Российская Федерация
Брянская Епархия Русской Православной Церкви
Брянское духовное училище
Открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по истории православия и вопросам роли Православной церкви в формировании духовных, культурно-исторических и государственных традиций русского народа
Научное направление работы:
История Брянской Епархии
Название работы
Брянский Петро-Павловский женский епархиальный монастырь
Работу выполнила: Шимко Наталия,
студентка 1-го курса
Брянского духовного училища
г.Брянск, Покровская гора, 4
эл.адрес - bryansk.du@yandex.ru
Брянск 2016
Содержание
І. Введение…………………………………………………………………………3-4
ІІ. Основная часть
1. Монастыри – оплот духовности русского народа…………………………..5
2. Брянский Петро-Павловский женский епархиальный монастырь, актуальность исследования, его цель и научная новизна………………….6
3. Первые упоминания о Брянском Петро-Павловском женском епархиальном монастыре. Основатель Брянского Петро-Павловского монастыря Благоверный князь Олег. Патриарший период. Синодальный период………………………………………………………………………7-9
4. Современный период. Духовный подвиг Петро-Павловской обители……………………………………………………………………10-11
ІІІ. Заключение…………………………………………………………………12-13
ІV. Список используемой литературы…………………………………………….14
V. Приложения…………………………………………………………………15-21
І. ВВЕДЕНИЕ
Объект исследования: Брянский Петро-Павловский женский епархиальный монастырь.
Цель исследования: определение роли Брянского Петро-Павловского женского епархиального монастыря в формировании духовных, культурно-исторических и государственных традиций.
Методы исследования:
1. Изучение различных источников информации.
2. Анализ полученной информации.
3. Получение результатов проведенного анализа.
Каждый, уважающий себя гражданин, непременно должен знать и гордиться историей не только своей страны, но и историей малой родины.
Научная направленность данной работы, на мой взгляд, является животрепещущей и предельно необходимой, ведь сознание современного человека под напором научно-технического прогресса постепенно трансформировалось из духовно созерцательного в интеллектуально потребительское. И если технический прогресс привел к экологической катастрофе, то неудержимое и стремительное развитие информационных технологий, как ни печально, в итоге ведет к духовной катастрофе, суть которой заключается в том, что все внимание сосредоточено на его величестве интеллекте. Сердце же, как духовный орган и жизненный центр в современной проникнутой комфортом и позитивом жизни, остается невостребованным.
Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Сейчас такое время, что мы знаем много молитв, а молимся мало. Едим постную пищу, но не постимся. Копим сведения о духовной жизни, а опыта ее не имеем. Исповедуем грехи, но не каемся. Ходим в храмы и стоим на службах, но душа не смиряется перед Творцом. Все это от того, что сердце закрыто. Оно должно открыться, чтобы впустить Христа» [7, с.36].
Тысячелетний духовный опыт Русской Православной церкви, несмотря на политические коллизии и атеистическое гонение, в последние десятилетия возрождается в архитектуре, колокольном звоне, крестных ходах, прославлении новомучеников и исповедников, издании духовной литературы, иконописи, службах и социальном служении. Последнее сегодня становится особенно актуальным, живой контакт носителя духовной традиции с миром можно сравнить с подвигом, ведь, несмотря на изобилие духовной информации, только живое делание через милосердие может открыть сердце Богу.
Возрождение и развитие духовных, культурно-исторических и государственных традиций Русской Православной церковью на сегодняшний день является самым актуальным и необходимым.
ІІ. Основная часть
1. Монастыри – оплот духовности русского народа.
Если церковь сравнивать с кораблем, уже более двух тысяч лет уверенно плывущим к конечной пристани нашего бытия по бушующим волнам мирской жизни, то монастыри - ее остов и основа. Монашество появилось на Руси вместе с христианством.
Письменные известия об отдельных монастырях появляются со времён княжения Ярослава I. В первые два века христианской жизни Руси наибольшее количество монастырей встречается в центральной полосе тогдашней Русской земли, где было наиболее сгущено русское население и с наименьшими затруднениями распространялось христианство.
В XIII в. расширяется круг городских и подгородных монастырей, указывая на размножения центров общественной жизни. Городские и подгородные монастыри обыкновенно созидались набожным усердием высших церковных иерархов, также князей, бояр, богатых горожан – людей, которые оставались в стороне от основанных ими обителей, не входили в состав созванного ими монастырского братства. Живя среди мира, в ежедневном с ним общении и для его религиозных нужд, такие монастыри и назывались «мирскими».
