Методы этнопсихологии

Описание:
Методы этнопсихологии
Методы межэтнических исследований в этнопсихологии
Методы внутриэтнических исследований в этнопсихологии
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

кафедра психологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Этнопсихология»

тема: «Методы этнопсихологии»

Выполнила:

Исанова М.Э. группа ИН-31

Проверила:

Антонова О.В.

Стерлитамак 2012

Содержание:

Введение                                                                        
                                   3

Методы этнопсихологии

Методы межэтнических исследований в этнопсихологии                   4

Методы внутриэтнических исследований в этнопсихологии              7

Заключение                                                                      
                               13

Список использованной литературы                                                             14


Введение

Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Общество сегодня расплачивается за отсутствие в прошлом достаточного интереса к специфике межэтнических отношений. Игнорировать эти проблемы опасно, так как они  угрожают самой целостности России, а отыскать способы их решения без понимания сознательных и бессознательных устремлений людей, объединенных в этническую общность, невозможно.

Сегодня мы начинаем понимать, что без пристального, внимательного, методически грамотного изучения специфики поведения того или иного этноса невозможно формирование адекватной социальной и государственной политики. В связи с этим особое значение приобретает такая область прикладной социальной психологии, как этническая психология. Датой рождения этнической психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины принято считать 1859г., когда немецкие ученые М.Лазарус и Х.Штейнталь ввели в научный обиход понятие «психология народа».

Современная этнопсихология не представляет единого целого как по тематике проблем, так и по методам из изучения.

Тенденция абсолютизма предполагает сравнительный анализ психологических феноменов как одинакого присущих общностям вне зависимости от уровня развития. В результате делается вывод, что представители одного этноса более интеллектуальны, чем другого, поэтому существуют различия между ними, а следовательно, и превосходство одних народов над другими.

И наконец, тенденция универсализма, которая предполагает, что базовые психологические феномены являются общими для всех, но их проявление зависит от их уровня развития и истории народа. Сами же этносы равны и только внешне отличаются друг от друга.

Язык, происхождение, обычаи, материальная культура выступают определяющими признаками этноса, поэтому актуальным является тезис : «Мы – такие-то, а все прочие - другие».

Исследования в области этнической психологии требуют аккуратного и внимательного подхода, ибо необоснованные заключения о  психологических особенностях тех или иных народов могут оскорбить их национальные чувства.


Методы этнопсихологии.

Различия в предмете изучения делят все этнопсихологические исследования на две большие группы - межэтнические и внутриэтнические. При межэтниче­ских исследованиях предметом обследования являются представители двух или более этнических групп, результаты, полученные в ходе психологического иссле­дования этнических групп, сравниваются между собой. В случае внутриэгнических исследований изучают представителей только одной этнической группы (на­пример, исследуют этническое самосознание конкретного народа, отношение к другим этническимгруппам, поведенческие реакции в отношении представителей других наций). Методические приемы, применяющиеся в этих двух основных на­правлениях исследовании, также существенно различаются.

Методы межэтнических исследований

Межэтнические (или кросскультурные) исследования направлены на сравнительное изучение психологического своеобразия нацио­нальных общностей. Цели таких исследований могут быть различными изучение познавательных процессов, личностных характеристик, социально - психологических особенностей и т. д. представителей разных наций.

Межэтнические ис­следования имеют традиционную схему построения. В зависимости от целей под­бирается методика, адекватная поставленным задачам, и по ней проводится срав­нительное исследование испытуемых двух и более этнических групп. Результаты обеих групп сопоставляются и анализируются. Методика выбирается из арсенала методов, созданных в других отраслях психологии, и в неизмененном виде при­меняется в ходе этнопсихологического исследования.

Первое кросскультурное исследование было проведено Риверсом в 1901-1905 гг. во время антропологических экспедиций в Новую Гвинею и Австратою. Ривсрс исследовал особенности восприятия аборигенов и впоследствии сопоста­вил полученные данные с данными по психологии восприятия европейцев. Таким образом было экспериментально доказано, что аборигены в меньшей степени подвержены зрительным иллюзиям, чем европейцы. Работа Риверса положила начало множеству аналогичных эмпирических ис­следований по изучению психологических особенностей национальных общно­стей.

