МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
РЕФЕРАТ
Методы социометрии
Выполнила студентка
171(2а) группы 1 курса
Федотова Н.С.
Проверила:
Гоновалова Е.В.
Набережные Челны
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...…....3
1. СОЦИОМЕТРИЯ КАК МЕТОД И ТЕОРИЯ Я.Л.МОРЕНО…………………………….4
2. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ………6
3. ВИДЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО КРИТЕРИЯ…………………………………………11
4. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ………………………16
5. АУТОСОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ……………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.
Являясь простым в проведении, этот метод требует тщательной подготовки и специальных знаний, поэтому его освоению отводится особое место. Опыт показывает, что понимание происходящих в группе процессов является необходимым условием для формирования мышления специалиста-психолога. Социометрия является не единственным, но важным средством для осуществления этого процесса. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, который можно определить следующим образом: социометрия –метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.
Традиционно фиксация отношений происходит во время социометрического опроса, процедуре проведения которого уделено много внимания в настоящем пособии, однако существуют и другие формы социометрического исследования. Знакомство с аутосоциометрическим вариантом изучения внутригрупповых отношений позволяет углубить знание и понимание явлений межличностного познания в коллективе. Различные способы проведения социометрии делают ее более доступной в применении, начиная с групп детского сада. В данном пособии подробно описаны способы обработки получаемых данных, однако мы уверены, что окончательное освоение метода возможно только в процессе самостоятельного его использования и обсуждения результатов со специалистом.
Любой специалист, применяющий этот метод, в первую очередь должен понимать его назначение, сильные и слабые стороны, поэтому тема работы является актуальной.
СОЦИОМЕТРИЯ КАК МЕТОД И ТЕОРИЯ Я.Л.МОРЕНО
Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892 – 1974). Имя Морено стоит в одном ряду с именами З. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом. Он стал создателем не только социометрии, без которой трудно представить современную социальную психологию, но и основателем социодрамы и психодрамы. Ему принадлежит идея групповой психотерапии, которая привела к настоящей революции в психиатрии, и оказала большое влияние на психологическую культуру ХХ века.
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. В книге Морено «Кто выживет?» мы можем найти три смысла понятия «социометрия». Во-первых, социометрия понимается как часть социономии, занимающаяся математическими исследованиями психологических свойств популяций, во-вторых, это экспериментальная методика (социометрический тест) применения количественных методов, в-третьих, это сами результаты, получаемые с помощью социометрии.
Новый в методическом отношении социометрический тест был получен благодаря тому, что Я. Морено перевел понятия притяжения и отталкивания в понятия выбора и отвержения, которые могут быть подвергнуты количественному анализу. Однако не «подсчет голосов» является целью социометрии. В качестве самого важного условия для проведения социального эксперимента выступает процесс субъективизации испытуемых. Если субъективизация произошла, то испытуемый принимает участие в тестировании не только в качестве измеряемого объекта, но и в качестве субъективно заинтересованного в познании и изменении глубинной социальной структуры группы, с которой он связан в своей жизни. В этом случае результаты социометрии составляют основу для терапевтического изменения существующих социальных отношений. Если участники тестирования осознают важность данного задания для своей жизни, то их выборам можно доверять.
Социометрия не только некая процедура, позволяющая ввести квантификацию в изучение взаимодействия, что само по себе имеет положительное значение. Социометрия – это целая система работы с группой, которая включает два метода. Первый метод – объективный, он заключается в систематической технике наблюдения за групповым взаимодействием. Речь идет о наблюдении интеракций в группе: кто говорит? кому? кто улыбается? чему? и так далее Второй метод – собственно социометрический, призванный, соединять объективный и субъективный подходы.
Основываясь на результатах многочисленных социометрических исследований, Морено сформулировал несколько социономических законов, два из них, социодинамический и социогенетический рассмотрены Г. Лейтц в ее книге «Психодрама: теория и практика».
Социодинамический закон состоит в неравномерном распределении выборов, которые в соответствии с определенным критерием делаются участниками социометрического тестирования. Это неравномерное распределение не устраняется и при повышении шансов каждого участника быть выбранным. При повторном тестировании с большими возможностями для выбора оно становится даже еще более выраженным.
Социодинамический закон в формулировке Морено гласит: «Во-первых, «доход» эмоциональных выборов per capita (На человека, на душу населения – лат.) неравномерно распределен среди совершенно разных по величине и устройстве групп, во-вторых, при повышении вероятности быть выбранным за счет увеличения числа вариантов выбора новые выборы достаются индивидам, которые и без того уже много раз выбирались, то есть звездам, причем в прямо пропорциональной зависимости от размеров группы и приходящихся на одного человека вариантов выборы. Контраст между небольшой группой звезд и пренебрегаемой группой становится еще более резким» .
Социогенетический закон был сформулирован Морено в результате ежегодных социометрических исследований многочисленных групп детей и подростков. Таким образом, были получены социограммы, соответствующие по своей основной структуре тем или иным возрастным ступеням членов группы. Морено выдвинул предположение об аналогичном биогенетическому закону социогенетическом принципе, который он также называет «социогенетическим законом». По его мнению, организация группы во многом аналогична модификациям форм, которые претерпело общество людей в процессе своего развития. Спонтанные организации детей и подростков развиваются из более простых структур в более сложные. Под простыми Морено подразумевает «социометрическую простоту структуры, то есть большое число отношений, большое число изолированных индивидов, дефицит более сложных структур, таких как треугольники, четырехугольники, цепи и так далее Исследования разных групп показывают также, что на следующей стадии развития всегда можно найти остатки низших организаций, а зачатки более высокой организации на предшествующей низшей стадии. Морено и его соратникам удалось выявить соответствия в организации спонтанных групп детей-дошкольников и детей с задержками умственного развития, сходства в тенденциях социальной организации детей и примитивных групп, аналогичные структуры у общественных животных.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Применение социометрического метода требует разъяснения некоторых общих вопросов, связанных с пониманием определенного положения социометрии среди других методов. Ряд авторов помещает социометрический опрос в отдельную категорию методов, наряду с такими, как анкетирование, интервьюирование, анализ документов, наблюдение, эксперимент. Такая точка зрения особенно распространена среди социологов (см. Рабочая книга социолога). Вместе с тем, по технике проведения социометрия приближается к опросному методу, однако сложная процедура обработки данных, отсутствие стандартной единой процедуры действительно придают социометрии статус самостоятельного метода. Кроме того, практические психологи используют так называемые игровые варианты социометрии, которые далеки от опроса. Напомним, что метод есть основной способ сбора, обработки и анализа данных, а техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Несмотря на общность процедуры различных вариантов социометрического метода (в данном случае процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации социометрического исследования), возможно проведение ее разными средствами в зависимости от целей исследователя, личностных особенностей членов группы, возрастного состава участников, то есть возможно применение различных методик социометрического исследования. Методикой обозначается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Хотя существует множество вариантов (методик) использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, которая заключается в следующем определении. Социометрия – метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы. Формы этой фиксации могут быть различными: от менее до более явных.