Русские монастыри представляют собой большое чудо. Религиозные обители – это красота, но не только в камне, главное – в душах людей. Монастыри всегда были оплотом духовности русского народа, его силой.
2. Брянский Петро-Павловский женский епархиальный монастырь, актуальность исследования, его цель и научная новизна.
Темой своей работы я выбрала Брянский Петропавловский женский епархиальный монастырь (см. приложение 5), история, уклад и духовные традиции, которого являются, на мой взгляд, яркой страницей в судьбе города. Хотелось бы рассказать о предопределенности этого выбора.
Родилась я в городе Сумы (областной центр) на Украине, и, как во многих городах бывшего Советского Союза, центральная улица носила имя вождя. Шло время, и сейчас эта улица уже носит своё прежнее дореволюционное название «Петропавловская». Она ведёт нас к одноименному храму, в котором я сделала первые шаги к Богу, в нем венчались мои родители, в нем я получила благословение поступать в Брянское духовное училище на регентское отделение. И, когда ехала на экзамены, то заблудившись в Брянске, обратилась за помощью к прихожанкам Петро-Павловского монастыря. Они с радостью нарисовали схему, которая помогла добраться на Покровскую гору, 4, где находится БДУ. И вот, спустя полгода, снова встреча с Петро-Павловским монастырём: я пела там по приглашению настоятельницы на клиросе, а теперь пишу работу об этом монастыре.
Брянская земля - это Родина моих предков – родители моего дедушки по материнской линии родом из Севска, моя бабушка родилась на хуторе Крыловка возле села Батуровка, Красногорского района, так что выбор темы уже давно был написан в моей душе.
Древнейшую обитель Брянского края – Петро-Павловский монастырь града Брянска – можно сравнить с краеугольным камнем Православной веры на Брянской земле. Не случайно он наименован в честь Святых славных Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Основатель обители, Преподобный благоверный князь Олег, видел в Святых Апостолах споборников утверждения Православия на Брянской земле. На протяжении веков обитель с любовию почиталась на Брянщине. Почти восемьдесят лет, с 1923 по 2002 год монастырь был закрыт, но ныне, по милости Божией, восстанавливается [1, с.3].
3. Первые упоминания о Брянском Петро-Павловском женском епархиальном монастыре. Основатель Брянского Петро-Павловского монастыря Благоверный князь Олег. Патриарший период. Синодальный период.
Сегодняшний день монастыря начал Преподобный благоверный князь Олег, около 1275 года. Видя, сколь преходяща и непрочна красота и богатство земное, князь Олег расстался с властью наследственного князя и принял монашество с именем Василия в созданном им на свои средства Брянском Петровском монастыре (см. приложение 7, 9).
В те далекие времена княжеский город не мог обходиться без монастыря. По сложившейся традиции монастырь нёс не только оборонительную функцию, но и духовно-культурную. Князь Олег, будучи мужем государственным и, понимая, какое значение для развития города будет иметь монастырь, заложил тогда основу процветания города, которую оценили и продолжили благодарные потомки [4, с.29].
Шло время, город Брянск, будучи юго-западным рубежом России, постоянно оспаривался могучей тогда Литвой, но сила Русского оружия, в конце концов, принесла мир на Брянскую землю, и к середине семнадцатого века Петровский монастырь обрел молитвенный покой. В восемнадцатом веке в Петровском монастыре началось каменное строительство. Брянские стряпчие Фаддей и Петр, Елизарьевы дети, Саловы обратились к местоблюстителю Патриаршего престола Митрополиту Рязанскому и Муромскому Стефану (Яворскому) с прошением о возведении в обители каменного храма на месте ветхого деревянного, в память о своих родителях, погребенных в монастыре 26 апреля 1702 года. Патриаршим казенным приказом им была выдана благословенная грамота на строительство каменного храма во имя Святых Апостолов Петра и Павла в Брянском Петропавловском монастыре. В том же году храм был построен.
25 июня 1705 года Патриаршим казенным приказом был отпущен антиминс к его освящению. 14 января 1715 года соборный храм обители был освящен. Он имел два придела: главный, холодный, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, и теплый - с южной стороны в трапезной части - во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла. И с тех пор стал называться Петро-Павловским.
Пройдет еще двести лет (см. приложение 1, 3, 4). Монастырь переживет и расцвет Патриаршего периода, и упадок синодального периода, но главное свое назначение для развития Брянска он сохранит до сегодняшнего дня.
