Методика развития целевой точности средствами футбола на уроках физической культуры и здоровья

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Тема: Методика развития целевой точности средствами футбола на уроках физической культуры и здоровья


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ.. 6

1.1 Футбол как средство и методы физического развития ребёнка. 6

1.2 Понятие целевой точности ударов в спорте. 15

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ.. 20

2.1 Теоретико-методические подходы к формированию и совершенствованию точности в футболе. 20

2.2 Методика развития точности движений на уроках футбола. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31


ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития в футболе, характеризуется возрастанием физических и нервных нагрузок. Особо следует выделить увеличение роли и эффективности тех коллективных методов ведения игры, которые базируются на высокой функциональной подготовленности и высоких требованиях к технико-тактическим действиям в условиях силового противодействия и дефицита времени (J.Bangsbo, 2000; А.И.Шамардин, 2000; S.Schmid, B.Alejo, 2002; Г.А.Лисенчук, 2003; В.Пшибыльски, 2004).

Современный футбол стал как более комбинационным, более быстрым во всех компонентах игры, так и более жестким из-за возрастания конкуренции и «цены» победы. Количество технико-тактических действий (приемов), выполняемых от игры к игре, во многом зависит от силы. А так как все эти факторы имеют устойчивую тенденцию к повышению, то и увеличивается стремление (и необходимость) к увеличению числа выполненных на протяжении матча приемов. Это неминуемо влечет за собой возрастание напряженности игр и повышение требований к всесторонней функциональной подготовленности (В.Н.Платонов, 1975; А.А.Сучилин, 1997; J.Sneyers, 1997; B.Ekblom, 1994; В.Пшибыльски, 2004).

В виду этого объем и интенсивность на занятиях достигли критических величин, дальнейший рост которых лимитируется как биологическими возможностями организма человека, так и социальными факторами (В.Н.Платонов, 1988, 1997; А.И.Шамардин, 2000; В.К.Бальсевич, 2001; И.Н.Солопов, А.И.Шамардин, 2003).

В связи с этим в настоящее время практика показывает, что на уроках физической культуры и здоровья  не могут эффективно решаться  основные задачи по развитию оптимальной адаптации организма к мышечным нагрузкам без дополнительной разработки и обоснования новых методов воздействия и использования новых адаптогенных средств. Только привлечение эффективных современных, научно обоснованных технологий в совокупности с рациональной системой комплексного контроля может позволить значительно расширить диапазон адаптационных перестроек при достигнутом объеме и интенсивности нагрузок на занятиях (А.И. Шамардин, 2000).

В этой связи, в настоящее время особое значение приобретает проблема совершенствования функциональной подготовки занимающихся.

Цель работы: исследование методики развития целевой точности средствами футбола на уроках физической культуры и здоровья.

Объект исследования: учебные занятия по физической культуре и здоровью.

Предмет исследования: методика развития целевой точности средствами футбола на уроках физической культуры и здоровья.


Задачи:

1.           Охарактеризовать футбол как средство и метод физического развития ребёнка.

2.           Определить понятие целевой точности ударов в спорте.

3.           Рассмотреть методику формирования и совершенствования точности в футболе.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, научный синтез, обобщение, описание.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ

1.1 Футбол как средство и методы физического развития ребёнка

ФУТБОЛ (англ. football, от foot - нога и ball - мяч), спортивная игра на травяном поле, в которой две противоборствующие команды (по 11 человек в каждой), используя ведение и передачи мяча ногами или другой частью тела (кроме рук), стремятся забить его в ворота соперника и не пропустить в свои. Футбольное поле - 90-120x45-90м, продолжительность игры - 90 мин (2 тайма по 45 мин с перерывом 15 мин). Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) основана в 1904, объединяет 204 национальных федерации (2002).

Упражнения с использованием элементов спортивных игр и футбола, в частности, способствуют развитию двигательных координационных способностей (равновесие, ориентация в пространстве, точность, ритмичность, темп, ловкость, согласованность движений, быстрота реагирования), выносливости, быстроты, силы, гибкости.

Они формируют умения владения и выполнения различных действий с мячом, согласованности усилий с расстоянием, развивают выразительность движения. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы ног и рук, увеличивают подвижность суставов, что особенно важно для детей.