Непосвященный удивится простоте социометрии, однако простота эта кажущаяся и касается скорее самой техники опроса, а не процедуры в целом. Сложность социометрического метода заключается в том, что любой исследователь, вознамерившись использовать его, не сможет прибегнуть к описанной в какой-либо литературе технике социометрического опроса. Перед ним всегда встанет задача самостоятельного определения критериев, их количества, проблема ограничения выборов, разработка техники проведения. Следовательно, социометрический метод требует от психолога особых знаний, подготовки, навыков и глубины понимания осуществляемых процедур.
Этапы социометрического опроса. Остановимся на этапах проведения социометрического опроса. Процедура социометрическогоопроса состоит из нескольких этапов.
Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Очень важно прояснить для чего проводится исследование, какие данные хочет получить заказчик (если таковой присутствует).
Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительные беседы с членами коллектива повышают их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев.
Вторая фаза. Любой социометрический опрос начинается с обращения к участникам опроса. Основная функция обращения копрашиваемому (респонденту) заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному и правдивому заполнению карточки. Важно проинформировать участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности и т. п. Проведение собственно опроса включает: инструктирование респондентов, раздачу социометрическихкарточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Опрос может проводиться также в устной форме, тогда данные заносятся в специально подготовленную таблицу.
Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.
Завершающая фаза. Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с данными других методов.
Центральным в процедуре опроса является выбор социометрического критерия. Критерий – это основание выбора, в качестве которого выступает конкретная содержательная ситуация контактирования с другими людьми (дежурство, поход, день рождения и так далее). Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. На основании социометрического критерия осуществляется предпочтение (положительный выбор) или отклонение (отрицательный выбор) одним индивидом другого. Критерий должен быть сформулирован таким образом, чтобы побуждать человека осуществлять выбор для совместной деятельности или отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовиться к совместному докладу?», «Кого из одноклассников включил бы в свою команду КВН?», «С кем из членов бригады Вы хотели бы работать в паре?» и т.п.
Требования к проведению социометрического опроса. Для получения данных при проведении социометрического опроса важно соблюдать следующие требования:
1. Опрос лучше проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная работа, учеба и т. д.). Коллективная деятельность создает условия для расширения круга взаимных симпатий и устойчивых эмоциональных отношений. В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.
2. Каждый член группы должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими. Задача проводящего опрос – обеспечить такие условия, которые бы исключили любое давление на свободное волеизъявление в ситуации выбора. Это может быть достигнуто специальной формой социометрической карточки, сложенной пополам, индивидуальной формой проведения анкетирования, правильной организацией пространства исследования при групповом опросе.
3. Размер коллектива должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного общения. Слишком большой размер коллектива может снизить качество получаемой информации. Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Каждый член коллектива может выбирать себе партнеров для совместной деятельности только в пределах своего коллектива. Хорошо, когда перед участниками опроса находится список всех членов группы.
4. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руководство или представители администрации не должны проводить сбор информации, так как это резко нарушает требование конфиденциальности, являющееся обязательным условием успешного проведения социометрического опроса.
5. Социолог или психолог, применяющий методику изучения взаимоотношений в группе, в своем устном выступлении перед группой должен указать на конфиденциальность собираемой информации. Психологу важно понимать, что раскрытие социометрической информации может привести к сильному влиянию на уже сложившийся образ «Я».
Рассмотрим пример такого сильного негативного влияния неправильных действий социометриста (будем так называть лицо, использующее социометрию) на личность.
На занятиях по психологии для старшеклассников преподаватель психологии провел социометрический опрос, затем весь класс принял участие в обработке социометрических данных, в построении социоматрицы, что означало знакомство с распределением выборов, раскрытие социометрической информации. В итоге выяснилось, что одна девочка не получила выборов – она не попала в число тех, с кем хотели пойти в кино. В дальнейшем весь класс успокаивал ее, говорил, что количество возможностей «взять кого-либо в кино» было ограничено, что в реальной ситуации с ней обязательно бы пошли в кинотеатр, тем не менее, состояние девочки было очень удрученным, она плакала и не верила обещаниям. Дело в том, что в этом классе взаимоотношения между учениками были вполне доброжелательными, и многих девочка считала своими друзьями. Следует помнить, что отсутствие выборов отнюдь не перечеркивает приятельских отношений между людьми, но объяснить это человеку в возрасте, когда отношения окружающих очень значимы, после неграмотных действий психолога, весьма трудно. Сложившаяся ситуация привела к уходу девочки из школы.
Приведенный выше пример является ярким доказательством необходимости ответственного поведения социометриста. Требование конфиденциальности является этическим принципом работы психолога. Вмешательство во внутригрупповые отношения может привести к непредсказуемым последствиям. Исключение составляет только социометрия, проводимая в групповой психотерапии с терапевтическими целями или в тренинге личностного роста.
Иногда в литературе встречается смешение понятий «анонимность» и «конфиденциальность». Если перед психологом стоит задача изучения внутригрупповых связей, он не может прибегнуть к анонимному сбору данных, так как в дальнейшем будет невозможно строить социограмму отношений, выявлять микрогруппы, зоны напряженности и так далее. Лишь в редких случаях приходится использовать анонимность источников информации для получения неформального рейтинга участников коллектива, если нас интересует только распределение лидерских позиций в группе, и мы используем одинарный критерий (см. ниже).
Социометрическая карточка. Для сбора информации при социометрическом опросе часто применяются социометрические карточки, которые даются для заполнения членам группы. Пространство социометрической карточки занято вопросами к респондентам (здесь же оставлено место для их ответов). Обращение в письменной форме помещается на самой карте, но оно может быть произнесено и в устной форме.
Существуют различные способы оформления социометрической карточки; в зависимости от целей исследования выбирается тот или иной способ. Если группа небольшая по составу, карточка может быть оформлена так:
Фамилии членов группы | Критерии выбора | ||
I Дежурство | II Праздник | III Совместный проект | |
Медведев | + | + | |
Лисицына | + | ||
Волков | – | – | |
Зайцев | + | ||
Ежов | + | ||
Кабанов | + | ||
Хомякова | – |
Респондентов просят отметить крестиком фамилии тех индивидов, которых они выбирают и прочерком тех, кого отклоняют по соответствующему критерию. Большой размер группы предполагает, что каждый выбирающий будет фиксировать в социокарточке индивидов, удерживаемых в его активном сознании.
