Методики проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста, имеющими отклонения в состоянии здоровья

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАСРТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра адаптивной физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Технология физкультурно-спортивной деятельности» Тема: «Методики проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста, имеющими отклонения в состоянии здоровья»

                    Студент группы – АФКб 1201

Касилов Я.Е.

Научный руководитель

доцент кафедры,  Рева В.А.

                                       Тольятти -  2016

Содержание

Введение................................................................................
..................................3

Глава 1. Теоретические аспекты влияния подвижных игр на физическую подготовленность младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья................................................................................
...............7

          1.1 Психолого-педагогическая и физиологическая характеристика младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья………….7

          1.2 Подвижные игры как средство физического воспитания младших школьников………………………………………………………………………13

          1.3 Влияние подвижных игр при основных отклонениях в состоянии здоровья младших школьников………………………………………………...19

Глава 2. Методы и организация исследования.............................................23

2.1 Методы исследования………………………………………………...23

          2.2 Организация исследования…………………………………………...28

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения……………………...31

          3.1 Исследование эффективности методики…………………………….31

          3.2 Подвижные игры в занятиях с младшими школьниками, с отклонениями в состоянии здоровья…………………………………………...35

          3.3 Результаты эксперимента и их обсуждение…………………………38

Выводы…………………………………………………………………………..44

Список литературы…………………………………………………………….45


Введение

Актуальность исследования. Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни ребёнка, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Прежде, чем младший школьник сможет извлечь пользу из формального обучения, ему необходимо развитие самовыражения, внутреннего контроля. Подвижные игры позволяют детям обрести эти качества.

М.Н. Жуков, например, считает, что подвижные игры – это естественный спутник жизни ребёнка; источник радостных эмоций. Они вызывают активную работу мышц, расширение кругозора, совершенствование всех психических процессов.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. Здоровье детей младшего школьного возраста вызывает обоснованную тревогу. По данным учёных Федерации Здравоохранения в настоящее время среди учащихся начальных классов в структуре заболеваний преобладают нарушения костно-мышечной системы, кровообращения, пищеварения, органов дыхания, нарушения зрительного анализатора, эндокринной системы.

А.И. Белоусов в своих работах говорит, что состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает обоснованную тревогу у многих специалистов, в том числе педагогов. Так, за последние десять лет в Свердловской области неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья младших школьников приняли устойчивый характер. Анализ показателей здоровья младших школьников Свердловской области, проводимый в течение ряда лет, показал, что около 90% детей имеют нарушения физического и психического здоровья, 30-35% детей имеют хронические заболевания. В связи с этим, сохранение здоровья младших школьников и формирование потребности в здоровом образе жизни – важнейшая задача начальной школы.

Подвижные игры и упражнения являются универсальным и незаменимым средством укрепления здоровья младших школьников и их физического воспитания. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения, свойственный человеку: ходьба, бег, прыжки, метания и т.д. Игры и упражнения являются лучшим «лекарством» для детей от двигательного голода — гиподинамии, так как дети основную часть времени проводят в статическом сидячем положении. Об этом в своих работах говорили врачи, психологи, физиологи и многие специалисты по физическому воспитанию.

В связи с вышеизложенным, проблема физической подготовленности младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья приобретает особое значение. Так как к числу наиболее значимых и перспективных проблем в области физического воспитания специалисты относят проблему повышения двигательной активности ребенка. Именно недостаток движений становится одной из причин ослабления его здоровья (Н.Т. Лебедева, Р.В. Силла, А.Г. Сухарев, Р.А. Шабунин и др.).

Особую актуальность эта проблема приобретает в работе с детьми, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Актуальность проблемы определяется также низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии, что требует определенных предпосылок для методического решения этих проблем.

Данное обстоятельство, несмотря на разработанность проблемы, на практике вызывает затруднения, поскольку имеет место недостаточное количество методической литературы, информации об организации подвижных игр с целью физической подготовленности младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья.

Таким образом, можно определить основное противоречие: между необходимостью укрепления здоровья младших школьников, их физическим развитием и недостаточностью разработанности проблемы и отсутствием полной информации об организации подвижных игр младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья с целью их физической подготовленности.

В связи с этим наметилась проблема исследования, заключающаяся в определении роли подвижных игр в физической подготовленности младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Объект исследования — процесс физического воспитания младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Предмет исследования — влияние подвижных игр на физическую подготовленность младших дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья.

На основе анализа научной и методической литературы и обобщения педагогического опыта была сформулирована гипотеза исследования:

·        Предполагается наличие зависимости между особенностями

двигательной деятельности детей с нарушениями в развитии и коррекционной направленностью содержания подвижных игр;

·        для повышения двигательной активности младших школьников с

нарушениями здоровья предполагается необходимость подбора подвижных игр с учетом специфических и коррекционных принципов, методов и форм их организации.

В соответствии с гипотезой определены цель и задачи исследования.

Цель исследования — определить и обосновать методику проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Задачи исследования:

1. Провести анализ и выявить степень разработанности проблемы в литературе, посвященной организации и проведения подвижных игр с младшими школьниками с нарушениями в развитии.

2. Выявить особенности психолого-педагогического и физиологического развития младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

3.  Разработать и апробировать методику занятий подвижными играми в педагогическом процессе с младшими школьниками с отклонениями в здоровье.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной коррекционной направленности двигательного содержания подвижных игр в повышении физической подготовленности младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья.


Глава 1. Теоретические аспекты влияния подвижных игр на физическую подготовленность младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья

1.1 Психолого-педагогическая и физиологическая характеристика младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья

В отечественной и зарубежной возрастной психологии существует множество классификаций относительно основных периодов детства. В основу периодизаций положены различные критерии и, следовательно, границы возрастных периодов значительно варьируются. Однако, в отечественной науке принято выделять следующие возрастные периоды: младенчество — 0-1 год, ранний возраст — 1-3 лет, дошкольное детство — 3-7 лет, младший школьный возраст — 7-10-11 лет, подростковый возраст — 11-15 лет, раннее юношество — 15-17 лет.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Период 6-8 лет — один из самых трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослым, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности [12].

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности — учебная деятельность. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом возрасте становятся новыми. На основании возникновения личного сознания происходит кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса:

- потеря непосредственности – между желанием и действием

вклинивается в переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

- манерничанье – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;

- симптом «горькой конфеты» — ребенку плохо, но он старается этого не показать, возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становиться неуправляемым [45].

Большой интерес для младших школьников представляют такие игры, которые с удовольствием играют и взрослые. Это — игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми [23].

Участие детей в таких играх способствует их утверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т. п.

К новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание детей в младшем школьном возрасте, относятся и разнообразные спортивные игры. Помимо решения задач на развитие практического мышления эти игры укрепляют здоровье детей, вырабатывают смелость, настойчивость, другие полезные качества [7].

В работах С.В. Попова (1997), В.И. Дубровского (1999) и др. отмечается, что мальчики и девочки младшего школьного возраста (7-10 лет) по показателям физического развития (вес, рост, окружность грудной клетки и пропорции тела) различаются незначительно. Продолжается окостенение скелета, поэтому неправильная посадка за партой, односторонняя нагрузка (скажем ношение портфеля в одной руке, увлечение однообразными играми) могут привести к сутулости, искривлениям позвоночника. Особенно часто это наблюдается у детей со слабой мускулатурой, мало двигающихся. В дальнейшем, после окостенения скелета, у них на всю жизнь остаются боковые искривления позвоночника (сколиозы) сутулая или круглая спина, а живот в связи со слабостью брюшного пресса будет выпячен.

В возрасте от 7 до 10–11 лет постепенно завершается окостенение рук. Укрепляются суставной и связочный аппарат, а также мышцы кисти. Это позволяет выполнять более тонкую и тяжелую работу и ряд сложных физических упражнений. По мере развития костей улучшается координация движений, растет мышечная сила [21].