Основой культурно-исторической традиции является духовная традиция, основой духовной традиции - благодать Духа Святаго, сходящая по воле Отца, при условии полного отречения своей воли и предания себя в волю Господа.
Не знаю, правильно ли я скажу, но мне почему-то кажется, что прообразом первого монастыря была Сионская горница, когда апостолы собрались, по просьбе Господа нашего Иисуса Христа, на пятидесятый день сошел на них Дух Свят, и родилась церковь Христова. Апостолы в этот день стали Святыми и понесли в мир свет любви Христовой.
Монах, отрекаясь мира, соблюдая заповеди и обеты, данные при постриге, стремится к святости, спасая свою душу – единственную ценность, данную всем Богом. Монастырь – место, где условия для достижения такого состояния вырабатывались на протяжении двух тысячелетий. Монахи в подавляющем своем большинстве были обыкновенными людьми, со всеми своими слабостями. И лишь избранники Божии, такие как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, Серафим Вырицкий,- были маяками и вели за собою сотни тысяч жаждущих спасения.
Петропавловская обитель не дала миру столь известных подвижников, но рядовые монахи и монахини своим неутомимым молитвенным трудом изо дня в день несли Евангельскую любовь страждущим. Ежедневно служился суточный и годовой круг богослужения, пел клирос, служились панихиды, молебны, литии, звонили колокола. Можно только себе представить, на какую даль разливалась серебряная мелодия трезвона или праздничного набата!
А было еще и социальное служение: трапезная, богадельня и больница, помощь малоимущим и воскресная школа, работа иконописной и швейной мастерских. Это все не исключало и келейного правила с исповедью и покаянием.
Вот, примерно так выглядела духовная жизнь в монастыре, но это скорее внешние ее проявления. Мы, лишенные духовного зрения, можем только догадываться по описаниям святых, какие духовные бури и войны бушевали над обителью.
4. Современный период. Духовный подвиг Петро-Павловской обители.
Пришел 1917 год… Можно бесконечно спорить о причинах, породивших такое страшное время, но мне на память приходит Библейский сюжет, когда святой патриарх Иаков отправил своего любимого сына Иосифа к братьям. Однозначно, патриарх обладал прозорливостью, но Господь благодатью Духа Святаго закрыл ему духовные очи и тем самым спас Египет и весь дом Израилев.
Нам не дано знать суды Божии, да, наверное, и не нужно отягощать лишними знаниями и без того переполненную информацией голову. Господь одарил нас бесценными сокровищами - это время и Православная духовная традиция. Многие кивают на то, что сегодня нет духоносных старцев и наставников, мол, как бы не впасть в прелесть. Так сегодня выглядит духовная лень и ее оправдание.
Возрождение Петро-Павловской обители сегодня – вот пример духовного подвига, формирование культурно-исторической и государственной традиции.
Господь, видя нашу духовную немощь, зрит в наше окаменевшее сердце, где сквозь трещины пробиваются ростки Его любви. Да, мы не можем поститься, молиться и каяться так, как описывают древние Патерики, но, собрав последние силы, переименовываем улицу Ленина в Петропавловскую. Да, трудно, трудно первоклашке в воскресной школе рассказывать о рождении маленького Иисуса, когда он играется айфоном. Да, трудно отстаивать земельный участок от застройки под летнее кафе у стен обители, трудно смотреть на платочек в джинсах и, собрав все терпение и кротость, дожидаться, когда проснется в юном создании православная совесть и тогда ей можно будет рассказать о целомудрии. Да, трудно ежемесячно оплачивать счета по коммунальным платежам, не имея дохода, ходя с протянутой рукой по спонсорам, которые подают, лишь бы отвязались, рассказывая им, что подаянием открывается вечный счет в небесных обителях, приводя пример апостола Фомы, который взялся строить дворец, а все деньги раздал нищим и что из этого получилось.
Все это невидимый духовный подвиг без надежды на награду в будущем, культурно-историческая и государственная традиция, которая формируется сегодня на наших глазах - Возрождение Петро-Павловского женского епархиального монастыря.
Петро-Павловская обитель постоянно сотрудничает с Государственным архивом Брянской области, управлением культуры Брянской области. Ведутся исторические исследования, осуществляется издательская деятельность, действует сайт монастыря [1, с.162].
Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей и юношества, привлечению молодежи к участию в богослужении, образовательных и воспитательных проектах. Монастырь оказывает значительную благотворительную помощь как отдельным нуждающимся, так и организациям: социальным, медицинским и исправительным учреждениям, благотворительным фондам, библиотекам, школам [1, с.162-163].