Можно применять также и такой вид социометрической карточки:
Ф.И.О._____________________________________________________________ |
С кем из своих коллег вы предпочли бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий. 1) _______________ 2) __________________ |
С кем из своих коллег вы не хотели бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий. 1) _______________ 2) __________________ |
Кого из своих коллег Вы пригласили бы на день рождения в первую очередь? Укажите не более двух фамилий. 1) _______________ 2) __________________ |
Кого из своих коллег Вы пригласили бы на день рождения в последнюю очередь? Укажите не более двух фамилий. 1) _______________ 2) __________________ |
Частым вариантом проведения социометрии является включение выбранных заранее критериев (вопросов) в процедуру более обширного анкетирования, например, в анкету, направленную на изучение удовлетворенности трудом или учебой. В этом случае не следует помещать социометрические вопросы в начало анкеты, так как они могут вызвать повышенную настороженность отвечающих, в таком варианте отдельные социометрические карточки не используются.
ВИДЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО КРИТЕРИЯ
По степени значимости вопросов критерии могут быть «слабыми» и «сильными». Например, для учеников сильный критерий – сидеть за партой и слабый – пойти в кино. «Сильные» критерии, как правило, заставляют респондентов с большей ответственностью подойти к вопросу выбора. Слабый критерий затрагивает менее значимые отношения человека. В этом смысле критерий «С кем бы ты поделился своими проблемами?» будет более сильный, чем критерий «Кого ты хотел бы пригласить на день рождения?».
По форме предъявления критерии могут быть «положительными» и «отрицательными». Например, положительный критерий – «С кем бы ты хотел играть в совместную игру (можно указать конкретно какую)?». Отрицательный критерий – «С кем бы ты не стал играть в совместную игру?». В последнем случае может быть предпочтительней использовать этот критерий в другой форме – «С кем бы ты хотел играть в последнюю очередь?». В таком виде критерий выглядит как положительный, однако, является отрицательным по содержанию. Положительные и отрицательные критерии иногда называются в литературе прямыми и обратными.
Центральной классификацией критериев является их разделение на деловые (производственные, деятельностные) и эмоциональные. Деятельностные критерии позволяют изучать взаимоотношения на уровне деловых неформальных отношений в группе. Например: «С кем из класса ты остался бы дежурить после урока?», «С кем Вы предпочли бы работать над совместным проектом?». Эмоциональные критерии являются показателями эмоциональных отношений в коллективе, они в меньшей степени опосредованы той деятельностью, которой занимается группа. Например: «Кого из одноклассников ты пригласил бы на день рождения?», «С кем из коллег тебе приятнее всего было бы отдыхать на даче?». Несмотря на такое деление, некоторые критерии бывает трудно отнести к тому или иному виду. По нашему наблюдению, большинство используемых критериев содержат элементы как эмоциональной, так и деловой мотивации. Например, сложно определить какого типа, эмоциональный или деловой, является следующий критерий: «С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?». Характер и мотивация выборов по эмоциональному или деловому признаку зависит от возрастного состава группы, развитости ее структуры, совместности деятельности и так далее При определении критерия следует учесть тот факт, что чем младше группа, тем менее выражена деятельностная сторона отношений в коллективе. В группе маленьких детей детского сада вряд ли вообще стоит говорить о деловых критериях, сфера отношений в этом возрасте диктуется в основном эмоционально-значимым содержанием.
Остановимся еще на одной классификации. Все названные выше примеры критериев являются по форме «двойными» критериями. Так называются критерии, которые предполагают возможность взаимного выбора партнеров в случае их совместной жизнедеятельности (выбор соседа по комнате, спутника в командировку, противника или союзника в игре и т. п.; например «С кем Вы хотели бы жить в одной комнате?»). Только такие вопросы позволяют при дальнейшей обработке социометрических данных строить социограммы и производить математический подсчет индекса сплоченности.
При использовании одинарных критериев возникает неравенство выбирающего и выбранного. Примером может служитьсоциометрический выбор руководителя: «Кто из членов коллектива, по Вашему мнению, должен быть бригадиром?», «Назовите человека, который мог бы успешно исполнять обязанности старосты в нашей группе?». Такого рода критерии ничего не дают социометристу для изучения групповой структуры. По большому счету они не являются действительно социометрическими критериями.
Выбор того или иного способа конструирования критерия определяется как задачами исследования, так и характеристиками изучаемой группы (уровень общего образования, возраст участников, характер деятельности и т. д.). Количество использованных критериев может быть различно, принято использовать не менее двух критериев: один деятельностный, один эмоциональный. Большинство авторов советуют формулировать критерии в позитивном и отрицательном виде, следовательно, общее количество вопросов становится четыре. Отрицательные критерии позволяют получить исследователю очень ценную информацию о группе, и было бы неразумно спешить отказываться от них. Зоны напряженных отношений в коллективе могут быть выявлены только с помощью отрицательных формулировок. Однако, практика показывает невозможность использования таких вопросов в группах и трудовых коллективах, которые очень закрыты для исследования и стремятся всячески скрыть негативные чувства друг к другу. Причины этого могут быть самые различные: и недоверие к исследователю, и отрицание этих негативных чувств, и негативный прошлый опыт, полученный при участии в подобных исследованиях. Определяя количество использованных критериев очень важно учесть возраст членов группы. Чем меньше этот возраст, тем меньшее количество критериев должно быть использовано. Количество критериев определяется также возможностями психолога или социолога в обработке полученной информации. Часто бывает, что психологи, используя большое количество критериев, в конечном счете, сами запутываются в полученных данных и не могут сопоставить результаты, которые могут быть на первый взгляд даже противоречивы.
Требования к социометрическому критерию. Очень важно, чтобы социометрический критерий удовлетворял всем требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе: конкретность, однозначность, отсутствие расплывчатых словосочетаний и так далее.
Кроме того, при формулировке социометрического критерия необходимо учитывать следующие правила:
1. Социометрический критерий должен быть подобран таким образом, чтобы в его содержании, прежде всего, отражались взаимоотношения между членами коллектива. Только в этом случае он будет действительным инструментом социометрического исследования.
2. Социометрический критерий должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности или для совместного общения, т. е. опрашиваемый должен предпочесть или отклонить другого члена коллектива.