Сердечно – сосудистая система имеет следующие особенности: в 7–9 лет вес сердца составляет 0,5% веса всего тела – почти как у взрослого [16].

В 7–11 лет у ребят еще слабо развиты дыхательные мышцы; дыхание более поверхностное и частое.

Обмен веществ и уровень энергетических затрат организма в состоянии покоя довольно высоки (много энергии идет на рост и увеличение массы). В связи с этим потребность в питании у младших школьников значительно выше, чем у подростков и взрослых выделяют в своих трудах Н.А. Кошкина (2007) и В.М. Смирнов и В.И. Дубровский (1999).

А.И. Белоусов (2006) считает, что ухудшение здоровья детей сегодня достигло критической отметки. Это стало следствием не только влияния негативных факторов социально – экономического развития страны, но и факторов психологических, эмоциональных, семейных, педагогических и медицинских. В условиях реализации Концепции модернизации российского образования нельзя не заострять внимания на проблемах здоровья, так как взаимосвязь здоровья ребёнка с успешностью, его обучения и воспитания доказана многочисленными исследованиями педагогов, медиков, психологов.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности детей делят на три медицинские группы: основную, подготовительную, специальную (в соответствии с Всемирной Организацией Здравоохранения).

Подготовительная медицинская группа включает детей, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные типы занятий, но при условии постепенного воздействия упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Занятия в подготовительной медицинской группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе: обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети, отнесённые к данной группе, нуждаются в постепенном освоении комплекса дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определённых учебной программой [32].

С целью более дифференцированного подхода к значению двигательных режимов детей, относящихся к специальной медицинской группе по тяжести и характеру заболевания, А. И. Белоусов (2006), например, подразделяет на две группы: А и Б.

К группе «А», по его мнению, относятся дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.

К группе «Б» относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой системы, мочевыделительной системы, печени, высокая степень рефракции зрения с изменениями глазного дна и другие).

В.Л. Страковская (1987) выделяет следующие заболевания, наиболее часто встречающихся среди младших школьников.

Нарушение осанки. Осанка – это привычная, непринужденная манера держать своё тело. При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка лёгкой и упругой.

М. Д. Рипа и В. К. Величенко (1998),например, выделяют клинические симптомы различных типов нарушений осанки.

Плоскостопие. Б.Г. Булич (1993) отмечает, что плоскостопие у детей младшего школьного возраста встречается часто. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой – так как они лишают стопу её естественной гибкости.

Заболевания сердечнососудистой системы. Нарушение деятельности сердечнососудистой системы ребенка может возникнуть от различных причин. Это могут быть функциональные нарушения: расстройство сердечного ритма, повышение или понижение кровяного давления. Причиной их возникновения могут быть возрастные изменения функционирования желез внутренней секреции, неустойчивость нервной системы, особенно ее вегетативного отдела, отступления от правильного режима дня, недостаточное пребывание на свежем воздухе, малоподвижный образ жизни (Л.Д. Назаренко, 2003).

Артериальная гипотония. Встречается у физически ослабленных детей (на фоне гипокинезии и нервной перегрузки).

Артериальная гипертония. У младших школьников артериальное давление наблюдается как первичное заболевание – это первая стадия гипертонической болезни, или как вторичная (симптоматическая) гипертония почечного происхождения (при аномалии развития почек и др.). Наличие первичной артериальной гипертонии у младших школьников подтверждается при установлении предрасположенности к этому заболеванию, которое передаётся по наследству («семейная гипертония») от родителей и даже родственников. В этой стадии гипертонии общее состояние учащегося может не страдать, жалоб он не предъявляет. Школьники с вторичной почечной или сосудисто-почечной гипертонией должны быть зачислены в специальную медицинскую группу (В.М. Смирнов, В.И. Дубровский, 1999).

Близорукость (миопия). Согласно данным специалистов, миопия – это генетически наследственно обусловленное нарушение зрения, в большинстве случаев начинающее отчётливо проявляться в школьные годы, однако, систематические занятия физической культурой, и специальными упражнениями стабилизируют и предупреждают развитие близорукости (Б.Г. Булич, 1998).

Ожирение. Избыточное отложение жировой ткани у детей младшего школьного возраста – явление распространённое. В.В. Колбанов (2000), например, считает, что этому заболеванию содействует наследственный фактор, семейный уклад: привычка к чрезмерному калорийному питанию, малоподвижному образу жизни. Вторичное ожирение обусловлено эндокринными нарушениями (в частности – недостаточностью функции щитовидной железы), травматическими повреждениями головного мозга, родовой травмой. У детей нередко развивается вторичная церебральная форма ожирения.

Бронхолёгочная патология. В.И. Дубровский (1999) отмечает, что в структуре заболеваемости школьников, отнесённых к специальной медицинской группе, одно из первых мест занимают заболевания дыхательного аппарата. Наиболее частой патологией являются хронический бронхит, бронхиальная астма разного происхождения (инфекционно-токсическая и аллергическая).

А.И. Белоусов (2006) отмечает, что из года в год растёт уровень хронической патологии у детей младшего школьного возраста Свердловской области. Так, по результатам анализа заболеваемости отмечается рост хронической патологии у школьников области по всем нозологическим формам, особенно значительно по болезням нервной системы (в 2,1 раза), эндокринной системы (43,7 процентов), глаз (40,3 процентов), костно-мышечной системы (26,9 процентов), мочеполовых органов (16,6 процентов), органов дыхания (13,6 процентов), системы кровообращения, органов пищеварения и пр.

Таким образом, младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Основными психологическими новообразования младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря освоению системы понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Особую роль в этом процессе играет организация разнообразных подвижных игр [47].

1.2 Подвижные игры как средство физического воспитания младших школьников

Л.В. Былеева (1998), например, считает, что подвижной игрой называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих, подчеркивает она, определяются сюжетом данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия, выполняемые в рамках правил.

Она считает также, что сюжет, правила, двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обуславливается и форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом.

А.М. Гриневский и В.Г. Яковлев (1990) содержанием и формой подвижных игр предопределяют методические особенности:

- образность;

- самостоятельность действий;

- выполнение движений с полной мобилизацией двигательных способностей;

- непринужденность, естественность движений;

- внезапная изменчивость ситуаций;

- творческая инициативность действий;

- избирательность способов движений в различных связях и сочетаниях для решения двигательных задач.

Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей (В.Н. Шебеко, 2000 и др.).

В школе подвижные игры применяются на уроках физической культуры и внеклассных занятиях.

Так, Е.А. Тимофеева (2009) считает, что подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

За последние годы подвижные игры все решительнее завоёвывают симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретённые учащимися в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углублённом изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приёмами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде [13].

Одновременно подвижные игры могут служить действенным фактором воспитания положительных, моральных и волевых качеств. Использование подвижных игр может быть рациональным только при наличии учета конкретных условий, в которых проводится игра.

И.В. Чупаха, Е.З. Путаева, И.Ю. Соколова (2001) в вопросах физического воспитания считают, что с первых шагов жизни ребёнок приобретает жизненные навыки через игру. Игра совершенствует механизмы координации и управления движениями, дает исключительный опыт операций с различными предметами, развивает психические качества.

Игра удовлетворяет естественную для каждого человека потребность в движениях и творческой деятельности, оказывает огромное влияние на физическое состояние. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции деятельности всех систем организма центральной нервной системы [22].

По мнению Т.А. Тарасовой (2005), игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, вовлекаются крупные мышечные группы, способствующие гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.

В.И. Дубровский (1999) считает, что значение игр возрастает, если они проводятся на воздухе: в лесу, на воде — это отличное средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития ребёнка.

