Монархия как форма государственного правления

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Теория государства и права»

ТЕМА

« Монархия как форма государственного правления»

Выполнила:

студентка I курса ОФО

Попова Виктория Александровна

Научный руководитель:

старший преподаватель

Суханова И.З.

Допущена к защите «___» ____________2016 г.

Сочи

2016

Содержание

Введение................................................................................
........................3

Глава1. Основы теоретических учений о монархии как форме государственного правления.......................................................................
...........6

1.1 Понятие, сущность и виды монархии....................................................6

1.2 Специфика и особенности монархической формы государственного правления.......................................................................
........................................20

Глава2.  Трансформация монархии в современном мире......................22

2.1 Правовые перспективы развития монархии.......................................23

2.2 Характер монархического движения в постсоветской России.........24

Заключение................................................................................
.................28

Список использованных источников и литературы..........................29

Введение

Знаменитый русский историк Н.М. Карамзин писал, что самодержавие - палладиум России, имея в виду храм, хранилище Святых Даров. А А.И. Герцен, один из первых русских демократ-революционеров назвал монархию «проклятием» своей родины, сравнив ее с ненасытным чудовищем из Библии -  Левиафаном, захватывающим огромные земли. Монархия имеет длинную, многовековую историю. Это следует из того, что она одна из самых древних форм правления. Именно эта форма правления действовала в Древнем Риме, Китае и на Востоке. Неоднородное же отношение к ней существует и в современном мире.

Монархическую форму правления исследовали многие философы древности. Платон, например, указывал, что цель государства - становление справедливости и обеспечение разумного начала. Прийти к такой цели  может только правление лучших, а оно в свою очередь должно состоять из монарха и аристократии.

Томас Гоббс главным достоинством государства считал способность власти обеспечить надежную охрану порядка. Это может сделать лишь неограниченная, абсолютная власть правителя. Абсолютный характер власти наиболее полно выражается в монархии, где интересы государства и личные интересы монарха совпадают. Аналогичные взгляды высказывал и Н. Макиавелли, которой ограничил функции государства обеспечением внутренней и внешней безопасности, покровительством земледелию, торговле и ремеслам. С этими задачами может справиться только такая решительная и твердая власть, воля которой непоколебима. Такая воля должна быть не от кого не зависима и едина. Верховенство единой власти лучше всего может обеспечить единоличный правитель или монарх.

 Свой вклад в изучение монархии как формы государственного правления внесли отечественные социологи, политические деятели, философы. Последователи идей просвещенного абсолютизма - Посошков, Татищев, Прокопович, Салтыков и другие определяли государство как гарант общего блага; силу, которая может принести общенародную пользу. Таким образом, по мнению Посошкова, инициатива любых реформ в обществе должна исходить от власти, которая, опираясь на закон, может способствовать развитию отечественной торговли, промышленности, увеличению народного богатства, тем самым закрепив независимость государства.

В юридической литературе советского времени монархия как форма правления практически не изучалась.

Актуальность работы обусловлена тем, что монархия как форма правления существует уже много столетий, и многие страны, имеющие монархический строй правления, не намерены вносить в нее коррективы, чтя свои традиции и исторически сложившиеся институты.

Кроме того, в современном обществе очень часто обсуждается тема реставрации монархии в России. В сети Интернет с каждым годом появляется все больше электронных ресурсов, а также печатаются около двадцати изданий, расписывающих идеалы Православной Самодержавной монархии и направления деятельности российских монархистов и Российского Императорского Дома.

За последние двадцать лет проблему восстановления самодержавия неоднократно обсуждали такие высокопоставленные священники православной русской церкви, как иеромонах Дионисий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, священник Тимофей, государственные служащие, историки, философы, юристы и другие общественные деятели.

Объектом исследования являются формы государственного правления.

Предметом исследования  - монархия как одна из форм государственного правления.

Целью работы является изучение понятия, признаков, сущности монархии, определение правовой перспективы развития монархической формы государственного правления.

В рамках достижения назначенной цели были сформулированы следующие задачи:

·                   Рассмотреть понятие и сущность монархии;

·                   Дать характеристику видам монархии;

·                   Выявить особенности и специфику монархии как формы государственного правления;

·                   Проанализировать и дать оценку перспективе развития монархии в России.

Исходя из поставленной проблемы, была привлечена научная база, состоящая из серии учебно-методической  литературы, статей известных политологов и историков, а также нормативно-правовых актов прошлого и современности.

Глава1. Основы теоретических учений о монархии как форме государственного правления

1.1 Понятие, сущность и признаки монархии

Монархия - это форма правления, при которой государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного правителя страны (монарха): короля, царя, императора, князя, герцога, эрцгерцога, султана, хана, фараона, шаха, эмира и т. д.

Концентрация всего правления в руках единственного магистра, от которого получают свою власть все остальные, определяется формой, которая называется монархией, или королевским Правлением[1].