3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора. Опрашиваемый (респондент) должен четко представлять размеры и границы коллектива и знать, что он имеет право выбрать любого его члена. Например, вопрос «С кем из своего класса вы хотели бы спеть песню под гитару?» явно уменьшает вероятность быть выбранными тех людей, которые не умеют ни петь, ни играть на гитаре. Кроме того, этот вопрос имеет двойственный характер: с одними хочется петь, а других использовать как аккомпаниаторов.
4. Используемые критерии должны интересовать членов коллектива, быть значимыми для них. Вопрос значимости может быть решен в предварительном наблюдении за жизнедеятельностью группы, в интервью с членами группы. Трудно заранее предположить насколько совместный отдых на природе может быть распространен в том или ином коллективе. Совместное дежурство в классе может быть важной сферой деятельности в одной школе и совершенно не актуальной в другой. Подбор команды участников в КВН может оказаться интересной задачей для одних и ненужной, надуманной для других.
5. Критерий должен описывать, конкретные ситуации, для того чтобы у респондента было конкретное основание для предпочтения или отклонения партнера. Именно поэтому лучше не использовать какие-то фантастические, нереальные ситуации типа полета на Луну или похода в разведку, если, конечно, вы не работает с коллективом космонавтов или отделом контрразведки.
Ограничение выборов. Итак, критерии выбраны, их количество определено, следующий важный вопрос – это проблема ограничения выборов. Респонденту необходимо указать возможное число предпочтений, которые он может сделать. Если для получения полной картины взаимоотношений между членами данного коллектива разрешается делать неограниченное число выборов, такая процедура социометрического опроса называется непараметрической. Если же исследователя интересуют типичные элементы структуры, то вводится ограничение числа выборов, то есть используется параметрический вариант. Такая процедура, безусловно, более проста для обработки данных, и начинающему социометристу мы рекомендуем использовать ограничение выборов при опросе. Более того, если мы прибегаем к непараметрической процедуре, возрастает вероятность получения случайных выборов, и возникают затруднения при сопоставлении с другими группами.
Интересное исследование на эту тему провели Энг и Френч в 1948. Они измеряли социометрические статусы членов 32 групп колледжей. Опрос проводился в три этапа: на первом этапе студентов просили делать выборы без ограничения их числа; на втором количество выборов ограничивали до пяти; наконец на третьем этапе предлагалось делать два выбора. Оказалось, что данные первого и второго исследования коррелируют между собой на значимом уровне (r = + 0,78). Коэффициент корреляции между результатами второго и третьего этапа также составил значимую величину (r = + 0, 65). Таким образом, несмотря на то, что параметрическая процедура социометрии может вызвать затруднения у людей, желающих назвать большее количество выборов, чем предлагается, она обеспечивает достаточную надежность данных.
Необходимость ограничения выбора следует отметить в вопросе или инструкции к анкете (в письменной или устной форме). При этом важно указать респондентам, что они могут выбрать не больше означенного числа из участников коллектива, иначе у человека возникнет установка, что надо сделать обязательно три или четыре выбора, что может исказить картину взаимоотношений в группе. Иногда возникает ситуация, когда члены группы интересуются можно ли сделать, например, не три, а четыре или пять предпочтений. Думаем, что не стоит упорствовать и настаивать на неизменном числе ради «чистоты» исследования. В таком случае сложность осуществления выбора служит доказательством значимости определенных отношений с кем-то из членов группы, невозможности отречься от них даже в ситуации обследования.
Следующая проблема – определение числа, которое ограничивало бы количество выборов в группе в соответствии с ее размером, то есть проблема «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Обратимся к решению, предложенному Дженингсом, учеником Морено. Он составил следующую формулу для определения необходимого количества выборов в зависимости от численности группы.
Р (А) = ,
где d – количество выборов (социометрическое ограничение);
Р – вероятность случайного события (выбора);
N – число человек в группе.
Обычно величину вероятности Р (А) выбирают в пределах 0,20 – 0,30, таким образом, для группы в 25 человек ограничение составит 4 – 5 выборов. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р (А) в пределах 0,14 – 0,25, можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. табл. 1).
Таблица 1
Величины ограничения социометрических выборов
Число членов группы | Социометрическое ограничение | Вероятность случайного выбора Р(А) |
5 – 7 | Один | 0,20 – 0,14 |
8 – 11 | Два | 0,25 – 0,18 |
12 – 16 | Три | 0,25 – 0,19 |
17 – 21 | Четыре | 0,23 – 0,19 |
22 – 26 | Пять | 0,22 – 0,19 |
27 – 31 | Шесть | 0,22 – 0,19 |
32 – 36 | Семь | 0,21 – 0,19 |
Часто в социометрическом исследовании возникает необходимость ранжирования выборов, в инструкции к анкете это также указывается. Например: «Укажите в порядке предпочтения, с кем из членов Вашего коллектива Вы хотели бы жить на одной лестничной площадке. Назовите не более трех фамилий». «Кого бы ты выбрал соседом по парте? В первую очередь… Во вторую очередь…». В дальнейшем порядок выборов может быть учтен в процессе обработки данных (см. далее). Конечно же, быть выбранным три раза первым совсем не одно и тоже, что три раза последним. Ранжирование выборов позволяет провести более углубленное изучение внутригрупповых отношений.
СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Существует три основных способа обработки социометрических данных: табличный, графический и математический.
Табличный способ заключается в построении социоматрицы – специальной таблицы, в которую заносятся все данные о выборах в группе (табл. 2). Обычно социоматрица строится отдельно для каждого критерия (эмоционального и деятельностного). Положительные и отрицательные выборы можно заносить в одну таблицу. Можно строить и суммарные социоматрицы сразу по нескольким критериям, однако для этого потребуется специальные навыки и повышенная внимательность. Социоматрица позволяет произвести количественный подсчет выборов, что сразу дает представление о ранжировании членов группы по числу предпочтений и отклонений.
Таблица 2
Образец социоматрицы
№ | Кто выбирает | Кого выбирают | Итого отдано выборов | |||||||||||
полож. | отриц. | всего | ||||||||||||
1 | п.ч. | |||||||||||||
2 | с.е. | |||||||||||||
3 | и.л. | |||||||||||||
4 | х.я. | |||||||||||||
5 | о.б. | |||||||||||||
6 | л.и. | |||||||||||||
7 | о.н. | |||||||||||||
8 | г.с. | |||||||||||||
9 | и.к. | |||||||||||||
Получено выборов | + | |||||||||||||
– | ||||||||||||||
Всего | ||||||||||||||
Если в опросе проводилось ранжирование выборов, то необходимо добавить в таблицу строку «Точный подсчет», при этом используется следующая схема: за предпочтение, сделанное в первую очередь приписывается максимальное количество баллов, равное числу ограничения выборов; за каждый последующий – на один балл меньше. Например, если ограничение составило три, то первому выбору приписывается три балла, второму – два, третьему – один балл. В таблице 3 приведен пример с подсчетом выборов при ограничении с числом два, следовательно, при точном подсчете за «выбор в первую очередь» присваивается 2 балла, а за «выбор во вторую очередь» – один балл.