Я.С. Войнбаум (1999) обращает большое внимание на то, что при проведении подвижных игр у мальчиков и девочек 7-10 лет нужно иметь в виду податливость их организма к различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. В этом возрасте окостенение еще не заканчивается. Прослойка хрящевой ткани обуславливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мышцы спины и брюшного пресса относительно слабы, поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразием движений, без длительных мышечных напряжений.

Подвижные игры в этом возрасте развивают быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, координацию движений. Младшие школьники способны проявлять большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие двигательные действия, требующие большой затраты сил и энергии, чередуются кратковременными перерывами, активным отдыхом [24].

Значительное место, по мнению большинства исследователей, занимают подвижные игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догонять-убегать», игры с подпрыгиванием на одной ноге и двух, с прыжками через условные препятствия и через предметы [36].

М.А. Рунова (2002) считает, что все подвижные игры должны оказывать равностороннее воздействие на организм, стимулировать деятельность всех его систем, содействовать росту и развитию ребёнка. Подвижные игры должны применяться на уроке физической культуры с учётом всех возрастных особенностей младшего школьника. При определении их интенсивности нужно учитывать, что организм детей в этом возрасте продолжает расти и развиваться, что на эти процессы организм ребёнка расходует значительную часть своих энергетических ресурсов.

Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам физического воспитания школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе.

Исходя из учёта главных мотивов игровой деятельности и взаимоотношений, играющих при достижении, стоящих перед игрой целей, подвижные игры делятся на три группы (М.Н. Жуков, 2002).

Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников.

Переходные к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная общая цель для играющих, и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность.

Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств.

Исходя из специфических условий проведения соревнований по комплексам подвижных игр среди школьников В.Г. Марц (2003) предлагает своеобразную классификацию. Она создана на основании следующих характерных признаков: двигательной активности участников; организации играющих; преимущественно проявления двигательных качеств; преимущественного вида движений.

В целом, игры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строго ограничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы над другой.

В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Они являются действенным средством физического воспитания, активного отдыха, улучшают здоровье.

Г.И. Погадаев (2000), например, отмечает, что подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.

О.С. Макарова (2001) считает, что игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. М.Н. Жуков (2002), например, выделяет на 2 большие группы: подвижные и спортивные. В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

В.Г. Яковлев (1990) указывает на то, что целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма.

Во время игр у младших школьников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Таким образом, подвижная игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

1.3 Влияние подвижных игр при основных отклонениях в состоянии здоровья младших школьников

Одним из важных вопросов улучшения физической подготовленности младших школьников является поиск эффективных средств и методов, способствующих ускоренному развитию двигательных функций, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

По мнению специалистов, особенно в начальной школе особенно следует широко использовать подвижные и спортивные игры для проведения урока, основным содержанием которого является освоение и формирование двигательных навыков, а так же содействие развитию силовых, скоростных, координационных и других способностей [18].

В педагогической практике игры широко используются не только при решении задач двигательных действий, но и при всей общей физической подготовленности учащихся, и для коррекции отклонений в состоянии здоровья школьников. Одновременно подвижные игры могут служить действенным фактором воспитания положительных, моральных и волевых качеств. Использование подвижных игр может быть рациональным только при наличии учета конкретных условий, в которых проводится игра.

В.В. Макарова (2001) отмечает, что дефицит движений детей младшего школьного возраста становится причиной ослабления всего организма, что сказывается на снижении его общей биологической устойчивости. Среди школьников особенно распространены хронические заболевания дыхательных путей, и это служит причиной болезней внутренних органов, является постоянным очагом интоксикации сенсибилизации организма. Особую роль в профилактике заболеваний органов дыхания играет организация разнообразных подвижных игр и других физических упражнений на открытом воздухе. Установлено, что при систематических занятиях резко сокращается количество заболеваний дыхательных путей (тонзиллитов, бронхитов), заметно улучшается осанка детей, снижается избыточный у многих детей вес.

Положительное воздействие подвижных игр выражается не только в физическом развитии, но и в развитии доброты, собранности, уверенности в себе отмечает В.Г. Марц (2003). Подвижные игры обеспечивают быстрое восстановление работоспособности после умственного труда. Это особенно важно для младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Подвижные игры занимают особое место в комплексной методике коррекции нарушений осанки у детей, обеспечивая многоплановое воздействие на организм ребенка и высокую эмоциональную насыщенность. При дефектах позвоночника подвижные игры широко используются как средство стимулирующего воздействия, а утомление в связи с высокой эмоциональностью не наступает (В.Л. Страковская, 1987).

Предупредить плоскостопие, по мнению Л.В. Карманова (1997), можно подбором специальных игр, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели и после дневного сна.

В задачи применения подвижных игр при заболеваниях сердечнососудистой системы входят постепенная тренировка нейрорегуляторных механизмов; сердечнососудистой системы и организма в целом к физической нагрузке; понижение реактивности нервной системы; улучшение функции дыхательной системы; дозированная тренировка вестибулярного аппарата.

Для выполнения этих задач проводятся игры общефизиологического воздействия (с учетом состояния детей, их физической подготовленности) с целью общего укрепления организма ребенка, улучшения функции дыхания, нервной системы. Здесь особенно важно соблюдение принципа постепенного увеличения нагрузки с целью тонизирования, а затем и тренировки организма ребенка (О.С. Гомова, 2002).

Полезны игры с ритмичной ходьбой, с широкой и плавной амплитудой движения, а также игры, тренирующие вестибулярный аппарат. С учетом характера заболевания (функциональные, а возможно, и некоторые органические изменения сердечнососудистой системы) игры необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц, дыхательными упражнениями, паузами отдыха, дозированным бегом трусцой в течение 1-2 минут (Б.А. Ашмарин, 1998).

Подвижные игры на свежем воздухе занимают важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессированию, поскольку они способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза (М.Д. Рипа, 1998).

Радостные эмоции, возникающие в процессе игры, возбуждают функциональную деятельность организма и создают благоприятные условия для отдыха нервной системы (А.Г. Сухарев, 1998).

В целом, правильно организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие подвижность в суставах.

Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме.

Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма.

Таким образом, подвижные игры просто необходимы детям младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья — они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.


Глава 2. Методы и организация исследования

2.1 Методы исследования

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Педагогический эксперимент.

3. Инструментальный контроль.

4. Методика проведения подвижных игр.

5. Методы математической статистики.

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования.

Была изучена литература по теории и методике физического воспитания младших школьников, имеющая отношение к теме исследования, отражающая особенности физического развития и двигательной подготовленности младших школьников. Была изучена литература по организации физического воспитания младших школьников, использования подвижных игр в повышении их двигательной подготовленности.

Информация, полученная в результате изучения литературы, ее критический анализ и обобщение позволили наметить план исследования, организацию педагогического эксперимента и выбрать методику исследования.

Ознакомление с теоретической, педагогической и методической литературой обеспечили весь ход педагогического исследования и организацию экспериментальной его части.

2. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился в три этапа.

На первом этапе осуществлялись изучение и анализ общей и специальной литературы. Были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разработан комплекс ЛФК.

На втором этапе – экспериментально подтверждено и апробировано положение научной проблемы по оптимизации разработанной методики ЛФК при дыхательно-респираторных заболеваниях, способствующей быстрейшему восстановлению функций организма больного.

Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной педагогической системы.

         На третьем этапе – уточнены материалы исследования, обработаны и обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление квалификационной работы.

        Анализ медицинских карт участников эксперимента позволил составить представление о физическом развитии младших школьников. Анализу подверглись данные: длины тела (рост), массы тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), чистоты сердечных сокращений (ЧСС).

Все младшие школьники, участвующие в эксперименте, были отнесены к специальной медицинской группе здоровья, противопоказаний для занятий в этой медицинской группе и доступными физическими упражнениями (играми) нет.