При использовании элементов игры в футбол ребенок осуществляет действия с мячом ногами (удары по мячу ногами, остановка (прием) мяча, его ведение и финты, отбор) и руками (ловля, вбрасывания, катание, а также специальные технические приемы вратаря и т.д.). На разных этапах игры и при выполнении различных заданий в движении участвуют проприорецепторы различных мышц и рецепторы осязания. Происходит тесное взаимодействие с противником и партнерами, что способствует большому количеству тактильно-осязательных ощущений, а так же раздражению вестибулярного аппарата. Слуховым анализатором воспринимается ритм шагов, звук удара по мячу, указания и подсказки. Зрительный анализатор выполняет сложные восприятия, координируемые с работой проприорецепторов мышц. Это способствует согласованности в работе верхних и нижних конечностей, что в свою очередь оказывает положительное влияние в гармоничном развитии центральной нервной системы и всего организма. При обучении элементам игры в футбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре.

Элементарные действия игры в футбол могут широко использоваться в старших и начальных классах на занятиях физической культуры и здоровья. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с футболом в доступной форме. Футбол - спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Эффективное обучение двигательным действиям во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы.

К этой группе методов относятся показ физических упражнении, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях. Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают. Перед показом детям сообщают, на какой элемент им следует обратить внимание. Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно-двигательное представление о движении, целесообразно вызывать словом его образ, активизируя при этом мышление ребенка.Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, мультимедиа). Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.

Словесные методы.

Данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.

Название упражнения. Название вызывает зрительное представление о движении, и дети правильно его выполняют. Названия сокращают время, которое тратится на то, чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.

Описание — это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Описание, необходимое для создания общего представления о движении. Словесное описание нередко дополняется показом упражнения. Например, показывая в замедленном темпе как надо метать мячи, на дальность правой рукой, учитель в подробностях описывает действия всего физического упражнения. Такое описание позволяет словесно обозначить основные элементы техники движений и создать четкое представление о них.

Объяснение используется при разучивании упражнений. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представление о каждом  элементе. Объяснение должно быть кратким, точным, понятным, образным, эмоциональным. Содержание объяснений изменяется в зависимости от конкретных задач обучения, подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Так, обучая попаданию в цель, учитель при объяснении опирается на знания о метании на дальность, делает сравнения, указывая на одинаковое исходное положение, сходство в замахе. Это активизирует мышление ребенка, и он быстрее, точнее воспринимает изучаемое движение. Дети привлекаются к объяснению физических упражнений, как правило, при закреплении двигательных навыков.

Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить, восприятие детей, подчеркнуть те или иные стороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает показ или выполнение физических, упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.

Указания. При разучивании движений, закреплении двигательных навыков и умений слово применяется и в виде коротких указаний, которые могут быть использованы для уточнения задания; напоминания, как действовать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрения. Указания могут даваться как до выполнения упражнения, так и во время его. В первом случае они применяются как способ предварительного инструктирования. Во втором случае учитель оценивает правильность выполнения заданий. Оценка качества выполнения способствует уточнению представлений детей о движении, помогает формированию умения замечать ошибки у себя и у сверстников.

В начале занятия целесообразно, например, спросить у детей, кто умеет выполнять данное упражнение, кто помнит правила подвижной игры. В процессе занятия можно спросить, правильно ли выполняются упражнения. Эти вопросы помогают замечать ошибки. При ответах дети называют элементы техники, определяют характер усилий, отмечают ошибки и т. д.

Рассказ, придуманный учителем или взятый из книги, используется для возникновения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосредственно на занятии.

Беседа. Чаще всего она имеет вопросно-ответную форму. Беседа помогает учителю выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же — осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений. Учитель заранее подбирает темы, намечает вопросы и продумывает методику проведения беседы (приемы активизации детей и т д.).

Практические методы.

К практическим методам относят повторение упражнении без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой и соревновательной формах. Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают, поэтому важно уметь рационально распределять повторение упражнений во времени, чтобы не утомлять детей на одном занятии.

Повторение упражнений. Вначале, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения и в целом. На фоне такого целостного выполнения идет освоение элементов техники. Наиболее сложные движения можно расчленить на относительно самостоятельные элементы и, осваивая их в облегченных условиях, постепенно подойти к овладению движением в целом.

Проведение упражнений в игровой форме. Этот метод применяется для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки и пр.). В игре детям предоставляется возможность творческого решения возникающих задач, проявления самостоятельности, находчивости в выборе способа действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры побуждают действовать быстрее, более ловко. Выполнение движений в игровой форме приводит к динамичности сформировавшихся двигательных стереотипов.