Монархия с точки зрения монархистов - это принцип Верховной Власти, полагающийся на исполнение монархом Воли Бога, и вследствие этого обретающего свою власть. Правитель, по такой концепции, принимает власть от Всевышнего. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики, (в которой верховная власть дается человеку в результате всеобщих выборов) и аристократии (в которой государственная власть принадлежит меньшинству родовитых представителей общества). Монарх для монархиста - в первую очередь пример нравственности, а не юридический авторитет. Следовательно, монархия считается «богоугодной» формой государственного правления, в то время как республика - «выдумкой дьявола».

Монархия вместе с республикой выражается в одной из двух форм правления, изучаемых в теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается путем престолонаследия.

Основные признаки монархической формы правления:

·                   существование единоличного государя (монарха) с пожизненной властью;

·                   наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок перехода верховной власти;

·                   единство нации, историческая преемственность традиций, представление государства на международной арене олицетворяется монархом;

·                   независимость монарха и юридический иммунитет, которые проявляются через институт контрасигнатуры. Контрасигнатура - порядок, при котором утверждённые монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного закона;

·                   священный характер власти, который проявлялся в беспрекословном повиновении народа монарху.

Главенствующей особой для монархической формы правления является монарх - единоличный правитель государства, исполняющий власть по личному праву, а не в порядке делегации. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Во многих монархических государствах монарх на законном основании является неприкосновенной особой и никакой ответственности не несет. В разных странах монарх именуется различными названиями: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан - в Малайзии, Брунее, Омане, эмир - в Кувейте, ОАЭ, великий герцог - в Люксембурге, князь - в Лихтенштейне.[2]

Престолонаследие - переход власти монарха от одного представителя династии к другому в уставленном законом порядке. На сегодняшнее время имеются шесть основополагающих систем престолонаследия:

1)                Салическая - система наследования только по мужской линии. Женщины из сферы престолонаследников полностью исключаются (Швеция, Бельгия[3]);

2)                Кастильская - система, не исключающая женское престолонаследие, но предпочитающая мужчин: младший брат элиминирует старшую сестру (Великобритания).

3)                Австрийская - система, не исключающая женщин, но дающая мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном отсутствии всего мужского потомства и всех мужских линий.

4)                Шведская - система, в которой по Закону 1980 года женщины наследуют престол наравне с мужчинами.

5)                Мусульманская - система, при которой трон наследует не определенное лицо, а благородная, правящая семья (часть династии), которая совместно решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля, достоин взойти на трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия).

6)                Племенная - система, при которой король рассматривается как главный вождь, а наследника избирает  племенной совет, состоящий из его многочисленных сыновей.[4]

В некоторых арабских странах существует «клановая» форма престолонаследия, при которой выбор преемника предоставляется правящей семье.

Еще одной значительной формой правления является регентство - временное коллегиальная или единоличная реализация полномочий вершины державы в монархиях в случае длительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.

Монархия как форма правления весьма разнообразна и показывает на протяжении столетий свою изменчивость и гибкость, в связи, с чем ей и удалось устоять в современных развитых демократических государствах.

С некоторыми оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее возникновения до наших дней:

·       Традиционная монархия (патриархальная) - исходит из семейного принципа (патриархальный монарх воспринимается как отец своего народа). Традиционная монархия, так же как и сакральная владеет древним обычаем - принесением царской жертвы. Государь добровольно  становится жертвой дабы избавить своих подданных от страданий. Мифологическое наследие подобного рода изложено в работе «Греческая мифология» Р. Грейвса. В ней говорится, что память о жертвоприношении правителя добралась до времен греческой и римской цивилизаций, но уже в иной форме (т.е. сохранились символические обряды). Важность царской жертвы, память о которой в течение тысячелетий сохранялась в сознании народа, наилучшим образом свидетельствует жертва, принесенная Иисусом Христом - именно так она и представляется в христианской теологии.

·       Сакральная монархия - форма правления, при которой первостепенные функции монарха - жреческие. Она зачастую объединяется с патриархальной монархией. Библейские и римские источники свидетельствуют, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии зачастую связаны с традиционными союзами. Подобна сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где первенствующей функцией фараона была жреческой. Многовековая история сакральной монархий подвергла относительной сакрализации всякую монархическую власть: появлению принципа священности личности царя и даже правящей династии. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. Для монархической традиции это не характерно.

·       Деспотическая монархия (от греч. «деспот» - «владыка, повелитель») основывается в военизированных обществах. Деспотический монарх по происхождению - генерал. В таких монархиях имеется реальная монархическая власть в объединении с ограждением чувства личного достоинства и прав народа. Учитывая, что население в таких государствах - народ-войско. Примерами классических деспотических монархий являются ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан монгольской или тюркской орды.