Педагогическое наблюдение проводилось непосредственно в условиях школьного урока физической культуры. Это позволило оценить двигательное содержание подвижных игр, включенных в школьный урок физической культуры.

Педагогическое тестирование позволило оценить уровень двигательной подготовленности младших школьников с отклонениями в здоровье.

3. Методика проведения подвижных игр

Физическими (двигательными качествами) называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость (Л.П. Матвеев, 1999 год; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000; В.И. Лях, 1998 и др.).

Тесты, для определения уровня физической подготовленности младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья, проводились по общепринятой методике, описанной Т.С. Грядкиной (1993) и В.И. Ляхом (1998).

Метание малого мяча в цель от плеча. Тестирование проводится в спортивном зале. Ребенок занимает место на расстоянии 6 м от цели за линией старта, берет в ведущую руку мяч и принимает исходное положение «натянутого лука» (опорная нога впереди и рука, отведенная назад и согнутая в локтевом суставе, мяч у плеча). По сигналу учителя ребенок выполняет бросок мяча от плеча как можно точнее в цель. На выполнение теста дается 6 попыток, суммируется количество попаданий в цель.

Сгибание - разгибание рук в упоре на коленях. Тест выполняется из исходного положения: упор на коленях, руки прямые на ширине плеч, спина прямая. По команде «Марш!» испытуемый начинает выполнять упражнение, руки сгибать до образования прямого угла в локтевых суставах и разгибать одновременно без рывков. Засчитывается правильно выполненное количество раз.

Подтягивание из виса лежа (высота 110-130 см). Выполняется по команде « Марш!» до перехода подбородком линии перекладины, затем необходимо опуститься на выпрямленные руки, туловище выпрямлено. Засчитывается количество раз.

Поднимание ног из виса на перекладине. Испытуемый подходит к перекладине. Напрягая мышцы нижней части брюшного пресса, нужно поднять ноги так, чтобы они составили угол 90 градусов, колени не сомкнуты, и вернуться в исходное положение, но чтобы ступни ног не касались опоры. Засчитывается правильно выполненное количество раз.

Прыжок в длину с места. Не касаясь носками «линии измерения» отвести руки назад, согнуть ноги в коленных суставах и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий взмах руками вперед - вверх, прыгнуть. Результат определяется от «линии измерения» до ближайшей к ней точки приземления. Из трех попыток в зачет идет лучший результат.

Челночный бег 3х10 м с низкого старта. Тест выполняется в спортивном зале с размеченными линиями старта и финиша (поворота), расстояние равно 10 м. По команде «Марш!» пробежать 10 м , коснуться пола за линией поворота любой частью тела, повернуться кругом, пробежать таким образом еще два отрезка по 10 м. Тест выполняется на время, испытание проходит в парах.

Прохождение по гимнастической скамейке. Испытуемый, стоя в 1,5 м от перевернутой гимнастической скамейки (узкая ее часть вверху), пальцами левой руки под правой рукой берется за левое ухо, в ладони вытянутой правой руки находится малый мяч. По команде учителя включается секундомер, тестируемый бежит по скамейке, сталкивает ногой на противоположном конце скамейки набивной мяч и возвращается обратно. Определяется время выполнения теста. Если ребенок, теряя равновесие, спрыгивает со скамейки более трех раз, то тестирование не засчитывается. За каждое касание пола одной ногой к общему времени прибавляется одна секунда.

4. Инструментальный контроль

Пульсометрия является одним из методов исследования функционального состояния организма (Б.А. Ашмарин, 1998; В.Ф. Ломейко, 1980 и др.). Фиксировалась частота сердечных сокращений (ЧСС) по общепринятой методике за 1 минуту на уроке физической культуры и во время проведения подвижных игр.

Показатели ЧСС позволили определить пульсовую стоимость: разницу показателей пульса после выполнения упражнения (игры) и исходным показателем (В.И. Лях, 1998; Б.А. Ашмарин, 1998).

Определение двигательной активности. Измерение основных локомоций (ходьба, бег) во время игры проводился с помощью отечественного шагомера типа «Заря» по методу Р.А. Ахундова (1990). Расчет основных локомоций осуществлялся путем фиксирования времени двигательной деятельности (подвижной игры), количества движений.

Хронометраж урока физической культуры осуществлялся непосредственно на уроке физической культуры по общепринятой методике (Б.А. Ашмарин, 1998; В.Ф. Ломейко, 1980 и др.). Полученные данные позволили говорить о двигательной (моторной) плотности школьного урока физической культуры в младших классах и его отдельных частей.

5. Методы математической статистики.

Полученные данные обрабатывались и анализировались с помощью математической статистики (П.К. Петров, 2002; Б.А. Ашмарин, 1998) с вычислением основных математических параметров.

Вначале вычисляли среднюю арифметическую величину М по следующей формуле:

где ∑ - символ суммы, Мi – значение отдельного измерения (варианта),  n – общее число измерений.

Далее определяли величину σ – среднее квадратичное отклонение по формуле:

σ

где Мi max – наибольший показатель; Mi min – наименьший показатель; К – табличный коэффициент.

3. Далее вычисляли стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

Чтобы определить достоверное различие находили параметрический критерий t – Стьюдента по формуле:

Полученное значение t оценивалось по таблице t – распределение Стьюдента для оценки статической доверенности различий в группах.

2.2 Организация исследования

Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения средняя образовательная школа №13 г.Тольятти. Сущность педагогического эксперимента заключалась в необходимости экспериментально обосновать эффективность проведения подвижных игр с учащимися младших классов с отклонениями в состоянии здоровья на развитие физических качеств и повышение уровня их физической подготовленности. Было сформировано две группы: контрольная и экспериментальная.

Организация эксперимента проходила по следующей схеме: предварительное тестирование — проведение экспериментальных уроков и внеурочных занятий — контрольное тестирование.

На первом этапе исследования (2015г.) проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.

На втором этапе исследования (2015-2016гг.) – проводился педагогический эксперимент, цель которого — проверка эффективности проведения подвижных игр у учащихся младших классов, подтверждение рабочей гипотезы исследования. Были сформированы две опытные группы: контрольная (10 человек: 5 девочек и 5 мальчиков) и экспериментальная (10 школьников: 7 девочек и 3 мальчика).

Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренными программами физического воспитания (В.И. Лях, 1998, А.П. Матвеев, 2004). На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана экспериментальная методика занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры у учащихся 3-4 классов в соответствии медико-педагогическими задачами.

Разработанная экспериментальная методика занятий подвижными играми различной направленности была применена в процессе уроков физической культуры учащихся экспериментальной группы. В контрольной группе данная методика не проводилась с целью определения эффективности занятий подвижными играми различной направленности у учащихся, а также ее экспериментального обоснования. Подвижные игры, используемые на уроках физической культуры в экспериментальной группе, подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся. Разработанная экспериментальная методика включалась в уроки физической культуры два раза в неделю.

На третьем этапе (2016г.)в конце педагогического эксперимента учащимся экспериментальной и контрольной группы были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования с целью обоснования экспериментальной программы занятий подвижными играми различной направленности у учащихся младших классов с отклонениями в состоянии здоровья.

Подбирая подвижные игры и физические упражнения к ним, с целью использования их для повышения уровня физической подготовленности, мы исходили из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательных качеств, а также учитывались отклонения в состоянии здоровья младших школьников. Была избрана специфика качественной направленности подвижных игр в виде некоторых правил, которые позволили более точно определить соответствие игр, направленных на воспитание двигательных качеств.

На основании педагогических наблюдений нами были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества с учетом состояния здоровья младших школьников. Отбирая игры, мы стремились не использовать модели игр, описанные в различной литературе, а творчески их переработать в соответствии с поставленными задачами.