ІІІ. Заключение
Свою работу я хочу закончить словами русского философа, писателя и публициста Ивана Александровича Ильина: «Государство в его духовной сущности, есть не что иное, как родина, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы, и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания. Патриотизм есть чувство любви к родине. Прежде всего, обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно.
Патриотизм, как состояние радостной любви и вдохновенного творчества, есть состояние духовное. Эта свободная предметная радость или осеняет человека – и тогда он становится живым органом любимого предмета и не тяготится этим, а радуется своему счастью; или она минует его душу – и тогда помочь ему может только такое жизненное потрясение, которое раскроет в нем источники духовного опыта и любви. Национализм есть любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию.
Тот, кто говорит о родине, разумеет духовное единство своего народа. Родина есть нечто единое для многих. Родина есть великое лоно, объединяющее всех своих сынов так, что каждая душа соединена с нею нитью живой связи; и эта связь сохраняется даже тогда, когда кто-нибудь почему-нибудь не культивирует ее, пренебрегает ею и совсем не думает о ней. Не во власти человека - перестать быть силою, призванною и способною к духовной жизни; не во власти человека оторваться душою от той среды, которая его взрастила, погасить свой национально-духовный облик и, раз надышавшись родного духа, сделать себя действительно лишенным духа родины. Но для того, чтобы найти свою родину и слиться с нею чувством и волею, и жизнью, необходимо жить духом и беречь его в себе и, далее, необходимо осуществить в себе патриотическое самосознание или хотя бы верно «почувствовать» себя и свой народ в духе. Надо верно ощутить – свою духовную жизнь и духовную жизнь своего народа, и творчески утвердить себя в силах и средствах этой последней, т.е., напр., принять русский язык, русскую историю, русское государство, русскую песню, русское правосознание, русское историческое миросозерцание и т.д. – как свои собственные.
Вот почему мы утверждаем, что Родина есть нечто от Духа Божия: национально воспринятый, взращенный и в земные дела вработанный дар Духа Святого.
Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить. Ее надо творчески и достойно блюсти в себе. Ее нельзя отдать в порабощение или в попрание другим народам. За нее стоит бороться и умереть. Мужественно и честно поставить перед собою все проблемы, смущающие его христианскую совесть, и искать разрешения в духе истинного, духовного патриотизма» [3, с.158-159].
Я считаю, что источником духовного патриотизма является Русская Православная церковь.
ІV. Список используемой литературы
1. Брянский Петро-Павловский монастырь. Страницы истории/ Составитель игумения Сергия (Ёжикова), Брянск, ООО «Ладомир» Брянский Петро-Павловский женский епархиальный монастырь. 2011.- 208 с.
2. "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
3. Ильин И. А. « Путь духовного обновления». Сост., авт. предисл., отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 1216 с.
4. Фёдор Дмитриев. "История Брянска". 1894 г.
5. Полозов В.И., Скидан В.В. Брянск тысячелетний, 985–1985. Тула, 1985.
6. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область», М., Наука, 1998.
7. Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1999.
Интернет ресурсы:
8. www.petrmon.prihod.ru
9. http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=6559
10. http://spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/069
11. http://bryansk-eparhia.ru – Брянская Епархия Русской Православной Церкви
12. http://www.scilib.debryansk.ru – Брянская областная библиотека имени Ф.И.Тютчева. Проект «Исторические и памятные места Брянской области»
V. Приложения
Приложение 1
Храм во имя Пророка Илии Брянского Петро-Павловского монастыря
Фото начала XX века
Приложение 2
Храм Пророка Илии Брянского Петро-Павловского монастыря после взрыва февраль 1976 года
Приложение 3
Город Брянск Петровская гора
Слева: Спасо-Гробовской Преображенский храм (старый и новый)
Справа: Петро-Павловский монастырь
Приложение 4
Панорама города Брянска 1852 года
Схематичные виды Воскресенского (слева) и Петро-Павловского монастырей
Приложение 5
Собор Брянского Петропавловского монастыря
Приложение 6
Преподобный Тихон Карачевский
Приложение 7
Основание Брянского Петро-Павловского монастыря
Приложение 8
Принесение иконы Божией Матери Свенская из Киево-Печерского монастыря
Приложение 9
Преподобные князь Олег и Поликарп Брянские
Приложение 10
Икона Божией Матери Свенская