·          Сословно-представительная монархия отражается в сословных обществах, выступая в виде принципа организации видной власти, где воздействуют замкнутые социальные группы - сословия, от которых избираются естественно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились в XII веке. В многочисленных странах Европы эта монархическая система прожила вплоть до начала ХХ в., после чего уступила место национальному представительству. Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в воинское сословие. В западной традиции сословных обществ монарх был надсословен. Предположительно в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, но все-таки царский род отличался и обособлялся. Ярким примером могут служить князья Древней Руси, представляющих сословие, отстраненное от аристократии, то есть бояр. Также сословным обществам монархия непрекословно полезна, ведь именно монархический принцип позволяет главе государства являться над сословным, а, следовательно, быть арбитром в случае межсословных конфликтов. С созданием единой России власть обратилась к сословно-представительной монархии. К началу XVII в. Россия представляла собой крупное самостоятельное государство. По форме правления оно являлось сословно-представительной монархией, в которой заметную роль играла Боярская дума и Земские соборы[5]. Общераспространенно воззрение историков, что сословное представительство и тем самым сословно-представительные монархии формируются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Зачастую встречаются упоминания того, что короли противоборствовали крупным феодалам, базируясь на парламент мелкого дворянства и горожан.

Следует вывод, что парламенты появились в процессе борьбы за целостность государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в истории отечества - Земский собор кн. Всеволода III Большое Гнездо (1211 г.), следовательно, наш парламент на 54 года старше английского, созванного впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления сохраняется с середины XVI и до конца XVII вв. Строго говоря, сословно-представительная монархия - это уже монолитная политическая система.

В юридической литературе такие авторы как Тихомиров Л.А. и Солоневич И.Л разделяют виды монархий по качеству монархической власти:

·       Истинная монархия - это такая форма правления, где одна личность получает значение Высшей власти. Это может случиться только при одном условии: когда монарх в глазах нации и самого себя, является назначенным на государственное управление от Бога, и в этом ни у кого не возникает сомнения. Но для того, чтобы она могла быть действительно Верховной властью Божественного нравственного начала, монархия должна быть создана сильной верой, верой в истинного, действительно существующего Бога.

·       Монархия деспотическая - форма правления, в которой воля монарха не имеет объективного руководства. В монархии истинной воля монарха находится во власти Всевышнего, поэтому в истинной монархии произвол государственной власти принципиально невозможен. Но существуют монархии, в которых личная Верховная власть основана на ложных религиозных концепциях, и они тогда порождают из этой самодержавной власти, власть произвольную, то есть деспотическую. Исходит это от того, что ложные религиозные концепции связаны или с божеством, сознаваемым только как великая сила, без нравственного содержания, и не живущая в самой душе людей, составляющих данный народ, или с личным обожествлением монарха. Король Франции Людовик XVI, которому принадлежит знаменитая фраза: «Государство - это я!», утверждал, что «тот, кто даровал королей, желал, чтобы их чтили, как Его наместников, и одному ему предоставляется право судить об их поступках. Его воля заключалась в том, чтобы всякий рожденный подданный повиновался без рассуждений».

·       Монархия абсолютная или абсолютизм означает власть ничем не созданную, ни от чего, кроме самой себя не зависящую, ничем, кроме самой себя, не обусловленную. Правитель сосредоточивает в себе законодательную, исполнительную и судебную власти, но власти верховной не представляет.

В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть:

·                   Династической - монархией, где действует строгий принцип: престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси;

·                   Родовой - наиболее встречаемая форма монархии, действует принцип принадлежности к царскому роду. Правитель должен был происходить из царского рода, но это совсем не значило, что он автоматически наследовал престол;

·                   Выборной - особый вид монархии, совмещающий элементы монархии и республики. Выборная монархия существовала в Византии. Такая монархия встречается довольно часто. В Экваториальной Африке до настоящего времени совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а спустя год этот совет вновь свидетельствует или не свидетельствует полномочия предпочтенного представителя престолонаследия. На сегодняшний день выборная монархия действует и в Малайзии, где правителем государства является монарх, выбираемый на 5 лет особым советом из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

По объему ограничений выделяют такие виды монархий, как:

·                   Абсолютная монархия - форма правления, при которой власть монарха неограниченна. По формуле Воинского Петровского Устава: «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»[6]. При абсолютизме в стране достигается высшая степень централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция[7]; деятельность сословно-представительного органа, как правило, продолжается. Пик абсолютизма в западноевропейских странах пришелся на XVII-XVIII вв. В России такая форма правления существовала в XVIII - начале XX веков.[8] С юридически-формальной точки зрения при абсолютизме в руках монарха содержится вся полнота исполнительной и законодательной власти, он единолично распределяет государственные финансы и устанавливает налоги. Законотворчество также происходит при непосредственном участии монарха, подпись которого обязательна для вступления закона в силу. Для абсолютной монархии характерно назначение всех высокопоставленных гражданских и военных чиновников, а также судей непосредственно монархом. При такой форме правления отсутствуют какие-либо органы, ограничивающие компетенцию монарха. Статус монарха в таких государствах, как правило, не имеет правовых ограничений, он пользуется безусловным иммунитетом в гражданском и уголовном производстве. Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений, начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. Опорой абсолютизма стал тезис о священном происхождении государственной власти. Изощренный и пышный дворцовый этикет служил возвеличиванию личности государя. Признаки абсолютизма, или стремление к нему, проявились во всех европейских странах, но наиболее полное воплощение было во Франции. В Англии расцвет абсолютизма пришёлся во время правления королевы Елизаветы I Тюдор, но на территории Атлантического архипелага он так и не достиг своей классической формы: не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах, сохранялся парламент. Во время усиления и развития капитализма в странах Европы принципы абсолютной монархии стали противоречить потребностям изменившегося общества. Во многих странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную. В Нидерландах, Англии и Франции противоречия были решены путем революции. В современном мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии. В частности, в Кувейте (в 1962 г.), ОАЭ (в 1971 г.), Катаре (в 1972 г.), Бахрейне (в 1973) были приняты конституции, а в Кувейте и Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущенные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютного характера монархий. В Саудовской Аравии и Омане конституции отсутствуют, а соответствующие отношения регулируют отдельные государственно-правовые акты (в Саудовской Аравии конституцией страны официально считается Коран). Согласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютных монархиях монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых). Законосовещательные органы - особая категория государственных органов, основную функцию которых составляет рассмотрение законопроектов без права их принятия. Однако по порядку формирования и процедуре деятельности они могут напоминать парламентские учреждения;

·                   Абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. В государствах с такой формой правления монарх осуществляет не только светскую, но и религиозную власть. В настоящее время примером такой монархии является Государство-город Ватикан. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Папе принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти[9]. В его компетенцию входит представление Ватикана в международных отношениях, заключение, ратификация и денонсация международных договоров и конкордатов, прием и назначение дипломатических представителей. Практическое руководство политической, экономической и религиозной деятельностью ватиканского государства и католической церкви осуществляет Римская курия - своего рода правительство Ватикана. Главой этого органа является Государственный секретарь. От теократической монархии следует отличать т.н. клерикальное государство, где помимо светских органов и над ними существует пожизненный руководитель государства, являющийся главным духовным и политическим лидером страны. Примером такого государства может служить Исламская республика Иран.[10]

·                   Конституционная монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, обычаем и традициями и (или) представительным органом. При конституционной монархии парламенту принадлежит реальная законодательная власть, правительству - исполнительная. Подобная форма правления в первый раз возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Свойственными институтами предоставленного вида монархии являются контрасигнатура (министерская скрепа) и цивильный лист. Контрасигнатура является юридическим основанием иммунитета монарха. Данный институт предусматривает порядок, при котором утвержденные главой государства законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этим законам юридической силы. Подпись, поставленная повторно рядом с основной подписью, удостоверяет ее либо подтверждает факт заявленных в документе обязательств. Процедура контрасигнатуры объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия. Подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означает, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт. Без данной подписи соответствующий акт обычно считается недействительным. Цивильный лист - сумма денег, каждый год выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

Конституционная монархия подразделяется на:

·                   Дуалистическую монархию. Она представляется исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничивается конституцией. В таких государствах существует независимый законодательный и (или) судебный орган. При дуалистической монархии правительство несет формально двоякую ответственность перед монархом и парламентом, но в реальности повинуется, как правило, власти монарха. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения.  Наличие двухпалатной структуры парламента и конституции, сохранение всей полноты исполнительной власти в руках монарха, право абсолютного вето правителя на издаваемые нормативно-правовые акты и издания чрезвычайных указов, имеющих силу закона, возможность монарха распускать парламент, право монарха назначать и увольнять членов правительства, ответственного перед ним, преобладание власти правителя над представительной властью - в современной научной доктрине являются ее основными признаками. При сопоставлении данных признаков ограниченной монархии с характеристикой системы организации высших органов государственной власти Российской империи в начале XX в. становится понятно, что после введения в действие 23 апреля 1906 г. Основных государственных законов, была установлена ограниченная дуалистическая монархия, которая просуществовала до февральской революции 1917 г.[11], а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В нынешнее время дуалистическая монархия наблюдается в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.[12]

·                   Парламентарную монархию - наиболее передовой вид конституционной монархии, при которой монарх характеризуется чисто номинальным исполнением своих функций. Даже при наличии полномочий (как например, в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. Правительство формируется из представителей передовых  партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, набравший наибольшее количество голосов становится правителем страны. Правительство, по конституции, отчитывается в своих действиях не перед монархом, а перед парламентом. Назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа монарх выполняет преимущественно представительскую или церемониальную функцию, в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует или остается номинальной. Юридически за монархом могут сохраняться полномочия, важные в области внешней политики, а также чрезвычайные полномочия для разрешения кризисов и конфликтов в области внутренней политики (к примеру, в Великобритании). В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь значительных полномочий. В нынешнее время парламентарная монархия наблюдается в Великобритании, Дании, Швеции[13].