подвижный игра физический здоровье школьник


Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения

3.1. Исследование эффективности методики

В эксперименте участвовало 20 детей, учащихся 3-4 классов. Из них 5 девочек и 5 мальчиков в контрольной группе; 7 девочек и 3 мальчика в экспериментальной группе.

На основе анализа медицинских карт была составлена характеристика участников эксперимента. В таблице 1 представлены данные физического развития младших школьников контрольной группы.

Таблица 1

Показатели физического развития детей контрольной группы

Показатели

Пол

n

М

σ

М±m

Масса тела (кг)

д

5

30,8

4,8

30,8±2,4

м

5

23,1

2,6

23,1±1,3

Длина тела (см)

д

5

129,6

2,2

129,6±1,1

м

5

122,2

5,8

122,2±2,9

ЖЕЛ (Л)

д

5

1,43

0,04

1,43±0,02

м

5

1,31

0,14

1,31±0,07

ЧСС (уд/мин)

д

5

88,8

13,9

88,8±6,9

м

5

77,4

7,7

77,4±3,8

Из таблицы видно, что средний показатель массы тела у девочек контрольной группы составляет 30,8±2,4 кг, мальчиков - 23,1±1,3 кг. Средний показатель роста (длина тела) у девочек контрольной группы равен 129,6±1,1 см, мальчиков соответственно - 122,2±2,9 см.

Что касается показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ), то у девочек она составила в среднем 1,43±0,02 л, у мальчиков - 1,31±0,07 л.

Интересные данные были получены при измерении частоты сердечных сокращений (в покое) у младших школьников контрольной группы. Они составили: у девочек - 88,8±6,9 уд/мин, у мальчиков - 77,4±3,8 уд/мин

Что касается показателей физического развития младших школьников экспериментальной группы, то анализ данных медицинских карт показал следующие данные (табл.2):

Таблица 2

Показатели физического развития детей экспериментальной группы

Показатели

Пол

n

М

σ

М±m

Масса тела (кг)

д

7

32,8

2,6

32,8±1,08

м

3

36,8

1,7

36,8±1,2

Длина тела (см)

д

7

133,7

1,9

133,7±0,7

м

3

134,3

2,2

134,3 ± 1,5

ЖЕЛ (Л)

д

7

1,41

0,04

1,41 ± 0,01

м

3

1,38

0,03

1,38 ± 0,02

ЧСС (уд/мин)

д

7

81,4

7,1

81,4 ± 2,9

м

3

86,6

2,2

86,6 ± 0,5

Из таблицы видно, что средний показатель массы тела у девочек экспериментальной группы составляет 32,8±1,08 кг, мальчиков - 36,8±1,2 кг. Средний показатель роста (длина тела) у девочек контрольной группы равен 133,7±0,7 см, мальчиков соответственно - 134,3± 1,5 см.

Что касается показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ), то у девочек она составила в среднем 1,41±0,01 л, у мальчиков - 1,38±0,02 л.

Интересные данные были получены при измерении частоты сердечных сокращений (в покое) у младших школьников экспериментальной группы. Они составили: у девочек - 81,4±2,9 уд/мин, у мальчиков - 86,6±0,5 уд/мин

У школьников, которые приняли участие в эксперименте, по данным медицинского обследования были выявлены заболевания опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие, деформация грудной клетки.

Также у детей отмечены разные степени вегето-сосудистой дистонии, астении, неврозы. У некоторых детей имеют место отклонения со стороны органов пищеварения, сердечнососудистой системы, дыхательных путей, эндокринная патология, миопия.

В связи с задачами, поставленными в работе, на первом этапе исследования участники эксперимента были протестированы. Они выполняли физические упражнения (тесты), рекомендованные школьной программой по физическому воспитанию для школьников специальной медицинской группы (Л.Б. Кофман, 1998; В.И.Лях, 1998 и др.).

Таблица 3

Показатели физической подготовленности участников эксперимента (контрольная группа)

Тесты

Пол

n

М

σ

М±m

Сгибание рук в упоре на коленях (кол-во раз)

д

5

17,3

6,0

17,3±3,0

м

5

18,4

0,32

18,4±0,16

Подтягивание из виса лежа (кол-во раз)

д

5

4,73

1,56

4,73±0,78

м

5

7,2

0,64

7,2±0,32

Подъем ног из виса (кол-во раз)

д

5

9,2

2,64

9,2±1,32

м

5

8,6

0,32

8,6±0,16

Прыжок в длину с/м (см)

д

5

132,0

11,6

132,0±5,8

м

5

135,4

6,4

135,4±3,2

Метание малого мяча в цель (кол-во раз)

д

5

3,03

0,92

3,03±0,46

м

5

3,0

0,64

3,0±0,32

Прохождение по гимнастической скамейке (с)

д

5

1,8

0,2

1,8±0,1

м

5

1,8

0,2

1,8±0,1

Челночный бег 3х10 м (с)

д

5

11,4

0,66

11,4±0,33

м

5

10,9

0,09

10,9±0,04

Из таблицы 3 видно, что средний показатель сгибания рук в упоре на коленях в контрольной группе у девочек составил 17,3±3,0 раза, а у мальчиков- 18,4±0,16 раз. Подтягивание из виса лежа у девочек, составило всего 4,73±0,78раза, а у мальчиков- 7,2±0,32раз. При проведении тестирования подъема ног из виса на шведской стенке, показатели в контрольной группе у девочек составили 9,2±1,32 раза, у мальчиков- 8,6±0,16 раз. Средний показатель прыжка в длину с места у девочек составил 132,0±5,8 см, у мальчиков- 135,4±3,2 см.

Что касается средних показателей метания малого мяча в контрольной группе, то у девочек он составил 3,03±0,46 раза, а у мальчиков- 3,0±0,32 раза. Средний показатель прохождения по гимнастической скамейке в контрольной группе среди мальчиков и девочек одинаков и равен 1,8±0,1 с.

Довольно слабые показатели были получены при выполнении челночного бега 3х10м: у девочек – 11,4±0,33 с, у мальчиков – 10,9±0,04 с.

Что касается показателей физической подготовленности участников педагогического эксперимента экспериментальной группы, то после проведения тестирования мы получили следующие данные (табл. 4):

Таблица 4

Показатели двигательной подготовленности участников эксперимента (экспериментальная группа)

Тесты

Пол

n

М

σ

М±m

Сгибание рук в упоре на коленях (кол-во раз)

д

7

16,5

6,1

16,5±2,5

м

3

10,6

12,3

10,6±0,75

Подтягивание из виса лежа (кол-во раз)

д

7

5,2

2,29

5,2±0,94

м

3

10,0

6,16

10,0±0,76

Подъем ног из виса (кол-во раз)

д

7

9,6

4,5

9,6±1,86

м

3

9,3

18,4

9,3±1,52

Прыжок в длину с/м (см)

д

7

129,5

11,9

129,5±4,9

м

3

133,0

15,4

133,0±0,95

Метание малого мяча в цель (кол-во раз)

д

7

3,06

0,95

3,06±0,39

м

3

3,0

6,16

3,0±0,38

Прохождение по гимнастической скамейке (с)

д

7

1,7

0,17

1,7±0,07

м

3

1,63

0,61

1,63±0,03

Челночный бег 3х10 м (с)

д

7

11,4

0,85

11,4±0,35

м

3

11,1

1,23

11,1±0,07

Из таблицы 4 видно, что средний показатель сгибания рук в упоре на коленях в экспериментальной группе у девочек составил 16,5±2,5 раза, а у мальчиков- 10,6±0,75 раз. Показатель подтягивания из виса лежа у девочек, составил всего 5,2±0,94раза, а у мальчиков- 10,0±0,76 раз. При проведении тестирования подъема ног из виса на шведской стенке, показатели в контрольной группе у девочек составили 9,6±1,86 раза, а у мальчиков- 9,3±1,52 раз. Средний показатель прыжка в длину с места у девочек составил 129,5±4,9 см, у мальчиков- 133,0±0,95 см.

