решение как поступить в каждой конкретной ситуации. Нравственность не является врожденным качеством, а формируется человеком самостоятельно, хотя и под влиянием общественных, правил, мнений и норм, но исключительно в результате личного выбора.  Средством обеспечения следования человека своей нравственной системе служит совесть.  Религия не является источником или первопричиной нравственности, хотя и содержит правила, некоторые из которых могут быть использованы конкретным человеком для построения своей нравственной системы.

Список использованной литературы

1. Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. - М.: Наука, 2010.

2. Бербешина З.А. Этика и практика социального работника/ Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009 .

3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Наука. 2009.

4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008.

5. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. - Минск, 2008.

6. Шадриков В.Д. Духовность как реализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. - 2010. - № 2.

7. Гаранджа В.И. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Наука, 2010.

8. Гессен Ю. История еврейского народа в России. – М.: Наука,2008.

9. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.

10.   Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.

11.Апресян Р. Г. Мораль // ЭТИКА: образовательный ресурсный центр. Этическая энциклопедия.

12.Прокофьев А. Индивидуальный и социальный смысл морали сквозь призму философии Ф. Ницше // Историко-философский ежегодник. Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2005. — С. 153—175.

13.Троцкий Л.. Их мораль и наша

14.Виталий Тепикин. Интеллигенция: культурный контекст. Иваново: ИвГУ, 2008.

15.Владимир Маяковский Что такое хорошо и что такое плохо?

16. http://ethicscenter.ru/nravstvennoe-povedenie.html

17. http://iph.ras.ru/uplfile/root/concurs2010/Nravstvennoe_povedenie.pdf

18. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F0%E0%EB%FC

19. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=476256


Информация о файле
Название файла Моральное поведение от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 21:07
Дата обновления 9.2.2013, 21:07
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 1 мегабайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 12582
Скачиваний 162
Оценить файл