По традиционному устройству делят на:

·                   Древневосточную монархию - первая в истории форма правления. Имела индивидуальные, присущие только ей признаки. В восточных странах наиболее важную роль в жизни общества играли патриархальный быт и отношения в общественном строе. Рабовладение имело семейный или коллективный характер, и только государственные невольники полностью были под властью монарха. Такая организация верховной власти в древневосточных странах называлась восточной деспотией. Но такая форма правления существовала не во всех древневосточных странах, в государствах древнего Шумера, например, власть монарха значительно ограничивалась элементами сословного самоуправления и республиканского правления. Деятельность правителей была подконтрольна народному собранию или совету знати. В древней Индии во время наивысшего укрепления централизованной власти весомую роль играл Совет царских чиновников.

·                   Средневековую (феодальную) монархию - монархия, при которой в экономической сфере господствует сельскохозяйственное производство и преобладает натуральное хозяйство. Средневековая монархия поэтапно проходит три ступени своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Некоторые исследователи между первой и второй ступенью выделяют этап вотчинной монархии. Раннефеодальная монархия совершенствуется при переходе к феодализму в зависимости от климата региона либо от первобытнообщинного строя, либо соответственно от рабовладельческого строя. В условиях военной демократии король или князь, опираясь на военных, из выборного военачальника становится главой страны и начинает передавать государственную власть по наследству. С разветвлением правящей династии, ростом территории и бюрократического аппарата появляется политическая децентрализация, на назначение того или иного претендента на государственный престол начинают влиять крупные феодалы. Самодержавная власть становится номинальной.

·                   Вотчинную монархию - форма правления, при которой верховная власть вновь становится реальной и на порядок её передачи перестают влиять крупных феодалов, в борьбе с которыми государь объединяется с рыцарством и третьим сословием, и начинается процесс централизации государственной власти.

·                   Сословно-представительную монархию - форма правления, где власть монарха ограничена представителями третьего сословия  и представителями его вассалов. Вследствие чего, ликвидируются уделы и происходит переход к наёмной армии. Монархия преобразуется в абсолютную.

·                   Теократическую монархию - форма правления, где политическая власть сосредотачивается в руках главы церкви или религиозного лидера. В таких странах господствующая религия является обязательной и является частью общества, отсутствует свобода совести,  главным законом являются нормы религии. Выделяют христианскую (Ватикан) и исламскую (Саудовская Аравия) теократическую монархию.

·                   Выборную монархию - форма правления, где власть не наследуется автоматически (по окончанию полномочий предыдущего), а выбирается. Фактически - это промежуточная форма правления между монархией и республикой. Данный вид монархии утрачивает одну из главных черт и не может быть до конца отнесена к данному типу правления.

1.3 Специфика и особенности монархической формы государственного правления

Важнейшим достоинством монархии является возможность сохранения неформальных отношений монарха с населением. Есть мнение, что в связи с этим монархия обладает наиболее действенным символом единства. Правильно созданная монархия может быть символом объединения многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства народа, гарантом стабильности общества. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (наподобие современной монархии в Великобритании) продолжают быть символом и инструментом единства.

В кругу общественных отношений монархия прославляет выдающиеся нравственные принципы. Например, верность - один из самых благородных критериев в связях между людьми.

Значимым достоинством монархии является способность принятия быстрого решения в ситуациях, когда времени на обсуждение нет, а также возможность продвигать наиболее способных людей на возглавляющие посты. В монархической системе такая возможность гораздо важнее, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр будет видеть в способном министре или генерале конкурента, а соответственно, будут  придерживать его любым способом. Правитель социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в способных людях, так как для него поражение страны - это угроза отказа, а гибель страны - гибель царского рода и личная гибель монарха.

Значимым изъяном династической монархии является случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантий, что не родится умственно неполноценный наследник. Нередко династические наследники являлись противоположностью своих родителей.

Не менее важным недостатком монархии является фаворитизм - склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.

Таких подобных недостатков можно избежать, благодаря составным политическим системам, в которых монархия - не единственная форма правления, а вступает в союз с другими формами - аристократией или демократией.

Глава2. Трансформация монархии в современном мире

В современном мире двадцать девять стран имеют монархическую форму правления, в них входят: двенадцать европейских стран (Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция), четырнадцать азиатских стран (Бруней, Бутан, Бахрейн, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония), три африканские страны (Лесото, Марокко, Свазиленд), а также Королевство Тонга в Океании.