Таблица 3
Пример социоматрицы для группы численностью 10 чел.
Деловой критерий – «С кем из твоей группы ты стал бы готовить доклад на конференцию? В первую очередь, во вторую очередь»
№№ | Кто выбирает | Кого выбирают | Отдано выборов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | павел | 1 | 2 | 2 | ||||||||
2 | игорь | 1 | 1 | |||||||||
3 | федор | 2 | 1 | 2 | ||||||||
4 | андрей | 1 | 2 | 2 | ||||||||
5 | григорий | 1 | 2 | 2 | ||||||||
6 | олег | 1 | 2 | 2 | ||||||||
7 | роман | 1 | 2 | 2 | ||||||||
8 | устин | 1 | 2 | 2 | ||||||||
9 | дмитрий | 2 | 1 | 2 | ||||||||
10 | алексей | 1 | 1 | |||||||||
Всего получено выборов | 0 | 0 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 0 | 1 | 1 | 18 | |
Точный подсчет | 0 | 0 | 8 | 3 | 3 | 6 | 6 | 0 | 1 | 1 | 36 |
Данные социоматрицы позволяют выявить определенные статусные позиции членов группы: звезды, предпочитаемые, принятые, изолированные. «Звезды» – те, кто получает наибольшее количество выборов в группе и, следовательно, имеют наивысший социометрический статус в группу, в нашем случае (см. табл. 3) это Федор и Олег, которые имеют по четыре выбора. В разряд «предпочитаемые» вошли три человека, имеющие по 2–3 выбора. К «принятым» относятся те, кто получил один выбор, изолированных по данному критерию в рассматриваемой группе два человека. Следует подчеркнуть, что все категории позиций получены как следствие использования определенного критерия и, на основании только лишь данных социометрии психолог не может делать выводы об окончательном распределении статусов в группе, навешивая «ярлыки» на участников группы. Применение других критериев может дать иную картину внутригрупповой дифференциации. В рассматриваемом случае не выделяется категория «отвергаемые», так как применялся только положительный критерий.
Задача определения статуса не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Она усложняется в ситуации, когда количество положительных и отрицательных выборов уравновешивается. Предлагаемые в литературе ориентиры в основном касаются распределения положительных выборов, а сочетание их с отрицательными не рассматривается. Так, Я.Л. Коломинский предлагает на примере анализа школьных классов считать, что «звезды» получают 6 и более выборов, «предпочитаемые» – 3 – 5 выборов, «принятые» – 1 – 2 выбора [5]. Однако существует и более точная схема подсчета. На симпозиуме по изучению коллективов социометрическими методами (Тарту 1968 г.) была принята следующая схема соотнесения количества предпочтений каждой ролевой позиции[12]. Сначала необходимо определить число m по формуле:
m= R / N,
где R – общее количество сделанных положительных выборов;
N –число членов группы;
m – среднее количество выборов.
Отнесение в ту или иную группу происходит на основании социоматрицы. Социометрическому статусу (St) в данном случае соответствует количество полученных выборов (табл. 4).
Таблица 4
Границы социометрического статуса
Название группы | Число выборов |
Звезды | St m + 2 |
Предпочитаемые | St > m + 1 |
Принятые | St = m – 1 |
Изолированные непринятые) | St < m – 1 |
Пренебрегаемые | St < m – 2 |
Сигма () – квадратическое отклонение.
По результатам социометрии можно выделить микрогруппы. Для этого в таблицу, аналогичную таблице 3, в первую строчку вписываются фамилия и номер любого члена группы, имеющего взаимный выбор (а в 1-й столбец – также его номер). Допустим, номер 1 – Надежда (см. табл. 5). В последующие строчки и столбцы вписываются фамилии и номера тех, кто находится с ним во взаимном выборе (4; 7; 16). Выборы помечаются крестиками, взаимные – звездочками. Затем вписываются те, кто находится во взаимном выборе со вторым записанным, с третьим и так далее до тех пор, пока эта цепь не обрывается. Далее формируется следующая подгруппа. Затем то же повторяется с любым следующим, имеющим взаимные выборы, и так далее. Последними заносятся те, кто их не имеет.
Микрогруппы располагаются по диагонали, проходящей из левого верхнего в правый нижний угол таблицы. Численность их, как правило, колеблется от 2 до 7 человек.
В таблице 5 хорошо видны две подгруппы, тяготеющих друг к другу людей в коллективе.
Таблица 5
Выделение микрогрупп в социоматрице
№ | Кто выбирает | Кого выбирает | ||||||||||
1 | 4 | 7 | 11 | 9 | 8 | 3 | 5 | 6 | 10 | 2 | ||
1 | Надежда | Ш | * | * | * | |||||||
4 | Егор | * | Х | * | ||||||||
7 | Тамара | * | Х | * | * | |||||||
11 | Катерина | * | Х | |||||||||
9 | Ольга | * | Х | * | ||||||||
8 | Леонид | + | * | Х | ||||||||
3 | Дмитрий | * | + | Х | * | |||||||
5 | Ульяна | * | Х | * | ||||||||
6 | Николай | * | Х | + | ||||||||
10 | Александр | + | + | Х | * | |||||||
2 | Михаил | + | * | Х |
Следующий способ обработки данных – графический. Он заключается в построении социограммы. Социограмма – схематическое изображение реакций членов группы друг на друга, устанавливаемых на основании выбора, то есть при ответах на социометрический критерий. Она позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений с помощью специальных знаков (условных обозначений). Социограмма служит для представления структуры группы на плоскости. По всей видимости, возможно и пространственное, объемное расположение структурных единиц и их взаимосвязей, в этом смысле некоторые игровые социометрические процедуры напоминают моделирование объемной социограммы (см. раздел «Другие варианты»).
Виды социограмм. Обычно используются три вида социограмм: произвольные, локограммные, и концентрические.