Проведение упражнений в соревновательной форме. При выполнении физических упражнений в соревновательной форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.) Соревновательный метод повышает интерес к физическим упражнениям, содействует лучшему их выполнению. Кроме того, у детей развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях. Пользоваться соревновательным методом надо осторожно. При неправильной методике он может вызвать сильное нервное возбуждение, отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей дошкольного возраста. Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения.


1.2 Понятие целевой точности ударов в спорте

Под точностью движения понимают степень его близости требованиям двигательного задания. Вообще говоря, любое движение может быть выполнено лишь в том случае, если оно достаточно точно. Если, например, во время ходьбы человек будет выполнять движения очень неточно, то идти он не сможет. Однако здесь будет идти речь о точности в более узком смысле слова - о точности рабочего звена тела (например, кисти) или управляемого этим звеном снаряда (фехтовального оружия, мяча, ручки для письма). [21].

Различают два вида точностных заданий. В первом необходимо обеспечить точность движения на всей его траектории (пример - обязательная программа в фигурном катании на коньках, где требуется, чтобы след конька был идеальной геометрической фигурой). Такие двигательные задания называют задачами слежения. Во втором виде заданий неважно, какова траектория рабочей точки тела или снаряда, необходимо лишь попасть в обусловленную цель (в мишень, ворота, поражаемую часть тела противника и т. п.). Такие двигательные задачи называют задачами попадания, а точность - целевой точностью [9].

Целевая точность характеризуется величиной отклонения от цели. В зависимости от конкретного вида двигательного задания используют различные способы оценки точности. Если стоит, например, задача бросить мяч на определенное расстояние и ошибка может выражаться только в перелете или недолете (отклонения вправо или влево значения не имеют), то при большом числе бросков мяч будет приземляться, конечно, не в одно и то же место. При этом средняя точка попадания может отклоняться от центра мишени. Это отклонение называется систематической ошибкой попадания. Кроме того, места приземления мяча будут как-то рассеяны относительно средней точки попадания. Из баллистики известно, что это рассеивание подчиняется закону нормального распределения. Нормальное распределение характеризуется средней величиной и стандартным (средним квадратическим) отклонением. Стандартное отклонение указывает величину случайной ошибки попадания. Величина, обратная стандартному отклонению, называется кучностью попадания. Систематическая ошибка и кучность вместе характеризуют целевую точность. Если систематическая ошибка равна нулю, т. е. если учащийся попадает в центр мишени, целевая точность характеризуется только кучностью. Когда имеют значения отклонения от центра мишени не только, вперед-назад (вверх-вниз), но и вправо-влево, например в пулевой стрельбе или при ударах по воротам, различают вертикальную и горизонтальную точность. Для оценки каждой из них надо знать систематическую и случайную ошибки, т. е. Всего четыре показателя. [15].

Часто более удобно оценивать точность по числу удачных попыток — попаданий в цель. Если систематическая ошибка известна (в частности, если она равна нулю), то, пользуясь статистическими таблицами нормального распределения, по проценту попаданий легко вычислить величину стандартной ошибки.

Отклонения от центра мишени вправо и влево зависят от азимута, а отклонения вперед-назад (вверх-вниз) — от угла места и скорости вылета снаряда. При этом снаряд попадает в цель лишь при строго определенном сочетании угла и скорости вылета. Изменение одной из этих характеристик при постоянном значении второй приводит к промаху. Исследования показывают, что главная трудность в достижении высокой целевой точности как раз и состоит в том, чтобы обеспечить правильное сочетание угла и скорости вылета. Например, отклонения (дисперсия) начальных характеристик вылета мяча — угла и скорости — у баскетболистов-"снайперов" такие же, как у тех, кто не отличается высокой точностью бросков. Но у первых избранный угол вылета соответствует скорости, а у вторых такого соответствия нет.

В достижении высокой целевой точности существенную роль играет техника выполнения упражнения, в частности такая организация движений, при которой облегчается исправление ошибок, допущенных по ходу попытки. Поскольку подобная коррекция происходит до того, как становится ясен итоговый результат действия, ее называют предварительной или прелиминарной (от лат. pre – перед и limin – порог) коррекцией. Например, при выполнении баскетбольных бросков с разных дистанций большая часть скорости вы­лета мяча создается движением ног, руки же обеспечивают тонкие корректи­рующие добавки. [25].