Помимо этого существуют Королевства Содружества, их шестнадцать - Австралия, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Великобритания, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы острова, Тувалу, Ямайка, которые почитают английскую королеву своей правительницей и главой государства. В каждом из них она представляется как монарх данного государства и имеет соответствующий титул. При исследовании суверенных государств региона Тихого океана,  можно сделать вывод, что и там монархия является господствующей формой правления[14]. В пяти странах установлена парламентская монархия (Австралия, Новая Зеландия, Соломоновы острова, Папуа - Новая Гвинея, Тувалу). Существует также дуалистическая монархия с чертами парламентаризма  - в государстве Тонга. Именно здесь королева Великобритании монархом не является. Немногочисленные республики (Западное Самоа, Вануату, Науру, Кирибати, Фиджи) установили парламентскую форму правления, что также неудивительно, учитывая британское колониальное прошлое.

Вне страны английская королева по представлению премьер-министра каждого королевства назначает генерал-губернатора в качестве своего представителя в её отсутствие. Также она является губернатором в каждом штате Австралии и лейтенант-губернатором в каждой провинции Канады. Такие должностные лица обладают практически всей полнотой власти конституционного монарха и имеют определенные королевские права и привелегии.

2.1 Правовые перспективы развития монархии

В  двадцатом столетии монархия как форма правления была ликвидирована в восьмидесяти восьми странах. Многих из них уже нет в современном мире. Но процесс упразднения монархий продолжается и в наше время. Так в 2007 году в государстве Самоа форма правления перешла в парламентскую республику, после того как умер последний неизбираемый правитель. 28 мая 2008 года в Королевстве Непал монархия была заменена секулярной федеративной республикой.[15]

В большинстве случаев причиной упразднения монархий стали революции (особенно в 10-е гг. ХХв.). С течением времени смена форм правления проходила по более либеральному пути - с помощью референдума. Также некоторые бывшие Королевства Содружества утратили монархическую форму правления в результате выхода из Содружества (Индийский Союз, Пакистан, Гана и др.).

Тем не менее некоторые страны после упразднения монархии спустя некоторое время снова вернулись к ней. Например, в 1931 году в Испании была создана Вторая Испанская республика, затем монархия была восстановлена в 1947, первоначально при регентстве Франсиско Франко, а в последствие уже в 1975 году на престол взошёл король Хуан Карлос I. В Королевстве Камбоджа была восстановлена конституционная монархия в 1993 году.

В современном мире монархические тенденции наиболее ярко проявляются в Закавказье. Монархизм в Грузии имеет глубокие корни. Он зарождается в период эллинизма. Царский род Багратиони заложил в народное сознание доброе наследие, которое проявляется в Грузии даже в настоящее время. Символы и качества, связанные с монархией Багратиони сыграли решающую роль в становлении грузинской нации и последующее становление национальной истории. 8 февраля 2009 года в столице Грузии - городе Тбилиси, в соборе св. Троицы состоялось венчание представителей двух ветвей династии Багратиони - Давида Багратиони-Мухранского и Анны Багратиони-Грузинской. Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили нередко заявлял о своей принадлежности к роду Багратиони по женской линии.

По мнению ряда ученых, в Литве наблюдаются зачатки перехода к конституционной монархии и практические шаги в этом направлении. В Беларуси же, напротив, политические монархические организации находятся под запретом.

Почти во всех республиках Европы, которые когда-либо имели монархический строй, существуют и имеют некоторое влияние партии, имеющие цель свергнуть или изменить существующий конституционный строй. Но в то же время в монархиях Европы имеются сильные порывы к республике.

В Испании существуют партии, предлагающие вынести вопрос о восстановлении республики на референдум. В Великобритании работает несколько организаций социалистического направления, которые предлагают переименовать Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии в Британскую Федерацию, а также упразднить должности короля/королевы и Принца Уэльского и ввести должность президента.

В большинстве стран, которые с момента появления до настоящего времени имели республиканский строй правления (Швейцария, Словакия, Сан-Марино), вопрос о введении монархии не ставится.

2.2 Характер монархического движения в постсоветской России

Развитие государственности в России находилось и находится под действием внешних факторов, но главное значение имеет большой собственный опыт, который надо использовать. В институциональном плане нужно выделить: монархию с ее прежними традициями централизации и бюрократизации власти, республиканскую форму правления (города-республики), земские соборы, городское и земское самоуправление, управление в условиях неизвестных другим странам больших территорий и большого числа народов и наций, ключевую роль партийного руководства в условиях Советского государства.

Нынешнее Российское государство создано чисто революционным путем на обломках фактически распавшегося Союза ССР. Это наложило отпечаток и на правовое, и на фактическое положение государства. В правовом отношении статусу государства приданы положительные характеристики. Российская Федерация является демократическим, правовым, республиканским, федеративным, социальным и светским государством. Все шесть названных элементов входят в структуру конституционно-правового статуса Российского государства. Такого сложного конституционно-правового статуса Россия никогда не имела.