Социограмма произвольного вида показывает комбинацию связей с наиболее удобным расположением членов группы по результатам выборов. В такой социограмме употребляются следующие условные обозначения:
В зависимости от количества связей в социограмме могут быть выделены определенные элементы структуры: изолированные, диады, триады, тетрады и другие. Изолированный элемент – это индивид, не связанный с другими. Связь между двумя элементами обозначается как диада, эта структура встречается во всех группах и характеризует наиболее устойчивые доверительные связи между двумя людьми. Триады, тетрады и другие виды связей, состоящие из большего числа элементов, часто составляют «ядра» коллективов или являются отдельными группировками внутри группы. Почти все элементы внутри этих структур симметрично связаны между собой.
Построение социограммы требует от социометриста терпения и тщательности, не раз приходится перестраивать социограмму, которая должна как можно более близко показывать имеющиеся в коллективе группировки, наличие зон напряженности. Сначала на чертеже помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры. Как правило, в группе не бывает одного общепризнанного лидера, к которому тяготели бы все члены, на социограмме должно быть в наглядной форме показано расположение полюсов притяжения отталкивания в группе. Так, на рис. 1 хорошо заметно образование двух подгрупп: ядром первой подгруппы являются участники с номерами 6, 9 и 7, ядром второй – участники 3, 4 и 5. Участнику №1 хочется примкнуть к «лидерам» обеих группировок, однако он остается непризнанным ими. Участники №2 и №8 тяготеют к различным подгруппам. Возможность построения на плоскости сил отталкивания, при наличии отрицательного критерия, позволила бы прояснить, где возникает напряженность: внутри подгрупп или между этими подгруппами.
Социограмма локограммного вида располагает на плоскости членов группы так, чтобы это моделировало деятельность, расположение в помещении. Локограммная социограмма для рассмотренной выше группы представлена на рис. 2, прямоугольники обозначают в данном случае столы в аудитории.
На локограммной социограмме также видно расположение подгрупп. Очень часто люди в помещении, являющимся местом их работы или учебы, занимают пространство близкое к тем, кто им наиболее симпатичен. В научно-популярной психологической литературе можно встретить мнение, что место человека в пространстве помещения связано с его личностными качествами, например, слева сидят, те, кто наиболее критичен, или с положением в группе, например, в центре сидят лидеры группы, а аутсайдеры занимают «камчатку». Эта упрощенная трактовка сложных процессов, которые происходят в группе, может сбить неопытного социометриста с толку. Большое количество переменных влияет на процесс местонахождения: отношение к процессу деятельности; люди сидят не там, где им хотелось бы, а там, где досталось место; вовлеченность в жизнь группы на этом отрезке времени; школьная привычка сидеть у окна (как посадила первая учительница), взаимные симпатии и антипатии и так далее.
Концентрические или мишеневые социограммы располагают всех членов группы на концентрических окружностях, каждая из которых соответствует описанным выше групповым позициям: звезды, предпочитаемые, принятые, изолированные, отвергаемые. Такая социограмма может быть удобна для анализа отношений в многочисленных группах, например школьных классах по 35-40 человек, однако, она не всегда позволяет достаточно полно раскрыть взаимосвязи и образование подгрупп. Во внутренний круг социограммы попадают «звезды», в следующий за ним – «предпочитаемые», далее – «принятые», «изолированные». Если в исследовании использовался отрицательный критерий, то можно нарисовать еще один внешний круг для «отвергаемых». Однако при построении кругов часто возникают сложности, особенно если члены группы имеют и отрицательные, и положительные выборы. В такой ситуации явно проявляется ограниченность мишеневой социограммы, из всех видов социограмм эта является наименее предпочтительной. Кроме того, сам вид социограммы задает для психолога «ярлыковое» мышление, побуждающее его делать поспешные, часто неверные выводы о структуре взаимоотношений в группе и статусе того или иного члена группы. На рис. 3 приводится социограмма по данным таблицы 3. Иногда на такой социограмме также, как и на других социограммах, стрелками показывают взаимные предпочтения и отвержения.
Построенная концентрическая социограмма позволяет определить уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Это понятие было введено Я.Л.Коломинским, который предложил выделить три градации УБВ: высокий, средний, низкий. Если обозначить, что
I градация – «звезды»,
II градация – «предпочитаемые»,
III градация – «принятые»,
IV градация – «изолированные»,
то уровень благополучия взаимоотношений необходимо соотнести со следующими условиями.
УБВ | Условия |
высокий | I + II > III + IV |
средний | I + II = III + IV |
низкий | I + II < III + IV |
Это означает, что если в первую и вторую градацию попало больше человек, чем в третью и четвертую, то есть количество предпочитаемых и звезд составляет подавляющую часть группы, то уровень благополучия можно считать высоким. Такое определение уровня благополучия взаимоотношений – процедура не математическая и не лишенная недостатков. Как известно средних значений должно быть большинство, а условие, задающее равенство встречается на самом деле довольно редко, поэтому прибегать к индексу УБВ в научно-практических исследованиях вряд ли стоит.
Все рассмотренные выше социограммы называются групповыми, однако, при необходимости может быть построена и индивидуальная социограмма, на которой схематически изображаются предпочтения и отклонения, сделанные каким-то членом группы.
Математические индексы. Математические способы обработки данных заключаются в подсчете математических показателей, которые можно разделить на индексы групповые и индивидуальные. Наиболее используемые показатели – индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности. Необходимость их применения чаще диктуется какими-то исследовательскими целями, чем практическими задачами. Математическая обработка позволяет сравнивать различные по составу группы, проводить корреляционные процедуры, статистический анализ данных.
Индивидуальные индексы. Индекс социометрического статуса является показателем предпочтения или какого-либо члена группы со стороны остальных ее участников. Статусом в социальной психологии называется положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус, то есть различное влияние на собратьев по группе. Социометрический статус отражает положение субъекта в сфере неформальных межличностных отношений в группе, его показатель (количество предпочтений) может в значительной мере расходиться с официальным статусом человека в группе. Количество предпочтений указывает на величину положительного социометрического статуса (S i +). Количество отвержений обычно связывают с понятием отрицательного статуса (S i -), однако, на наш взгляд более корректно было бы говорить об индексе отвержения. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Индекс социометрического статуса i – члена группы определяется по формуле:
(Ri+)
Si + = ___________ ,
N – 1
где Ri+ – полученные i-членом положительные выборы, – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы.
Индекс отвержения i – члена группы определяется по формуле:
(Ri –)
Si – = ____________ ,
N - 1
где Ri – – все полученные i-членом отрицательные выборы.
Существует также и такой вариант подсчета индекса социометрического статуса, в котором учитываются и положительные и отрицательные выборы.
(Ri + + Ri –)
Si = _____________________
N - 1
Если в процедуре социометрии не учитывается ранжирование выборов, их точный подсчет, то величина социометрического статуса колеблется от нуля (отсутствие выборов) до единицы (все члены группы оказывают предпочтение).