Введение в начале XX в. в практику этнопсихологических исследований ме­тодов психометрии началось с применения «тестов интеллекта» для определения расовых или этнических различий. На протяжении более чем полувека одной из задач диагностики интеллекта признавалось измерение количественных различий интеллектуального уровня не только индивидуумов, но и целых рас. Результаты выполнения «тестов интеллекта» отдельными представителями этноса трактова­лись как показатель психических возможностей данной этнической группы. Эта глобальная ошибка - сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умст­венного уровня - вытекала из представлений об интеллекте как обшей врожден­ной способности, измеряемой с помощью тестов.

 «Тесты интеллекта». Тесты, традиционно называемые «тестами интеллек­та», берут свое начало от ранних шкал Бине-Симона. Среди многих интерпрета­ций шкал Бине-Симона наибольшую популярность в практике этнопсихологиче­ских исследований приобрел американский вариант, который был разработан в Стэнфордском университете в 1916 году. Именно в этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуальности 1Q, или отношение между умст­венным и хронологическим возрастом Индивидууму предлагается выполнить ряд заданий (всего их около 30) - различить несколько видов продуктов, имитировать простые жесты, назвать словами части тела, которые оцениваются определенным баллом, сумма баллов даст уже упоминавшийся IQ.

Проективные методики. Довольно широкое применение в этнопсихологии нашел тест Роршаха. Человеку дается десять карт: на пять из ник нанесены чер­но-белые «кляксы», а на остальные - полихромные, с неодинаковой интенствностью тонов. Тест рассчитан на определение степени воображения (первоначально он был разработан для клинических исследований в психиатрических больницах). Суть теста состоит в том, что испытуемый должен сказать, что он видит в «кляк­сах»: определенных людей или животных, или неодушевленные предметы, а так­же определить, какое эмоциональное состояние вызывает у него разглядывание «клякс».

Практика применения метода Роршаха в этнопсихологии вызывает разноре­чивые оценки. Многие считают, что результаты зависят от культурной среды ис­пытуемого, что их необходимо трактовать по-разному для разных культур, но то­гда тест теряет свое значение «стандартизированного инструмента» и становится непригодным для межнациональных сравнительных исследований. Указывается также, что необходимо делать поправки на цвета в картах, так как у отдельных народов некоторые из них имеют особое традиционное значение. Так, у самоан­цев белый цвет - знак невинноти и чистоты, и они отдают ему предпочтение, что отрицательно сказывается на технике проведения и толкования теста.

Для изучения социальных ориентации, ценностных установок, а также осо­бенностей личностной сферы испытуемых, относящихся к разным этническим объединениям, нередко использует тест, предложенный X Мюрреем - ТАТ, тест на тематическую апперцепцию. Суть теста сводится к тому, что испытуемый должен завершить небольшой рассказ с заданным началом. Однако и здесь сохра­няется общая для всех трудность - как интерпретировать результаты, что означает та или иная концовка, о каких национальных особенностях она свидетельствует, как отграничить этническое от социального?

Несколько проще, хотя и весьма сходен по результатам, тест на завершение предложений. Подобно ряду других тестов он принадлежит к индивидуальным методам. Однако данная методика позволяет составить таблицы, могущие слу­жить основой для оценки общественного мнения о различных аспектах жизни изучаемой общности.

К примеру, представителей различных слоев изучаемой общности просят закончить предложения типа: «Наиболее уважаемые люди те, которые отличают­ся…», «При возможности выбрать любую работу я бы выбрал...», «Чтобы до­биться власти, человек должен...», «Мой сын должен стать...» и т. д. В каждой социальной группе ответы группируют и результаты представляют в процентах.

Увлечение подобной методикой объясняется относительной конкретностью результатов, иллюзией математической точности их и возможностями, которые открывают цифры. Но это не исключает случайность вопросов и субъективность в трактовке результатов.