Особенно трудно добиться необходимой точности при ударных действиях. Например, в футболе при ударе с 20 м достаточно ошибиться в точке приложения удара всего на 1 см, чтобы мяч отклонился от цели почти на 2 м. Поэтому более точны те удары, которые выполняются при относительно большой площади соприкосновения с мячом. Так, при ударах внутренней стороной стопы («щечкой») легче добиться необходимой точности, чем при ударах носком. Наиболее трудно добиться высокой точности при ударах по движущемуся мячу («в одно касание»). Биомеханическая основа этих, затруднений состоит в следующем [10].

Мяч, ударяясь о плоскость под определенным углом, отскакивает от нее примерно под тем же углом. Следовательно, если подставить, например, ракетку под мяч вертикально на разных участках его траектории, то он отразится по-разному. Чтобы отразить мяч в нужном направлении (не ударяя по нему), нужно подставить плоскость ракетки (или ноги) перпендикулярно к линии, делящей угол между направлениями полета мяча до и после отскока примерно пополам.

При ударных действиях к первоначальной скорости мяча добавляется скорость, привносимая ударом. Они складываются геометрически (по правилу параллелограмма). В результате оказывается, что мяч после удара движется не в направлении действия силы удара. Мяч попадает в цель лишь в том случае, если направление и сила удара будут строго соответствовать направлению и скорости летящего мяча. Добиться такого соответствия трудно.

Целевая точность снижается при значительном увеличении скорости движений. Небольшие колебания скорости от попытки к попытке на точность попадания в цель не влияют. Целевая точность зависит также от расстояния и направления до цели.


ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ

2.1 Теоретико-методические подходы к формированию и совершенствованию точности в футболе

На основе моделей высшей нервной деятельности можно сформулировать следующую технологию формирования точностных двигательных действий.

Выполнение удара по воротам есть результат реализации определенной двигательной программы. Эта двигательная программа была сформирована непосредственно перед ударом, в соответствии с конкретными условиями внешней среды и исходного состояния тела. При выполнении удара возникают ошибки как внутреннего, так и внешнего характера. Например, из-за неверной оценки внешней среды, состояния тела, ошибок в активации двигательных нейронов. [3].

Повторное выполнение ударов приводит к формированию множества двигательных программ, при достижении цели, а именно попадании в цель, происходит подкрепление двигательного навыка.

Таким образом, после выполнения множества относительно стереотипных двигательных действий, в ЦНС - в памяти - фиксируется множество вариантов двигательных программ для решения одной задачи. Регулярное повторение занятий приводит к закреплению всех двигательных программ как правильных, так и неправильных. Поэтому педагогическая технология «натаскивания» приведет к запоминанию всех двигательных программ. Это приведет к возникновению ошибочных действий в соревновательных условиях. Для устранения так называемых случайных ошибок надо забыть ошибочные варианты двигательных действий. [17].

Совершенствование точностных двигательных действий должно строиться в виде занятий с повторением очередного задания через отрезок времени, достаточный для забывания непрочных двигательных программ. Непрочные двигательные программы в этом случае как раз ошибочные. Через 3-7 дней они забываются, поэтому не могут воспроизводиться, а процесс совершенствования точностного двигательного действия оказывается на новом качественном уровне. Следовательно, совершенствование точностной двигательной программы должно выполняться с большими интервалами отдыха между однотипными занятиями. В случае разучивания большого количества двигательных действий их надо разбить на группы и повторять однотипные занятия через большие интервалы отдыха, но техническая подготовка может выполняться ежедневно с разными двигательными заданиями. [11].

Таким образом, натаскивание формирует в памяти множество двигательных программ (умений), как для правильного выполнения, так и ошибочного. Для минимизации технических погрешностей необходимо либо забывать некорректные программы или иметь в двигательной памяти программы для исправления начальных ошибок в выполнении движения.

Теория формирования точностного двигательного навыка проверялась В.Н. Селуяновым в эксперименте с совершенствованием двигательного навыка удара в цель недоминантной ногой. Известно, что не все дети одинаково владеют управлением ног. [18].