Второй вид персональных индексов – эмоциональная экспансивность, которая выражается в количестве всех совершаемых выборов, как положительных, так и отрицательных, неким субъектом в группе. С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении, однако, этот индекс теряет свое диагностическое значение в случае параметрической процедуры социометрического исследования. Социометрическое ограничение уравнивает субъектов в проявлении их эмоциональной экспансивности. Если лимит выборов отсутствует, то индекс экспансивности можно трактовать как величину активности субъекта в сфере внутригрупповых отношений. Положительная эмоциональная экспансивность характеризует позитивное отношение к группе, силу притяжения индивида к группе. Отрицательная эмоциональная экспансивность может выявлять силу отталкивания индивида от группы. Расчет этого индекса производится по сумме всех сделанных выборов i-членом группы. Возможен одновременный учет и положительных, и отрицательных выборов, или отдельный подсчет позитивной и негативной экспансивности.
Индекс позитивной эмоциональной экспансивности высчитывается по формуле:
(хi+) Еi+ = __________ , N – 1 | где хi+ – число сделанных положительных выборов. |
Индекс отрицательной эмоциональной экспансивности высчитывается по формуле:
(хi–) Еi – =_________ , N – 1 | где хi– – число сделанных отрицательных выборов. |
Групповые индексы. На основании данных социоматрицы можно подсчитать групповые индексы, характеризующие степень развития социально-психологической структуры группы.
Индекс групповой сплоченности выражает степень взаимосвязанности членов группы, тесноту их эмоциональных связей. Психологический смысл этого индекса заключается в наличии или отсутствии взаимности в момент совершения выборов в группе. Чем больше взаимных выборов в группе, чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность. Конечно, проявления сплоченности в группе шире, как и само понятие сплоченности, под которым понимают один из элементов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Социометрическая сплоченность является на самом деле лишь одним из показателей групповой сплоченности.
Обычно выделяют две основы тяготения к группе: мотивационную и эмоциональную. Мотивационная основа тяготения субъекта к группе включает в себя совокупность его потребностей и ценностей, учитывает насколько характеристики группы соответствуют и отвечают этим потребностям. Эмоциональная составляющая проявляется в межличностных симпатиях, в характере взаимодействия индивидов. Именно такой компонент измеряет индекс групповой сплоченности в социометрии. Возможно, поэтому некоторые авторы избегают употреблять термин «индекс сплоченности», заменяя его «коэффициентом взаимности». В отечественной психологии существует трактовка сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, в русле этой концепции используются другие методы измерения сплоченности коллектива.
Индекс групповой сплоченности (психологической взаимности) рассчитывается по следующей формуле:
(А+)
Сгр= ––––––––– ,
1/2 (А)
где Сгр – групповая сплоченность, (А+) – сумма всех взаимных положительных выборов в группе, (А) – количество всех сделанных выборов в группе. Если все выборы в группе взаимные, то индекс достигнет своего максимального значения, то есть единицы. Если в группе не будет сделано ни одного взаимного выбора, то величина групповой сплоченности будет равна нулю.
В примере на рис. 1 мы можем найти 5 взаимных выборов, общее количество выборов – 18, следовательно, индекс сплоченности
Сгр = 5/9 = 0, 56.
Это означает, что более половины выборов, сделанных в группе, носят характер взаимности.
При необходимости можно также подсчитать индекс групповой экспансивности, на его величину влияет количество всех сделанных в группе выборов. Однако, он мало информативен, если мы используем социометрическое ограничение, то есть прибегаем к параметрической процедуре опроса.
В литературе можно найти описание и других индексов, конструировать их можно практически в любом количестве согласно задачам конкретного исследования. Социометрические индексы представляют собой сильное средство анализа собранной информации, так как позволяют использовать для ее обработки количественные методы математической статистики, однако, надо с большой тщательностью относиться к интерпретации этих индексов, при расчете которых создается иллюзия получения точного объективного знания. Необходимо внимательно относиться к обобщению полученных результатов и дополнять их данными других исследований межличностных отношений и способов общения в группе.
АУТОСОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Аутосоциометрические методы – такие способы изучения взаимоотношений, в которых в качестве объекта изучения выступают представления индивидов об отношениях членов группы друг с другом. Аутосоциометрия часто используется для осознания тех взаимосвязей, которые объединяют людей в группе. Каждый человек в группе на короткое время как бы становится социометристом. В данном методе задача исследователя – собрать все мнения о групповой структуре. Задача эта может решаться различными способами, выбор которых зависит от состава группы, степени ее сплоченности, вовлеченности каждого во внутригрупповую деятельность и т.п.
Наиболее приближенный к социометрии способ – ретроспективная аутосоциометрия, он заключается в заполнении аутосоциоматрицы, то есть каждый член группы прогнозирует выборы других членов коллектива по какому-либо критерию, тем самым он прогнозирует и те предпочтения, которые будут отданы ему. Этот способ довольно труден для участников группы и чаще проводится с учебными целями или для развития собственной рефлексии (в данном случае под рефлексией мы понимаем способность предугадывать поведение других людей). Участники группы могут получить обратную связь от исследователя, насколько точно они предугадали предпочтения и отклонения в группе. Проведение такого варианта аутосоциометрии в нескольких студенческих группах на факультете психологии показало, что большая часть студентов переоценивают свой внутригрупповой статус, то есть приписывают себе больше выборов, чем они получили на самом деле по этому критерию. Количество таких студентов составило около 55 %, 23 % назвали точное число отданных им выборов и 22 % приписали себе меньшее выборов. Выяснилось, что «звезды» часто недооценивают число отданных им предпочтений, особенно по эмоциональному критерию. Возможно, это люди не проявляют лидирующего поведения в группе, хотя и пользуются симпатией коллектива. Это лишний раз указывает на то, что нельзя смешивать такие понятия как «звезда» и «лидер».
Следующий способ проведения аутосоциометрии – прямое ранжирование всех индивидов по их положению в группе. Оно производится обычно с использованием каких-то категорий. Например, каждого ученика можно попросить распределить всех своих одноклассников, в том числе и себя, на четыре группы:
сверстники симпатичные очень многим;
симпатичные многим;
только некоторым;
не пользуются симпатиями в классе.
Для проведения исследования можно использовать круги, прономерованные соответствующим образом (или цветные), фотографии, таблички с фамилиями. Этот способ также может быть дополнен прорисовкой стрелок, обозначающих взаимные симпатии и антипатии. Для дошкольников часто используют изображения или макеты домов (дворцов, избушек...)