Методы анкетирования. Очень близко к тестам примыкают анкеты, во­просники и метод интервью. Значение их определяется массовостью (в смысле числа обследуемых индивидов), возможностью унифицировать анкеты (что дела­ет результаты опроса сопоставимыми), в какой-то степени формализовать соби­раемые сведения и получить достаточно однородные статистические данные, которые в дальнейшем могут быть подвергнуты статистической обработке. Послед­нее позволяет подробно анализировать отдельные явления, степень их взаимоза­висимости, динамику различных процессов и составлять интересные комбиниро­ванные таблицы.

Анкетная методика предполагает быстрый однозначный ответ («да-нет») на заданный вопрос. Этот метод позволяет собрать данные о некоторых психологи­ческих характеристиках испытуемых, особенностях поведения и межличностных отношениях, а также социологические данные о доходах и расходах семьи и пр.

Метод наблюдения. Для изучения психологии этнической общности ис­пользуется также метод наблюдения. Наблюдения дают начальные сведения об образе жизни, культуре, быте, поведении людей. Наблюдение требует большого опыта, особой способности увидеть специфическое в каждом явлении. Но даже при значительном опыте исследователь не в состоянии подняться над своей лич­ностью и, прежде всего, регистрирует то, что кажется ему необычным. Результаты наблюдений оформляются в виде произвольных описаний, а это тоже их недоста­ток.

Чтобы сделать наблюдение более надежным методом, нужно предложить единые стандартизированные условия и объекты обследования, а главное, крите­рии оценки в целях сравнимости результатов Необходимо выработать общие по­ложения относительно отбора системы фактов (те того, что и как наблюдать).

Таким образом, методы, которые применяются в кросскультурных исследо­ваниях, обладают большим количеством недостатков. Других методов, в которых эти недостатки отсутствовали бы, этнопсихология пока не выработала. Решение, очевидно, надо искать в комплексном использовании различных методов и их стандартизации.

Методы внутриэтнических исследований.

Направление внутриэтнических исследований в этнопсихологии сформиро­валось сравнительно недавно. Принципиальное отличие его от кросскультурных исследований состоит в объекте изучения: здесь ученые обследуют представите­лей только одной этнической группы, изучая их этническое самосознание, отно­шение к другим этническим группам, поведенческие реакции в отношении пред­ставителей других наций. В случае межэтнических исследований, как уже было сказано, обследуются представители двух или более этническихгрупп по кон­кретным психологическим методикам, результаты тестирования сравниваются между собой.

При внутриэтнических исследованиях изучаются этническое сознание и са­мосознание, специфика авто- и гетеростереотипов, отношение этноса к другим этническим группам, этнические установки и непосредственное поведение по отношению к представителям иных наций и народностей.

Проведение внутриэтнических исследований требовало создания ориги­нальных методов, специально разрабатываемых для данной области этнопсихоло­гии. Другой путь разработки экспериментальной базы состоял в модификации существующих в психологии методов изучения сознания и поведения примени­тельно к столь специфическому объекту.

Естественный эксперимент. Естественный эксперимент нашел широкое распространение в этнопсихоло­гии после опубликования Ла Пьером данных, полученных им в ходе исследования отношения американцев к представителям этнических меньшинств. В 1934 г Ла Пьер путешествовал по Америке с молодой китайской парой. Путешественники останавливались во многих гостиницах и ресторанах, общим числом более 200, и только раз им было отказано в приеме. По прошествии полугода Ла Пьер разослал письма владельцам тех же гостиниц и ресторанов с вопросом: согласны ли они принять у себя представителей китайского этноса? 92 % ответов были отрица­тельными. Тем самым было зафиксировано несоответствие между реальными действиями и вербальными ответами — результат, получивший впоследствии на­звание «парадокс Ла Пьера».