Что касается средних показателей метания малого мяча в экспериментальной группе, то у девочек он составил 3,06±0,39 раза, а у мальчиков- 3,0±0,38 раза. Средний показатель прохождения по гимнастической скамейке в экспериментальной группе у девочек составил 1,7±0,07 с, а у мальчиков – 1,63±0,03 с. Средний показатель в челночном беге 3х10 м у девочек равен 11,4±0,35 с, у мальчиков – 11,1±0,07 с.

В сравнении с региональными стандартами оценки физической подготовленности анализ показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной группы показывает, что физическая подготовленность не соответствует возрасту испытуемых.

Таким образом, в педагогическом эксперименте участвовали дети с относительно равным физическим развитием и равным уровнем двигательной подготовленности.

При этом необходимо отметить, что все младшие школьники, принимающие участие в эксперименте, освидетельствованы врачом и отнесены к специальной медицинской группе, которая занимается физическими упражнениями по специальной программе.

При проведении практических занятий с контрольной и экспериментальной группой всегда присутствовал врач, а содержание занятия (урока) согласовывалось с методистом (учителем физической культуры) и врачом.

3.2 Подвижные игры в занятиях с младшими школьниками с отклонениями в состоянии здоровья

Исходя из задач исследования и двигательного содержания подвижных игр для детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья, мы провели их анализ с учетом основных движений (ходьба, бег, прыжки и метания), которые организуют двигательную и игровую деятельность школьников младших классов.

Ходьба является естественным способом передвижения. При ходьбе повышается функциональное состояние организма, так как в работу включается большое количество мышечных групп.

Бег является сложным по координации локомоторным актом. Быстрое передвижение, быстрая смена положения участников игры требует проявления двигательных качеств. Усложнение игровых заданий, например, изменение темпа бега, бег с остановками и пр. Позволяют повысить интерес школьника к игровой деятельности. Общая нагрузка игр с бегом во многом зависит от уровня подготовленности занимающихся.

Игры-эстафеты очень эмоциональны, их значение в решении воспитательных задач велико. Моторная плотность таких игр составила66,3-84,8 % от общего времени проведения подвижных игр на уроке.

В отличие от ходьбы и бега прыжки не являются циклическим движением, а состоят из нескольких последовательно и слитно выполненных движений.

В таблице 5 показаны результаты формирующего эксперимента при проведении подвижных игр, в которых основным движением являются прыжки. Подвижные игры с прыжками в сочетании с различными видами ходьбы и бега позволяют младшему школьнику с нарушениями в развитии выполнять в среднем от 68,5 до 108,1 движений (шагов, прыжков, подпрыгиваний).

В играх с мячом преобладают индивидуальнее действия школьника, что позволяет дифференцированно проводить процесс физического воспитания. Кроме этого, игры с мячом существенно повышают мотивацию школьников к содержанию игры и своей двигательной активности.

Таблица 5

Двигательное содержание подвижных игр

Игра

Содержание

игрового задания

Двигательное качество

Время игр (мин)

Кол-во шагов

Интенсив

(шаг/мин)

ЧСС

уд/мин

Мот-я

плотн. %

Поезд

Ходьба

Выносливость

Внимание

2

55,8

27,9

96,0

46,6

3

65,6

21,5

100,4

48,1

4

72,4

18,1

106,2

45,4

Догони меня

Бег

Выносливость

Внимание

Ловкость

2

85,3

47,6

104,1

65,8

3

135,4

67,7

116,9

74,4

4

158,2

79,1

124,6

78,2

Игры с прыжками

Прыжки

Выносливость

Внимание

Быстрота

2

68,5

34,2

100,6

65,8

3

94,4

31,4

123,4

74,3

4

108,1

29,3

124,8

72,6

Игры с мячом

Ходьба, бег

Выносливость

Внимание

Ловкость

2

23,8

11,9

104,2

46,2

3

42,4

14,1

103,8

52,3

4

48,1

12,0

119,4

49,7

Эстафеты

Ходьба, бег

Выносливость

Внимание

Быстрота

2

112,5

56,2

102,3

56,3

3

138,6

49,2

104,8

58,2

4

142,4

37,3

112,6

54,8

Наше исследование подвижных игр с ходьбой (табл. 5) показало, что младшие школьники с отклонениями в состоянии здоровья при выполнении игрового задания в течение 2 минут совершают в среднем 55,8 шагов, при этом интенсивность игровых действий составила 27,9 шаг/мин. Показатели ЧСС составили в среднем 96,0 уд/мин. Интенсивность – 46,6 %.

При этом необходимо отметить, что учащиеся с интересом выполняли игровые задания. Выполнение игрового задания в течение 4 минут вызывает у них желание отдохнуть, а в конце игры они теряют интерес к игре.

Мы считаем, что при проведении игр с бегом достаточно 3 минут. Это будет оптимальным режимом игры на уроке с младшими школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Во время подвижных игр с прыжками в течение 3 минут школьники совершают в среднем 94,4 движения, при этом интенсивность составляет 31,4 шаг/мин. Показатели ЧСС составляют 123,4 уд/мин.

Исследование подвижных игр с мячом показало, что при выполнении игрового задания в течение 2 минут физическая нагрузка достаточна. Оптимальный вариант использования игры составляет, по нашему мнению, 4 минуты. Школьники с удовольствием участвуют в подобных играх.

Мы считаем, что при проведении игр-эстафет достаточно 3 минут. Это будет оптимальной нагрузкой для школьников с отклонениями в состоянии здоровья при проведении таких подвижных игр.

3.3 Результаты эксперимента и их обсуждение

Хронометрирование урока и его пульсограмма позволяют отметить, что общая моторная плотность занятия составила 91,2%. При этом моторная плотность находится на уровне 78,2 %. Что на наш взгляд не является достаточной для физического развития и не оказывает существенное влияние на уровень двигательной подготовленности младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья контрольного класса.

За счет предложенной методики мы наблюдаем большую разницу между общей плотностью урока и моторной плотностью. Так, общая плотность урока в контрольной группе составила 72%, а в экспериментальной – 87,2%, что на 15,2% больше, чем в контрольной группе. Моторная плотность урока в контрольной группе составила 45%, а в экспериментальной она равняется 68,2%, что на 23,2% больше, чем в контрольной группе. Исходя из наблюдений, можно сделать вывод о том, что проведение подвижных игр с младшими школьниками, с отклонения в состоянии здоровья, наиболее положительно влияет на уровень их физической подготовленности.

Ниже представлены итоговые таблицы физической подготовленности участников эксперимента.

Таблица 6

Показатели физической подготовленности участников эксперимента (девочки)

Тесты

Контрольная группа

Экспериментальная группа

до

после

%

до

после

%

М±m

М±m

М±m

М±m

Сгибание рук в упоре на коленях (кол-во раз)

17,3±3,0

21,3±2,8

18,8

16,5±2,5

21,0±3,1

21,4

Подтягивание из виса лежа (кол-во раз)

4,73±0,78

6,5±1,16

27,2

5,2±0,94

8,5±1,24

38,8

Подъем ног из виса (кол-во раз)

9,2±1,32

12,1±1,48

24

9,6±1,86

14,0±1,86

31,4

Прыжок в длину см (см)

132,0±5,8

135,9±5,9

2,9

129,5±4,9

145,7±5,2

11,1

Метание малого мяча в цель (кол-во раз)

3,03±0,46

3,46±0,54

12,4

3,06±0,39

5,06±0,33

39,5

Прохождение по гимнастической скамейке (с)

1,8±0,1

1,64±0,09

8,9

1,7±0,07

1,23±0,03

39,4

Челночный бег 3х10 м (с)

11,4±0,33

11,08±0,31

2,8

11,4±0,35

10,35±0,23

9,2

Исследуя показатели двигательной подготовленности девочек в контрольной и экспериментальной группе (табл. 6), мы наблюдаем, что при проведении теста сгибание рук в упоре на коленях, прирост в контрольной группе составил 18,8%, а в экспериментальной группе- 21,4%, разница между показателями прироста составила 2,6%.