Футбол - спортивная игра, в которой результат игровых действий - гол зависит, прежде всего, от умения точно вы­полнять удары по мячу доминантной и недоминантной но­гами. «Двуногие» учащиеся, как и «одноногие», в футболе не редкость, однако наиболее высоко ценятся, конечно, учащиеся, способные выполнять технические действия двумя ногами. В научной литературе по футболу практи­чески отсутствуют исследования, связанные с изучением технических действий, выполняемых недоминантной ногой.

Для решения поставленной задачи В.Н. Селуянову надо было выявить исходное состояние футболистов, а затем провести педагогический эксперимент для изменения свойства - меткость, в ударах по воротам недоминантной ногой. [18].

Каждый из учащихся тестировался с целью определения точности попадания в цель - правый нижний угол (щит 1 м2). Выполнялись удары доминантной и недоминантной ногами с разбега. Фиксировалось количество точных попаданий с дистанций 6, 7, 8, 9, 10 и 11 метров из 100 ударов.

Исследования В.Н. Селуянова показали, что существует два воз­можных пути управления способностью  точно выполнять удары по воротам недоминантной ногой. [18].

Первый путь. Расширение технического арсенала двигательных действий для недоминантной ноги, за счет включения в занятия специальных упражнений, требующих проявления ловкости и высоких координационных способностей, что приводит к росту точности выполне­ния ударов по воротам. Этот рост наблюдается в сравнении с методикой занятий, в которой не делается акцента на развитие навыков выполнения технических действий недоминантной ногой.

Второй путь. Организация технической подготовки с введением в план исполнения стереотипных двигательных заданий с последующим длительным интервалом отдыха. Увеличение продолжительности интервала отдыха приводит к ослаблению образовавшихся условных связей в ЦНС, однако забываться должны только те связи, которые повторялись на занятии наименьшее число раз, а это значит - неправильная техника. Это предположение подтвердилось результатами исследования В.Н. Селуянова. [9].

Следовательно, увеличение продолжительности интервала отдыха должно вести к росту точности выполнения двигательного действия при прочих равных условиях. Выполнение на одном занятии многократно только одного технического двигательного действия позволяет подробно проанализировать (насколько это возможно для неквалифицированного специалиста) технику выполняемого двигательного действия. Понимание закономерностей выполнения технического действия должно способствовать более успешному выполнению заданий как доминантной, так и недоминантной ногами. В данном случае имеет место так называемый генерализованный фактор точности - теоретическое знание. Более совершенное теоретическое знание, в целом, должно сказываться на точности выполнения пенальти обеими ногами. В контрольной группе такой возможности не было, поскольку целевая установка менялась после каждого удара, не было возмож­ности для самоанализа и коррекции патерна двигательного действия.


2.2 Методика развития точности движений на уроках футбола

В.В. Белинович предложил для воспитания точности движений два пути. Первым был назван путь выполнения движений, требующих высокой точности; второй (более целесообразный – по автору) заключается в выполнении точно поставленных задач. В.В. Белинович рассуждал так, что упражнения в метании по целям, жонглирование, удары ракеткой по мячу и т.п. в большой степени способствуют развитию точных движений, чем какие-то надуманные упражнения в точных движениях.

В основе ведущего «рабочего» метода в упражнении анализаторных систем человека рекомендуется варьирование действий и внешних условий педагогического процесса и включения афферентных систем. Рассматриваются два пути в этом процессе:

1) использование упражнений-заданий с высокой точностью двигательных дифференцировок

2) естественных заданий качественного исполнения движений.

Очевидно, второй путь более предпочтителен в занятиях со школьниками, если судить по отдельным замечаниям исследователей. В научной литературе (безотносительно места исполнения) рассматриваются самые разнообразные способы, которые в подавляющем большинстве случаев нельзя причислить ни к одному из принципиальных положений.

Определенное предпочтение можно отдать способу варьирования, разработанному в исследованиях А.И. Бобкина (1957) (таблица 2.1). В основу способа положены основные признаки движений человека. Методическим основанием его служит характер восприятий движений учащихся.