Эксперимент Ла Пьера не был абсолютно «чистым» в методическом отно­шении. Вполне вероятно, что люди, отвечавшие на письма Ла Пьера, и те, кто не­посредственно принимали Ла Пьера с китайцами, были разными; не совсем кор­ректно был сформулирован вопрос, ведь он касался только китайцев, в то время как в реальности пару китайцев сопровождал американец, и т п. И тем не менее эксперимент, проведенный Ла Пьером, вызвал широкую дискуссию о соотноше­нии реального поведения и вербальных установок.

McGrew предложил методику «аренды квартиры». Он сформи­ровал четыре «супружеских» пары: 1) муж и жена европеоидной расы, 2) суп­ружеская пара негроидной расы; 3) муж европеоидной расы, а жена негроидной, и, наконец, 4) муж негроидной, а жена европеоидной расы. Все пары пытались договориться с владельцами домов об аренде квартиры. При этом фиксировалось, насколько охотно владельцы домов сдают квартиры представителям различных рас. Таким путем было установлено, что лицам негроидной расы труднее снять квартиру, чем европейцам. По прошествии нескольких недель позвонили домо­владельцам, с тем чтобы выяснить, не согласятся ли они сдать квартиру негритян­ской паре. Оказалось, что существует достаточно высокий процент лиц, которые, отказав в реальной встрече, но телефону дали положительный ответ. Тем самым положительное вербальное отношение, в отличие от эксперимента Ла Пьера, сопровождалось негативными реальными действиями.

Главный вывод, который следует из результатов, полученных путем естест­венного эксперимента Ла Пьера, состоит в следующем: может существовать не­соответствие (прямое или обратное) между вербальными ответами и реальными действиями людей в ситуациях межнационального общения. Поэтому, для того чтобы прогнозировать какие-либо межличностные действия и поступки, их надо изучать непосредственно, а не полагаться на вербальные утверждения о намере­ниях.

Широкое распространение получил так называемый «метод потерянных писем». Впервые эта методика была использована в 1948 г. Merritt Fowler. Экспериментатор разбра­сывает в публичных местах якобы потерянные письма - запечатанные конверты с написанным адресом и указанным адресатом. Фамилия, имя и отчество адресата подбираются типичными для того этноса, отношение к которому исследуется.

Прохожий стоит перед выбором: либо отослать письмо, либо проигнориро­вать его наличие. Предполагается, что отправка письма свидетельствует о пози­тивном отношении к этнической группе в целом. И соответственно, чем больше писем будет получено по указанному адресу, тем более положительным является это отношении.

Методика «потерянных писем» позволяет выяснить реальное отношение к любой этнической группе, но она имеет свои недостатки. Одним из таких недос­татков можно считать то, что экспериментатору остается неизвестной личность человека, отославшего (или не отославшего) письмо. Другая методика - «оши­бочный номер» - построена таким образом, чтобы имелась возможность устано­вить личность испытуемого и в случае необходимости провести дополнительные эксперименты.

Методика «ошибочный номер» была предложена Gaertner в 1973 г. Процеду­ра эксперимента строится вокруг телефонного звонка. Экспериментатор звонит испытуемому и «полагая», что он попал в гараж, объясняет, что его машина по­ломалась и требуется срочная помощь. При этом некоторыми характеристиками речи, диалектом и т.п. экспериментатор имитирует свою принадлежность к той этнической группе, отношение к которой изучается. Испытуемый отвечает, что абонент ошибся номером, попав не в гараж, а на частную квартиру. Тогда звоня­щий в ужасе восклицает, что он звонит из автомата и у него больше нет мелочи, чтобы повторить звонок, ожидая, предложит ли испытуемый свою помощь. Если помощь не предлагается, экспериментатор сам просит его об этом. Об отношении к этнической группе в данном случае можно сулить по частоте звонков в «гараж».

По прошествии некоторого времени из лаборатории Gaertner повторно по­звонили всем испытуемым и попросили ответить, что бы они сделали, если бы им ошибочно позвонил автомобилист, попавший в аварию и нуждающийся в помощи (те описывалась ранее разыгранная ситуация). Результаты этого дополнительно­го исследования показали, что уровень декларируемой помощи был намного вы­ше, объемнее и разностороннее, чем те услуги, которые испытуемые оказали на самом деле.