Прирост за время исследования подъема ног из виса в экспериментальной группе составил 38,8%, а в контрольной – 27,2%, прирост на 11%.При проведении тестирования прыжка в длину с места прирост в экспериментальной группе составил 8,2%.

Существенные изменения произошли при выполнении челночного бега: прирост в экспериментальной группе составил 9,2%, а в контрольной на 2,8%., разница между показателями равна 6,4%.

При выполнении метания малого мяча в цель, прирост в экспериментальной группе составил 39,5%, соответственно в контрольной группе этот показатель равен 12,4%, а значит, показатель прироста в экспериментальной группе составил 27,1%.

Исходя из данных физической подготовленности на конец эксперимента, прирост в экспериментальной группе среди девочек в оценке способности к динамическому равновесию равен 39,4%, а в контрольной группе – 8,9%.

Высокая степень прироста за время проведения основного исследования наблюдалась в подтягивании из виса лежа: 38,8% в экспериментальной группе и 27,2% в контрольной группе, разница в показателях равна11,6%.

Рис.5 Прирост показателей физической подготовленности девочек в контрольной и экспериментальной группе в сравнении

Ниже представлены итоговые таблицы физической подготовленности участников эксперимента среди мальчиков.

Таблица 7

Показатели физической подготовленности участников эксперимента (мальчики)

Тесты

Контрольная группа

Экспериментальная группа

до

после

%

до

после

%

М±m

М±m

М±m

М±m

Сгибание рук в упоре на коленях (кол-во раз)

18,4±0,16

18,8±0,48

17,9

10,6±0,75

14,3±0,19

24,1

Подтягивание из виса лежа (кол-во раз)

7,2±0,32

8,0±1,62

10,8

10,0±0,76

12,3±0,95

21,3

Подъем ног из виса (раз)

8,6±0,16

9,8±4,5

12,1

9,3±1,52

11,0±0,95

18,5

Прыжок в длину см (см)

135,4±3,2

137,0±2,59

2,8

133,0±0,95

141±1,33

12,3

Метание малого мяча в цель (кол-во раз)

3,0±0,32

3,0±0,32

11,6

3,0±0,38

4,3±0,19

39,4

Прохождение по гимнастической скамейке (с)

1,8±0,1

1,6±0,01

8,9

1,63±0,03

1,46±0,04

29,6

Челночный бег 3х10 м (с)

10,9±0,04

10,8±0,04

2,3

11,1±0,07

10,6±0,07

9,5

Исследуя показатели двигательной подготовленности мальчиков в контрольной и экспериментальной группе (табл. 7), мы наблюдаем, что при проведении теста сгибание рук в упоре на коленях, прирост в контрольной группе составил 17,9%, а в экспериментальной группе- 24,1%, разница между показателями прироста составила 6,2%.

Прирост за время исследования подъема ног из виса в экспериментальной группе составил 12,1%, а в контрольной – 18,5%, разница между показателями 6,4%. При проведении тестирования прыжка в длину с места прирост в экспериментальной группе составил на 9,5% больше, чем в контрольной группе.

Существенные изменения произошли при выполнении челночного бега: прирост в экспериментальной группе составил 9,5%, а в контрольной на 2,3%, разница между показателями равна 7,2%.

При выполнении метания малого мяча в цель, прирост в экспериментальной группе составил 11,6%, соответственно в контрольной группе этот показатель равен 39,4%, а значит, показатель прироста в экспериментальной группе составил 27,8%.

Исходя из данных физической подготовленности на конец эксперимента, прирост в экспериментальной группе среди мальчиков в оценке способности к динамическому равновесию равен 29,6%, а в контрольной группе – 8,9%.

Высокая степень прироста за время проведения основного исследования наблюдалась в подтягивании из виса лежа: 21,3% в экспериментальной группе и 10,8% в контрольной группе, разница в показателях равна 10,5%.

Рис. 6 Прирост показателей физической подготовленности мальчиков в контрольной и экспериментальной группе в сравнении

Из графиков, изображенных на рис. 5 и 6, видим, что на заключительном этапе нашего педагогического эксперимента прирост показателей физической подготовленности девочек и мальчиков в контрольной и экспериментальной группе отличается, хотя на начальном этапе были относительно равны.

Так, исследуя прирост силовых способностей в контрольной и экспериментальной группе, мы наблюдаем, что значительное увеличение результатов произошло в экспериментальной группе (у мальчиков: сгибание рук в упоре на коленях на 6,2%, а у девочек - на 2,6%, подтягивание из виса лежа соответственно на 10,5% и 11,6%, подъем ног на 6,4% у мальчиков и на 8,2% у девочек).

Исходя из результатов тестирования скоростно-силовых способностей, прирост в экспериментальной группе составил: у мальчиков на 9,5%, а у девочек – на 8,2%.

Показатели оценки динамического равновесия также выше, чем в контрольной группе: у девочек – на 30,5%, а у мальчиков – на 20,7%. Также увеличился прирост показателей быстроты: у мальчиков он равен 7,2%, у девочек – 6,4%.

При выполнении метания малого мяча в цель, мы наблюдаем существенный прирост: у девочек на 27,1%, а у мальчиков – на 27,8%.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что коррекционная и двигательная составляющая подвижных игр, их содержание оказывает положительное влияние на уровень двигательной подготовленности младших школьников с нарушениями в состоянии здоровья.

Подвижные игры с их содержанием могут служить важным условием формирования системы компенсаторных процессов, которые лежат в основе сохранных психических образований, и двигательных возможностей детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.


Выводы

1. В результате анализа специальной и методической литературы и практической деятельности учителей физического воспитания выявлена, теоретически обоснованная и научно доказанная необходимость создания коррекционно-педагогической методики воздействия на физическое развитие младших школьников с нарушениями здоровья с помощью подвижных игр.

2. Выявлены особенности психолого-педагогического и физиологического развития младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

3. Контрольный эксперимент показал эффективность влияния коррекционно-педагогической методики применения подвижных игр, в работе с младшими школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, на повышение их двигательной подготовленности:

- в развитии скоростных способностей на 9,5%,

- скоростно-силовых способностей на 27,8%,

- силовых способностей на 24,1%.

4. Перспективными направлениями продолжения исследований могут стать следующие: изучение возможностей коррекции двигательной сферы младших школьников с нарушениями в состоянии здоровья; изучение возможностей использования других видов физических упражнений, входящих в школьную программу для детей специальной медицинской группы.


Список литературы

1. Адаптивная физическая культура [Текст] / под ред. Н.Н. Чеснокова. – М., 2001. — 285с.

2. Абысова, Г.А. Влияние занятий физической культурой на здоровьешкольников [Текст] / Г. А. Абысова, Н.Я. Эглит — М., 1992, — 152 с.

3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Книга для учителя / Н.П. Аникеева. – М., 1987. — 178 с.

4. Антропова, М.В.Учебная нагрузка остается доминирующим фактором риска для здоровья учащихся начальных классов [Текст] / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова. — М., 2002. — 144 с.

5. Апанасенко, Г.А. Физическое развитие детей и подростков [Текст] / Г.А. Апанасенко. – Киев: Здоровье, 1985. – 80 с.

6. Ахундов, Р.А.Исследование двигательной активности учащихся начальной школы [Текст] / Р.А. Ахундов. – М.: Педагогика, 1999. – 134 с.

7. Ашмарин, Б.А.Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин – тов / Б.А. Ашмарин. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.