Некоторые элементы конституционно-правового статуса не являются новыми. Речь идет о федеративном и республиканском государствах, которые ведут отсчет своего существования с 1917 по 1918 гг. Россия провозглашена республиканской в 1917 г. до Октябрьской революции, а Федерацией - в 1918 г. 2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата. 3 марта Михаил Романов объявил об отказе от престола вплоть до решения вопроса о будущей форме правления в России Учредительным собранием. В результате монархия прекратила свое существование, а ее сторонники до сих пор спорят о том, имел ли Николай II право на отречение от престола, зная, что за этим гибель царского рода, а возможно, и империи. По всему следует, что такого права у царя не было.

Во времена становления советской России государственное право закрепляло форму республиканского правления только на первых стадиях существования государства. Республика Советов закреплялась Конституцией РСФСР 1918 г. В дальнейшем наука советского государственного права исходила из презумпции советской формы правления как государства нового типа и новой формы. Позитивное государственное право не закрепляло прямо республиканскую форму правления, потому что не допускало никакой другой либо формы государства, кроме советской.

Конституция РФ 1993 г. говорит о государстве с республиканской формой правления (ст. 1). Тем самым однозначно исключается монархия на уровне как России, так и в отдельных ее субъектах[16].

Однако в современной России создается большое количество партий и политических организаций, цель которых - возрождение монархии в России. Среди них «Российское Монархическое общественное Движение», «Российский Имперский Союз-Орден», «Память», «РНЕ», «Чёрная сотня» и др. Прославление принципов и традиций монархий содержится в «Проекте РОССИЯ», «Русской Доктрине» и в программе общественного движения «Народный собор».

В 2006 году Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос на данную тему. Опрашивание было проведено с 16 по17 сентября 2006 г. Опрошено более полутора тысяч человек из 153-ех населенных пунктах на 46-и российских административных участках.

Проблему восстановления монархии считают актуальной 10% опрошенных. 9% считают монархию наилучшей для России формой государственного правления. В случае всенародного голосования по данному вопросу, 10% анкетированных отдали бы свои голоса за монархию, 44% проголосовали бы против, 33% не посетили бы референдум. При этом в случае, если на престол будет претендовать «достойный кандидат», в пользу монархии проголосуют около 19% анкетированных, из них 3% - опрошенные, уже определившиеся с личностью монарха.

Часть населения доверяет правителю и готово поддерживать его пожизненное правление в обмен на обеспечение стабильности. 35% опрашиваемого населения уверены, что действующего сегодня правителя некем заменить[17]. 2008 - 2012 гг. показали, что В.В. Путин приобрел личную (персонифицированную) власть, независимую от того, какую должность он занимает. На всех высших постах расставлены лично преданные ему люди, обеспечивающие верховенство его власти.

В общей сложности, монархические настроения сильнее среди граждан с высшим и незаконченным высшим образованием, чем среди граждан со средним и незаконченным средним; сильнее у населения, проживающих в городах федерального назначения, чем у жителей других городов.

Однако официальная позиция правительства РФ однозначна: монархический строй в России невозможен. Об этом заявил президент России Владимир Владимирович Путин в прямом радио и телеэфире, отвечая на вопрос о возможности перехода к конституционной монархии в стране[18].

Заключение

Монархическая форма правления - весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, представители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных массовых движений.

Подводя итоги вышесказанному, избранная тема реферата была раскрыта путем дефиниции понятия и сущности монархии, выявления недостатков и достоинств монархического строя как формы правления. Также в ходе работы встречались охарактеризованные  разновидности монархий: абсолютная, абсолютная теократическая, конституционная, дуалистическая, парламентарная, древневосточная, феодальная (средневековая), вотчинная, сословно-представительная, теократическая, выборная.

Также имели место выделенные монархические государства современности мира, доказывающие наличие монархии как формы правления, хотя и находящиеся на стадии упадка по сравнению с другими историческими этапами, но угроза её исчезновения не стоит, более того монархическая форма правления успешно развивается.

Список использованных источников

1.                Акты времени правления царя Василия Шуйского. 19 мая 1606 г. - 17 июля 1610 г. - М.: 1914. XVIII. - 421 с.

2.                Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева - М.:ЭКСМО, 2009. - 907 с.

3.                Конституционные акты Ватикана - М.:Вече, 2008. - 46 с.

4.                Конституция Бельгии - М.:Джесси Рассел, 2013. - 106 с.

5.                Конституция Российской Федерации - М.:Омега-Л, 2015. - 63 с.

Список использованной литературы

6.                Авакьян С.А. Организация государственной власти в зарубежных странах: учебно-методический комплекс. - М.:Юстицинформ, 2014. - 680 с.

7.                Денисов С.А. Особенности государственного права в административном обществе // Конституционное и муниципальное право - 2013. - №3. - С. 17 - 23.

8.                Иванов М. Президент в процентах доверия, усталости и надежд // Коммерсантъ. -  2012. - №152. - С. 3.