Таблица 2.1 - Метод варьирования упражнения

Понаправлению

Поскорости

По темпу

По ритму

По усилию

По размеру

Вперед

Постоянно

Медленно

Равномерно

Мало

Амплитуда

Малая

Назад

Переменно

Умеренно

Ускоренно

Средне

Средняя

Вверх

Ускоренно

Быстро

Замедленно

Много

Большая

Вниз

Замедленно

Максимально

Аритмично

Дистанция

Малая

Влево

Минимально

Умеренно

Максимально

Средняя

Вправо

Промежуточно

Кругообразно

Комбинационно

Длинная

Из нее следует, что варьирование осуществляется по шести признакам: направлению, скорости, темпу, ритму, усилию, размеру. Внутри каждого признака указаны параметры движений по свойству и качеству. Например, по признаку «направление» указано шесть основных направлений и три дополнительных (по способу промежуточно; т.е. между точками «вверх» и «вниз» и т.д., кругообразно, т.е. по дуге или полному кругу;  комбинационно, т.е. вперед, а затем повернуться налево и т.д. в других сочетаний).

По признаку «скорость» рассматривается семь качественных параметров постоянной заданной скоростью, с переменной заданной скоростью, ускоренно, замедленно (в сторону от большей к малой скорости), с минимальной заданной скоростью для данной группы или отдельного учащегося. Конкретные параметры (возможны и количественные) определяются в каждом случае учителем, который дает задание сообразуясь с оптимизацией условий обучения учащихся. По признаку «темп» определены четыре параметра, которые также основаны на грубой дифференцировке, т.е. без указания количества движений в единицу времени. Учитель задает определенный темп в рамках медленного, умеренного, быстрого и максимального варьирования движений с учетом педагогической целесообразности. Так что в этих 4-х диапазонах возможны самые различные количественные показатели, но без их конкретизации.

По признаку «ритм» рассматривают четыре основных ритмических фигуры: равномерно, т.е. с равными промежутками времени в цикле движений; ускоренно, т.е. с уменьшающимися промежутками больших к очень малым; замедленно, т.е. с увеличивающимися промежутками – от максимально малых до больших; аритмично, т.е. промежутки по своей величине различны и расположены в случайном «нелогичном» порядке, а возможно и не повторяются. Учитель задает необходимую фигуру ритма в широком диапазоне сочетаний, хотя и не пользуется количественными критериями.

По признаку «усилие» учебные упражнения проводятся в рамках трех параметров. При этом учитель широко варьирует задание по усилию в диапазоне между малым, средним и большим также исходя из представлений о возможностях детей и логики освоения техники движений.

По признаку «размер» движения рассматриваются амплитуда и дистанция, преодолеваемая учащимся или брошенным снарядом. Амплитуда может быть малой, средней и большой. Если представить эти размеры в количественном выражении, то в каждом конкретном случае нужно учитывать размер полной амплитуды техники правильно выполненного движения. Тогда 1/3 часть движения может составить понятие о малой амплитуде, 2/3 – средней. Учитель может задавать учащимся еще и дополнительные доли амплитуды (чуть-чуть пошире, немного убавить и т.п.). О величине дистанции также нужно судить по крайним ее показателям, учитывая максимальные возможности учащихся и цели обучения.

В этом, собственно, и состоит особенность экспериментального метода варьирования, который проводится преимущественно на качественной оценке (выполнил – не выполнил, справился – не справился, успешно – не совсем успешно, отлично – не очень удачно). Основным критерием при этом служат задуманные учителем параметры и применение возможно большего числа качественных оттенков движений в рамках предложенной схемы и согласно сформулированных в плане урока заданий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятие футболом оказывает всестороннее воздействие на организм детей и подростков. Большинство упражнений, применяемых с целью повышения физической подготовки учащихся, всесторонне воздействуют на организм: укрепляют мышечно-связочный аппарат, совершенствуют функции внутренних органов и систем, улучшают координацию движений и способствуют общему повышению уровня развития двигательных качеств, но в то же время каждое из них преимущественно направлено на развитие того или иного качества.

Футбол - спортивная игра, в которой результат игровых действий - гол зависит, прежде всего, от умения точно выполнять удары по мячу доминантной и недоминантной ногами. «Двуногие» учащиеся, как и «одноногие», не редкость, однако наиболее высоко ценятся, конечно, те которые способны выполнять технические действия двумя ногами. В научной литературе по футболу практически отсутствуют исследования, связанные с изучением технических действий, выполняемых недоминантной ногой.

Физическая подготовка школьников, занимающихся в школе футболом, должна предполагать их всестороннее развитие, укрепление органов и систем организма, развитие физических качеств и расширение функциональных возможностей. Различается общая и специальная физическая подготовка.