Метод «полбора черт». Одновременно с разработкой методов естественного эксперимента для изу­чения этнических отношений началось лабораторное изучение этнических сте­реотипов с помощью метола «подбора черт». Первым таким исследованием при­нято считать эксперимент, проведенный в 1933 г. в Соединенных Штатах Амери­ки Катцем и Брейли.

Исследователями был со­ставлен список личностных характеристик из 84 черт личности. Испытуемым (студентам Принстолского университета) предлагалось выбрать из предложенно­го списка такие черты, которые с их точки зрения наиболее характерны для каж­дой из десяти национальных групп: американцев, англичан, китайцев, немцев, ирландцев, итальянцев, евреев, негров, турок и японцев. В результате данного исследования была установлена высокая согласованность в приписывании респон­дентами типичных для той или иной этнической группы личностных качеств вне зависимости от того, контактировали когда-либо опрашиваемые с лицами данной национальности или нет. Совокупность черт, выбранная испытуемыми как харак­теристика определенного этноса, отражала, с точки зрения авторов методики, су­ществующий в американском обществе стереотипный образ данной националь­ной группы.

Метод «свободного описания». Методика «подбора черт», предложенная Катцем и Брейли, впоследствии была модифицирована в методику «свободного описания». По сравнению с мето­дикой «подбора черт», когда испытуемый выбирает личностные черты из заранее подготовленного экспериментатором списка, методика «свободного описания» предоставляет большую свободу испытуемому в выборе реакций В случае этой методики испытуемым предлагается самостоятельно подбирать типичные харак­теристики какой-либо этнической группы т. е. составлять «свободные портреты» наций. При этом число личностных качеств, которые называет испытуемый в зависимости от целей эксперимента, может быть либо ограниченным (например, тремя или десятью), либо произвольным.

Метод «свободного описания» был использован отечественными учеными В.Ц. Куницыной и М.А. Исаковой в ходе исследований, проводившихся в Ленин­граде. По данным опроса 150 человек были составлены свободные портреты деся­ти национальных групп русских, украинцев, татар, грузин, американцев, эстон­цев, французов, немцев, поляков и вьетнамцев. С помощью частотного анализа были получены стереотипные образы каждой из этих этнических групп. Так, при описании русских наиболее часто встречались следующие черты: добрый, трудо­любивый, патриот, безалаберный, широкой души, украинцев - веселый, трудолю­бивый, хитрый, скупой, гостеприимный; грузин - гостеприимный, вспыльчивый, общительный, гордый, эмоциональный; американцев - деловитый, общительный, практичный,энергичный, запрограммированный и т д.

Ассоциативный эксперимент первоначально был предложен в психологии для изучения личностной сферы больных неврозами, их подсознания и конфликтогенных зон. Суть эксперимента состоит в ответах испытуемого первым при­шедшим в голову словом на стимульное слово, произнесенное экспериментато­ром. Стимульные слова в виде списка готовятся экспериментатором заранее, до проведения эксперимента. Подбор стимульных слов зависит от целей экспери­мента.

Цветовой тест отношений (ЦТО) также был создан в сфере медицинской психоло­гии для исследований системы отношений больных неврозами. Впоследствии ЦТО стали использовать для выявления системы отношений человека в любой значимой для него сфере, в том числе в сфере национальных отношений.

При использовании ЦТО для изучения системы этнических отношений не­обходим цветовой набор Люшера (восемь карточек) и список (из восьми наиме­нований) тех этнических групп, отношение к которым выясняется. Названия на­циональностей в предлагаемом списке даются во множественном числе («рус­ские», «украинцы» и т.д.), чтобы избежать «маскулинного» или «феминного» об­раза национальности.

Процедура проведения ЦТО состоит из трех этапов. На первом этапе испытуемому предъявляются набор цветовых карточек Люшера и список этнических трупп. Предлагается каждой национальной группе поставить в соответствие какой-то цвет. При подборе цвета нельзя ориентиро­ваться на какие-то чисто внешние признаки (цвет национальной одежды, цвет го­сударственного флага и т. п).