8. Ашмарин, Б.А. Педагогический контроль за физической подготовленностью [Текст]: Учеб. пособие / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов. – М.: Педагогика, 1998. — 164 с.

9. Белоусов, А.И. Физическое воспитание в специальных медицинских группах [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений и студентов педагогических колледжей / А.И. Белоусов. – Екатеринбург: Центр « Учебная книга», 2006. – 128с.

10. Бутин, И.М.Развитие физических способностей [Текст] / И.М. Бутин, А.Д. Викулов. – М., 2002. – 250 с.

11. Булич, Б.Г. Физическое воспитание в специальной медицинской группе [Текст] / Б.Г. Булич. — М., 1993. – 237 с.

12. Былеева, Л.В.Подвижные игры [Текст]: учебн. пособие для ин-тов физической культуры / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, В.Г. Яковлев. — 4-е изд., перераб. и дополн. — М.: Физкультура и спорт, 1994. — 208 с.

13. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей [Текст] / В.К. Велитченко. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: ФиС, 1999. — 210 с.

14. Войнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст]/ Я.С. Войнбаум. – М.: Просвещение, 2002. – 245с.

15. Волков, В.Н. Пути повышения эффективности системы внеурочных занятий учащихся оздоровительной физической культурой [Текст] / В.Н. Волков. — Мурманск, 1993, — 242 с.

16. Годик, М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека [Текст] / М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры. — 1994. – № 5-6. — С.24-32.

17. Головина, Л.Л.Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников [Текст] / Л.Л. Головина. – М., 1990. – 197 с.

18. Гомова, О.С. Спортивные игры для детей [Текст] / под ред. О.С. Гомовой. – М.: Сфера, 2002. – 84 с.

19. Гофман, Л.Б.Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Л.Б. Гофман. – М., 2004. – 305 с.

20. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст] / А. А. Гужаловский. – М., 2002 – 88 с.

21. Дубровский, В.И.Лечебная физическая культура [Текст] / В.И. Дубровский. – М., 1998. – 418 с.

22. Дубровский, В.И. Спортивная медицина [Текст] / В.И. Дубровский. — М., 2000. – 270 с.

23. Емолаев, Ю. А. Возрастная физиология [Текст] : учеб. пособие для студентов ВУЗов / Ю. А. Емолаев. — М., 1999. — 180 с.

24. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк. – М., 2000. – 190 с.

23. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст] / М.Н. Жуков. – М., 2002. — 300с.

24. Карманова, Л.В. Физическая культура младшего школьника [Текст] / Под ред. Л.В. Кармановой, В.Н. Шебеко. – Минск: Полымя, 1997. – 282 с.

25. Кенеман, А. В.Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковский, Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 1990. – 328 с.

26. Козырева, О.В. Лечебная физкультура для школьников. Система физической реабилитации детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: пособие для инструкторов лечебной физкультуры / О.В. Козырева. — М.: Просвещение, 2002. – 280с.

27. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы [Текст] / сост. В.И. Лях, Л. Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. — М., 1998. — 236 с.

28. Коротков, И.М. Подвижные игры в занятиях спортом [Текст] / И.М. Коротков. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 116 с.

29. Лебедева, Н. Т. Проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Н. Т. Лебедева. — М., 2000. — 255 с.

30. Лебедева, Н. Т. Школа и здоровье учащихся [Текст] / Н. Т. Лебедева. — М., 2000. – 221 с.

31. Лесгафт, П.Ф.Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст] / Под ред. П.Ф. Лесгафта. Избр. Пед. соч. — М.: Просвещение, 1952. – 428 с.

32. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах [Текст] / В.Ф. Ломейко. – М., 1990. – 128 с.

33. Макарова, О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно-игровые проекты для первого класса [Текст] / О.С. Макарова. – М., 2002. – 230с.

34. Малыхина М.В. Личная физическая культура учащихся общеобразовательной школы: проблема отбора содержания [Текст] / М.В. Малыхина, Т.А. Протченко, Н.В. Полянская. — М., 1998, — 261 с.

35. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В.В. Марков. – М., 2001. – 225с.

36. Марц, В.Г.Беседы по методике и теории игры [Текст]: Учеб. пособие / В.Г. Марц. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 185 с.

37. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания в основании теории [Текст] / А.П. Матвеев. – М., 1987. – 246с.

38. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебн. для ин-тов физической культуры / Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

39. Мишин, Б.И. Книга для учителя физической культуры [Текст] / Б.И. Мишин. – М., 2003. — 397с.

40. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л.Д. Назаренко. – М.: Владос-пресс, 2003. – 248 с.

41. Основыматематической статистики [Текст]: учебн. пособие для институтов физ. культ. / под ред. В.С. Иванова. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 176 с.

42. Пензулаева, Н.И.Подвижные игры и игровые упражнения младших шольников [Текст] / Н.И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 1999. – 124 с.

43. Петров, П.К.Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре [Текст] / П. . Петров. – М.  Владос-пресс, 2002. – 112 с.

44. Попов, С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) [Текст] / С.В. Попов – СПб., 1997. — 413с.

45. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Г.И. Погадаев. – М., 2000. – 427с.

46. Решетников, В.Н. Игры на открытом воздухе [Текст] / В.Н. Решетников. – М., 1998. – 270с.

47. Решетников, В.Н.Физическая культура [Текст] / В.Н. Решетников. – М., 2001. – 256с.

48. Рипа М.Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе [Текст] / М.Д. Рипа, С.С. Волкова. — М.: ФиС, 1998. — 227 с.

49. Родионов, А.В. Практическая психология физической культуры и спорта [Текст] / А.В. Родионов. – Махачкала, 2002. — 276 с.

50. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка [Текст] / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 256 с.

51. Сиваков, В.И. Педагогические основы управления психическим состоянием школьников на уроках физической культуры [Текст] / В.И. Сиваков. – Челябинск, 1998.

52. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст] / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: 2002. – 350с.

53. Страковская, В.Л.Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей [Текст] / В.Л. Страковская. – М.: Медицина, 1987. – 240 с.

54. Сухарев, А.Г.Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст] / А.Г. Сухарев– М.: Медицина, 1998. – 252 с.

55. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей младшего школьного возраста [Текст]: метод. рекомендации / Т.А. Тарасова. – М.: Сфера, 2005. – 186 с.

56. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми младшего школьного возраста. [Текст] / Е. А. Тимофеева. – М., 2009. – 230с.

57. Тимошенков, В.В.Физическое воспитание студентов и учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья [Текст] : учеб.пособие / В.В. Тимошенков. —2-е изд.,перераб. и доп. — М., 2001. — 312 с.

58. Фарбер, Д.А.Физиология школьника [Текст] / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В. Д. Сонькин. – М.: Педагогика, 1990. – 63 с.

59. Физическаякультура. 1-11 классы: Программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений

[Текст] / Авт. сост. А.П. Матвеев, Л.В. Петрова, Л.В. Каверкина. – М.: –Дрофа, 2004. – 243 с.

60. Физическаякультура. Программа для начальной школы [Текст] / Сост. А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2007. – 146с.

61. Фомин, Н.А.Возрастные основы физического воспитания [Текст] / Н.А. Фомин, В.П. Филин. — М.: Физкультура и спорт, 2000. — 176 с.

62. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М., 2002. – 420с.

63. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст]: научно-практический сборник инновационного опыта / И. В. Чупаха, Е. З. Путаева. – М., 2001. – 190с.

65.Яковлев В.Г.Игры для детей [Текст] / В.Г. Яковлев. — М. :

Физкультура и спорт, 1975. — 158 с.

Информация о файле
Название файла Методики проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста, имеющими отклонения в состоянии здоровья от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 19:02
Дата обновления 10.5.2020, 19:02
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 114.79 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 450
Скачиваний 101
Оценить файл