После выполнения множества относительно стереотипных двигательных действий, в ЦНС - в памяти - фиксируется множество вариантов двигательных программ для решения одной задачи. Регулярное повторение занятий приводит к закреплению всех двигательных программ как правильных, так и неправильных. Поэтому педагогическая технология «натаскивания» приведет к запоминанию всех двигательных программ.

Для устранения так называемых случайных ошибок надо забыть ошибочные варианты двигательных действий.

В процессе развития целевой точности у школьников определенное предпочтение можно отдать способу варьирования, разработанному в исследованиях А.И. Бобкина. В основу способа положены основные признаки движений человека. Методическим основанием его служит характер восприятий движений человеком.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.           Блюдик, B.C. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. – 2005. – №8. – С.40–41.

2.           Буравель, О. И. Физиологическая характеристика ударно-целевых действий у футболистов: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Томск, 2012. – 32 с.

3.           Вихров, К., Догадайло В. Педагогический контроль в процессе тренировки. - Киев: Научно-методический отдел Федерации футбола Украины, 2001. – 345 с.

4.           Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

5.           Годик, М.А., Скоморохов Е.В. Факторная структура специальной подготовленности футболистов //Теория и практика физической культуры. –2007.– №7.–С.14–16.

6.           Голомазов, С.В. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий: автореф. дисс. д-ра пед. наук. - М., РГАФК, 1997. - 42с.

7.           Голомазов, С.В. Теория и практика футбола. - М.: Физкультура и спорт, 1999. – 126 с.

8.           Голомазов, С.В., Чирва Б.И. Футбол. Тренировка точности юных спортсменов. - М., 1984. - 81с.

9.           Донской Д.Д. Законы движений в спорте./Д.Д. Донской.-М.:Ф и С, 1968.-С. 74-82.

10.      Зациорский В.М. Физические качества спортсмена /В.М. Зациорский. -М.: Фи С, 1990.-С. 158-164.

11.      Коробков, А.В. Физическое воспитание / А.В. Коробков, В.А. Головин, В.А. Масляков. - М.: Высш. школа, 1993. – 463 с.

12.      Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю.Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 385 с.

13.      Кураш, В. П. Формирование у школьников техники игры в футбол на основе развития целевой точности движений: автореф. дис. ...кан. пед. наук. М., 2006. – 122 с.

14.      Лясковский, К. П. Техников ударов / К.П. Лясковский. - М.: ФиС, 1997. – 438 с.

15.      Платонов, В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 286 с.

16.      Подготовка футболистов. Под общей редакцией В.И. Козловского. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 173 с.

17.      Савченко, О. Г. Формирование технико- тактических действий при розыгрыше углового удара у квалифицированных футболистов на основе математического моделирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2009. – 73 с.

18.      Селуянов, В.Н. Проблемы технической подготовки в футболе. Монография / Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Диас С, Ферейра М. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 104 с.

19.      Смирнов, А. А. Техническая подготовка юных футболистов на основе направленного развития функции вестибулярного анализатора: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1988. – 132 с.

20.      Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М: Владос-Пресс, 2002. – 433 с.

21.      Спортивные игры и методика преподавания. Учебник для педагогических факультетов институтов физической культуры. Под ред. Ю.И.Портных. Изд. 2-е перераб. и дополн. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 214 с.

22.      Теоретическая подготовка юных спортсменов / Под ред. Ю.Ф.Буйлина, Ю.Ф.Курамшина. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 455 с.

23.      Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

24.      Уроки по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" в 5–7 классах: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / [В. А. Барков и др.]. – Минск: Сэр-Вит, 2014. – 144 с.

25.      Физическая культура и здоровье. I-XI классы. Учебная программа для общеобразовательных школ. - Мн., НИО, 2009. - 438 с.

26.      Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 1999. – 448 с.

27.      Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд – во АСВ, 2000. – 432 c.

28.      Философия спорта: хрестоматия / сост. А.И. Пешков; Санкт–Петербургский гос. ун–т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: Изд–во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 423 с.

29.      Футбол: типовая учебно-тренировочная про- грамма спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2011. – 211 с.

30.      Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

31.      Чанади, А. Футбол: Техника. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 256с.

Информация о файле
Название файла Методика развития целевой точности средствами футбола на уроках физической культуры и здоровья от пользователя nefakago
Дата добавления 5.5.2020, 17:27
Дата обновления 5.5.2020, 17:27
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 32.36 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 832
Скачиваний 60
Оценить файл