На втором этапе испытуемому предъявляется набор цветовых карточек Люшера и предлагается проранжировать цвета по степени эмоционального пред­почтения (по степени привлекательности).

На третьем этапе испытуемому предъявляются карточки с названиями эт­нических групп и предлагается разложить их в порядке предпочтения.

В основе использования ЦТО для выявления системы этнических предпоч­тений лежит гипотеза, согласно которой у человека существует две системы этни­ческих предпочтений: декларируемая (которая демонстрируется окружающим) и реальная (определяющая действительное поведение человека в национальной сфере). Непосредственно - прямыми вопросами - можно установить только дек­ларируемую систему (что и происходит на третьем этапе эксперимента). Для ана­лиза реальной системы этнических предпочтений необходим опосредованный путь. В качестве опосредующего звена в ЦТО выступает система цветовых пред­почтений - т.е. система предпочтении в сфере более простой, лишенной социаль­ного полтекста.

Обработка результатов состоит в следующем. Нa первом этапе эксперимента обе системы (этнических и цветовых предпочтений) соотносятся. Когда в результате второго этапа становится явной субъективная иерархия цветов, появляется возможность по ней, косвенно, сделать выводы и о реально действующей иерар­хии этнических отношений. Данные третьего этапа интерпретируются как декла­рируемая система этнических предпочтений.

Техника репертуарных решеток была предложена Келли. Данная методика позволяет изучать особенности этнического сознания и национальных стереоти­пов.

Бланк методики представляет собой таблицу («репертуарную решетку»), где по горизонтали представлены ролевые позиции (социальные роли, отец семейст­ва, девушка, глава фирмы, и т. д.), а по вертикали - разнообразные поступки Предлагаемый набор поступков должен удовлетворять следующим требованиям:

-  в набор отбираются поступки, типичные и естественные для исследуемой этнической группы;

- описание ситуаций и поступков задается на разговорном языке, принятом в среде этнической труппы;

- в набор должны были входить поступки из различных сфер жизни.

Суть методики состоит в том, чтобы испытуемые оценили вероятность каждого поступка (по шестибалльной шкале от 0 до 5) для всех названных ролевых позиций.

В итоге в каждой соответствующей графе на пересечении ролевой позиции и поступка будут проставлены баллы и диапазоне от нуля - если ни один испытуемый не приписал ни одного балла дан­ной ролевой позиции по данному поступку до максиматьного количества баллов – если все испытуемые оценят как максимальную вероятность какого-то поступка в данной ролевой позиции. Величина максимального количества баллов зависит от размера выборки — она получается в результате умножения числа участников эксперимента на 5 баллов.

Методика репертуарных решеток позволяет исследовать вопрос, чем собст­венная этническая группа отличается от других, чем другие этнические группы схожи или различны между собой.

Шкала социальной дистанции была предложена Э Богардусом в 1925 г. Она предназначена для изучения этнических отношений - выявления степени прием­лемости другого индивидуума как представителя национальной группы.

В 1959 г. Богардусом был предложен специальный бланк шкалы социальной дистанции (по национальному признаку). Бланк шкалы представляет собой таб­лицу, где по горизонтали перечислены варианты социальной дистанции (супруг -друг - сосед - коллега - гражданин моей страны - интурист), а по вертикали - на­циональности, отношение к которым выясняется. Испытуемому предлагают для представителей разных этнических групп сделать отметку на том уровне социаль­ной дистанции, которая его в наибольшей степени устраивает. Таким способом представители разных этнических групп ранжируются по допустимой степени со­циальной близости.

Богардус считал, что его шкала универсальна и обладает кумулятивным свойством, т.е. выбранный для этнической группы определенный уровень соци­альной дистанции автоматически предполагает, что представитель данной группы будет приемлем для испытуемой» и на всех иных ролях, которые занимают на бланке более низкое ранговое место. Однако это положение вызывает серьезные сомнения. Впоследствии исследователями на основании экспериментального ма­териала были созданы многочисленные модификации шкалы социальной дистан­ции.