Данные получаемые таким образом подлежат обработке. Обычно каждой категории приписывается определенные значения: например, наиболее симпатичной группе – 4 балла, а тем, кто не пользуется симпатиями – 1 балл. Таким образом, можно вычислить предполагаемый (приписываемый) статус каждого человека. Для этого подсчитывается число членов коллектива, которые поместили данного индивида в соответствующую категорию. Обозначим буквами a, в, с, d количество людей, поместивших i – члена в разные статусные категории, тогда его статус можно посчитать по такой формуле:
4 a + 3 b + 2 c + 1 d
С i = ___________________________________ ;
n – 1
n – количество всех людей в группе.
Например, сотрудника Николая трое людей в группе отнесли к очень симпатичным, пять человек поместили его в категорию «симпатичный группе», один человек – «симпатичен только некоторым» и никто не посчитал, что он не пользуется симпатиями в коллективе. Следовательно его предполагаемый статус равен
4 * 3 + 3 * 5 + 2 * 1 + 1 * 0 29
С н = _________________________________________ = _______ = 3,6
9 – 1 8
Максимально возможное число статуса равняется 4, это произойдет в случае, когда все участники отнесут своего коллегу к категории «очень симпатичный». Если какой-то участник группы приписывает большинству статус 1 и 2 групп, то говорят о его центростремительной установке, а если 3 и 4 – центробежной.
Видение своего положения в системе межличностных отношений может быть выражено и косвенным путем, например, в так называемом упражнении «Планеты», один из вариантов которого описан в книге А. Добровича. Это упражнение заимствовано из социодрамы, и оно может быть включено в тренинг личностного роста или использовано в русле учебных занятий по психологии. Обычно оно проводится следующим образом. Кого-то из группы (лучше по желанию) просят выйти на середину комнаты и закрыть глаза. Участники группы становятся вокруг этого человека (протагониста) на такое расстояние, которое соответствует их ощущениям психологической дистанции между ними и протагонистом. Те, кто чувствуют большую близость, встанут соответственно ближе, чем те, для кого этот человек кажется более далеким. Поскольку, протагонист стоит с закрытыми глазами, он не знает, кто куда встал. Далее ведущий просит всех запомнить свое место и встать вокруг протагониста на равное расстояние. После того как протагонист откроет глаза, ведущий предлагает ему предположить, где кто стоял и самому расставить всех на их предполагаемые места. Наконец, когда все расставлены, участников группы вновь просят встать в то положение, которое они выбрали первоначально. Таким образом, у протагониста появляется возможность проверить правильность своих предположений.
То, что мы сейчас называем аутосоциометрией, можно найти у Дж. Морено под названием социометрический перцептивный тест. Он используется в психодиагностических целях и для определения показаний к психодраматической терапии. Помимо того, что испытуемый в соответствии с заданным критерием отмечает свои выборы, он отмечает касающиеся его самого выборы и отвержения со стороны членов его социальной группы, характеризуя тем самым чувства, которые, как ему кажется, эти люди к нему испытывают. Сопоставление перцептивных социограмм с соответствующими реальными социограммами показало, что у психически здоровых людей результаты социометрического перцептивного теста и реального социометрического теста в значительной степени совпадают.
В исследованиях Я.Л. Коломинского проводилось сравнение измеренного с помощью социометрии положения школьников и студентов в группе и их представления о своем положении. Оказалось, что «отвергнутые», не принятые одногруппниками люди, как правило не осознают своего реального положения. Хотя они знают, что нелюбимы, но все-таки не могут представить, насколько велико отрицательное отношение к ним, и приукрашивают реальное положение вещей. Подобное явление можно объяснить как действием защитных механизмов – негативная информация, которая разрушает сложившуюся положительную Я-концепцию, игнорируется или вытесняется, так и явлением когнитивного диссонанса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социологическое исследование - основной источник информации, необходимой при составлении планов социального развития производственного коллектива, а также для оперативной работы службы социального развития предприятия. В последнем случае социологическое исследование проводится, когда имеющейся информации недостаточно для объяснения изменения уровня тех или иных показателей деятельности предприятия.
В социологическом исследовании объектом изучения является некоторая социальная общность - группа, коллектив. Часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа таких характеристик, как социальные ориентации, мнения, стереотипные суждения. Для этого используются методики, разработанные в психологии. Особенно широко используются в социологических исследованиях групповые тесты, к числу которых можно отнести социометрию, которая как разновидность психологического теста на опросе и является своеобразным методом диагностики, количественного измерения и анализа взаимоотношений малых, полностью сформировавшихся, социальных групп.
Изучение характера взаимоотношений членов трудового коллектива - одна из самых актуальных задач социологии. Социология позволяет измерить степень сплоченности (разобщенности) группы; выявить "социометрические позиции", то есть соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии (антипатии); обнаружить внутригрупповые сплоченные образования, лидеров и т.д.
Результаты социометрических исследований по каждому из критериев фиксируется в специальной таблице - шахматке, которая называется социоматрицей. Результаты социометрического исследования можно интерпретировать графически и количественно (социометрические индексы, статистический анализ).
Будучи простой в употреблении, социометрия широко используется социологами-практиками для диагностики групповой сплоченности, выявления лидеров. Вместе с тем была доказана ограниченность данной процедуры, ибо с ее помощью фиксируются поверхностные, не глубинные взаимоотношения. Для разработки мероприятий по управлению развитием взаимоотношений в обследуемых группах следует прибегнуть еще к другим методам исследования, позволяющим выявить специфику групп, их ценностно-нормативное единство, мотивацию сделанных социометрических выборов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – СПб.: СПбГУ, 2002.
2. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1997.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Прогресс, 1999.
4. Методы социальной психологии. – СПб.: СПбГУ, 2003. – Гл. 5.
5. Психологическая диагностика. – М.: Владос, 2001.
6. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. СПб, Изд. СпбГУ, 2002.
7. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А.Л. Журавлева, П.Н.Шихирева, Е.В.Шороховой. – М.: Наука, 1998.
8. Рабочая книга социолога. – М.: Наука, 1993.
9. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком, 2003.
10. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группа детского сада. – М.: Педагогика, 1998.
11. Уманский Л.И. Методы экспериментальных исследований социально-психологических феноменов /Методология и методы социальной психологии. –М.: Наука, 1996.
12. Шаматава О.К. Социометрические исследования малых спортивных групп. – Тбилиси: ТГУ, 1988.
13. Шпалинский В.В. Соотношение реальных и социометрических выборов в группах разного уровня развития // Новые исследования в психологии. – М.: Педагогика, 1990.