9.                Иванченко А.В.Современные избирательные системы // Современные избирательные системы. - 2011. - №6. - 512 с.

10.           Ирхин Ю.В. Политология. Серия: Учебник для вузов - М.:Экзамен, 2007. - 896 с.

11.           Казанникова А.И., Костюкова А.Н. Конституционное право: университетский курс. - М:Проспект, 2015. - 528 с.

12.           Клеандорова В.М. и Колобов Б.В. Законодательство Петра I. - М.:Юрид.лит., 1997. - 880 с.

13.           Клименко А. В.Теория государства и права - М.:Крон-пресс, 2007. - 224 с.

14.           Ключевский В.О. Курс русской истории - М.:Проспект, 2006. - 943 с.

15.           Колюшин Е.И. Российское государство: вопросы конституционно-правового и фактического статуса // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - №11. - С. 20 - 31.

16.           Комаров С.А. Теория государсива и права - М.:Инфа-М, 2001. - 289 с.

17.           Крайнюкова А.Ю. Изменение правового статуса монарха Николая II после издания Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» // История государства и права. - 2013. - №5. - С. 36 - 41.

18.           Кусжанова А.Ж. Теория государства и права - М.:СПб.: Питер, 2006. - 178 с.

19.           Летушева Н. И.Теория государства и права - М.:Экзамен, 2008. - 208 с.

20.           Марченко М.Н. Общая теория государства и права - М.:Юрист, 2006. - 648 с.

21.           Матузов Н. И. Теория госудаства и права - М.:Инфа- М, 2002. - 576 с.

22.           Морозова Л. А. Теория государства и права - М.:Эксмо, 2009. - 509 с.

23.           Мухаев Р.Т. Политология - М.:Юнити-Дана, 2008. - 495 с.

24.           Савченко Д.А. «Государю хотети добра во всем»: присяга подданных московскому царю (начало ХVIIв.) // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - №8. - С. 13 - 25.

25.           Савченко Д.А. Правовое значение крестоцеловальных записей конца XVI - начала XVII в. // Правовые проблемы укрепления российской государственности. -  2005. - №25. - С. 62 - 66.

26.           Симонишвили Л.Р. Формы правления история и современность - М.: Флинта: МПСИ, 2007. - 280 с.

27.           Соловьев А.И. Политология - М.:Росспэн, 2007. - 798 с.

28.           Чепурнова Н.М. Теория государства и права - М.:ЕМАОИ, 2008. - 465 с.

29.           Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Советское государство и право. - 1992. - №5. - С. 10 - 15.



[1] Авакьян С.А. Организация государственной власти в зарубежных странах: учебно-методический комплекс / Авакьян С.А. - М.: Юстицинформ, 2014. - 680 с.

[2] Кусжанова А.Ж. Теория государства и права - М.: СПб.: Питер, 2006. - 35 с.

[3] Конституция Бельгии - М.: Джесси Рассел, 2013. С.44.

[4] Казанникова А.И., Костюкова А.Н. Конституционное право: университетский курс. - М: «Проспект», 2015. С.130.

[5] Савченко Д.А. «Государю хотети добра во всем»: присяга подданных московскому царю (начало ХVIIв.) // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - №8. - С. 13 - 25.

[6] Клеандорова В.М. и Колобов Б.В. Законодательство Петра I - М.:Юрид.лит., 1997. - 155 С.

[7] Соловьев А.И. Политология  - М.: Росспэн, 2007. - 447 С.

[8] К.И.Батыра и Е.В.Поликарпова Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 - М.: Проспект, 2012. – 235 C.

[9] Конституционные акты Ватикана - М.:Вече, 2008. - 3 с.

[10] Марченко М.Н. Общая теория государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Юрист, 2006. -  356 c.

[11] Ключевский В.О. Курс русской истории  - М.: Проспект, 2006. - 643 с.

[12] Ирхин Ю.В. Политология. Серия: Учебник для вузов  - М.: Экзамен, 2007. – 216 c.

[13] Симонишвили Л.Р. Формы правления история и современность - М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 140 с.

[14] А.В. Иванченко Современные избирательные системы / Иванченко А.В. // Современные избирательные системы. - 2011. - №6. - 512 с.

[15] Мухаев Р.Т. Политология  - М.: Юнити-Дана, 2008. – 388 с.

[16] Колюшин Е.И. Российское государство: вопросы конституционно-правового и фактического статуса / Колюшин Е.И. // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - №11. - С. 20 - 31.

[17] Иванов М. Президент в процентах доверия, усталости и надежд // Коммерсантъ. -  2012. - №152. - С. 3.

[18] http://ria.ru/announce/20150716/1131420922.html - дайджест российских СМИ ( дата обращения : 21.11.15 12:12)

Информация о файле
Название файла Монархия как форма государственного правления от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 20:06
Дата обновления 10.5.2020, 20:06
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 78.91 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 496
Скачиваний 144
Оценить файл