Метол интервью, предложенный Ван Дейком, состоит в сборе высказываний и коротких рассказов респондентов о встречах с представителями этнических меньшинств, с последующим разбором особенностей семантики, стилистики, ри­торики, разнообразных лингвистических приемов текстов интервью.

В разговоре об этнических меньшинствах сталкиваются две основные стра­тегии. С одной стороны, люди, касающиеся данной темы, хотят произвести хо­рошее впечатление, не выглядеть расистами (стратегия самопредставления), а с другой - хотят выразить свое негативное отношение к этническим меньшинствам (стратегия самовыражения) Борьба этих двух стратегий, по Ван Дейку, и опреде­ляет специфику текста интервью.

Метод интервью применяют обычно на предварительных этапах исследова­ний для первоначального общего знакомства с этнической группой. Сложность использования данною метода заключается в свободном характере представления материала, трудности его дальнейшей обработки и интер1гретацни. Для того что­бы метод интервью был более применим в этнопсихологической практике, в про­цедуру его проведения необходимо внести ряд изменений. Во-первых, интервью должно быть строго формализованным, чтобы рассказы респондентов были более сопоставимы. Во-вторых, интервью должно быть не о национальных меньшинст­вах в целом, а о ситуациях взаимодействия с представителями конкретных этни­ческих групп.


Заключение

Этнопсихология – относительно молодая отрасль психологии. Она находится в состоянии становления своей специфической методологии. Предмет этнопсихологии охватывает широкий спектр проблем: от этнопсихологических проявлений этносубъектов до этнического своеобразия межкультурных контактов этнических групп.

Своеобразие этнописхологических феноменов задается природными, социальными, экономическими и другими проявлениями социума.

Каждый этнос характеризуется неповторимым психологическим складом, выражающегося в особенностях национального темперамента, характера, национальных чувств и менталитета.

В этнопсихологию менталитет вошел в качестве предмета  исследования относительно недавно. Менталитет мы понимаем как репрезентативные для этнической группы способы восприятия, понимания мира и поведения в нем. Именно менталитет наполняет психологическим своеобразием проявления этничности. В процессе развития этноса почти все его детерминанты (климат, территория, язык, религия, формы хозяйствования и т.д.) могут меняться. Наиболее устойчив к изменениям менталитет.

В межэтнических контактах наблюдается понижение толерантности. Народы многих стран отторгают не свойственный им образ жизни.

Кризисные изменения в жизнедеятельности этносов, учащение межкультурных контактов способствуют тому, что трансформации подвергается менталитет. Сущность трансформации менталитета заключается в том, что изменяются стереотипы восприятия, которые приводят к формированию новых представлений и категорий, наполняющих этническую картину мира. В свою очередь изменяются социальные установки, стереотипы поведения этнических групп. Это влияет на потребности в выполнении различных видов деятельности и на ценности, составляющие основу смысла жизни этноса. Временные рамки этих изменений ускорились с увеличением темпов развития цивилизации.

Таким образом, социально- психологические явления, с которыми сталкиваются этнопсихологии в различных сферах жизни, сложны, многообразны и динамичны. В основе их анализа должны лежать, конечно же, не одни этнопсихологические принципы. Необходимо использовать весь имеющийся в сегодняшней психологической науке арсенал научных и практических подходов к пониманию происходящих в стране социальных процессов. Это позволит досконально разобраться в сущности и специфике, найти наиболее верные решения всех возникающих проблем, к какой бы части общественного сознания они бы не относились.

Список использованной литературы:

1.     Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002г.;

2.     Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этническая психология: Курс лекций: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000г.;

3.     Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для ВУЗов – М.: Аспект Пресс, 1997г.

4.     Основы этнопсихологии. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003;

5.     Этническая психология. – СПб.: «Речь», 2001.


Информация о файле
Название файла Методы этнопсихологии от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 17:40
Дата обновления 9.2.2013, 17:40
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 36.87 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 7907
Скачиваний 193
Оценить файл